биография татьяны бакальчук миллиардер
Татьяна Владимировна Бакальчук
Фото Все
Видео Все
Самая богатая женщина-миллиардер в России | Первое интервью основателя WILDBERRIES Татьяны Бакальчук
Wildberries: интервью с Татьяной Бакальчук, основателем и генеральным директором интернет-магазина
Правда о WILDBERRIES. Как Татьяна Бакальчук заработала 10 миллиардов долларов? Кто обманул Бакальчук
Татьяна Бакальчук — биография
Татьяна Бакальчук – основательница и генеральный директор компании Wildberries, успешная предпринимательница и самая богатая женщина России.
Татьяна Бакальчук – основательница и генеральный директор международной сети интернет-магазинов Wildberries, одна из самых состоятельных бизнес-леди России. На своем примере она доказала, что женщина может успешно сочетать роль хранительницы домашнего очага и руководителя многомиллионной империи.
Детские и юношеские годы
Родилась Татьяна Владимировна Бакальчук (девичья фамилия Ким) 16 октября 1975 года в Подмосковье. Сведений о ее ранней биографии немного; известно лишь, что в 1992 году Таня окончила общеобразовательную школу поселка Газопровод. Получив диплом о среднем образовании, девушка подала документы и успешно сдала вступительный экзамен в МГОСГИ, где отучилась на педагога по английскому языку. После окончания института Татьяна занималась репетиторством.
Бизнес
Мысль создать собственный бизнес в сети зрела давно. С рождением первенца Татьяне стало тяжело полноценно заниматься английским языком с учениками. Да и финансовое положение семьи оставляло желать лучшего – расходы росли, а доходов не хватало. Тогда-то и пришло острое осознание того, что в жизни нужно срочно что-то менять.
Татьяна Бакальчук
Направление бизнеса определилось само собой – будучи сама молодой мамочкой, Таня прекрасно понимала, как сложно совершать шопинг, имея на руках маленького ребенка. Каждый поход в магазин был сродни испытанию: очереди в примерочные и на кассу, навязчивость консультантов, проблемы с наличием размеров. Именно тогда у Бакальчук родилась идея продавать вещи в режиме онлайн.
Подобная затея вызвала скепсис у друзей и знакомых, и в начале никто не верил в успех предприятия. Здесь надо отдать должное супругу Татьяны – он всегда был на ее стороне, всячески помогал и безоговорочно поддерживал. Как признается сама бизнес-леди, именно благодаря крепкой опоре в лице Владислава компания пришла к тому результату, который есть сегодня.
Основательница Wildberries Татьяна Бакальчук
Размышляя над названием магазина, супруги сошлись во мнении, что оно должно быть запоминающимся и неординарным. Тогда и возникло имя Wildberries, в переводе с английского означающее «дикие ягоды». В это слово Бакальчуки заложили призыв ко всем женщинам – выкинуть из гардероба все серое, скучное и перейти на яркую, жизнерадостную одежду.
В первое время финансовые возможности супругов были ограничены, и привлекать крупных дистрибьюторов было сложно. Поэтому, Владислав и Татьяна начали с закупок в немецких каталогах Otto и Quelle. Создав сайт и запустив рекламу в сети Интернет, начинающие бизнесмены стали ждать заявок. Каково же было их удивление, когда первые же заказы начали поступать сразу после запуска интернет-магазина.
Поначалу Татьяна справлялась своими силами – ездила получать посылки, далее отправляла их покупателям. Но уже через год работы заказов стало столько, что квартира превратилась в склад с коробками. Пришло понимание, что Wildberries растет, и действовать в одиночку больше нельзя. Бакальчуки открыли ООО, арендовали складское помещение, наняли курьеров, операторов, IT-специалистов и фотографов.
Владелица Wildberries Татьяна Бакальчук
В те годы конкуренция среди интернет-магазинов была еще довольно низкой, и это одна из причин, поспособствовавших быстрому развитию Wildberries. Но ни о каком успехе не могло бы идти речи, если бы не смекалка и предпринимательская хватка Татьяны и Владислава. Были применены новые для того времени маркетинговые ходы, среди которых бесплатная доставка в короткие сроки и примерка одежды перед покупкой. В случае, если одежда не подошла, или просто не оправдала ожидания, клиент мог без проблем отказаться от товара.
Следующее нововведение, о котором российский покупатель мог только мечтать – открытие пункта самовывоза с примерочными. Подобная услуга вызвала огромный интерес среди клиентов, но в первое время магазин получал около половины отказов от товара. К этому факту Татьяна отнеслась спокойно тогда, и сейчас она повторяет свои слова – такой формат работы является честным.
Финансовый кризис больно ударил по всем сферам бизнеса, но Татьяна и Владислав сумели выстоять. Они стали заключать торговые соглашения с крупными производителями одежды и обуви. К примеру, у бренда Adidas супруги закупили кроссовки в количестве три тысячи пар, которые были распроданы за два года. Многие предприниматели в ту пору сокращали штат сотрудников, чтобы хоть как-то сократить финансовые издержки. Татьяна от такого шага отказалась, наняв еще больше сотрудников, с целью увеличить производительность компании.
Татьяна Бакальчук с премией GQ
Отвечая на вопрос о секрете успеха интернет-магазина, Татьяна Бакальчук поясняет, что главное – придерживаться определенных принципов в работе:
Сегодня Wildberries – это более чем трехтысячный штат сотрудников, трудящихся в более чем 600 пунктах самовывоза по всей стране. Сайт компании ежемесячно посещает около 17 млн. пользователей, а количество товара на страницах интернет-магазина близится к отметке 800 тысяч. Сайт работает всего 8 лет, но по посещаемости в России он стал занимает первые строчки, оставив позади даже такого гиганта, как Ozon.
Личная жизнь
Владелица успешного бизнеса предпочитает не распространяться о личной жизни. Женщина почти не дает интервью журналистам, не выкладывает фото в социальные сети, не ведет личный Инстаграм.
Татьяна Бакальчук с мужем Владиславом
Муж Татьяны, Владислав – по образованию радиофизик. Сейчас он полностью погружен в работу компании супруги: занимается закупками и продажами, решает маркетинговые вопросы.
Ведение бизнеса не мешает чете оставаться заботливыми родителями: они воспитывают четверых детей.
В настоящее время
В 2020 году Forbes признал Бакальчук самой богатой женщиной России, которая с состоянием в 1,4 млрд. долларов обошла небезызвестную Елену Батурину.
Не так давно иностранные бизнесмены предложили Татьяне выкупить компанию. Основательница Wildberries ответила отказом.
В настоящее время интернет-магазин предлагает не только женскую одежду и обувь. Ассортимент пополнился товарами для дома, бытовой техникой, литературой и прочими товарами.
Ссылки
Мама четверых детей, создавшая с нуля успешный бизнес в России: что известно о миллиардере Татьяне Бакальчук
Новости
43-летняя основательница и генеральный директор интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук стала второй бизнес-леди с миллиардным состоянием в России после Елены Батуриной. Журнал Forbes вот уже несколько лет включает Бакальчук в список богатейших россиянок, наблюдая за успешным развитием созданной ею компании. За все это время Татьяна согласилась на интервью лишь несколько раз. Она, улыбаясь и смеясь, называет себя интровертом, ссылается на полную занятость и нехватку времени. SPLETNIK.RU собрал факты из биографии самой успешной и самой закрытой российской бизнесвумен.
Жизнь до Wildberries
Татьяна кореянка по национальности, но родилась и выросла в Подмосковье. Она окончила среднюю школу в поселке Газопровод и поступила в Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. Получив диплом преподавателя английского языка, будущий лидер списка Forbes занималась репетиторством. В 2004 году у Татьяны и ее мужа Владислава Бакальчука родился первый ребенок. По словам предпринимательницы, спустя несколько месяцев после рождения малыша она захотела вернуться к работе. Ей был нужен заработок, который бы позволял не отлучаться из дома надолго и совмещать работу с материнскими обязанностями. Татьяна занялась продажей одежды из популярных немецких каталогов Otto и Quelle. А первым складом для хранения товаров стала их с Владиславом квартира. В 2005 году муж и жена основали ООО Wildberries.
Татьяна Бакальчук
Личная жизнь и бизнес
О муже Татьяны известно, что он по образованию радиофизик. В браке они уже более 15 лет и воспитывают четверых детей. В бизнесе супруги поделили обязанности так: Татьяна занимается ассортиментов товаров, социальными медиа и внутрикорпоративными делами, а Владислав отвечает за финансовую аналитику, закупки и продажи. Со дня основания Wildberries им помогает друг Сергей Ануфриев, вместе с которым Владислав когда-то занимался в тренажерном зале. При этом 100% акций компании принадлежат Татьяне Бакальчук, чье состояние в 2019 году превысило 1,2 миллиарда долларов.
На вопрос о своем первом капитале Татьяна отвечает, что им были труд и семья. А среди факторов успеха в фешн-ритейле называет умение управлять командой, процессами и знание потребностей своего покупателя. Бакальчук не боялась внедрять в бизнес то, что отвечало потребностям целевой аудитории, когда эти идеи еще никто не рисковал внедрять. Результат — создание успешного российского интернет-гипермаркета, который входит в четверку самых дорогих компаний рунета.
Игорь Рыбаков и Татьяна Бакальчук
Учитель английского ушла в декрет и стала богатейшей женщиной России. История успеха Татьяны Бакальчук
В России впервые за много лет — новый лидер списка самых богатых женщин от журнала Forbes. Супругу экс-мэра Москвы Елена Батурину с первой позиции сместила основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. Ее состояние за последний год увеличилось вдвое и составляет 1,4 млрд долларов.
Самый популярный интернет-магазин в мире
Международный интернет-магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров Wildberries был основан в 2003 году Татьяной Бакальчук и ее супругом Владиславом.
«Я помню состояние, которое было. У нас родился ребенок, ей было примерно около месяца, и я хотела опять начать работать. Я пыталась вернуться к своей прежней деятельности, я преподавала, занималась репетиторством иностранных языков. У меня не получилось, потому что ребенок не позволял выстроить расписание. У меня было сильное желание сделать что-то такое, чем бы я могла заниматься, и плюс внутренняя потребность, потому что достаточно тяжело куда-то с ребенком пойти, что-то купить. На тот момент у нас бизнес не был ориентирован на мам с детьми», — вот как рассказывала Татьяна Бакальчук о старте своего бизнес-проекта интервью «Retail Life».
В 2012 году Wildberries вышел на рынок Белоруссии, еще через два года начал принимать заказы и доставлять товары в Казахстан. Сейчас компания работает еще и в Армении, а с января 2020 года — в Польше. Сегодня в компании работают более 32 тыс. сотрудников.
В России Wildberries стал самым популярным интернет-магазином еще в 2015-м. Через год компания вышла на первое место на рынке отечественных онлайн-продаж.
За 2019 год оборот Wildberries вырос на 88%. В конце прошлого года Wildberries возглавили список самых популярных интернет-магазинов в мире. Стоимость компании в прошлом году, по оценкам экспертов, достигла 1,2 млрд долларов.
Эксперты компании SEMrush, занимающейся маркетинговой аналитикой, проанализировали запросы пользователей и пришли к выводу, что самым популярным интернет-магазином в 2019 году в мире стал Wildberries. Сайт проекта за год посетили 78,4 млн пользователей. Российский онлайн-ритейлер обогнал H&M на 14 млн запросов, а Macy’s — на 26 млн.
«Люблю делать людей счастливыми»
Генеральному директору Wildberries Татьяне Бакальчук 44 года. Она родилась в Подмосковье. В 1992 году получила диплом преподавателя английского языка и до создания собственного бизнеса подрабатывала репетитором.
Татьяна руководит бизнесом вместе с супругом Владиславом — радиофизиком по образованию. Считается, что Татьяна занимается товарным рядом магазина, социальными сетями, взаимодействием с сотрудниками, а Владислав — вопросами продаж, маркетинга и закупок.
До недавнего времени семья Бакальчуков избегала публичности. Но потом случилось так, что Татьяна стала лицом Wildberries. В февральском интервью Forbes она объясняла это так: «Мы оба интроверты и не стремимся к публичности. Предыдущий год стал временем большой работы над собой: я не люблю интервью и выступления на бизнес-конференциях. Я понимала, что это стало моим следующим вызовом. Владислав публичность не любит еще больше, чем я. Поэтому здесь стоял вопрос, скорее всего, кому правильнее идти в информационное поле. И теперь публичность — мероприятия, интервью и конференции — рассматриваю как обязательную часть моей работы. Без камер и интервью люблю общаться с людьми, часто многие отличные идеи приходят именно в этот момент».
Принципы руководства компанией характеризуют три цитаты Татьяна Бакальчук из того же интервью:
Говоря о вкладе супруга в проект, Татьяна указывает на его нестандартный подход к бизнесу: «Владислав недавно признался: то, что мы можем стать лидирующей компанией на рынке, он просчитал еще в 2006 году. Многие предлагаемые им решения были сложными для понимания, но в итоге они все сработали. Один наш хороший знакомый однажды пошутил: «У меня все время ощущение, что все бегут-бегут-бегут, а Владислав — раз! — и сойдет с общей дорожки, чтобы потом неожиданно вынырнуть из-за угла и оказаться первым».
Занимаясь бизнесом 16 лет, Татьяна только недавно осознала масштаб гендерного неравенства в компаниях. «Я не знала, что в компаниях на таком уровне есть гендерное неравенство. Просто у нас в Wildberries такого никогда не было. И дело не в том, что я руководитель компании, — у нас достаточно новый, молодой бизнес, и гендерного вопроса никогда не возникало. У нас в целом, если мы не говорим о тяжелой физической работе на складах, соотношение мужчин и женщин 50 на 50», — пояснила Forbes гендиректор Wildberries.
Татьяна Бакальчук воспитывает троих детей. В свободное время любит заниматься бегом.
По признанию Татьяны, ей очень хочется создать компанию, «в которой сотрудники чувствовали бы заботу о себе. «Я люблю делать людей счастливыми. Думаю, благодаря этому стремлению 16 лет назад и появилась идея создания интернет-магазина», — считает предприниматель.
Кто такая Татьяна Бакальчук — вторая женщина-миллиардер в России
Она стала первой «self made Woman» в истории России, миллиардером, но про нее мало что известно.
Журнал Forbes опубликовал рейтинг «20 самых дорогих компаний Рунета — 2019». Первая тройка лидеров выглядит так: на первом месте — «Яндекс», на втором — Mail.ru Group, на третьем — Avito.
Примерно столько же теперь и у Татьяны Бакальчук. Она стала второй женщиной-миллиардером в истории России, но, в отличие от Батуриной, она не стала талантливым бизнесом, имея мужа — главу столицы страны.
Сейчас бизнесвумен 43 года, у нее четверо детей. Татьяна родилась в Подмосковье, она кореянка по национальности.
Как сообщает Википедия, Бакальчук закончила среднюю школу в Подмосковье, а потом училась в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте, где получила диплом преподавателя английского языка. Подрабатывала репетитором.
Супруги Татьяна и Владислав Бакальчук (он радиофизик по образованию), в 2004 году стали принимать заказы на одежду из немецких каталогов Otto и Quelle. Это произошло после рождения ребенка, что заставило Татьяну Бакальчук, репетитора по английскому языку, искать новые источники заработка. Первым складом для товаров, полученных по почте, стала квартира начинающей предпринимательницы.
Небольшой семейный приработок эволюционировал в 2005 году в полноценный бизнес — ООО «Wildberries». В 2006 от сотрудничества исключительно с каталожными брендами Бакальчуки начали работать напрямую с небольшими европейскими производителями. Чтобы их товары выгодно смотрелись на сайте и визуально ничем не уступали ярким немецким каталогам, Татьяна вскоре оборудовала профессиональную фотостудию и наняла моделей для демонстрации аксессуаров и одежды.
Бакальчуки одними из первых в России ввели бесплатную примерку одежды, которую клиенты заказывали онлайн. Столь востребованная услуга, несмотря на сегодняшнюю ее повсеместность, одной из первых была реализована именно порталом Wildberries.
Скриншот страницы сайта Shopolog.ru.
За 13 лет существования интернет-магазина его владелица лишь единожды дала интервью — в конце октября 2016 года отраслевому ресурсу Shopolog. Сама Татьяна так рассказывала про свои шаги к успеху:
«…Пожалуй, в основе была способность принимать рискованные решения, когда все вокруг крутили у виска и твердили, что это невозможно, что так никто не делает. Доверие своему чутью, исходя из понимания того, что нужно клиентам.
…Изначально в ассортименте была только одежда. Первым значимым решением было продавать через интернет еще и обувь (что по тем временам казалось дикостью), вторым — в точках самовывоза предоставить возможность бесплатно примерять товар. Пункты выдачи были у многих, но примерки не было ни у кого. Третьим — ввести бесплатную доставку вне зависимости от суммы заказа и расстояния доставки.
Сосредоточиться на масс-маркет и держать низкие розничные цены при высоком качестве на известные бренды. Помогали и счастливые случайности, хотя и полученные нашим упорством. Например, мы тратили много сил, чтобы получить выгодные условия у крупных поставщиков, что для маленького интернет-магазина было почти безнадежно. Так, чудом удалось получить большую партию товаров Адидас в 2009».
В 2016 году компания «Wildberries» впервые стала лидером онлайн-торговли в России. А в 2018 году возглавили список интернет-ритейлеров.
Бакальчуки — весьма закрытые для прессы и публики люди. Да и про компанию, кроме ее публичных показателей, было мало что известно. Wildberries, к примеру, никогда не привлекали внешних инвестиций и развивалась исключительно на собственные средства основателей. Даже их штаб-квартира до последнего времени располагалась в деревне в Подмосквье, в 20 километрах от МКАД.
Об облике Татьяны Бакальчук аудитории долгое время приходилось судить по фейковым фотографиям в сети. И только в конце 2018 года в интернете появилось ее первое видеоинтервью. Она дала его предпринимателю Игорю Рыбакову. В 47-минутном ролике (так и хочется сказать «наконец-то») её можно не только хорошо рассмотреть, но и услышать ответы на многие вопросы о ее жизни и бизнес-опыте.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
«На меня будто плита упала»: миллиардер Татьяна Бакальчук о том, как деньги изменили жизнь богатейшей женщины страны
В 2019 году вы дали несколько крупных инфоповодов: стали второй женщиной с миллиардным состоянием в российском рейтинге и вошли в американский список Forbes. Как вы себя при этом ощущаете?
Мы, конечно, знали, что стоимость компании будет оценена выше миллиарда долларов, но не ожидали такого мощного эффекта в медиа. Когда вышла эта новость, мне показалось, что все вокруг взорвалось. Меня спрашивали: «Ну как ты себя чувствуешь?» А я честно отвечала: чувствую, будто на меня упала большая плита. И теперь работы, точно, будет больше.
Когда первая волна шума спала, стало понятно, что в моей жизни и в жизни нашей семьи ничего не поменялось. Но, безусловно, теперь, когда каждый шаг компании тут же становится достоянием общественности, я лично ощущаю гораздо большую ответственность. И да, нам стало сложнее работать. Если раньше мы рисковали без оглядки, то теперь приходится обдумывать возможные информационные последствия и действовать с учетом этих факторов.
Вы были всегда крайне непубличным предпринимателем, а теперь гораздо охотнее идете на контакт с прессой. Почему?
Мы сознательно пошли на то, чтобы начать общаться со СМИ. В том числе потому, что поняли: когда компания закрыта от внешнего мира, журналисты не воспринимают всерьез ее доводы и ваш голос тонет в хоре других мнений, не всегда правильных и справедливых. И в каких-то сложных ситуациях нашу позицию просто не услышат. Мы решили, что с этим нельзя мириться: если невозможно остановить процесс, то его нужно возглавить.
Очевидно, что на первый план вышли именно вы — как бизнесвумен и лицо компании.
Если посмотреть облако тегов о компании, то в нем самым значимым будет мое имя. Это не совсем то, чего бы мне как человеку хотелось, но с точки зрения имиджа компании это, наверное, правильная история, потому что везде, и особенно на Западе, тема женского лидерства весьма востребована.
У нас бизнес-история с «женским лицом». Мы, конечно, сейчас работаем над тем, чтобы переключить основной фокус на саму компанию, а не на меня. Но история про селф-мейд-женщину в бизнесе востребована как ролевая модель. В какой-то степени это мой долг перед обществом.
Сейчас все обсуждают важность личного бренда для владельца компании и тем более для женщины. У вас в этом смысле есть какая-то стратегия сейчас? Какую повестку вы будете формировать?
Мне кажется, в нашей стране вообще распространена история, когда бизнес ассоциируется исключительно с одним управленцем. На мой взгляд, это неправильно. Нельзя становиться узким горлышком и замыкать все на себе. Это такая ловушка, потому что, когда этот главный человек уходит, в компании начинается хаос.
Самый лучший руководитель тот, чья воля не ощущается. Мы, наоборот, сейчас делаем все, чтобы вырастить такую команду, в которой сотрудники сами принимали бы решения.
То есть бренд Wildberries должен быть больше вас, вашего личного бренда?
Да. Я вообще не считаю, что мне нужно заниматься личным брендом. Говорят, нужно пройти огонь, воду и медные трубы. И самое сложное — это медные трубы.
Я не могу сказать, что я настолько аскетична, но для меня стать второй женщиной-миллиардером никогда не было самоцелью. И если через какое-то время вместо «Бакальчук» будут говорить Wildberries, это будет знаком того, что мы все делаем правильно.
Но помимо медных труб, вы получили статус, который всегда связан с большим уровнем недоверия — мы все прекрасно знаем, как в России относятся к миллиардерам. Вы это ощутили?
О да, вот это я почувствовала. Поначалу это задевает, а потом учишься принимать события такими, какие они есть. Мне кажется, в целом нужно менять имидж предпринимателей в глазах общества.
Кстати, в прошлом году решили заняться одним социально значимым проектом — содействовать развитию российского предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В нашей стране, особенно в регионах, немало талантливых людей, уникальных товаров и интересных коммерческих идей, которые можно было бы реализовать. Но многие люди не знают, с чего начать. Мы решили попробовать им помочь.
Стартовали с нескольких обучающих семинаров по электронной коммерции, и отклики были положительными. И решили из этой истории сделать проект: запустили Центры экспертизы электронной коммерции Wildberries. В них рассказываем предпринимателям о том, как добиться успеха в e-commerce, как улучшить свой продукт и сделать его привлекательнее для покупателя. Мы открываем эти центры не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Ульяновске, Липецке, Брянске, Архангельске.
До этого снизили собственную комиссию для поставщиков. Сначала, в марте, с 38% до 19%, а с сентября и до 15%.
Почему мы вообще пошли на это? Потому что верим, что это поможет нашим партнерам больше инвестировать, например в новые производственные мощности. Это стратегия win-win для всех.
Как вы думаете, современное развитие технологий и общества способствует тому, чтобы появлялись «миллиардеры нового типа»?
Новые возможности, чтобы стать миллиардером, — не уверена, а вот новые возможности для того, чтобы успешно заниматься бизнесом, чтобы этот бизнес стал альтернативой, например, хорошей зарплате в большой компании, — да.
Это меняется даже на государственном уровне. Мы часто бываем в командировках, общаемся с региональными властями, производителями товаров, нашими поставщиками. И я думаю, что в целом по стране есть предпосылки к тому, чтобы реформировать экономику в сторону роста доходов несырьевого сектора.
Кроме того, благодаря технологиям стало проще стартовать со своим бизнесом, особенно женщинам. Например, можно продавать свою продукцию через Instagram или маркетплейс. И было бы правильно, если бы существовали дополнительные меры поддержки таких начинающих бизнесменов. Как я говорила, мы также стремимся помочь предпринимателям. Например, скоро запустим проект с банком кредитования наших поставщиков под сниженную процентную ставку.
Вы помните момент, когда сами перешли черту между маленьким бизнесом «с тортиками» и предпринимателем с большой компанией?
Мне до сих пор очень сложно называть себя предпринимателем. У меня нет математического и экономического образования, я заранее ничего не просчитывала. Просто придумала и запустила. Со всеми возникающими проблемами и вызовами для меня лично и для бизнеса я разбиралась уже по пути, училась в процессе. Но потом — возможно, в 2009 или в 2010 году — мы почувствовали, что у нас есть гораздо больший потенциал. Шутили: а давайте станем интернет-магазином №1 в России. Но это никогда не было основной целью. Мы работали, во-первых, чтобы улучшить сервис, потому что это залог развития, во-вторых — над экономикой бизнеса, оптимизировали свои расходы.
И вдруг в 2013-м мы стали то ли вторыми, то ли первыми и почувствовали такую растерянность, потому что… а дальше-то куда? Казалось, надо новую цель придумывать, и тут случился кризис, начались сложности с поставщиками. И это стало вызовом — перестроить модель работы. Так что в каком-то смысле глобальный кризис помог нам прийти туда, где мы сейчас находимся.
Вам приходилось учиться быть управленцем? Вы сами сказали, что у вас не было экономического образования.
Wildberries мог бы стать историей, когда хорошая идея на определенном этапе продается какому-нибудь фонду. Это если бы я была одна. Но благодаря Владиславу такого не произошло. Он по образованию физик-математик со всеми вытекающими следствиями. Владислав недавно признался: то, что мы можем стать лидирующей компанией на рынке, он просчитал еще в 2006 году. Многие предлагаемые им решения были сложными для понимания, но в итоге они все сработали. Один наш хороший знакомый однажды пошутил: «У меня все время ощущение, что все бегут-бегут-бегут, а Владислав — раз! — и сойдет с общей дорожки, чтобы потом неожиданно вынырнуть из-за угла и оказаться первым».
А какова ваша сильная сторона в этом процессе?
Мне кажется, что моя сильная сторона — это эмпатия, эмоциональный интеллект, я очень хорошо чувствую людей. Примерно года два назад мы с Владиславом по случаю прошли на курсах в Институте Адизеса тест, который показал, что у него сильнее аналитика, а у меня — эмпатия. Это помогает и в коллективе, и с деловыми партнерами.
У нас сейчас 32 000 сотрудников, и с каждым месяцем их число растет примерно на 600–700 человек. Мне очень хочется, чтобы у нас была такая компания, в которой сотрудники чувствовали бы заботу о себе. Я люблю делать людей счастливыми. Думаю, благодаря этому стремлению 16 лет назад и появилась идея создания интернет-магазина.
Есть многочисленные исследования, которые показывают, что если первое лицо компании — женщина, то обстановка для других женщин в плане карьеры в этой компании гораздо лучше. Что вы думаете по этому поводу?
В прошлом году я сделала два открытия: первое — я женщина-предприниматель; второе — оказывается, до сих пор в компаниях существует гендерное неравенство.
Серьезно?
Да. Мы в прошлом году были на приеме у французского посла в России, и тема встречи была «Положение женщины в России». И вот там я поняла масштаб этой проблемы. Я не знала, что в компаниях на таком уровне есть гендерное неравенство. Просто у нас в Wildberries такого никогда не было. И дело не в том, что я руководитель компании, — у нас достаточно новый, молодой бизнес, и гендерного вопроса никогда не возникало. У нас в целом, если мы не говорим о тяжелой физической работе на складах, соотношение мужчин и женщин 50 на 50.
Вы всегда подчеркиваете, что делаете компанию с мужем на равных. Но в какой-то момент вы очевидным образом вышли на первый план. У вас по этому поводу не было проблем внутри семьи?
Абсолютно никаких проблем. Мы оба интроверты и не стремимся к публичности. Предыдущий год стал временем большой работы над собой: я не люблю интервью и выступления на бизнес-конференциях. Я понимала, что это стало моим следующим вызовом. Владислав публичность не любит еще больше, чем я. Поэтому здесь стоял вопрос, скорее всего, кому правильнее идти в информационное поле. И теперь публичность — мероприятия, интервью и конференции — рассматриваю как обязательную часть моей работы. Без камер и интервью люблю общаться с людьми, часто многие отличные идеи приходят именно в этот момент.
Как реагируют ваши дети на успех родителей?
У нас хорошая школа, и мы их достаточно, как мне кажется, правильно воспитали. Поэтому у них нет звездной болезни. Старшая дочь вообще не любит рассказывать одноклассникам и друзьям о себе и о семье, а вот средней, видимо, приятно внимание. И в классе над ней иногда подтрунивают: а где ты купила эту вещь, на Wildberries?
Но они же гордятся?
Дети гордятся, но в целом у нас в жизни ничего не поменялось. Эта цифра — миллиард долларов — оценочная стоимость компании, это не значит, что у нас резко выросли доходы.
Я думаю, каждая работающая мать так или иначе задумывается о цене своей карьеры — ты поздно приходишь домой, пропускаешь важные моменты в жизни детей. Отсутствуешь. Как вы с собой договариваетесь?
Периодически у меня возникают такие вопросы. Но если это происходит, значит, в какой-то момент пошел перекос в другую сферу и надо снова переключить внимание на детей. И сейчас это сделать гораздо проще, чем даже несколько лет назад. С тех пор как мы выстроили работу внутри компании, я могу управлять своим временем. Другое дело, что иногда его просто не хватает. Самым тяжелым для детей периодом стали 2012–2013 годы, когда они не видели нас неделями.
Любые трудности закаляют. Как бы ты ни старался оградить ребенка от всего и быть супермамой, сделать все идеально, как в постах в Instagram, невозможно. Надо научиться себя в чем-то прощать и отпускать.
Наше поколение, конечно, выросло трудоголиками, потому что нас научили справляться с трудностями. Но определенные испытания дети все же должны проходить: так у них появится стремление стать самостоятельными. Хочется, чтобы они выросли цельными и самодостаточными личностями и, самое главное, чтобы они самореализовались. Меня воспитывали с идеей: если ты что-то делаешь, ты должен это сделать хорошо. Так, чтобы тебе не было стыдно. И кроме того, я очень много читаю с детства. Мне всегда нравилась научная фантастика, начиная с Носова, когда он рассказывал про Солнечный город с идеальной моделью мира, где есть осознанное потребление, правильное распределение прав и обязанностей. Где все относятся друг к другу с уважением.
Что составляет вашу жизнь, помимо Wildberries и семьи?
Я много читаю, но чтение — это уже как дышать. Про бизнес, кстати, как таковой я практически не читаю, больше люблю что-то философское. Мне кажется, что если у тебя есть какой-то вопрос или дилемма или нужна какая-то подсказка, это можно в любом месте найти — в общении или книге. Я очень детскую литературу люблю — даже не для детей, а для себя. Мне очень понравилась Мария Парр, а еще биография Астрид Линдгрен «Этот день и есть жизнь».
А еще спорт стал очень важной частью моей жизни. Когда тепло, я просто выхожу — и бегу.
Украшения для героини предоставлены Mercury