бог и ангелы история
Ангел
А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вестник”) — бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла.
Когда был создан ангельский мир?
Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира ( Быт.1:1 ). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.
После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу.
Чем различаются и чем занимаются светлые ангелы?
Если говорить в общих чертах, жизнь светлых ангелов состоит в совершенствовании, прославлении Бога ( Ис.6:3 ) и служении Ему.
Ангельские силы подразделяются на иерархические степени. Священное Писание обозначает девять таких степеней или чинов: Серафимы ( Ис.6:2 ), Херувимы ( Иез.10:1 ), Престолы ( Кол.1:16 ); Господства ( Кол.1:16 ), Силы ( Рим.8:38 ), Власти ( Кол.1:16 ); Начала ( Рим.8:38 ), Архангелы ( Иуд.1:9 ), Ангелы ( Рим.8:38 ). Поскольку именование “Ангел” означает “Вестник”, постольку оно приложимо к представителям не только низших иерархических степеней, но и вообще любых, даже высших.
Помимо того, что ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, их разность усматривается в направлениях деятельности, связанных с зонами личной ответственности. Так, Писание сообщает об Ангеле вод: “И услышал я Ангела вод” ( Откр.16:5 ), Ангеле огня: “Ангел, имеющий власть над огнем” ( Откр.14:18 ), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. Служение Богу они осуществляют не механически, а осмысленно, творчески (см.: Способны ли Ангелы к творческой деятельности?).
Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.
Ангелы — бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.
Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.
АНГЕЛЫ
Слово ангел означает вестник. Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.
Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.
Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.
Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму.
Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.
Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.
В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!
Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.
Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.
И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.
Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный.
Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.
Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.
Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21 ). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.
Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.
Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.
В книге Товита ( Тов.12:15 ) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4 ). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
А теперь об Ангелах.
Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.
Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.
Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.
По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!
Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.
И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.
История падшего ангела Денницы (Люцифера) – почему был изгнан самый красивый сын зари
Самый любимый Богом и красивый первый ангел Люцифер был изгнан. Предание гласит, что это произошло по причине ослушания, предательства, приведения к греху людей и расцвета гордыни.
История Денницы, как появилось это имя
На своем языке Денницей старославяне звали “утреннюю звезду”, имея в виду Венеру. В древних мифах славян имя Денница принадлежит дочери Солнца. Полюбил ее Месяц и любовь эта явилась причиной нескончаемой борьбы ночи и дня.
Слово “Денница”, означающее “утреннюю зарю”, использовали для описания царственности Вавилонского правителя. Так впервые появилось имя.
Так же назывался демон Люцифер у Исаии – ослепительно сияющим Денницей сыном зари, однако порочным и потому изгнанным. Можно прочесть в Библии следующие строки, у Исаии, 14 глава, стихи 12 — 17:
Почему Люцифер считается самым красивым ангелом?
Ангел Денница был создан первым. Был для Создателя Люцифер – самый красивый ангел, любимейший, прекраснейший из всех. Господь поставил его рядом с собою и сделал главным. Имя его было символом сияющей утренней звезды.
Любовь наполняла Денницу, как и других его собратьев и это пробуждало в них стремление к верному служению и помощи Господу во всех делах Его и начинаниях.
Бог вложил огромную и пламенную любовь в ангельские создания. Люцифер посвящал себя проявлению и воплощению этой любви. Устремления Господь желал проявить и выразить свои эмоции и самого себя, что стало причиной рождения ангела. Именно поэтому Денница был близок к Богу. Даже Архангел Михаил, воплощающий промысел Божий, был поставлен как наместник Люцифера.
Кем был Люцифер до падения
Выполнял Денница роль первосвященника – будучи рядом с Творцом, он передавал Ему молитвы, исходящие от нижестоящих собратьев. Абсолютно лишенный самолюбия, первый сын исполнял все, без исключения, помыслы Создателя. С особым самозабвением доносил он волю Творца до всего ангельского войска. Для всех Денница был воплощением абсолютной божественной добродетели. И слава и любовь к нему только росла и становилась все сильнее.
Анализируя мифологию, можно найти аналогию образа Люцифера, например, с Прометеем. В мифах древних римлян Прометей, в смысловом значении – “мыслящий, умудренный”, принес людям огонь. Сделал он это вопреки воле главного Бога, пойдя на преступление и совершив кражу. Обретя огонь, люди стали свободнее, они смогли покинуть свои пещеры, научились спасаться от холода и добывать охотой пищу.
Люцифер ослушался воли Создателя и принес Адаму и Еве, которых очень любил, свет – и они узнали, что существуют основные истины (добро и зло), поняли их отличия.
Самый красивый ангел Люцифер посмел ослушаться Господа, что стало причиной его падения, как и одной трети ангельского войска с ним.
Бог одарил ангелов возможностью совершать выбор. Они могли сами избирать как поступать, невзирая на то, что являлись воплощением всех Божьих желаний и выполняли волю Его.
Понятия “грех” отсутствовало, его не существовало. Господь был могущественнее и сильнее своего первого ангельского сына. Но и Люцифер был намного сильнее нижестоящих собратьев, одаривавших его своей восхищенной любовью. Попасть на место Творца возжелал Люцифер, он стал считать, что достоин этого. В 14 главе Исайи, можно прочесть следующее:
Гнев Творца и падение
Первый из ангелов решил, что вправе сам решить, что нужно людям. Зная запрет, данный Адаму и Еве, на прикосновение к дереву познания, но ослушавшись его, Денница вошел в чудесный сад в образе змея. Он уговорил невинную женщину попробовать плод познания и тем самым подтолкнул первых людей к совершению греха.
Господь потребовал ответа от своего любимого сына. Но увидел Он преисполненное гордостью сердце и сознание, поглощенное тьмой. Разгневавшись, Творец проклял Денницу и сбросил его с небес в преисподнюю для вечного наказания. Это предательство разделило и войско ангельское. Не желая оставлять своего любимого наставника, не имея сил поверить в его ослушание, одна его треть оказалась на стороне Денницы. Произошло падение ангелов с небес. Их предводителем стал утративший сияние Люцифер, поругавший понятия, дарованные Создателем, о справедливости, о любви, об истине.
Гордыня породила самолюбивое стремление быть выше всех, сильнее всех, диктовать волю свою, управлять всем миром и послужила основной причиной падения. Восхищенное отношение нижестоящих собратьев, их сильная любовь, их молитвы усилили гордыню Люцифера, утвердили его мысли о своем исключительном совершенстве.
В православии
У славянских народов предательство считалось сильнейшим и худшим из грехов. Поэтому, в православии имеется очень неприязненное, презрительное отношение к Люциферу. Часто встречаются упоминания в народном творчестве Демона, например:
Славянские народы связывают два имени Люцифер и Сатана, для них это имя связано с совершившим непростительное – предательство.
“Сатана” в Ветхом Завете – “противник Бога”, его враг. Пророк Захария одним из первых называет Денницу Сатаной. Описывается он, как несущий обесценивающие обвинения замыслу Творца, протестующий против воли Его.
Воплощением и источником всех грехов стал падший ангел на земле.
Ангел с самой привлекательной внешностью Люцифер стал воплощением ужаса и греха. Его история от несущего свет и познания, которую можно сравнить с историей Прометея, закончилась так страшно. Находясь возле самого Бога, он стал от Него дальше всех. Всеобъятная Любовь к своему Творцу сменилась ненавистью и злобой ко всем делам Божьим и к Его творениям. Имя Люцифера до падения, означало “светоносный”, впоследствии же стало означать врага Бога.
Современный интерес
Сейчас образ Люцифера сохраняет яркую окраску и вызывает интерес. В Википедии можно найти целую главу, посвященную мифическому персонажу, в сети есть множество изображений, картин разных художников, имеющих своеобразное красочное описание. При желании, можно отыскать даже фото, сделанные поклонниками и исследователями данной темы.
Эзотерика, с позиции твердой уверенности в существовании сверхъестественного, имеет бесчисленные ритуалы, исследования, обращения к падшему ангелу для достижения разных целей.
Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com
Тема XX. Ангелология
§47 Бытие ангелов
§48 Определение наименования «ангел»
§49 Природа ангелов
§50 Свобода воли / свобода выбора у ангелов
§51 Время творения ангелов
§52 Количество ангелов
О числе ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.
Святые отцы (напр., свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский) в евангельской притче об одной заблудшей овце ( Мф. 18:12 ), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.
§53 Ангельская иерархия
У некоторых авторов 336 встречается вопрос о том, мыслить ли иерархию ангелов как производную их духовного состояния или изначально установленную Богом. Тем не менее, конечного ответа на этот вопрос святоотеческое богословие не дало.
В Corpus Areopagiticum архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания 337 и христианской литературе Архангелы 338 представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной Ареопагитиками. Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии по Ареопагиту. В любом случае в данном памятнике церковной письменности этот вопрос не рассмотрен.
§54 Учение об Ангелах Хранителях
В Священном Писании нет выражения «Ангел Хранитель», но есть близкие по смыслу выражения, например, «Ангел–наставник» ( Иов. 33:23 ) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям приставлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» ( Деян. 12:15 ). В чинопоследовании таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».
К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть можно говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов перерастало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» ( Кол. 2:18 ).
Где в Священном Писании говорится о бытии ангелов (прямые и косвенные свидетельства)?
Что значит слово «ангел»? На что оно указывает?
Как еще принято в православной традиции называть ангелов?
Какие есть определения того, что такое ангелы по своей при роде?
Единосущны ли ангелы друг другу? Какие есть мнения по этому поводу?
Обладают ли ангелы тонкой телесностью? Какие есть мнения по этому поводу? Приведите аргументы сторон.
Что говорится в постановлениях VII Вселенского Собора о возможности изображения ангелов, и как это связано с учением о тонкой телесности ангелов?
Обладают ли ангелы свободой? Почему выбор ангелов и падших ангелов, сделанный когда–то, теперь остается неизменным?
В чём заключается служение ангелов? Приведите примеры из Священного Писания.
Когда были сотворены ангелы? Какие есть мнения по этому вопросу? Приведите аргументацию представителей разных мнений на этот счет.
Какое существует количество ангелов?
На основании Писания обоснуйте существование ангельской иерархии.
Все ли наименования чинов ангельских нам известны?
Раскройте учение об ангельской иерархии, содержащееся в Corpus Areopagiticum.
Какие недостатки видят в схеме Corpus Areopagiticum некоторые исследователи?
Кто такие архангелы?
Относятся ли упомянутые в Писании Архангелы к восьмому чину ангельской иерархии Ареопагитик?
Встречается ли в Писании выражение «Ангел Хранитель»? На основании Писания докажите, что у людей есть Ангелы Хранители.
Раскройте учение об Ангелах Хранителях народов.
Как правильно почитать ангелов? Что об этом говорят Писание, святые отцы и каноны?
Обязательно к прочтению:
Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 8–9.
Алексий (Ржаницын), архиеп. Об Ангелах Хранителях. Прибавления к творениям свв. отцов, 4. № 8 (1849).
Ангел // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 73–75.
Ангелология // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 300–306.
Архангел // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 473.
Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. 229 с.
Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.
Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900. 705 с.
Малков П. Небо и земля. Ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. М., 1996. №4 (11). С. 27–43.
Ларионов A.B. Ангелология Михаила Пселла // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/366256.html
Малков П. Ю. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. 1996. № 11.
Матвеевский П., свящ. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
Муретов Митрофан Дмитриевич. К толкованию текста: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103:4 и Евр. 1:7 ) // Богословский вестник. 1902. Т. 3. № 10. С. 184–199.
Несмелов В.И., проф. Учение св. Григория Нисского о мире духовном // Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887. С. 309–325.
Парвов А., свящ. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
Серафим (Звездинский), сщмч. Ангелы // Благовещение. Библиотека православного христианина [Электронный ресурс] / URL: http://www.wco.ru/biblio/books/angeles/Hl–T.htm
Сильвестр (Малеванский), eп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3.
Феодорит Кирский, блж. Об ангелах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 74–80.
Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух. М., 1999. 205 с.
Лосский В. Н. Толкование на Символ веры. См. также: «»Небо и земля» первого дня означают всю вселенную, мир видимый и невидимый, умозрительный и вещественный. Небо – это вся беспредельность духовных миров, объемлющих наше земное бытие, это бесчисленные ангельские сферы» (Лосский В. Н. Творение: космический порядок //Догматическое богословие. М., 1991. С. 234).
Григорий Богослов, свт. Слово 28, о богословии второе // Творения. М., 2010. Т. 2. С. 350.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.
Булгаков С., прот. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. С. 106.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3. С. 177.
Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3. С. 178.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.
Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887.
Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887.
Подробнее см.: Уильямс Р. Богословие Владимира Николаевича Лосского: изложение и критика. К.: «Дух i Літера», 2009. 335 с.
Подробнее см.: Несмелое В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887. С. 309–325; Ангелы // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 289–290.
Подробнее об иконографии ангелов см.: Архангел // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 300–306.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 139.
Лосский В.Н. Первородный грех // Догматическое богословие. М., 1991. С. 251–252.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С. 137.
Анастасий Синаит, прп. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божьему. Слово № 1.
«Он бессмертен не по природе, но по благодати; ибо всё, что имело начало по естеству, имеет и конец»; «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 138).
«Ибо всё, что сотворено, и изменчиво; одно только то, что не сотворено, неизменяемо. Итак, ангельская природа. как сотворенная – изменяема, имея власть и пребывать, и преуспевать в добре, и уклоняться к злу» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч.
Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами; отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести ко греху, с другой, преодолевают ся при помощи благодати. Именно поэтому у прп. Иоанна Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассма тривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 138).
Русскоязычный перевод данного текста не так точен в передаче конкретного события и времени (творение звезд): «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».
См.: Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 9.
«Некоторые, конечно, говорят, что они получили бытие прежде всякой твари. Другие же говорят, что они произошли после сотворения первого неба. Все же согласны, что они сотворены прежде создания человека» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 140).
«Ибо надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 140).
Феодорит, Кирский, блж. Об ангелах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 80.
См.: Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 17. Виктор Несмелов пишет по поводу этой идеи святителя: «Это мнение св. отца не находит се бе нигде достаточного оправдания – ни в Библии, ни в творениях отеческих, так что весьма трудно определить, каким образом дошел до него св. Григорий» (Несмелое В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. С. 321).
Свт. Иоанн Златоуст об этом пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам. Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем ( Еф. 1:21 )» (Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев // Творения. Т. 1. Успенская Почаевская Лавра, 2005.
Мейендорф И., прот. Псевдо – Дионисий Ареопагит // Введение в святоотеческое богословие. Нью–Йорк, 1985. С. 286–296.
Ориген. Об ангелах // О началах. Рига, 1936. Кн. 1. С. 98–103.
Михаил, Гавриил, Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил, Иеремиил.
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С. 139.
Цит. по: Иларион (Алфеев), иером. Догматическое богословие. Творение. Тварное бытие // Жизнь и учение святого Григория Богослова. М., 1998. С. 301.
«Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас» (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов
I–VIII веков. Т. 2. С. 534). Блж. Феодорит: «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон» (Библейские ком ментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54).
Перевод этого правила: «Не подобает христианам оставлять Церковь Божию, и отходить, и служить ангелам, и устраивать собрания. Это осуждается. Ради этого, если окажется, что кто–либо практикуется в таком тайном идолослужении, пусть будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».
Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»