биография художника и грабаря
Игорь Грабарь
русский художник и искусствовед
Игорь Грабарь (фрагмент автопортрета, 1934)
Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей.
Он мечтал стать художником и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов.
В 1894 году Грабарь поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры.
В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916).
Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С.А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В.И. Ленину. Продолжает он и пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954).
До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века.
Скончался Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве.
Поэт русской зимы Игорь Грабарь
На 150-летие со дня рождения выдающегося художника
Игорь Эммануилович Грабарь Конечно, при упоминании имени художника Игоря Грабаря мы в первую очередь вспоминаем его картину из Третьяковки «Хризантемы», которые хочется потрогать, и удивительный, разный, невозможный, прекрасный снег, написанный им в сотнях (!) полотен.
«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал художник, изобразивший роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца. Стремясь передать изменчивую игру освещения, Грабарь использовал густые, рельефные неоимпрессионистические мазки.
Жёлтые мохнатые шары хризантем прекрасны, но сильно впечатляет и гранёный стакан на первом плане, состоящий, при ближайшем рассмотрении, из мельчайших пушистых мазков разных цветов, формирующих перламутровые грани – иллюзию, субстанцию стекла. Вблизи эта рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. Это и называется импрессионизмом.
И. Грабарь. Хризантемы. 1905 г. ГТГ
Грабарь не раз использовал технику исчезающих граней стакана в натюрмортах, например, в картине «Неприбранный стол» (1907). Но пустой гранёный стакан в «Хризантемах» остается для многих непревзойдённым шедевром передачи эффекта прозрачного стекла.
И. Грабарь. Хризантемы, 1905 г. (фрагмент)
Вблизи эта рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней
И.Э. Грабарь служил искусству как живописец и историк искусства, художественный критик, архитектор и реставратор, педагог и музейщик. Его творческий путь как художника составил более шести десятилетий. Почетное звание Заслуженного деятеля искусств, учреждённое в СССР в 1928-м г., первым получил именно Грабарь.
26 марта (13 по ст.ст.) исполняется 150 лет со дня рождения этого выдающегося мастера.
Русин по национальности, Игорь Грабарь родился в 1871-м г. в Австро-Венгрии, в Будапеште. Когда ему было 5 лет, семья из-за русофильских взглядов отца, юриста и депутата венгерского парламента, была вынуждена эмигрировать в Россию. В Егорьевске Рязанской губернии отец будущего художника Эммануил Грабарь стал учителем местной гимназии.
После окончания гимназии Игорь учился в московском лицее, мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал выставки и Третьяковскую галерею.
Осенью 1889 г., крайне стеснённый в средствах, Грабарь поступил в Санкт-Петербургский университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. Одарённый 18-летний юноша зарабатывал в этот период на жизнь в журналах – сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для популярного журнала «Нива», составлял биографии художников-классиков.
В Академии Художеств он оказался учеником в мастерской у И. Е. Репина, учился также у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни.
Соскучившийся по Родине художник был ошеломлён красотой русской зимы и в Подмосковье написал наиболее известные свои полотна
Летом 1895 г. на каникулах Грабарь осуществил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его потрясли мастера эпохи Возрождения, а в Париже – импрессионисты и постимпрессионисты. Грабарь до 1900 г. ездил по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования». Побывал в США, Египте и Турции.
По возвращении в Россию соскучившийся по Родине художник был ошеломлён красотой русской зимы и в Подмосковье написал наиболее известные свои полотна: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др. Он учитывал достижения французов, однако старался писать «по-русски», учитывая «вещественность и реальность».
И. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903 г.
«Февральскую лазурь», которую автор назвал самым значительным своим произведением, теперь хранящуюся в Минске, считают величественным портретом берёзы, на которую автор глядит восхищённо, снизу вверх (низкая точка зрения относительно линии горизонта открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета), из глубокой траншеи в снегу, которую он сам вырыл и в которой работал, невзирая на морозы, переполненный радостью.
И. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г.
Вот как вспоминал художник:
В этих полотнах Грабарю удалось создать обобщённый образ русской природы
«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
В один сеанс мастер набросал этюд будущего произведения, а потом писал берёзы в лазури две недели, стараясь передать лучезарное настроение природы в ожидании весеннего пробуждения.
«Мартовский снег» – «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре» – художник тоже написал на пленэре, «с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». Согласимся: в этих полотнах Грабарю удалось создать новый, после русских пейзажистов XIX в., обобщённый образ русской природы.
И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. ГТГ
В наследии живописца есть немало работ, где изображены и другие времена года, однако он утверждал, что ни весенний, ни летний, ни даже осенний пейзажи не вызывали в его воображении такого живописного задора и вдохновения, как зимний.
И. Грабарь. Цветы и фрукты на рояле. 1904 г. ГРМ
В 1905–1908 гг. зимняя тема вылилась у Грабаря в попытки передать «неуловимое» – изображение инея в разное время дня.
«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
Грабарь создал более сотни работ, посвящённых зимнему убранству деревьев, составивших сюиту «День инея».
И. Грабарь. Зимнее утро. 1907 г.
1910–1923 гг. художник называл периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он осуществил издание первой «Истории русского искусства» в 6 томах (1909–1916), написал для неё важнейшие разделы, выпустил монографии о художниках Серове и Левитане.
С 1913 г. в течение 12 лет Грабарь возглавлял Государственную Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы, перестраивая экспозицию. После революции он многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. Многим известно о его тесном сотрудничестве со знаменитым подвижником отечественной реставрации Петром Барановским.
После революции он многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения
Как реставратор, ценитель и спаситель русских древностей, Игорь Грабарь призывал:
«Берегите свои памятники, новгородцы, псковичи, владимировцы, суздальцы, ростовцы и вы все, счастливые потомки великих народных строителей, сумевшие сберечь эти несравненные создания до наших дней. Берегите их, ибо, когда к нам будут ездить так же, как сейчас ездят в Италию, а это время не за горами, они явятся источниками вашего благополучия и наполнят ваше сердце гордостью».
И. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914 г.
В 1918-м г. по инициативе Грабаря были созданы Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые сегодня носят его имя. По признанию Игоря Эммануиловича, он согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Грабарь стремился сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам учёных – химиков, физиков и микробиологов. Именно благодаря такому подходу удалось спасти немало из художественного наследия русских живописцев. Здесь были открыты и спасены также многие произведения древнерусского искусства XI–XIV вв. – иконы, монументальные росписи – и заложены фундаментальные основы его научной истории.
И. Грабарь. Сийский монастырь. 1920 г.
В более поздние годы художник заведовал Музеем-усадьбой «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова.
И. Грабарь. Разъяснивается. 1928 г. ГРМ
С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь много занимался живописью и особенно портретом. Он изображал своих близких, учёных и музыкантов. Лучшими работами художник считал «Портрет матери» (1924), «Светлану» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина» (1935). Широко известны два автопортрета художника – «Автопортрет с палитрой» (1934) и «Автопортрет в шубе» (1947). Грабарь оставил немало портретов деятелей советской культуры.
И. Грабарь. Портрет К.И. Чуковского. 1935 г.
И. Грабарь. Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир». 1941 г.
Вновь и вновь мастер обращался к зимним мотивам, к не отпускавшей его теме инея: «Роскошный иней» и «День инея» (обе – 1941), «Иней» (1952), «Иней при восходе солнца» (1955). В Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева автору этих строк запомнилась картина «Иней. Солнце поднимается. 1941 г.»
И. Грабарь. Иней. Солнце поднимается. 1941 г.
И. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. 1941 г.
Работа Грабаря «Берёзовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последним приношением художника природе Подмосковья, любимому образу – русской берёзе.
И. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940 г. ГТГ
Игорь Грабарь сыграл огромную роль в распространении в России научных принципов искусствознания
Специалисты утверждают, что Игорь Грабарь сыграл огромную роль в распространении в России научных принципов искусствознания, окончательно оформившихся в советское время, и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в плотной связи с общим развитием национальной культуры.
Кончина застала народного художника СССР, действительного члена Академий Наук и Художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР 16 мая 1960 г. за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства».
«Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», – сказал о нем С. В. Герасимов.
Игорь Эммануилович Грабарь
Фото Все
Видео Все
Картины жизни Игоря Грабаря. Документальный фильм (2017)
Спасённые шедевры России. Игорь Грабарь | History Lab
Экскурсия по выставке «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения”.
Игорь Грабарь — биография
Игорь Грабарь – русский и советский живописец, которого часто называют «художником русской зимы». Вел активную общественную деятельность по популяризации искусства, внес большой вклад в реставрацию и сохранение культурного наследия страны.
В 2021 году исполнилось 150 лет со дня рождения российского и советского художника Игоря Грабаря. Вся жизнь этого удивительного человека была связана с творчеством: он создавал великолепные пейзажи, реставрировал старинные полотна, вел научную деятельность.
Даже далекие от искусства люди знают его картину «Февральская лазурь», репродукцию которой включали в советские учебники и хрестоматии. Мастер заставил мир по-новому взглянуть на импрессионизм, добавив в него ни с чем не сравнимую индивидуальную трактовку.
Детство и юность
Живописец родился 21 марта 1871 года в столице Венгрии. Отец мальчика, Эммануил Грабарь, в те годы строил успешную политическую карьеру: в конце 1860-х он был избран в депутаты венгерского парламента. Его супруга Ольга вела общественно-просветительскую работу, за что позднее оказалась в числе ключевых обвиняемых по политическому делу, возбужденному австрийскими властями. Преследование русских в Галиции теперь принято называть «процессом Ольги Грабарь».
Будучи депутатом, Эммануил Иванович активно выступал против мадьяризации славянского населения. Разумеется, это очень не нравилось венгерским властям, которые подвергали гонениям инакомыслящих. Когда угроза тюремного заключения стала более чем реальной, парламентарий был вынужден покинуть Венгрию. Приютом для Эммануила Грабаря и его семьи стала историческая родина – Россия.
Оказавшись в Рязанской губернии, Игорь поступил в школу Егорьевска. К тому времени стало ясно, что мальчик необычайно талантлив в рисовании. Впервые вдохнув запах масляных красок, юноша почувствовал, что счастье переполняет его: более сладостного аромата он не ощущал всю свою дальнейшую жизнь. Грабарь сблизился с учителем рисования, в мастерской которого проводил часы, «изводя тонны бумаги».
Игорь Грабарь
Получив начальное образование, будущий художник стал студентом лицея цесаревича Николая. Это был непростой период в биографии молодого человека: он оказался среди детей состоятельных родителей, которые то и дело насмехались над его бедностью. Студенческие годы не были для Грабаря счастливыми – окончив лицей, он смог наконец вздохнуть с облегчением.
Единственное, что радовало юношу – появившаяся возможность прикоснуться к искусству. В те годы в Москве часто проходили различные выставки, куда со всех ног устремлялся молодой живописец. Он мог часами бродить по галереям, наслаждаясь полотнами великих мастеров: Репина, Перова, Куинджи и Крамского. Игорь буквально растворялся в каждом холсте, пытаясь проникнуть как можно глубже и понять замысел автора в мельчайших деталях.
На выходных лицеист неизменно отправлялся в Третьяковскую галерею, где знакомился с людьми из мира искусства. В Московском обществе любителей художеств тогда были рисовальные классы, куда записался начинающий творец.
Несмотря на нелюбовь к лицею, учебу Игорь закончил на отлично, и даже получил золотую медаль. После перебрался в Северную столицу, где поступил на юридическое отделение Петербургского университета. «Город белых ночей» пленил молодого человека на всю оставшуюся жизнь.
В отличие от лет, проведенных в лицее, об университетских годах Грабарь отзывался с теплотой и ностальгией. Параллельно с юриспруденцией студент изучал историю и филологию, составлял биографии художников, писал рецензии и обзоры на работы живописцев. Петербург словно окрылил юношу, дал силы двигаться в нескольких направлениях: изобразительном искусстве, литературе, науке. В этот же период творчество Игоря начало приносить первые плоды.
Раннее творчество
Первая получившая признание работа Грабаря — картина «Крыша под снегом», созданная им в 1889 году. По совету учителей начинающий художник поступил на обучение к прославленному преподавателю Павлу Чистякову, под чьим крылом когда-то выросли Врубель, Серов и Репин. Окончив университет в 1894 году, молодой человек стал студентом Академии художеств.
Художник Игорь Грабарь
После года обучения Игорю выпала возможность отправиться в заграничную поездку. Побывав в Германии, Франции и Италии, восторженный художник воочию увидел шедевры великих мастеров прошлых столетий. Его восхищала венецианская живопись и все, что связано с итальянской культурой.
Но главным, что захватило сознание путешественника, стал парижский импрессионизм. Побывав в лавке известного арт-дилера Амбруаза Воллара, Грабарь открыл для себя творчество Ван Гога, Сезанна, Гогена.
Вернувшись в Россию, художник усомнился в необходимости продолжать образование в Академии. Теперь он смотрел на живопись совершенно другими глазами. Какое-то время Игорь посещал популярную тогда художественную студию Репина, но вскоре покинул и ее. Талантливый парень осознавал, что академическое обучение уничтожает в нем свежесть мысли и естественность исполнения. Искать иной преподавательский подход молодой человек вновь отправился в Европу.
Оказавшись в Мюнхенской мастерской Антона Ашбе, Грабарь наконец ощутил себя «в своей тарелке». В первые же месяцы он завоевал доверие директора, который вскоре назначил его старостой класса и поручил заниматься с новичками. Впоследствии Игорь Эммануилович стал руководителем одного из филиалов мастерской.
В Мюнхене живописец прожил около пяти лет – с 1896-го по 1901-й год. Здесь он создавал полотна, учил студентов, изучал работы скульпторов, архитекторов, живописцев. После поездки в Париж вдохновленный творец окончательно осознал, что будет развиваться только в сторону импрессионизма.
Художник, искусствовед и архитектор
После посещения парижской художественной выставки в 1900 году Грабарь многое переосмыслил. Он понял, что истинный художник должен переносить на холст родные ему реалии. В своих мемуарах Игорь Эммануилович писал, что, увидев на выставке полотна Мане, Курбе и Милле он укрепился в желании изображать близкую сердцу жизнь.
«Луч солнца»
Вернувшись из поездки, живописец вступил в творческий союз «Мир искусства». С его основателями он начал сотрудничать еще в мюнхенский период, а теперь стал полноправным членом объединения. Грабарь писал критические обзоры и рецензии выставок, которые пользовались авторитетом в мире творческих людей. Поначалу Игорь переживал, что в сознании общественности он представляется лишь критиком, и в качестве художника его вряд ли воспримут. Эти тревоги оказались совершенно беспочвенными: на очередной выставке «Мира искусства» в 1902 году он выставил десять полотен, каждое из которых публика приняла благосклонно. Успех закрепила покупка картины «Луч солнца» Третьяковской галереей.
Основой работы «Мире искусства» была популяризация изучения собственных корней каждым его членом. Увлеченный этой идеей, Грабарь стал все глубже изучать искусствоведение. Главным ориентиром художника стал Александр Бенуа, создавший труд «История русской живописи в ХIХ веке». Работа же Игоря Эммануиловича называлась «История русского искусства», изначально опубликованная издательством Иосифа Кнебеля. Этот труд стал главнейшим достижением в искусствоведческой деятельности автора. После выхода книги Грабарь был признан крупным российским искусствоведом и сильным специалистом по русской живописи.
Разумеется, творческая биография художника не была идеально гладкой. Занимаясь научной работой, он ловил себя на мысли, что упускает себя, как живописца. Он даже писал, что с радостью скинул бы груз архивов, исторических справок и прочих исследований, чтобы заняться любимым делом. Но совмещать искусство и науку об искусстве все же пришлось.
После проведения масштабной экспозиции собственных работ в 1909 году Игорь Эммануилович полностью отдался научной и архитекторской работе, поэтому почти пять лет не прикасался к палитре. Его знакомая, вдова врача Г. Захарьина искусствовед спроектировал мемориальный больничный комплекс, посвященный памяти умершего наследника семьи Захарьиных. В результате получилось здание, в котором четко прослеживалась увлеченность автора стилем итальянского архитектора Андреа Палладио.
Архитектура не стала основным видом деятельности Игоря: вскоре он вновь погрузился в «Историю русского искусства». К 1914 году было выпущено уже пять частей научного цикла. Помимо этого, писатель трудился над монографиями о знаковых русских живописцах.
Во время революции издание «Истории» прекратилось, но автор о своем детище не забыл. Много лет спустя, уже в советские годы, Грабарь вернулся к этому масштабному труду. В середине 1950-х выпуск многотомной научной работы возобновился.
В 1913 году Игорь Эммануилович возглавил попечительский совет Третьяковской галереи. На этой высокой должности живописец проработал до 1925 года.
Мало кто знает, что именно Грабарь способствовал тому, что частная галерея Третьяковка преобразовалась в огромный музей всесоюзного значения. Руководитель провел реформы, касающиеся размещения полотен, что вызвало неоднозначную реакцию в творческом сообществе. Войдя в обновленные залы Третьяковки, Суриков увидел свою «Боярыню Морозову» и обомлел. Теперь картина располагалась так, что каждую ее деталь можно было увидеть издалека, сквозь анфиладу музейных залов. Восторженный автор поклонился Игорю Эммануиловичу до земли.
Однако не все поддержали нововведения. Противники реформ, в частности, бывший руководитель Илья Остроухов, настаивали на возвращении прежних порядков. Спор в итоге выиграл Грабарь, но это стоило ему огромных моральных сил.
Позже новый попечитель провел полную инвентаризацию и начал работу над составлением каталога. Это была кропотливая, затратная по времени работа, но Грабарь принялся за нее с огромным энтузиазмом. Являясь невероятно увлекающимся человеком, он полностью погрузился в атрибуцию полотен, происхождение которых до сих пор вызывало вопросы.
Снег и иней
Со временем деятельность «Мира искусства» сошла на нет и объединение распалось. Художник решил перебраться в теткино имение Титово под Тулой. Именно в этот период Грабарь нашел тему, ставшую символом всего его творчества – снег и иней. Картины с «бриллиантовыми кружевами» являются своего рода визитной карточкой мастера.
В глубинке автор завел знакомство с состоятельным и гостеприимным живописцем Николаем Мещериным. В течение пятнадцати лет Грабарь ездил в гости к своему другу в его имение Дугино, где особенно хорошо писались картины на снежные темы. Здесь же художник устроил свою личную жизнь, женившись на племяннице Мещерина Валентине. Супруга подарила мастеру двоих детей – Ольгу и Мстислава.
В советский период
Параллельно деятель работал в Академии истории, возглавлял художественно-постановочный отдел Малого театра, преподавал в Московском университете. Продолжая руководить Третьяковской галереей, Игорь Эммануилович проводил в ее залах уникальные выставки и экспозиции. К тому времени мастера считали высочайшим профессионалом не только на родине, но и в европейских странах. Его часто приглашали в качестве эксперта на всевозможные мероприятия, проводимые по всему миру. В конце 1920-х Грабарь стал первым лауреатом только что учрежденного звания заслуженного деятеля искусств.
Игорь Грабарь пишет картину
С годами искусствоведу становилось все сложнее заниматься сразу несколькими направлениями. Тогда он сосредоточился на реставрационной деятельности, благо, работы в этой сфере в те годы было предостаточно. Ради этого занятия художнику пришлось оставить руководство Третьяковкой и преподавание в Московском Государственном университете.
В 1930-м году Игорь Грабарь достиг пенсионного возраста, после чего смог наконец вернуться к написанию картин. Полностью отдаться любимому делу все же не вышло: искусствоведческую и общественную деятельность живописец вел до последних дней.
До выхода на заслуженный отдых мастер посетил Соединенные Штаты, где презентовал свою экспозицию из двадцати полотен. На творческом пути Грабаря были и ангажированные работы, за которые его нередко критиковали. В 1920-30 году художник увлекся созданием портретов – этот период стал значимой частью его биографии.
На протяжении жизни автор создавал монографии своих предшественников, и вот, пришло время написания автомонографии. Произведение «Моя жизнь» увидело свет в 1937 году. В этот же период создатель закончил работу над монографиями Серова и Репина. Позже стал руководителем Московского государственного художественного института.
Во время Великой Отечественной войны Игорь Эммануилович находился в эвакуации на территории Грузии. В 1942-м был назначен на должность руководителя комиссии по учету и охране исторических памятников.
В 1943-м Грабарю было уже за семьдесят, но о спокойной стариковской жизни он и не помышлял. Живописец стал руководителем Института живописи, архитектуры и скульптуры, позже попал в члены Академии наук СССР. После войны был назначен на пост директора НИИ истории искусств при АН СССР, в создании которого принимал непосредственное участие.
В 1947 году при содействии эксперта Грабаря были инициированы реставрационные работы на территории Андроникова монастыря. Позже здесь был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Игорь Грабарь возглавил Государственные центральные реставрационные мастерские, оставаясь на этом посту до последних дней жизни.
Личная жизнь
Женившись на «тициановской барышне» Валентине, Грабарь обрел истинное счастье. Супруга подарила живописцу дочь Ольгу и сына Мстислава. Оба наследника выбрали далекие от творчества специальности математика и биохимика.
Герои многих картин Грабаря – его любимая жена и дети. Самыми известными полотнами стали «За самоваром», «Портрет жены художника», «За чтением», «Зимой». Судя по тому, с какой любовью автор изображал домочадцев, его личная жизнь тогда была счастливой.
Игорь Грабарь с детьми
Однако беда не заставила себя ждать. Вследствие гормонального заболевания Валентина начала терять рассудок. Несколько раз ее отправляли на лечение, но положительных результатов не было. Вернувшись в очередной раз из клиники для партработников, женщина вела себя странно, была сама не своя. В конце концов супруга творца попросту исчезла, не оставив семье ни единого шанса найти ее.
Игорь Грабарь с семьей
После ухода супруги Грабарь попросил ее сестру Марию помочь с воспитанием детей. Впоследствии женщина стала второй женой живописца.
Смерть
Игорь Грабарь прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Он скончался в 1960 году, не дожив до 90-летнего юбилея всего год. Последнее пристанище художник обрел на Новодевичьем кладбище.
Мемориал Игоря Грабаря
Супруга Мария пережила мужа всего на четыре года и была похоронена рядом с ним.