биография карла густава юнга
Биография карла густава юнга
Ка́рл Гу́став Юнг (нем. Carl Gustav Jung). Родился 26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария. Дата смерти — 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария. Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии.
Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности.
Также получила известность концепция психологических типов Юнга.
Биография
Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.
14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м — Грета, в 1908-м — сын Франц, в 1910-м — Марианна, в 1914-м — Хелена.
В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907—1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.
В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.
В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.
В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.
В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».
В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.
С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года — в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.
Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).
В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.
Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города.
Научные воззрения Юнга
Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.
Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.
Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.
Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.
Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.
Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко аффективным событием — обретением новой установки.
Юнг и оккультизм
Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.
Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли — магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков — родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом.
В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа — анимы, вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы… Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс.
В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа.
Карл Юнг
Биография
Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия». Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).
Портрет Карла Юнга
На основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.
Детство и юность
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.
Карл Юнг в детстве
В 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.
Дом, где вырос Карл Юнг
Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».
Карл Юнг в молодости
В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.
Карл Юнг в 1910 году
Под впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.
Карл Юнг
Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.
Психология
В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.
«Красная книга» Карла Юнга
В 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.
Карл Юнг
В 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.
Иллюстрации к книге Карла Юнга
В этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».
Психиатр Карл Юнг
В 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.
С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».
Карл Юнг в последние годы
В феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.
Автобиографическая книга Карла Юнга
В ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.
Личная жизнь
С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.
Карл Юнг и жена Эмма
Избранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.
Семья Карла Юнга
Наличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.
Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
В 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.
Карл Юнг и Тони Вольф
Тони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».
Смерть
В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.
Могила Карла Юнга
Юнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.
Карл Густав Юнг
Фото Все
Видео Все
Карл Юнг. Ключи от бездны / Архетип. Невроз. Либидо
Аналитическая психология Карла Юнга: основные положения учения. Вячеслав Савченко
Лицом к лицу с Карлом Густавом Юнгом, интервью (HQ) #психология
Карл Юнг — биография
Карл Юнг – прославленный швейцарский психиатр, педагог. Стоял у истоков зарождения глубинной психологии, так называемой аналитической психологии. Близкий соратник Зигмунда Фрейда.
История человечества знает немало примеров существования людей, непохожих на всех остальных. Они нарушали правила, не прислушивались к общественному мнению и выдвигали собственные правила и теории, объяснить которые с точки зрения логики не представлялось возможным. От таких людей старались держаться подальше, считая их нее от мира сего. Но как быть в том случае, когда эти теории – необычные, странные и порой мистические, выдвигает ученый-психиатр, имя которого уже известно во всем мире. Карл Юнг – известный психиатр, создатель собственного метода работы со своими пациентами, аналитической психологии. Он первый ввел термины «коллективное бессознательное», «экстраверсия» и «интроверсия». Эти понятия легли в основу разработки психологических типов людей.
Детство
Карл Юнг в детстве
Однажды, десятилетним мальчиком, Юнг нашел на улице деревянный брусок и вырезал из него фигуру человечка размером в 6 см. Положил его в пенал и спрятал на чердаке. В моменты, когда обстановка в семье накалялась из-за раздражительности главы семейства или очередного припадка матери, Карл, находясь в отчаянии, прятался на чердаке, доставал своего друга и вел с ним долгие беседы. Иногда Густав писал записки своему другу на маленьких клочках бумаги, используя свой собственный секретный язык. Позже мальчик понял, что с помощью этих ритуалов он чувствует себя в безопасности, и его внутренний мир наполняется новыми красками. Впоследствии странности своего поведения он опишет в своих очерках, обозначив его как психологию бессознательного.
Юнг начал обучение в гимназии только в одиннадцать лет. Нужно отметить, что его не интересовали ни школьные предметы, ни какой-либо из видов творчества. Преподаватели удивлялись его безынициативности, констатировали тот факт, что мальчик не обладает абсолютно никакими талантами. А в это время по возвращению домой Густав не мог оторваться от книги и проводил время за рисованием старинных замков. Он не мог обзавестись друзьями и показать результаты в учебе из-за того, что чувствовал раздвоение своей личности. Впоследствии, в одной из своих книг, под названием «Красная книга», он расскажет, что с детских лет понимал, что у него «два Я», две личности. Одна представляла собой современного швейцарского гражданина, вторая была человеком из 18-го века. Личность №1 – это типичный ученик нынешнего века, личность №2 – гордый, авторитетный и влиятельный человек из прошлого.
Карл Юнг в юности
К шестнадцати годам состояние одиночества постепенно оставило Карла. Молодой человек уже не страдал от приступов депрессии, увлекся философией. Его интересовали определенные темы, и Юнг находил ответы на свои вопросы в произведениях Гераклита, Платона, Пифагора, Шопенгауэра. В 1893-м Карл Юнг стал студентом Базельского университета, он выбрал факультет естественных наук. Кроме того, что юноша читал литературу, обязательную по программе обучения, он тщательнейшим образом изучал работы философов-мистиков – Эшенмайера и Сведенборга.
Прочитанное произвело неизгладимое впечатление на Юнга, он даже несколько раз участвовал в спиритических сеансах. Увлечение конечно, странное, но именно благодаря ему появилась диссертация по медицине, получившая название «О психологии патологии так называемых оккультных феноменов». Спустя годы Карл столкнется с необходимостью правильного оформления комментариев к древним текстам – «Секрет Золотого Цветка», «И-цзин», «Тибетская книга мертвых», и он снова начнет изучать тему духовного мира.
В те годы Юнг испытывал материальные затруднения. После того, как умер отец, у семьи практически не осталось средств. Карлу приходилось днем учиться, а по вечерам давать частные уроки. Так ему удавалось заработать на скромную жизнь и оплатить себе дальнейшее обучение. В 1895 году Карл начал изучать медицину в Базельском университете. После получения университетского диплома, Юнг случайно наткнулся на книгу под названием «Учебник психиатрии», автором которой был Рихард фон Крафт-Эбинг. Он не собирался заниматься изучением психиатрии, которую тогда все считали не престижной. Но после ознакомления с содержанием, очень воодушевился, особенно, когда понял, что психосоциальные заболевания представляют собой ни что иное, как болезнь личности. Эта книга сыграла важнейшую роль в дальнейшей биографии будущего известного психиатра.
Психология
В 1900-м году Юнг поселился в Цюрихе и устроился на работу к известному в те годы доктору-психиатру Юджину Блейлеру в больницу для душевнобольных, распложенную в пригороде Цюриха — Бургхольцли. Его взяли в качестве ассистента. Чтобы быть ближе к рабочему месту, Карл жил на территории больницы. Спустя некоторое время молодой ассистент уже опубликовал свои первые работы и статьи, в которых рассказывал о применении в лечении больных теста словесных ассоциаций, автором которого был он сам.
Карл Юнг и Зигмунд Фрейд
Спустя семь лет, в 1907-м, Карл опубликовал первую в своей биографии крупномасштабную работу под названием «Психология раннего слабоумия». Перед публикацией Юнг отправил свой труд уже известному на то время Зигмунду Фрейду. Научное развитие молодого ученого получило новый толчок после встречи с Фрейдом. В феврале 1907-го состоялось личное знакомство Юнга и Фрейда в Вене. Этому предшествовала непродолжительная переписка. К тому времени Карла уже знали, как автора опытов словесных ассоциаций, так и открывателя чувственных комплексов.
В 1909-м Фрейд и Юнг побывали в США, где молодой специалист выступил с курсом лекций. Благодаря международной известности, и частной практике, обеспечивавшей его материально, Юнг уходит с бургхольцльской клиники, где он уже успел «дорасти» до места клинического директора. В 1910-м Юнг возвращается на родину, и тщательно исследует легенды, мифы, сказки и их взаимодействие с миром психопатологии.
Структура бессознательного Юнга
В те же годы появляются статьи, в которых четко прослеживается идеологическая независимость Юнга от его старшего товарища Фрейда. Они разошлись во мнении о природе бессознательного. Общение между двумя гениями психиатрии полностью прекратилось в 1913 году. После столь драматичного расставания Карл публикует две своих работы – «Красная книга» и «Символы трансформации».
Карл Юнг за работой в кабинете
В 20-х годах прошлого века Карл Юнг длительное время находился в Северной Америке и Африке. Он путешествовал, много писал, и эти заметки впоследствии использовал в своей автобиографии под названием «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930 году Карлу Юнгу пожаловали титул – почетный президент Психотерапевтического общества Германии. Вслед за этим вышла его новая книга «Проблемы души нашего времени». В 1932 году городской совет Цюриха присудил Юнгу премию в области литературы. К ней был приложен чек на сумму восемь тысяч франков.
В 1933-1942-м годах Карл преподавал в Цюрихе, в 1944 году стал преподавателем в Базеле. Начиная с 1933 года и вплоть до 1939-го, Юнг выпускал «Журнал по психотерапии и смежным областям», на страницах которого оказывал поддержку внутренней политике Нацистской партии Германии по вопросу очищения нации. Каждую свою публикацию ученый начинал с выдержек труда Гитлера «Mein Kampf». Самыми заметными статьями того периода стали «Психология и религия», «Отношения меду Я и бессознательным», «Образы бессознательного», «Психология и воспитание», «Об истоках сознания», «Символика духа».
В феврале 1944-го Карл отправился на экскурсию, и умудрился сломать себе ногу. Его госпитализировали, и в это время с ним случился сердечный приступ, в результате которого он чуть не умер. Его жизнь висела на волоске на протяжении нескольких недель. Этот период он очень подробно описал в своей автобиографической книге, особенное внимание уделил видениям, посещавшим его.
В ноябре 1955-го ученый похоронил свою горячо любимую жену Эмму, с которой прожил в браке 52 года. Утрата близкого человека полностью опустошила Карла. Он пытался гнать от себя горестные мысли, уходил в работу с головой. В то время он как раз дописывал свою автобиографию, которую под его диктовку записывал секретарь.
Ученый получал горы писем, ему писали со всего мира, и Юнг просто не в силах был ответить всем. Иногда он просто откладывал эти послания за полки с книгами, чтобы когда-нибудь на них ответить.
Личная жизнь
Свою первую и единственную на всю жизнь супругу Эмму Раушенбах Карл встретил в годы студенчества. На тот момент он был 21-летним юношей, она скромной, милой 15-летней девочкой с красивой косой. Юнг влюбился сразу, бракосочетание молодых людей состоялось 14 февраля 1903-го.
Карл Юнг и Эмма Раушенбах
Предками девушки были швейцарско-немецкие богатые промышленники. Благодаря финансовому благосостоянию Эммы, Юнг мог не думать о добывании хлеба насущного, и вплотную занялся научными исследованиями в сфере психологии и психиатрии. Эмма искренне интересовалась работой супруга, оказывала ему всяческую поддержку. В этом браке у Юнга роилось четыре дочери и сын – Агата, Грет, Марианна, Элен и Франц.
Карл Юнг с семьей
Однако семейные узы и наличие детей не останавливали Карла от романтических отношений на стороне. В августе 1904-го в клинику, где трудился Юнг, привезли 18-летнюю Сабину Шпильрейн. История их отношений получила особую огласку из-за того, что их отношения складывались, основываясь на явлении эротического переноса, это когда пациент увлекается своим доктором, или ученик – учителем. Девушка обладала острым умом и научным складом мышления, что не мог не отметить ученый, а Сабина просто влюбилась в доктора, так поразительно тонко чувствующего этот мир. Отношения между доктором и его пациенткой закончились после ее выписки из больницы.
Карл Юнг и Сабина Шпильрейн
В 1909-м в личной жизни Карла Юнга появилась девушка по имени Тони Вольф. На тот момент ей исполнился 21 год, она пришла к известному доктору лечиться. После того, как Тони выздоровела, она заняла место официальной помощницы доктора и его любовницы. В сентябре 1911-го Вольф отправилась вместе с Юнгами в Веймар, куда известного психиатра пригласили участвовать в конгрессе международного психоаналитического сообщества. Эмма прекрасно знала об этом романе, но очень любила мужа, поэтому не решилась на развод.
Карл Юнг и Тони Вольф
Тони была единственной помощницей психиатра. Целых сорок лет их связывала не только общая постель, но и научная деятельность. Их сотрудничество впоследствии вылилось в книгу, которую психоаналитик назвал «Метаморфозы и символы либидо».
Смерть
В один из прекрасных майских дней 1961-го Карл Юнг собрался прогуляться. Во время этой прогулки его и настиг инфаркт, в результате которого сосуды головного мозга закупорились, и частично парализовало конечности. Две недели психиатр балансировал межу жизнью и смертью. Потом сиделка, которую наняли присматривать за больным, вспоминала, что за день до своей смерти Юнгу приснился сон. После пробуждения он, улыбаясь, сказал, что больше ему нечего бояться.
Могила Карла Юнга