биография казакова 7 класс
Юрий Казаков биография кратко
Краткая биография Юрия Казакова, известного русского писателя изложена в этой статье.
Юрий Павлович Казаков краткая биография
Краткая биография Казакова Юрия Павловича начинается 8 августа 1927 года, когда он родился в семье простых рабочих. В период Великой Отечественной Войны он был в Москве и когда город бомбили – получил контузию. Впоследствии травмы Юрий стал заикаться и как говорил он сам, это подтолкнуло его заниматься творчеством – Казаков начал писать стихи и обучаться игре на виолончели.
В 1946 Казаков окончил строительный техникум. Затем он решает поступить в Гнесинское музыкальное училище, которое окончил в 1951 году и сразу же вошел в состав оркестра Музыкального театра имени Станиславского.
Сначала его карьера не имела успеха – рассказы и пьесы не печатались, в оркестре играл не часто. Лишь изредка его очерки появлялись на страницах «Советского спорта». В 1953 Казаков поступает в институт им. Горького на литературное отделение.
Первая работа писателя, книга «Арктур-гончий пес» вышла с печати в 1957 году. Дальше были — «Манька», «Запах хлеба», «По дороге», «Легкая жизнь», «На полустанке», «Северный дневник», «Трали-вали».
В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е — знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке.
Очень любил путешествовать на Русский Север, эти земли просто завораживали писателя. За свои рассказы, которые были переведены на иностранные языки, он получил в 1970 году Дантовскую премию.
В последнее десятилетие жизни Казаков писал мало и ещё реже печатался.
Юрий Казаков скончался 29 ноября 1982 года в Москве. После себя писатель оставил огромное творческое наследие, большинство произведений переведено на иностранные языки и включено в школьную обучающую программу.
Биография Ю. П. Казакова
Родился я в Москве в 1927 году в семье рабочего. Оте и мать мои — бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии. В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы был многие. Таким образом, я — первый человек в нашей род не, занимающийся литературным трудом.
Писателем я стал поздно. Перед тем как начать писат я долго увлекался музыкой. В 1942 году в школе в одном со мной классе учился музыкант. Одновременно он по сещал и музыкальную школу, где занимался в классе вио лончели. Его одержимость музыкой в значительной мерс повлияла и на меня, а мои природные музыкальные дан ные позволили и мне в скором времени стать молодым музыкантом. Сначала я стал играть на виолончели, по так как заниматься музыкой я начал довольно поздно (с 15 лет) и пальцы мои были уже не столь гибки, то я скоро понял, что виртуозом-виолончелистом мне не стать, и перешел тогда на контрабас, потому что контрабас вооб ще менее «технический» инструмент, и тут я мог рассчп тывать на успех.
Я не помню сейчас, почему меня в одно прекрасное время потянуло вдруг к литературе. В свое время я окончил музыкальное училище в Москве, года три играл в симфонических и джазовых оркестрах, но уже где-то между 1953 и 1954 годами стал все чаще подумывать о себе как о будущем писателе. Скорее всего, это случилось потому, что я, как, наверное, и каждый молодой человек, мечтал когдато славе, об известности и т. п., а моя судьба в оркестраx, конечно, никакой особенно славы не обещала. И вот я, помню, стал тяготиться своей безвестностью и стал попеременно мечтать о двух профессиях — о профессии дирижера симфонического оркестра и о профессии писателя или, на худой конец, журналиста. Я страстно хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале.
Тяга к писательству все-таки пересилила, я стал более внимательно читать очерки и рассказы, стараясь понять, как они сделаны. А через некоторое время стал и сам писать что-то. Не помню теперь уже, как я тогда писал, потому что не хранил своих рукописей. Но уверен, конечно, что писал я тогда и по отсутствию опыта и вкуса и по недостаточной литературной образованности плохо. Все-таки, видимо, было что-то в моих тогдашних писаниях симпатично, потому что отношение ко мне с самого начала в редакциях было хорошее, и в 1953 году я успел напечатать несколько небольших очерков в газете «Советский спорт» и в том же году был принят в Литературный институт.
Писатели и критики о рассказах Ю. П. Казакова
Литературовед И. Кузьмичев пишет о Ю. Казакове.
«Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, еще неизведанной стороны. Воспоминания о прочитанных его рассказах странным образом молнуют, и невольно думаешь, что ты чего-то недопонял, что-то важное ускользнуло из сознания, а ощущение красоты, какое сохранилось в сердце, тянет тебя вновь к этим уже прочитанным рассказам. Ты открываешь книгу и, вспоминая сюжет того или иного рассказа, с непостижимым интересом и любопытством зачитываешься опять этими удивительными произведениями, забывая, что тебе ужвсе известно. Как это удавалось Юрию Казакову — налам гда останется тайной. »
Юрий Казаков
Биография
По мнению Дмитрия Быкова, Юрий Казаков не был похож на свои произведения. Автор нежнейших рассказов и новелл в личной жизни был грубияном, выражающимся нецензурными словами. Поэтическая проза вырастала из писателя как цветок из кактуса.
Детство и юность
Мастер малых литературных форм родился 8 августа 1927 года в Москве. Детство и отрочество Юрия прошли в 15-метровой комнате в коммунальной квартире, расположенной в доме № 30 на Арбате.
Родители писателя — выходцы из крестьян Смоленщины, но, по семейному преданию, прабабушку Юры по материнской линии за красоту взяли горничной в барский дом, где девушку соблазнил князь Мещерский. Если легенда правдива, то прозаик приходился дальним родственником Николаю Карамзину.
Отец Павел Гаврилович подростком перебрался в Москву и начал трудовую биографию учеником наборщика, однако впоследствии работал плотником и сантехником. Мужчина был добрым и рукодельным человеком, оторвавшимся от крестьянских корней, но страдающим пристрастием к алкоголю.
Юрий Казаков в молодости / Тамара Судник-Казакова, Российская газета
В начале 30-х годов XX века Павла Гавриловича на 3 года высылали из Москвы в Вятскую губернию: выпивший Казаков в компании упомянул о бунте на Тамбовщине. После войны отец семейства жил в Солге — поселке при железнодорожной станции в Архангельской области, лишь иногда гостя у жены и сына в Москве.
Мать писателя Устинья Андреевна до революции работала в Москве няней в господских домах, затем была подсобной рабочей на заводе и, наконец, выучилась на медсестру. В отличие от мужа, женщина осталась верной смоленскому говору и сельским суевериям. В семье Устинья верховодила, а когда ее племянница осиротела, взяла девочку жить в единственную комнату. От приезжавших в Москву братьев матери Юра слушал рассказы про крестьянскую жизнь и как будто не узнавал что-то новое, а вспоминал давно забытое.
Устинья Андреевна гордилась музыкальностью единственного сына. Еще в детсадовском возрасте мальчик, услышав песню по радио, без труда подбирал мелодию на балалайке. Позже он овладел баяном.
Мать поощряла музыкальные упражнения сына, полагая, что это всегда обеспечит парня куском хлеба. К чтению и сочинительству Устинья относилась как к пустой трате времени. С книгами Юрий в детстве знакомился в читальных залах библиотек. Особенно мальчику нравились рассказы и повести об охоте, которая в зрелом возрасте стала настоящей страстью писателя.
Во время войны мать и сын соглашались на черную работу — чистили лед на Крымском мосту, разгружали баржи с картофелем и капустой на Москве-реке. Юра тушил «зажигалки» на крышах. При взрыве бомбы в соседнем дворе подростка контузило, и всю оставшуюся жизнь Казаков заикался. По другой версии, обнародованной в документальной повести Игоря Кузьмичева «Жизнь Юрия Казакова», писатель стал заикаться в 6 лет: провожая отца в ссылку, испугался агрессивного лая овчарки.
С 1942 года Юрий начал учиться в музыкальной школе по классу виолончели, но вскоре перешел на требующий меньшей гибкости пальцев контрабас. В 1944-м юноша поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, а в 1946-м — в музыкальное училище имени Гнесиных.
По свидетельству многолетней музы Юрия Павловича — переводчицы Марины Литвиновой, Казаков не окончил общеобразовательную школу, а купил аттестат на рынке в Мытищах.
Получив диплом «Гнесинки», Юрий стал контрабасистом оркестра Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Подрабатывал и в джазовых коллективах, но вскоре понял, что музыка — не его колея. 20 ноября 1952 года он уволился из оркестра. В 1953-м экс-музыкант поступил в Литературный институт, выдержав конкурс 100 человек на место.
Личная жизнь
В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.
Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».
В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.
8 августа 1927 г. родился Юрий Павлович Казаков (1927 — 1982), выдающийся советский писатель. http://dayofru.com/article/57a87f22d2015cb51ebdd69a/
Еще в разгар романтических отношений Марина заметила, что Юра зависим от спиртного. Но, когда Литвинова заговорила о необходимости лечения с матерью Юрия, Устинья Андреевна восприняла идею в штыки и даже привязала на ручку двери тряпочку на отворот сына от возлюбленной.
В итоге Казаков взял замуж упомянутую «хорошую девушку» Тамару Михайловну Судник. В сентябре 1967 года жена родила писателю сына Алешу. Отцовские монологи, обращенные к маленькому Алексею, стали самыми пронзительными рассказами «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».
Однако семейная жизнь Юрия и Тамары не сложилась. Сын много болел. Заработков писателя не хватало на лечение, еду, выпивку и поддержание дома в Абрамцево, где жила семья. Домик Казаков купил на гонорар за перевод трилогии казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Тамара ушла от мужа, забрала Алешу, но затем определила жить мальчика к прабабушке в Минск.
Осенью 1969 года у Казакова от переживаний случился сердечный приступ, спровоцировавший микроинфаркт. Неоднократно Юрий и Тамара пытались возобновить отношения, но семейную лодку, разбившуюся о быт, склеить не удалось.
Станислав Рассадин характеризовал Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако этой характеристике противоречит бескорыстная помощь, которую автор «Адама и Евы» оказывал коллегам по литературному цеху.
Юрий Павлович спас Евгения Евтушенко от самоубийства после разноса, устроенного поэту Никитой Хрущевым. Казаков поддерживал в трудные минуты Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова, был верен дружбе с однокурсником Михаилом Рощиным. По мнению Литвиновой, в рассказе «Трали-вали» в образе пьющего бакенщика, наделенного божественным даром пения, прозаик дал автопортрет, черты которого точнее, чем на фото и в воспоминаниях современников.
Творчество
По одной из версий, Казаков захотел стать писателем, чтобы рассказать людям о том, чему мешало его заикание. Однако в юношеских дневниках контрабасист писал, что хочет прославиться, а литератору добиться известности легче, чем оркестранту.
Первой публикацией Юрия стала одноактная пьеса «Новый станок», напечатанная в 1952 году в неприметном репертуарном сборнике. В дальнейшей библиографии Казакова преобладали рассказы и короткие повести.
Помимо упомянутых произведений, популярными у читателей стали новеллы «Тихое утро», «Арктур — гончий пес» (о слепой охотничьей собаке), «Осень в дубовых лесах» (о неприкаянности, разрушающей любовь»). Казаков достиг вершин жанра, его имя носит премия, ежегодно присуждаемая журналом «Новый мир» за лучший рассказ.
В 1964 году Юрий Павлович участвовал в написании коллективного юмористического детектива «Смеется тот, кто смеется». Через 3 года литератор ездил во Францию, где собирал материалы для романа об Иване Бунине, которого очень любил. Но большая форма не покорилась талантливому создателю прозаических миниатюр, и планы остались нереализованными.
Смерть
Поздней осенью 1992 года Казаков скончался в полном одиночестве в московском военном госпитале. Причиной смерти 55-летнего писателя стали диабетический криз и инсульт, вызванные алкоголизмом. Из гражданской больницы Юрия Павловича, в последние годы жившего с ослепшей и обезумевшей матерью на даче в Абрамцево, незадолго до кончины выгнали за «нарушение режима».
На гражданской панихиде Федор Абрамов назвал Казакова гением. Могила Юрия Павловича находится на Ваганьковском кладбище. В фильме-биографии Аркадия Кордона «Послушай, не идет ли дождь. », вышедшем в 1999 году, роль писателя сыграл Алексей Петренко. Кордон лично познакомился с прозаиком во время экранизации его повести «Мальчик из снежной ямы», рассказывающей о ненецком художнике Тыко Вылке.
Юрий Казаков
краткая биография
Роль и место в литературе
Юрий Павлович Казаков был превосходным автором, подарившим читателям замечательные рассказы, вошедшие в такие сборники как «Во сне ты горько плакал», «Голубое и зеленое», «Тихое утро» и многие другие.
Ворвавшись в литературу в период «оттепели», он быстро занял свое место в ряду таких маститых литераторов, как Евтушенко и Окуджава. Но потом как-то быстро оказался в тени, во многом из-за того, что намеренная политизированность творчества «шестидесятников» оказалась ему не по душе.
Он принципиально оставался на позициях последователя литературных традиций, живая старина интересовала его гораздо больше неопределенной новизны. Критики жестко осуждали его за лакировку прошлого, за восхищение эмигрантом Буниным и заинтересованность Хемингуэем.
Прежде всего, Казаков старался не отходить в своих произведениях от духовности, перенимал проблематику, язык и изящество слога, ощущая нерасторжимую связь с Толстым, Чеховым, Лермонтовым, Пришвиным.
Будучи, по сути, народным писателем, Казаков и писал о том, что действительно интересно рядовому читателю. Его произведения наполнены искренностью, заинтересованностью в решении той проблемы, которую он в данный момент описывал.
Увлекательный сюжет, описание родной природы, яркие характеры героев, широта масштаба, все это говорит о том, что автор, от всего сердца был заинтересован жизнью народа. Причем, очень часто он не просто описывал ту или иную проблему, но и старался указать на недостатки и ненавязчиво предлагал пути их искоренения.
Настоящие ценители таланта Юрия Казакова видели его истинное место в литературе, да и сам автор тоже осознавал свою ценность. Его лучшие рассказы переводились в Европе, а в 1970 году его талант был отмечен присуждением высшей литературной премии Данте в Италии.
Происхождение и ранние годы
Юрий Казаков родился в столице 8 августа 1927 года. Отец, Павел Гаврилович был плотником, его арестовали в 1933 году и приговорили к нескольким годам ссылки за «нелояльность». Мать, Устинья Андреевна, была простой работящей женщиной, служила нянькой, присматривая за чужими детьми, была подсобной рабочей завода, впоследствии окончила курсы медсестер. Родители Юрия – не коренные москвичи, до переезда в столицу они проживали у себя на Смоленщине.
Образование
Музыкант Юрий Казаков
Когда Юрию исполнилось пятнадцать лет, он вдруг страстно полюбил музыку. Сначала он учился играть на виолончели, затем перешел на контрабас. Но, окончив восьмилетку, сначала поступил в строительный техникум, а уже после его окончания, в 1946 году – в музыкальное училище им. Гнесиных на класс контрабаса. После его окончания в 1951 году Юрий периодически играл в джазовых и симфонических оркестрах, на танцах, так как найти постоянное место в оркестре было проблематично. Одновременно с этим он подрабатывал написанием материалов для газет. В 1953 году он поступил в Литературный институт и в 1958 году успешно его окончил.
Творчество
В 1952 году Юрий окончательно определился с выбором профессии и, оставив музыку, вплотную занялся сочинительством. В 1952 году им был написан «Сборник пьес для художественной самодеятельности». Еще в студенческие годы появились его первые произведения. В 1957 году вышел, прославивший его сборник «Арктур – гончий пес», за ним последовали «На полустанке», «По дороге».
Уже первые произведения Казакова выделили его из общей массы молодых литераторов. На первых порах критики называли его подражателем Ивану Бунину и А.П. Чехову. Они не находили в его работах самостоятельности, указывали на влияние К. Паустовского, который преподавал в то время в Литературном институте.
Но, со временем, мнение о молодом авторе поменялось. Все чаще с положительной интонацией оценивалось то, как Казакову удается изобразить в своих рассказах настоящую жизнь, человеческие характеры, наделенные чистыми помыслами и духовной красотой. Когда издательство «Советский писатель» выпустило его рассказы, тираж которых составил сто тысяч экземпляров, сопровождением к ним стала прекрасная аннотация.
В 1958 году советские писатели К. Паустовский и В. Панова дали Юрию Казакову блестящую рекомендацию для вступления в Союз Писателей СССР.
Сам Казаков в одном из своих писем признавался, что его мечтой было возрождение жанра русского рассказа. Этой цели он достиг в течение десяти лет работы. Практически подряд выходили сборники его рассказов. Замечательная книга с очерками о Севере под названием «Северный дневник» вышла в 1961 году. Она постоянно пополнялась новыми рассказами и продемонстрировала прекрасное знание автором особенностей сурового русского севера.
При жизни писателя свет увидели около десяти его сборников, среди которых «Осень в дубовых лесах», «По дороге», «Двое в декабре» и другие. Кроме рассказов, Юрий Павлович писал очерки, новеллы и эссе. Некоторые из них посвящены М.Ю. Лермонтову, С.Т. Аксакову, и, конечно же, его учителю К.Г. Паустовскому.
Главные произведения
Среди лучших произведений писателя выделяется рассказ «Во сне ты горько плакал». В нем говорится о том, как отец мучительно ищет ответ на вопрос, о чем думает его сын, что он знает такое, что не известно ему, взрослому мужчине. Казакова в этом рассказе беспокоит, прежде всего, внутреннее, душевное состояние ребенка.
В рассказе «Голубое и зеленое» автор мастерски описывает городской пейзаж, на фоне которого, «на дне глубокого двора» происходит знакомство героев. Автор показывает, как романтическая встреча изменила взгляды главного персонажа, в описании героини ограничиваясь лишь двумя деталями об ее грудном голосе и маленькой ручке.
В рассказе «Тихое утро» (1954 г.) писатель рассказывает историю двух мальчиков, подружившихся, благодаря опасной ситуации, возникшей во время рыбалки. Автор говорит о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.
Последние годы
Последние годы жизни Юрий Павлович провел уединенно на даче в Абрамцеве, о которой он мечтал долгое время. Писал он уже мало, его практически не публиковали. Этот период стал одним из самых нелегких в его жизни – у него умер отец, он расстался с женой и сыном и остался лишь с матерью.
Он продолжал заниматься переводом трехтомного романа казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», периодически писал для детских журналов рассказы, которые часто публиковала «Мурзилка». У писателя было еще много замыслов, но большинство из них так и остались нереализованными. Некоторые из них, в частности, книга «Две ночи» были изданы уже после его смерти.
За выдающийся вклад в развитие современной литературы Юрий Казаков был представлен к международной Дантовской премии в 1971 году.
Юрий Павлович умер 29 ноября 1982 года. Похоронили писателя в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1927 | Год рождения писателя |
1933 | Арест отца |
1942 | Окончание восьмого класса. Поступление в техникум |
1946 | Окончание строительного техникума |
1951 | Окончание училища им. Гнесиных |
1952 | Вышел «Сборник пьес для кружков худ. самодеятельности» |
1953 | Поступление в Литературный институт |
1956 | Выход рассказа «Голубое и зеленое» |
1958 | Окончание института |
1959 | Выход сборника «На полустанке» |
1960-1972 | Написание «Северного дневника» |
1961 | Публикация рассказа «Нестор и Кир» |
1966 | Выход рассказа «Соловецкие мечтания» |
1967 | Поездка во Францию |
1970 | Вручение Дантовской премии |
1973 | Выход рассказа «Свечечка» |
1977 | Выход рассказа «Во сне ты горько плакал» |
1982 | Написание сценария к фильму «Великий самоед» |
1982 | Не стало Юрия Павловича Казакова |
1986 | Выход посмертного сборника «Две ночи» |
Интересные факты
Память о писателе
Юрию Казакову посвящено стихотворение Евгения Евтушенко «Долгие крики».
В честь писателя была учреждена литературная премия журнала «Новый Мир».
На Арбате, на доме № 30 размещена мемориальная доска писателю Юрию Казакову.
Жизни писателя посвящён фильм «Послушай, не идёт ли дождь» (1999 г.).
Юрий Павлович Казаков
Юрий Павлович Казаков – замечательный русский писатель 20 века. Родился Казаков в Москве, в августе 1927 года. Родители его были простыми рабочими, отношения в семье были не самые простые. Юрий проживал с матерью в коммуналке. Годы Великой Отечественной Войны он провел в Москве. Здесь же во время бомбежки Юра получил контузию. Травма отразилась впоследствии заиканием. Сам писатель потом говорил, что именно травма подтолкнула его к занятию творчеством. На фронтах еще гремели бои, а Юрий стал писать стихи и обучаться игре на виолончели.
Когда сражения Великой Отечественной Войны были закончены, когда был взят Берлин, Казаков поступил в Гнесинское музыкальное училище. Учиться юноша закончил в 1951 году. Сразу же Казакова приняли в оркестр Музыкального театра имени Станиславского. Карьера на начальном этапе особо не складывалась. В оркестре Юрий играл нечасто, перебивался заработком музыканта на танцполах. Его пьесы и рассказы не печатались. Отрадой были лишь очерки, которые попадали на страницы знаменитого «Советского спорта».
Спустя два года (1953г) Юрий Казаков поступил в литературный институт имени Горького. Писательским талантом Казаков, естественно обделен не был. В студенческие годы, писатель много охотился, путешествовал и общался с самыми разными людьми.
В 1957 году в свет выходит первая книга писателя – «Арктур-гончий пес». Книга получила нелестные отзывы критиков, а вот читателю труд понравился, на прилавках такой книги не было. Наш герой был настоящим мастером рассказа. Рассказы его были необычайно музыкальны и живописны. В пятидесятые годы 20 столетия, из под пера Казакова вышли такие книги как: «Запах хлеба», «Манька», «Голубое и зеленое», «По дороге», «На полустанке», «Легкая жизнь» и многие другие.
Юрий Казаков умер в Москве в ноябре 1982 года. Автору удалось оставить огромно творческое наследие. Произведения писателя включены в школьную программу и учебную литературу по хрестоматии. Книги его переведены на множество иностранных языков.