биография калинникова василия сергеевича
КАЛИННИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Ещё в студенческие годы Калинниковым были исполнены его симфоническая картина «Нимфы» (1889 год), увертюра к кантате «Иоанн Дамаскин» (1890 год), Серенада для струнного оркестра (1891 год), в 1888 году изданы 3 романса. Широкую известность принесла Калинникову его 1-я симфония, с 1897 года исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом. Наиболее интенсивной творческая деятельность Калинникова была во 2-й половине 1890-х годов. В этот период им созданы 2-я симфония (1897 год), 2 интермеццо для оркестра, симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898 год), музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого (поставлена в 1899 году, Малый театр, Москва). По заказу С. И. Мамонтова инструментовал одну сцену из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» (в связи с её постановкой в московской Частной русской опере, 1897 год). В 1899-1900 годах работал над оперой «1812 год» (либретто Мамонтова), однако окончить её не успел (пролог поставлена в 1901 году, Частная русская опера).
Лирическая трактовка сюжета присуща и симфонической картине «Кедр и пальма» (по стихотворению Г. Гейне; в переводе A. Н. Майкова; исполнена в 1899 году, Москва), программность которой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразительных моментов в музыке. В лучших романсах Калинников (например, «Колокола» на слова К. Р.) поэтически воспринятые образы русской природы служат фоном для воплощения лирического чувства. Широкую популярность приобрели «Грустная песенка» g-moll и ряд др. фортепианных пьес, вошедших в педагогический репертуар («Русское интермеццо», «Менуэт» и др.).
Нотное издание:
Калинников Вас. С. Собр. соч. М., 1972
Сочинение:
Калинников Вас. С. Письма, документы, материалы / Сост. В. А. Киселев. М., 1959. Т. 1–2.
Краткая биография Калинникова
Василий Сергеевич Калинников
У Калинникова не было хорошего заработка, поэтому он находил разные источники доходов. Василий Сергеевич умел играть на нескольких инструментах: скрипка, литавры, фагот. Поэтому он принимал участие в театральных оркестрах и переписывал ноты. В 1892 году Петр Чайковский, известный композитор и критик, порекомендовал Калинникова на пост дирижера в Малом театре. Василий согласился, потому что ему нужны были деньги. Также он занимался педагогической деятельностью и давал уроки пения, музыки.
Калинников продолжил традиции музыкальной классики. В 1895 году он написал первую симфонию g-moll. Ее автор посвятил Семену Николаевичу Кругликову. Симфония впервые прозвучала в Киеве и имела успех. Впоследствии произведение вошло в репертуар оркестров. Еще одним известным творением композитора является «Былина». При жизни автора увертюра не исполнялась. Ее восстановили по архивам и исполнили по радио в 1950 году. Критики заметили, что начальные такты идентичны мелодии гимна СССР. Поэтому появилось предположение, что Василий Сергеевич является настоящим автором гимна.
Калинников не знал, что его музыка пройдет через года и будет актуальна до сегодняшних дней. Он создал много произведений, к которым относятся фортепианные сочинения «Грустная песенка», «Ноктюрн», «Русское интермеццо». Оркестровые произведения не менее известны. Это «Нимфы», «Кедр и пальма», «Царь Борис».
В 1893 году у Василия Сергеевича появились симптомы туберкулеза. Поэтому ему пришлось переехать в Крым. В последние годы жизни Калинников все же работал и сочинял музыку.
Василий Сергеевич Калинников умер 11 января 1901 года в Ялте. Его похоронили на Поликуровском кладбище Ялты. На надгробном памятнике изображены ноты из первой симфонии. В честь композитора в Орле установили памятник и предварительно благоустроили сквер возле музыкальной школы. Памятник разработали давно, но установили только в 2009 году. Это полуфигура композитора, которая находится под ветвями калины. Внизу сидит мальчишка и играет на свирели. Также в честь Калинникова назван теплоход, совершавший рейсы между Дудинкой и Красноярском.
Василий Калинников — биография композитора
ФИО: | Калинников Василий Сергеевич |
Дата рождения: | 13 января 1866 г. |
Место рождения: | с. Воины, Орловская губерния |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Композитор |
Дата смерти: | 11 января 1901 г. (34 года) |
Василий Калинников – русский композитор, автор симфонических и вокально-инструментальных произведений. Это был скромный, доброжелательный и невероятно стойкий человек. К сожалению, он умер в расцвете творческих сил – в 34 года.
Детские годы, семья
Василий Сергеевич Калинников родился 13 января 1866 года в деревне Первый Воин, в 15-ти километрах от города Мценск Орловской губернии. Его мать была дочерью дьякона. Отец Сергей Федорович также происходил из духовной династии, но священником не стал и служил становым приставом (чиновником уездной полиции стана – административного округа).
Василий был первым ребенком в семье, позднее родились еще трое братьев и сестра. Брат Виктор также стал музыкантом – композитором и дирижером. Несмотря на то, что семья Калинниковых жила бедно, отец старался дать детям достойное воспитание и образование. На досуге он любил исполнять романсы под собственный аккомпанемент на гитаре, и дети приобщались к музыке. Вместе с сыновьями Калинников-старший пел в церковном хоре.
Музыкальные способности маленького Васи поражали: едва удерживая на коленях гармонику, он самостоятельно освоил этот инструмент. Земский врач и скрипач-любитель А.В. Евланов – друг семьи Калинниковых – обратил внимание на одаренного ребенка. Он стал обучать его игре на скрипке, нотной грамоте, сольфеджио, музыкальной литературе.
Образование
Переезд в Москву
Творческий расцвет
Отъезд в Ялту в связи с болезнью
Последние годы жизни
Любовь и семья
В период жизни и учебы в Москве, Василий Калинников женился на Софье Николаевне Ливановой – скромной и милой девушке, дочери священника. Она была музыкально образована, владела игрой на фортепиано. Соня стала величайшим счастьем в жизни композитора. Она беззаветно любила мужа, жила его интересами и проблемами, до последнего дня поддерживала его и во всем помогала. Детей у супругов не было.
С женой Софьей Николаевной
Заслуги
Судьба выделила Василию Сергеевичу Калинникову менее двух десятилетий для активной творческой работы. Но и за столь короткий срок он внес существенный вклад в русскую музыкальную культуру. Его произведения входят в репертуар ведущих мировых музыкальных коллективов и сольных исполнителей, издаются клавиры и партитуры сочинений.
Россияне чтут память о композиторе:
Памятник Василию Калинникову в Орле
Интересный факт: в увертюре «Былина» Василия Калинникова звучит тема, точь-в-точь повторяющая начало Гимна СССР и России. У музыкальных критиков появился повод усомниться в авторстве музыки Гимна Александра Васильевича Александрова. Однако «Былина», написанная и исполненная в 1893 году, была утеряна, хранилась в архивах и была восстановлена лишь в 1950 году. Гимн же создавался задолго до этого – в 1943-м, и Александров никак не мог подслушать или подсмотреть эту мелодию. Но факт остается фактом: первые 10 нот в двух этих произведениях идентичны.
Биография калинникова василия сергеевича
. На меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.
А. Чехов. «Дом с мезонином»
В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон. И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.
Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».
Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен — здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая И. Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач А. Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.
В 1884 г. Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — «работай. Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними. и никогда не отступай».
Смерть отца в 1888 г. явилась для Калинникова тяжелым ударом. Первые сочинения — 3 романса — вышли из печати в 1887 г. Один из них, «На старом кургане» (на ст. И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 г. состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова — симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка. есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам — пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Он принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым, и завершает пролог к ней.
Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая. » — писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» — так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.
Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» — пишет Калинникову дирижер А. Виноградский после исполнения симфонии в Вене. — «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.
В октябре 1900 г. за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.
Биография калинникова василия сергеевича
ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ КАЛИННИКОВ
Василий Сергеевич Калинников родился в 1866 году в селе Воины Орловской губернии. Он был сыном мелкого чиновника (станового пристава) Сергея Федоровича Калинникова. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калинниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и, особенно, к музыкальному искусству.
С 1878 года Василий Калинников жил в Орле, учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное музыкальное образование и руководил хором. В 1884 поступил в Московскую консерваторию, но позже перешел в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1892 по классам фагота и теории музыки. Среди педагогов Калинникова – С.Н. Кругликов (гармония), А.А. Ильинский (контрапункт и фуга), П.И. Бларамберг (оркестровка и композиция).
Василий Сергеевич посещал в Московском университете лекции В.О. Ключевского по русской истории, играл в оркестре, преподавал пение в начальных городских училищах, выступал в качестве дирижера. С 1893 года в следствие прогрессирующей болезни (туберкулез) жил преимущественно в Крыму и умер в Ялте 11 января 1901 года.
Несмотря на болезнь, наиболее интенсивной была творческая деятельность композитора во 2-й половине 1890-х гг. В этот период созданы 2-я симфония (1897), 2 интермеццо для оркестра, симфоническая картина «Кедр и пальма» (по стихотворению Гейне, 1898), музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого (1899, Малый театр, Москва). По заказу С. И. Мамонтова Калинников инструментовал одну из сцен оперы «Хованщина» Мусоргского (в связи с её постановкой в Московской частной опере, 1897). В 1899-1900 композитор работал над оперой «В 1812 году» (не окончена).
Основная часть творческого наследия — симфонические произведения (к их числу относится и музыка к «Царю Борису», состоящая из увертюры, 4 оркестровых антрактов и 2 фанфар). В его творчестве проявилась характерная для конца XIX в. тенденция к синтезу важнейших направлений русского симфонизма предшествующего периода. Калинников — талантливый продолжатель традиций П.И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». По складу дарования он был преимущественно лириком, хотя большое место в его произведениях занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Процесс лиризации симфонического жанра особенно ярко отразился в Первой симфонии, самом цель ном и законченном его сочинении. Это произведение отличается песенной широтой и выразительностью тем, поэтической мягкостью колорита. Непрерывность мелодического потока является основой симфонического развития, для которого характерны плавная неторопливость, отсутствие острых контрастов. Вторая симфония задумана в эпическом плане. Но она уступает Первой по богатству и свежести мелодического материала, к тому же композитор не достиг в ней подлинной монументальности. Лирическая трактовка сюжета присуща и симфонической картине «Кедр и пальма», программность которой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразительных моментов в музыке.
Поэтически воспринятые образы русской природы служат фоном для воплощения лирического чувства в лучших романсах Калиникова. Например, «Колокола» на сл. К.Р.). Широкую популярность приобрели «Грустная песенка» для фортепиано, а также романс «На старом кургане», в котором демократические круги интеллигенции находили выражение своих вольнолюбивых стремлений. Калинников написал также ряд фортепианных пьес получивших применение в педагогической практике.