биография виктора цоя кратко на русском языке
Виктор Цой краткая биография певца
Виктор Цой (1962 – 1990) – рок-певец, гитарист, вокалист группы «Кино».
Родился 21 июня 1962 года в Ленинграде.
В 1969 году пошел в школу, но пока закончил восемь классов – сменил три школы. С 1974 по 1977 год в биографии Цоя происходит обучение в средней художественной школе. В это время была образована группа «Палата №6». В 1977 году Виктор Цой поступает в художественное училище Серова, из которого буквально на следующий год его исключают за низкую успеваемость. После этого он обучается резьбе по дереву в СГПТУ.
В 1981 году Цой, вместе с Алексеем Рыбиным, Олегом Валинским образовывают группу «Кино». Борис Гребенщиков, случайно заметив талант Цоя, предлагает свою помощь, содействует записи первого альбома «Кино». После распространения альбома, группа записала новые песни.
Во время второго рок-фестиваля группа получила звание лауреата, а одну из песен назвали лучшей антивоенной. После второго звания лауреата «Кино» создает несколько песен, ставших популярными и принесших еще большую известность в биографию Виктора Цоя.
Затем Виктор участвует в съемках нескольких фильмов («Йя-хха», «Конец каникул», «Рок», «Асса»). На следующих фестивалях рок-клуба группа «Кино» получает призы за лучшие тексты, за творческое совершеннолетие.
После фильма «Игла», а также выхода альбома «Группа крови», популярность Цоя, а вместе с ним «Кино», мгновенно выросла. Следующим гениальным альбомом «Кино» в биографии Цоя стал «Звезда по имени Солнце».
В это же время (1989 год) Виктора называют лучшим актером на одесском кинофестивале «Золотой Дюк». Проходят концерты группы в Японии.
Цой занимается записями песен для нового альбома, но внезапно погибает в автокатастрофе. В конце 1990 года, уже после смерти Виктора, выходит последний «Черный альбом» группы. С тех пор история музыканта рассказывалась в документальных фильмах, ему посвящались многие песни, а поклонники исписывали надписями «стену Цоя».
Биография Виктора Цоя
Виктор Робертович Цой (родился 21 июня 1962 года в г-де Ленинграде) – поэт, музыкант, лидер советской рок-группы «Кино».
Виктор Цой родился в семье инженера Роберта Максимовича Цоя и преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой. В 1969 году пошел в школу, где работала его мать.
В период с 1974 по 1977 год учится в средней художественной школе, где и пробует себя впервые в качестве музыканта (тогда бас-гитариста) хард-роковой группы «Палата №6» лидером и создателем которой был Максим Пашков. Группа состояла из трех человек:
Максим Пашков – гитара, вокал
Виктор Цой – бас-гитара
Анатолий Смирнов – ударные
В 1977 году, закончив восемь классов, Виктор поступает в художественное училище им. В. Серова, но уже в 1978 его исключают «за неуспеваемость». Виктор идет работать на завод и одновременно учится в вечерней школе.
В 1979 году поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.
Летом 1981 года Цой вместе с Алексеем Рыбиным создает группу «Гарин и гиперболоиды», осенью уже числившейся в Ленинградском рок-клубе. Позже группа меняет свое название на более короткое, так появляется легендарная группа «Кино». В 1982, Виктор Цой не без помощи музыкантов группы «Аквариум», записывается дебютный альбом группы, получивший название «45». Альбом записывался весной на студии Андрея Тропилло. В марте того же года Цой познакомился с Марианной на дне рождении их общего знакомого.
Чуть позже «Кино» дает свой первый концерт в Ленинградском рок-клубе. Цою и Рыбину помогают музыканты «Аквариума», а в последней песне даже появляется Майк Науменко (лидер гр. «Зоопарк»). Концерт был неудачным, музыканты играли несыгранно.
После неудачного дебюта «Кино», при помощи Сергея Рыженко, дает несколько «квартирников».
В октябре 1982 Цой с Марианной снимают квартирку на Московской площади, но с условием хозяев, что к Новому Году они должны с нее съехать. Тем временем Цой и Рыбин находят барабанщика Валерия Кирилова (в последствии ударник гр. «Зоопарк») и начинают новую запись, но из-за разногласий музыкантов было записано всего несколько вещей. Запись осталась у Кирилова, с которым пути музыкантов разошлись.
В январе 1983 года Марианна с Цоем снимают другую квартиру на проспекте Блюхера. Цоя увольняют с работы, и он быстро устраивается резчиком скульптур для детских площадок. На новую квартиру часто захаживают Борис Гребенщиков (лидер гр. «Аквариум») с женой Людмилой, а также Сергей Курехин (лидер гр. «Поп-Механика»). По традиции распивалось несколько бутылочек сухого красного вина, а так же музыканты иногда хвастались своими новыми песнями.
19 февраля 1983 года в честь 30-летнего юбилея Севы Гаккеля проходит концерт, на котором выступают «Кино» и «Аквариум». Это был второй электрический концерт в истории группы. «Кино» выступало каким-то неопределившимся составом: Виктор Цой, Алексей Рыбин, Юрий Каспарян (кстати, с ним Цоя познакомил Рыбин), басист и барабанщик, имена которых никто не помнит.
Весной 1983 года впервые проводится официальный «Рок–фестиваль», в котором «Кино» не участвовало, потому как не было полного состава. Первое место на фестивале заняла поп-роковая группа «Мануфактура», второе было отдано «Аквариуму», а третье группе «Странные игры».
В июне Цою исполнился 21 год и за него серьезно взялся военкомат. До этого Цой успешно «косил» от армии учась в различных ПТУ, теперь же ему пришлось полтора месяца пролежать в сумасшедшем доме, что бы получить «белый билет». Выйдя и сумасшедшего дома, Цой написал свой знаменитый «Транквилизатор».
4 февраля 1984 года Цой и Марианна расписались.
В 1984 году к музыкантам «Кино» присоединяется басист Александр Титов, записывается второй официальный альбом, получивший название «Начальник Камчатки» («46» 1983 года официальным альбомом не считается. Алексей Вишня, на студии которого записывался альбом, пустил его в ход без разрешения музыкантов) и потерпевший немало критики.
К группе присоединяется Георгий Гурьянов, и «Кино» в полном составе приходит на прослушивание перед «Рок-фестивалем», но комиссия программу не принимает. Только благодаря усилиям Бориса Гребенщикова и звонку Артема Троицкого из Москвы «Кино» удается выступить на фестивале.
Начинался фестиваль сольным исполнением Виктором песни «Безъядерная зона», а заканчивался выступлением «киношников» в полном составе.
Цой и Марианна снова переселяются в другую квартиру, на этот раз к маме Марианны.
Летом Цой и Марианна отправились на Юг. Как только они вернулись, Виктор осуществил свою мечту «хочу быть кочегаром» и устроился работать в котельную, пока еще не в ту знаменитую «Камчатку».
Осенью Виктор летает с акустикой на восток. Первый раз в Свердловск с Майком Науменко, второй раз уже один в Новосибирский Академгородок.
В 1985 году «Рок-фестиваль» переносят с мая на март, в связи с 40-летием Победы, посчитав, что эти события несовместимы. На этот раз Цой, вопреки обыкновению, на гитаре не играл, а только пел, музыканты стали лауреатами. В том же году записался альбом «Ночь», но издан не был. Не став ждать музыканты принялись записывать новый альбом на домашней студии Вишни. Альбом был скоро записан и вышел под названьем: «Это не любовь», он стал третьим в дискографии группы.
Этой же весной Майка и Цоя арестовали на «квартирнике» в Киеве, но недолго продержав, отпустили.
5 августа 1985 у Марьяны и Цоя родился сын Александр.
Летом все участники группы «Кино» снова отправляются в Киев, уже на съемки фильма «Конец каникул» Сергея Лысенко, а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит пластинка «Red Wave».
Осенью Виктор поступает работать машинистом в котельную «Камчатка», где работали многие советские музыканты. В ней режиссер Рашид Нугманов и организовал съемки знаменитого короткометражного фильма «Йя-хха», там же проходят съемки не менее популярной картины «Рок» Алексея Учителя, в съемках которых принимал участие Виктор Цой.
Осенью и зимой того же года в Ялте Цой снимается в заключительной части полнометражного фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева.
Весной 1987 состоялась премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ. Также успешно прошло последнее выступление на Ленинградском рок-фестивале, на котором «киношники» получили приз «за творческое совершеннолетие». Позже «Кино» едут во Францию, где выходит электрический альбом «Последний герой».
На портативной студии «Yamaha MT44», подаренной музыкантам Джоанной Стингрей, начинается запись легендарного альбома «Группа крови».
Осенью Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съемки своего последнего фильма «Игла», где сыграл главную роль. «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность.
В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови» выходят в свет, «Кино» приобретает настоящую славу. Начинаются бесконечные гастроли по России, Украине, Белоруссии — «Кино» собирает аншлаги на всех концертах.
Весной 1988 года записывается черновик, а в период с 1989 по 1990 окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который стал последним при жизни Цоя. Альбом вышел осенью. Летом Виктор с Каспаряном ездили на гастроли в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актером.
В июне 1990 года проходит последний концерт легендарной группы в Москве., а так же запись последнего альбома, доработанного и выпущенного после смерти Виктора Цоя. Альбом известен, как «Черный альбом».
15 августа 1990 года – Виктор Робертович Цой погиб в автомобильной катастрофе под Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Биография Виктора Цоя
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне ‑ Санкт-Петербург).
Отец Виктора по национальности кореец, работал инженером, мать ‑ русская, была учителем физкультуры.
У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому родители в 1974 году определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.
Музыка также была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе.
Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу «Палата №6».
В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова на оформительское отделение. В 1979 году он был отчислен «за неуспеваемость», после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу.
Позже учился по специальности «резчик по дереву» в профессионально техническом училище (СГПТУ №61), после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области. После этого работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.
В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы «Автоматические удовлетворители». В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе «Трюм».
Из этих концертов летом 1981 года возникла группа «Гарин и гиперболоиды» куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода в армию Олега Валинского, группу переименовали в «Кино».
В феврале 1983 года состоялся совместный концерт «Кино» и «Аквариума». После нескольких концертов в Ленинграде и Москве весной того же года из-за разногласий с Виктором Цоем группу покинул Алексей Рыбин.
Весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила лауреатское звание, а песня Виктора Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей антивоенной песней.
В 1984 году был сформирован второй состав группы «Кино». Летом 1984 года группа записала альбом «Начальник Камчатки», затем вышли альбомы «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986).
Весной 1985 года группа «Кино» стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом, рок-фестивале группа «Кино» получила приз за лучшие тексты.
В 1986 году группы «Кино» и «Аквариум» выступили с концертной программой в США и там же записали альбом «Красная волна» (Red Wave).
Осенью 1986 года Виктор Цой устроился работать машинистом в знаменитую котельную «Камчатка». Он проработал в ней до 1988 года.
Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа «Кино» получила приз «за творческое совершеннолетие».
В 1988 году вышел альбом «Группа крови» и был записан альбом «Звезда по имени Солнце», который вышел в конце 1989 года ‑ первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии.
Кроме музыкального творчества, Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах «Йа‑хха!» (1986, режиссер Рашид Нугманов), «Конец каникул» (1986, режиссер Сергей Лысенко), «Рок» (1988, режиссер Алексей Учитель) и «Асса» (1987, режиссер Сергей Соловьев). В фильме Рашида Нугманова «Игла» (1988) Виктор Цой сыграл главную роль Моро.
Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году на прошедшей в Нью-Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя.
Летом 1989 года вместе с Юрием Каспаряном Виктор Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии.
В июне 1990 года в Лужниках в Москве состоялся последний концерт группы «Кино». После этого Виктор Цой уехал на два месяца отдыхать в Латвию, где занимался записями песен для нового альбома.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем «Москвича».
Машина Цоя врезалась в рейсовый пассажирский автобус «Икарус». По версии следствия, певец уснул за рулем.
Виктор Цой был женат, 5 августа 1985 года в семье родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели музыканта, но официально супруги не разводились. После гибели Виктора Цоя, вдова Марианна (Марьяна) Цой написала о нем повесть «Точка отсчета». 27 июня 2005 года Марианна скончалась после продолжительной болезни.
После смерти Виктора Цоя музыканты «Кино» доработали и выпустили в декабре 1990 года последний альбом, назвав его «Черный альбом». Он посвящен Виктору Цою. Группа «Кино» перестала существовать.
В 1992 году вышел документальный фильм «Последний герой» (режиссер Алексей Учитель), посвященный Виктору Цою. Съемки этого кинофильма начались еще при жизни музыканта.
В 1990 году в Москве в Кривоарбатском переулке стихийно появилась «Стена Виктора Цоя». Ее исписали цитатами из песен группы «Кино». Поклонники певца собирались у стены два раза в год ‑ 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти. В 2006 году стена Цоя была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом вновь восстановлена фанатами.
15 августа 2002 года в Латвии на 35‑м километре трассы Слока ‑ Талси на месте гибели музыканта был установлен памятник (авторы ‑ художник Руслан Верещагин и скульптор Амиран Хабелашвили). В 2014 году памятник был открыт после реставрации, которая проводилась на пожертвования почитателей творчества рокера со всего мира.
В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя ‑ «Котельная Камчатка», где Виктор Цой числился штатным кочегаром.
Он открылся в конце 2003 года. В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы «Кино». В Петербурге «Камчатка» считается одним из традиционных мест паломничества «киноманов».
20 ноября 2010 года состоялось открытие памятника легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.
В конце 2014 года после нескольких лет согласований в Санкт-Петербурге утвердили проект памятника Виктору Цою. Монумент расположится на юго-западе города в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого. В этом районе находится школа, которую посещал музыкант, и дом, где проживала его семья.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Виктор Робертович Цой
Фото Все
Видео Все
Виктор Цой в передаче До 16 и старше 1988
Д/ф: Виктор Цой. Группа крови (Первый канал) 2010
Виктор Цой — биография
Виктор Цой всегда делал то, к чему лежала его душа. Наперекор всем он шел своим путем и сумел добиться невероятного успеха. Благодаря его творчеству, русский рок стал совсем другим, облачился в новую форму, приобрел лиричность и просто бешеную популярность. Сам певец стал настоящей иконой и символом 80-х. О его творческом наследии до сих пор спорят критики и профессиональные музыканты, но все они едины во мнении, что Виктор Цой – это феномен, разгадать который очень непросто. Он пользовался бесконечной любовью и уважением при жизни, и эта любовь не ослабела и сейчас, когда прошло почти тридцать лет с момента его смерти.
Детство и юность
Родился Виктор Цой 21 июня 1962 года в Ленинграде, в интеллигентной семье. Отец Роберт Цой по профессии инженер, мама Валентина Цой школьный учитель физкультуры. Дедушку Виктора по отцовской линии звали Цой Сын Дюн, он был корейцем. Отец мальчика родился в Казахстане. Обычно представители этой национальности имеют средний рост, а вот Виктор вырос до 184 см.
Виктор Цой в детстве
Творческие наклонности мальчика проявились в раннем детстве. Ему было всего пять, а он уже отлично лепил, рисовал, и мог отстучать руками любую мелодию, даже сложную. Родители решили, что талант пропадать не должен, и Витя оказался в художественной школе, которую посещал на протяжении трех лет. В обычной школе будущий известный музыкант особых талантов не проявлял, поэтому учителя быстро махнули на него рукой и занимались с более перспективными учениками.
В пятом классе Виктор решил, что рисование его мало волнует, и всерьез увлекся музыкой. В это же время он купил себе первую гитару, с которой практически не расставался.
Музыка буквально ворвалась в его жизнь и вот уже он подбивает друзей собраться в группу под названием «Палата №6».
Музыка настолько овладела всеми его мыслями, что он готов был на любые жертвы, лишь бы стать обладателем 12-струнной гитары. Как раз в то время родители уехали отдыхать и оставили сыну определенную сумму денег. Он не задумываясь отдал их за гитару. У него осталось 3 рубля, и на них были куплены беляши. Виктор был таким голодным, что умял их все и заработал проблемы с желудком. После этой истории Цой пообещал сам себе, что беляши он больше даже в руки не возьмет.
Виктор Цой в юности
Окончив 9 классов, Виктор ушел из школы и поступил в Ленинградское художественное училище им.Серова. По окончании учебы он должен был получить профессию художника-оформителя. Но вскоре это занятие Виктору разонравилось и он все больше времени проводит с любимой гитарой. Итог был неутешительным – отчисление за неуспеваемость на втором курсе.
Цой устроился на работу. Немного времени он проработал на заводе, потом учился в Художественно-реставрационном профессиональном лицее №61, после которого стал резчиком по дереву. Он даже научился вырезать китайских нэцкэ.
Все это было хорошо и здорово, но морального удовлетворения не приносило. Парень по-прежнему бредил музыкой, он с каждым годом все больше понимал, что это именно то дело, которому он готов отдаваться без остатка.
Музыка
Творческая биография молодого музыканта началась к концу 1981-го, когда Цой, Олег Валинский и Алексей Рыбин решили создать рок-группу «Гарин и Гиперболоиды». Но через некоторое время длинное и вычурное название группы было изменено на лаконичное «Кино». Коллектив «Кино» в составе трех музыкантов стал членом Ленинградского рок-клуба, и вскоре уже выпускает свой дебютный альбом под названием «45». Большую помощь в создании этого альбома начинающим артистам оказал Борис Гребенщиков и коллектив «Аквариум». Музыкантам часто задавали вопрос, что означает название пластинки – вес, возраст, количество песен. Все оказалось просто – ровно столько звучат его записи.
Первое творение Цоя и его группы приобрело необычайную популярность. В те годы музыкант уже имел четкие жизненные принципы и не собирался сходить с выбранного пути.
В 1984-м вышел второй альбом группы «Кино», который музыканты назвали «Начальник Камчатки». И опять странное название, и объяснение почему – так называлась котельная, где Цой работал кочегаром. Изменился и состав группы, бывшие коллеги Цоя ушли, и на их место он взял басиста Александра Титова, гитариста Юрия Каспаряна, барабанщика Георгия Гурьянова (Густава). В том же, 1984-м, коллектив выиграл второй Ленинградский рок-фестиваль и произвел фурор среди его зрителей.
В 1985 году музыканты снова приняли участие в фестивале, и сумели повторить прошлогодний успех. У них появилась идея записать альбом под названием «Ночь», который должен был полностью соответствовать жанру рок-музыки. Но работу над ним временно приостановили, зато выпустили новую пластинку «Это не любовь».
В ноябре того же года из коллектива ушел Александр Титов, и на его место взяли Игоря Тихомирова. В таком составе группа доработала до конца своей деятельности.
1986-й стал пиком славы группы «Кино» и ее лидера Виктора Цоя. Ничего особенного музыканты не делали, просто их музыка в сочетании со словами лидера коллектива вносили новизну и неповторимость, а темы, которые поднимал Цой были очень актуальными для того времени(впрочем они до сих пор остаются актуальными). Помимо этого их композиции было легко спеть под гитару, и благодаря этому популярность участников группы росла с каждым новым «дворовым концертом».
Виктор Цой на концерте в Москве
В том же 1986-м музыканты наконец-то дописали альбом под названием «Ночь» и выступили с концертом на фестивале, организованном ленинградским рок-клубом и московской рок-лабораторией. Фестиваль прошел в Москве. Альбомы коллектива «Кино» расходились с бешенной скоростью, музыканты приобретали невероятную популярность, клипы смотрел «и стар и млад», причем на всей территории СССР.
После того, как в 1988-м вышел новый альбом под названием «Группа крови», о советских музыкантах заговорили за границей. «Кино» посетило с концертами Данию, Францию, Италию, фотографии музыкантов украшали обложки модных глянцев. В 1989-м выходит первый студийный альбом группы, записанный на профессиональном уровне. Он получил название «Звезда по имени Солнце», и после него коллектив не останавливается, немедленно начинает работу над новой пластинкой.
Слушайте Пачка сигарет — Виктор Цой на Яндекс.Музыке
Лучшие композиции этого альбома не только прославили музыкантов группы и самого Цоя по всему миру, они можно сказать, возвели их в ранг бессмертных. Песню «Пачка сигарет» распевали на каждом углу в Советском Союзе, ее продолжают петь и сейчас на территории постсоветских стран. Эту композицию подхватывают новые поколения, и она остается актуальной вот уже три десятка лет.
В 1989-м музыканты снова отправились во Францию и дали несколько концертов в Штатах. В июне 1990-го Виктор Цой и его прославленная группа «Кино» последний раз выступили всем составом в московских «Лужниках».
Потом музыканты выпустили еще один альбом под названием «Кино», который завершил дискографию прославленного коллектива. Композиции «Следи за собой» и «Кукушка» понравились больше всех и в последующем вошли в репертуар многих певцов и коллективов.
Виктор Цой сумел достучаться до спящего сознания жителей страны Советов, он разбудил их своими песнями. Его воспринимали, как вестника близких перемен, новой жизни и свободы. Именно это стремление прослеживается в композиции «Хочу перемен!», которую музыканты впервые представили на 4-м фестивале ленинградского рок-клуба, который состоялся во Дворце культуры «Невский» в мае 1986-го.
Сразу может сложиться впечатление, что певец призывал к радикальным решениям, но в действительности все было немного не так. У Виктора было свое, особое представление о музыке, которое он выразил в этих словах: «Музыка создана для того, чтобы охватывать – она должна смешить, когда это нужно, или веселить, когда потребуется, и заставлять думать — желательно всегда. Музыка не должна быть призывом к разгрому Зимнего дворца. Она предназначена для того, чтобы ее слушали».
В одном из своих интервью журналистам певец сказал, что не является вестником перевоплощений. Для него самого важно всегда быть самим собой. Возможно, это прозвучало в контексте развития его профессиональной карьеры актера, а не как комментарий своего отношения к тогдашней политической ситуации.
Спустя некоторое время он сказал, какими видит перемены советского общества: «Я хотел, чтобы перемены коснулись в первую очередь сознания людей, освободили их от привычки оглядываться на кого-то и ждать, что этот кто-то примет за тебя решение. Я хотел, чтобы перемены произошли в сознании советского человека, а не выражались в новых съездах и пленумах».
Фильмы
Кинематографическая биография Виктора Цоя началась с сотрудничества с режиссером Алексеем Учителем, который тогда только заканчивал учебу и приступил к съемкам своей дипломной работы. Это был киноальманах «Конец каникул». Для съемок этого фильма группа оправилась на озеро Тельбин в Киеве. Это был новый этап творчества тогда еще не очень популярного певца Цоя.
Виктор Цой в фильме «Конец каникул»
После нахлынувшей популярности группы «Кино» Виктор стал желанным гостем на съемочной площадке картин, которые принято считать «новой формацией». В общей сложности фильмография музыканта насчитывает четырнадцать картин, среди которых есть такие, которые отразили в себе «эпоху перемен».
Сразу хочется сказать о нашумевшей «Ассе», снятой режиссером Владимиром Соловьевым. В ней явно присутствует ощущение, которое можно назвать «Начало конца», какая-то безнадега и тупик, который возник практически у каждого в те годы.
Виктор Цой в фильме «Игла»
Потом была лента «Игла», где Виктору досталась роль главного героя Моро. Он решил сразиться с наркомафией, но это было непросто. Роль наркодельца по имени Артур блестяще изобразил Петр Мамонов. Картина побила все рекорды просмотров в 1989 году, а Цоя назвали лучшим актером года. Во всяком случае, так считали читатели журнала «Советский экран».
Личная жизнь
В школьные годы на Виктора абсолютно не обращали внимания — ни одноклассницы, ни подружки во дворе. Наверное, причина кроется в его национальности. Но к двадцати годам все кардинально изменилось. Он стал мега популярным, поклонницы преследовали его повсюду, даже устраивали дежурство у подъезда. Но популярность пока никак не отражалась на его личной жизни, пока в ней не появилась его вторая половинка. Они познакомились на какой-то музыкальной вечеринке, девушку звали Марианна, и она была старше Виктора на 3 года. Полгода конфетно-букетного периода вскоре закончились решением о совместном проживании.
Виктор Цой с женой Марианной и сыном
Они оформили свои отношения официально, и в этом браке родился первый и единственный ребенок Виктора Цоя – сын Александр, который потом продолжил дело отца. Марианна занималась хозяйственной деятельностью группы, помогала готовить концертные костюмы и решать все организационные вопросы.
В 1987-м, когда Цой снимался в картине «Асса», в его жизни появилась ассистент режиссера Наталья Разлогова. У них закрутились романтические отношения, результатом которых стал уход певца из семьи. Марианна говорила, что у них с Натальей абсолютно разные темпераменты – Марианна была настоящим «вулканом страстей», а новая любовь Цоя изображала «неприступную скалу».
Виктор Цой с Натальей Разлоговой
Официального развода так и не произошло, Марианна так и оставалась его женой, и когда Виктора не стало, то сумела выпустить все его последние записи и неизданные материалы. Марианна получила диплом Санкт-Петербургского университета в 1999-м, она стала переводчиком с английского и японского.
В начале 2000-х доктора диагностировали у вдовы Цоя онкологию. Ей удалили опухоль в груди, но этим дело не закончилось. Медики нашли у нее еще и опухоль головного мозга. Марианна понимала, что это конец и ничего нельзя предпринять, поэтому выписалась из клиники и решила умирать дома. На протяжении трех месяцев, которые она еще прожила, рядом были ее мама и новый муж Александр Аксенов, которого больше знают, как Рикошета.
Смерть
Виктора Цоя не стало 15 августа 1990 года. Его жизнь оборвалась в автокатастрофе, которая случилась на трассе Слока – Талси близ латвийского городка Тукумс. Он отдыхал в Прибалтике и возвращался домой. Его машина протаранила автобус «Икарус». Водитель автобуса остался жив, а Виктор Цой погиб на месте. Расследование пришло к выводу, что певец от переутомления просто уснул за рулем.
Машина Виктора Цоя после аварии
Одно время говорили, что он не спал, просто наклонился поменять кассету в магнитоле и пропустил поворот, но никаких подтверждений этой версии нет.
Страна пережила настоящий шок после этого известия. Его похоронили 19 августа 1990-го на Богуславском кладбище Санкт-Петербурга. Провести в последний путь своего кумира собрались тысячи его фанатов.
Его могила всегда укрыта живыми цветами, там всегда горят свечи. Недалеко от него похоронены и две его любимые женщины – мама Валентина и жена Марианна.
Похороны Виктора Цоя
Память о Цое увековечена в многочисленных памятниках, причем не только на родине, но и за рубежом. Самая главная из всех скульптур находится на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Там великий «певец перемен» изображен сидящим на мотоцикле.
Могила и памятник Виктору Цою
По задумке скульптора Амирана Хабелашвили и художника Руслана Верещагина, авторов этого монумента, на нем красуются строки из композиции «Легенда»: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».
Память
Достаточно часто композиции Цоя и группы «Кино» звучат в исполнении других артистов. Их можно слышать в репертуаре Константина Кинчева, лидера группы «Алиса». Одно время двух музыкантов связывала дружба, поэтому он хочет, чтобы творчество Виктора как можно дольше жило в сердцах и памяти людей.
В исполнении симфонического оркестра Эрмитажа часто можно услышать композиции из репертуара прославленной группы, которые звучат в концерте его памяти.
Стена Цоя в Москве
После гибели Виктора в 1990-м в столице появилась Стена Цоя. В Кривоарбатском переулке на стене дома №37 поклонники творчества музыканта покрыли надписями всю стену. Там были цитаты из его композиций и бесконечные надписи «Цой жив!». Так они выражали любовь к своему кумиру и не хотели принимать факт его смерти. Вскоре эта стена стала достопримечательностью Москвы, к ней даже приводят на экскурсию туристов.
Режиссеры тоже оказались в числе поклонников музыканта и сняли несколько картин о его творческом пути и жизни.
В 2012-м на суд зрителей представлен документальный проект «Цой «Кино», который снял режиссер Евгений Лисовский. В этой картине звучит ранее не известная композиция Виктора «Атаман». Оказывается, кассета хранилась у Натальи Разлоговой, и только спустя много лет она представила ее общественности.
В 2018-м режиссер Кирилл Серебренников снял картину «Лето», которая рассказывала о начале творческой деятельности прославленного музыканта. О том, как он дружил с Майком Науменко, какие отношения были у него с женой друга – Натальей. Роль Цоя сыграл корейский актер Тео Ю, роль его друга Роман Билык, музыкант группы «Звери». Наталью сыграла актриса Ирина Старшенбаум.
Раз в 5 лет фанаты Виктора Цоя собираются, чтобы отметить очередной юбилей любимого артиста. В 2017-м они отметили его 55-летие, и сняли клип на композицию «Звезда по имени Солнце».
Альбомы
Слушать песни
Слушайте Последний герой — Кино на Яндекс.Музыке