биография марка бернеса личная жизнь
Роковая любовь Марка Бернеса, из-за которой народный любимец и ловелас попал в опалу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О Марке Бернесе еще при жизни ходили невероятные легенды, различного рода слухи и сплетни, как об успешном дельце с исключительным нюхом, и весьма не беспочвенные. От природы, будучи деловым человеком до мозга костей, он ухитрялся проворачивать такие аферы, что никто даже помышлять о таком не мог. А если учесть, что это происходило в сталинские времена, то и вовсе это приравнивалось к области фантастики. Не зря даже лучшие друзья артиста за глаза называли его «Марк себе Наумович». Но однажды в его жизни случилась роковая любовь, на несколько лет закрывшая ему дорогу на эстраду и в кино, а также прикрывшая предпринимательскую лавочку.
А начнем с того, что у Бернеса не было ни музыкального образования, ни природных вокальных данных, и к тому же он совершенно знал нот. Зато его невероятное обаяния и умение выбирать репертуар сделали его известным русским шансонье. А его природный артистизм с лихвой компенсировал высокие октавы, которых у артиста и в помине не было. Тем не менее, стоило Бернесу спеть понравившеюся ему новую песню, как она тут же становилась шлягером, у него был особый нюх на подбор своего репертуара. В средине 20 века Марк Бернес был самым ярким и запоминающимся лицом и голосом эпохи, в которой жил.
Надо сказать, что жить Марк Бернес умел красиво, он никогда не жалел средств на достойную жизнь, обожая комфорт, красивых женщин, дорогие рестораны, модную одежду и автомобили. Но для этого нужны были деньги, и не малые.
Дошло даже до того, что дважды в год Бернес ездил в Югославию, и скупая с пол вагона вещей, привозил их в СССР. Затем сбывал по спекулятивной цене. Власть же закрывала глаза на предпринимательские наклонности заслуженного артиста. Однако поставку товара с Югославии все же вскоре прикрыла, уж больно все было с размахом.
К слову сказать, позже такой опыт у Бернеса переняли коллеги Николай Сличенко и Муслим Магомаев.
Обладая безграничным обаянием, Марк имел в такой же степени и несносный характер. Грандиознейший скандал мог устроить на ровном месте, а тем паче, если появлялся хоть малейший повод. Без разбору и, несмотря на регалии и даже дружбу, он мог осадить публично любого, а затем, как ни в чем не бывало, продолжать с ним общение.
. А особенно на женщин, влюблявшихся именно в его неподражаемый тембр голоса. У каждой советской девушки была открытка с фотографией артиста. А от непосредственных поклонниц у Бернеса и вовсе не было отбоя. Бесконечные романы и интрижки изрядно портили жизнь первой его жене Полине Линецкой, артистке театра, с которой он прожил двадцать пять лет под одной крышей. О печальной истории их любви читайте в обзоре: Почему первая жена Марка Бернеса после 25 лет брака умирала в одиночестве.
Роковая любовь
У Изольды Извицкой было немало влиятельных поклонников, среди которых был и Алексей Аджубей, главред газеты «Комсомольская правда», зять Никиты Хрущева. Он был несколько моложе Бернеса, и не смог простить того, что Изольда отдала предпочтение стареющему, но не теряющему свой лоск и обаяние, известному артисту. И нужно отметить, что его популярность, как на сцене, так и среди шикарных женщин столицы, очень многим не давала спокойно спать. Даже сам Никита Хрущев ревновал его к советскому народу, который безмерно обожал и любил Бернеса.
Однажды на большом концерте в Кремле Марк Наумович исполнил по регламенту две песни, от которого, без разрешения ответственных за мероприятие, отступать было не положено. Но публика аплодисментами начала требовать песню на «бис». Артист, зайдя за кулисы, растерялся, не зная, что делать, так как рядом не оказалось никого, кто мог дать разрешение выйти на сцену в третий раз. И все бы ничего, если бы в правительственных ложах не сидели высокопоставленные лица государства во главе с Хрущевым. Такой проступок артиста тут же был расценен как неуважение к советскому народу.
А Алексей Аджубей, быстро оценив обстановку, начал на любимца публики настоящую охоту. Несколько столичных и союзных газет тут же опубликовали разгромные статьи о Бернесе, а затем добавилась нелицеприятная история, что якобы, артист вместе с любовницей, разъезжая по Москве и нарушая правила дорожного движения, жестко отреагировал на замечания инспектора.
Разумеется, после вылитой на певца и актера грязи, ему закрылась дорога и в кино, и на сцену на долгих три года. А с Изольдой они почти сразу же расстались.
Поздняя любовь
Второй женой и последней любовью Марка Бернеса стала Лилия Бодрова, с которой он прожил около десятка лет. К слову сказать, он и эту женщину увел из семьи. Ее супругом был французский фотокорреспондент журнала «Пари матч» и владелец единственного в Москве «Шевроле». На любви к шикарным автомобилям мужчины в свое время и сошлись. А позже супруг Лилии познакомил ее с Бернесом.
На похороны любимого артиста, казалось, собралась вся столица. Вокруг Дома кино было невероятное столпотворение, а на кладбище народ толпился с раннего утра, дабы попрощаться с любимым певцом. Представители власти на церемонии погребения не присутствовали.
По иронии судьбы Бернес так и не успел узнать, что за несколько дней до его смерти в правительстве страны готовился указ о присвоении артисту звания народного.
Еще одну удивительную историю о русском художнике-эмигранте, прослывшего знатным аферистом и сыне известного живописца Григория Мясоедова, читайте в нашей статье: Как сын художника Мясоедова отплатил отцу за изувеченное детство.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Марк Бернес: как складывалась личная жизнь «короля шлягеров»
8 октября 2021 года исполнилось ровно 110 лет с момента рождения знаменитого актера и певца Марка Бернеса. Обладая невероятной харизмой, этот человек мог расположить к себе любого человека. Его вторая жена говорила, что стоило Марку Наумовичу приобнять незнакомую женщину, она готова была идти за ним на край света. Но чаще всего привлекали артиста почему-то именно замужние женщины.
О том, как складывалась личная жизнь Марка Бернеса, об изменах первой жене и роковом романе, повредившем его карьере, а также об истинной любви – в материале редакции 24СМИ.
Первая жена Паола Линецкая
После школы Марк Бернес по настоянию отца отправился поступать в бухгалтерское училище, но этот путь не устраивал юношу. Покинув учебное заведение, он перевелся в театральный техникум и стал подрабатывать в харьковском театре «Муссури». Именно там и встретил свою первую любовь.
Репетируя на одной сцене с 19-летней примой частного Театра Корша Паолой Линецкой, Марк Наумович случайно забыл все свои реплики. Виной тому стали ее невероятно красивые фиалковые глаза, глядя в которые Бернес и влюбился. Уже тогда он начал говорить друзьям, что непременно женится на Паоле, но они лишь посмеивались над ним. Дело в том, что девушка была женой состоятельного инженера, и вряд ли бы она променяла мужа на нищего артиста.
Паола Линецкая и Марк Бернес, фото: https://www.kino-teatr.ru/
Ко всеобщему удивлению, спустя два года актер все-таки добился своего – Линецкая ушла от супруга и стала жить с ним. Первое время молодым было тяжело: как и говорилось ранее, большими заработками Бернес не обладал, в театре ему доставались лишь второстепенные роли. Но супруги справились, Паола мужественно вынесла период безденежья, экономии и обедов у друзей.
Женщина была счастлива, даже несмотря на то, что со всех сторон ей твердили о бесконечных изменах любимого. Да и сам он этого не скрывал. Друзьям на вопрос о том, что он говорит жене, когда возвращается под утро, он отвечал, что приветствует ее, а дальше Паола уже все высказывает сама. Все же, пусть в семье и присутствовало предательство, она просуществовала 25 лет.
Когда Линецкая и Бернес отпраздновали 21-летнюю годовщину, их ждало еще одно радостное событие – родилась дочь, которой дали имя Наталья. Поздний ребенок стал отрадой для родителей, а отец и вовсе в ней души не чаял, любил и баловал.
Наташа росла, все было хорошо, пока в один момент Паолу не настигла серьезная болезнь. Врачи диагностировали у нее рак, и тут заботливого мужа, за которым как за каменной стеной, словно подменили. Марка Наумовича парализовал страх, но вовсе не за больную жену или дочь, которая скоро останется без матери. Нет, он боялся за себя, переживал, что заболевание заразно.
Врачи пытались убедить трусливого мужа, что раковая опухоль не передается от человека к человеку, друзья стыдили, что оставил жену в такой тяжелый момент, но Марк Наумович никого не слушал. Прислуге он приказал разделить дом на две половины и строго запретил Паоле появляться на его территории, да и сам ее не навещал. Последние месяцы жизни Линецкая провела в больнице в одиночестве, супруг ни разу ее не навестил. После смерти любимой Бернес выбросил все ее вещи и потребовал у служанок, чтобы они идеально вымыли дом.
Роман с Изольдой Извицкой
После того как Паола Линецкая умерла, личная жизнь Марка Бернеса не остановилась. У него случались романы, правда, длились они не более одного-двух месяцев. Так продолжалось до тех пор, пока его внимание не привлекла актриса Изольда Извицкая. Несмотря на то, что она уже была в отношениях, за ней бегали толпы ухажеров, в числе которых оказался главред «Комсомольской правды» и зять Никиты Хрущева Алексей Аджубей.
Бернес перешел ему дорогу, что незамедлительно отразилось на карьере артиста. Однажды во время одного из концертов Марк Наумович исполнил всего две песни, как и было запланировано, но народ потребовал выйти «на бис». Так как без разрешения организаторов что-то менять в программе было нельзя, а за кулисами никого не оказалось, чтобы спросить, что делать, Бернес не стал выходить. Но на мероприятии находился Никита Сергеевич, который и сам терпеть не мог артиста из-за того, что тот пользуется всеобщей любовью, а потому расценил его отказ выйти «на бис» как оскорбление советских граждан.
Подлил масла в огонь и Аджубей, в прессе стали появляться сообщения, что народный любимец рассекал по улицам на автомобиле с любовницей, при этом они превысили скорость и нахамили автоинспектору. Бернес угодил в опалу, дорога на сцену и в кино для него закрылась на длительное время, и Извицкая тут же ушла от звезды.
Вторая жена Лилия Бодрова
Второй женщиной, с которой артист заключил брак, стала Лилия Бодрова, не имевшая никакого отношения к искусству. Личная жизнь Марка Бернеса заиграла новыми красками, когда на 1 сентября он привел свою дочь Наташу в первый класс.
Бодрова вместе с мужем, фотокорреспондентом французского журнала «Пари-матч», также пришли на линейку, в школу пошел их сын Жан. На тот момент она не являлась поклонницей актера, а потому перепутала его с Николаем Крючковым. Но муж указал ей на ошибку и представил их друг другу. Никакого значения Лилия этому знакомству не придала, ее жизнь никак не изменилась. А вот Бернес стал сам не свой.
Женщина вспоминала, что однажды пошла на родительское собрание в плохом настроении, так как приболела, и оказалась за одной партой с Марком Наумовичем. Выяснилось, что их дети тоже сидят вместе. Через время ее стало смущать, что дочь артиста периодически подходит к ней и справляется о здоровье, уточняя, что это вопрос отца. Тогда она еще не знала, что Бернес уже всем рассказал о своей влюбленности и намерении добиться женщину любыми способами.
Он стал часто звать Лилию послушать пластинки Шарля Азнавура, а также на закрытые показы фильмов именитых режиссеров. Артист красиво ухаживал, и спустя два месяца их дружбы она ушла от мужа.
Лилия Бодрова и Марк Бернес, фото: Wikipedia
Бодрова рассказывала, что тогда никто из знакомых ее не поддерживал, ведь супруг был состоятельным человеком. Но мало кто знал о его изменах, как он гулял, потом после ссор обещал измениться и звал жену обратно, но все снова повторялось. Она только и ждала окончания этих отношений и возможности вырваться, и Бернес ей в этом помог. Чтобы заполучить Лилию, Марк Наумович сказал ее мужу, что она спала с ним, и тот даже не стал разбираться. Просто указал жене на то, что на улице ее уже ждет любовник.
Они стали жить вместе, их дети также быстро подружились. Вскоре пара сыграла свадьбу, и Бернес ни на шаг не отходил от супруги, а вот к Бодровой любовь пришла позже. Марк Наумович хотел, чтобы дома всегда было чисто и красиво, и жена его поддерживала. Сам же он не обременял себя домашними хлопотами, так как все время посвящал творчеству, но неизменно говорил супруге, что нужно делать, если видел какие-то недочеты.
Но он не был из тех мужей, которые отдают приказы, лежа на диване. Во время жизни с ним Бодрова не знала даже, сколько стоит хлеб, так как за покупками всегда ходил он. Артист считал, что жена без него не справится. Также он настаивал, чтобы Лилия сопровождала его во всех поездках, поскольку без нее не мог работать. А когда ему все-таки приходилось уезжать одному, то звонил каждые полчаса и жаловался, как ему не хватает любимой.
Спустя 9 лет счастливой семейной жизни произошло то, чего Марк Наумович так боялся – у него обнаружили рак. Но ему повезло больше, чем его первой жене – рядом с артистом была Лилия. Она не бросила мужа и заботилась о нем до последних дней.
Оставшись одна с двумя 16-летними детьми на руках, Бодрова вынуждена была пойти работать и даже научиться водить машину, чтобы отвозить ребят на занятия. Несмотря на то, что ей было тяжело и одиноко одной, Лилия Бодрова больше никогда не вышла замуж и не подпускала к себе других мужчин, храня память о любимом муже.
Марк Бернес
Менахем-Ман Нейман, ставший широко известным как Марк Бернес, родился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1911 года в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье.
В 1916 году семья переехала в Харьков, где Марк и вырос.
В возрасте семнадцати лет в 1929 году отправился в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.
В 1930-1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли. Позже он называл своим учителем артиста Николая Мариусовича Радина.
С 1936 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде картины «Заключённые». В 1937-м сыграл шпиона Красовского в драме «Шахтёры».
Марк Бернес в фильме «Шахтёры»
В 1938-м исполнил роль Кости Жигилёва, красногвардейца Путиловского завода в известной картине «Человек с ружьём». Тогда же обратил на себя внимание исполнением песни «Тучи над городом встали».
Марк Бернес в фильме «Человек с ружьём»
Марк Бернес в фильме «Истребители»
Звездой первой величины Бернес стал во время войны благодаря своим работам в военных картинах, прежде всего в фильме «Два бойца». В ленте он сыграл бойца Аркадия Дзюбина, бывшего в мирной жизни сварщиком-судостроителем. В фильме он исполнил свои знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды».
Марк Бернес в фильме «Два бойца»
Член КПСС с 1953 года.
В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы».
Марк Бернес в фильме «Море студёное»
Марк Бернес пользовался огромной популярностью не только как актер, но и как исполнитель песен. Его первый публичный концерт как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.
Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки (сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года).
В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов. Сначала на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др.
Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами.
В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). В лице Бернеса песня обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.
Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.
Смерть Марка Бернеса
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако при более тщательном обследовании был поставлен куда более страшный диагноз: неоперабельный рак лёгких.
8 июля 1969 года, будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. При том что на понедельник 18 августа был подготовлен к выходу Указ о присвоении ему звания Народный артист СССР. Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
могила Марка Бернеса
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.
Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.
20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса.
Рост Марка Бернеса: 163 сантиметра.
Личная жизнь Марка Бернеса:
Марк Бернес и дочь Наталья
Далее у него был роман с актрисой Изольдой Извицкой. Из-за нее он поссорился с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Как-то Бернес нарушил правила движения и скрылся с места происшествия. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем актера и отпустила. Но протокол был сохранен и об этом узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и развернул кампанию против Бернеса. В ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества.
17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге»» нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Путь на эстраду также был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы.
Лишь с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде.
История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.
Марк Бернес и Лилия Бодрова
Фильмография Марка Бернеса:
Озвучивание Марка Бернеса:
Вокал Марка Бернеса:
Песни Марка Бернеса:
Тучи над городом встали из кинофильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. П. Арманда);
Любимый город из кинофильма «Истребители» (муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского);
Спят курганы тёмные из кинофильма «Большая жизнь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
Огонёк (муз. Н. Богословского, Е. Долматовского);
Письмо в Москву (муз. Н. Богословского, сл. М. Тевелева);
Боевые ястребки из кинофильма «Последняя очередь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
До свиданья, города и хаты из кинофильма «Стебельков в небесах» (муз. Григория Лобачёва, сл. М. Исаковского);
Тёмная ночь из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Шаланды, полные кефали из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Песня о Ленинграде из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. М. Голодного);
Наша любовь из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Три года ты мне снилась из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. А. Фатьянова);
В жизни так случается (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Песенка фронтового шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Полевая почта (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Морская песенка (муз. Н. Богословского, сл. В. Дыховичного и М. Слободского);
Далеко от дома (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
В дальнем рейсе (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Дорожная из кинофильма «В степи» (муз. А. Лепина, сл. А. Галича);
Собачка верная моя из кинофильма «Тарас Шевченко» (русская народная песня терских казаков);
Песенка влюблённого шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разгулялся вольный ветер из кинофильма «Школа мужества» (муз. М. Зива, сл. В. Коростылёва);
Песня посвящается моя (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.));
Когда поёт далёкий друг (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор) (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Песня (Романс) Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. М. Фрадкина, Е. Долматовского);
Песня о Родине из кинофильма «Ночной патруль» (муз. А. Эшпая, сл. Л. Ошанина);
Песня пилотов из кинофильма «Цель его жизни» (муз. В. Юровского, авт. сл. неизв.);
Песенка-импровизация из кинофильма «Звёзды встречаются в Москве» (авторы неизвестны);
Если бы парни всей земли (муз. В. Соловьёва-Седого, Е. Долматовского);
Вечерняя песня (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина);
Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека, сл. Я. Хелемского);
Москвичи (Серёжка с Малой Бронной) (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова);
Песня туристов (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского);
Я люблю тебя, жизнь (муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина);
Перекрёсток (муз. Э. Колмановского, сл. Виктора Орлова);
Старому другу (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского);
С добрым утром (муз. О. Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой);
Хотят ли русские войны (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Течёт река Волга из кинофильма «Течёт Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Рабочий человек из кинофильма «Шестнадцатая весна» (муз. Ю. Левитина, сл. М. Матусовского);
Где же ты, друг (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Настоящие мужчины (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и М. Владимова);
Песня о кино (муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича);
Сыновья (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Солдаты (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Я спешу, извините меня (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Моя Москва (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна);
Напиши мне, мама, в Египет (муз. Я. Френкеля, сл. Л. Ошанина);
Американцы, где ваш президент? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Песенка моего друга (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Ошанина);
Я работаю волшебником (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина);
Пани Варшава (муз. Э. Колмановского, сл. Я. Хелемского);
Слушай, Земля (муз. Э. Колмановского, сл. Александра Кравченко);
Слышишь, я жду, приходи (муз. А. Островского, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Служи, солдат! (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Воспоминание об Алжире (муз. В. Мурадели, Е. Долматовского);
Новобранцы (муз. Р. Майорова, сл. Д. Иванова);
Нелётная погода (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Убийцы ходят по земле (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Тополя (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Гитара (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова);
Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута);
Я улыбаюсь тебе (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Я не забуду (муз. А. Эшпая, сл. В. Котова и Л. Дербенёва);
На братских могилах (муз. и сл. В. Высоцкого);
Холода, холода (муз. и сл. В. Высоцкого);
Всё ещё впереди (муз. Э. Колмановского, сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева);
Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
Красный командир (муз. Б. Терентьева, сл. Марии Швечиковой);
Когда разлюбишь ты (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Последний урок (муз. Я. Френкеля, сл. В. Лифшица);
Грустная песенка (муз. Я. Френкеля, сл. М. Светлова);
Здравствуйте, дети (муз. И. Якушенко, сл. Л. Дербенёва);
Песня о Белграде (муз. Я. Френкеля, сл. Я. Хелемского);
А самолёты сами не летают (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана);
С чего начинается Родина из кинофильма «Щит и меч» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
На площади Красной (муз. Б. Савельева, сл. Л. Дербенёва);
Огромное небо (муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского);
Журавли (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева)