биография и с остроухова
Илья Семёнович Остроухов, картины и биография
Биография:
Остроухов Илья Семенович – русский пейзажист и коллекционер, друг создателя знаменитой московской галереи Павла Третьякова. За свою жизнь он занимал многочисленные должности, был академиком Академии художеств в Санкт-Петербурге, одним из людей, руководивших Третьяковской галереей, членом Союза русских художников и участником Товарищества передвижных выставок.
Родился будущий художник в 1858 году в зажиточной купеческой семье. В возрасте 12 лет поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, чтобы в будущем продолжать семейное дело. Во время учебы он стал интересоваться живой природой. Увлечение было очень серьезным, так как будущий художник через 7 лет даже написал книгу об ужении рыбы, а также переписывался с самим Бремом. За эти годы Илья собрал настолько достойную, качественную и объемную коллекцию насекомых, что она впоследствии была передана в Московский университет.
Желание рисовать в юноше пробудило знакомство с семьей известных купцов и меценатов Мамонтовых. Он дружил с сыновьями издателя Анатолия Мамонтова и общался с их преподавателем Киселевым. Интерес к пейзажу спровоцировали картины Поленова, увиденные Ильей на выставке передвижников. Впоследствии Остроухов учился у Киселева и брал уроки у своего тезки – Ильи Репина.
Период учебы художника и начала его карьеры пришелся на благодатное время. В число его учителей и друзей входили такие титаны русской живописи, как Васнецов, Серов, Маковский, Чистяков и многие другие. Вместе с Васнецовым он оформлял спектакли и оперную постановку дома у Мамонтовых, которые имели успех. Но свое сердце он отдал пейзажу.
Желая продолжить свое образование, в 1882 году Илья пытался поступить в Петербургскую Академию художеств, но первый год провел вольнослушателем. В это же время он продолжал учиться и брать частные уроки у известных педагогов и художников.
Уже через два года он начал выставлять свои работы на выставках. В 1887 году две его работы были куплены Третьяковым для галереи. В это же время живописец выехал в Европу, посетил Австрию, Германию и Францию, а затем и Италию вместе со своим другом Серовым и братьями Мамонтовыми. Одна из картин, написанных во время путешествия, принимала участие в 27 Передвижной выставке и тоже была куплена для Третьяковской галереи.
В эти годы пейзажист становится известен и как коллекционер. В 1898 году скончался Третьяков, и возникла необходимость в организации работы галереи. Был предложен список людей, которые должны были войти в руководство организации. Остроухов стал членом попечительского совета. Затем многие годы в течение некоторых периодов ему отводилась роль фактического руководителя совета.
Его деятельность вызывала зависть и желание отстранить художника от должности. В 1903 году Остроухова обвинили в слишком высоких тратах на закупки произведений. После отстранения от должности мастер уехал на отдых в Европу, в санаторий во французских Вогезах. В 1905 году он сумел вернуть себе должность. Но через восемь лет сумасшедший испортил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», после чего коллекционера затравили до такой степени, что он ушел с должности.
Пейзажист имел обширную коллекцию живописных полотен, икон и большую библиотеку. После победы Революции в 1918 году музей национализировали, а бывшего владельца сделали хранителем на пожизненный срок. Живописец в это время уже был очень больным, разбитым человеком со слабым зрением, которого подкосили катастрофические перемены в жизни. Он скончался в 1929 году. Буквально через месяц после смерти владельца музей был уничтожен, экспонаты были разобраны по музеям. Не пощадили и престарелую вдову художника. Ее лишили дома, и старушка доживала в подвале.
Художник Илья Остроухов (1858 – 1929). Ощущение всеобщей любви
Илья Семёнович Остроухов. Портрет работы С.В. Малютина
Галерея работ и биография русского художника и коллекционера, члена «Товарищества передвижных выставок» и «Союза русских художников», академика Петербургской Академии Художеств и одного из руководителей Третьяковской галереи Ильи Остроухова.
Биография художника Ильи Остроухова
Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж – одном из живописнейших мест в окрестностях Москвы. Остроухов собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.
В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно закончил полный курс и даже планировал последующую работу на предприятиях своего отца. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественно-научной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.
Речка в полдень (Купавы на пруду)
Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через семью А.И. Мамонтова Илья Семёнович познакомился с семьёй С.И. Мамонтова – Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна сделали для русской живописи больше, чем все вместе взятые меценаты того времени.
С.И. Мамонтов был одним из богатейших людей России конца девятнадцатого века. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись, к которой предприниматель пристрастился в знаменитой галерее своего дальнего родственника Третьякова. Мамонтов сам коллекционировал произведения искусства. Однако, в отличии от своего знаменитого дальнего родственника С.И. Мамонтов любил и уважал художников существенно больше, чем их работы.
В известном на всю Россию имении Абрамцево стараниями семейства Мамонтовых образовался творческий кружок близких по духу людей. Кружок посещали Поленов и Репин, Врубель, Левитан, Васнецов и многие другие. Савва Иванович от всей души поддерживал молодых художников, создавал им условия для работы, поддерживал в их начинаниях. А художники, в свою очередь, платили ему искренней любовью и в конечном итоге прославили Абрамцево и его обитателей в своих бессмертных (не побоюсь такого определения) произведениях.
Начало творческого пути Ильи Остроухова
Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.
Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, которая предполагала длительное рисование гипсовых слепков и предметов карандашом, потом нужно было писать углём античные статуи и т.д.
Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был просто изумлён качеством представленной Остроуховым копии и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца.
Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. В Академию художеств Остроухова не приняли и он взялся, со всем пылом, компенсировать эту неудачу в школе Чистякова. И проучился в школе почти два года. А это много значит – Чистяков отбирал своих учеников по двум критериям: наличие яркого таланта и бесконечное трудолюбие. Бесталанных не брал, а лодырей гнал без всякой жалости.
Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать. Он писал так много и с таким упорством, что на некоторое время стал главной темой шуток в усадьбе. Художники шутили, но с большим уважением относились к таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на ХIV выставке «передвижников» с пейзажем «Последний снег». Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.
А когда следующая картина «Золотая осень», в том же году, «ушла» в Третьяковскую галерею – пресса просто взорвалась восторженными отзывами.
Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.
Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».
И снова восторженные отзывы публики и критиков.
Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». Это полотно было принято на выставку единогласно всеми членами «Товарищества передвижных выставок», а П.М. Третьяков не стал рисковать и купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал «Сиверко» одним из самых значимых украшений своей галереи). А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.
Остроухов продолжает участвовать в выставках, пишет весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня «Сиверко» он уже не создаст.
Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше – он занимается коллекционированием и очень много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и попечитель галереи.
Говорят, что в своё время коллекция живописи Остроухова была совершенно уникальной. Илья Семёнович коллекционировал живопись исключительно ради живописи. Он собирал не отдельные «удачные» полотна, а большие коллекции работ одного автора и очень многие живописцы «второго ряда» в его коллекции были представлены очень широко. Приобретал он работы и у своих друзей: Репина, Поленова, Серова, Левитана.
А с 1902 года Остроухов сконцентрировал свои усилия на собирании коллекции икон. Собрание древнерусских икон Остроухова в своё время наделало много шума – с публичного показа коллекция возродился интерес к этому древнерусскому искусству (именно благодаря Остроухову о иконах заговорили, как о древнерусской живописи). В коллекции Остроухова иконы размещались не в отдельной комнате, а находились рядом с пейзажами и портретами, и такое соседство только усиливало художественные достоинства иконописи, подчёркивало декоративность и уникальную пластику этих работ.
В научной среде долго спорили о возможности считать иконопись живописью. А коллекция Остроухова положила этим спорам конец, и старинной русской живописью заинтересовалась Европа.
После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».
В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.
В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.
Библиотека в доме Остроухова
Четкое осознание целей и задач своего собирательства очень скоро придало коллекционерской деятельности Остроухова подлинно научный характер: он не просто следовал уже сложившейся истории развития русского искусства, но искал и находил ее новые страницы, смело открывая их и вводя в исторический оборот. Подобный подход к созданию коллекции, довольно быстро приобретшей музейный характер, принес Остроухову славу и авторитет не только ценителя, но и знатока русского искусства.
По свидетельству самого Остроухова[6] и его биографов, первую коллекционную икону он приобрел в ноябре 1909 года. Ею стала, с большой долей вероятности, икона, датируемая ныне второй половиной XVI века, «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием». Однако интерес к русской иконе существовал у Остроухова, по- видимому, и раньше. В 1904 году он стал инициатором создания в Третьяковской галерее иконного зала, в котором в специальных шкафах экспонировались иконы, приобретенные в начале 1890-х годов Павлом Михайловичем Третьяковым. По просьбе Остроухова крупнейший ученый-медиевист Н.И. Лихачев выполнил первую научную систематизацию и подготовил каталог этого собрания.
Иконный зал открывал собой постоянную экспозицию Третьяковской галереи.
В 1904-1905 годах Московское археологическое общество поручило Остроухову организацию и наблюдение за первой профессиональной (для того времени) реставрацией (вернее, расчисткой) знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, находившейся тогда в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг.) родился в Москве в купеческой семье. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья. Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские. В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс. После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А.И.Мамонтова. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Очерки понравились, понравился и юный автор. С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. Через А.И.Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С.И.Мамонтова. Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить.
Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Ему исполнился тогда двадцать один год, и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка. Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
Художник Илья Остроухов (1858 – 1929). Ощущение всеобщей любви
Илья Семёнович Остроухов. Портрет работы С.В. Малютина
Галерея работ и биография русского художника и коллекционера, члена «Товарищества передвижных выставок» и «Союза русских художников», академика Петербургской Академии Художеств и одного из руководителей Третьяковской галереи Ильи Остроухова.
Биография художника Ильи Остроухова
Художник Илья Семёнович Остроухов родился в Москве, в июле 1858 года, в семье успешного купца. Состоятельные родители дали сыну хорошее образование. А летние каникулы Илья Семёнович проводил в родительском Подмосковном имении на озере Сенеж – одном из живописнейших мест в окрестностях Москвы. Остроухов собирал образцы подмосковной флоры и фауны, и очень скоро его коллекция стала настолько объёмной и грамотно составленной, что о юном натуралисте знали не только российские учёные, но и многие специалисты в области естествознания из Европы.
В 1871 году Илья Остроухов поступил в Московскую практическую Академию коммерческих наук, успешно закончил полный курс и даже планировал последующую работу на предприятиях своего отца. Но в это время совершенно случайно познакомился с известным издателем и владельцем типографии А.И. Мамонтовым, который специализировался на выпуске разнообразной естественно-научной литературы, детских книжек и литературных произведений по общественным вопросам.
Речка в полдень (Купавы на пруду)
Остроухов показал Мамонтову свои заметки о птицах средней полосы России. Мамонтову понравились очерки Ильи Семёновича, понравился и автор этих очерков. С той поры между семейством Мамонтовых и Остроуховым завязались тёплые дружеские отношения. А через семью А.И. Мамонтова Илья Семёнович познакомился с семьёй С.И. Мамонтова – Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна сделали для русской живописи больше, чем все вместе взятые меценаты того времени.
С.И. Мамонтов был одним из богатейших людей России конца девятнадцатого века. Будучи большим и удачливым предпринимателем, Савва Иванович больше своего дела любил искусство: театр, музыку и живопись, к которой предприниматель пристрастился в знаменитой галерее своего дальнего родственника Третьякова. Мамонтов сам коллекционировал произведения искусства. Однако, в отличии от своего знаменитого дальнего родственника С.И. Мамонтов любил и уважал художников существенно больше, чем их работы.
В известном на всю Россию имении Абрамцево стараниями семейства Мамонтовых образовался творческий кружок близких по духу людей. Кружок посещали Поленов и Репин, Врубель, Левитан, Васнецов и многие другие. Савва Иванович от всей души поддерживал молодых художников, создавал им условия для работы, поддерживал в их начинаниях. А художники, в свою очередь, платили ему искренней любовью и в конечном итоге прославили Абрамцево и его обитателей в своих бессмертных (не побоюсь такого определения) произведениях.
Начало творческого пути Ильи Остроухова
Вот в такую семейную и творческую среду попал двадцатиоднолетний Илья Остроухов. Несколько застенчивый, но прекрасно образованный (владел тремя языками, как профессиональный пианист играл на рояле, любил театр и оперу) будущий художник достаточно быстро стал своим в Абрамцево, с искренним увлечением наблюдал за работой молодых художников, вникал в их проблемы и участвовал в вечерних дискуссиях.
Не удивительно, что очень скоро Остроухов просто загорелся желанием рисовать и начал брать уроки у учителя детей Мамонтовых, великолепного педагога и художника Александра Александровича Киселёва. Правда учиться Остроухов начал весьма необычным способом – он отверг классическую методу, которая предполагала длительное рисование гипсовых слепков и предметов карандашом, потом нужно было писать углём античные статуи и т.д.
Илья Семёнович свою первую работу написал маслом. Учитель был просто изумлён качеством представленной Остроуховым копии и поверил в «искру божью», начал заниматься с новым учеником копированием полотен Поленова. Очень скоро начинающим художником заинтересовался Репин и предложил Остроухову совместную работу на этюдах, а в последующем даже проводил отдельные занятия для молодого живописца.
Зимой 1882 года Остроухов начал посещать уроки профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. В Академию художеств Остроухова не приняли и он взялся, со всем пылом, компенсировать эту неудачу в школе Чистякова. И проучился в школе почти два года. А это много значит – Чистяков отбирал своих учеников по двум критериям: наличие яркого таланта и бесконечное трудолюбие. Бесталанных не брал, а лодырей гнал без всякой жалости.
Можно сказать, что классы Чистякова стали завершением художественного образования Остроухова. Илья Семёнович вернулся в Абрамцево и принялся работать. Он писал так много и с таким упорством, что на некоторое время стал главной темой шуток в усадьбе. Художники шутили, но с большим уважением относились к таланту и трудолюбию – помогали по мере сил советами, делились секретами. И в 1887 году Остроухов дебютировал на ХIV выставке «передвижников» с пейзажем «Последний снег». Полотно заметили критики, о молодом художнике, без академического образования, начали писать и следить за творчеством.
А когда следующая картина «Золотая осень», в том же году, «ушла» в Третьяковскую галерею – пресса просто взорвалась восторженными отзывами.
Художник много времени работал на пленэре, часто ездил по стране, изучал творчество старых мастеров и в конце 1887 года уехал в Италию с большой группой русских художников.
Из Италии Остроухов вернулся впечатлённый и просветлённый, и показал на Московской выставке 1888 года пейзаж «Первая зелень».
И снова восторженные отзывы публики и критиков.
Мастерство художника растёт, буквально, от полотна к полотну. И в 1890 году художник представляет на выставку картину «Сиверко». Это полотно было принято на выставку единогласно всеми членами «Товарищества передвижных выставок», а П.М. Третьяков не стал рисковать и купил пейзаж прямо в первый день выставки (Третьяков впоследствии всегда считал «Сиверко» одним из самых значимых украшений своей галереи). А сразу же после окончания выставки Остроухов, вместе с Левитаном и Касаткиным, был принят в члены Товарищества, что давало право на участие в ежегодных выставках без предварительно обсуждения работы в жюри.
Остроухов продолжает участвовать в выставках, пишет весьма зрелые и интересные пейзажи, но работы уровня «Сиверко» он уже не создаст.
Со второй половины 90-х годов Илья Семёнович пишет всё меньше и меньше – он занимается коллекционированием и очень много времени отдаёт Третьяковской галерее, как Председатель Совета и попечитель галереи.
Говорят, что в своё время коллекция живописи Остроухова была совершенно уникальной. Илья Семёнович коллекционировал живопись исключительно ради живописи. Он собирал не отдельные «удачные» полотна, а большие коллекции работ одного автора и очень многие живописцы «второго ряда» в его коллекции были представлены очень широко. Приобретал он работы и у своих друзей: Репина, Поленова, Серова, Левитана.
А с 1902 года Остроухов сконцентрировал свои усилия на собирании коллекции икон. Собрание древнерусских икон Остроухова в своё время наделало много шума – с публичного показа коллекция возродился интерес к этому древнерусскому искусству (именно благодаря Остроухову о иконах заговорили, как о древнерусской живописи). В коллекции Остроухова иконы размещались не в отдельной комнате, а находились рядом с пейзажами и портретами, и такое соседство только усиливало художественные достоинства иконописи, подчёркивало декоративность и уникальную пластику этих работ.
В научной среде долго спорили о возможности считать иконопись живописью. А коллекция Остроухова положила этим спорам конец, и старинной русской живописью заинтересовалась Европа.
После революции 1917 года все крупные музей были национализированы и переданы в собственность государства. Коллекция Остроухова обсуждалась персонально в декабре 1918 года Постановлением Совета Народных Комиссаров было единогласно принято решение предложить И.С. Остроухову стать пожизненным хранителем собранного им музея, а дом Остроухова стал называться «Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова».
В 1925 году в залах Третьяковской галереи состоялась персональная выставка художника Остроухова на которой были представлены 62 работы мастера. И многие из современников были просто поражены – они уже забыли про художника. Коллекционер, администратор. И вдруг оказалось, что это мастер, работы которого можно сравнивать с полотнами лучших пейзажистов конца девятнадцатого века.
В 1929 году художник Илья Семёнович Остроухов скончался. Большая часть картин и икон из его собрания попали в Третьяковскую галерею, часть работ передали в Русский музей и Музей-усадьбу Поленова.