биография певицы беллы руденко
Бэла Руденко
Бэла Руденко родилась 18 августа 1933 года в поселке Боково-Антрацит (ныне город Антрацит) Луганской области.
Любовь к пению у Бэлы проявилась в раннем детстве. Певицей она захотела стать после того, как впервые услышала по радио романс Александра Александровича Алябьева «Соловей». К слову, позже и сама она впервые вышла на сцену именно с этим романсом.
Во время войны находилась в эвакуации в Фергане, где ее мама трудилась в госпитале для раненых бойцов Красной Армии. Там Бэла стала исполнять для раненых музыкальные композиции. Это были самые первые сольные концерты будущей звезды оперной сцены.
После окончания школы педагоги настояли, чтобы их воспитанница поступила в консерваторию. Бэла отправилась в Одессу, где ее зачислили в класс Ольги Благовидовой.
В 1956 году окончила с отличием Одесскую консерваторию им. А.В. Неждановой.
В 1955 году дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета.
Бэла Руденко в молодости
Оперные партии Бэла Руденко в Киевском театре оперы и балета им. Т. Шевченко:
В 1972 году дебютировала на сцене Большого театра в Москве в партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Постановщик спектакля Б. Покровский специально пригласил Бэлу из Киева для исполнения именно этой партии.
Оперные партии Бэла Руденко в Большом театре:
Бэла Руденко создала целую галерею ярких образов, вошедших в золотой фонд российского и мирового искусства. Отличная вокальная школа, безупречная музыкальность, свежий, чистый, тёплого красивого тембра голос, свобода звуковедения всегда отличали исполнение Бэлы Руденко. Безупречная музыкальность, свежий и чистый голос певицы поставили Руденко в число самых крупных певиц современности.
В 1992 году возглавила Фонд развития Большого театра.
Закончила певческую деятельность в 1995 году. Прощальным спектаклем певицы в Большом театре была опера П. Чайковского «Иоланта».
Умерла 13 октября 2021 года в Москве.
Личная жизнь Бэлы Руденко:
Дважды была замужем.
В браке в 1962 году родилась дочь Екатерина Руденко.
Они познакомились на одном из светских раутов в доме приемов Министерства иностранных дел. Поладу было чуть больше двадцати пяти, а Бэла старше его на двенадцать лет. Он дарил Бэле дорогие подарки и огромные букеты роз, устраивал в ее честь роскошные приемы в самих шикарных ресторанах Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, в других европейских столицах (и он, и Руденко были выездными). Вокалистке нравились ухаживания молодого и популярного певца. В какой-то момент она дала согласие на брак.
Частые расставания Бэлы Руденко и Полада Бюльбюль-оглы в итоге привели к тому, что супруги охладели друг к другу и расстались. Развелись они тихо, без шума и взаимных претензий. Сын остался с матерью, однако продолжал видеться с отцом.
Бэла Руденко и Полад Бюльбюль-оглы
Фильмография Бэлы Руденко:
Награды и звания Бэлы Руденко:
последнее обновление информации: 14.10.2021
Бэла Руденко певица — причина смерти
Бэла Руденко, знаменитая музыкальная исполнительница и актриса, скончалась в возрасте 88 лет.
О смерти звезды стало известно 14 октября 2021 года. В Сети опубликованы подробности кончины.
Бэла Руденко певица — причина смерти, умер от чего
Сегодня, 14 октября 2021 года, стало известно о смерти именитой артистки Бэлы Руденко. Женщина скончалась в возрасте 88 лет. Информацию предоставил журналист Андрей Плахов, который опубликовал данные в социальной сети Facebook.
Отметим, что причину смерти в сообщении не раскрыли. О заболеваниях и осложнениях от них у артистки не сообщалось.
«На 89 году жизни умерла выдающаяся оперная певица Бэла Андреевна Руденко», — написал Плахов.
Об этом 14 октября сообщил дирижер Евгений Волков на своей странице в соцсети Facebook.
«Скончалась Бэла Андреевна Руденко, великая певица и великий педагог. Имел счастье быть с ней знакомым, беседовать о жизни и музыке. Эти встречи — из таких, которые запоминаются на всю жизнь», — написал он в своем сообщении.
«Она по-настоящему была великой певицей, её изумительное колоратурное сопрано всегда покоряло публику не только в России, но и за рубежом. Бела Андреевна Руденко могла одинаково интересно звучать и в камерной музыке, и в большом жанре оперы. Мне кажется, что сочетание феноменальной вокальной техники с огромным музыкальным дарованием делало все её интерпретации женских образов незабываемыми», – отметил главный дирижёр-музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев.
«Не так часто бывает, чтобы великая певица или великий певец становились прекрасными педагогами, так вот Бела Андреевна было из-за этого числа, она была прекрасным педагогом, которая любила обожала своих студентов и передавала им свой большой большой опыт.», – отметил декан Вокального факультета Московской консерватории им. Чайковского, народный артист России Пётр Скусниченко.
Бэла Руденко певица — похороны когда и где
Дата и место похорон пока не известна.
Бэла Руденко певица — биография Википедия
Бэла Андреевна Руденко родилась 18 августа 1933 года в посёлке Боково-Антрацит (ныне город Антрацит Луганской области Украины).
В 1956 году окончила с отличием Одесскую консерваторию им. А. В. Неждановой (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) по классу пения О. Н. Благовидовой.
В 1955 году дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета.
С 1956 года — солистка Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко.
В 1960 году после выступления на Декаде украинского искусства в Москве певице в возрасте 27 лет было присвоено звание «народной артистки СССР».
В 1972 году дебютировала на сцене Большого театра в Москве в партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Постановщик спектакля Б. Покровский специально пригласил Бэлу из Киева для исполнения этой партии.
В 1973—1988 годах — солистка Большого театра.
Вела концертно-исполнительскую деятельность, выступала с тематическими программами: «Моцарт», «Французская музыка», «Классический и советский романс», «Рахманинов», «Гречанинов», «Римский-Корсаков — Аренский», «Глинка — Даргомыжский», «Украинские композиторы на стихи русских поэтов» и др. В камерном репертуаре Концерты для голоса с оркестром Р. Глиэра и Г. Майбороды (последний был написан композитором специально для певицы и посвящён ей).
С 1957 года много гастролировала по городам СССР и за рубежом (Франция, Япония, США, Канада, Великобритания, Мексика, Бразилия, Норвегия, Швеция, Польша, Венгрия, Чехословакия, Филиппины), выступала на сценах оперных театров Италии (в том числе «Ла Скала»), Германии, Югославии и др.
В 1992 году возглавила Фонд развития Большого театра.
Закончила певческую деятельность в 1995 году. Прощальным спектаклем певицы в Большом театре была опера П. Чайковского «Иоланта».
В 1995—1999 годах — художественный руководитель оперной труппы Большого театра.
Начала педагогическую деятельность в Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского) (класс сольного пения).
С 1977 по 2017 год преподавала в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (с 1989 — профессор кафедры сольного пения).
Скончалась 13 октября 2021 года, в возрасте 88 лет.
Бэла Руденко — национальность
По национальности Бэла Руденко украинка.
Бэла Руденко — личная жизнь муж дети
Дважды была замужем.
Первый муж — Владимир Николаевич Ефременко, работал заведующим отделом культуры ЦК КП Украины и замминистра культуры УССР.
В браке в 1962 году родилась дочь Екатерина Руденко.
Второй муж — Полад Бюльбюль-оглы, советский и азербайджанский эстрадный певец, композитор, педагог и актёр, дипломат, доктор искусствоведения, профессор.
Они познакомились на одном из светских раутов в доме приемов Министерства иностранных дел.
Поладу было чуть больше двадцати пяти, а Бэла старше его на двенадцать лет.
Он дарил Бэле дорогие подарки и огромные букеты роз, устраивал в ее честь роскошные приемы в самих шикарных ресторанах Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, в других европейских столицах (и он, и Руденко были выездными).
Вокалистке нравились ухаживания молодого и популярного певца. В какой-то момент она дала согласие на брак.
Во втором браке в 1975 году родился сын Теймур Полад оглы Бюльбюль — музыкант, концертмейстер группы фаготов Большого симфонического оркестра им. П. Чайковского, заслуженный артист Российской Федерации (2005), в настоящее время — бизнесмен. Частые расставания Бэлы Руденко и Полада Бюльбюль-оглы в итоге привели к тому, что супруги охладели друг к другу и расстались.
Развелись они тихо, без шума и взаимных претензий. Сын остался с матерью, однако продолжал видеться с отцом.
Бэла Руденко
Биография
Бэла Руденко получила звание народной артистки СССР в самом начале своей карьеры. Ни одна оперная певица в советской истории не удостаивалась такого признания в столь молодом возрасте. Ее хрустальное и невесомое сопрано не переставало восхищать слушателей, а за звонкий голос ее даже величали соловьем. Правда, сама Руденко однажды назвала себя соловьем в золотой клетке, намекнув на то, что ее жизнь была не такой легкой и беззаботной, как многим казалось.
Детство и юность
Биография Бэлы Андреевны Руденко началась 18 августа 1933-го в поселке Боково-Антрацит (сейчас — город Антрацит Луганской области Украины). Первые годы жизни будущей оперной певицы проходили в живописной степной местности, изрезанной буграми и крохотными речушками.
На долю будущей легенды оперного искусства выпало тяжелое военное детство. Ее отец Андрей Макарович был шахтером, мать Екатерина Ивановна трудилась медицинской сестрой.
Интерес к музыке у Бэлы проснулся в раннем детстве: услышав романс Александра Алябьева «Соловей», девочка захотела стать певицей. Во время Великой Отечественной войны семья была эвакуирована на восток Узбекистана, в город Фергану. Там Екатерина Руденко работала в госпитале, а маленькая Бэла услаждала слух раненых солдатов Красной армии.
В школьные годы певица пришла в хоровой кружок в Дом пионеров, где быстро стала звездой. Ни один концерт, ни один вокальное мероприятие не проходило без участия юного дарования. В старших классах девочка решилась исполнить романс, который повлиял на ее желание стать певицей. Услышав нежное и чувственное исполнение «Соловья», педагоги окончательно убедились в редчайшем таланте поцелованной Богом воспитанницы и настояли на поступлении в консерваторию.
Так Бэла Руденко оказалась в Одессе — городе, который был знаменит не только чистыми и красивыми пляжами, но и одним из лучших оперных театров. Певица решила поступать в Одесскую консерваторию имени А. В. Неждановой, в которой в те годы работал сильнейший педагогический состав во всей Украине. Природные вокальные данные, звонкое, как у соловья, колоратурное сопрано и артистизм поразили приемную комиссию, и абитуриентка была зачислена в число студентов. Руденко несказанно повезло попасть в класс несравненной оперной певицы Ольги Благовидовой, которая научила ее всю жизнь подчинять служению музе. Благодаря бережному, но строгому отношению наставницы талант молодой вокалистки раскрылся в полной мере.
Творчество
Дебют молодой певицы на сцене Одесского театра оперы и балета состоялся еще в молодости, в студенческие годы. В 1956-м Бэла Руденко с отличием окончила консерваторию и стала солисткой Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко. В нем в те годы блистала примадонна Евгения Мирошниченко, но молодая вокалистка не затерялась в лучах ее славы.
В 1957-м Руденко победила на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве. Он пришелся на середину хрущевской оттепели, став самым массовым за всю историю, и запомнился атмосферой свободы. В жюри сидел один из знаменитых теноров первой половины XX века Тито Скипа. С его легкой руки началась карьера Руденко на мировой сцене — молодая певица успешно гастролировала по ряду европейских городов.
Первое выступление Руденко на сцене Киевского театра оперы и балета состоялось в опере «Риголетто», где она сыграла роль Джильды. С нескрываемым удовольствием артистка пела партии Наташи Ростовой в опере Сергея Прокофьева «Война и мир». Первые роли молодой певицы в полной мере продемонстрировали ее непревзойденный актерский талант, скрупулезный подход к созданию каждого образа.
Бэла Руденко — Ария Царицы ночиВажнейшим в творческой биографии певицы стал 1972 год, когда в Большом театре ставили оперу Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Режиссер Борис Покровский не нашел в Москве артистку на главную роль и пригласил Бэлу Руденко. Благодаря именитому постановщику карьера оперной певицы взлетела на недосягаемую высоту. С 1973-го она стала солисткой Большого театра, где проработала 15 лет.
Советская оперная певица прославила свое имя на весь мир, ее фото украшали страницы газет и журналов. С успехом она выступала в Северной и Южной Америке, Европе и Азии. К слову, артистка так полюбилась слушателям Японии, что ездила туда 10 раз. Из широкого репертуара солистки огромную любовь слушателей завоевали ария Царицы ночи из оперы Вольфганга Моцарта «Волшебная флейта» и песня «Беловежская пуща», которую артистка исполнила с хором мальчиков Московского хорового училища.
Японская пресса восхищенно писала о ней:
«Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поет Бэла Руденко».
В 1992 году артистка стала главой Фонда развития Большого театра, а спустя три года ушла со сцены, скромно и без помпы, не устраивая прощального концерта. Накануне она спела партию в опере Петра Чайковского «Иоланта», а уже на следующий день пришла в театр педагогом и на протяжении четырех лет руководила оперной труппой.
Личная жизнь
Первым мужем знаменитой красавицы стал заместитель министра культуры УССР Владимир Ефременко. В их браке не все было безоблачно: злые языки шептались, будто успешной карьере за рубежом оперная певица обязана исключительно связям супруга. Единственная дочь пары, Екатерина Руденко, родилась в 1962-м. Рождение ребенка обострило отношения в семье, и супруги развелись.
Вторым мужем Бэлы Руденко стал азербайджанский композитор и певец Полад Бюльбюль-оглы. Артист имел ошеломляющий успех в Советском союзе, его альбомы расходились огромными тиражами. Пара познакомилась в Москве на одном из светских раутов. Молодой певец без памяти влюбился в темно-карие глаза Бэлы, которые сияли так ярко, что свели его с ума. Полада нисколько не смущало, что избранница была на 12 лет старше, ведь выглядела она, по его словам, великолепно.
Певец с восточной щедростью ухаживал за оперной примадонной, и она дала согласие на брак. В 1975-м Бэла подарила мужу сына Теймура Полада, в котором счастливый отец души не чаял. Со временем в пылких отношениях супругов наступило охлаждение, за которым последовал развод. К слову, в те годы прессе ходили слухи, что семья распалась из-за слишком бурной личной жизни азербайджанского певца.
Теймур Полад оглы Бюль-Бюль унаследовал талант родителей, работал концертмейстером группы фаготов Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, занимался бизнесом.
Смерть
Выдающаяся певица, примадонна оперы Бэла Руденко скончалась 13 октября 2021 года. Ей было 88 лет. По информации РБК, причиной смерти народной артистки СССР стала продолжительная болезнь.
Новое в блогах
Советские примадонны: Бэла Руденко
15.12.2010 в 13:50
Среди работ латвийского художника Лео Кокле есть портрет в нежно-голубых пастельных тонах, который невольно привлекает внимание. На утонченном лице пронзительно отчетливы глаза — огромные, темно-карие, внимательные, вопрошающие и тревожные. Это портрет народной артистки СССР Б. А. Руденко. Лео Кокле, художнику наблюдательному и вдумчивому, удалось уловить главное, что отличает ее характер, — женственность, мягкость, лиризм и, одновременно, собранность, сдержанность, целеустремленность. Переплетение столь, на первый взгляд, разноречивых черт и создало ту благодатную почву, на которой вырос талант яркий и своеобразный.
Творческая биография певицы началась в Одесской консерватории, где она, под руководством О. Н. Благовидовой, познавала первые секреты музыкального мастерства, брала первые жизненные уроки. Наставница Бэлы Руденко отличалась деликатностью и бережным отношением к вокалистке, но вместе с тем и строгой взыскательностью. Она требовала полной самоотдачи в работе, умения все в жизни подчинить служению музе. И когда юная вокалистка в 1957 году стала победительницей на VI Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов, получив золотую медаль и приглашение на концертные выступления в Москве и Ленинграде с Тито Скипа, то она восприняла это, как выход на широкую дорогу, которая ко многому обязывает.
Каждому настоящему мастеру свойственны неуспокоенность, неудовлетворенность сделанным, словом, то, что побуждает к постоянному самоанализу и творческому поиску. Именно такова художественная натура Бэлы Андреевны. После очередного концерта или спектакля вы встречаетесь с серьезным, собранным собеседником, который ждет оценки строгой и правдивой, оценки, которая, быть может, даст толчок к новым размышлениям и новым открытиям. В этом никогда не прекращающемся процессе анализа, в постоянных поисках — секрет обновления и творческой молодости артистки.
«Бэла Руденко росла от роли к роли, от спектакля к спектаклю. Ее движение было постепенным — без скачков, но и без срывов. Ее восхождение на музыкальный Олимп было неуклонным; она не взвивалась стремительно, а поднималась, упорно завоевывая все новые вершины в каждой новой партии, и оттого так просто и уверенно ее высокое искусство и ее выдающиеся успехи», — писал о певице профессор В. Тольба.
На сцене Бэла Андреевна скромна и естественна, и именно этим она завоевывает аудиторию, превращает ее в своего творческого союзника. Никакой аффектации и навязывания своих вкусов. Скорее это радость сопереживания, атмосфера полной доверительности. Все, что живет уже не одно столетие, Руденко всегда открывает для себя и для других как новую страницу в жизни, как откровение.
Исполнительская манера певицы создает впечатление легкости, естественности, будто вот сейчас, сию минуту, у них на глазах возрождается замысел композитора — в филигранной оправе, во всей своей первозданности. В репертуаре Руденко сотни романсов, почти все колоратурные оперные партии, и для каждого произведения она находит верную манеру, соответствующую его стилистическому и эмоциональному строю. Певице одинаково подвластны и сочинения лирического плана, окрашенные в мягкие тона, и виртуозная, и острохарактерная, драматичная музыка.
Дебютной партией Руденко стала Джильда из «Риголетто» Верди, поставленного на сцене Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Первые же спектакли показали, что молодая артистка очень тонко почувствовала все своеобразие стиля Верди — его выразительность и пластичность, широкое дыхание кантилены, взрывчатую экспрессивность, контрастность переходов. Оберегаемая заботливым и ласковым отцом, юная героиня Бэлы Руденко доверчива и наивна. Когда она впервые появляется на сцене — по-детски лукавая, легкая, порывистая, — нам кажется, что жизнь ее течет светло, без сомнений и забот. Но уже по тому еле угадываемому тревожному волнению, с которым она пытается вызвать на откровенность отца, мы понимаем, что даже в этом безмятежном эпизоде для актрисы Джильда — не просто капризное дитя, а скорее невольная узница, и ее веселье — только способ узнать тайну о матери, тайну, окутывающую дом.
Певица сумела придать точную окраску каждой музыкальной фразе вердиевской драмы. Сколько искренности, непосредственного счастья звучит в арии влюбленной Джилъды! А позднее, когда Джильда понимает, что она — лишь жертва, артистка показывает свою героиню испуганной, растерянной, но не надломленной. Скорбная, тоненькая, сразу повзрослевшая и собранная, решительно идет она навстречу гибели.
С первых спектаклей певица стремилась к масштабному созданию каждого образа, раскрытию лирического начала через сложную борьбу характеров, к анализу любой жизненной ситуации через столкновение противоречий.
Особый интерес представляла для артистки работа над партией Наташи Ростовой в опере Прокофьева «Война и мир». Необходимо было постичь философскую мысль писателя и композитора и, точно следуя ей, одновременно согреть образ собственным видением, собственным отношением к нему. Воссоздавая незаурядный противоречивый характер героини Толстого, Руденко сплетала в нерасчленимый комплекс светлую поэтичность и мучительную смятенность, романтическую угловатость и пластичную женственность. Голос ее, удивительный по красоте и обаянию, раскрывал во всей полноте самые сокровенные и волнующие движения души Наташи.
В ариях, ариозо, дуэтах звучали теплота и неясность, пылкость и пленительность. Эти же прекрасные свойства женской натуры подчеркнет Руденко и в следующих своих ролях: Виолетты («Травиата» Верди), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), глинкинской Людмилы.
Обостренное восприятие сценических ситуаций, мгновенная актерская реакция обогащают не только драматическое, но и вокальное мастерство певицы. И сыгранные ею роли всегда привлекают цельностью и многогранностью.
Бэла Руденко в полной мере владеет непременным для артиста чудесным даром — мастерством перевоплощения. Она умеет «всматриваться» в людей, умеет впитывать, запечатлевать жизнь во всей изменчивости и многообразии с тем, чтобы потом раскрыть в творчестве ее необыкновенную сложность и красоту.
Каждая из партий, подготовленных Бэлой Руденко, как-то по-особому романтична. Большинство ее героинь объединяет чистота и целомудрие чувств, и все же все они — своеобразны и неповторимы.
Вспомним, к примеру, роль Розины в «Севильском цирюльнике» Россини — несомненно, одну из самых ярких и запоминающихся работ певицы. Еще только начинает Руденко знаменитую каватину, а наши симпатии уже целиком на стороне ее героини — предприимчивой, своенравной, находчивой.
«Я так беспомощна. » — сладко и томно произносит она, а сквозь слова прорывается еле сдерживаемый смех; «так простодушна. » — бисером рассыпаются смешинки (едва ли она простодушна, этот маленький бесенок!). «И уступаю я», — журчит ласкающий голосок, а мы слышим: «Попробуй, тронь меня!»
Бэла Руденко в любой из исполняемых ролей избегает условностей, штампов. Она ищет в каждом воплощаемом образе приметы реальности, стремится максимально приблизить его к сегодняшнему зрителю. Поэтому, когда ей пришлось работать над партией Людмилы — это был по-настоящему увлекательный, хотя и очень сложный труд.
Знаменательным был для Бэлы Андреевны 1971 год, когда оперу «Руслан и Людмила» готовили к постановке на сцене Большого театра Союза ССР. Бэла Руденко являлась в то время солисткой Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Сцена Большого театра была хорошо знакома певице по гастрольным выступлениям. Москвичи помнили ее Виолетту, Розину, Наташу. На этот раз артистку пригласили принять участие в постановке оперы Глинки.
Многочисленные репетиции, встречи с прославленными певцами Большого театра, с дирижерами выросли в теплый творческий союз.
Спектакль ставил выдающийся мастер оперной сцены режиссер Б. Покровский, обогативший былинный, сказочный стиль оперы жанрово-бытовыми элементами. Между певицей и режиссером сразу же установилось полное взаимопонимание. Режиссер предложил актрисе решительно отказаться от привычных трактовок в толковании образа. Новая Людмила должна быть пушкинской и одновременно очень современной. Не эпически одноплановой, а живой, динамичной: шаловливой, отважной, лукавой, может быть, даже немного капризной. Именно такой и предстает она перед нами в исполнении Бэлы Руденко, причем доминантными чертами в характере своей героини артистка считает преданность и цельность.
К каждому из персонажей оперы у Людмилы свое отношение. Вот она раскинулась на ложе в волшебном сне и вдруг небрежно оттолкнула каблучком тянущуюся к ней руку Фарлафа. А вот с затаенной улыбкой, игриво прикасается пальчиками к спине суженого — мгновенный, мимолетный, но очень точный штрих. Изящество переходов от настроения к настроению, легкость и поэтичность способствовали созданию необыкновенно гибкого и пластичного образа. Любопытно, что прежде чем Людмила Бэлы Руденко научилась лихо натягивать тетиву лука, артистка долго и упорно тренировалась, до тех пор, пока движения рук не стали изящными и в то же время уверенными.
Необычайно отчетливо раскрывается обаяние и красота характера Людмилы в третьем акте оперы. Среди сказочно-роскошных садов Черномора поет она песню «Доля-долюшка». Песня звучит мягко и просто, и вся призрачно-фантастическая сцена обретает реальность. Руденко выводит свою героиню за пределы сказочного мира, и этот напев навевает воспоминания о полевых цветах, о русском просторе. Людмила поет как бы наедине с собой, поверяя природе свои страдания, мечты. Кристально-чистый голос ее звучит тепло и нежно. Людмила настолько правдоподобна, близка нам, что кажется — это наша современница, озорная, любящая жизнь, умеющая искренно радоваться, смело вступать в борьбу. Бэле Андреевне удалось создать образ глубокий, впечатляющий и в то же время графически изящный.
С 1972 года Бэла Руденко стала солисткой Большого театра. Следующей партией, прочно вошедшей в ее репертуар, стала Марфа в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Она явилась как бы продолжением галереи пленительных образов русских женщин. Ее Марфа в чем-то наследница Людмилы — в чистоте своих чувств, в мягкости, задушевности и преданности. Но если Людмила — это воскресшая сказка, то Марфа — героиня психологической драмы, персонаж исторический. И певица ни на минуту не забывает об этом.
Эмоциональная насыщенность, широкая распевность, яркое мелодическое начало — все, что характерно для украинской вокальной школы и дорого певице, — все это органично влилось в созданный ею образ Марфы.
Ее Марфа — олицетворение жертвенности. В последней арии, когда она в забытье обращается к Грязному со словами любви, называя его «любимым Ваней», когда она щемяще-грустно произносит: «Приди же завтра, Ваня», — вся сцена обретает высокую трагичность. И тем не менее нет в ней ни мрачности, ни фатализма. Угасает нежная и трепетная Марфа, светло и радостно произнеся на легком вздохе: «Ты жив, Иван Сергеич», — и невольно перед глазами предстает Снегурочка, с ее светлой и тихой печалью.
Сцену смерти Марфы Руденко исполняет удивительно тонко и проникновенно, с большим артистизмом. Недаром, когда она исполняла в Мексике арию Марфы, рецензенты писали о небесном звучании ее голоса. Марфа не укоряет никого в своей смерти, сцена угасания полна мирного просветления и чистоты.
Оперная певица прежде всего, Бэла Андреевна Руденко умеет так же увлеченно, с полной самоотдачей работать над камерным репертуаром. За исполнение концертных программ в 1972 году она была удостоена Государственной премии СССР.
Тщательной продуманностью отличается каждая ее новая программа. Певице удается построить «незримые» мосты между народной песней, русской, украинской и зарубежной классикой и современной музыкой. Она остро реагирует на все новое, заслуживающее внимания, а в старом умеет найти то, что близко духу и настроению сегодняшнего дня.
США, Бразилия, Мексика, Франция, Швеция, Япония. География творческих поездок Бэлы Руденко с концертными выступлениями очень обширна. В Японии она гастролировала шесть раз. Пресса отмечала: «Если вы хотите услышать, как катится жемчуг по бархату, послушайте, как поет Бэла Руденко».
В этом любопытном и красочном сопоставлении мне видится оценка характерного для певицы умения лаконичными средствами создать убедительный и законченный художественный образ, образ, в котором есть все и нет никаких излишеств.
Вот что пишет о Бэле Андреевне Руденко И. Страженкова в книге «Мастера Большого театра». «Правду высокого искусства несет в своем пении и Бэла Руденко, признанный мастер вокала и сцены, обладающий красивым колоратурным сопрано, владеющий головокружительной техникой, актерским, голосовым, тембровым диапазоном. Главным в творческом облике Бэлы Руденко были и остаются внутренняя красота, содержательность и тот глубокий гуманизм, который согревает искусство этой певицы».
Рационализм артистки последователен и логичен. Исполнение всегда подчинено определенной, четкой мысли. Во имя нее она отказывается от эффектных украшательств произведения, не любит многоцветья и пестроты. Творчество Руденко, на мой взгляд, сродни искусству икэбана — чтобы подчеркнуть красоту одного цветка, нужно отказаться от множества других.
«Бэла Руденко — колоратурное сопрано, однако она с успехом поет и драматические партии, и это чрезвычайно интересно. В ее исполнении сцена Лючии из оперы Доницетти „Лючия ди Ламмермур» была исполнена такой жизни и реализма, какой мне до сих пор не приходилось слышать», — писал Артур Блюмфильд, рецензент одной из сан-францискских газет. А Харриэт Джонсон в статье «Руденко — редкостная колоратура» называет голос певицы «чистым и мелодичным, подобным флейте, которая так услаждает наш слух» («Нью-Йорк Пост»).
Камерную музыку певица сравнивает с прекрасным мгновением: «Она позволяет исполнителю как бы остановить это мгновение, затаив дыхание, заглянуть в самые сокровенные уголки человеческого сердца, залюбоваться наитончайшими нюансами».
Невольно приходит на память исполнение Бэлой Руденко романса Корнелиуса «Один звук», в котором все развитие построено на одной-единственной ноте. А сколько образных, чисто вокальных красок привносит певица в его исполнение! Какая поразительная мягкость и одновременно наполненность звука, округлого и теплого, какая ровность линии, точность интонирования, искусная филировка, какое нежнейшее pianissimo!
Бэла Андреевна не случайно говорит, что камерное творчество позволяет ей заглянуть в самые сокровенные уголки человеческого сердца. Ей одинаково близки солнечная праздничность «Севильяны» Массне, «Болеро» Кюи и страстный драматизм песен Шумана и романсов Рахманинова.
Опера привлекает певицу активным действием, масштабностью. В камерном творчестве она обращается к миниатюрным акварельным зарисовкам, с их трепетной лиричностью и глубиной психологизма. Как художник-пейзажист в картинах природы, так и певица в концертных программах стремится показать человека во всем богатстве его духовной жизни.
Каждое выступление народной артистки СССР Бэлы Андреевны Руденко раскрывает перед слушателями мир прекрасный и сложный, полный радости и раздумья, печали и тревог, — мир противоречивый, интересный, увлекательный.
Работу певицы над оперной партией или камерным сочинением — всегда продуманную, всегда напряженную — можно сопоставить с работой драматурга, который стремится не только постичь жизнь людей, но и своим искусством обогатить ее.
И если это удается, то что может быть большим счастьем для художника, для артиста, чье стремление к совершенству, к завоеванию новых вершин и открытий постоянно и неостановимо!
Источник: Омельчук Л. Бэла Руденко. // Певцы Большого театра СССР. Одиннадцать портретов. – М.: Музыка, 1978. – с. 145–160.