Андрей Сергеевич Некрасов — советский писатель, автор повестей, рассказов, очерков, научно-популярных книг для детей, сюжет которых в большинстве связан с морским делом и морскими приключениями.
Родился в 1907 году в Москве в семье врача. В детстве увлёкся чтением приключенческой литературы, особенно книг о путешествиях, что пробудило интерес к странствиям. Ребёнком Некрасов переболел полиомиелитом и прихрамывал на левую ногу. После окончания школы начал работать монтёром на Московской трамвайной станции.
В 1926 году уехал в Мурманск и поступил матросом на рыболовецкое судно, начав вести записи об интересных случаях, участником и свидетелем которых ему приходилось быть. Попал на Тихоокеанское побережье, которое, по его словам, исходил от Чукотки до Посьета — матросом, кочегаром, зверобоем. Сдав экстерном экзамен на штурмана во Владивостокском морском техникуме, два года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности в морском управлении треста «Дальморзверпром».
Параллельно с основной работой с 1928 года Некрасов начал печатать небольшие заметки и стихи (стихи подписывал псевдонимом Топс). Свой первый серьёзный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря опубликовал в 1930 году.
В 1935 году вышел первый сборник рассказов писателя «Морские сапоги», посвящённый трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока и отразивший его дальневосточные впечатления — Амур, Приморье, Сахалин, Охотоморье, Камчатка, а также Некрасов вместе с тремя соавторами написал «Повесть о товарище Кирове». В 1936 году в серии «Библиотека юного колхозника» вышла книжка «Электрическое солнце».
Во время совместной работы над книгой о Кирове Некрасов рассказал Житкову о своём давнем знакомом А. М. Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повесть о капитане, который рассказывает о своём кругосветном плавании, перемежая были и небылицы. И в 1937 году появился журнальный вариант книги «Приключения капитана Врунгеля», который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере («Пионер», №1-9, 11-12). Рисунки к повести сделал известный художник К. П. Ротов. В 1939 году повесть вышла отдельным изданием, в котором были сняты редакторские правки и искажения текста, присущие журнальному варианту. В дальнейшем «Приключения капитана Врунгеля» неоднократно перерабатывались. Хотя критика 1930-х неоднозначно оценила книгу Некрасова, она принесла автору известность. Писатель Л. А. Кассиль одобрительно отозвался в своей рецензии о повести, предрекая ей долгую жизнь.
Во время Великой Отечественной войны в апреле 1942 года Некрасов рядовым попал на Западный фронт. Осенью этого же года стал сотрудником фронтовой газеты. В 1943 году был принят в Союз писателей. 14 апреля 1944 года, работая в газете в звании лейтенанта, был осуждён Военным трибуналом Ростовского-на-Дону гарнизона на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на севере, достоверных сведений об этом периоде почти нет. Впоследствии был реабилитирован.
Начал публиковаться вновь с 1953 года. Выпустил сборник рассказов «Завидная биография» (1953), повести «Судьба корабля» (1958), «Мы были на Диксоне» (1960). Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы: писал статьи и очерки для любознательных подростков — о технике, авиации, электричестве, океанологии. Много лет был членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан». По сценариям Некрасова поставлены научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и др.
Скончался 15 февраля 1987 года и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Фантастическое в творчестве:
Главное творческое достижение Некрасова — герой повести «Приключения капитана Врунгеля» (1937) Христофор Бонифатьевич Врунгель, изобретательный мореход, способный заменить радиоприёмник больным зубом, а судовую машину белками в колесе.
Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям Р. Э. Распэ о бароне Мюнхгаузене. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор, байки, небылицы, курьёзные случаи. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалёкий старший помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с мошенническими наклонностями, — герои постоянно попадают в комические обстоятельства.
Андрей Некрасов – российский писатель, автор историй о капитане Врунгеле и других книг.
Морские приключения и создание детских произведений
Андрей Сергеевич Некрасов родился 22 июня 1907 года в Москве. После школы он работал на Московской трамвайной станции техником и монтером. В возрасте девятнадцати лет устроился матросом на рыболовное судно, но затем решил получить профильное образование и закончил Владивостокский морской техникум. Получив диплом, стал заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».
С 1928 года Андрей Сергеевич писал рассказы для детей, которые публиковались на страницах журналов «Мурзилка» и «Пионер». Чтобы поделиться впечатлениями от морских путешествий по Дальнему Востоку, он выпустил сборник «Морские сапоги». В 1937 году Некрасов занял должность помощника первого секретаря Днепропетровского обкома ВКП(б), одновременно с этим опубликовав свое самое известное произведение «Приключения капитана Врунгеля». Во время войны писатель был рядовым солдатом, а позже взял на себя обязанности военного корреспондента.
Послевоенное творчество
Кроме этого, он писал статьи для подростков, где рассказывал о самолетах, машинах, океанологии, электричестве и прочих вещах.
Самым известным персонажем, которого придумал Некрасов, стал Христофор Бонифатьевич Врунгель – изворотливый мореплаватель, напоминающий фантазией барона Мюнхаузена. Со слов автора, прототипом неунывающего капитана стал директор «Дальморзверпрома» Андрей Вронский. Андрей Некрасов умер 15 февраля 1987 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.
22 июня исполняется 110 лет со дня рождения советского писателя и очеркиста, литературного «папы» знаменитого капитана Врунгеля.
Родился Андрей Сергеевич в 1907 году в Москве, в семье врача. Его мать, Людмила Федоровна, искренне надеялась, что сын пойдет по ее стопам – подастся в медицину. Тем более, что ребенком Андрей тяжело заболел полиомиелитом, из-за чего впоследствии у него развилась хромота. Но, на счастье миллионов мальчишек и девчонок, любимейшей с детства книгой у Некрасова были «Приключения Марко Поло», и потому в поисках этих самых приключений он и пребывал всю свою жизнь, стремясь как можно больше узнать, увидеть, испробовать… Ведь чтобы написать книжку о кругосветном путешествии, нужно было самому сначала объездить весь свет. И не иначе!
Сегодня не только русские и белорусские, но и английские, болгарские, индийские, японские и многие другие дети читают «Врунгеля» на родных языках. Правда, прославленный некрасовский капитан, согласно «прописке», часто меняет фамилию: чехи, например, знаю его как Жванилкина, поляки – как Залганова, немцы – как Флюнкериха… Что, впрочем, не мешает ему быть любимейшим персонажем не только юных, но и взрослых ценителей авантюрного жанра литературы.
По морям, по волнам
В том же году Некрасов участвовал в перелете Москва – Дальний Восток с известным летчиком Михаилом Водопьяновым. Сдав экстерном экзамен на штурмана, он два года занимался организацией китобойной промышленности на Тихом океане. В 1933 году, после окончания морского техникума во Владивостоке, Андрей Сергеевич был назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром».
«Написали бы вы небольшую повестушку…»
А директором того треста был его тезка по фамилии Вронский. Этого человека, помимо организаторских способностей, отличал дар красноречивого рассказчика, на досуге развлекавшего друзей дивными небылицами о своем несостоявшемся кругосветном плавании. Вот как описывал это сам Некрасов: «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчеркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял «Да-с», «Вот так», а к слушателям обращался не иначе как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…». Однажды Некрасов, перебравшийся к тому времени в Москву из-за проблем со здоровьем, пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову. А тот ему и предложи:
— Написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать.
Что из этого вышло – хорошо известно: удалая команда маленькой яхты «Беда» в составе неунывающего капитана Врунгеля, старшего помощника-верзилы Лома и жуликоватого матроса Фукса путешествует и поныне по всему свету, соперничая известностью с самим бароном Мюнхгаузеном.
В дневниках Андрея Сергеевича отмечена точная дата рождения идеи юмористической повести – 22 декабря 1934 года, 4 часа утра. Отталкиваясь от фамилии Вронского, Некрасов придумал своему капитану фамилию Врунгель, подсказанную дополнительными ассоциациями с реальным бароном Врангелем, знаменитым русским мореплавателем.
В то же время некоторые современники Некрасова были убеждены, что прототипом капитана Врунгеля можно считать и самого автора «Приключений…», который слыл в редакционной среде «морским волком» и балагуром.
И действительно, это произведение Андрея Некрасова обессмертило имя автора, выдержав множество изданий ещё при его жизни. По нескольку раз в год (!) продолжает переиздаваться книга и в нынешние времена. По мотивам «Приключения капитана Врунгеля» режиссером Давидом Черкасским в конце 70-х снят не менее популярный многосерийный мультипликационный фильм. Есть и художественное кино про неразлучную троицу, где в роли капитана снялся блестящий комедийный артист Михаил Пуговкин.
Так что семь футов под килем, Христофор Бонифатьевич!
В лагере или на фронте?
А вот для самого автора выход книги в реальности обернулся бедой. В 1937 году Андрей Сергеевич был арестован и сослан в Норильский ГУЛАГ. В то время он занимал важный партийный пост в Днепропетровске. Возможно, в книге набиравшая обороты репрессивная государственная машина усмотрела некий намек…
…Помимо своей главной книги, Некрасов сочинил ещё множество рассказов, очерков, заметок по истории корабельного дела, океанографии, авиационной технике и электричеству. В 1953 году увидели свет сборник его рассказов «Завидная биография» и повесть «Судьба корабля». Несмотря на болезнь, Андрей Сергеевич много ездил по стране, описывая жизнь людей, к которым испытывал огромную любовь и уважение – полярников, моряков, рыбаков. Он являлся членом редколлегий нескольких периодических изданий, в том числе литературно-художественного альманаха «Океан» и журнала «Пионер», некогда открывшего его им миллионной читательской аудитории. На склоне лет, шутя, он говорил о себе как об «усталом старом господине», а на самом дел водил машину, был членом московского яхт-клуба, катался на коньках и всем всё чинил и правил.
Умер Некрасов в 1987 году, в возрасте 80 лет. Похоронен писатель на Ваганьковском кладбище.
Очевидно, именно таким человеком был Андрей Сергеевич Некрасов. Все знают о приключениях отважного капитана Врунгеля и его помощников Лома и Фукса — или книжку читали, или мультик видели. А вот кто об этих приключениях рассказал, большинство читателей-зрителей не вдруг и вспомнит. И даже если вспомнит, то кто этот загадочный «А.Некрасов», написал ли ещё что-нибудь. Тайна, покрытая мраком. Что поделаешь, не любил Андрей Сергеевич много о себе говорить. О других — да, говорил с удовольствием, хвалил всё больше, а о себе… Ну и напрасно. Ведь о жизни «папы капитана Врунгеля» можно было бы написать настоящий приключенческий роман.
Окончив школу, он стал простым чернорабочим. Потом недолгое время работал монтёром и техником на Московской трамвайной станции. Но мог ли он усидеть на одном месте, если только и делал, что искал приключений на свою голову? В 1926 году девятнадцатилетний Некрасов отправился в далёкий Мурманск, где поступил матросом в траловый флот. На Севере и на Дальнем Востоке он плавал на самых разных судах и рядовым матросом, и кочегаром. Да кем он только не был. «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…» Кто-то недоверчиво скажет: вот завирает, прямо капитан Врунгель! Однако всё это чистая правда — чтобы написать книжку о кругосветном путешествии капитана Врунгеля, нужно было сначала самому объездить весь свет.
Где-то в начале 1930-х годов работал Андрей Некрасов в дальневосточном китобойном тресте, директором которого был Андрей Васильевич Вронский, страстно желавший совершить кругосветное плавание. Мечты эти по множеству причин так и остались мечтами. Зато рассказчиком Вронский был просто замечательным и о своей неосуществлённой кругосветке сочинял дивные небылицы. «Он говорил неторопливо, голосом и жестами подчёркивая мнимую значительность сказанного. Свою речь, украшенную множеством остро подмеченных подробностей, он к месту и не к месту пересыпал морскими терминами, часто повторял: «Да-с», «Вот-так», а к слушателям обращался не иначе, как «молодой человек»… Он как бы превращался в добродушного старого капитана, в своих рассказах о былых походах невольно переступавшего границы правды…» Однажды Некрасов пересказал несколько баек Вронского своему хорошему знакомому Борису Житкову, с которым работал тогда над одной совместной книгой, а тот ему и предложил: «…написали бы вы небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своих походах и не может удержаться, чтобы не приврать». Некрасов призадумался. Возникла нехитрая логическая цепочка: Вронский — барон Мюнхгаузен — барон Врангель — капитан Врунгель. Вот так и родился на свет небезызвестный капитан дальнего плавания по имени Христофор Бонифатьевич. Кстати, у спутников его, Лома и Фукса, тоже были свои прототипы. При работе над рукописью будущей книжки в ход пошли и россказни Вронского, и смешные случаи из дневников самого Некрасова, и разные небылицы, «которыми моряки развлекают друзей в свободное от вахты время», и забавные истории из детства (например, о прогулочном пароходике «Дарьяль», у которого от кормовой доски отвалились две буквы, и он превратился в «Дарью» — точно так же и яхта капитана Врунгеля из «Победы» стала «Бедой»). И вот, наконец, в 1937 году повесть напечатали в «Пионере» в виде картинок с подписями или, как сейчас бы сказали, в виде комикса. Два года спустя книга вышла отдельным изданием. Появились первые отклики. Восторженную рецензию на «Врунгеля» опубликовал Лев Кассиль — большое ему спасибо! Не очень грамотные, но искренние и трогательные письма без конца присылали в редакцию журнала «Пионер» простые читатели. Впрочем, находились и такие скучные взрослые, которые предрекали повести скорое забвение и называли её вредоносной. Что это за герои, какой пример подают они нашим детям! Сам Христофор Бонифатьевич — враль, каких мало, да к тому же не выпускает изо рта трубку. Лом неравнодушен к спиртному — помните историю, как яхта «Беда» сбилась с курса и чуть не вернулась обратно из-за слишком чуткого к рому носа старшего помощника капитана? Про Фукса и говорить нечего — карточный шулер! Ну и команда подобралась. Теперь своей славой капитан Врунгель соперничает со знаменитым бароном Мюнхгаузеном, а небольшая книжка Андрея Некрасова (которая, увы, так быстро кончается!) переиздаётся по нескольку раз в год. Её читают и в других странах: чехи знают Врунгеля как капитана Жванилкина, поляки — капитана Залганова, немцы — капитана Флюнкериха.
В 1941 году Андрей Некрасов добровольцем попал на фронт, нес службу в авиации и пехоте; с 1942 года являлся сотрудником фронтовой газеты. В 1943 году вступил в Союз писателей СССР. В 1944 году, попав под колеса беспощадной репрессивной машины, писатель был осужден Военным трибуналом на 3 года.
В 1953 году свет увидела новая книга автора «Завидная биография». Также перу Некрасова принадлежит произведение «Судьба корабля» (1958 год) и серия научно-популярных книг. После реабилитации писатель состоял в руководстве закрытого яхт-клуба для советских капитанов и даже обзавелся одной из списанных немецких яхт, которую в честь книжного аналога назвал «Бедой». При спуске на воду судно затонуло, вполне оправдав свое название, а после ремонта, задев линию электропередачи стальными вантами, и вовсе сгорело. До последних дней Некрасов Андрей Сергеевич состоял в редколлегии литературного альманаха «Океан» и журнала «Пионер». Умер в 80-летнем возрасте, 15 февраля 1987 года.
Некрасов Андрей Сергеевич [10(22).6.1907, Москва — 15.2.1987, Москва] — прозаик, очеркист.
Родился в семье врача. Увлекался чтением приключенческой литературы, в частности «Путешествиями Марко Поло», что пробудило интерес к странствиям. Ребенком Некрасов переболел полиомиелитом, левая нога прихрамывала. Но, вопреки обстоятельствам, Некрасов после окончания в 1924 средней школы поступил на московскую трамвайную станцию, работал чернорабочим, монтером.
В 1926, уехав в Мурманск, стал матросом на рыболовном судне, начал вести записи «об интересных случаях, участником и свидетелем которых приходилось быть» (Автобиография // Детская литература. 1972. №4. С.58).
С 1928 начал печатать отдельные заметки, стихи (стихи подписывал псевдонимом Топе). В журнале «Борьба миров» (1930. №2. С.47-56) Некрасов опубликовал свой первый серьезный рассказ «Из-за Ваера» о героях Северного моря и поступил на должность литературного секретаря журнала «Смена». Но тяга к активной жизни заставила молодого журналиста отказаться от редакторского кресла.
В 1930 Некрасов участвовал в перелете «Москва — Дальний Восток» с известным летчиком М.В.Водопьяновым (см.: Смена. 1930. №15).
В конце 1920-х — начале 1930-х будущий писатель «бурил нефть на Сахалине, мыл золото на Амуре, был китобоем морского зверя на Шантарском море» (Автобиография. С.58). Сдав экстерном экзамен на штурмана, 2 года занимался на Тихом океане организацией китобойной промышленности.
В 1933 вернулся в Москву, где познакомился с Б.С.Житковым, сыгравшим важную роль в его профессиональном становлении. Некрасов начинает сотрудничать в детских журнала и газетах «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные ребята».
В 1935 вышел первый сборник рассказов Некрасова «Морские сапоги», посвященный трудовым будням моряков и рыбаков Дальнего Востока.
Популярность пришла к Некрасову с выходом повести «Приключения капитана Врунгеля». Во время совместной с Б.С.Житковым работы над книгой о С.М.Кирове Некрасов рассказал ему о своем давнем знакомом А.М.Вронском, возглавившем первый китобойный трест на Дальнем Востоке. Этот удивительный рассказчик развлекал на досуге своих друзей выдуманными историями о морских приключениях. Житков подсказал Некрасову мысль написать небольшую повестушку о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и «к былям небылиц без счету прибавляет» (История с Врунгелем // Детская литература. 1968. №8. С.22). В дневниках отмечена точная дата рождения идеи повести: «Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в 4 часа утра» (Капитан Врунгель, кто он? // Приключения капитана Врунгеля. М., 1991. С.183). Имя литературного героя — Врунгель Христофор Бонифатьевич — родилось не сразу. Некрасов точно знал, что в основе фамилии должен лежать глагол «врать» или один из его синонимов. «После недолгих поисков возникла простая ассоциация: барон Мюнхгаузен (литературное родство которого с героем будущей повести с самого начала было для меня бесспорным), барон Врангель (знаменитый русский моряк, именем которого назван большой остров в Восточной Арктике) и, как производная из этих двух имен, капитан Врунгель» (Рождение и жизнь капитана Врунгеля // Книги — детям. 1967. С.67). В то же время писатель Н.В.Богданов убежден, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который слыл в редакционной среде «морским волком» и неизменно веселил сотрудников рассказами-байками (Богданов Н. С кого списан Врунгель // Детская литература. 1989. №12. С.45).
В 1937 появился журнальный вариант книги, который был втрое короче первоначального и печатался в виде рисунков-комиксов и кратких подписей к ним, по 6 блоков в каждом номере (Пионер. №1-9, 11-12). Несомненной удачей стало то, что рисунки к повести сделал известный художник К.П.Ротов. Будучи удивительным мастером детали, он, по словам Некрасова, и его «заставил внимательнее приглядываться к подробностям ситуаций, в которых оказались герои» (История с Врунгелем. С.23).
В 1939 вышло отдельным изданием книги. В нем были сняты редакторские правки, искажения текста, присущие журнальному варианту. Неоднозначно оценила книгу Некрасова критика 1930-х. В журнале «Детская литература» (1939. №7) были помещены две противоположные рецензии. Л.Кассиль отозвался о повести одобрительно, верил, что ей суждено долгая жизнь, считая ее книгой «для тех, кто любит шутку и ценит затейливую прелесть небылиц, кто примечает истинный жизненный смысл в смешных несуразицах» (С.20). И.Рахтанов предрекал повести Некрасова скорое забвение, назвав ее в ряду «скороспелок, печального, но трудно-искоренимого в жизненной практике явления» (С.22). Через 30 лет этот же критик иначе отозвался о «Врунгеле», включив повесть в разряд «немеркнущих книг, таких, которым суждено долгая и счастливая жизнь» (Рахтанов И. О человеке бывалом, писателе веселом // Пионер. 1967. №9. С.58).
Большая часть произведения — монолог главного героя о своих морских путешествиях. Действие повести развивается динамично, согласно специфике жанра приключенческого произведения. В основе сюжета новеллы-анекдоты, в которых переплетается предельно реалистическое и фантастическое начала. С одной стороны, пространство повести похоже на реальное: указаны конкретные географические названия, ощущается атмосфера конца 1930-х, нарастающая угроза фашизма. Не случайно так актуально звучат слова о пиратах, которые отличаются от тех, что были в старых приключенческих романах. С другой стороны, повесть насыщена фантастическими элементами, схожими с теми, что свойственны произведениям Р.Э.Распе. Содержательную основу повести из 22 главок составляет морской фольклор, байки, небылицы, курьезные случаи. Стилистическая доминанта произведения — пародийно-юмористическая. Способы создания комического разнообразны: комизм характеров, комизм обстоятельств и языковой юмор. Комичны сами участники кругосветного путешествия: чудаковатый, но неистощимо находчивый капитан Врунгель, пунктуально исполнительный, но недалекий старший помощник капитана Лом, матрос Фукс, находчивый, но неопытный в морском деле и с явно мошенническими наклонностями. Герои постоянно попадают в комические обстоятельства. Языковой юмор представлен, прежде всего, говорящими фамилиями (Врунгель, Кусака, Глупстон, Бандитто и др.), языковой (название яхты «Беда» от бывшей «Победы»), каламбурами (обыгрываются различные значения слов и выражений: лом, фараон, песок, по носу земля и др.), перевертышами в куплетах Фукса и Врунгеля, пародиями.
В 1958 вышло 2-е издание книги, в которое добавлены некоторые рассуждения Врунгеля и «Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей».
В 1941 Некрасов добровольцем ушел на фронт, служил в пехоте и в авиации. После войны вышли сборники рассказов «Завидная биография» (М., 1953), «Судьба корабля» (М., 1958), «Мы были на Диксоне» (Красноярск, 1960), в которых отражена история страны. Некрасов плодотворно работал в области научно-популярной литературы: очерки «Высокие широты», «Плавающие материки» в соавторстве с профессором-океанографом Н.Н.Зубовым; «Электрическое солнце», «Энергия», «Блуждающие токи». До последних дней он был членом редколлегии журнал «Пионер» и литературно-художественный альманах «Океан».