биография некрасова андрея сергеевича

Андрей Некрасов

Страна:Россия
Родился:22 июня 1907 г.
Умер:15 февраля 1987 г.

Псевдонимы:

Андрей Сергеевич Некрасов — советский писатель, автор повестей, рассказов, очерков, научно-популярных книг для детей, сюжет которых в большинстве связан с морским делом и морскими приключениями.

Родился в 1907 году в Москве в семье врача. В детстве увлёкся чтением приключенческой литературы, особенно книг о путешествиях, что пробудило интерес к странствиям. Ребёнком Некрасов переболел полиомиелитом и прихрамывал на левую ногу. После окончания школы начал работать монтёром на Московской трамвайной станции.

В 1926 году уехал в Мурманск и поступил матросом на рыболовецкое судно, начав вести записи об интересных случаях, участником и свидетелем которых ему приходилось быть. Попал на Тихоокеанское побережье, которое, по его словам, исходил от Чукотки до Посьета — матросом, кочегаром, зверобоем. Сдав экстерном экзамен на штурмана во Владивостокском морском техникуме, два года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности в морском управлении треста «Дальморзверпром».

Параллельно с основной работой с 1928 года Некрасов начал печатать небольшие заметки и стихи (стихи подписывал псевдонимом Топс). Свой первый серьёзный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря опубликовал в 1930 году.

В 1935 году вышел первый сборник рассказов писателя «Морские сапоги», посвящённый трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока и отразивший его дальневосточные впечатления — Амур, Приморье, Сахалин, Охотоморье, Камчатка, а также Некрасов вместе с тремя соавторами написал «Повесть о товарище Кирове». В 1936 году в серии «Библиотека юного колхозника» вышла книжка «Электрическое солнце».

Во время совместной работы над книгой о Кирове Некрасов рассказал Житкову о своём давнем знакомом А. М. Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повесть о капитане, который рассказывает о своём кругосветном плавании, перемежая были и небылицы. И в 1937 году появился журнальный вариант книги «Приключения капитана Врунгеля», который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере («Пионер», №1-9, 11-12). Рисунки к повести сделал известный художник К. П. Ротов. В 1939 году повесть вышла отдельным изданием, в котором были сняты редакторские правки и искажения текста, присущие журнальному варианту. В дальнейшем «Приключения капитана Врунгеля» неоднократно перерабатывались. Хотя критика 1930-х неоднозначно оценила книгу Некрасова, она принесла автору известность. Писатель Л. А. Кассиль одобрительно отозвался в своей рецензии о повести, предрекая ей долгую жизнь.

Во время Великой Отечественной войны в апреле 1942 года Некрасов рядовым попал на Западный фронт. Осенью этого же года стал сотрудником фронтовой газеты. В 1943 году был принят в Союз писателей. 14 апреля 1944 года, работая в газете в звании лейтенанта, был осуждён Военным трибуналом Ростовского-на-Дону гарнизона на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на севере, достоверных сведений об этом периоде почти нет. Впоследствии был реабилитирован.

Начал публиковаться вновь с 1953 года. Выпустил сборник рассказов «Завидная биография» (1953), повести «Судьба корабля» (1958), «Мы были на Диксоне» (1960). Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы: писал статьи и очерки для любознательных подростков — о технике, авиации, электричестве, океанологии. Много лет был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан». По сценариям Некрасова поставлены научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и др.

Скончался 15 февраля 1987 года и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Фантастическое в творчестве:

Главное творческое достижение Некрасова — герой повести «Приключения капитана Врунгеля» (1937) Христофор Бонифатьевич Врунгель, изобретательный мореход, способный заменить радиоприёмник больным зубом, а судовую машину белками в колесе.

Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям Р. Э. Распэ о бароне Мюнхгаузене. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор, байки, небылицы, курьёзные случаи. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалёкий старший помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с мошенническими наклонностями, — герои постоянно попадают в комические обстоятельства.

© По материалам сети Интернет

Примечание к биографии:

На третьем фото — сам писатель в образе своего героя капитана Врунгеля.

Источник

Андрей Некрасов

Об авторе

Андрей Некрасов – российский писатель, автор историй о капитане Врунгеле и других книг.

Морские приключения и создание детских произведений

Андрей Сергеевич Некрасов родился 22 июня 1907 года в Москве. После школы он работал на Московской трамвайной станции техником и монтером. В возрасте девятнадцати лет устроился матросом на рыболовное судно, но затем решил получить профильное образование и закончил Владивостокский морской техникум. Получив диплом, стал заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».

С 1928 года Андрей Сергеевич писал рассказы для детей, которые публиковались на страницах журналов «Мурзилка» и «Пионер». Чтобы поделиться впечатлениями от морских путешествий по Дальнему Востоку, он выпустил сборник «Морские сапоги». В 1937 году Некрасов занял должность помощника первого секретаря Днепропетровского обкома ВКП(б), одновременно с этим опубликовав свое самое известное произведение «Приключения капитана Врунгеля». Во время войны писатель был рядовым солдатом, а позже взял на себя обязанности военного корреспондента.

Послевоенное творчество

Кроме этого, он писал статьи для подростков, где рассказывал о самолетах, машинах, океанологии, электричестве и прочих вещах.

Самым известным персонажем, которого придумал Некрасов, стал Христофор Бонифатьевич Врунгель – изворотливый мореплаватель, напоминающий фантазией барона Мюнхаузена. Со слов автора, прототипом неунывающего капитана стал директор «Дальморзверпрома» Андрей Вронский. Андрей Некрасов умер 15 февраля 1987 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Источник

Андрей Некрасов: в поисках приключений

22 июня исполняется 110 лет со дня рождения советского писателя и очеркиста, литературного «папы» знаменитого капитана Врунгеля.

биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича

Родился Андрей Сергеевич в 1907 году в Москве, в семье врача. Его мать, Людмила Федоровна, искренне надеялась, что сын пойдет по ее стопам – подастся в медицину. Тем более, что ребенком Андрей тяжело заболел полиомиелитом, из-за чего впоследствии у него развилась хромота. Но, на счастье миллионов мальчишек и девчонок, любимейшей с детства книгой у Некрасова были «Приключения Марко Поло», и потому в поисках этих самых приключений он и пребывал всю свою жизнь, стремясь как можно больше узнать, увидеть, испробовать… Ведь чтобы написать книжку о кругосветном путешествии, нужно было самому сначала объездить весь свет. И не иначе!

Сегодня не только русские и белорусские, но и английские, болгарские, индийские, японские и многие другие дети читают «Врунгеля» на родных языках. Правда, прославленный некрасовский капитан, согласно «прописке», часто меняет фамилию: чехи, например, знаю его как Жванилкина, поляки – как Залганова, немцы – как Флюнкериха… Что, впрочем, не мешает ему быть любимейшим персонажем не только юных, но и взрослых ценителей авантюрного жанра литературы.

По морям, по волнам

В том же году Некрасов участвовал в перелете Москва – Дальний Восток с известным летчиком Михаилом Водопьяновым. Сдав экстерном экзамен на штурмана, он два года занимался организацией китобойной промышленности на Тихом океане. В 1933 году, после окончания морского техникума во Владивостоке, Андрей Сергеевич был назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».

«Написали бы вы небольшую повестушку…»

А директором того треста был его тезка по фамилии Вронский. Этого человека, помимо организаторских способностей, отличал дар красноречивого рассказчика, на досуге развлекавшего друзей дивными небылицами о своем несостоявшемся кругосветном плавании. Вот как описывал это сам Некрасов: «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчеркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял «Да-с», «Вот так», а к слушателям обращался не иначе как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…».
Однажды Некрасов, перебравшийся к тому времени в Москву из-за проблем со здоровьем, пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову. А тот ему и предложи:

— Написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать.

Что из этого вышло – хорошо известно: удалая команда маленькой яхты «Беда» в составе неунывающего капитана Врунгеля, старшего помощника-верзилы Лома и жуликоватого матроса Фукса путешествует и поныне по всему свету, соперничая известностью с самим бароном Мюнхгаузеном.

В дневниках Андрея Сергеевича отмечена точная дата рождения идеи юмористической повести – 22 декабря 1934 года, 4 часа утра. Отталкиваясь от фамилии Вронского, Некрасов придумал своему капитану фамилию Врунгель, подсказанную дополнительными ассоциациями с реальным бароном Врангелем, знаменитым русским мореплавателем.

В то же время некоторые современники Некрасова были убеждены, что прототипом капитана Врунгеля можно считать и самого автора «Приключений…», который слыл в редакционной среде «морским волком» и балагуром.

И действительно, это произведение Андрея Некрасова обессмертило имя автора, выдержав множество изданий ещё при его жизни. По нескольку раз в год (!) продолжает переиздаваться книга и в нынешние времена. По мотивам «Приключения капитана Врунгеля» режиссером Давидом Черкасским в конце 70-х снят не менее популярный многосерийный мультипликационный фильм. Есть и художественное кино про неразлучную троицу, где в роли капитана снялся блестящий комедийный артист Михаил Пуговкин.

Так что семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!

В лагере или на фронте?

А вот для самого автора выход книги в реальности обернулся бедой. В 1937 году Андрей Сергеевич был арестован и сослан в Норильский ГУЛАГ. В то время он занимал важный партийный пост в Днепропетровске. Возможно, в книге набиравшая обороты репрессивная государственная машина усмотрела некий намек…

…Помимо своей главной книги, Некрасов сочинил ещё множество рассказов, очерков, заметок по истории корабельного дела, океанографии, авиационной технике и электричеству. В 1953 году увидели свет сборник его рассказов «Завидная биография» и повесть «Судьба корабля». Несмотря на болезнь, Андрей Сергеевич много ездил по стране, описывая жизнь людей, к которым испытывал огромную любовь и уважение – полярников, моряков, рыбаков. Он являлся членом редколлегий нескольких периодических изданий, в том числе литературно-художественного альманаха «Океан» и журнала «Пионер», некогда открывшего его им миллионной читательской аудитории. На склоне лет, шутя, он говорил о себе как об «усталом старом господине», а на самом дел водил машину, был членом московского яхт-клуба, катался на коньках и всем всё чинил и правил.

Умер Некрасов в 1987 году, в возрасте 80 лет. Похоронен писатель на Ваганьковском кладбище.

Источник

биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича
Андрей Сергеевич Некрасов

Очевидно, именно таким человеком был Андрей Сергеевич Некрасов. Все знают о приключениях отважного капитана Врунгеля и его помощников Лома и Фукса — или книжку читали, или мультик видели. А вот кто об этих приключениях рассказал, большинство читателей-зрителей не вдруг и вспомнит. И даже если вспомнит, то кто этот загадочный «А.Некрасов», написал ли ещё что-нибудь. Тайна, покрытая мраком. Что поделаешь, не любил Андрей Сергеевич много о себе говорить. О других — да, говорил с удовольствием, хвалил всё больше, а о себе…
Ну и напрасно. Ведь о жизни «папы капитана Врунгеля» можно было бы написать настоящий приключенческий роман.

биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича

Окончив школу, он стал простым чернорабочим. Потом недолгое время работал монтёром и техником на Московской трамвайной станции. Но мог ли он усидеть на одном месте, если только и делал, что искал приключений на свою голову?
В 1926 году девятнадцатилетний Некрасов отправился в далёкий Мурманск, где поступил матросом в траловый флот. На Севере и на Дальнем Востоке он плавал на самых разных судах и рядовым матросом, и кочегаром. Да кем он только не был. «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…»
Кто-то недоверчиво скажет: вот завирает, прямо капитан Врунгель! Однако всё это чистая правда — чтобы написать книжку о кругосветном путешествии капитана Врунгеля, нужно было сначала самому объездить весь свет.

биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича

Где-то в начале 1930-х годов работал Андрей Некрасов в дальневосточном китобойном тресте, директором которого был Андрей Васильевич Вронский, страстно желавший совершить кругосветное плавание. Мечты эти по множеству причин так и остались мечтами. Зато рассказчиком Вронский был просто замечательным и о своей неосуществлённой кругосветке сочинял дивные небылицы. «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчёркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял: «Да-с», «Вот-так», а к слушателям обращался не иначе, как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…»
Однажды Некрасов пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову, с которым работал тогда над одной совместной книгой, а тот ему и предложил: «…написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать».
биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича
Некрасов призадумался. Возникла нехитрая логическая цепочка: Вронский — барон Мюнхгаузен — барон Врангель — капитан Врунгель. Вот так и родился на свет небезызвестный капитан дальнего плавания по имени Христофор Бонифатьевич. Кстати, у спутников его, Лома и Фукса, тоже были свои прототипы.
При работе над рукописью будущей книжки в ход пошли и россказни Вронского, и смешные случаи из дневников самого Некрасова, и разные небылицы, «которыми моряки развлекают друзей в свободное от вахты время», и забавные истории из детства (например, о прогулочном пароходике «Дарьяль», у которого от кормовой доски отвалились две буквы, и он превратился в «Дарью» — точно так же и яхта капитана Врунгеля из «Победы» стала «Бедой»).
И вот, наконец, в 1937 году повесть напечатали в «Пионере» в виде картинок с подписями или, как сейчас бы сказали, в виде комикса.
биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича
Два года спустя книга вышла отдельным изданием. Появились первые отклики. Восторженную рецензию на «Врунгеля» опубликовал Лев Кассиль — большое ему спасибо! Не очень грамотные, но искренние и трогательные письма без конца присылали в редакцию журнала «Пионер» простые читатели. Впрочем, находились и такие скучные взрослые, которые предрекали повести скорое забвение и называли её вредоносной. Что это за герои, какой пример подают они нашим детям! Сам Христофор Бонифатьевич — враль, каких мало, да к тому же не выпускает изо рта трубку. Лом неравнодушен к спиртному — помните историю, как яхта «Беда» сбилась с курса и чуть не вернулась обратно из-за слишком чуткого к рому носа старшего помощника капитана? Про Фукса и говорить нечего — карточный шулер! Ну и команда подобралась.
Теперь своей славой капитан Врунгель соперничает со знаменитым бароном Мюнхгаузеном, а небольшая книжка Андрея Некрасова (которая, увы, так быстро кончается!) переиздаётся по нескольку раз в год. Её читают и в других странах: чехи знают Врунгеля как капитана Жванилкина, поляки — капитана Залганова, немцы — капитана Флюнкериха.

В 1941 году Андрей Некрасов добровольцем попал на фронт, нес службу в авиации и пехоте;
с 1942 года являлся сотрудником фронтовой газеты.
В 1943 году вступил в Союз писателей СССР. В 1944 году, попав под колеса беспощадной репрессивной машины, писатель был осужден Военным трибуналом на 3 года.
биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича

В 1953 году свет увидела новая книга автора «Завидная биография». Также перу Некрасова принадлежит произведение «Судьба корабля» (1958 год) и серия научно-популярных книг. После реабилитации писатель состоял в руководстве закрытого яхт-клуба для советских капитанов и даже обзавелся одной из списанных немецких яхт, которую в честь книжного аналога назвал «Бедой». При спуске на воду судно затонуло, вполне оправдав свое название, а после ремонта, задев линию электропередачи стальными вантами, и вовсе сгорело. До последних дней Некрасов Андрей Сергеевич состоял в редколлегии литературного альманаха «Океан» и журнала «Пионер». Умер в 80-летнем возрасте, 15 февраля 1987 года.

биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть фото биография некрасова андрея сергеевича. Смотреть картинку биография некрасова андрея сергеевича. Картинка про биография некрасова андрея сергеевича. Фото биография некрасова андрея сергеевича

Семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!

Источник

Биография некрасова андрея сергеевича

Некрасов Андрей Сергеевич [10(22).6.1907, Москва — 15.2.1987, Москва] — прозаик, очеркист.

Родился в семье врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел полиомиелитом, левая нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов после окончания в 1924 средней школы поступил на московскую трамвайную станцию, работал чернорабочим, монтером.

В 1926, уехав в Мурманск, стал матросом на рыболовном судне, начал вести записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть» (Автобиография // Детская литература. 1972. №4. С.58).

С 1928 начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом Топе). В журнале «Борьба миров» (1930. №2. С.47-56) Некрасов опубликовал свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря и поступил на должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к активной жизни заставила молодого журналиста отказаться от редакторского кресла.

В 1930 Некрасов участвовал в перелете «Москва — Дальний Восток» с известным летчиком М.В.Водопьяновым (см.: Смена. 1930. №15).

В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл золото на Амуре, был китобоем морского зверя на Шантарском море» (Автобиография. С.58). Сдав экстерном экзамен на штурмана, 2 года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности.

В 1933 вернулся в Москву, где познакомился с Б.С.Житковым, сыгравшим важную роль в его профессиональном становлении. Некрасов начинает сотрудничать в детских журнала и газетах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные ребята».

В 1935 вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока.

Популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Во время совместной с Б.С.Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему о своем давнем знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет» (История с Врунгелем // Детская литература. 1968. №8. С.22). В дневниках отмечена точная дата рождения идеи повести: «Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра» (Капитан Врунгель, кто он? // Приключения капитана Врунгеля. М., 1991. С.183). Имя литературного героя — Врунгель Христофор Бонифатьевич — родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов. «После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель (знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель» (Рождение и жизнь капитана Врунгеля // Книги — детям. 1967. С.67). В то же время писатель Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и неизменно веселил сотрудников рассказами-байками (Богданов Н. С кого списан Врунгель // Детская литература. 1989. №12. С.45).

В 1937 появился журнальный вариант книги, который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере (Пионер. №1-9, 11-12). Несомненной удачей стало то, что рисунки к повести сделал известный художник К.П.Ротов. Будучи удивительным мастером детали, он, по словам Некрасова, и его «заставил внимательнее приглядываться к подробностям ситуаций, в которых оказались герои» (История с Врунгелем. С.23).

В 1939 вышло отдельным изданием книги. В нем были сняты редакторские правки, искажения текста, присущие журнальному варианту. Неоднозначно оценила книгу Некрасова критика 1930-х. В журнале «Детская литература» (1939. №7) были помещены две противоположные рецензии. Л.Кассиль отозвался о повести одобрительно, верил, что ей суждено долгая жизнь, считая ее книгой «для тех, кто любит шутку и ценит затейливую прелесть небылиц, кто примечает истинный жизненный смысл в смешных несуразицах» (С.20). И.Рахтанов предрекал повести Некрасова скорое забвение, назвав ее в ряду «скороспелок, печального, но трудно-искоренимого в жизненной практике явления» (С.22). Через 30 лет этот же критик иначе отозвался о «Врунгеле», включив повесть в разряд «немеркнущих книг, таких, которым суждено долгая и счастливая жизнь» (Рахтанов И. О человеке бывалом, писателе веселом // Пионер. 1967. №9. С.58).

Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям Р.Э.Распе. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор, байки, небылицы, курьезные случаи. Стилистическая доминанта произведения — пародийно-юмористическая. Способы создания комического разнообразны: комизм характеров, комизм обстоятельств и языковой юмор. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалекий старший помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с явно мошенническими наклонностями. Герои постоянно попадают в комические обстоятельства. Языковой юмор представлен, прежде всего, говорящими фамилиями (Врунгель, Кусака, Глупстон, Бандитто и др.), языковой (название яхты «Беда» от бывшей «Победы»), каламбурами (обыгрываются различные значения слов и выражений: лом, фараон, песок, по носу земля и др.), перевертышами в куплетах Фукса и Врунгеля, пародиями.

В 1958 вышло 2-е издание книги, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей».

В 1941 Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После войны вышли сборники рассказов «Завидная биография» (М., 1953), «Судьба корабля» (М., 1958), «Мы были на Диксоне» (Красноярск, 1960), в которых отражена история страны. Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы: очерки «Высокие широты», «Плавающие материки» в соавторстве с профессором-океанографом Н.Н.Зубовым; «Электрическое солнце», «Энергия», «Блуждающие токи». До последних дней он был членом редколлегии журнал «Пионер» и литературно-художественный альманах «Океан».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *