биография игоря моисеева руководителя ансамбля танца
Биография Игоря Моисеева
Игорь Моисеев – артист балета, педагог, балетмейстер. Великий хореограф преобразил народный танец в наследие мировой культуры. Он провел на сцене 80 лет, поставил более 300 спектаклей (этот факт биографии Игоря Моисеева задокументирован в Книге рекордов Гиннеса).
Детские годы и семья
Родители артиста познакомились в столице Франции. Так как Моисеев-старший вел юридическую практику в Киеве, семья перебралась в Российскую империю, где 21 января 1906 г. родился Игорь.
Александр Михайлович – отец балетмейстера, трудился в юридической фирме, был выходцем из дворянской семьи. Мама – Анна Александровна, по профессии швея. Братьев и сестер у Игоря не было, вся любовь родителей доставалась ему одному. Мальчик с ранних лет свободно говорил по-французски.
Вскоре после его появления на свет Александр Михайлович попал в тюрьму за критику в сторону властей. Мать Моисеева отвезла будущего артиста в Париж, устроила в мальчика в пансион, сама отправилась обратно, добиваться освобождения мужа.
На чужбине ребенку пришлось нелегко. Мало того что Игорь был младше других воспитанников, и они его обижали, воспитатели пансиона наказывали мальчика за любую провинность, сажали в карцер. Когда Моисеева-старшего оправдали, Анна Александровна вернулась во Францию и забрала сына в Россию.
Отец Игоря приобщал сына к восточной культуре и истории. Когда парню исполнилось 14 лет, Александр Михайлович отвел его в балетную школу. Так, Моисеев стал заниматься под руководством В.И. Масоловой.
В те годы Моисеевы жили довольно бедно. Отец перебивался заработками от репетиторства французского, мать перешивала людям старые вещи. Артист настолько ослаб от недоедания, болел, что смог окончить техникум на год позже положенного.
Как все молодые артисты, начинал карьеру с небольших танцевальных партий в массовке. На первую заработную плату юноша приобрел новый чайник. Старая посудина давно прохудилась, но на ее замену у родителей не хватало средств.
Балет
Спустя некоторое время Касьян Голейзовский занял пост балетмейстера Горского. Артисты, привыкшие к постановкам прежнего руководителя, не хотели танцевать под его началом. Новому хореографу пришлось набирать труппу из начинающих.
Моисеев репетировал главную партию во втором составе в постановке «Легенда об Иосифе Прекрасном». Когда Василий Ефремов – исполнитель основной труппы заболел, Игорь Александрович смог показать свой талант. Позже начинающему артисту дали главную роль в балете «Теолдолинда».
Взяв хороший старт, в одно мгновение Моисеев впал в немилость к руководству Большого театра. Он выступил в защиту Голейзовского, за что был уволен. Позже Игоря восстановили, но в течение года он не выступал. Опала завершилась так же неожиданно, как и началась.
Один из ведущих артистов надорвал спину. Когда искали ему замену, выбор пал на Моисеева. Творческое бездействие, в котором Игорь пребывал целый год, заставило артиста посмотреть по сторонам. Он увидел, что мир не вращается вокруг танцев. Ему захотелось самому стать постановщиком спектаклей.
Вскоре Игорь Александрович получил предложение выступить хореографом на балете «Футболист». В 1937 г. Моисеев организовал первый в Советском Союзе ансамбль народного танца. Через 6 лет при нем открылась школа-студия. Впоследствии подобные ансамбли были созданы во всех республиках СССР, а также за рубежом.
Еще при жизни Игорь Александрович стал прославленным артистом, который сумел танцем объединить целые континенты. Начиная с 1938 г. Моисеев гастролировал во СССР, когда закончилась ВОВ, стал выезжать с труппой за границу. Из каждой поездки он возвращался с новыми идеями, которые выливались в танец.
Так, в репертуаре ансамбля появилась:
Награды, звания и премии
За заслуги в развитии хореографического искусства Игорь Моисеев удостоился различных наград, премий и званий. Среди них 3 ордена Ленина, ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медали «За доблестный труд».
За свою творческую биографию Игорь Моисеев получил много иностранных наград. Национальными орденами Моисеева наградили Испания, Монголия, Польша, Румыния, Ливан, Венгрия. Украина и Киргизия отметили вклад Игоря Александровича орденами с формулировкой «за значительный вклад в развитие культурных связей.
Моисеев трижды становился лауреатом Сталинской премии. В 1967 г. за концертную программу артисту вручили Ленинскую премию. Кроме российских национальных премий, балетмейстер дважды удостоен американского «Оскара» в области танца.
Звание Заслуженного артиста РСФСР Моисеев получил в 1942 г. После этого в разные годы Игорь Александрович стал Народным артистом СССР, Молдавской ССР, Киргизской ССР. В 1997 г. балетмейстер стал профессором Российской академии театрального искусства.
Личная жизнь
У Игоря Александровича было 3 жены. Впервые балетмейстер женился на приме-балерине Большого театра Подгорецкой Нине Борисовне. Их семейное счастье продлилось недолго. Несмотря на то что в 1940 г. артист женился на другой, первая супруга оставалась солисткой ансамбля народного танца до 1951 г.
Второй женой Моисеева стала артистка балета Зейферт Тамара Алексеевна. Разница в возрасте супругов в 10 лет не стала препятствием. Пара прожила в браке 30 лет, у них родилась дочь Ольга, которая пошла по стопам родителей.
Дочь Игоря Александровича стала балериной, ведущей артисткой ансамбля, внук хореографа – Владимир Моисеев, продолжатель династии. В третий раз счастье в личной жизни Игорь Александрович обрел с Чагадаевой Ириной Алексеевной. Они поженились в 1974 г. Супруга была моложе на 19 лет, в народный ансамбль пришла в 1941 г.
Смерть
Выдающийся хореограф умер в возрасте 101 год. Он прожил долгую, насыщенную яркими событиями жизнь. На закате лет Моисеев страдал от гипертонии и ишемической болезни сердца. Игорь Александрович скончался 2 ноября 2007 г. от сердечной недостаточности.
Прощание с балетмейстером состоялось в здании Московской государственной филармонии, в зале им. П.И. Чайковского. На этой сцене Игорь Александрович поставил более 300 спектаклей. Похоронили Моисеева в Москве на Новодевичьем кладбище.
Биография Игоря Моисеева
Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.
Игорь Моисеев — организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива — ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого — развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.
Жизнь и судьба Игоря Моисеева — исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели — сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.
Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.
Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.
Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.
Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.
Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно — его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов — творчеству Игоря Моисеева подвластно все.
Облеченные в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения Игоря Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью — всем, что всегда будет дорого каждому человеку.
Великий патриот своей страны, Игорь Моисеев признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, Моисеев щедро делится с миллионами людей талан- том, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бес- конечно одаренный творец, всю жизнь он исповедует великий душевный принцип — отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм миро- вой культурной миссии Игоря Моисеева бесценны и беспримерны.
Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.
Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.
В 1924-1939 годы Игорь Моисеев — солист балета Государственного Академического Большого театра.
В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:
• Иосиф — «Иосиф Прекрасный», постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
• Рауль — «Теолинда», постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
• Раб — «Корсар», постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
• Мато — «Саламбо», постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
• Футболист — «Футболист», постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.
Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:
• «Футболист» на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
• «Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
• «Саламбо» на музыку А. Арендса (1932);
• «Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935);
• «Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).
Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:
• «Загмуг» (1930);
• «Турандот» (1931);
• «Демон» (1932);
• «Любовь к трем апельсинам» (1933);
• «Кармен» (1933).
В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.
В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).
Игорь Моисеев — организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).
В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль «Молодой балет». За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.
Игорь Моисеев — профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».
02 ноября 2007 года в Москве, на 102-м году ушел из жизни Игорь Александрович Моисеев.
Игорь Моисеев: «Если бы я был добреньким, никакого ансамбля у нас не было»
Игорь Моисеев играл в бильярд с Маяковским и первым начал ставить физкультурные парады на Красной площади. Он женился на невесте сына маршала Конева и 18 раз отказывался вступать в компартию.
Жизнь великого балетмейстера — настоящий учебник, по которому можно изучать историю страны. Он прошел через двадцатый век, пережив все его революции и войны. «Неизбежное встречай достойно» любил повторять Игорь Моисеев. Так он давал понять, что ход событий человек изменить не может, но в его власти достойно прожить собственную жизнь. Смысл своей он видел в творчестве, которому преданно служил двадцать четыре часа в сутки.
Моисеев никогда не хвалил своих артистов. Относился к себе и к ним строго. «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете!», — мог остудить накал страстей после грандиозного концерта. Интересно, что в его ансамбле не было солистов. Мэтр считал коллектив единым целым, в котором каждый танцор может подменить своего коллегу: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля», — говорил он.
Его боялись и обожали. Как вспоминают артисты ансамбля, тот, кто попадал к нему в кабинет на разговор, запоминал эту встречу навсегда. Такова была сила харизмы и обаяния великого хореографа.
ТРУДНОЕ ДЕТСТВО
Семья Моисеевых жила очень бедно. Отец — в прошлом юрист, пытался заработать уроками французского языка. Мать прекрасно шила и бралась за любую работу. Однако случались дни, когда в доме было нечего есть. Игорь часто болел — так на его здоровье сказались безденежье и голод.
Как в жизни Игоря Моисеева появился балет? По семейной легенде отец будущей легенды стал свидетелем страшной уличной драки. Вернувшись домой, он с порога заявил сыну, что завтра же запишет его в балетную школу, чтобы уберечь от дурного влияния.
Педагоги только руками всплеснули, когда увидели, какой талант к ним привели. Мальчик обладал хорошими данными, был очень пластичным и музыкальным. Уже через месяц Игорь оказался в лучшей кузнице балетных кадров страны — хореографическом техникуме Большого театра. Родители сначала не собирались делать из мальчика звезду театральных подмостков. Но потом рассудили, что профессия танцора спасет их сына от политики и страшных сталинских репрессий.
В дальнейшем это станет жизненным кредо Игоря Моисеева. «Я жил по солдатскому принципу — поближе к кухне, подальше от начальства», — расскажет он в мемуарах.
ГЛАВНЫЙ ТЕАТР СТРАНЫ
В Большом театре Игорю Моисееву прочили большое будущее, заметив его талант, быстро начали вводить в спектакли. С первой зарплаты он принес домой чайник, чем очень обрадовал мать. Они кипятили воду в дырявом, покупка нового казалась несбыточной мечтой.
Обстановка в театре была далеко неспокойной. Игорь попал в число фаворитов молодого балетмейстера Касьяна Голейзовского, новаторские спектакли которого никак не хотела принимать старая гвардия. Интриги и подковерная возня очень мешали работе. Театральная молодежь написала письмо на имя директора в поддержку своего кумира. Активистов из Большого театра немедленно убрали. В списке уволенных артистов Игорь нашел свою фамилию, и… показал характер!
Он отправился на прием к самому наркому просвещения Луначарскому. Буквально на следующий день его восстановили на рабочем месте. Вдумчивый юноша с горящими глазами вызывал симпатию и доверие. Луначарский даже начал приглашать его к себе на знаменитые «четверги». Вместе с поэтом Владимиром Маяковским, французским писателем Анри Барбюсом и режиссером Александром Таировым они обсуждали проблемы культуры, играя в бильярд.
Правда, праздновать победу оказалось рано. Руководство театра по-прежнему видело в Моисееве врага, и не давало ему ролей.
«Мой творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у меня нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Я ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным», — рассказывал Игорь Моисеев.
Спасение пришло неожиданно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер получил травму и в спектакль срочно ввели опального артиста Моисеева. Он был невероятно рад. Однако год без работы заставил его серьезно задуматься, — что, если не только танцевать, но и начать ставить танцы самому?
НОГИ ПОТОМ, СНАЧАЛА НЕСИ ДУШУ…
Первая репетиция ансамбля народного танца состоялась 10 февраля 1937 года. Небольшая группа энтузиастов во главе с Игорем Моисеевым провели ее в здании Дома учителя в Леонтьевском переулке. В момент появления коллектива на свет его организатору был всего 31 год.
ЛЮБОВЬ ВОЖДЯ
Благодаря таланту Моисеева зрители увидели знаменитые спортивные парады на Красной площади. Сталин посмотрел выступления физкультурников, созданные фантазией начинающего постановщика, и пришел в настоящий восторг. Он пожелал, чтобы тот, кто их ставил, продолжал и дальше выпускать столь успешные номера. Даже те, кто позже видел эти парады на экране, говорили о том, насколько зрелище завораживало.
Однажды Игоря Моисеева вызвали с гастролей правительственной телеграммой. В купе к перепуганному артисту зашли люди, одетые в форму сотрудников НКВД, взяли вещи и пригласили следовать за собой. Всю дорогу, пока его везли на Лубянку, Моисеев гадал, — арест это или нет? Оказалось, его услуги потребовались Лаврентию Берии. Общество «Динамо» провалило генеральный прогон, Моисеев должен был в кратчайшие сроки поставить новый оригинальный номер. И он с задачей справился!
«Не волнуйтесь, товарищ Моисеев. Нет такой вещи, которую бы мы не сделали для того, чтобы парад удался. Поэтому продумайте наше выступление спокойно», — объявили ему.
После парада Моисееву звонил сам Берия и благодарил за прекрасную работу.
С 1938 года ансамбль начали приглашать выступать в Кремль. На пышном банкете после одного такого концерта кто-то положил руку на плечо Игорю Моисееву. Подняв глаза, он увидел перед собой Сталина. Вождь поинтересовался делами ансамбля. Моисеев не стал скрывать, что у них по-прежнему нет помещения. Место в новом здании над станцией метро «Маяковская» тут же нашлось.
КРАСОТА — СТРАШНАЯ СИЛА
Оказавшись в фаворе у кремлевских начальников, ансамбль, большую часть которого составляли девушки, столкнулся с обратной стороной медали.
«Ситуации были — не дай бог! У моих девчонок была красота, у кремлевских начальников власть, надо ли объяснять? Я до сих пор помню, как Поскребышев грозил мне кулаком, погоди, мол, доберусь я до твоего ансамбля. Но нас спасало, что Сталин обожал ансамбль, и никто не смел нас тронуть», — рассказывал балетмейстер.
Будущая жена балетмейстера, Ирина Чагодаева, выступала в его ансамбле. Игорь Моисеев вспоминал, что при первой встрече его поразили огромные лучистые глаза девушки. Когда она шла по улице, на нее оглядывались прохожие, так она была хороша. Он посчитал, что лучшим способом уберечь Ирину от домогательств будет подумать о ее замужестве.
За красивой солисткой ухаживал сын маршала Конева. Сам маршал интересовался у Моисеева, насколько девушка серьезна, можно ли ей доверять?
Жизнь распорядилась так, что мужем Ирины стал сам Игорь Моисеев. «Ирина — мой ангел-хранитель, который помогает мне во всем», — делился маэстро. В любви и согласии они прожили много лет.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ
Игорь Моисеев сравнивал свою жизнь с путеводителем по странам и континентам. Он побывал со своим коллективом в шестидесяти странах мира. Во времена «железного занавеса» их едва ли не единственных выпускали на гастроли. Если надо было разрядить международную ситуацию, то посылали не дипломатов, а ансамбль. За границей они могли проводить по восемь месяцев в году.
Триумф в одной стране сменялся небывалым успехом в другой. Моисеевцы легко «брали» города и страны. В Финляндии, — стране, где не принято слишком эмоционально проявлять чувства, они заставили зрителей разразиться овациями. Финские зрители, демонстративно скрестившие руки на груди, в итоге громко хлопали советским танцорам.
В 1955 году ансамбль первым из советских творческих коллективов побывал во Франции. «Если концерты моисеевского балета не заставят вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны», — взрывалась восторгом французская пресса.
Ансамбль привез в Париж не только зажигательные и душевные танцы, но и стал законодателем моды. На следующий день после выступления француженки надели высокие сапоги и шапки а-ля рюс.
Сегодня в репертуаре коллектива около 300 танцев народов мира. Успех — постоянный спутник ансамбля Моисеева. Так было при его создателе и остается по сей день.
Игорь Моисеев
Биография
Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.
Детство и юность
Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.
Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.
Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.
Хореограф Игорь Моисеев Москва, 1966-й год Фото Умнов Е.П. #ОМИМ
Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.
В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.
В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.
Балет
Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.
Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».
Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.
Евгений Умнов Хореограф Игорь Моисеев, руководитель Ансамбля народного танца СССР Дата съемки: 1956 год
Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.
А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.
В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.