биография татьяны александровой для детей

Татьяна Александрова

Об авторе

Татьяна Ивановна Александрова – российская детская писательница, художница и мультипликатор. Появилась на свет 10 января 1929 года Казани в семье инженера и врача. Детство Татьяны Александровой прошло в Москве. Любовь к сочинительству девочке и ее сестре-близнецу привила няня, которая баловала своих подопечных увлекательными историями.

Творческий путь

Татьяна Ивановна посещала одну из московских художественных студий, затем окончила ВГИК. Будучи студенткой отделения мультипликации, Александрова часто выезжала за город, где писала пейзажи и портреты деревенских жителей. Там она общалась с местными детишками и рассказывала им сказки, а они ей в ответ – фольклорные истории о леших, ведьмах, русалках и домовых. После окончания института художница работала в «Союзмультфильме», затем преподавала в Педагогическом институте и вела студию при Дворце пионеров. В 1977 году состоялся ее литературный дебют. Первая книга о непоседливом домовёнке Кузе была тепло принята читателями. Талантливая писательница долго трудилась над своими произведениями и даже сама придумывала к ним иллюстрации. Татьяна Александрова ушла из жизни 22 декабря 1983 в возрасте пятидесяти четырех лет, немного не дожив до первой экранизации своей сказки.

Литература для детей

Яркие, живые и динамичные истории Татьяны Александровой завоевали сердца миллионов читателей. В 1983 году по одному из сюжетов цикла о Кузьке вышел первый мультфильм. Так симпатичный, трогательный лохматый домовёнок, персонаж русского фольклора, стал любимым героем современных детей.

Источник

Татьяна Александрова

Биография

Детство и юность

Биография советской писательницы и художницы Александровой Татьяны Ивановны началась в Казани 10 января 1929 года. Она родилась вместе со своей сестрой-близнецом Натальей. Вскоре после рождения девочек родители, являющиеся инженером на лесоповале и врачом, приняли решение перебраться всей семьей в Москву.

Во время Великой Отечественной войны, когда Александрова еще не достигла совершеннолетия и находилась в эвакуации, она сама начала подрабатывать воспитательницей. Именно тогда девушка сочинила свою первую сказку для того, чтобы повеселить и успокоить детей. Еще няня часто рисовала своим подопечным красочные рисунки, которые их очень радовали.

Увлечение рисованием переросло в одну из профессий после того, как Татьяна окончила московскую художественную студию, которой руководила Татьяна Луговская. Далее девушка поступила в Институт кинематографии на художественный факультет. Успешно завершив образование, она стала дипломированным мультипликатором.

Творчество

Сразу после окончания ВГИКа девушка устроилась на работу в компанию «Союзмультфильм» и параллельно преподавала в местном педагогическом институте и в художественной студии при Дворце пионеров. Не забывала и про писательство. В 1973 году в соавторстве со своим мужем Татьяна написала дебютную книгу, которую озаглавила «Катя в игрушечном городе». Произведение сразу понравилось читателям и принесло творческому союзу первый успех.

Женщине не позволили самостоятельно иллюстрировать собственную книгу, так как в то время обязательно требовалось обладать удостоверением члена Союза художников. Кроме того, из заглавия убрали слово «домовёнок», так как оно смущало советских читателей своим неоднозначным толкованием, и в первое издание включили лишь вводную часть повести.

Женщина создала еще много других сказок, рассказов и повестей, но они получили меньшую огласку, чем первые 2 произведения. В «Сундучке с игрушками», например, Татьяна помогала детям включить собственное воображение и начать сочинять удивительные истории самостоятельно. А в «Сказках мудрого профессора» она рассказала об обрядах и старинных традициях, поместив всем знакомых сказочных персонажей (леших, кикимор, домовых) в условия современного мира.

Личная жизнь

Советская сказочница была счастлива в личной жизни. Ее супругом являлся известный писатель и переводчик Валентин Дмитриевич Берестов. По воспоминанию мужчины, он познакомился с Татьяной, когда та пришла в его офис со своими рукописями, завернутыми в шнурованную черную папку. На тот момент Валентин уже являлся состоявшимся автором и поэтом, сочинявшим как для детей, так и для взрослых.

Татьяна очень понравилась писателю, а вот первые ее рассказы не очень. Но как только очередь дошла до истории про домовенка Кузю, Берестов прислушался, затаив дыхание. Опытный фантазер сразу почувствовал, что именно эта сказка может принести Татьяне всероссийскую славу.

Влюбленные жили и творили вместе до самой смерти Александровой, которая настигла ее слишком рано. Муж помогал супруге на протяжении всей ее писательской и художественной карьеры, так как у него было больше опыта и связей в этой области. Отойдя от трагедии, мужчина решил сохранить память о любимой, написав дополнительные произведения о непоседе Кузе.

Смерть

Татьяна Александрова скончалась 22 декабря 1983 года, ей было 54 года. Причину смерти никто не называет, но из письма ее супруга, написанного литературоведу Валентину Курбатову, известно, что женщина страдала от некой страшной болезни на протяжении 10 лет. По иронии судьбы спустя 3 дня после смерти сказочницы Берестову позвонили из «Союзмультфильма» и попросили передать его супруге о том, что на киностудии намерены снять мультфильм о домовенке Кузе.

Писатель самостоятельно сочинил сценарий, а художник Геннадий Смолянов и режиссер Аида Зябликова довели дело до конца. В 1983 году советские зрители впервые увидели мультипликационный фильм «Дом для Кузьки», который с восторгом встретили не только дети, но и взрослые.

Источник

Татьяна Александрова

Татьяна Ивановна Александрова — русская советская детская писательница, художница. Родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. У Татьяны Ивановны была сестра двойняшка — Наталья Ивановна. К каждой из них обращались двойным именем — Таньнаташа. Отец — инженер в леспромхозе, уезжавший в длительные командировки. Мать — врач, подолгу задерживалась на ночных дежурствах, и поэтому домашнее хозяйство ложилось на Татьяну и сестру. У девочек была няня Матрена Федотовна Царева, крестьянка с Волги. Ее пословицы, песни, истории про домовых с лешими и даже рассказы о деревенском детстве тоже становились Таниными сказками.

Во время войны, находясь в эвакуации, работала воспитательницей в детском саду, и тогда впервые стала сочинять сказки и истории. После школы решила пойти учиться на сказочницу. Для этого она выбрала Институт кинематографии — художественный факультет с отделением мультипликации. После его окончания работала на мультстудии.

Татьяна Ивановна любила рисовать детей. А чтобы те не скучали, рассказывала им сказки. И на всех портретах дети серьезны, взволнованы необыкновенными событиями, о которых они слушают. Также рисовала «портреты» цветов. На выставках дети останавливались и обсуждали, какой у цветов характер. Часто ходила с детьми в лес. «Рисуйте спокойно, — говорила она, — и начнется сказка». И в самом деле. Птицы и звери переставали бояться художников, и лес жил при них своей скрытой от других жизнью. Птицы подлетали, а звери подходили к людям. Интересовали художницу наука и люди науки: она слушала доклады, рисовала ученых. Придумывала сказки про роботов, про космические корабли, невидимые планеты и планетки, в каких школах станут учиться дети будущего.

Из художницы она постепенно стала писательницей. Наблюдая за играми детей, решила написать и нарисовать книги для их кукол. «Сундучок с книжками» — маленькая библиотека из восьми книжек, и восемь детских учебников для «Игрушечной школы». Эти, и последующие книги она создавала вместе со своим мужем — Валентином Берестовым. Сначала она просто иллюстрировала книги Берестова, потом они начали писать вместе. В 1973 году вышла их совместная повесть «Катя в игрушечном городе». А в 1977 году увидела свет главная книга сказочницы — о приключениях озорного домовёнка. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовёнка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!) Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой.

Все, что она читала, заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась. «…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовёнок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…».

В первое издание вошла только первая повесть о Кузьке — реально лишь введение к основному тексту сказки.

Слово «домовёнок» из заглавия было снято: и без того, с точки зрения атеистического воспитания, тема сомнительная. Так что слишком откровенно дразнить гусей не стоило — поэтому не стали выносить на обложку какое-то странное слово — «домовёнок».

Иллюстрировать книжку Александровой не дали: конечно, Кузьку она придумала. Но для разрешения на «серьезную работу» необходимо предъявить удостоверение члена Союза художников. Членом Союза художников Татьяна Ивановна не была, хотя и обладала к этому времени уже приличным стажем живописца. А потому до работы — над своим собственным произведением, над увиденными «тайным зрением» образами — ее не допустили. Пусть потренируется пока на книжках-малышках.

Выход сказки радости ей не принес. Кузька там до неприличия напоминал Карлсона — толстый, пузатый и какой-то… старый. Одно утешение, что в лаптях. А потом Татьяна заболела. Страшной и мучительной болезнью. И все хорошее, что случилось с Кузькой, произошло после ее смерти…

А параллельно с работой над мультфильмами Валентин Дмитриевич воевал за издание полного текста сказки. Сейчас уже невозможно представить работу книжных издательств доперестроечного времени: на издание книг утверждался пятилетний план. И если рукопись не попадала в число плановых «счастливчиков», ее издание переносили… на следующую пятилетку. Берестов случайно узнал, что книге про домовёнка грозит именно такая судьба, и бросился в атаку.

Издание «Кузьки» стоило ему инфаркта. Первая, полная версия сказки вышла в свет в 1986 году. В 1989 была издана еще одна книга Татьяны Александровой, где текст произведений дополняли ее же рисунки. Помимо «Кузьки» в книгу вошли еще два сборника сказок. В 1992 году в Одессе увидела свет еще одна книга сказочницы — сборник рассказов о предвоенном детстве. И, наконец, в 2001 году московское издательство «Дрофа» выпустило сразу три тома сказок Берестова и Александровой. Кроме уже известных произведений была впервые напечатана фантастическая повесть «Таинственная тетрадь», которую сказочница закончила незадолго до смерти.

Источник

Александрова Татьяна Ивановна

10.01.1929, г. Казань — 22.12.1983, Москва

русская писательница, художница

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейОткуда может появиться нечистая сила? Вопрос сложный. Ответ простой — отовсюду! Да вот хотя бы из-под веника. Не верите? А как же тогда быть с домовенком Кузькой? И хотя ему только семь веков от роду и до взрослого домового еще расти и расти, все равно он самая что ни на есть настоящая нечистая сила. И появился он именно из-под веника, которым девочка Наташа решила подмести пол в новой квартире.
Неплохое начало для сказки. Впрочем, эта сказка и не могла начаться по-другому. Девочку на самом деле звали Наташа, вернее — Таньнаташа. Как и ее сестру-близняшку. Они были и похожи, и неразлучны, так что тратить время на выяснение, кто из них Таня, а кто Наташа, никому просто не приходило в голову. Вот и появилось это странное, но очень удобное и даже почти сказочное имя.
Но сказка жила не только в имени. Она незаметно и затейливо вплеталась в обычную городскую жизнь. А ведь, казалось бы, Москва 30-х годов XX века мало располагала к сказкам. биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейДа и семья девочек была вполне вписана и в то время, и в то пространство. Отец, в недавнем прошлом красногвардеец, работал инженером по лесосплаву и редко бывал дома. Мама — врач. Старшая сестра — школьница. Огромный пятиэтажный дом на Большой Почтовой (квартира Александровых располагалась высоко — аж на четвертом этаже). Налаженный, хотя и не особенно богатый быт. Революционные праздники и демонстрации. Так откуда же в этом вполне рациональном и строго организованном мире взяться сказке?
От нянюшки. Само ее имя — Матрешенька — уже настраивало на определенный лад. Тем более что она, Матрена Федотовна Царева, поволжская крестьянка, всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем. А еще она была рукодельницей и всячески пыталась украсить их дом. биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейСалфетками да лентами, бумажными кружевами да яркими картинками. Мама иногда даже возмущалась: «Это же мещанство, безвкусица!» А близняшкам нравилось. Они и сами не раз пытались вырезать из бумаги узоры, правда, не всегда удачно. Зато с рассказыванием сказок и всяческих историй дело обстояло значительно лучше. Особенно у Тани. Она могла и знакомую сказку превратить совсем в неведомую, и новую сочинить. У сестер даже словечко такое тайное появилось. «Тарас», — говорила Наташа. Что значило: «ТАня РАСсказывай!» И она рассказывала. И сестра, и подружки слушали завороженно.
Почти так же завораживало сестер еще одно увлекательное занятие — рисование. Порой кажется даже, что они начали рисовать раньше, чем ходить. А когда стали постарше, им к тому же очень повезло с учителем. биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейДевочки пришли в одну из московских художественных студий и попали под крыло Татьяны Александровны Луговской, удивительной женщины, талантливой театральной художницы и педагога Божьей милостью. Под ее руководством увлечение стало перерастать в профессию. Так что после окончания школы и Таня, и Наташа поступили в институты «с художественным уклоном». Наташа — в Архитектурный. Таня — в Институт кинематографии на отделение мультипликации.
Успешно закончив ВГИК, Татьяна Ивановна сначала работала на «Союзмультфильме», потом преподавала в Пединституте, вела студию при Дворце пионеров. Но где бы она ни работала, чем бы ни занималась, ее давнишняя знакомая — СКАЗКА — неотступно следовала по пятам, то прячась в эскизах и набросках картин, то складываясь в целые истории, которые художница придумывала для своих маленьких приятелей. А как, скажите, по-другому Татьяна Ивановна могла удерживать этих шустрых непосед все то время, пока рисовала их портреты?
биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейИ постепенно из этих придуманных историй, из наблюдений за ребячьими играми, из ее собственных детских воспоминаний стали складываться книги.
На самом деле только человек, который каждый день общается с малышами и к тому же хорошо помнит свое детство, мог задуматься над вопросом: «Чего не хватает игрушкам для полного счастья?» Одежда у них есть, мебель и посуда тоже. Серьезно так задуматься и понять: «Да ведь у них нет книг, их игрушечных книг!» Какая несправедливость!
Десять сказок для «Сундучка с книжками» и восемь школьных учебников для «Игрушечной школы» Татьяна Ивановна Александрова сама и написала и нарисовала. А к следующей ее опубликованной сказке — «Катя в игрушечном городе» — поэт Валентин Берестов, муж Татьяны Ивановны, сочинил стихи. Так что у этой книги сразу два автора.
И, наконец, в 1977 году к читателям пришел домовенок Кузька со всей прочей веселой и доброй нечистью. Да и могла ли эта «нечисть» быть злой?! Нет, не могла. И не пустила бы сказочница в свою книжку злую нечисть, не дала бы разрушить мир, придуманный с такой любовью и нежностью.

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детей

Ирина Казюлькина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Т.И.АЛЕКСАНДРОВОЙ

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейАЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ: Стихи, повесть, фантастика, библейские предания / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Л.А.Токмаков. — М.: Дрофа, 2001. — 476 с.: ил.
АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КАРУСЕЛЬ: Стихи и сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. — М.: Дрофа, 2001. — 443 с.: ил.
АЛЕКСАНДРОВА Т.И., БЕРЕСТОВ В.Д. КУЗЬКА: Сказки / Сост. Р.Н.Ефремова; Худож. Г.В.Александрова. — М.: Дрофа, 2001. — 348 с.: ил.

Три тома, выпущенные издательством «Дрофа» — первое и пока единственное совместное собрание сочинений Валентина Берестова и Татьяны Александровой. биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейНаряду с известными произведениями сюда были включены и опубликованные впервые, например, фантастическая повесть для подростков Т.Александровой «Таинственная тетрадь».

АЛЕКСАНДРОВА Т.И. ДОМОВЕНОК КУЗЬКА: Сказки, рассказы и фантаст. повесть / Худож. Т.И. и Г.В.Александровы. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 573 с.: ил. — (Всемирная дет. б-ка).
Из содерж.: Кузька; Сказки старой тряпичной куклы; Катя в игрушечном городе; Сказки мудрого профессора; Друзья зимние, друзья летние; Таинственная тетрадь.

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейАЛЕКСАНДРОВА Т. И. ДРУЗЬЯ ЗИМНИЕ, ДРУЗЬЯ ЛЕТНИЕ: Рассказы / Рис. автора. — Одесса: Вариант-Два Слона, 1992. — 128 с.: ил. — (В кругу семьи).

Рассказы-воспоминания о детстве, которое пришлось на предвоенные и военные годы. Книга прекрасно иллюстрирована рисунками Татьяны Ивановны. Среди них портреты детей и цветов — любимые работы художницы.

АЛЕКСАНДРОВА Т., БЕРЕСТОВ В. КАТЯ В ИГРУШЕЧНОМ ГОРОДЕ: Повесть-сказка / Рис. Л.Токмакова. — М.: Дет. лит., 1990. — 127с.: ил.

Интересно, что поделывают куклы, когда их маленькие хозяева отправляются спать.

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейАЛЕСКАНДРОВА Т. КУЗЬКА: Сказка / Худож. Г.Александрова, А.Скориков. — М.: Дет. лит., 1986. — 128 с.: ил.

Ну до чего же повезло девочке Наташе, ведь именно к ней в новую квартиру поселился домовенок Кузька. И пусть ему только 7 веков от роду — мал еще — но уж такой хозяйственный да рассудительный, любому взрослому домовому не уступит.

АЛЕКСАНДРОВА Т. СКАЗКИ / Худож. Т.Александрова и Г.Александрова. — М.: Дет. лит., 1989. — 175 с.: ил.

Собрались однажды под одной книжной обложкой Мудрый профессор, старая тряпичная кукла да домовенок Кузька. И каждый рассказал, о чем захотел. Кукла — о старой русской деревне, где когда-то жила у двух сестричек. Кузька — о том, как спасал свой волшебный сундучок со сказками. И у Мудрого профессора тоже нашлось в запасе немало разных забавных историй.

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детей

АЛЕКСАНДРОВА Т. ДРУЗЬЯ ЗИМНИЕ, ДРУЗЬЯ ЛЕТНИЕ: Рассказы / Рис. автора. — Одесса: Вариант-Два Слона, 1992. — 128 с.: ил. — (В кругу семьи).

АЛЕКСАНДРОВА Т.И. ИГРУШЕЧНАЯ ШКОЛА: Книжка-игрушка / Стихи В.Берестова. — М.: Малыш, 1981. — 18 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т. СКАЗКИ / Худож. Т.Александрова и Г.Александрова. — М.: Дет. лит., 1989. — 175 с.: ил.

АЛЕКСАНДРОВА Т., БЕРЕСТОВ В. СУНДУЧОК С КНИЖКАМИ: КАТИНА БИБИЛИОТЕКА. — М.: Малыш, 1971. — 16 с.: ил. — (Книжка-игрушка).

БЕРЕСТОВ В. ПЕРВЫЙ ЛИСТОПАД: Стихи / Рис. Т.Александровой. — М.: Дет. лит., 1990. — 94 с.: ил.

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейБЕРЕСТОВ В. ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТРУБАЧ / Худож. Т. и Н. Александровы, И.Билибин. — М., 2001. — 484 с.: ил. — (Б-ка журнала «Вагант-Москва»).

БЛАГИНИНА Е.А. БАБУШКА-ЗАБОТА: [Стихи / Худож. Т.Александрова]. — М.: Дет. лит., 1996. — 14 с.: ил. — (Для маленьких).

Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Т.И.АЛЕКСАНДРОВОЙ

Берестов В.Д. Лучшая из женщин: Годы жизни с Татьяной Александровой // Берестов В.Д. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 2. — М.: Изд-во им. Сабашниковых: Вагриус, 1998. — С. 438-481.

Берестов В. Сказка про сказочницу // Александрова Т. Сказки. — М.: Дет. лит., 1989. — С. 3-4.

Берестов В. Вступление // Александрова Т. Друзья зимние, друзья летние. — Одесса: Вариант-Два Слона, 1992. — С. 5-6.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Т.И.АЛЕКСАНДРОВОЙ

Возвращение домовенка. Реж. А.Зябликова. Комп. М.Меерович. СССР, 1987.
Дом для Кузьки. Реж. А.Зябликова. Комп. И.Ефремов. СССР, 1984.
Приключения домовенка. Реж. А.Зябликова. Комп. М.Меерович. СССР, 1985.
Сказка для Наташи. Реж. А.Зябликова. Комп. М.Меерович. СССР, 1986.

Александрова Т.И. Кузька; Катя в игрушечном городе

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейБывают сказки, хранящие в себе тепло деревенской печки и тихого бабушкиного голоса, который поведает на сон грядущий и о леших, и о домовых, и о кикиморах болотных… Татьяна Ивановна Александрова написала как раз такую сказку, на редкость уютную и добрую. А её главный герой — юный, но весьма рассудительный и хозяйственный домовёнок Кузька — настолько обаятелен и «реален», что редкий ребёнок устоит перед желанием поискать и у себя в квартире подобного представителя славного рода домовых.
Во всяком случае, родители вполне могут включиться в эту игру. биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейА уж приспособить любую шкатулку под волшебный сундучок — и вовсе пара пустяков. Главное, потом не забывать о нём, открывать почаще и доставать оттуда новые истории, а попросту — сочинять их вместе с малышом.
Есть у Татьяны Александровой и ещё одна книжка для малышей — «Катя в игрушечном городе», написанная в соавторстве с замечательным поэтом Валентином Берестовым. биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детейЭта история про кукол незатейливая, но очень славная и спокойная. Прочитав её, тоже можно попытаться вместе с малышом сочинить пару-тройку историй о любимых домашних игрушках.
Так книжки подарят вам не только хорошую добрую сказку, но и увлекательную совместную игру.

Александрова Т.И. Кузька в новой квартире: Повесть-сказка / Рис. Е.Чайко, М.Грана. — М.: Дет. лит., 1977. — 48 с.: ил.
Для малышей это издание — лучшее. Оно включает в себя только первую (самую лёгкую и доступную) часть сказочной повести Т.Александровой.

Александрова Т.И. Домовёнок Кузька / Худож. Т.Казмирук. — М.: Мартин, 2005. — 175 с.: ил.

Александрова Т.И. Сказки: Сказки Мудрого профессора; Сказки старой тряпичной куклы; Кузька. — Худож. Т.Александрова и Г.Александрова. — М.: Дет. лит., 1989. — 175 с.: ил.
Эта книга не очень новая, зато прекрасно составленная, а главное, оформленная рисунками самой Т.Александровой.

Александрова Т.И., Берестов В.Д. Катя в игрушечном городе: Повесть-сказка / Рис. Л.Токмакова. — М.: Моск. клуб, 1993. — 127 с.: ил.

Источник

Презентация «Татьяна Ивановна Александрова, автор сказки о домовенке Кузьке»

биография татьяны александровой для детей. Смотреть фото биография татьяны александровой для детей. Смотреть картинку биография татьяны александровой для детей. Картинка про биография татьяны александровой для детей. Фото биография татьяны александровой для детей Елена Антипова
Презентация «Татьяна Ивановна Александрова, автор сказки о домовенке Кузьке»

Татьяна Ивановна Александрова — русская советская детская писательница, художница. Родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. У Татьяны Ивановны была сестра двойняшка — Наталья Ивановна. К каждой из них обращались двойным именем — Таньнаташа. Отец — инженер в леспромхозе, уезжавший в длительные командировки. Мать — врач, подолгу задерживалась на ночных дежурствах, и поэтому домашнее хозяйство ложилось на Татьяну и сестру. У девочек была няня Матрена Федотовна Царева, крестьянка с Волги. Ее пословицы, песни, истории про домовых с лешими и даже рассказы о деревенском детстве тоже становились Таниными сказками.

Во время войны, находясь в эвакуации, работала воспитательницей в детском саду, и тогда впервые стала сочинять сказки и истории. После школы решила пойти учиться на сказочницу. Для этого она выбрала Институт кинематографии — художественный факультет с отделением мультипликации. После его окончания работала на мультстудии.

Татьяна Ивановна любила рисовать детей. А чтобы те не скучали, рассказывала им сказки. И на всех портретах дети серьезны, взволнованы необыкновенными событиями, о которых они слушают. Также рисовала «портреты» цветов. На выставках дети останавливались и обсуждали, какой у цветов характер. Часто ходила с детьми в лес. «Рисуйте спокойно, — говорила она, — и начнется сказка». И в самом деле. Птицы и звери переставали бояться художников, и лес жил при них своей скрытой от других жизнью. Птицы подлетали, а звери подходили к людям.Интересовали художницу наука и люди науки: она слушала доклады, рисовала ученых. Придумывала сказки про роботов, про космические корабли, невидимые планеты и планетки, в каких школах станут учиться дети будущего.

Из художницы она постепенно стала писательницей. Наблюдая за играми детей, решила написать и нарисовать книги для их кукол. «Сундучок с книжками» — маленькая библиотека из восьми книжек, и восемь детских учебников для «Игрушечной школы». Эти, и последующие книги она создавала вместе со своим мужем — Валентином Берестовым. Сначала она просто иллюстрировала книги Берестова, потом они начали писать вместе. В 1973 году вышла их совместная повесть «Катя в игрушечном городе». А в 1977 году увидела свет главная книга сказочницы — о приключениях озорного домовёнка. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовёнка было не столько «трудным»,сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно,удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет) Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой.

Все, что она читала,заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась. «…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовёнок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…».

В первое издание вошла только первая повесть о Кузьке — реально лишь введение к основному тексту сказки.

Слово «домовёнок»из заглавия было снято: и без того, с точки зрения атеистического воспитания, тема сомнительная. Так что слишком откровенно дразнить гусей не стоило — поэтому не стали выносить на обложку какое-то странное слово — «домовёнок».

Иллюстрировать книжку Александровой не дали: конечно, Кузьку она придумала. Но для разрешения на «серьезную работу» необходимо предъявить удостоверение члена Союза художников. Членом Союза художников Татьяна Ивановна не была, хотя и обладала к этому времени уже приличным стажем живописца. А потому до работы — над своим собственным произведением, над увиденными «тайным зрением» образами — ее не допустили. Пусть потренируется пока на книжках-малышках.

Выход сказки радости ей не принес. Кузька там до неприличия напоминал Карлсона — толстый, пузатый и какой-то… старый. Одно утешение, что в лаптях. А потом Татьяна заболела. Страшной и мучительной болезнью. И все хорошее, что случилось с Кузькой, произошло после ее смерти…

А параллельно с работой над мультфильмами Валентин Дмитриевич воевал за издание полного текста сказки.Сейчас уже невозможно представить работу книжных издательств доперестроечного времени: на издание книг утверждался пятилетний план. И если рукопись не попадала в число плановых «счастливчиков», ее издание переносили… на следующую пятилетку. Берестов случайно узнал, что книге про домовёнка грозит именно такая судьба, и бросился в атаку.

Издание «Кузьки» стоило ему инфаркта. Первая, полная версия сказки вышла в свет в 1986 году. В 1989 была издана еще одна книга Татьяны Александровой, где текст произведений дополняли ее же рисунки. Помимо «Кузьки» в книгу вошли еще два сборника сказок. В 1992 году в Одессе увидела свет еще одна книга сказочницы — сборник рассказов о предвоенном детстве. И, наконец, в 2001 году московское издательство «Дрофа» выпустило сразу три тома сказок Берестова и Александровой. Кроме уже известных произведений была впервые напечатана фантастическая повесть «Таинственная тетрадь», которую сказочница закончила незадолго до смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *