биография валентины пудовой семья
Биография Валентины Пудовой
ФИО: | Пудова Валентина Тихоновна |
Дата рождения: | 11 января 1964 г. (57 лет) |
Место рождения: | д. Петухи, Удмуртия |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Певица, музыкант |
Детство и юность
Валентина Пудова – выходец из народа. Родилась 11 января 1964 года. Росла в удмуртской деревне Петухи, с раннего детства проявляла тягу к музыкальному творчеству. В семье помимо Вали было пятеро детей, родители будущей певицы тоже были весьма музыкальны, любили петь и танцевать.
Как рассказывала Валентина, будучи маленькой девочкой однажды подержала в руках шуйскую гармошку и после этого загорелась, захотела научиться играть. Свою мечту лелеяла несколько лет, пока не решилась сказать о своем желании, родители пошли навстречу, купили дорогостоящий инструмент, продав картошку. Валя начала заниматься на шуйской гармони сама, подбирала мелодию, координировала руки, нанять учителя возможности не было.
Первая гармонь Валентины отдана в Шарканский краеведческий музей Удмуртии в качестве экспоната.
Творчество сопровождала нехитрую крестьянскую деятельность, к которой приобщались с ранних лет: покосы, уборки урожая, многочисленные работы сопровождались песнопениями. Так прививалась культура народной песни, тренировался голос. Первое желание стать артисткой появилось уже в пятом классе, когда в сочинении о том, кем хочет стать Валя написала о мечте выступать на сцене.
Краткая биография
Личная жизнь и семья
В конце восьмидесятых Валентина вышла замуж, ее мужа зовут Александр. Супруг Валентины всегда поддерживал ее талант, направляя и оказывая помощь. Супруги воспитали двоих детей. Сын Игорь стал кандидатом технических наук, доцентом, а дочь Анна – дизайнером. Уже подрастают внуки. Вместе с сыном Валентина выступает на сцене, музыкально одарена и дочь.
Вывод
Народная артистка Удмуртии, Заслуженная артистка России Валентина Тихоновна Пудова выросла в крестьянской семье. Она истинное дарование, тянулась к музыке с ранних лет, сама обучилась игре на музыкальном инструменте.
Путь в искусство артистке дал руководитель удмуртского ансамбля песни и танца «Италмас» Анатолий Мамонтов, именно он разглядел в 17-летней деревенской девчонке, пришедшей на прослушивание, талант.
Несмотря на отсутствие профессионального образования, она успешно сочиняет свою музыку и песни, выступает на сцене, входит в «золотую десятку лучших гармонистов России».
Слава о певице давно распространилась далеко за пределы Удмуртии. Самобытную певицу с мощным голосом, аккомпанирующую себе на аккордеоне, слушают и в глубинке России, и в больших городах.
В репертуар артистки входят более 500 музыкальных произведений, большинство из которых она сочинила сама. Также певица сотрудничает с современными авторами, в том числе Николаем Карачевым.
Пудова Валентина Тихоновна
Мон шудо – мон кырӟасько [ править ]
Валентина Пудоваен синмысь синме пумиськеммы дырысен ортчиз сизьым ар. Соку со луиз вал Удмурт Республикаысь калык артистка. «Удмурт кизилие» гожтыны малпатозям кырӟась эшшо но даногес луиз: таяз учыре со – Россия Федерациысь дано артистка.
Пумиськыны вераськыкумы, Валентиналы шуи, дасяське «экзаменлы», оломар сярысь но юаллясько. Шуэ, иське, мон быдэсак сямен усьтӥськыны кулэ? Ярам, тыршо.
Озьыен, кутскиськом экзаменмес.
— Валентина, кырӟаны быгатэмдэс сокем вылӥ дунъямзы бере, мылкыдды лопырскемын, луоз? Малпасько, учкисьёсты понна но со бадӟым шумпотон.
— Тросэз понна, оло, зэмзэ но шумпотон. Но вань вожъяськисьёс. Сое мон шӧдытэк уг улӥськы. Мылкыд суро-пожо соин но, дано ним сётон сярысь мон азьлогес кылӥ ни вал.
— 1993-тӥ арын Удмуртиысь калык артист дано ним сётыкузы но, мылкыдды сыӵе вал-а?
— Ӧй. Соку мон понна со шуак вал. Декабрь толэзьлэн шораз «Ижмаш» культура дворецын нимаз концерт сётыкум, сцена вылэ потӥз культурая министр Аннетта Петровна Сидорова. «Айкай» фольклор театрын сокугес гинэ ужаны кутскеме бере сыӵе дунъет мон понна шӧдтэк шорысь вал, соин – шумпотонэз но бадӟымгес.
— Ӟечкыласа жингыръясьёс но ӧвӧл, шуоды-а?
— Ой, туж трос. Ужысь но, дорысь но телефон уг чалмылы. Гуртэ бертӥсько ке, ӝытбыт телефон вылын пукисько. Дас одӥг час бере гинэ кухняе потыны ваньмисько. Уд шуы ук: дыры ӧвӧл. Бадӟымъяське кожалозы. Котькудӥз малпа ук, со гинэ жингыртэ шуыса.
— Со ик бадӟым дунъет ӧвӧл-а та аръёс ӵоже будэмдылы, творчестводылэн азинсконэзлы?
— Бен, дано ним юнме шорысь уг сёто, дыр. Та аръёс ӵоже трос ужамын. Ас поннам кык-куинь кырӟан быдэстыса хорын кырӟан монэ ӧз буйгаты ни. Татарстанын, Башкортостанын но мукет республикаосын вань солистъёссы, нош малы асьмелэн луыны кулэ ӧвӧл? Озьы «Айкайысь» кошконо кариськи.
— Валентина, со пумысен трос кыл кылоно луиз, дыр?
— «Жугонъёс» шоры учкытэк, мон вань улытозям ӝабырскыса ик выллане ӝутскыны турттӥсько.
— Мар понна «жугылӥзы»?
— Кытын гинэ ӧй ужа, котькытын тыш сюрылӥз, но азинсконъёс мон басьтылӥ аслам уженым, ваменэс сямыным. Дас сизьым арескын ужаны лыктӥ «Италмасэ». Гуртысь потэм мае ке кӧня мактазы, серекъязы, ваньмыз уз чидалэ сое. Туж ӝож ке но вал, возиськыны выри. Нырысь бӧрдылӥ но миндэре котмымон.
«Италмас» бӧрсьы кошки «Ижсталь» заводэ. Туж дӥсьтытэк кутӥзы монэ уже: валаськод-а, пе, коть мар со сыӵе завод? Семьяямы куатетӥез, самой пичиез, нылпи луэмме тодэмзы бере шуо, тон, пе, татын уд ужа. Берытски но кошки. Со вал 27-тӥ цех. Вазиськи 16-тӥ цехе. Кутӥзы. Но татын туж секыт вал ужаны. Сурым, вӧй зын. Ужано куинь сменаен. Куарае ик быриз. «Металлург» культура юртэ самодеятельной хоре но ветлэмысь дугдӥ.
Кивалтӥсьмес Рашит Муратович Талиповез пумитай огпол. Мар, пе, карид куараеныд. Заводэ мыныса вераськиз, озьы монэ выжтӥзы 27-тӥ цехе. Тодӥськоды, луоз, больницаосысь дерматин кроватьёсты? Соосты лэсьтонын ик тырши.
— Нош заводын кырӟасьёсты дунъяллязы-а?
— Котькуд цехын художественной самодеятельность вал. Цехлэн азинсконэз, вормисьёс радэ потонэз со бордын но возиськиз. Монэ туж гажазы заводын. Но кема ужаса ӧй вутты.
— Кытчы таяз учыре вуттӥз улон сюресты?
— «Металлург» культура дворецысь эктонъя «Андан» ансамбль дасяське вал Латинской Америкае, Коста-Рикае потыны. Уг тодӥськы, кин монэ дэмлаз соосын ӵош мыныны, но репетициос дыръя монэ синйылтӥзы Николай Александрович Широких но Владимир Павлович Варачёв. Николай Александрович шуэ, «Айкай» фольклор коллектив кылдытыны малпаськом, ойдо, пе, отчы. Коста-Рикае ветлыса, валай, мон кырӟаны кулэ шуыса. Вань кырӟанъёсме отын туж умой пумитазы. Нырысьсэ киям сётӥзы радиомикрофон. Сцена вылын асме туж эрикоен шӧдӥ, бурдъёсы ик кылдӥзы кадь. Бертыса кӧня ке ужай на заводын. Нош 1990-тӥ арын октябрь толэзе кошки «Айкае». Тямысэтӥ арзэ табере ужасько огнам.
— Кырӟаны нимысьтыз ӧд дышетске. Инмарен сётэм быгатонлыкъёс тырмыт-а, яке дышетскыны кулэ ик?
— Дышетскыны ноку мултэс уз луы. Но кырӟанын? «Италмасын» ужакум, Анатолий Васильевич Мамонтов мыным шуиз вал, дышетскыны пырыса, куарадэ эн быдты. Мон понна бадӟым школа вал Анатолий Васильевичен ужан, со туж трос сётӥз быгатонлыкъёсме будэтонын. Мон солы котьку йыбыртто. Кӧня артистъёсты пыд йылаз ӝутӥз Мамонтов. Мон шудо: мон кырӟасько, мынам усто баянистъёсы вань.
— Асьтэос но синмаськымон шудӥськоды.
— Пинал дыръям туж бадӟым мылкыды вал арганэн шудыны. Басьтӥзы но, кык арня куспын шудыны дыши. Мама косэ ик вал, соиз доры мын, таиз доры. Шуи, ачим дышетско.
— Нош кин луэмез потэ вал пинал Валентиналэн?
— Школае мынэме бере туж кельше вал дышетӥсе Клавдия Николаевна Мартюшева. Со кадь ик дышетӥсь луо, шуылӥ. Витетӥ классысен малпанэ воштӥськиз. Туж синмаськисько вал кырӟасьёслы Людмила Зыкиналы, Мария Мордасовалы, Лидия Руслановалы. Мынам но артист луэме потӥз. Нош 9-тӥ—10-тӥ классысен шуисько ни вал, Кварсае мыно трактористэ, шофёре дышетскыны. Туж кельшылӥз угось руль сьӧрын пукыны: братэ мыным оскылӥз тракторен, машинаен ветлыны.
— Укыр шаян вал, дыр, пичи дыръяды?
— Мон эшъяськылӥ пиосын. Аслым ачим лякыттэм уг потӥськы вал, но мамае весь шуылӥз, ой, лякыттэм ке лякыттэм ук тон мынам. Дышетӥсьёс ӧз ӝожтӥськылэ, ярато вал монэ, весяк смотръёсы пыриськылӥ. Туж яратылӥ вал вылын ворттылыны. Бригадиръёсмылэн валъёсты малы ке нокинлы сётэмзы уг поты вал, нош мыным оскылӥзы.
— Мар бен, вань со пинал дыр малпанъёсты быдэсмо ни кадь. Машина руль сьӧрын но пукиськоды ни табере.
— Ой, туж кельше машинаен ворттылыны, уж дуре но «Жигулиеным» ветлӥсько. Яратӥсько кырӟаны, руль сьӧрын пукыса. Куд-огез шуо, магнитофон, пе, сюрес вылын люкетэ. Нош мон аслым ачим магнитофон. Куке пересьмыса дышетскисьёсы но, оло, луозы ай. Пинал дыръям тазьы малпасько вал: дышетӥсь ке луоно – туж умой дышетӥсь: тракторист ке – туж умой тракторист (соку вить аръем ужан план сёто вал, аслым ачим вералляй, мон сое куинь арскын быдэстыны мед быгато). «Айкае» мынэме бере шуи, кырӟано ке, туж умой кырӟано. Быгатӥськод-а, уд-а, но тыршыны кулэ.
— Кызьы валады, кырӟаны быгатонлыкъёсты вань шуыса?
— Коста-Рикае ветлэме бере аслым осконэ кылдӥз. Отын монэ умой пумитазы бере, татын но пӧрмыто, малпай.
— Асьтэ азе кыӵе ке но планка пуктӥськоды, оло?
— Али, Удмуртиетӥ сяна, Башкортостанэ, Татарстанэ концертъёсын потаськом. Матысь дыре со гожез паськытатэм потэ.
— Мордовиысь пичи гуртын вордӥськем Надежда Кадышева быдэс Россиын гинэ ӧвӧл, солэн палэназ но тодмо луиз ни. Нош милям Россиысь телевидение пыр адӟеммы потэ Шаркан районысь Петухи гуртын вордӥськем Валентина Пудоваез. Секыт-а потыны бадӟым сцена вылэ?
— Секыт. Ваньзэ бергатэ коньдон. Кин ке но протеже кулэ. Асьмелэн нокин но со сярысь уг малпаськы. Кинлы бен со кулэ? Улӥськод, бергаськод ас поннад. Котькуд артист озьы малпа, дыр. Ми кулэ учкисьёсмылы гинэ.
Туэ тани мон пыриськи калык кырӟанъя но аслад гожтэм кырӟанъя Уралысь но Западной Сибирьысь улосъёс пӧлын Челябинскын ортчем конкурсэ. Басьтӥ нырысетӥ инты. Куать ар ӵоже ортче ни ке со конкурс, мынам арлыдыя, нырысьсэ, пе, сётӥськом нырысетӥ интыез. Кыкетӥ инты нокин ӧз басьты, нош куинетӥ интыез кыкезлы сётӥзы. Мон туж данъяськи со вормонэным, но йыры ас поннам вылын ӧй вал – Удмуртилэсь, филармонилэсь данзэ ӝутэмелы шумпотӥ. Бертӥ но – мылкыд куашказ.
— Номыр шоры учкытэк, тӥ уд сётскиське?
— Тодмо, дано артистэз но шуг-секытъёс жуго бере, кызьы ӝутскыны кулэ усточи, быгатӥсь пиналъёс?
— Гуртъёсын ик со талантъёс тросгес уго, но соослы туж секыт потыны, асьсэды шедьтыны. Всё, мылкыды ик быриз вераськыны (йырзэ ӝӧк вылэ лэзе).
— Кыӵе юан сётоно мылкыддэс ӝутон понна?
— (Серекъя.) Зэм ик, туж ӝож гуртоос понна. Суреданы, кырӟаны, крезьгураны быгатӥсь нылпи кытын азинтоз аслэсьтыз быгатонлыкъёссэ? Кытчы соос потозы?
— Нош асьтэлэн пиналъёсты анайзылэсь сюрессэ бырйыны уг малпало-а?
— Сизьым-тямыс арес дыръяз пие шуиз вал, ачим но, пе, артистэ уг мыны, кышно но артистэз уг вайы. «Никогда тебя нет дома, мамочка!». Синвуосы виямон жаль потӥз соку пие. Малпасько, ӧчкарыса сямен озьы ик луоз ай, ӟучъёс юнме уг шуо, дыр: не зарекайся.
Игорелы дас ньыль арес тырмоз ни. Туж яратэ компьютерез, техникаез. Солэсь усто экономист но пӧрмысал. Кырӟа Валерий Яковлевич Митрофановлэн «Ингур» капеллаяз.
Аня нылы дизайнер луыны малпа, дышетске шаерысьтымы усточиослэн школаязы. Со но яратэ кырӟаны. Мар верасал мон соослэн азьланьын улон сюрессы сярысь? Мар ке быръёзы асьсэос – мед. Нылпиосме кужмысь уг кары аслам дэмланъёсыным.
— Тӥ лек анай яке пиналъёстылы эш?
— Мынам пиналъёсы шуизы: тон, пе, милемлы мама гинэ ӧвӧл, матысь эш но. Мон понна со туж бадӟым дунъет. Нылпиосы номырзэс уг вато мынэсьтым, ваньмыз сярысь верало.
— Гастрольёсы потакуды, кин пӧраське дорады?
— Пиналъёсы асьсэос тыршо сиён дасяны.
— Нош асьтэос яратӥськоды-а пӧраськыны?
— Дыры ке луэ, созэ но, тазэ но дасяме потэ. Лэсьтӥсько, лэсьтӥсько… Пӧраськеме сокем трос люкаське! Нош семья то пичи, нокинлы сюдыны. Тросэз собере куштӥське. Туж яратӥсько перепеч пыжыны, уката ик – губиен.
— Нош губияны яратӥськоды-а?
— Коркась потыны туж секыт, нош нюлэскы вуисько ке, бертэме уг поты.
— Семья улонын сцена люкетэ-а?
— Мынам артист луэме ваньзэс ик уг буйгаты, оло. Доре бер вуиськод, весь сюрес вылын. Но нылпиосы мыным шуо: ми туж шудоесь, ми тонэ яратӥськом. Ваньмызлэн сыӵе пиналъёссы луысалзы ке, анайёс асьсэды туж шудоен лыдъясалзы.
— Яратон – со тулыс тудвулэсь но, вуюисьлэсь но, шундылэсь но кужмо, яркыт, ӟырдыт маке. Яратонэз мон котьмалэсь вылэ пуктӥсько.
— Вань-а бен сыӵе яратонды?
— Яратон сюлэмын луыны кулэ. Сое ваньмызлы уд вера, уд шарая.
— Нош супыльтонъёс шоры кызьы учкиськоды? Куд-ог туж тодмо «кизилиос» юри но асьсэ сярысь кыл вӧлдон потто.
— Неужто? Мар ке кылӥсько ке, азьвылгес туж куректӥсько вал. Табере шуисько: ойдо мед супыльтозы. Уродэн ке верало, православилэн дышетэмезъя, мон тросгес бриллиант люкасько. Нош супыльтӥсьёс кыл вӧлдонэнызы асьсэлы гинэ урод лэсьто.
— Удмурт сям – возьдаськон – вань-а сямады?
— Конечно. Но удмуртъёслы гинэ сыӵе сям пыӵамын ӧвӧл ук. Керпотонэ, возьдаськонэ ӧй ке луысал, тросэз малпанъёсы улонын быдэсмысалзы ни.
— Мар понна асьтэды курласалды?
— Куддыръя туж керӟег луисько, но асме киям кутыны быгатӥсько куд-ог учыръёсы.
— Нош мар понна асьтэды ушъясалды на?
— Кызьы меда асме ушъялом ай (малпаське)? Тыршисько адямиосты гажаса, йыркуръяськытэк улыны. Мон вань калыкез яратӥсько, котькудӥз гань-гань, номырлы ёрмытэк мед улысал вал. Тӥни сыӵе мылкыдын улӥсько. Гороскопъя Козерог бере, ас азям пуктэм вань малпанъёсты быдэстыны тыршисько.
— Секыт дыръёсы асьтэлэсь мылкыддэс кин буйгатэ?
— Калык азе артист котьку но чебер, йӧно потыны кулэ. Веськрес луон понна сиськытэк улоно-а?
— Учке ай, кыӵе мон пышечка! Нимысьтыз уг возиськиськы, но куать час бере асме сиёнэн уг эркияськы. Арнялы одӥг пол тросгес куртчыны шедьтӥсько ке, тыршисько ни асме киям кутыны: мултэс медам куайы. Пинал дыръя кадь чебер луэм потэ вылэм но, мар сётэм ни инкуазь.
— Дӥськутъёсты но синэз мальдыто.
— Одӥгез концерт костюме Ольга Листратовалэн, куинез – Ирина Созыкиналэн. Отӥосыз аслам малпамея вуремын.
— Валентина, кырӟам сяна, берло дыре тӥ асьтэос но кырӟанъёс гожъяськоды ни.
— Бен, ӟучез но, удмуртэз но вань. Соос пӧлын: «Шумпотонэ», «Гажанэ», «Русь святая моя», «Разве я виновата», «Удмуртия моя».
— Кырӟан гожъясьёс уг вазисько яке мукет мугез?
— Ӟуч кырӟанъёсты ӵектӥсьёс трос, удмуртъёссэ – ӧжыт. Куддыръя умой мылкыды луэ ке, арганме киям кутӥсько но кыӵе ке гур пӧрме. Со гурез возьматӥсько Алла Кузнецовалы, нош со гожтэ ни кылъёс. Мукет нылкышно кылбурчиосты номырин но курламе уг поты, но Алла Кузнецоваез пӧлысьтызы нимысьтыз висъясал.
— Азьвыл пумиськонамы шуиды вал, удмурт кырӟанъёс пӧлысь ӧд шедьтэ на мылкыддэс вӧл-вӧл ӧръяны быгатӥсьсэ. Али нош сюлэмды буйгаз ни-а? Кыӵе кырӟанэн кӧтты тыре?
— Удмурт калык кырӟанэн, конечно. Али мон кырӟасько созэ, кудӥз сюлэм пыртӥм потэ, кудзэ кырӟаны яратӥсько. Туж кельшо «Васькисько, васькисько», «Кыткы, дядяй, пар валъёстэ», «Жин-жин шуид» калык кырӟанъёс. Сюлэм ик оломабыдӟа луэ. Ачим но уг валаськы, кыӵе кырӟан мед луысал на.
— Возьмасько. «Сьӧд мыйык» кырӟан сямен ик шӧдтэк шорысь мед луоз со.
— Ӟучъёссэ, удмуртъёссэ кырӟанъёсты уд висъяське?
— Уг. Концерт программамес дасяськом куремзыя.
— Улонын кыӵе тӥ адями – мӧзмыт-а, шулдыр-а?
— Сыӵе но, таӵе но луисько.
— Вань сяськаосты яратӥсько. Котькудӥзлэн чеберез аспӧртэмлыко, котькудӥз Инмарен сётэмын.
— Нош кыӵе инкуазь вакыт кельше?
— Тулыс. Выль улон вордӥське кадь соку, улэмъя улэм потыны кутске.
— Кырӟасьёс пӧлысь кинлы синмаськиськоды туннэ?
— Паймымон, но сое калык уг тоды. Туж чебер куараез. Со Свердловскысь Татьяна Кошелева.
— Матысьёсыз эшъёс трос луыны кулэ ӧвӧл. Мыным вань кинлы сюлэмме усьтыны.
— Урамысен тодмамзы кельше-а?
— Тодмало ке, умой но, дыр. Но куд-ог дыръя ышем потэ. Жадисько. Но адямиослы озьы уд шуы ук.
— Нош тырмыт-а артистлэн ужам уждунэз?
— Ӧвӧл, конечно. Пырак сютэм ум улӥське, но бусьтыр улыны уг тырмы.
— Творческой группадылэн азьланезлы кыӵе малпанъёсыз?
— Трос лэсьтэм потэ, но уксё ӧвӧл. Выль эктонъёс пуктоно вал, выль костюмъёс вуроно. Кылем арын республикаысьтымы Культурая министерство костюмъёслы коньдон висъяз ик вал. Но мылкыдмес ум куашкатӥське, ужаськом, асьмеос коньдон поттыны тыршиськом.
— Берпуметӥ юан: мар тӥ понна филармония, ӵош ужась эшъёсты?
— Со мынам кыкетӥ семьяе. Юрттӥсьёсы но бурдъясьёсы.
За предоставление материала выражаем огромную благодарность редакции газеты «Удмурт дунне»
Валентина пудова биография личная жизнь
Фото: Вахрушева Ксения
Еще в детстве, подержав в руках шуйскую гармошку и услышав ее нежное звучание, Валентина Пудова поняла, что хочет связать свою жизнь с музыкой. Свою мечту она исполнила. Мы встретились с артисткой в эфире радио «Комсомольская правда»-Ижевск» (107,6 ФМ) (12+) и узнали, как пишутся песни, нравится ли ей выступать на сцене вместе со своим сыном и исполнила ли она свою творческую мечту.
– Валентина Тихоновна, не можем скрыть своих эмоций. Что такое произошло в вашей жизни, что вы словно помолодели на 20 лет? Любовь?
– Это душевное состояние. Самое главное – не злиться, не обижаться, находить положительные моменты в любых ситуациях и любить людей. По молодости обижалась, но в любом случае я легче переносила обиду. Лучше когда меня обидят, нежели я кого-то обижу. А сейчас я прощаю абсолютно всех и считаю, что это правильно.
– Вы же артистка, профессия публичная, часто на людях. И отношение может быть разное: иногда критика, иногда любовь. Как реагируете?
– Нелюбовь ко мне, как к артистке, я воспринимаю абсолютно нормально. Ну не может быть так, чтобы все любили мое творчество. Кто-то слушает только джаз, кто-то классику – это нормально. За критику я благодарю – некоторые люди за это деньги платят, а мне говорят просто так. Но все замечания я стараюсь учитывать и работать над этим.
– Как проходит сейчас ваша концертная жизнь, выезжаете куда-то с гастролями?
– Все замечательно, недавно приехали из Перми. Говорят, там уже сколько выступлений отменили, а у нас, слава богу, – отработали два концерта. Моя новая песня, стихи на которую написал Николай Карачев из Свердловской области, тоже великолепно принимается зрителями.
Фото: Грачев Сергей
– Разве у вас бывает, что песня может быть не принята слушателями?
– Я всегда чувствую, как зритель реагирует на мою песню. Иногда я понимаю, какая-то песня в этот раз не пойдет.
– Знаю, что вам присылают в социальных сетях стихи. По каким критериям вы их выбираете? И как создаются готовые песни, ведь вы же нигде этому не учились!
– У меня есть гармошка – это все, что мне надо. Иногда беру в руки гармошку, читаю стихи и начинаю играть – сразу на чистовик. Недавно посчитала, в моем репертуаре 33 песни. Последняя, на стихи Николая Карачева, называется «Я счастливая». Там всего три куплета, причем в первоначальном варианте на последнем куплете любовь заканчивалась. Я спросила автора, неужели любовь прошла так быстро? Через полчаса он прислал мне куплет со счастливым концом: «И по жизни сколько живем, вдоль берега вместе пойдем».
– Как формируете свое выступление?Аккуратно подбираете песни, выстраивая их друг за другом или программа рождается сама собой?
– Когда я работала в «Айкае», то программу составлял тогда еще художественный руководитель Николай Александрович Широких. Первую песню я исполняла ту, которая стоит в программе. Потом, чувствуя зал, объявляла песню, которую хочу. Николай Александрович не ругался, но терялся и говорил: «Не та песня». Просто я чувствовала, что нужно зрителю. А сейчас программа сама составляется, что-то как будто сверху диктует.
– Но сначала вы выступали в «Италмасе». Как вас такую юную, 17-летнюю, взяли в популярный ансамбль Удмуртии?
– Мой брат увидел объявление о конкурсе. Я только приехала в Ижевск и собиралась устроиться на завод, но он меня уговорил. А я очень боялась, ведь там артисты, они так поют! А я что? Приехали мы на улицу Вадима Сивкова, поднялась на второй этаж, а там столько людей пришло на кастинг! И все что-то репетируют, а я такая наивная девчонка смотрю на всех, робею. Зашла в итоге последняя, увидела баян, попросила разрешение на нем сыграть. Саму песню, правда, уже не помню, что-то про лен и васильки. Потом зашел Анатолий Мамонтов и хоть я уже спела и сыграла, песню попросил повторить. Я спела, Анатолий Васильевич проверил мой слух, диапазон и меня попросили выйти подождать. Вот тогда меня и взяли.
Помню, поначалу мне все время твердили, что на сцене надо улыбаться. Я начинала улыбаться и сразу забывала слова. Вспоминала слова – забывала улыбаться. Или однажды Николай Широких мне аккомпанировал и вдруг я понимаю – слова забыла. Что делать? Я и пустилась в пляс. Долго плясала, не могла куплет вспомнить, а как вспомнила, подбежала к микрофону и снова запела. Говорят, все приходит с опытом. Но тогда я только начинала.
– У вас были какие-то занятия в ансамбле?
– Там был педагог, и все-таки Анатолий Васильевич Мамонтов сказал мне: «Тебе этого не нужно». А потом и Людмила Зыкина сказала: «Никому не давай встревать в свой голос». Но я ведь понимала, что зажата на некоторых звуках и попросила совета у Людмилы Георгиевны. А она только удивилась и ответила: «Кто вам это сказал? Чувствуешь зажатость, вот и чувствуй, а я не заметила». Я записывала себя на магнитофон, исправляла. А потом послушала Людмилу Зыкину и оказалось, у нее по молодости было то же самое.
– А сейчас репетируете?
– Да, конечно, я играю и пою каждый день. Возможно, я кому-то мешаю, возможно, кто-то радуется (улыбается)
– Говорят, ваша мама очень хорошо пела, а папа танцевал. Ваши сестры и братья тоже стали музыкантами или весь талант достался только вам?
– В нашей семье были мама, папа и шестеро детей. Когда мы все вместе собирались, то обязательно пели. А я очень хотела научиться играть на гармошке, года 3-4 вынашивала это желание. Но попросить у родителей было неловко, знала, что гармошка – дорогое удовольствие. Хорошо помню, стоила она 40 рублей, а мама с папой зимой вдвоем зарабатывали около 60 рублей. Но однажды, когда папа лежал в больнице, я все-таки призналась маме, что мечтаю научиться играть. Она на меня посмотрела и пошла к папе в больницу. А на улице уже 8 вечера, идти пешком далеко – километров девять. Вернулась домой уже ближе к 11 вечера и говорит: «Папа сказал картошки много, продайте картошку и купите гармошку». В мае мы продали картошку, в июле за нее пришли деньги, и мы пошли в магазин. Гармошку выбирала сама, она была зеленая, шуйская. Сейчас она лежит в музее. А после меня и моя старшая сестра Нинуля тоже научилась играть на гармошке.
– А сейчас на какой гармошке играете?
– Этой гармошке более 25 лет и я не могу с ней расстаться, потому что она сама играет. А продала мне ее шикарная гармонистка Мария Григорьевна Зайцева. Мне кажется, что она первая в Удмуртии начала учить играть на гармошке. Сколько я буду жить, столько моя гармошка будет жить. Но если мне подарят гармошку, я с удовольствием приму (улыбается)
– Правда, что вы выступаете вместе со своим сыном? А планируете брать учеников?
– Правда, сын со мной поет. Он у меня кандидат технических наук, доцент. А моя дочь иногда участвует в моих концертах. Но она пока не вливается в наш музыкальный коллектив, хотя я бы хотела. А насчет преподавательской деятельности я пока не планировала – для этого помещение нужно.
– Я читала, что у вас была мечта спеть с Лучано Паваротти и Львом Лещенко.
– С Паваротти – нет, никогда. С вот со Львом Лещенко – да. Нет ничего невозможного. Но мне не хочется теперь петь печальные драматические песни. Однажды Людмила Зыкина сказала, что так петь, как я – нельзя. Быстро «сгорю», потому что каждое слово через сердце пропускаю. Но я по-другому не умею.
– Валентина Тихоновна, а что для вас сейчас счастье?
– Я свами сейчас встретилась – для меня это счастье. У меня дети, у меня внуки, у меня песня. Просто проснуться в хорошем настроении – это все счастье. Мы все склонны ошибаться, у всех есть какие-то слабости. И если что-то происходит, то нужно сразу простить себя. Я вас люблю.
ДОСЬЕ «КП»
Валентина Тихоновна Пудова
Народная артистка Удмуртии, заслуженная артистка России
Родилась 11 января 1964 года
С 1981 по 1984 год – выступала в ансамбле под руководством Анатолия Мамонтова.
С 1984 по 1990 год – сборщица-упаковщица в 27-м цехе завода «Ижсталь»
С 1990 по 1995 год – солистка ансамбля «Айкай»
В декабре 1993 года состоялся первый сольный концерт
В 2002 году создала собственный музыкальный коллектив «Валентина»
Следите за новостями Ижевска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».
Народная артистка Удмуртии и заслуженная артистка России Валентина Пудова еще в детстве, когда подержала в руках шуйскую гармошку и услышала ее нежное звучание, поняла, что хочет связать свою жизнь с музыкой. Мечту ей исполнить удалось. В прямом эфире радио «Комсомольская правда»-Ижевск» (107,6 FM) артистка рассказала, нравится ли ей выступать вместе с сыном и часто ли берет в руки гармошку.
ДОСЬЕ IZHLIFE
Валентина Тихоновна Пудова
«За критику я благодарю»
– Валентина Тихоновна, не можем скрыть своих эмоций. Что такое произошло в вашей жизни, что вы словно помолодели на 20 лет? Любовь?
– Это душевное состояние. Самое главное, не злиться, не обижаться, находить положительные моменты в любых ситуациях и любить людей. По молодости обижалась, но в любом случае я легче переносила обиду. Лучше, когда меня обидят, нежели я кого-то обижу. А сейчас я прощаю абсолютно всех и считаю, что это правильно.
– Вы же артистка, профессия публичная, часто на людях. И отношение может быть разное: иногда критика, иногда любовь. Как реагируете?
– Нелюбовь ко мне как к артистке я воспринимаю абсолютно нормально. Ну не может быть так, чтобы все любили мое творчество. Кто-то слушает только джаз, кто-то классику – это нормально. За критику я благодарю – некоторые люди за это деньги платят, а мне говорят просто так. Но все замечания я стараюсь учитывать и работать над этим.
– Как проходит сейчас ваша концертная жизнь, выезжаете куда-то с гастролями?
– Все замечательно, недавно приехали из Перми. Говорят, там уже сколько выступлений отменили, а у нас, слава богу, отработали два концерта. Моя новая песня, стихи на которую написал Николай Карачев из Свердловской области, тоже великолепно принимается зрителями.
– Разве у вас бывает, что песня может быть не принята слушателями?
– Я всегда чувствую, как зритель реагирует на мою песню. Иногда я понимаю, какая-то песня в этот раз не пойдет.
– Знаю, что вам присылают в социальных сетях стихи. По каким критериям вы их выбираете? И как создаются готовые песни, ведь вы же нигде этому не учились!
– У меня есть гармошка – это все, что мне надо. Иногда беру в руки гармошку, читаю стихи и начинаю играть – сразу на чистовик. Недавно посчитала, в моем репертуаре 33 песни. Последняя – на стихи Николая Карачева называется «Я счастливая». Там всего три куплета, причем в первоначальном варианте на последнем куплете любовь заканчивалась. Я спросила автора, неужели любовь прошла так быстро? Через полчаса он прислал мне куплет со счастливым концом: «И по жизни сколько живем, вдоль берега вместе пойдем».
– Как формируете свое выступление? Аккуратно подбираете песни, выстраивая их друг за другом или программа рождается сама собой?
– Когда я работала в «Айкае», то программу составлял тогда еще художественный руководитель Николай Александрович Широких. Первую песню я исполняла ту, которая стоит в программе. Потом, чувствуя зал, объявляла песню, которую хочу. Николай Александрович не ругался, но терялся и говорил «Не та песня». Я чувствовала, что нужно зрителю. А сейчас программа составляется, что-то как будто сверху диктует.
Купила гармошку на деньги от картошки
– Но сначала вы выступали в «Италмасе». Как вас такую юную, 17-летнюю, взяли в популярный ансамбль Удмуртии?
– Мой брат увидел объявление о конкурсе. Я только приехала в Ижевск и собиралась устроиться на завод, но он меня уговорил. А я очень боялась, ведь там артисты, они так поют! А я что? Приехали мы на улицу Вадима Сивкова, поднялась на второй этаж, а там столько людей пришло на кастинг. И все что-то репетируют, а я такая наивная девчонка смотрю на всех, робею. Зашла в итоге последняя, увидела баян, попросила разрешение на нем сыграть. Саму песню, правда, уже не помню, что-то про лен и васильки. Потом зашел Анатолий Мамонтов и хоть я уже спела и сыграла, песню попросил повторить. Я спела, Анатолий Васильевич проверил мой слух, диапазон и меня попросили выйти подождать. Вот тогда меня и взяли.
Помню, поначалу мне все время твердили, что на сцене надо улыбаться. Я начинала улыбаться и сразу забывала слова. Вспоминала слова – забывала улыбаться. Или однажды Николай Широких мне аккомпанировал и вдруг я понимаю – слова забыла. Что делать? Я и пустилась в пляс. Долго плясала, не могла куплет вспомнить, а как вспомнила, подбежала к микрофону и снова запела. Говорят, все приходит с опытом. Но тогда я только начинала.
– У вас были какие-то занятия в ансамбле?
– Там был педагог, и все-таки Анатолий Васильевич Мамонтов сказал мне: «Тебе этого не нужно». А потом и Людмила Зыкина сказала: «Никому не давай встревать в свой голос». Но я ведь понимала, что зажата на некоторых звуках и попросила совета у Людмилы Георгиевны. А она только удивилась и ответила: «Кто вам это сказал? Чувствуешь зажатость, вот и чувствуй, а я не заметила». Я записывала себя на магнитофон, исправляла. А потом послушала Людмилу Зыкину и оказалось, что у нее по молодости было то же самое.
Репетиции у Валентины Тихоновны проходят ежедневно: каждый день она поет и играет на гармошке Фото: личный архив
– А сейчас репетируете?
– Да, конечно, я играю и пою каждый день. Да, возможно, я кому-то мешаю, возможно, кто-то радуется (улыбается).
– Говорят, ваша мама очень хорошо пела, а папа танцевал. Ваши сестры и братья тоже стали музыкантами или весь талант достался только вам?
– В нашей семье были мама, папа и шестеро детей. Когда мы все вместе собирались, то обязательно пели. А я очень хотела научиться играть на гармошке, года 3-4 вынашивала это желание. Но попросить у родителей было неловко, знала, что гармошка – дорогое удовольствие. Хорошо помню, стоила она 40 рублей, а мама с папой зимой вдвоем зарабатывали около 60 рублей. Но однажды, когда папа лежал в больнице, я все-таки призналась маме, что мечтаю научиться играть. Она на меня посмотрела и пошла к папе в больницу. А на улице уже 8 вечера, идти пешком далеко – километров девять. Вернулась домой уже ближе к 11 вечера и говорит: «Папа сказал, картошки много, продайте картошку и купите гармошку». В мае мы продали картошку, в июле за нее пришли деньги, и мы пошли в магазин. Гармошку выбирала сама, она была зеленая, шуйская. Сейчас она находится в музее. А после меня и моя старшая сестра Нинуля тоже научилась играть на гармошке.
– А сейчас на какой гармошке играете?
– Этой гармошке более 25 лет, и я не могу с ней расстаться, потому что она сама играет. А продала мне ее шикарная гармонистка Мария Григорьевна Зайцева. Мне кажется, что она первая в Удмуртии начала учить играть на гармошке. Сколько я буду жить, столько моя гармошка будет жить. Но если мне подарят гармошку, я с удовольствием приму (улыбается).
Мне говорили, что быстро «сгорю»
– Правда, что вы выступаете вместе со своим сыном? А планируете брать учеников?
– Правда, сын со мной поет. Он у меня кандидат технических наук, доцент. А моя дочь иногда в январе участвует в моих концертах. Но она пока не вливается в наш музыкальный коллектив, хотя я бы хотела. А насчет преподавательской деятельности, я пока не планировала – для этого помещение нужно.
– Я читала, что у вас была мечта спеть с Лучано Паваротти и Львом Лещенко.
– С Паваротти нет, никогда. С вот со Львом Лещенко – да. Нет ничего невозможного. Но мне не хочется теперь петь печальные драматические песни. Однажды Людмила Зыкина сказала, что так петь, как я, нельзя. Быстро «сгорю», потому что каждое слово через сердце пропускаю. Но я по-другому не умею.
– Валентина Тихоновна, а что для вас сейчас счастье?
– Я с вами сейчас встретилась – для меня это счастье. У меня дети, у меня внуки, у меня песня. Просто проснуться в хорошем настроении – это все счастье. Мы все склонны ошибаться, у всех есть какие-то слабости. И если что-то происходит, то нужно сразу простить себя. Я вас люблю.
Её голос узнаваем из тысячи, её манеру исполнения не спутаешь ни с чем, её концерты всегда праздник, если хотите – шоу. И всё это при том, что на сцене она в основном работает одна. Слава о народной артистке Удмуртии и заслуженной артистке России Валентине Пудовой давно разнеслась далеко за пределами и Удмуртии, и России. Однако останавливаться на достигнутом пока рано, считает Валентина Тихоновна. «Только вперёд с новыми идеями и новыми песнями» – вот девиз, с которым она идёт по жизни.
Хочу быть артисткой
– Валентина Тихоновна, откуда у вас такая огромная любовь к музыке?
– У меня мама очень хорошо пела. Жители деревни Петухи, откуда я родом, всегда жили очень дружно: и трудились вместе, и веселились всем миром. Летом в первый день сенокоса взрослые выходили в поле и пели. Мощный и звучный мамин голос было слышно издали. А вот папа вообще не мог петь, зато плясал изумительно. Родители дополняли друг друга.
Пока росли, а в семье нас было шестеро детей, помогали родителям – работали не покладая рук: зимой дрова пилили, снег чистили, летом огород пололи, заготовкой сена занимались. И постоянно пели. Сельские
дети рано начинают работать. Так, я, будучи семиклассницей, уже подменяла доярок. Деревня наша была небольшая, но бригада передовая.
– Когда появились первые мысли о сцене?
– Впервые задумалась об этом, наверное, в классе пятом. Помню, в одном из сочинений я написала, что хочу быть артисткой, как Мария Мордасова или Людмила Зыкина. В то время голоса этих двух моих самых любимых артисток довольно часто звучали в утренних концертах по заявкам тружеников села. Представьте себе, половина седьмого утра, я ещё вижу сны. И, как только Мария Мордасова начинает петь частушки, я вскакиваю и пляшу, а потом снова в постель – спать дальше. Родители, конечно, подшучивали надо мной. А когда пела Людмила Зыкина, я просто заслушивалась.
Картошка и гармошка
– Как получилось, что для
музыкального сопровождения своих песен вы выбрали именно гармошку?
– С детства очень хотела научиться играть на гармошке. Но понимала, живём в деревне,
семья большая, нас – детей – надо кормить и одевать, а зарплата у родителей – колхозников маленькая. Гармошка стоила тогда 40 рублей при зарплате родителей 50-60. К тому же до меня гармошку просил брат, но родители сказали, что пока возможности купить её нет. Поэтому я и молчала. А когда училась в седьмом классе, в одном из разговоров с мамой робко озвучила своё желание: «Мам, так хочется научиться играть на гармошке». Папа тогда лежал в больнице. Мама на меня посмотрела, подумала и стала собираться: «Со скотиной справитесь? Я к отцу в больницу схожу». А это восемь километров пешком. В 11 часов вечера она возвращается и говорит: «Отец сказал, картошки много: продайте картошку – купите гармошку». Так мне купили первую в моей жизни гармошку. Днём играть не получалось: работы в хозяйстве летом предостаточно. А вечером, когда все ложились спать, я уходила в баню. Сначала правой рукой подбирала мотив на слух, потом левой. Через две недели соединила обе руки. В то время в соседнем селе у нас был отличный гармонист. Когда он услышал мою игру, только посмеялся. И я ему, кстати, за это благодарна. Тогда, стиснув зубы, сказала себе: я должна научиться играть. Та самая гармошка сегодня хранится в шарканском музее. Сейчас у меня кировская, четвёртая по счёту гармонь, которая сопровождает меня везде.
Душа поёт
– Вы не сразу стали сольной артисткой, ваша трудовая биография началась в ансамбле «Италмас»…
– Когда мне было 17 лет, Анатолий Мамонтов пригласил в свой ансамбль. Там проработала три года, однако меня не устраивала низкая зарплата, хотелось нормально жить и одеваться. В конце концов ушла на завод «Ижсталь», работала сборщицей-упаковщицей в 27-м цехе. И там, кстати, продолжала петь, так как тогда в каждом коллективе работали кружки художественной самодеятельности. По заводу, помнится, мы своим коллективом первые места занимали.
Я вышла замуж, родила детей – погодок. В 1990 году с заводским танцевальным ансамблем «Андан» в роли солистки отправилась в Коста-Рику. Не забуду свой первый концерт. Я впервые за границей, к тому же мне одной петь на сцене. На лбу выступил холодный пот. Спела первую песню – в зале хлопают, топают, свистят. Всё, думаю, меня освистали. Не передать словами то, что я тогда почувствовала. Спела вторую песню – повторилось то же, однако уже слышны крики «браво», что меня немного успокоило. Тогда же в Коста-Рике я впервые воспользовалась радиомикрофоном и сразу почувствовала свободу на сцене, возможность спокойно двигаться.
Что дала мне эта поездка? Я приобрела больше уверенности в себе. Как только мы приехали из Коста-Рики, меня пригласили в «Айкай». Однако тут я должна была сделать выбор: либо воспитание ещё совсем маленьких детей, либо работа в «Айкае», которая подразумевала постоянные поездки и гастроли. Тут меня поддержал супруг Александр. Вообще, так случилось, что он постоянно подталкивает меня к новым идеям, и я ему очень благодарна. Посмотрев первый концерт «Айкая» с моим участием, он подошёл ко мне и сказал: «Валюша, ты должна быть на сцене». После четырёх лет работы в «Айкае» Саша мне снова говорит: «Валюш, ты выросла и дрейфуешь на одном уровне. Тебе надо уходить». Возможно, без его подсказки я так и осталась бы в «Айкае», несмотря на то что и сама чувствовала – хочется большего. После «Айкая» немного проработала в филармонии, здесь сделала сольную программу, создала свой небольшой коллектив, объездила с концертами всю Удмуртию.
Сегодня я принадлежу сама себе, работаю самостоятельно. Если необходимо, для участия в своих концертах приглашаю танцоров и
музыкантов. Конечно, хотелось бы петь с оркестром, но всё упирается в деньги. А ведь ещё и себя нужно поддерживать в форме. Артист не имеет права выглядеть плохо, всегда только на 100%, ведь он узнаваем.
– В 1993 году вы получили звание народной артистки Удмуртии, а в 2001-м заслуженной артистки России. Что-то изменилось в вашей жизни после этого?
– Прежде всего возросла ответственность за своё творчество. Теперь нужно, как говорится, держать марку, идти только вперёд.
– В вашем репертуаре около 500 песен, сегодня вы работаете с какими-то определёнными авторами?
– Русские песни мне присылают со всей России. С удмуртскими песнями стало сложнее, как только от нас ушла Алла Кузнецова. Хороших удмуртских стихов много, но всё дело в том, что они не песенные. Песенные стихи должны быть доступны для зрителя, сложный слог и смысл – верный признак того, что песня не полюбится.
Сейчас ведём переговоры с Любовью Тихоновой, может быть, в ближайшем будущем
Удмуртию не променяю ни на что
– Вы уже не раз объездили с концертами всю Удмуртии, побывали во многих российских городах, за рубежом. Удмуртский зритель отличается от заграничного?
– Не могу дать однозначного ответа. Где бы я ни выступала, везде принимают прекрасно: и в Перми, и в Тюмени, и в Сосновом Бору, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Коста-Рике, и в Швеции, и в Монголии и т.д.
При этом как-то по-особенному у нас – в Кезу. Это отмечает каждый творческий коллектив, который побывает там. Жители Кеза концерт смотрят, как спектакль: скудные аплодисменты звучат по ходу программы, зато финальную песню сопровождают бурные и продолжительные овации.
Не скрою, поступали предложения уехать за границу, но я их даже не рассматриваю. Я не смогу жить без удмуртского зрителя. Сердце моё будет всегда принадлежать Удмуртии!