биография добра и зла
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Скачать книгу
О книге «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»
По каким причинам человек ведёт себя так или иначе? Почему он способен разгневаться и в состоянии аффекта совершить преступление или сделать то же самое, трезво продумав каждый шаг? Почему одни люди постоянно помогают другим, а у других крошки хлеба не выпросишь? Когда пытаешься понять мотивы человеческих поступков, появляется слишком много вопросов. В этой книге Роберт Сапольски говорит о поведении человека с точки зрения биологии. Обычно его изучают психология, социология, а вот биология реже становится источником информации. Читая эту книгу, понимаешь, что зря поступки человека раньше не рассматривались с точки зрения биологии.
Автор предлагает подумать, как много общего у человека и его далёких предков. Предлагает поговорить о предрасположенности. Если она есть, то когда появилась? Миллионы лет назад, годы назад, когда формировалась личность родителей, или буквально вчера? В книге внимание уделяется работе человеческого мозга, автор говорит о том, что в течение жизни он постоянно меняется, а значит, может меняться и поведение человека.
В этой книге освещается масса вопросов. Читатели смогут узнать, есть ли наследственная предрасположенность к преступлениям, чем дети из приютов отличаются от тех, кто вырос в полной семье, есть ли разница в том, чтобы простить или принять ситуацию, как работают разные отделы мозга и как они влияют на поступки. Книга очень насыщена информацией, в ней есть пояснения для тех, кто не слишком хорошо разбирается в биологии, поэтому она будет доступна для понимания большому числу читателей.
Произведение было опубликовано в 2017 году издательством Альпина Диджитал. На нашем сайте можно скачать книгу «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.05 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Биография добра и зла
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Переводчики Юлия Аболина, Елена Наймарк, д-р биол. наук
Научный редактор Даниил Марков
Редактор Анастасия Ростоцкая
Руководитель проекта И. Серёгина
Корректоры Е. Аксёнова, С. Чупахина
Компьютерная верстка А. Фоминов
Арт-директор Ю. Буга
Дизайн обложки Pete Garceau
© Robert M. Sapolsky, 2017.
All Rights Reserved
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2019
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Мэлу Коннеру, который научил меня…
Джону Ньютону, который вдохновил меня…
Лизе, которая спасла меня…
Эта книга издана в рамках программы «Книжные проекты Дмитрия Зимина» и продолжает серию «Библиотека «Династия». Дмитрий Борисович Зимин – основатель компании «Вымпелком» (Beeline), фонда некоммерческих программ «Династия» и фонда «Московское время».
Программа «Книжные проекты Дмитрия Зимина» объединяет три проекта, хорошо знакомые читательской аудитории: издание научно-популярных переводных книг «Библиотека «Династия», издательское направление фонда «Московское время» и премию в области русскоязычной научно-популярной литературы «Просветитель».
Подробную информацию о «Книжных проектах Дмитрия Зимина» вы найдете на сайте ziminbookprojects.ru.
И вот на этом самом месте героическое выступление фантазии заканчивается и воображение блекнет. Что я сделаю с Гитлером? Организм реагирует настолько остро, что мне приходится мысленно переключиться на глаголы в сослагательном наклонении, чтобы хоть как-то дистанцироваться от ситуации. Что следовало бы сделать с Гитлером? Стоит дать себе волю, как в голове тут же рисуются картины мщения. Перебить позвоночник в районе шеи так, чтобы его парализовало, но при этом он бы все чувствовал. Ослепить с помощью тупого предмета. Лишить слуха, проткнув барабанные перепонки; вырвать язык. И чтобы он продолжал жить, питался через трубку и дышал на аппарате. Обездвиженный, лишенный возможности видеть, слышать и говорить – только чтобы чувствовал. Впрыснуть ему что-нибудь, из-за чего он заболеет раком, и рак будет изъедать его плоть, и язвы будут расти и расти – пока каждая клетка его тела не возопит в агонии, пока каждый миг существования не превратится в ад. Вот что следовало бы сделать с Гитлером. Вот что я хотел бы сделать с Гитлером. И сделал бы.
В детстве я не однажды проигрывал подобные сцены в воображении. Я и сейчас иногда их себе представляю. И когда я погружаюсь в них, сердце начинает колотиться. Мне становится жарко, кулаки сжимаются. Да, пусть все это случится с Гитлером, самым ужасным злодеем в истории человечества, его душа заслужила самое адское наказание.
Иными словами, у меня в голове мешанина из мыслей и ощущений в отношении насилия, агрессии и соперничества. Как и у большинства людей.
Если бы речь шла о насилии как таковом, то проблема легко решалась бы с помощью интеллекта. СПИД – это безоговорочное зло, значит, искореняем. Болезнь Альцгеймера – тоже. Шизофрения, рак, истощение, болезнетворные бактерии, глобальное потепление, нацелившиеся на Землю кометы – аналогично.
Вот только жестокость не желает помещаться ни в какие списки. И сложность с ней в том, что иногда она – явное зло, а иногда мы ничего против нее не имеем.
Краткие выводы из «Биологии Добра и Зла» Роберта Сапольски
Наконец, я осилил труд Сапольски «Психология добра и зла», где автор вел рассуждения о природе наших самых хороших и самых плохих поступков. Труд вышел воистину монументальным и охватывает все ныне известные факторы влияния на наши решения: от эволюционных и генетических, до культурных и социальных. Все это с железобетонными подтверждениями в виде сотен экспериментов.
Я настоятельно рекомендую эту работу к ознакомлению любому, кто увлекается или хочет увлечься нейробиологической основой нашей модели принятия решений. Ниже приведу только краткие выводы, которые сделал я, хотя это и капля из моря Сапольски.
1. Триединая модель мозга Маклина
Теперь уже никогда не удивишь этим, но наш мозг обладает тремя слоями, если можно так выразиться: ящера, млекопитающего и человека. Однако, интересно, что наряду осознаваемым нами мыслительным процессом, есть ещё вегетативная система регулирования: часть ствола, ответственная за регуляцию нашей жизнедеятельности. Она неразрывно связана с гипоталамусом, который играет роль проводника, связывая эти две сущности. И работает этот маршрут в обе стороны.
Это значить, что почти все наши мысли будут иметь физические проявления и при должной сноровке мы можем взять их под контроль.
2. Миндалевидное тело
… в нашем мозгу отвечает за агрессию, но ещё и за страх и тревогу. Миндалина активирует выработку глюкокортикоидов (кортизола) и адреналина и отвечает и за страхи: врождённые и выученные. То есть её активирует гипоталамус в ответ на любой раздражитель, чтобы та начала выработку необходимых гормонов. А уже потом сигнал идёт к фронтальной коре, чтобы понять, действительно-ли стимул такой страшный. Если нет, то фронтальная кора глушит миндалину и всё становится хорошо. Однако, если часто повторять процедуру (например, среда этому способствует минными обстрелами или нищетой) то путь до миндалины становится сверх-проводимым, а сама она увеличивается, что несёт дополнительный стресс, вспыльчивость и дополнительную агрессию.
Но довольно интересно, что выученные страхи можно разрушать также, как и создавать — через практику и повторение. Face your fear — правдивая правда, которая работает.
3. Фронтальная кора
… отвечает за долгосрочное планирование, категоризацию, анализ и много ещё чего. Но интереснее всего, что именно здесь располагается наше Эго — барьер социальной приемлемости и Воля. Это как рационально мыслящая часть мозга. И формируется она окончательно в 20–25 лет. До этого она функционирует не на полную катушку. Именно поэтому подростки такие подростки.
Занимательно, что утверждение о силе воли и ее конечности верно, ведь наши нейроны действительно устают после долгого возбуждения, а именно так наша кора глушит сигналы всплески не только миндалины, но и мезолимбической системы.
4. Мезолимбическая дофаминовая система
…ответственна за наше поощрение. Выделение дофамина (нейромедиатора, такого желанного нашим мозгом)в ней связано даже не с получением награды, а с ее ожиданием, при этом сила выброса пропорциональна неопределенности полученная награды. Это понятно. Да?
Тут никаких особых выводов, только то, что ожидание праздника, действительно приятнее самого праздника… особенно, если о празднике вы не знаете.
5. Тестестерон
…обычно ассоциируется с агрессией, но вот интересный факт: этот гормон активирует механизм завоевания авторитета и не обязательно это будет достигнуто путем агрессии. Если ситуация располагает, что для повышения авторитета нам нужно внести себя спокойно и мудро, то именно так мы себя вести и будем под воздействием тестестерона. Интересно, как он сам связан с серотонином?
То есть тестестерон по сути нейтрален, но отмечает важность для нас завоевания авторитета на гормональном уровне.
6. Окситоцин
… отвечает за доверие, это уже ясно, как день, однако этот гормон делает нас доверчивыми со своими, а с чужими заставляет вести себя жёстче. То есть крепнет связь Я+Мы, зато слабеет Мы+Они. Таким образом, впрыснув в вену (а лучше в нос) немного окситоцина, люди действительно добреют, но только к людям близкого круга. А всем, кто к этому кругу не принадлежит лучше поостеречься.
В общем, не всегда гормон любви (как окситоцин ещё называют) работает на любовь. Думаю мозги крестоносцев тоже были им наполнены, когда они топили Европу в крови.
7. Стресс
… возникает под воздействием глюкокортикоидов — картизола и преднезалона. При этом, влияние стресса имеет вид перевернутой «U» (параболический). То есть в малых дозах стресс вызывает подъемы настроения и эффективности, но затяжной стресс может в значительной мере их ослабить. (Возможно, во время стресса выделяются эндорфины, которые быстро распадаются). Последний эффект затяжного стресса несёт за собой усиление активности миндалины и ее связи с гипокампом, при этом ослабляя активность коры.
А это значит больше паранойи и меньше здравого смысла.
8. Подростки
… значительно отличаются от взрослых по функционированию мозга: их лобная кора неспособна к полноценной функции из-за незаконченной миелинизации нейронов (белое вещество), так получается, что она не может регулировать эмоции. В дополнение, все обильно приправляется тестестероном и эстрогеном.
Вот так и получается, что подростки не способны к рациональному мышлению, построению прогнозов и до 20-25 лет.
9. Но если говорить о мозге новорожденных,
… то все становится ещё интереснее. В своих работах, Пиаже высказал идею о четырех стадиях развития, однако принимал во внимание только интеллектуальную сторону вопроса. В то время, как эмоциональный интеллект в равной, а то и большей мере влияет на личность. Одновременно можно сказать о высокой роли матери в формировании детей, при этом она не просто даёт еду, но нечто более важное — осознание своей значимости и нужности. Это показывают эксперименты Харлоу на макаках. Интересно, что в развитии каждого ребенка присутствует период, когда его мозг отключает выработку глюкокортикоидов, чтобы стимулировать рост, а безопасность возлагает на мать.
Все эти факторы ослабляют гипоталамус и фронтальную кору, одновременно увеличивая нормальный уровень глюкокортикоидов и размер миндалины, а это в свою очередь ведёт к снижению интеллектуального уровня, усидчивости и росту агрессии в целом. Социальный уровень детства, что удивительно, играет в этом значительную роль.
10. Культура
Если говорить о внешнем факторе, который сильно бы влиял на развитие и принятие решений, то нельзя обойти вниманием культуру. Она начинает проникать в нас ещё, когда мы находимся внутри наших мам, формируя наши вкусы. Далее родители с первыми годами жизни встраивают культуру в наше Я. А после, главенствующую роль могут занимать и сверстники, начиная игры длиной в жизнь.
Выделяют четыре типа воспитания, характерных для каждой из культур (первый — самый крутой):
Теперь о формировании пола. Раньше считалось, что половое самоопределение диктует нам среда, однако, серия проведенных экспериментов показала, что формирование пола происходит в результате тестестероновой активации внутри материнской утробы. При этом, если вмешаться в этого процесс на третьем триместре, то можно повлиять на формирование мозга и получить мальчика в девочке. Однако, влияние не безгранично, можно только повышать и без того предрасположенный мозг.
Удивит вас также и то, что влияние среды может происходить непосредственно на генетическом уровне. То есть и Фрейд, и Харлоу, и учёные генетики параллельно пришли к одним выводам— детство важно.
11. Гены
Поразительно, но укоренившееся мнение о генах имеет две проблемы: те, кто не придают им значения недооценивают их значимость, а те кто считают их святым Граалем сильно преувеличивают. Истина где-то посередине.
У человека есть 20 000 генов, каждый из которых отвечает за производство определенного белка. И у каждого из этих генов есть выключатель, который стартует выработку. Так вот, сами по себе гены ничего не значат, без этих выключателей. А последние в свою очередь очень сильно зависят от окружающей среды. Да настолько, что под ее воздействием может измениться вся последовательность генов, что намного важнее. Это называется эпигенетическими событиями, которые даже могут передаваться следующему поколению.
Все эти факторы, конечно важны, но их влияние зачастую переоценено. Ведь если отвечать на самые интересные вопросы сравнения себя с соседом, то легко перепутать наследственность и наследуемость генов, то есть вероятность наследования и угасание при наследовании.
Все становится ещё более запутано, когда становится ясно, что влияние гена обусловлено средой, а влияние среды — генами. То есть мы можем сказать насколько определенный ген влияет, например, на рост, только в той среде, в которой он изучался. Да и так, сказать, что один ген отвечает за то, а этот за это — невозможно. Их влияние носит незначительный характер.
12. Эволюция и время.
Самой крупной ошибкой, которую совершил наш предок — было создание сельского хозяйства. Именно оно подтолкнуло людей вести оседлый образ жизни и производить излишки, что привело к появлению территориальных конфликтов и социальному неравенству. Вот так время и желание становиться лучше может наносить вред в долгосрочной перспективе. И этот факт доказывает, что эволюция не действует «наперед».
И прежде, чем двигаться дальше, давайте взглянем пристальнее на эволюцию и развеем некоторые предубеждения:
Эволюция, вопреки расхожему мнению, не является видовой или групповой, а зиждется на трёх ногах: индивидуальном отборе (сорри, каждый сам за себя), родовом отборе (помощи близким родственникам) и кооперации или реципрокном альтруизме (я помогу тебе на будущее). Это значит, что ни одно животное не бросится в пасть к тигру, чтобы остальные могли выжить.
Однако, к трехногому табурету, можно добавить и неогрупповой отбор, когда приобретенный всем признак теряет свою значимость. Когда все крутые, никто не крут 🙂
13. Социальный конформизм
Давайте представим, что вы собрались поучаствовать в эксперименте по определению длинны отрезков вместе с восьмью другими испытуемыми. Всё идёт хорошо, пока вам не показывают отрезки, первый из которых явно длиннее. Вы думаете «Изи!». Но вот все остальные говорят, что длиннее второй отрезок. И вот настаёт ваша очередь. Что вы сделаете? Пойдёте против большинства или дадите заведомо неверный ответ, чтобы не выделяться? Я скажу, что с 75% вероятностью — второе.
Социальный конформизм обнаруженный в экспериментах Аша с принятием мнением большинства наглядно демонстрирует нашу жажду принадлежности.
14. Социальный интуитивизм
… предполагает подсознательную сторону морали: мы придерживаемся наших принципов, а уже потом их рационализируем.
15. Эмпатия — что это?
Сие можно выразить словами «Твоя боль становится моей». Но это относится и к «заразительным» эмоциональным состояниям. Самое сложное здесь понять, где грань между тем, что достойно эмпатии, а что нет. Впору вспомнить разделение мы или они, групповой отбор и реципрокный альтруизм (когда мы делаем что-то для кого-то совсем незнакомого, в надежде, что он будет нам должен). Зеркальные нейроны, которые так и просятся наружу, здесь сильно перепиарены: сейчас считают, что именно они отвечают за эмпатию, но это лишь упрощение. Гораздо большее влияние оказывает императив, заложенный в нас с детства, внутренний моральный компас.
Поскреби альтруиста и под ним будет эгоист. То есть почти всегда под чистым альтруизмом состоит реципрокность, и нет ничего плохого в том, чтобы радоваться своей благодетели. Нам всегда проще помогать кому-то знакомому, чем абстрактному.
16. Помните динозавров?
Те, которые отрастили перья, чтобы улучшить теплообмен? Ага, не чтобы летать, а чтобы греться. Это потом эволюция слепила птиц, потому, что могла. С нашим мозгом произошло тоже самое. Он просто не успел эволюционировать и отрастить новые зоны, ответственные за мораль, этику и социальность.
Потому ему так трудно определять метафоры: то и дело путает теплые взаимоотношения и теплый кофе, обрабатывая эти определения одним и теми же нейронными контурами.
Да и в принципе, феномен морали, да и любое наше деяние, самое хорошее или самое плохое, нельзя описать чем-то одним. Целый каскад переменных влияет на нас каждую секунду: эволюционные особенности, фрейминг, гены, среда и экономическое положение, опыт, детство, травмы, окружение, ситуация, уровень нейромедиаторов и взмахи крыльев бабочки на другом полушарии. В общем, основная мысль книги: все зависит от обстоятельств.
В книге также приводится куча всего интересного, что я сознательно опустил, но очень рекомендую ознакомиться.
Всем большое спасибо за внимание. Надеюсь, этот сумбурный конспект будет полезен не только мне. А вам я пожелаю счастья-здоровья и корабль любви.
Ах да, ещё ж канальчик в телеге: контент без воды и рекламы. Теперь точно все ☺
Биография добра и зла
Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Переводчики Юлия Аболина, Елена Наймарк, д-р биол. наук
Научный редактор Даниил Марков
Редактор Анастасия Ростоцкая
Руководитель проекта И. Серёгина
Корректоры Е. Аксёнова, С. Чупахина
Компьютерная верстка А. Фоминов
Арт-директор Ю. Буга
Дизайн обложки Pete Garceau
© Robert M. Sapolsky, 2017.
All Rights Reserved
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2019
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Мэлу Коннеру, который научил меня…
Джону Ньютону, который вдохновил меня…
Лизе, которая спасла меня…
Эта книга издана в рамках программы «Книжные проекты Дмитрия Зимина» и продолжает серию «Библиотека «Династия». Дмитрий Борисович Зимин – основатель компании «Вымпелком» (Beeline), фонда некоммерческих программ «Династия» и фонда «Московское время».
Программа «Книжные проекты Дмитрия Зимина» объединяет три проекта, хорошо знакомые читательской аудитории: издание научно-популярных переводных книг «Библиотека «Династия», издательское направление фонда «Московское время» и премию в области русскоязычной научно-популярной литературы «Просветитель».
Подробную информацию о «Книжных проектах Дмитрия Зимина» вы найдете на сайте ziminbookprojects.ru.
И вот на этом самом месте героическое выступление фантазии заканчивается и воображение блекнет. Что я сделаю с Гитлером? Организм реагирует настолько остро, что мне приходится мысленно переключиться на глаголы в сослагательном наклонении, чтобы хоть как-то дистанцироваться от ситуации. Что следовало бы сделать с Гитлером? Стоит дать себе волю, как в голове тут же рисуются картины мщения. Перебить позвоночник в районе шеи так, чтобы его парализовало, но при этом он бы все чувствовал. Ослепить с помощью тупого предмета. Лишить слуха, проткнув барабанные перепонки; вырвать язык. И чтобы он продолжал жить, питался через трубку и дышал на аппарате. Обездвиженный, лишенный возможности видеть, слышать и говорить – только чтобы чувствовал. Впрыснуть ему что-нибудь, из-за чего он заболеет раком, и рак будет изъедать его плоть, и язвы будут расти и расти – пока каждая клетка его тела не возопит в агонии, пока каждый миг существования не превратится в ад. Вот что следовало бы сделать с Гитлером. Вот что я хотел бы сделать с Гитлером. И сделал бы.
В детстве я не однажды проигрывал подобные сцены в воображении. Я и сейчас иногда их себе представляю. И когда я погружаюсь в них, сердце начинает колотиться. Мне становится жарко, кулаки сжимаются. Да, пусть все это случится с Гитлером, самым ужасным злодеем в истории человечества, его душа заслужила самое адское наказание.
Онлайн чтение книги Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки The Biology of Humans at Our Best and Worst.
Миндалина
Миндалина [22] Термин «миндалина» происходит от греческого ἀμυγδαλή – [амигдале] (спасибо, «Википедия»!), что значит «миндаль», который она отдаленно напоминает. Забавно, что этим же словом называются и гланды – миндалины. Должно быть, больше всего судебных исков в связи с врачебной ошибкой возбуждалось, когда древние греки приходили к врачу удалять гланды. является первичной лимбической структурой; она располагается под корой в височной доле. Если речь идет об агрессии, то в первую очередь обращают внимание на миндалину, она может много чего поведать об агрессивных формах поведения.
Миндалина и агрессия, первые сведения
Мы сейчас познакомимся с научными подходами, которые позволили выяснить роль миндалины в формировании агрессивного поведения, причем исследований на этот счет предостаточно.
Покажите людям изображения, которые вызывают гнев, и миндалина активируется (это продемонстрировано при помощи нейровизуализации). Подайте напряжение на вживленный в миндалину электрод (так делается во время некоторых нейрохирургических операций) – и вот уже испытуемый в ярости.
И что же происходит с агрессией при поражениях миндалины? На этот вопрос отвечают наблюдения за пациентами, которым делали операции на миндалине, но не из-за эпилептических припадков, а чтобы справиться с их агрессивным поведением. В 1970-х гг. подобная психохирургия вызвала яростную полемику. Я имею в виду не господ ученых, переставших здороваться друг с другом на конференциях. Я говорю о взрыве публичного негодования.
В подавляющем большинстве случаев речь идет о редких эпизодах эпилептических приступов, которые начинались с неконтролируемой агрессии. И такие взрывы требовалось как-то смягчить (статьи с описанием подобных синдромов называются примерно так: «Клинические и физиологические следствия стереотаксической двусторонней амигдалотомии при неразрешимой агрессии»). Но представим, что миндалину разрушали не у страдальцев с припадками, а у людей с серьезным послужным списком агрессивных поступков. Именно на такие истории и обрушился весь поток грязи. Возможно, это был полезный опыт. А может, стоит справиться у Оруэлла. Это длинная и темная история, и я приберегу ее для другого раза.
И что, разрушение миндалевидного тела у человека и вправду снижает агрессию? Когда дело касается агрессивного взрыва, с которого начинается припадок, то да, несомненно, да. Но при операциях, цель которых – удержать в рамках агрессивное поведение, то… ну-у-у… наверное. Ведь при разнородности хирургических подходов и диагнозов у пациентов, при отсутствии современных инструментов нейровизуализации, показывающих в деталях, какие части миндалевидного тела были разрушены в каждом конкретном случае, при расплывчатости поведенческих критериев и описаний (в статьях «успешность» результатов оценивается в диапазоне от 33 до 100 %) нельзя сделать однозначный вывод. Так что эта операция почти никогда не практикуется.
Другая функция миндалины выходит на сцену
Следовательно, у людей именно миндалина отвечает за угрозу, пусть даже та совершенно эфемерная, проходящая только на бессознательном уровне.
То же самое происходит и с другими приматами. Например, выращенных в питомниках обезьян, которые никогда не сталкивались со змеями – равно как и с искусственными цветами, проще научить бояться первых, чем вторых. Как мы увидим в следующей главе, феномен подготовленного обучения выражается и в том, что нам легче научиться бояться людей с определенным типом внешности.
Размытость между врожденным и усвоенным страхом прекрасно накладывается на структуру миндалины. Эволюционно древняя центральная миндалина играет ключевую роль во врожденных фобиях. К ней прилегает базолатеральная миндалина (БЛМ), которая развилась позднее и немного напоминает сложную современную кору. Именно БЛМ учится новым страхам и посылает их в центральную миндалину.
Нейроны БЛМ, которые в результате формирования условного рефлекса начали реагировать на звук, могли бы точно так же стать «участниками» условного рефлекса на свет. Другими словами, эти нейроны реагируют на сущность стимуляции, а не на его конкретику. Более того, если стимулировать эти нейроны электродами, то крысы быстрее закрепляют условный рефлекс страха. То есть снижается порог для установления новой связи. А если стимулировать слуховые нейроны безо всякого звука (т. е. давать слуховой стимул напрямую на нейроны, доставляющие звуковую информацию к миндалине) одновременно с электрическим ударом, то все равно получите условный рефлекс страха на звук. Так конструируется обучение ложному страху.
Почему так? Ведь эти люди правила игры понимают, дают здравые стратегические советы другим игрокам. Более того, когда они считают, что играют с компьютером – т. е. участвуют в несоциальной версии игры, – то принимают те же решения, что и контрольные индивиды. Нет причин говорить и о каких-то задуманных многоходовках, в которых столь несоразмерная щедрость могла бы в конечном счете окупиться. Если задать им соответствующий вопрос, то окажется, что и у них, и у группы контрольных игроков одинаковые ожидания касательно уровня взаимности.
Миндалина – часть взаимосвязанной структуры мозга
Некоторые информационные входы в миндалину
Тут нужно понимать, что в миндалину поступает информация не совсем или даже совсем не точная, т. к. точность – это ведомство коры. И, как мы увидим в следующей главе, из-за этого случаются трагичные курьезы, когда, например, миндалина решает, что перед носом размахивают пистолетом, а в действительности это просто телефон.
Примечательно, что у людей та же самая область активируется и при упоминании о чем-то отвратительном с морально-этических позиций: нарушении общественных норм или людях, опозоренных в глазах общественности. Возбуждение в области островка вызывает возбуждение в миндалине. Если кто-то в игре повел себя гадко и эгоистично, то по возбуждению в островковой зоне и миндалине можно предсказать, насколько велики будут недовольство и жажда мщения. Все это имеет отношение только к социальному поведению – если вас нагло обыгрывает компьютер, островок и миндалина не возбуждаются.
Активируется островковая зона и тогда, когда едят тараканов или воображают сей прелестный процесс. То же происходит, если соседнее племя сравнивается в мыслях с этими отталкивающими насекомыми. Мы скоро увидим, что здесь ключ к тому, как наш мозг отображает «мы и они».
И наконец, миндалина получает тысячи сигналов из лобной коры. Вскоре мы узнаем и об этом.
Некоторые информационные выходы из миндалины
Двусторонние связи. Ниже я расскажу о том, что миндалина ведет диалог со многими областями мозга, включая лобную кору, островок, центральное серое вещество, а также с сенсорными нейронами, настраивая по-своему их возбудимость.
Это подразумевает два важных следствия. Первое состоит вот в чем. И половое поведение, и агрессия активируют симпатическую нервную систему, а она, в свою очередь, влияет на поведение. Сходные обстоятельства будут восприниматься по-разному на фоне различных сердечных ритмов: когда сердце учащенно колотится или когда оно спокойно, размеренно стучит. Значит ли это, что в зависимости от картины возбуждения автономной системы мы по-разному ощущаем окружающий мир? Нет, не значит. Но все же обратная связь автономной нервной системы влияет на ощущения – она меняет их интенсивность. Об этом подробнее рассказывается в следующей главе.
Давайте теперь подытожим все, что узнали о миндалине. Лавируя между сознательной упрощенностью и научной сложностью, мы вывели самое важное – двойственную роль миндалины в оформлении агрессии и страха (некоторых из его сторон по крайней мере). Страх и агрессия могут и не быть тесно взаимоувязаны – испуг необязательно вызывает агрессию, а агрессия не всегда коренится в страхе. Обычно страх увеличивает агрессию у тех, кто склонен проявлять ее. А подчиненные индивиды, которые не имеют возможности выказать свою агрессию без риска, от страха ведут себя прямо противоположным образом.
А теперь мы двинемся дальше, к следующей области мозга – второй из тех трех, о которых нам нужно знать поподробнее.