биография царицы александры федоровны
Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик
Автопортрет, акварель, написанная Царицей. |
Царицу-мученицу Александру Федоровну зачастую, просто сказать, не любят. Умудряются признавать за ней святость – канонизированность в разряде страстотерпцев – и оставаться при стереотипах столетней давности: дурно мол влияла на царя, была истеричкой и ретроградкой и т.д. Погубила Россию – так по-прежнему считают и многие православные! Не ведают, что думают. Ибо все это просто какая-то накипь сознания, восходящая к сознанию тех, кто предал и императора, и Россию. От этого можно отрешиться, примеры имеются, и поэтому можно надеяться, что клевета залезет под плинтус. В день рождения Государыни (она родилась 25 мая 1872 года) хочется вспомнить о ней правдиво
Письмо старшей сестры
Возникает невольная досада: «Что же она не послушалась своей сестры?!». Но Елизавета Федоровна писала, словно не считаясь с тем, что характер перенять невозможно, и, очевидно, вовсе не представляя той атмосферы неприятия, в которую оказалась погруженной молодая (юная!) императрица.
Недоразумение
|
Перед замужеством |
Природная застенчивость Царицы Александры Федоровны усугублялась физическим недомоганием. Об этом свидетельствовала София Буксгевден, фрейлина императрицы, из самых близких: «У нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе – радикулит, от которого она так тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и холодности, в то время как та, что была объектом внимания, сдерживала сильную боль.
Трудности с самого начала
В обстоятельной книге А.Н. Боханова «Александра Федоровна» названы конкретные дамы высшего света, которые скверно отнеслись к молодой императрице с первых дней ее царствования и преуспели в своих стараниях распространять о ней ложное мнение. Увы, вдовствующая императрица Мария Федоровна не пыталась противостоять возникавшей вражде и не оказывала Царице Александре никакой моральной поддержки. Хуже того, именно двор Марии Федоровны стал в итоге одним из пристанищ для тех, кто склонялся к измене. Это никоим образом не исходило от Марии Федоровны, так сложилось… И вообще, отношения царственных свекрови и невестки требуют осторожности в обсуждении. Ибо слишком легко поддаться настроению толпы, которая, как сказано Пушкиным, «в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего».
Возможно ли было, в такой ситуации, рассчитывать на понимание и нелицемерную помощь в делах милосердия, к которым стремилась Царица? к которым с раннего детства была приучена.
Истоки милосердия и трудолюбия
|
Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет |
Еще будучи пяти-шести лет, она посещала, вместе с матерью, больницы в Дармштадте, регулярно, каждую субботу. В обязанность девочки входило раздавать больным цветы. Гессенский двор держался простой и трудолюбивой жизни. Мать императрицы, дочь королевы Виктории, великая герцогиня Алиса Гессенская оставила по себе столь добрую память, что главная больница г. Дармштадта, одна из лучших в Германии, по сей день носит ее имя. В одном из писем матери герцогиня Алиса писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети». Они такими и выросли.
Отчуждение
За письмом. 1909 год |
Дети российских царей также с ранних лет приучались к исполнению долга и труду. Но в российском высшем обществе в целом праздность отнюдь не считалась пороком. А.Н. Боханов рассказывает, что одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны на поприще милосердия в России было предложение для дам при дворе: каждой шить раз в год по платью для бедных… Было бы смешно говорить об этом, если бы не было так скорбно: слишком известно, к чему привела та трещина отчуждения, которую мы сразу можем представить, узнав об этом факте. Нельзя не признать, что в идее «по платью для бедных», в самой постановке такой задачи чувствуется склонность Царицы к морализаторству, она чувствуется и в многочисленных высказываниях Государыни, изданных в недавнее время. Но не забудем, что «слишком серьезная» верность этических или религиозных положений, оставленных нам Царицей, оплачена мученической кровью.
Непреодолимая российская праздность служила отчуждению в большей степени, чем характер императрицы. Ее широкая благотворительная деятельность считалась в порядке вещей. Ну так что же мол? Вот и вдовствующая императрица занимается широкой благотворительностью. Но Царица царствующая должна быть такой же любезной… А она такой не была.
Недоставало чувства театральности
Сидней Гиббс, учитель английского языка царских детей, давая показания следователю Н. Соколову, говорил, что Царице «недоставало чувства «театральности», присущего русской натуре». Англичанин продолжал размышление: «Императрице, выросшей под попечительством своей бабушки, королевы Виктории, это было чуждо. Неудивительно, что такая фундаментальная разница между нею и людьми при дворе и была основой того отчуждения, которое отмечают почти все те, кто писал о ней».
Здесь хочется заметить, прежде всего, что Царица совсем не держалась, что называется, букой, она была доброжелательной и приветливой – это можно сразу почувствовать, обратившись к выразительной подборке фотографий, где царица Александра Федоровна – улыбается!Просто она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, вызывавших у нее возмущение.
|
В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год |
Вот и было у нее только два-три близких ей человека: Анна Вырубова, Юлия Ден, София Буксгевден. Нельзя не вспомнить, что эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Таким образом, о разнице в характерах именитых сестер-мучениц можно думать и в пользу Царицы. Светские знакомства оказываются порой сомнительными: так, одной из близких подруг Елизаветы Федоровны была Зинаида Юсупова, люто ненавидевшая Царицу и вдохновлявшая сына на убийство Распутина.
Стоит попытаться понять
«Из песни слова не выкинешь», и тему «Распутин» не обойдешь. К сожалению, невозможно представить, чтобы имя этого человека, неординарного, но достоинство (и какое достоинство!) не соблюдшего, перестало бросать тень на Царицу-мученицу.
Мать и сестра
|
Императрица – сестра милосердия |
Может ли истеричка или экзальтированная особа воспитать веселых, добрых, ничем не кичащихся, но простых и сострадательных детей? Может ли создать «Христову едину домашнюю церковь»? – как говорится о семье царственных мучеников в тропаре им. Может ли такая особа день за днем трудиться как медсестра? Анна Вырубова рассказывала в своих воспоминаниях: «Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». София Буксгевден писала о Царице как о медсестре: «Ее Величество отличалась ловкостью и проворством, к тому же она привносила в свою работу нечто, особенно ценное для пациента – умение воспринимать чужие страдания как свои и способность ободрить и утешить страждущего. Ни мать, ни дочери никогда не отказывались от самой трудной и утомительной работы Это умение ободрить и утешить помогло не одному раненому благополучно пережить мучительные моменты перед операцией. А многие умирающие солдаты благодаря ее присутствию отходили в мир иной более счастливыми и успокоенными. Самый простой человек в ее госпитале мог позвать царицу и увидеть ее возле своей постели. Иногда императрица едва успевала придти домой, как ей звонили из госпиталя и сообщали, что ее зовет пациент с особо тяжелым ранением. И императрица изыскивала первую же свободную минутку, чтобы вновь отправиться в госпиталь на своей машине».
О ней думали плохо
Когда знакомишься с тем, что происходило в сознании даже близких Царице людей, начинаешь представлять «размах» ненависти, окружавшей Царицу и служившей чуть ли не главной «движущей силой» революции.
Только о других и о России
Государыня, как это можно понять по ее письмам, по ее реакциям, по воспоминаниям о ней, держалась заповеди Христовой: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Она тратила время на добрые дела, а не на злые мысли. Российский читатель очень мало знает о делах милосердия последней нашей Царицы. Они замалчивались. Теперь, в упомянутом сборнике «Скорбный ангел», можно прочитать воспоминания графа В.Э. Шуленбурга, название которых – высказывание Царицы: «Моя обязанность быть там, где страдают». Это редкий и ценный материал о создании Дома инвалидов в Царском Селе, директором которого и был граф В.Э. Шуленбург
Государыня на яхте «Штандарт» |
В заточении Царица тревожилась лишь о других. В конце мая 1917 года она писала А.В. Сыробоярскому (одному из бывших раненых, с которым сохранились дружеские отношения): «Пока живы и мы с нашими вместе – маленькая крепко связанная семья. Мы и в саду бываем (т.е. на свободе). А вспомните тех, других, о Боже, как за них страдаем, что они переживают, невинные…». В том же письме читаем: «Надо Бога вечно благодарить за все, что дал, а если и отнял, то, может быть, если без ропота все переносить, будет еще светлее. Всегда надо надеяться, Господь так велик, и надо только молиться, неутомимо Его просить спасти дорогую Родину. Стала она быстро, страшно рушиться в такое малое время»…
Когда читаешь письма Государыни из заточения (в особенности те, что адресованы Анне Вырубовой), возникает крепкая надежда: ее любовь найдет еще отклик. У Бога не остается бессильным никакое слово, и не может так быть, чтобы эта любовь и эта сердечная боль за Россию (ставшую Родиной для Государыни, несмотря ни на что) пропали втуне. Они, без сомнения, были приняты Богом, но должны быть приняты и нами.
Как жена Николая II стала изгоем в Российской империи, и Почему ее винят во всех бедах императорской семьи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такая императрица Александра Федоровна и как попала в Россию
Она замкнулась, стала стеснительной. В ней проявлялась надменность и чопорность. Алису взяла к себе на воспитание бабушка – королева Великобритании Виктория. Аликс и Николай встретились летом 1884 года на свадьбе князя Сергея Александровича (дяди Николая) и Эллы (сестры Алисы). Шестнадцатилетний юноша с первого взгляда влюбился в двенадцатилетнюю Аликс Дармштадтскую. Их встреча повторилась через 5 лет, когда девушка приехала в Петербург в гости к сестре. Тогда Николай просит разрешения у отца на брак. Однако Александр III из политических убеждений хотел женить сына на принцессе Орлеанского дома.
Между Аликс и Ники началась переписка. Им запрещали встречаться в России. Александр III уступил сыну, когда состояние его здоровья резко ухудшилось, и дни были сочтены. Правда, чтобы стать женой русского царя, нужно было выучить русский язык и принять православную веру. Алисе было трудно решиться на такой шаг, но любовь победила. Она стала Александрой Федоровной. Их венчание состоялось в 1894 году в Зимнем дворце через 7 дней после похорон Александра III. Весь год Россия и дворцовая жизнь были в трауре, поэтому никакого торжества у них не было.
Почему жену Николая II никто при дворе и в народе не любил
К Александре Федоровне при дворе и в самой России относились с холодностью. Ее откровенно не любили, хотя и незаслуженно. Аликс была очень стеснительным и замкнутым человеком. Ее взгляд был часто грустным и задумчивым. Такая метаморфоза произошла с ней после смерти матери. Это разделило ее жизнь на «до» и «после». Приехав в Россию, Александра Федоровна вынуждена была быстро адаптироваться к незнакомым и чужим ей людям. Пытаясь справиться со стеснительностью, она еще больше замыкалась в себе. Но все считали, что жена Николая II просто высокомерная и надменная особа, которая с презрением относится к русскому обществу.
Отец и мать Николая II с самого начала не хотели видеть Аликс его женой по нескольким причинам:
1. В высших кругах власти браки заключались по политическим соображениям, а не по любви. Александр III хотел, чтобы Николай женился на французской принцессе, тем самым укрепив отношения между этими двумя странами. При российском дворе считали брак Аликс и Николая невыгодным во всех отношениях.
2. О наследственной болезни Александры Федоровны знали при дворе. Ген гемофилии передавался по женской линии. Ее брат Фредерик умер от этой болезни, когда Аликс было 5 лет. Поэтому в Российской империи понимали, что принцесса Гессенская может родить нездоровых детей. Что в дальнейшем так и случилось.
В народе были свои причины нелюбви и даже ненависти к императрице. Ходили слухи, что Александра Федоровна полностью подчинила себе мужа и сама управляла страной. Потом ее обвиняли в попытке подготовить переворот. Ее считали немецкой шпионкой и ведьмой, поскольку она увлекалась мистикой. Не одобряли в народе и ее дружбу с Распутиным.
Почему императрицу Александру Федоровну считают роковой женщиной для дома Романовых
Многие полагают, что именно императрица Александра Федоровна стала той роковой женщиной, которая своим приходом поспособствовала гибели двора. Вряд ли можно утверждать, что во всех трагедиях императорской семьи виновата немецкая принцесса. Вероятно, Александра Федоровна стала заложницей ситуации, а нелюбовь к ней русского общества послужила поводом во всем обвинить ее.
Жена императора Николая II была грамотной и умной женщиной. У нее был твердый характер, она всегда имела свое мнение. Но из-за сильной застенчивости не могла показать себя во всей красе. Они с мужем были очень близки и, конечно, к советам жены он прислушивался, но делал так, как считал правильным. Некоторые историки полагают, что личная переписка государя с супругой может быть тому подтверждением. Советы жены в письмах и действия императора в реальности не совпадают. Александра Федоровна старалась больше говорить то, что нравилось мужу.
Императрицу обвиняли в особом отношении к колдуну, а точнее гипнотизеру Распутину. Считали, что этот человек вкладывает свои бунтарские мысли в головы императора Николая и его супруги. При дворе Григория Распутина боялись, поскольку считали странным и непредсказуемым типом, от которого можно все ожидать. В народе его считали колдуном, дебоширом, пьяницей и гулякой. Связь с Григорием Распутиным в итоге скомпрометировала дом Романовых в глазах русского общества. Многие считали, что император занимает не свое место, поэтому пора его свергнуть.
На самом деле о том, что ждет царскую семью и Российскую империю, было известно давно из предсказаний. И жена Николая II об этом знала, но покорно приняла свою судьбу, ничего не изменив.
Жена Николая II и Григорий Распутин
Историки утверждают, что и в самом деле Александра Федоровна по-особенному относилась к Григорию Распутину. Он был большим другом царской семьи. Такое расположение к себе старец заработал благодаря его лекарским способностям. Скитаясь по Сибири, Распутин научился у старообрядцев исцелять разные недуги. Известно, что царевич престола Алексей страдал наследственной болезнью гемофилией.
Его оберегали, но озорной мальчишка все равно умудрялся упасть или пораниться. Начавшееся кровотечение трудно было остановить. Придворные медики не умели этого делать и только разводили руками. Старец искусно облегчал страдания мальчика, используя старинные нетрадиционные методы. Он обладал и экстрасенсорными способностями, которые часто использовал.
Наблюдая за всем этим, царица верила, что старец – это спасение для мальчика. Его судьба зависит от Григория Распутина. К тому же у Аликс и Григория были общие интересы – мистика. С помощью гипноза, которым мастерски владел старец, он смог втереться в доверие царской семьи. На самом деле – это единственное, что связывало Александру Федоровну и Григория Распутина. Хотя ее обвиняли в предательстве.
Судьба подготовила трагический конец для семьи Романовых, и они были жестоко убиты представителями новой власти в стране. Наказала ли судьба палачей НКВД за расстрел Николая II и императорской семьи
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Святая царица Александра Федоровна Романова: Афоризмы
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.
О Боге и жизни по вере
Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.
Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.
Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера — это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.
Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.
Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.
Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.
Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.
Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.
О человеке и добродетелях
Мы должны стать настоящими людьми.
Быть великим — значит быть счастливым, — это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым — значит быть счастливым, — вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.
Душа пишет свою историю на теле.
Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.
Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.
Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.
Основа благородного характера — абсолютная искренность.
Чистота помыслов и чистота души — вот, что действительно облагораживает.
Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.
Первый урок, который нужно выучить и исполнить, — это терпение.
Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.
Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.
Будь мужественным — это главное.
Настоящая добродетель — это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.
Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.
Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство.
Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным посредникам, иначе само деяние, которое апостол назвал «трудъ любве» (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам сердце. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедняков — созданий Христа.
Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.
Взаимоотношения людей. Любовь, семья
Жизнь человечества — это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей — это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.
Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.
Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.
Потщиться сделать счастливыми своих ближних — это путь и к собственному счастью.
Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.
Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.
Слова добрые всегда соединяют.
Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.
Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего.
В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.
Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.
Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.
Одно слово охватывает все — это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.
Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.
Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.
Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.
Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.
Пока любишь, прощаешь.
Брак — это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.
Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.
Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.
Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.
Отношение к женщинам — вот лучший способ проверить благородство мужчины.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.
Жизнь. Умиротворение
Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.
Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!
Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.
Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти.
Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.
Нет человека настолько бедного, чтобы он мог считать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позволил Господу решать все за него.
У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.
Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.
Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.
Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.
Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.
Беспокойство делает нас слабыми.
Раздраженный ум не может ясно мыслить.
Биография Александры Феодоровны Романовой
Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 — 17 июля 1918) — российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).
Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.
Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.
В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии — Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.
Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.
Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.
Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).
14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).
Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.
Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).
В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…
В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.