биография гурилева композитора кратко
Биография гурилева композитора кратко
Гурилев Александр Львович
«В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. «Однозвучно гремит колокольчик», «Вот мчится тройка почтовая», «Соловей мой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Люблю русский романс доглинкинской эпохи. », — писал Г. Свиридов в книге «Музыка как судьба».
Среди композиторов «доглинковской эпохи», писавших романсы видное место занимает Александр Львович Гурилев, чьи произведения упомянул Свиридов.
Александр Гурилев родился в Москве 22 августа (3 сентября) 1803 г. в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева — композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти, руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой.
Музыке Гурилев обучался у отца, а также у домашних учителей Орловых — знаменитого пианиста Джона Филда и по композиции у Иосифа Геништы. Уже в детстве он проявил незаурядные музыкальные способности.
В 1831 г. после смерти графа Орлова, отец и сын получили вольную и обосновались в Москве. Здесь Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог. Александр Львович много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку. Собирал и обрабатывал народные песни (сборник «Сорок семь избранных народных русских песен. Для голоса с фортепьяно»). Участвовал в квартете князя Н.Б.Голицына, сблизился с А.Е.Варламовым.
Его произведения пользовались большой популярностью у публики.
Умер Гурилев в Москве 30 августа (11 сентября) 1858 г.
Соборная площадь в Московском Кремле
Музыкальное наследие:
Обработки русских народных песен для голоса с фортепиано
Этапы творческого пути:
Семья Гурилева получила вольную
Сборник «Избранные народные песни»
Написан один из самых известных романсов Гурилева «Колокольчик»
Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Гурилёв Александр
Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.
↑ Детство
Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.
↑ Биография
Получил вольную и начал жить как свободный человек Гурилёв только в 1831 году, после смерти его отца. Его семья смогла войти в общество Москвы. С этого момента начинается активная композиторская жизнь Гурилёва. Музыкант полностью посвящает жизнь сочинению музыкальных произведений.
Будучи в полной власти своего любимого дела, Александр становится известным в светских кругах. Его приглашают выступать на концертах, он даёт уроки по фортепиано во многих знатных домах. Интеллигенция испытывает исключительную симпатию к этому человеку.
Несмотря на профессиональный успех, жизнь протекала не без преград и тягот. Материальное положение Александра было слишком шатким. В конце концов, перипетии судьбы сломили его здоровье. Нищая жизнь композитора на Неглинке вызвала многочисленные болезни.
Психика истощенного Александра тоже была подорвана. Постоянные переживания совершено расшатали нервы. И почти на 10 лет музыкант был прикован к больничной кровати. Умер Гурилёв, несмотря на свою популярность, безвестно и одиноко 30 августа 1858 года. Ведь семью у него так и не получилось создать. Только через несколько дней газеты сообщили о кончине русского пианиста.
↑ Творчество
В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов. Однако не все из них были представлены широким массам. Только 90 уникальных произведений были опубликованы. Также был оформлен сборник «Избранных народных песен». В него вошли 47 переделанных версий песен народного фольклора.
Творчеству Гурилёва соответствует экспрессия. Такие приемы использовались в XIX веке напевам цыганских исполнителей. Их относят к разряду весёлых, танцевальных и молодецких песен. Очень много романсов положено на стихи русских поэтов. Одним из его любимых писателей был М.Ю. Лермонтов. Их связывает друг с другом устремлённость к счастью и грустные осознание того, что его невозможно достичь.
Гурилёв чётко передавал настроение стихов Михаила Юрьевича, а его романсы считаются лучшими среди всех написанных интерпретаций. Среди других их выделяет тонкость фортепианной игры и лирический монолог. Глубокий лиризм отразился также в романсах написанных на произведения Алексея Кольцова. Здесь широко отразился художественный портрет композитора. Каждая нота пропитана элегически-романтическим настроением, тоской, мягкостью и одиночеством.
Вся вокальная лирика музыканта была собрана посмертно в двухтомниках Е.А. Стемпневской. В книги вошли даже рукописные заметки и автографы композитора. Писательница попыталась расставить все его романсы в хронологическом порядке, однако это было трудно сделать. Драматизм неотрывно преследует музыкальное творчество Александра Львовича.
Также многие его романсы созданы в ритме вальса. Этот темп был очень популярен в первой половине XIX столетия. Активно Гурилёв участвует в развитии танцевальной музыки. Из-под его пера вышли множество мазурок, полек, полонезов и вальсов, которые покоряли светские салоны. Что касается фортепианной игры, то следует обратить внимание на миниатюры и циклические вариации.
Некоторые произведения Гурилёва просты, в основном они исполнялись любителями на приемах. Другие же отличаются своей виртуозностью. Он умел сочетал русскую песенность и итальянскую кантилену. Современники за их самобытность и мастерство даже причисляют композитора к одним из выдающихся музыкантов-виртуозов XIX века.
↑ Знаменитые произведения
↑ Интересные факты
Творчество Александра Гурилева оказало огромное влияние на русское искусство. Его положительное воздействие можно до сих наблюдать во многих музыкальных произведениях новых композиторов. Отдельно стоит выделить и душевные романсы музыканта, которые так ценятся и чувствуется народом.
Биография гурилева композитора кратко
А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов — Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.
С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения — в первую очередь вокальные — становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.
Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни», изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.
Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева «И скучно, и грустно», «Оправдание» («Когда одни воспоминанья»), «В минуту жизни трудную». Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.
Драматизированное прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов «Разлука», «Кольцо» (на ст. А. Кольцова), «Бедная девушка ты» (на ст. И. Аксакова), «Я говорил при расставаньи» (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому «русскому бельканто», в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.
Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в «разудалых, молодецких» песнях в народно-плясовом духе, таких, как «Песня ямщика» и «Пригорюнюсь ли я». Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре «русской песни». Таковы романсы «Грусть девушки», «Не шуми ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», знаменитый «Колокольчик» и др.
Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов — А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы «Иван Сусанин» («Не томи, родимый») и на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди», приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева «выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы».
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса — П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева — ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания — нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь — П. Чайковского.
Популярная музыка от р.Х. до наших дней. Мой музыкальный блог.
понедельник, 6 сентября 2021 г.
Композиторы русского романса. Гурилёв Александр Львович (1803 – 1858 гг.).
Александр Львович Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Льва Степановича Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.
Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста под руководством отца он начал заниматься музыкой. Музыкальный талант Александра проявился рано, но официального музыкального образования крепостной получить не мог. Приходилось довольствоваться уроками отца и играть на скрипке и альте в графском оркестре. Правда, позже он брал частные уроки у известных музыкальных педагогов Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.
С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения — в первую очередь вокальные — становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Александр Львович приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.
Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни», изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.
Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения композитора обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Александр Львович явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева «И скучно, и грустно», «Оправдание» («Когда одни воспоминанья»), «В минуту жизни трудную». Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.
Драматизированное прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов «Разлука», «Кольцо» (на ст. А. Кольцова), «Бедная девушка ты» (на ст. И. Аксакова), «Я говорил при расставаньи» (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому «русскому бельканто», в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.
Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в «разудалых, молодецких» песнях в народно-плясовом духе, таких, как «Песня ямщика» и «Пригорюнюсь ли я». Многие романсы Александра Львовича написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре «русской песни». Таковы романсы «Грусть девушки», «Не шуми ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», знаменитый «Колокольчик» и др.
Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов — А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы «Иван Сусанин» («Не томи, родимый») и на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди», приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева «выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы».
Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса — П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева — ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания — нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь — П. Чайковского.
Несмотря на успех сочинений, Александр Львович провёл жизнь в бедности, зарабатывая в основном частными уроками музыки. Хотя имя композитора в русских музыкальных кругах уже стало широко известно, бороться за выживание было непросто — тем более человеку, предназначение которого была отнюдь не борьба, а музыка. Тяжелое материальное положение приводит к нервному истощению и психическим срывам. В конце концов, психическая болезнь приковала Гурилева почти на десять лет к больничной койке.
О его кончине 11 сентября 1858 года долго не знали. Лишь через несколько дней о ней оповестил газетный некролог.
Композитор оставил огромный список своих авторских сочинений: фортепьянные пьесы, вальсы, мазурки, обработка народных песен, циклы вариаций на темы Алябьева, Варламова, Глинки и др., в том числе концертная фантазия на темы из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа». Но более всего он прославился сочинением вокальных произведений, точное число которых до сих пор установить невозможно. Некоторые из них приобрели статус народных песен.
Романсы А.Л. Гурилева (выборка).
Бедная девушка ты (слова К. С. Аксакова)
Бог с вами, я вас больше не люблю (слова Н. П. Грекова)
Боже, как же мне быть (слова неизвестного автора)
В морозную ночь я смотрел (слова И. Макарова)
Вам не понять моей печали (слова А. Н. Бешенцова)
Век юный, прелестный (слова Н. Коншина)
Внутренняя музыка (слова Н. П. Огарёва)
Воспоминание (слова А. Дьякова)
Вьётся ласточка сизокрылая (слова Н. П. Грекова)
Грусть девушки (слова А. В. Кольцова)
Деревенский сторож (слова Н. П. Огарёва)
Долго ли же будешь, сердце, ты томиться (слова П. Т.)
Домик-крошечка (слова С. М. Любецкого)
Жил-был один муж старый
Зимний вечер (слова Н. П. Огарёва)
Золотистые, шелковые кудри
И скучно, и грустно (слова М. Ю. Лермонтова)
К дедушке (слова А. Жаркова)
К фонтану Бахчисарайского дворца (слова А. С. Пушкина)
К черноокой (слова В. Г. Бенедиктова)
Как от ветки родной
Колокольчик (слова А. В. Кольцова)
Колыбельная песня (слова П. Каменского)
Коровушка (обработка русской народной песни)
Майские ночи (слова Н. П. Грекова)
Матушка-голубушка (слова С. Ниркомского)
Месяц встал и озаряет сад серебряным лучом (слова И. Грузинова)
Молитва (В минуту жизни трудную) (слова М. Ю. Лермонтова)
Не одна во поле дороженька
Не спрашивай, не вызывай признанья (слова А. Н. Струговщикова)
Не шуми ты, рожь (слова А. В. Кольцова)
Нет, не тебя так пылко я люблю (слова М. Ю. Лермонтова)
Однозвучно гремит колокольчик (слова И. И. Макарова)
Она миленькая (слова неизвестного автора)
Оправдание (Когда одни воспоминанья) (слова М. Ю. Лермонтова)
Осенний день (слова Н. П. Грекова)
Отвернитесь, не глядите (слова А. В. Кольцова)
Отгадай, моя родная (слова Е. Крузе)
Падучая звезда (слова И. Макарова)
Песнь моряка (слова Н. П. Грекова)
Песнь ямщика (Аль опять не видать) (слова К. Бахтурина)
После битвы (слова Н. Ф. Щербины)
Право, маменьке скажу (слова Ю. Масальского, перевод с польского Н. В. Берга)
Прости, прощай страна родная
Путник (слова Н. П. Огарёва)
Радость-душечка (слова П. А. Вяземского)
Разлука (на заре туманной юности) (слова А. В. Кольцова)
С песней душа улетит (слова неизвестного автора)
Сарафанчик (слова А. И. Полежаева)
Сердце-игрушка (слова Э. И. Губера)
Серенада (слова Н. П. Грекова)
Слеза (слова Н. П. Грекова)
Смолкни, милая певица
Ты — гений, дева неземная (слова И. Кожухова)
Уж как пал туман (слова неизвестного автора)
Улетела пташечка (слова С. Сельского)
Чёрный локон (слова А. Б)
Я вечор в саду гуляла (слова А. Дельвига)
Я говорил при расставании (слова А. А. Фета)
ГУРИЛЕВ, АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ
ГУРИЛЕВ, АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ (1803–1858), русский композитор, пианист, педагог.
Родился в Москве 22 августа (3 сентября) 1803 в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева (1770–1844) – композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти (1729–1802), руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой. Обучался у отца, играл в оркестре на скрипке и альте, а также у домашних учителей Орловых – знаменитого пианиста Джона Филда (1782–1837) и по композиции у Иосифа Геништы (1795–1853). В 1831 семья получила вольную и обосновалась в Москве. Здесь Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог. Участвовал в квартете князя Н.Б.Голицына, сблизился с А.Е.Варламовым. В последние годы жизни страдал тяжелым психическим заболеванием. Умер Гурилев в Москве 30 августа (11 сентября) 1858.
Расцвет творчества Гурилева приходится на 1840-е годы и связан с вокальной лирикой – романсами и «русскими песнями», некоторые из них несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами). Среди популярных романсов – Оправдание, И скучно, и грустно на стихи Лермонтова, Разлука (На заре туманной юности) на стихи Кольцова. Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849). Будучи искусным пианистом, он оставил довольно большое наследие в этой области, в основном вариации и миниатюры (в их числе вариации на тему из оперы Жизнь за царя Глинки и вариации и транскрипции песен Варламова и Алябьева). Лирика Гурилева по сравнению с творчеством его современников, тоже мастеров московской школы – Варламова и Алябьева, отличается камерностью, близостью к бытовому музицированию, элегичностью (иногда до сентиментальности), а также соединением песенности с элементами бельканто.