битва при керженце история
Битва при керженце история
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, 2 арфы, струнные.
«Сеча при Керженце»
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, альтовая труба, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, струнные.
История создания
Зимой 1898—1899 годов, когда Римский-Корсаков работал с либреттистом В. Бельским (1866—1946) над «Сказкой о царе Салтане», их заинтересовала также легенда о невидимом граде Китеже. В основу легенды легли подлинные исторические события — нашествие татар на Русь. В народном сознании один из эпизодов страшного нашествия преломился мистически: Господь спас град Китеж, который сделался невидимым и стал местом идеальной жизни. Тогда же у композитора возникла идея связать это сказание с образом святой Февронии Муромской, героини народной муромской повести о Петре и Февронии.
Этот замысел был отложен на несколько лет, хотя, возможно, отдельные фрагменты музыки начали появляться. В мае 1901 года композитор писал Бельскому: «Я пересматривал свои затеи для «Града Китежа» и многим остался доволен, хотя это все ничтожные отрывки. Мне ужасно хочется им заняться. пришлите что-нибудь для «Китежа» а также сценарий. » Основная работа над оперой на уже законченное Бельским великолепное либретто, глубоко своеобразное, с яркими живыми характерами, шла в течение 1903 года. «К концу лета I действие и обе картины IV-ro были готовы в подробных набросках, а также многое другое было набросано в отрывках. По переезде в Петербург (с дачи. — Л.M.) была набросана 1-я картина III действия, потом II действие. Я принялся за оркестровку», — свидетельствует композитор в «Летописи». Летом следующего года Римский-Корсаков дописал незаконченные эпизоды и к осени завершил оркестровку. Премьера «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» состоялась в Петербурге, в Мариинском театре 7 февраля 1907 года под управлением Ф. Блуменфельда.
«Сказание. » — уникальное явление в творчестве композитора. «Этой опере было суждено стать многосторонним итогом напряженных размышлений Римского-Корсакова, полнейшим выражением устремлений его творчества, — читаем в работе одного из самых проницательных исследователей творчества Римского-Корсакова музыковеда Г. Орлова. — В ней соединились общечеловеческая нравственная проблематика и национальная, историческая, бытовая конкретность; драматизм народных судеб и образы природы; проникновение в мир народных представлений, верований, традиций и любовь к волшебному, чудесному, получившему здесь символический смысл. »
Вскоре яркие оркестровые эпизоды — «Вступление (Похвала пустыне)» и особенно «Сеча при Керженце» — одна из вершин творчества композитора, произведение уникальное по лаконизму, яркости образов и истинно симфоническому развитию, зазвучали на концертной эстраде. Существует их редакция вместе с картинами «Свадебный поезд Февронии» и «Блаженная кончина девы Февронии. Вхождение в невидимый град», осуществленная учеником и родственником Римского-Корсакова М. Штейнбергом.
Музыка
«Похвала пустыне» — величественный музыкальный пейзаж, рисующий бескрайние леса, восторженный гимн русской природе. После тихих аккордов духовых на фоне рокота литавр и арпеджио арф вступают с непрерывным тремоло засурди- ненные струнные. Это шелест леса. Слышатся короткие нежные свирельные попевки, птичьи трели, кукование: лес живет своей таинственной жизнью. Появляется тема Февронии, органично вырастающая из лесных попевок и звучащая как тихий гимн красоте Божьего мира.
o_apankratov
И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).
Керженец, часть 2-я: место мученичества
Кладбище тоже здесь старообрядческое (как и многие в Семеновском районе)
Дальше хотелось бы привести текст книги «Скиты керженского края» А. Майорова, которую я ещё буду цитировать в будущих постах.
Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим (ок. 1665-1738)
Жил в разных скитах, переходил из одного в другой, обучая и сам учась. В 1709 году в скиту Лаврентия, где он был принят как диакон, постригли его в монахи «по расколу» и допустили к священству. С этого времени стало известным его имя по всему Керженцу.
К 1719 году, когда были готовы ответы на вопросы Питирима, Александр ученостью своей, крепостью в вере стал духовным руководителем старообрядцев беглопоповского толка. Потому именно он отправился к Питириму для вручения ответов на его «зловредные» сто тридцать вопросов.
Диакон Александр к этому времени был привезен закованным в узы в Пафнутово. Вот как описывает ход диспута в своем рассказе «За крест и веру» писатель Юрий Прилуцкий (он же священник Петр Шумилин церкви Пресвятой Живоначальной троицы села Богоявление), опубликованном в 1917 году:
«В полном облачении с иконами и хоругвями вышел Питирим. Среди площади, перед церковью на помосте был поставлен аналой, рядом стол с грудой книг старинных в кожаных переплетах. Откуда-то появилась сотня гвардейцев Петровского Преображенского полка и, нещадно расталкивая толпу, сделала проулок от села до площади. В дальнем конце показалась партия закованных в цепи скитских отцов под конвоем десятка гвардейцев с обнаженными саблями, позади на вороном (черном) коне ехал капитан гвардии Ржевский. Бледные, изможденные, с вырванными ноздрями с искалеченными лицами, в изодранных одеждах, в крови, с выдранными бородами, но спокойные, тихо позвякивая цепями на ходу, направлялись отцы к помосту. Александр начал свою речь. Но в самый пыл начатой речи тяжелый кулак Ржевского опустился на голову диакона Александра и он как подкошенный повалился на землю».
Диспута не получилось. Выборные от староверов различных скитов, убоявшись увиденного страхом великим и под грозным влиянием Питирима, подписали «доношение» им самим составленное о том, что ответы «староверов» скитских неправильные. Первым показал пример и поставил подпись иуда (предатель) Варсонофий. После этого Питирим проявил «милосердие» и отпустил задержанных. Так закончился «диспут».
Праведный старец Макарий старообрядческой церковью признан святым, имя его занесено в синодик (книга, в которую заносятся имена для поминовения). Диакона Александра мы оставили в тот момент, когда повезли его на питиримов суд. А суд был скор.
На Благовещенской площади в Нижнем Новгороде, около Дмитриевской башни, при большом стечении народа было зачитано уложение 7157 года от сотворения мира второй главы первой статьи: «учинить вождю Керженского раскола беспоновшинского согласия диакону Александру, как злому клятвопреступнику, усечение главы и сожжение на огне его воровского тела».
Смертный приговор Александр выслушал спокойно, нс переменившись в лице. Потом сняли цепи с обезглавленного тела и здесь же на площади предали его сожжению. Останки диакона схоронили в детском гробике.
Эго «деяние» совершённое 21 марта 1720 года потрясло весь раскольнический мир. Затем последовали «зорения» и уничтожения скитов Керженскою края. Опустели леса чернораменекие. Многие ревнители древней веры потекли в другие места, даже за пределы России, а те, кто оставался здесь, забивался в самую лесную глушь уйдя подальше от скитов и деревень.
Битва при керженце история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Картина Н.К.Рериха «Сеча при Керженце»
Название: Сеча при Керженце
Год: 1911
Где находится: Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Холст, размеры: Картон, темпера. 52 x 70.5 см.
Примечание: Эскиз занавеса к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Париже в театре Шатле
Русская легенда о Керженце относится ко времени монголо-татарского ига. Она рассказывает, что когда приблизились победоносные татаро-монгольские орды, древнерусский город Керженец не смог защитить себя. Тогда весь святой народ этого города пришел в храм и молился о спасении. Перед самыми глазами безжалостных завоевателей город торжественно опустился в озеро, которое впоследствии стало считаться священным. Хотя легенда говорит о времени татарского ига, вы можете понять, что основа легенды намного более древняя и вы можете найти следы типичных переселений.
. В яростной битве два войска сшиблись среди зеленых холмов у озера, в которое погрузился град Китеж. Справа — русские всадники в островерхих шлемах с червлеными щитами мчатся ритмичными рядами со знаменем «Спаса» и хоругвями. Слева — плотные ряды коренастых татарских лучников в шапках и круглых шлемах осыпают русскую конницу стрелами.
В приемах живописи сказалось изучение Рерихом древнерусских икон. Силуэты воинов четко читаются на зеленом фоне. Они такие же, как изображения на хоругвях и иконах. Так же горят чистые звонкие краски: киноварь, охра, изумрудная зелень. Пересечение коротких кривых и рубленых линий, очерчивая группы сражающихся воинов, вызывает в воображении стук и звон мечей, а полыхание красных продолговатых полос неба и его отражения в озере невольно ассоциируются с протяжными звуками медной группы оркестра.
Тема героического сражения русского воинства с татарскими ордами передана композитором в форме симфонической картины, полной эпической силы, былинности, национального звучания.
«И была битва великая и сеча злая…»
Церковные писатели XIII века называли монголо-татарское нашествие наказанием Божиим за междоусобные войны русских князей.
В то же время ряд историков считает, что монгольское иго способствовало сплочению русских княжеств. Но процесс объединения княжеств проходил далеко не мирным путем, кровавые междоусобицы происходили и во время монголо-татарского ига. История соперничества Москвы и Твери, особенно Юрия Даниловича, князя Московского и Михаила Ярославича, князя Тверского яркое тому подтверждение.
Борьба между ними велась за уделы Переславль-Залесский, Кострому, Городец, Нижний Новгород, за влияние в Новгороде. В 1305 году, в Орде Михаил Тверской сумел перебить цену московского князя Юрия, который также участвовал в аукционе по продаже ярлыка на великое княжение, и получил его.
Вернувшись на Русь, он пошел с войском на Москву, но взять ее не сумел. Во втором походе в 1308 году Михаил «наделал много зла», но города также не взял.
После повторного получения в 1315 году ярлыка от нового хана Узбека Михаил пошел вместе с татарами на Новгород, который решил отказаться от Михаила и пригласил на княжение Юрия Даниловича. Совместно с татарами Михаил разгромил новгородцев, «которые потеряли много мужей добрых, бояр и купцов, и потерпели совершенное поражение».
Юрий, князь Московский в это время находился в Орде, здесь он породнился с ханом, вступив в брак с его сестрой Кончакой, принявшей крещение. Сарай, золотоордынская столица являлся центром Сарайской епархии, здесь уже полвека находилась епископская кафедра, которую на тот момент возглавлял епископ Варсонофий, вероятно, он и крестил сестру хана с именем Агафья.
Правитель Орды Узбек, хоть и взошел на Ордынский престол при помощи происламских сил, ислам принял спустя семь лет. Поэтому, в этом вопросе он еще руководствовался предписаниями индифферентной Ясы Чингисхана. Для укрепления своего влияния на Руси, он избрал такой способ – выдал сестру замуж за князя Московского, а князю вручил ярлык на княжение во Владимире.
По возвращении из Орды Юрий Данилович решил восстановить утраченные позиции и сразу же двинул свое войско против Михаила Ярославича. Тверского князя сопровождало войско монгольского темника Кавгадыя, отряды хивинцев и мордвы. Иноземцы, как пишет Костомаров, «вступивши в тверскую землю… без разбора жгли всякое жилье, попадавшееся на пути, и мучили разными муками людей, которых захватывали в свои руки».
Михаил Тверской, узнав о приближении противника, выступил против объединенного войска москвичей и татар. 22 декабря 1317 года у села Бортенева произошла битва. Из нее победителем вышли тверичане, в плен попала молодая жена московского князя Кончака и его брат Борис. Юрию Даниловичу удалось ускользнуть в Новгород, а Кавгадый на следующий день сам сдался в плен.
Михаил Ярославич был вызван для разбирательств в ставку хана. Князь понимал, что поездка туда равнозначна смерти. Но все равно поехал, т.к. прекрасно знал, что отказ приведет к очередному набегу кочевников и разорению Тверского княжества. После несправедливого ханского суда Михаил Тверской был умерщвлен. Князя убили за Тереком, у перевала, названного впоследствии Крестовым, во время похода Узбека в Персию.
Ценой собственной жизни князь Михаил сохранил жизни тысяч русских людей, он умер достойной христианской смертью. Спустя два столетия Русская Церковь причислит Михаила Тверского к лику святых.
В противостоянии Твери и Москвы, в итоге победила последняя, но методы Юрия Даниловича по укреплению власти и возвышению Москвы не могут вызывать ни понимания, ни оправдания.
Сеча при Керженце (эскиз)
1911
. Среднеазиатское предание говорит о таинственном подземном народе агарти. Приближаясь ко входам в его благое царство, все живые существа умолкают и благоговейно прерывают путь.
Вспомним русское предание о таинственной чуди *, ушедшей под землю от преследования злых сил. Священная легенда о подземном граде Китеже ведет в тот же тайник.
Вся земля толкует о подземных городах, хранилищах, о храмах, ушедших под воду *. И русский, и нормандский крестьянин знает это одинаково твердо. Так же как житель пустынь знает о сокровищах, иногда сверкающих из-под волн песков пустынь, и снова — до времени — уходящих под землю. К одному костру сходятся помнящие о положенных сроках. Не о суеверии, но о знании говорим. О знании, выраженном в прекрасных символах.
*Чудь — древнерусское наименование эстов, а также племен, обитавших в пределах владений Новгорода Великого — от Онежского озера до Урала.
*«. Земля толкует о подземных городах. храмах, ушедших под воду» — имеются в виду легенды и предания у разных народов об «ушедших» под землю или под воду городах (как в «Сказании о граде Китеже»),
Такие легенды часто возникают на основании реальных событий — истории известен ряд случаев, когда поселения проваливались в результате обрушения кровли подземных пустот или уходили под воду вследствие опускания суши.
В 1933 году некий Маслов, «директор Академии Художеств», изрезал два моих панно – «Сеча при Керженце» и «Казань». Этот вандализм вызвал протест со стороны художников, и Маслова судили. Знаем варварские нападения в Третьяковке на картину Репина «Иван Грозный» и на картину Милле «Анжелюс» в Лувре. Портрет Сарджента был изрезан в Лондоне. Израненные картины были подклеены и подмазаны, но все же их нужно считать инвалидами. Со временем старые раны дадут себя знать.
Друзья не могли понять, почему пресловутый Маслов уничтожил именно эти два панно. «Сеча при Керженце» в первом варианте была приветствована в Париже в дягилевских постановках. Кстати, где это первое панно, а также и панно Серова? Вместо Маслова не съели ли их крысы? И «Сеча» и «Казань» были воспроизведены и в большой Монографии 1916 года и в книгах Эрнста и Ростиславова. Вариант эскиза был на Международной выставке в Мальме в 1914 году и поступил в стокгольмское собрание Мансона. Достаточно были оценены эти панно, и тем страннее вандализм, над ними учиненный. Зачем? Культурно ли?
Венеция, чудесная Венеция вся построена на сваях. Известно ли, как влияют на лагунную почву взрывы? Но знаем, что Кампанилла обрушилась от каких-то почвенных условий. Знаем, что большие суда опрокидываются не только от прямого удара бомбы, но и от взрыва вблизи судна. Из Лондона писали, что на расстоянии двухсот ярдов от взрыва летевшие железные балки пробивали крышу дома и проникали в квартиры. Последствия взрывов вообще не учесть. Но венецианские свайные лагунные дворцы и храмы могут быть особенно чутки к сотрясениям.
Иногда кажется, что прежде больше жалели произведения искусства. О Кампанилле больше ужасались. А теперь? Огрубение ли? Где же Культура?
. Новые задачи ставит себе художник в работах 1912—1913 годов. Он берет два, иногда три определенных и «сильных» красочных «потока» и дерзко, иногда парадоксально, сопоставляет их.
. «Сеча при Керженце» 1913 года (24) развертывается под алым небом на ярких зеленых холмах, среди которых «пылает» красное озеро;
24.Эскиз фрески для Казанского вокзала в Москве, являющийся вариантом темперы 1911 г., исполненной (для С. П. Дягилева) как проект панно к симфонической поэме Римского-Корсакова.
Сеча при Керженце (1911 г.)
«Среди историй о подземных городах рассказ о Керженце под Нижним Новгородом обладает красотой. Эта легенда оказывает такое воздействие на людей, что даже сейчас, один раз в году множество народа собирается для крестного хода вокруг озера, где Святой Город ушел под воду. Трогательно видеть, как жизненны легенды, жизненны, как костры и факелы самой процессии, которая поет святые песни о городе. После этого в полной тишине, сидя вокруг костров, люди ждут и слушают праздничные колокола невидимых церквей.
Это шествие напоминает священный праздник на озере Манасаровар в Гималаях. Русская легенда о Керженце относится ко времени монголо-татарского ига. Она рассказывает, что когда приблизились победоносные татаро-монгольские орды, древнерусский город Керженец не смог защитить себя. Тогда весь святой народ этого города пришел в храм и молился о спасении. Перед самыми глазами безжалостных завоевателей город торжественно опустился в озеро, которое впоследствии стало считаться священным. Хотя легенда говорит о времени татарского ига, вы можете понять, что основа легенды намного более древняя и вы можете найти следы типичных переселений. Эта легенда имеет не только много вариантов, но даже вдохновляет многих современных композиторов и художников. Каждый может вспомнить прекрасную оперу Римского-Корсакого «Город Китеж». (Н.К.Рерих. Подземные жители)
К самому последнему времени (1915-1916) относятся другие произведения Рериха, близкие по своему характеру к”Богатырскому фризу” — два грандиозных панно для Казанского вокзала в Москве: “Сеча при Керженце” и “Покорение Казани ”.
“Сеча при Керженце”,1913 года развертывается под алым небом на ярких зелёных холмах, среди которых “пылает” красное озеро..”.
Примечание: Н.К. Рерих в 1913 году разработал вариант картины 1911 года, написанной как проект панно к симфонической поэме Римского-Корсакова для С.П. Дягилева. Вариант 1913 года — эскиз фрески для Казанского вокзала в г. Москве [26,с.34, 35].
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.
Русские композиторы, начиная с Глинки и Мусоргского, раньше, чем живописцы, почувствовали самобытность Древней Руси и ее глубокие связи с Востоком. Восточные мелодии и ритмы органически вошли в русские оперы и подсказали Рериху столь же самобытные решения декораций и костюмов, внутренне адекватные музыке. Таков, например, его занавес к музыкальной картине «Сеча при Керженце» из «Сказания о граде Китеже» Римского-Корсакова, написанный для гастролей русской труппы в 1911 году в Париже.
. В яростной битве два войска сшиблись среди зеленых холмов у озера, в которое погрузился град Китеж. Справа — русские всадники в островерхих шлемах с червлеными щитами мчатся ритмичными рядами со знаменем «Спаса» и хоругвями. Слева — плотные ряды коренастых татарских лучников в шапках и круглых шлемах осыпают русскую конницу стрелами.
В приемах живописи сказалось изучение Рерихом древнерусских икон. Силуэты воинов четко читаются на зеленом фоне. Они такие же, как изображения на хоругвях и иконах. Так же горят чистые звонкие краски: киноварь, охра, изумрудная зелень. Пересечение коротких кривых и рубленых линий, очерчивая группы сражающихся воинов, вызывает в воображении стук и звон мечей, а полыхание красных продолговатых полос неба и его отражения в озере невольно ассоциируются с протяжными звуками медной группы оркестра. Все это так убедительно соответствует творению Римского-Корсакова, и именно музыкальному антракту «Сеча при Керженце», что вызвало буквально сенсацию в Париже: рериховский занавес для этого антракта показывали на бис двенадцать раз.
Вот перед нами два его знаменитых полотна — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Условные приемы, почти графика в контурах, яркие колеры — все это придает схематичный до чрезвычайности, но в то же время чрезвычайно мощный тон этим картинам. Становится действительно видно, что эти моменты чрезвычайно значительны в истории русского народа. Рерих здесь идет впереди того дела, которое творят художники — палешане.