биография куинджи художника кратко
Краткая биография Архипа Куинджи
Куинджи Архип Иванович (1841— 1910), художник.
Родился в январе 1841 г. в Мариуполе в семье сапожника, грека по происхождению. Осиротев, воспитывался в семье родственников. Рано начал рисовать и освоил живопись в основном самостоятельно.
В 1855 г. пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у И. К. Айвазовского. Влияние знаменитого мариниста на юного Куинджи несомненно. В конце 60-х гг. Куинджи приехал в Петербург.
Первые работы художник представил в 1868 г. на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа: «Осенняя распутица» (1872 г.); «Забытая деревня» (1874 г.); «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.) и др.
В 1870 г. впервые побывал на острове Валааме, где впоследствии много рисовал. Как считали современники, именно созданные там пейзажи привлекли внимание зрителей.
Картина «Украинская ночь» (1876 г.) просто ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве. С неё Куинджи начал свою «погоню за светом» — он стремился достичь полной иллюзии естественного освещения.
В наивысшей степени это проявилось в картине «Ночь на Днепре» (1880 г.) со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.
Живописец по-новому раскрыл возможности пейзажа, преображая, очищая и возвышая реальность. Он добивался необычайной интенсивности и яркости красок, новых цветовых решений. Характерны для него многочисленные «солнечные» картины и эскизы (в их числе «Берёзовая роща», 1879 г.).
Напряжённый контраст насыщенных тонов, световые эффекты — всё это было необычным для живописи XIX в. явлением.
Непонимание коллег вынудило Куинджи в момент наивысшего успеха отказаться от участия в выставках.
В последний раз он экспонировал свои работы в 1882 г.
Художник жил отшельником в Крыму, где создал серию больших полотен и сотни этюдов, продолжая экспериментировать с красками и цветом. Среди поздних произведений Куинджи — единственная у него сюжетная картина «Христос в Гефсиманском саду» (1901 г.) и дышащее необычайной гармонией «Ночное» (1905—1908 гг.).
В 1909 г. Архип Иванович основал Общество художников (получившее затем его имя), которое оказывало поддержку людям искусства. Этому Обществу живописец завещал всё своё состояние и находившиеся в мастерской произведения.
Архип Куинджи
Биография
Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.
Художник Архип Куинджи
Детство и юность
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.
Портрет Архипа Куинджи
Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.
Архип Куинджи
Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Картины
Два года подряд художник пытался поступить в академию, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.
Картина Архипа Куинджи «Ладожское озеро»
В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники Илья Репин и Виктор Васнецов. Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках.
С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил Крамской. Ее же приобрел для своей галереи Павел Третьяков.
Картина Архипа Куинджи «На острове Валааме»
В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. Он представил вниманию взыскательной публики картину «Снег», за которую через год в Лондоне получил бронзовую медаль.
В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты.
Картина Архипа Куинджи «Украинская ночь»
С этой работы начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.
В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.
Картина Архипа Куинджи «После дождя»
В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра» стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, лишь произведение было освещено электрическим фонарем. В таком антураже казалось, что луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света.
Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум. Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле. В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.
Картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на берегу Днепра»
В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения.
В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.
Картина Архипа Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»
В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров:
«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».
Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.
В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.
Личная жизнь
«Если не за Архипа, то только в монастырь».
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.
Архип Куинджи
После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.
Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.
Смерть
В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.
Архип Куинджи на смертном одре
Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.
Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.
Памятник Архипу Куинджи
Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:
«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое — ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».
Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.
Архип Куинджи
Архип Куинджи – русский художник, мастер пейзажной живописи. Его считают «художником света» за то, что ему удавалось невероятно точно передавать на холсте световые потоки.
За годы своей биографии он написал множество великолепных картин, созданных в стилях реализма, романтизма и философского пейзажа.
Итак, перед вами краткая биография Куинджи.
Биография Куинджи
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе. Он рос в семье сапожника Ивана Христофоровича, который получил прозвище Еменджи, то есть «трудовой человек».
Мальчик осиротел, когда ему едва исполнилось 6 лет. После этого его воспитывали близкие родственники.
Детство и юность
Куинджи с самого детства много трудился. Довольно рано он успел поработать пастухом, помощником хлеботорговца и принять участие в церковной стройке.
Архип Куинджи любил животных, часто защищая их от издевательств хулиганов. Кроме этого он всегда приходил на помощь слабым товарищам. Первым учителем будущего художника был преподаватель-грек, который обучил его основам греческой грамматики.
Портрет работы В.М. Васнецова, 1869 г.
После этого Куинджи недолго обучался в местном училище. Стоит отметить, что его мало интересовали какие-либо дисциплины кроме рисования. Талантливый подросток рисовал при каждом удобном случае и использовал для этого все, что только мог.
Когда 11-летний Куинджи работал на стройке храма, он не переставал думать о художественном искусстве. После рабочего дня Архип шел в комнату, где проживал на тот момент, и до глубокой ночи расписывал ее стены.
Когда окружающие заметили в юноше творческие задатки, они посоветовали ему стать учеником Ивана Айвазовского.
В результате Куинджи пошел пешком в Феодосию, где проживал знаменитый маринист. Интересен факт, что Айвазовский не увидел в парне никакого таланта. И хотя он отказался обучать его живописи, художник не стал прогонять мальчика из мастерской.
Иван Константинович Айвазовский поручил Архипу красить забор и подготавливать краски. Через 2 месяца юноша решил вернуться домой, где начал трудиться в фотостудии. Позже Куинджи поехал в Петербург, мечтая стать студентом Академии художеств.
Художник Куинджи
На протяжении 2 лет Архип пробовал поступить в академию, но оба раза неудачно. В этот период биографии им была написана картина «Татарская сакля», которую Куинджи представил на Академической выставке. Благодаря этому, ему позволили стать вольнослушателем занятий в Академии.
В скором времени в биографии Куинджи произошли важные события. Он близко познакомился с такими выдающимися художниками, как Илья Репин, Иван Крамской и Виктор Васнецов.
Под их влиянием талантливый парень написал несколько мрачных картин, которые были прекрасно восприняты критиками.
После поездки на Валаам в 1870 г. Куинджи написал 2 великолепных пейзажа – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Через 3 года он представил на выставке свой новый шедевр «Снег», который в 1874 г. получил бронзовую медаль в Лондоне.
В 1876 г. в творческой биографии Куинджи появилась картина «Украинская ночь». Зрители восхищались тем, насколько мастерки был передан лунный свет на фоне темной ночи. С этого времени художник создал ряд полотен в стиле романтизма.
Архип Куинджи являлся первопроходцем в русском искусстве в отношении использования яркого цвета, за счет применения дополнительных цветов. Вскоре он решил покинуть общество передвижников, поскольку хотел радоваться жизни, а не объяснять ее.
В 1879 г. Куинджи представил на обозрение свою трилогию: «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Искусствоведы отмечают в этих работах влияние импрессионистов, хотя и в малой степени.
В 1880 г. Архип Иванович объявил о выставке, на которой была представлена только одна его работа – «Лунная ночь на берегу Днепра». Интересен факт, что полотно находилось в темном помещении и освещалось лишь лучом электрического света.
В таких условиях пейзаж выглядел невероятно реалистично. Складывалось впечатление, будто Луна действительно светится. Зрители даже заходили за картину, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо другой подсветки.
Произведение Куинджи вызвало настоящий ажиотаж в обществе. Его везде обсуждали, восхищаясь необыкновенным талантом мастера.
Во время написания своего шедевра художник по-прежнему экспериментировал с красками. В частности, он применил битум, который при воздействии воздуха и света начинал темнеть. Позже его работу купил великий князь Константин Константинович.
В 1882 г. Куинджи организовал очередную выставку, на который были 2 его картины – «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Стоит отметить, что последний пейзаж многие считают лучшим в его биографии. Во время его написания, одним из первых зрителей еще незаконченной картины был Иван Тургенев, с которым художник поддерживал хорошие отношения.
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (Репин, 1877 г.)
После этого Архип Куинджи перестал появляться в обществе и на целых 20 лет исчез из виду. Он полностью посвятил себя творчеству, однако при этом никому не показывал свои шедевры.
Во время поездки на Кавказ, живописец стал свидетелем редкого явления. Он увидел свое увеличенное отражение на ярко окрашенном облаке. После этого Куинджи написал ряд горных пейзажей.
В 1901 г. Архип Иванович согласился показать своим ученикам и близким друзьям свои последние картины. В их числе оказалось полотно «Христос в Гефсиманском саду», до глубины души поразившее всех зрителей.
Незадолго до смерти Куинджи были написаны такие картины, как «Радуга», «Вечер на Украине» и «Днепр утром».
Личная жизнь
Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.
Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.
Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.
В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.
Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова
После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.
Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.
Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.
Смерть
Летом 1910 г. у Архипа Куинджи воспалились легкие. Болезнь прогрессировала, лишая художника всяких сил. Его и без того слабое сердце усугубляло ситуацию.
Последние 2 месяца жизни Куинджи прожил в мучениях. Единственной отрадой для него было то, что рядом с ним находилась верная жена. Кроме этого к мастеру часто приходили его ученики и друзья. Все, кто его знал, отзывались о нем, как об исключительно добром и гостеприимном человеке.
Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года в возрасте 68 лет. Он нашел покой на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Биография Архипа Куинджи
Архип Иванович Куинджи родился 27 января (15 января по старому стилю) 1841 года в Мариуполе Российской империи (ныне город на Украине). Его дата рождения является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.
Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано, что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.
Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.
В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.
В 1872 году за картину «Осенняя распутица» он получил звание классного художника.
В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».
В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил «Забытую деревню», в 1875 году — картины «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 году — «Украинскую ночь», которая в 1878 году вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом» появилась на всемирной выставке в Париже.
В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины «Лес» и «Вечер в Малороссии», в 1879 году — «Север», «Березовую рощу», «После грозы». В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.
В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины «Ночь на Днепре», которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.
В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
В конце 1890-х — начале 1900-х годов художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). В творчестве Куинджи также проявились элементы стиля модерн — в полотнах «Поляна в лесу. Туман» (1890-е), «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1900-е), «Лунная ночь. Раздумье» (1876-1890), «Сумерки» (1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905).
На рубеже веков Куинджи много работал над мотивом заката, написав «сюиту» произведений — «Закат зимой. Берег моря», «Красный закат» (обе — 1900-е), «Закат в степи на берегу моря» (1900-1910).
Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности — он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму.
Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств. С 1892 года — профессор, с 1894 года — профессор-руководитель пейзажной мастерской. В 1897 году он был уволен за поддержку студенческих волнений. Среди его учеников были Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Рерих и др.
С 1893 года Куинджи был действительным членом Академии художеств.
Он был инициатором создания в 1909 году Общества художников, позже получившее название Общество имени А.И. Куинджи.
Став миллионером, Архип Куинджи продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев. В 1904 году он принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11,7 тысячи рублей для премии по пейзажной живописи.
24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архип Куинджи скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище, позже его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Художник был женат на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы.
В 1989 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А.И. Куинджи.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников