биография ивана тихоновича посошкова
РОССИЙСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ЭКОНОМИСТ ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ
И. Т. Посошков (Фото: Яндекс)
Первый русский экономист-теоретик И.Т. Посошков родился в 1652 году в дворцовом селе Покровское (Рубцово) на р. Яуза (сегодня территория Москвы). Он происходил из семьи непашенных крестьян – ремесленников серебряного дела. Принадлежность к ремесленному сословию впоследствии выразилась в том, что Посошков был денежным и ружейным мастером Оружейной палаты и Московского денежного двора. В 1694 г. он изготовил модель денежного станка, а в 1700 г. наладил чеканку мелких медных монет. Затем по указу Петра I им было изобретено вращающееся трёхствольное орудие с дальностью стрельбы более 200 м, что по тем временам было весьма неплохо.
Будучи патриотом России, радея за её процветание и достоинство, Посошков подал боярину Ф. А. Головину, главе Оружейной палаты, донесение «О ратном поведении». Он считал, что иностранные «специалисты», находившиеся на российской военной службе, «во всяком деле нас обманывают и ставят нас в совершенные дураки».
И.Т. Посошков предложил сформировать в стране профессиональную армию, сократив её численность приблизительно в пять раз по сравнению с существующим количеством военных. При этом нужно было оснастить её качественным оружием и артиллерией. Обучать солдат вести меткую стрельбу и слаженным действиям в бою, выплачивать им жалованье в размере, зависящем от воинского умения, от меткости.
Он разрабатывал программы различных преобразований общегосударственного масштаба. Посошков заботился о просвещении и повышении нравственности в российском обществе, об учёности и духовности. Им был составлен план создания сети образовательных и научных учреждений в России.
Как экономист-практик и предприниматель от торговал продовольствием и вином, занимался сбором мелких таможенных пошлин. Практическая экономика позволила ему вести рассуждения о пользе проведения реформы налоговой системы. Он предлагал сократить количество налогов и упорядочить их, пересмотреть повинности крепостных крестьян. И. Т. Посошков считал, что помещики владеют крепостными крестьянами временно. По мысли Посошкова, их «прямым владельцем» является российский император, поэтому необходимо ввести законодательное нормирование барщины и оброка. Он выступал за отмену подушной подати и введение вместо неё поземельного налога, исчисляющегося «по владению земли и по засеву». Основой денежного обращения Посошков предлагал сделать медные, а не серебряные и золотые деньги. Развитие российской промышленности он увязывал с добычей сырья. Для этого требовалось увеличить разведку и исследования месторождений полезных ископаемых, а затем рационально использовать открытые природные ресурсы. Среди мер, направленных на развитие промышленности, он предлагал за государственный счет строить заводы и затем передавать их в частное владение.
И.Т. Посошков придерживался так называемой меркантилистской теории, т.е. считал, что государство должно активно вмешиваться в хозяйственную деятельность. Он написал несколько книг по управлению государством. Однако главным его трудом является «Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается». Книга была написана в 1724 году и должна была быть преподнесена Петру I. Но вот опубликована она была только в 1842 году с разрешения императора Николая I, настолько революционными были реформы, которые предлагал автор.
И.Т. Посошков предлагал обновлять страну с помощью «правды» и ликвидации «неправды и неисправности». Неправду он считал причиной «напрасной» скудости, избежать которую, можно за счёт искоренения неправого судейства, лжи, нерадения, лени, бесхозяйственности. Посошков утверждал, что разумность накопления и умеренность расходования определяет духовность. По его мнению, богатство государства находится в зависимости от благосостояния его подданных. Он считал, что государство должно разрешить заниматься торговлей только купцам, предоставлять им кредиты. И.Т. Посошков предлагал запретить импорт предметов роскоши. Ограничение ввоза этого вида товаров способствовало, по его мнению, оставлению и сохранению деньги в стране. Ввозить необходимо только то, что в России не производится, что ей потребно. Экспортировать нужно готовые изделия, а не сырьё. Следовало организовывать российские мануфактуры, контролировать ценообразование.
В 1725 году И.Т. Посошков попал в опалу, очевидно из-за отношений с вице-президентом Синода архиепископом Великоновгородским и Великолуцким Феодосием, который также находился в опале. Среди книг епископа была обнаружена «Книга о скудости и богатстве», содержание которой не понравилось новым российским правителям. В конце августа–начале сентября того же года был арестован. В архивных документах записано, что он содержался в Петропавловской крепости по «важному секретному государственному делу», будучи уличённым «в важной криминальной вине», где и умер 1 (12) февраля 1726 года.
Для того времени «Книга о скудости и богатстве» и воззрения И.Т. Посошкова на устройство государства и его экономическую политику являлись чрезвычайно смелыми и новаторскими не только для России, но и для других стран. Проблемы, которые он исследовал, процессы и явления, которые описывал в своих трудах, являются актуальными и сегодня.
ПОСОШКОВ, ИВАН ТИХОНОВИЧ
ПОСОШКОВ, ИВАН ТИХОНОВИЧ (1652–1726), русский социальный мыслитель. Родился в селе Покровское Московской губернии, в крестьянской семье. Рано проявил разносторонние хозяйственно-экономические способности, деловые качества. Успешно занимался предпринимательством в Новгороде. С 1697 входил в «Ученую дружину» Петра I. Подготовил ряд экономических проектов: О денежном деле, О новоначинающихся деньгах и др. Главное его сочинение – Книга о скудости и богатстве (1724), после публикации которого Посошков был арестован (1725). Умер Посошков в Петербурге в Петропавловской крепости 1 февраля 1726.
В своей Книге и в других сочинениях Посошков доказывал, что для нормального социально-экономического развития и материального благополучия Россия нуждается в равномерном распределении общественного богатства, в установлении равенства экономических возможностей различных сословий. Особенно высоко он оценивал социальное значение купечества, утверждая, что без торгового сословия ни одно «царство состояти не может». Центральную роль в обществе должно играть монархическое государство и сам монарх, располагающий всеми возможностями для достижения «общего блага» всех сословий. Посошков был сторонником народного просвещения (в первую очередь, распространения грамотности) и ослабления тягот крепостного права, выступал за радикальную судебную реформу. Все эти преобразования, по убеждению Посошкова, могут и должны быть согласованы с принципами православной нравственности, основаны на фундаменте христианского богословия и церковной традиции («Священство – столп и утверждение всему человеческому спасению»).
Брикнер А. Иван Посошков. СПб, 1876
Царевский А.А. Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса. СПб, 1883
Посошков И.Т. Завещание отеческое к сыну. СПб, 1893
Посошков И.Т. Зерцало очевидное. Казань, 1895–1900
Посошков И.Т. Сборник писем к митрополиту Стефану Яворскому. СПб, 1900
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951
Иван Тихонович Посошков — биография
Иван Посошков родился в 1652 году в селе Покровское-Рубцово, ныне в черте Москвы, в семье ремесленника-ювелира. Самостоятельно обучался различным ремеслам: иконописи (см. икона), гравированию, черчению, винокурению, столярному и оружейному делу, в то же время освоил грамоту. В 1692 году он переселился в Москву. В 1694-1696 годах в Андреевском монастыре работал над денежным станком для подношения Петру I, до 1704 был денежных дел мастером в Оружейной палате.
С 1697 года Иван Тихонович входил в «Ученую дружину» императора. В 1704 – 1797 годах состоял водочным мастером. Впоследствии успешно занимался предпринимательством в Новгороде, владел винокуренным заводом, серным прииском, занимался поисками нефти.
Среди других сочинений Ивана Посошкова: экономические проекты «О денежном деле», «О новоначинающихся деньгах», апология православия против раскольников «Зеркало очевидное» и другие.
После смерти [en] Петра I, в августе 1725 года, Иван Тихонович был арестован Тайной канцелярией и заключен в Петропавловскую крепость, где и скончался.
Иван Тихонович занимался различными ремёслами, затем стал купцом, предпринимателем, владел землёй. Основной его труд — «Книга о скудости и богатстве», где он суммирует сказанное им в других сочинениях, занимает значительное место в истории русской публицистики. Книга отличается выразительностью и простотой языка.
Главное внимание Посошков уделяет производству. У него нет постановки проблемы стоимости, но есть понимание зависимости цены от производительности труда. Отсутствие понятия стоимости приводило его к ошибочному выводу, что стоимость денег внутри страны может быть номинальной, однако во внешней торговле он признавал необходимость полноценных денег.
В отличие от меркантилистов, Иван Посошков признавал получение прибыли («прибытка») внутри страны и ставил её величину в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы. В связи с этим автор подчёркивал выгодность применения наёмного труда, сдельной оплаты и предлагал строить заводы там, «где хлеб и харч дешевле».
Иван Тихонович правильно усматривал связь между уровнем процента и величиной прибыли, но ошибочно полагал, что процент должен устанавливаться законодательным путём в зависимости от прибыльности промысла. Главной причиной скудости государства он считал отсталость сельского хозяйства, которую объяснял прежде всего жестокой эксплуатацией крестьянства. Он не посягал на основы крепостничества, но его предложения регламентации крестьянских повинностей носили прогрессивный характер.
Сторонник преобразований Петра I, И.Т. Посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследование месторождений полезных ископаемых и расширить строительство мануфактур. Выступал за активный торговый баланс, однако, в отличие от меркантилистов, подчинял его развитию товарооборота внутри страны. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кроме духовенства, с учётом имущественного положения налогоплательщика. Выдвигал буржуазную идею формального равенства всех перед законом и судом. (Л. М. Мордухович)
Иван Тихонович Посошков скончался 12 февраля (1 февраля по старому стилю) 1726 года в Петропавловской крепости, в Петербурге.
Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂 |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Иван Посошков
Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – русский мыслитель и экономист. Происходил из семьи потомственных ювелиров-серебряников дворцового села Покровское. Самостоятельно выучился читать, одно время был близок к раскольникам. Стал купцом, к концу жизни приобрел имение. Автор многочисленных прожектов, из которых наиболее известен предназначавшийся Петру Великому трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724) – обширный проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Здесь впервые дано истолкование так называемого «невещественного богатства» – праведных законов любви, духовности, грамотности и т.п. Один из первых русских исследователей крестьянского хозяйства; предложил царю Петру взять под свою защиту земледельцев. В августе 1825 года арестован и окончил свою жизнь и тюрьме Тайной розыскных дел канцелярии.
Этот писатель, если можно так назвать крестьянина, жившего в своем селе и посвящавшего досуги составлению различных произведений, представляет собой один из примеров русского самоучки, который силой своего Ума и таланта пробивает себе дорогу вопреки всем жизненным обстоятельствам, вопреки тому, что не получил никакого образования. Профессор Погодин, издавший сочинение Посошкова, 1 сделал эпиграфом следующее изречение самого Посошкова, как характеризующее этого самородка: «Много немцы нас умнее науками, а наши остротою, по благодати Божьей, не хуже их, а они ругают нас напрасно». Нужно действительно сказать, что произведения Посошкова интересны не только как первые наши экономические сочинения, но не уступают самым выдающимся произведениям европейского меркантилизма.
Крестьянин Иван Посошков родился около 1670 года и жил в селе Покровском Новгородской губернии. В 1700 году он подавал проект финансовой реформы, а в 1701 году он написал записку боярину Головину о ратном поведении.
В 1710 году Посошков написал сочинение «Отческое завещательное поучение» своему сыну, который среди других молодых людей был отправлен Петром Великим за границу. Это завещание есть вместе с тем и нравоучение, которое содержит самые различные, как религиозные, так и практические указания относительно его жизни. Следующее его сочинение, уже по вопросам церковного характера, было подано Стефану Яворскому, 2 рязанскому епископу, впоследствии митрополиту. Наконец, в 20-х годах, около 1724 года, он написал сочинение, которое остается выдающимся и до настоящего времени, под заглавием: «Книга о скудости и о богатстве, сие есть изъяснение, от чего приключается скудость и от чего гобзовитое (изобильное) богатство умножается».
В четвертой главе сочинения Посошкова содержится трактат о купечестве, или о торговле. Здесь проявляется собственно меркантилистический характер воззрений Посошкова или, по крайней мере, те черты его, которые сближают воззрения Посошкова с воззрениями, развивающимися в западно-европейской экономической литературе, и которые характеризуются обычно как меркантилистические. Прежде всего, это меркантилистическое мировоззрение придает торговле значение совершенно исключительное. Посошков особенно подчеркивает и отстаивает, даже в полемической форме, значение, какое имеют купечество и торговля. Не нужно забывать, что эта защита относится к тому времени, когда занятие торговлей не считалось особенно почетным. «И купечество, – начинает он эту главу, – в ничтожность подвергать не надобно, понеже без купечества никаковое, не токмо великое, но и малое царство стоять не может. Нет на свете такого чина, коему бы купецкий человек не потребен был бы».
После этой общей защиты купечества он обращается к анализу недостатков организации современной ему торговли, которые он наблюдает, и прежде всего указывает, что купечество не представляет собой замкнутого сословия, и что доступ к занятию торговлей открыт всякому желающему. Вследствие этого неумеренная конкуренция затрудняет правильную организацию торговли со стороны тех, кто является к тому призван. Забота о торговле входила как существенная часть в состав меркантилистической политики.
Далее Посошков с горячностью останавливается на том, что в торговле слишком много обманов и что качество товаров совершенно не гарантируется: «а сей древний купецких людей обычай вельми есть неправ, еже и между собой друг другу неправду чинят, ибо друг друга обманывают. Товары, яко иноземцы, тако и русские, на лице являют добрые, а внутри положены или соделаны плохо, а иные товары и самые плохие, да закрасив добрыми, продают за добрые, и цену берут неправедную, и неискусных людей тем обманом вельми изъянят; и в весах обвешивают, и в мерах обмеривают, а в цене облыгают, и тое неправду и в грехе не поставляют, и от такого неправого порядка незнающим людям великие пакости чинятся. А кои обманывают, последи за неправду свою и сами все пропадают и в убожество вящее приходят; и тако вси отончевают. А еще бо в купечестве самая христианская правда уставилася, еже добрые товары за добрые бы продавали, а средние за средние, а плохие за плохие, и цену брали по пристоинству товару прямую настоящую, почему коему товару цена положена».
. Как известно, в Западной Европе, например, в Англии, были установлены строгие законы о качестве товаров: их мера, ширина и длина, их достоинство – все это предусматривалось цеховой регламентацией, а затем и правительственной регламентацией. Отсутствие таковой у нас заставляет нашего меркантилиста выражать пожелание ее. Для того, чтобы эта задача выполнялась, он развивает весьма своеобразный и курьезный план торговли, в которой главную роль играет особый чиновник. «И ради неподвижныя в купечестве правды надлежит во всех рядах устроить сотских и пятидесятских и десятников, и в коей лавке сидит сотский, то над дверьми лавочными прибита дощечка, окруженная, покрытая белилами, дабы всем она знатна была, и на такой дощице написать еще: сотский; такожде над лавкой пятидесятского и десятского, чтобы купующие, купя такой товар, знали, где тот товар показать, прямо ль отвесил или обмерял, и товар добрый или плохой, и настоящую ли цену взял. А буде цену взял не противо настоящия цены излишнюю, то за всякую излишнюю копейку взять на нем штрафу по гривне или но две и высечь батоги или плетьми, чтобы впредь так не делал, а буде и в другой раз также учинить, то доправить штрафу сугубо, и наказание учинить сугубоем».
Таким образом, это – те же самые меркантилистические идеи надзора над торговлей, по преломляющиеся, соответственно исторической обстановке, своеобразно у нашею мыслителя.
Затем следующий вопрос, па котором он останавливается, состоит в том, что, благодаря организованности иностранной торговли и неограниченности конкуренции, не устанавливаются крепкие цены для заграничных товаров. И для того, чтобы это зло устранить, он предлагает своеобразную организацию торговли, нечто вроде торговых синдикатов, существующих в настоящее время, нечто вроде нормировки в целях поддержания известного уровня цеп. «И с воли командира своего и по согласию купечества поставя цену товару своему, отпускали бы за моря и за прочие рубежи русские товары, как богатые, так и убогие с воли командира своего по общему согласию компанства, чтобы никому обиды не было. И егда иноземец сторгует какова товара русскаго, многое число или малое, то всем русским людям, как богатым, так и убогим, комуждо из своих товаров поверстався по количеству товаров своих, чтоб ни богатому, ни убогому обиды не было».
Дальше он предусматривает тот случай, что иностранцы, в ответ па такую забастовку русских купцов, па этот синдикат ответят тоже синдикатом и не возьмут товаров. На это он предлагает ответить еще увеличением Цен: «и буде двойныя цепы за паши товары не похитят нам дать, то и их товары перед нами; мы благословением Божьим можем без их товаров пробыть. Обще же я мню: хотя они хитря в купечестве и в иных гражданских расправах, а аще уведают нашего купечества твердое положение о возвышении цены, то не допустит до двойной цены: будут торг иметь повсягодно, видя бо наше твердое постоянство, всячески упрямство свое прежнее и гордость свою всю и нехотя отложат: нужда пригоняет и к поганой луже. Для нас, хотя они вовсе товаров своих к нам привозить не будут, мню, можем прожить без товаров их; а они без наших товаров и 10 лет прожить не могут. И того ради подобает нам над ними господствовать, а им рабствовати перед нами, и во всем упорядок перед нами держать, а не гордость. Сие странное дело, что к нам приехав со своими безделками, да нашим материальным товарам цепу уставляют низкую, а своим цену ставят двойную, а иным товарам и выше /войной цены». Он хочет обуздать иностранцев не только относительно цен, но и относительно ценности денег, жалуется, что иностранцы разменивают паши деньги не по номинальному курсу, а по их действительной ценности. В сущности, это та же самая мысль, только наивно выраженная, которая лежала в основе английской политики, институт королевских менял и королевского монетного двора: задача этого института была в том, чтобы полноценные иностранные деньги разменять на английские по их номинальной ценности. Такой же порядок Посошков мечтал бы завести для иностранного купечества, торгующего в России, чтобы им давать наши обесцененные деньги по их номинальной ценности.
Далее он рекомендует обставить самый прием заграничных товаров большей строгостью со стороны их качества. «А буде же иноземцы на тот отборный товар еже сверх настоящей цены наложат цену излишнюю, то и того отборного товара с наложением прибавочной их цены не брать бы у них ничего, но брать по настоящей цене, какова до того отбирания установилась. А буде заупрямится, и давать тех товаров по настоящей цене не похотят, то отказать им: пусть весь свой товар повезут назад, а плохих и непотребных товаров и на полцены отнюдь бы не принимать ни малого числа для того, чтобы они дураками нас не называли, и в товарах наших над нами не издевались бы».
Следовательно, это синдикатское соглашение должно охватить организацию как внешней, так и внутренней торговли. При этом он предостерегает наших соотечественников относительно увлечения заграничными товарами, в особенности предметами роскоши, разными иностранными винами и разными нарядами. Подобно тому, как в Англии существовал закон против роскоши, и закон, который определял, кто в какой костюм имеет право наряжаться, и Посошков рекомендует установить обязательные костюмы для всех сословий и чинов, так что, если в настоящее время Россия представляет такое множество форм, установленных законом, проект Посошкова идет в этом направлении значительно дальше. Он мечтает одеть всю Россию в установленные законом костюмы или формы: «паки мне мнится – не худо бы расположить, чтобы всякий чин свое бы определение имел: посадские люди, все купечество, собственное свое платье носили; чтобы оно ничем ни военному, ни приказному согласно нс было. А ныне никоими делы по платью не можно познать, кто какого чина есть, посадский или приказный или дворянин или холоп чей; и не токмо с военными людьми, по и с царедворцы распознать не можно». Далее он подробно описывает, какие костюмы каждому сословию следует носить. Вот собственно самые яркие и ценные идеи его по вопросу о торговле.
Следующая глава его сочинения называется: «О художестве», т. е. о ремеслах, об организации ремесел, следовательно, обрабатывающей промышленности. Здесь Посошков совершенно справедливо с точки зрения исторического момента организации ремесленного труда того времени сетует о том, что у нас не существует строгой цеховой регламентации производства, засвидетельствованного умения заниматься ремесленным трудом, до известной степени ограждающих производства и конкуренции товаров дурного качества. Основная его мысль здесь состоит в желательности установления у нас цехового строя ремесленной промышленности. «В художниках, – говорит он, – аще не будет доброго надзирателя и надлежащего им управления, то им ни коими делы обогатитися невозможно, ниже славы себе доброй получити, но до скончания века будут жить в скудости и бесславии. А если бы учинен был о них гражданский указ, еже им бы и с самого начала учиться постоянно жить, давшись к мастеру в научение, жить до уреченного сроку, а не дожив не то, что года, но и недели «с дожив, прочь нс отходить, и не взяв отпускного письма и после сроку со двора не сходить то бы все мастеры не в том бездельном порядке были, но совершенно добрыми мастерами были бы. А прежде такой порядок в них был, что отдавшись на учение лет па 5 или на б, и год места или другой пожив, да мало-мало понаучась, и прочь отойдет, да и станет делать собою, да и цену спустит и мастера своего оголодит, а себя не накормит, да так и век свой изволочит – ни он мастер, ни он работник. А сказывают про иноземцев, что у них учинен о сем гражданский указ такой твердый, что буде кто, не дожив до сроку хотя и единого дня, да прочь отойдет, то уже тот человек не будет добрым человеком никогда, а буде и доживет до сроку, а письма от мастера своего не возьмет отпускного, никто де его не примет в наймиты, ни в ученики, никто де его не возьмет; и того ради у них и мастеры добры и похвальны».
Так вот, он полагает, что «по иноземским уставам надлежит и владеть тем мастерством до смерти своей, кто его вымыслил, а иным не допускают того мастерства делать до смерти его». Остальные его замечания по поводу ремесел касаются вопросов сравнительно второстепенных и не принципиальных.
Следующая, 6-я глава, посвящена вопросу о разбойниках. Эта глава, во-первых, свидетельствует о том, насколько плохо обстояли дела с общественной безопасностью, как распространены были у нас разбои, и, во-вторых, она характеризует уголовное мировоззрение лучших людей того времени, наиболее просвещенных, к числу которых принадлежит и Посошков. Согласно этому мировоззрению, лишь самые крупные и резкие меры должны быть применены для борьбы с этими разбойниками. «Во всех государствах христианских и басурманских разбоев нет таких, каковы у нас в Руси, а все от того, что там потачки им не малыя нет: в тюрьмах долго не держат; когда кого поймают, тогда ему указ учинят; и того ради там не смеют и воровать много. А у нас, поймав вора или разбойника, не могут с ним расстаться: посадят в тюрьму да кормят его, будто доброго человека, и держат в тюрьме лет 10 и 20, и в таком долгом сиденье много их уходят, а ушед, уже пуще старого воровать станут». Посошков сам здесь высказывается за самые строгие меры и за применение скорой смертной казни за всякое совершение разбоя и убийства.
Имеется в виду издание: Сочинения Ивана Посошкова. Ч. I-II. Изд. М.П. Погодина. М., 1842–1863. Другие издания: Завещание отеческое к сыну/Ред. и вступ. статья Прилежаева. СПб., 1893; Зерцало очевидное (Полная редакция). Вып. 1–2. Казань, 1895–1906; Сборники писем И. Т. Посошкова митрополиту Стефану Яворскому. СПб., 1900; Книга о скудости и богатстве и другие сочинения/Ред. и вступ. статья Б. Б. Кафенгауза. М.,1951.
Стефан Яворский (1658–1722) – русский церковный деятель, писатель. В 1700–1721 годах – местоблюститель патриаршего престола. Автор полемического сочинения «Камень веры» (против лютеран); в полемике с Г. Талицким написал книгу «Знаменья пришествия Антихриста» (М., 1703).
Стаффорд Вильям (1554–1612) – английский экономист, представитель раннего меркантилизма. Основной формой богатства считал деньги.