биография в а сухомлинского

Василий Сухомлинский: биография и педагогическая деятельность

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

В статье рассказывается кратко биография и о педагогической деятельности Сухомлинского. Он был выдающимся преподавателем, ученым, лауреатом многих премий. Статья полезна для прочтения не только взрослым. О Сухомлинском можно и нужно знать детям, так как вся его жизнь связана с ними.

Вся жизнь и творчество автора пронизаны большой любовью к детям. Целью своей жизни великий учитель считал создание счастливого детства для каждого человека.

Творчество ученого очень велико, поэтому в этой статье будет представлена биография Сухомлинского кратко.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Биография Сухомлинского

С детьми была связана вся жизнь педагога. Следующая информация будет полезна им для прочтения. Ниже описана кратко биография Сухомлинского. Для детей он сделал очень много, о чем помнят люди до сих пор.

Великий ученый родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Херсонской губернии. Отец Василия плотничал и столярничал в родной Васильевке. В возрасте 15 лет, окончив семилетку, он поступил в университет в Кременчуге, затем ему пришлось бросить институт и пойти работать педагогом в школу. Но все же он продолжил учиться в пединституте в Полтаве. Василий окончил его заочно с красным дипломом.

Военные времена

В начале войны простой педагог из села отправляется добровольцем на фронт. Воевал будущий учитель под Смоленском и Тверью, а обороняя подступы к столице, он получил осколочное ранение в область сердца. Врачи долго боролись за жизнь педагога, затем было длительное лечение в госпитале. Незадолго до конца войны великий ученый возвращается на родину и становится заведующим районным отделом народного образования, но через два года после победы Сухомлинский возвращается к преподаванию. В средней школе поселка Павлыш он становится директором и работает им в ней до самой смерти.

Педагогическая деятельность

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Принципы деятельности

Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:

Принципы воспитания

Ниже будут приведены основные принципы воспитания, которым обучал великий педагог:

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Главные тезисы о воспитании

Здесь кратко описаны основные мысли о воспитании:

Личная жизнь

Из четвертой части биографии Сухомлинского Василия можно узнать, что талантливый ученый был несколько раз женат. Его первый брак омрачился трагедией. Когда Василий Александрович ушел на войну, он оставил в зоне оккупации жену, которая тогда была беременна. Возвратившись домой, он узнал, что она за партизанскую деятельность была убита врагом. Великий педагог женился еще раз. Его спутница жизни преподавала в школе русскую словесность. Последняя жена родила ему сына и дочку. Умер ученый 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.

Этим разделом завершается краткая биография Василия Александровича Сухомлинского. Далее описано его творчество.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Творчество ученого

Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.

Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.

Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.

Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Тема детской жестокости в творчестве Сухомлинского

Сухомлинский поднимал и эту сложную тему. Наблюдая за учащимися, он видел, что детская жестокость проявляется не только у ребенка, который наблюдает проявления зла в своей семье, но и у детей, которые находятся в хорошем окружении. Великого учителя очень беспокоило то, что ребята не понимали заслуживающих порицаний, небольших проявлений зла, а также высказывали равнодушие к красоте и жизни. Из этих «мелочей» постепенно развивается бессердечность.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Заключение

В заключение следует сказать о методиках Сухомлинского, как об уникальном опыте. Этот талантливый педагог воспитывал в учащихся своей школы чувство собственного достоинства. Его гуманную педагогику называли христианской. В условиях тоталитарного государства великий учитель превратил обучение в своей школе в радость труда по обретению знаний, а также в радость творчества и духовного роста.

Главным принципом обучения он сделал шаг ребенка от успеха к успеху. Также разработал и внедрил идею союза семьи и школы. Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.

Василий Александрович Сухомлинский, краткая биография которого теперь вам известна, преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и т. д. В своем учебном заведении он сформировал культуру семейного воспитания в сотрудничестве со школой, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребенка высшей ценностью. Сухомлинский считал, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, а также его личность и индивидуальность.

Источник

Биография Сухомлинского

Всего получено оценок: 285.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

Детство и юность

Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.

Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.

Война и послевоенное время

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.

Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Личная жизнь

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых.

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына.

Смерть

Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

Источник

Василий Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор и детский писатель. Родоначальник педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

В биографии Сухомлинского есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Василия Сухомлинского.

Биография Сухомлинского

Василий Сухомлинский появился на свет 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка (ныне Кировоградская обл.). Он рос в семье бедного крестьянина Александра Емельяновича и его супруги Оксаны Авдеевны.

Детство и юность

Сухомлинский-старший считался одним из самых видных людей в селе. Он активно участвовал в общественной жизни, выступал в газетах как селькор, руководил колхозной избой-лабораторией, а также обучал труду (столярному делу) школьников.

Мать будущего педагога вела домашнее хозяйство, а также работала в колхозе и подрабатывала швеей. Помимо Василия, в семьей Сухомлинских родилась девочка Мелания и двое мальчиков – Иван и Сергей. Интересен факт, что все они стали учителями.

Когда Василию исполнилось 15 лет он отправился в Кременчуг, чтобы получить образование. Окончив рабфак ему удалось успешно сдать экзамены в педагогический институт.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

В 17-летнем возрасте Сухомлинский начал преподавать в заочной школе, расположенной неподалеку от его родной Васильевки. В тот период биографии он решил перевестись в Полтавский педагогический институт, который окончил в 1938 г.

Став дипломированным учителем, Василий вернулся домой. Там он стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны (1941-1945), в начале которой он отправился на фронт.

Через несколько месяцев Сухомлинский получил тяжелое осколочное ранение, во время одного из сражений под Москвой. Тем не менее, медикам удалось спасти жизнь солдату. Интересен факт, что осколок от снаряда остался у него в груди до конца дней.

После выписки из больницы Василий снова хотел отправиться на фронт, но комиссия признала его непригодным для службы. Как только Красной Армии удалось освободить от нацистов Украину он сразу же отправился домой, где его ждала жена и маленький сын.

По приезду в родные края Сухомлинский узнал, что его супругу и ребенка замучили в гестапо. Спустя 3 года после окончания войны он стал директором средней школы. Интересно, что он работал в этой должности до самой смерти.

Педагогическая деятельность

Василий Сухомлинский является автором уникальной педагогической системы, опирающейся на принципы гуманизма. По его мнению, учителям следует видеть в каждом ребенке отдельную личность, на которую должны быть ориентированы воспитание, образование и творческая деятельность.

Отдавая должное трудовому воспитанию в школе, Сухомлинский выступал против ранней специализации (с 15 лет жизни), предусмотренной законом. Он утверждал, что всестороннее развитие личности возможно только там, где школа и семья действуют как единая команда.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

С преподавателями Павлышской школы, директором который был Василий Александрович, он представил оригинальную ​​систему работы с родителями. Едва ли не впервые в государстве здесь начала действовать школа для родителей, где проводились лекции и беседы с педагогами и психологами, направленные на практику воспитания.

Сухомлинский считал, что детский эгоизм, жестокость, лицемерие и хамство являются производными плохого семейного воспитания. Он полагал, что перед каждым ребенком, даже самым трудным, учитель обязан раскрыть те области, где тот сможет достичь наивысших вершин.

Василий Сухомлинский выстраивал процесс обучения как радостный труд, уделяя внимание формированию мировоззрения воспитанников. При этом многое зависело от педагога – от стиля подачи материала и заинтересованности в учащихся.

Мужчина разработал эстетическую программу «воспитания красотой», задействуя мировые гуманистические идеи. В полном виде его взгляды изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях.

Сухомлинский призывал воспитывать детей так, чтобы они несли ответственность перед родственниками и обществом и, что главное – перед своей совестью. В знаменитом труде «100 советов учителю» он пишет, что ребенок исследует не только окружающий мир, но еще и познает самого себя.

Ребенку с детства следует прививать любовь к труду. Чтобы у него появилось стремление к учебе, родителям и учителям нужно беречь и развивать в нем чувство гордости труженика. То есть ребенок обязан понимать и переживать собственные успехи в учении.

Взаимоотношения между людьми лучше всего раскрываются через труд – когда каждый делает что-либо для другого. И хотя от педагога зависит очень многое, ему необходимо разделять свои заботы с родителями. Таким образом, только совместными усилиями они смогут вырастить из ребенка хорошего человека.

О труде и причинах подростковой преступности

По словам Василия Сухомлинского лучше всего себя чувствует тот, кто рано засыпает, спит достаточно времени, и рано просыпается. Также хорошее самочувствие появляется тогда, когда человек уделяет умственному труду 5-10 часов после пробуждения ото сна.

В последующие часы индивиду следует снижать трудовую деятельность. Важно отметить, что интенсивная интеллектуальная нагрузка, особо заучивание материала, категорически недопустима последние 5-7 часов перед сном.

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Опираясь на статистику Сухомлинский утверждал, что в том случае, когда ребенок на протяжении нескольких часов перед сном занимался уроками, он становился неуспевающим.

В отношении подростковой преступности Василий Александрович тоже представил немало интересных идей. По его словам, чем бесчеловечнее преступление, тем беднее умственные, этические интересы и потребности семьи.

Такие выводы Сухомлинский делал на основе проведенных исследований. Педагог говорил, что ни в одной семье подростков, которые преступили закон, не было семейной библиотеки: «…Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из малолетних преступников, не смог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки».

Смерть

Василий Сухомлинский умер 2 сентября 1970 г. в возрасте 51 года. За свою жизнь он написал 48 монографий, свыше 600 статей, а также порядка 1500 рассказов и сказок.

Источник

Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог

биография в а сухомлинского. Смотреть фото биография в а сухомлинского. Смотреть картинку биография в а сухомлинского. Картинка про биография в а сухомлинского. Фото биография в а сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.

Книги:

Избранные статьи

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *