бог и ангелы история

Ангел

А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вест­ник”) — бес­плот­ные духи, обла­да­ю­щие разу­мом и сво­бод­ной волей, осо­знанно избрав­шие путь послу­ша­ния и слу­же­ния Богу, актив­ные участ­ники Боже­ствен­ного Про­мысла.

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Когда был создан ангель­ский мир?

Ангель­ский мир был сотво­рен прежде устро­е­ния види­мого мира ( Быт.1:1 ). Изна­чально все они были созданы доб­рыми. Впо­след­ствии часть из них зло­упо­тре­били сво­бо­дой про­из­во­ле­ния и отпали от Бога. Другие же ангелы оста­лись вер­ными своему Созда­телю и своему изна­чаль­ному пред­на­зна­че­нию.

После этого падшие ангелы были низ­вер­жены с Небес, а свет­лые утвер­ди­лись в добре и любви к Богу.

Чем раз­ли­ча­ются и чем зани­ма­ются свет­лые ангелы?

Если гово­рить в общих чертах, жизнь свет­лых анге­лов состоит в совер­шен­ство­ва­нии, про­слав­ле­нии Бога ( Ис.6:3 ) и слу­же­нии Ему.

Ангель­ские силы под­раз­де­ля­ются на иерар­хи­че­ские сте­пени. Свя­щен­ное Писа­ние обо­зна­чает девять таких сте­пе­ней или чинов: Сера­фимы ( Ис.6:2 ), Херу­вимы ( Иез.10:1 ), Пре­столы ( Кол.1:16 ); Гос­под­ства ( Кол.1:16 ), Силы ( Рим.8:38 ), Власти ( Кол.1:16 ); Начала ( Рим.8:38 ), Архан­гелы ( Иуд.1:9 ), Ангелы ( Рим.8:38 ). Поскольку име­но­ва­ние “Ангел” озна­чает “Вест­ник”, постольку оно при­ло­жимо к пред­ста­ви­те­лям не только низших иерар­хи­че­ских сте­пе­ней, но и вообще любых, даже высших.

Помимо того, что ангелы отли­ча­ются друг от друга сте­пе­нью власти и совер­шен­ства, их раз­ность усмат­ри­ва­ется в направ­ле­ниях дея­тель­но­сти, свя­зан­ных с зонами личной ответ­ствен­но­сти. Так, Писа­ние сооб­щает об Ангеле вод: “И услы­шал я Ангела вод” ( Откр.16:5 ), Ангеле огня: “Ангел, име­ю­щий власть над огнем” ( Откр.14:18 ), анге­лах, покро­ви­тель­ству­ю­щих цар­ствам, наро­дам, церк­вам. Нако­нец, при Кре­ще­нии каж­дому хри­сти­а­нину уде­ля­ется особый ангел-хра­ни­тель. Слу­же­ние Богу они осу­ществ­ляют не меха­ни­че­ски, а осмыс­ленно, твор­че­ски (см.: Спо­собны ли Ангелы к твор­че­ской дея­тель­но­сти?).

Обу­слов­лен­ность анге­лов про­стран­ством и вре­ме­нем отли­ча­ется от той обу­слов­лен­но­сти, что харак­терна для пред­ста­ви­те­лей види­мого мира. В силу этого все они могут мол­ние­носно пере­ме­щаться из одной обла­сти все­лен­ной в другую. Между тем, они всё же зави­сят от вре­мени и не могут еди­но­вре­менно при­сут­ство­вать в двух разных местах. Счи­та­ется, что по при­чине того, что ангелы суть бес­плот­ные духи, они не под­ле­жат тро­я­кому изме­ре­нию.

Ангелы — бес­те­лесны. Однако их бес­те­лес­ность не абсо­лютна, ибо такая осо­бен­ность харак­терна лишь для Бога, Чистей­шего, Выс­шего Духа. Явля­ясь же перед людьми види­мым обра­зом, ангелы обна­ру­жи­вают не свои личные тела, а резуль­тат спе­ци­аль­ного дей­ствия, в силу кото­рого чело­век видит их, словно бы они были веще­ствен­ными.

Будучи созданы бес­смерт­ными, ангелы нико­гда не умрут. Кроме того, одна­жды сделав свой нрав­ствен­ный выбор и под­дер­жи­ва­е­мые в своей дея­тель­но­сти Божьей бла­го­да­тью, они нико­гда не согре­шат.

АНГЕЛЫ

Слово ангел озна­чает вест­ник. Такое наиме­но­ва­ние имеют бес­плот­ные духи потому, что они воз­ве­щают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Гос­подь может послать с пору­че­нием и кото­рый в точ­но­сти испол­нит то пору­че­ние.

Ангелы оби­тают везде. Но пре­иму­ще­ственно на небе, вокруг Пре­стола Божия. Там, где Бог наи­бо­лее откры­вает им Свою славу, а через них и Свою волю в отно­ше­нии людей.

Святые отцы Церкви назы­вают их вто­рыми све­тами, как бы отблес­ком Боже­ствен­ного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем срав­нить, чтобы было доступно нашему уму.

Нахо­дясь в непо­сред­ствен­ной близи к Богу, Ангелы напол­ня­ются вос­хи­ще­нием, Божиим вели­чием, Его свя­то­стью, муд­ро­стью и вели­чай­шей любо­вью Творца все­лен­ной к своему тво­ре­нию.

Некий Боже­ствен­ный свет широ­кой рекой сво­бодно льётся через них.

В этом образ под­лин­ной свя­то­сти. Небес­ные Силы вос­при­няли в себя свет Божий. Пре­ло­мили его в себе и, отра­зив и раз­дро­бив на мно­же­ство пре­крас­ных лучей, рас­про­стра­нили вокруг себя, отдав людям, спо­соб­ным к его вос­при­я­тию. И вот в этом отра­жён­ном сиянии Боже­ствен­ного света, сиянии неумень­шен­ном, непо­тем­нён­ном, но сиянии при­умно­жен­ном и радост­но­твор­ном, при­но­ся­щем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы нико­гда даже в малой, доступ­ной чело­веку сте­пени не могли бы ощу­щать и вос­при­ни­мать Боже­ствен­ный свет.

Сами мы не спо­собны видеть и ощу­щать славу Божию – нам нужны посред­ники, кото­рые так пре­об­ра­зуют её, что она ста­но­вится доступ­ной и нам.

И вот Ангелы явля­ются для нас этими посред­ни­ками.

Ангелы отли­ча­ются друг от друга как про­све­щён­но­стью, так и раз­лич­ной сте­пе­нью бла­го­дати.

Высшую иерар­хию непо­сред­ственно близко сто­я­щих к Богу состав­ляют Ангелы, нося­щие имена: Сера­фимы, Херу­вимы и Пре­столы. Сера­фимы соот­вет­ственно своему имени имеют сердца, пла­ме­не­ю­щие любо­вью к Богу, и воз­буж­дают и других пла­менно любить своего Созда­теля. Сера­фим – значит пла­мен­ный.

Херу­вимы имеют пол­ноту знания и обилие пре­муд­ро­сти. Они оза­рены обиль­ными лучами света Божия. Им дано знать всё в той сте­пени, в какой могут позна­вать создан­ные суще­ства.

Пре­столы – эти Ангелы столь воз­вы­шены и столь оза­рены бла­го­да­тию, что Гос­подь оби­тает в них и через них про­яв­ляет Своё пра­во­су­дие.

Вторая, сред­няя иерар­хия состоит из Анге­лов, нося­щих имена: Гос­под­ства, Силы и Власти. Ангелы Гос­под­ства учат людей гос­под­ство­вать над своей волей, быть выше вся­кого иску­ше­ния, а также про­ти­во­сто­ять тем злым духам, кото­рые покля­лись погу­бить чело­века. Силы – это Ангелы, испол­нен­ные боже­ствен­ной кре­по­сти. Это те духи, через кото­рых Гос­подь совер­шает свои чудеса. Им даро­вана Богом спо­соб­ность нис­по­сы­лать бла­го­дать чудо­тво­ре­ния угод­ни­кам Божиим, кото­рые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, име­ю­щие власть укро­щать силу бесов­скую, отра­жать вражии иску­ше­ния. Кроме того, они укреп­ляют добрых подвиж­ни­ков в их духов­ных и телес­ных трудах.

Третья, низшая иерар­хия вклю­чает в себя тоже три чина: Начала, Архан­гелы и Ангелы.

Начала – чин Анге­лов, кото­рым пору­чено управ­лять все­лен­ной, охра­нять отдель­ные страны и народы и управ­лять ими. Это Ангелы Наро­до­пра­ви­тели. Их досто­ин­ство выше, чем Анге­лов Хра­ни­те­лей отдель­ных людей. Из книги про­рока Дани­ила мы узнаём, что попе­че­ние о иудей­ском народе было вве­рено Архи­стра­тигу Миха­илу (см. Дан.10:21 ). Архан­гелы – вели­кие бла­го­вест­ники тайн Божиих, всего вели­кого и пре­слав­ного. Они укреп­ляют в людях святую веру, про­све­щая их умы к позна­нию и разу­ме­нию воли Божией.

Ангелы (послед­ний, девя­тый чин иерар­хии) – свет­лые духов­ные суще­ства, ближе всех сто­я­щие к нам и име­ю­щие о нас особое попе­че­ние. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архан­ге­лах.

Из Свя­щен­ного Писа­ния нам известно, что Архан­ге­лов, то есть стар­ших Анге­лов, началь­ству­ю­щих над всеми осталь­ными, – семь.

В книге Товита ( Тов.12:15 ) мы читаем, что Ангел, бесе­до­вав­ший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Анге­лов». И в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова гово­рится о семи духах, кото­рые пред пре­сто­лом Божиим (см. Откр.1:4 ). К ним Святая Цер­ковь отно­сит: Миха­ила, Гав­ри­ила, Рафа­ила, Уриила, Села­фи­ила, Иегу­ди­ила и Вара­хи­ила. Пре­да­ние к ним при­чис­ляет и Иере­ми­ила.

А теперь об Анге­лах.

Среди сонма Анге­лов нахо­дится и Ангел Хра­ни­тель каж­дого из нас. И вот все мы, доро­гие мои, должны стре­миться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хра­ни­теля, познать настолько, чтобы чув­ство­вать его при­сут­ствие близ себя. А для этого необ­хо­димо знать нам о нём как можно больше.

Цер­ковь наша учит, что Анге­лов Бог создал по Своему образу. Это бес­плот­ные, разум­ные, чистей­шие суще­ства, подоб­ные духу. Они щедро наде­лены Богом есте­ствен­ными даро­ва­ни­ями: умом, спо­соб­но­стью позна­вать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образ­цом Божиих совер­шенств. Они верные слу­жи­тели Божии, испол­ни­тели Его воли. Они не только спо­собны пони­мать и бесе­до­вать друг с другом, но они также пони­мают и язык наших душ, и поэтому мы можем обра­щаться к ним в наших молит­вах. И в этом залог доступ­ного для каж­дого из нас тес­ного непо­сред­ствен­ного обще­ния со своим Анге­лом Хра­ни­те­лем.

Как гово­рится в Святом Еван­ге­лии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послу­жить людям, спасти их. И Ангелы посы­ла­ются на землю с той же целью – слу­же­ния людям.

По мнению учи­те­лей Церкви, чело­век создан для того, чтобы вос­пол­нить число отпав­ших анге­лов. Сле­до­ва­тельно, мы должны войти в Собор Анге­лов. А для этого, поду­майте, доро­гие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны забла­го­вре­менно под­го­тав­ли­вать себя к сожи­тию с Анге­лами, к вхож­де­нию в их свет­лое и святое собра­ние. В тот их собор, кото­рый мы с вами ныне так тор­же­ственно празд­нуем!

Но для этого мы должны при­об­ре­сти и мысли, и чув­ства ангель­ские. От нас тре­бу­ется очи­стить место для любви, при­го­то­вить своё сердце для при­ня­тия в себя любви сверхъ­есте­ствен­ной, той любви, кото­рой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по еван­гель­ским запо­ве­дям – и достиг­нешь необ­хо­ди­мого. А они не явля­ются невы­пол­ни­мыми. И в этом деле опять помо­гают нам Ангелы, про­све­щая наш ум позна­нием Свя­того Еван­ге­лия. Созна­вая важ­ность нашего тес­ного союза с Анге­лами, поста­вим себе, други мои, цель, чтобы каждый про­жи­тый день не разъ­еди­нял нас, а сбли­жал с Анге­лами, осо­бенно с нашим Анге­лом-Хра­ни­те­лем.

Источник

История падшего ангела Денницы (Люцифера) – почему был изгнан самый красивый сын зари

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Самый любимый Богом и красивый первый ангел Люцифер был изгнан. Предание гласит, что это произошло по причине ослушания, предательства, приведения к греху людей и расцвета гордыни.

История Денницы, как появилось это имя

На своем языке Денницей старославяне звали “утреннюю звезду”, имея в виду Венеру. В древних мифах славян имя Денница принадлежит дочери Солнца. Полюбил ее Месяц и любовь эта явилась причиной нескончаемой борьбы ночи и дня.

Слово “Денница”, означающее “утреннюю зарю”, использовали для описания царственности Вавилонского правителя. Так впервые появилось имя.

Так же назывался демон Люцифер у Исаии – ослепительно сияющим Денницей сыном зари, однако порочным и потому изгнанным. Можно прочесть в Библии следующие строки, у Исаии, 14 глава, стихи 12 — 17:

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Почему Люцифер считается самым красивым ангелом?

Ангел Денница был создан первым. Был для Создателя Люцифер – самый красивый ангел, любимейший, прекраснейший из всех. Господь поставил его рядом с собою и сделал главным. Имя его было символом сияющей утренней звезды.

Любовь наполняла Денницу, как и других его собратьев и это пробуждало в них стремление к верному служению и помощи Господу во всех делах Его и начинаниях.

Бог вложил огромную и пламенную любовь в ангельские создания. Люцифер посвящал себя проявлению и воплощению этой любви. Устремления Господь желал проявить и выразить свои эмоции и самого себя, что стало причиной рождения ангела. Именно поэтому Денница был близок к Богу. Даже Архангел Михаил, воплощающий промысел Божий, был поставлен как наместник Люцифера.

Кем был Люцифер до падения

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Выполнял Денница роль первосвященника – будучи рядом с Творцом, он передавал Ему молитвы, исходящие от нижестоящих собратьев. Абсолютно лишенный самолюбия, первый сын исполнял все, без исключения, помыслы Создателя. С особым самозабвением доносил он волю Творца до всего ангельского войска. Для всех Денница был воплощением абсолютной божественной добродетели. И слава и любовь к нему только росла и становилась все сильнее.

Анализируя мифологию, можно найти аналогию образа Люцифера, например, с Прометеем. В мифах древних римлян Прометей, в смысловом значении – “мыслящий, умудренный”, принес людям огонь. Сделал он это вопреки воле главного Бога, пойдя на преступление и совершив кражу. Обретя огонь, люди стали свободнее, они смогли покинуть свои пещеры, научились спасаться от холода и добывать охотой пищу.

Люцифер ослушался воли Создателя и принес Адаму и Еве, которых очень любил, свет – и они узнали, что существуют основные истины (добро и зло), поняли их отличия.

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Самый красивый ангел Люцифер посмел ослушаться Господа, что стало причиной его падения, как и одной трети ангельского войска с ним.

Бог одарил ангелов возможностью совершать выбор. Они могли сами избирать как поступать, невзирая на то, что являлись воплощением всех Божьих желаний и выполняли волю Его.

Понятия “грех” отсутствовало, его не существовало. Господь был могущественнее и сильнее своего первого ангельского сына. Но и Люцифер был намного сильнее нижестоящих собратьев, одаривавших его своей восхищенной любовью. Попасть на место Творца возжелал Люцифер, он стал считать, что достоин этого. В 14 главе Исайи, можно прочесть следующее:

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Гнев Творца и падение

Первый из ангелов решил, что вправе сам решить, что нужно людям. Зная запрет, данный Адаму и Еве, на прикосновение к дереву познания, но ослушавшись его, Денница вошел в чудесный сад в образе змея. Он уговорил невинную женщину попробовать плод познания и тем самым подтолкнул первых людей к совершению греха.

Господь потребовал ответа от своего любимого сына. Но увидел Он преисполненное гордостью сердце и сознание, поглощенное тьмой. Разгневавшись, Творец проклял Денницу и сбросил его с небес в преисподнюю для вечного наказания. Это предательство разделило и войско ангельское. Не желая оставлять своего любимого наставника, не имея сил поверить в его ослушание, одна его треть оказалась на стороне Денницы. Произошло падение ангелов с небес. Их предводителем стал утративший сияние Люцифер, поругавший понятия, дарованные Создателем, о справедливости, о любви, об истине.

Гордыня породила самолюбивое стремление быть выше всех, сильнее всех, диктовать волю свою, управлять всем миром и послужила основной причиной падения. Восхищенное отношение нижестоящих собратьев, их сильная любовь, их молитвы усилили гордыню Люцифера, утвердили его мысли о своем исключительном совершенстве.

В православии

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

У славянских народов предательство считалось сильнейшим и худшим из грехов. Поэтому, в православии имеется очень неприязненное, презрительное отношение к Люциферу. Часто встречаются упоминания в народном творчестве Демона, например:

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Славянские народы связывают два имени Люцифер и Сатана, для них это имя связано с совершившим непростительное – предательство.

“Сатана” в Ветхом Завете – “противник Бога”, его враг. Пророк Захария одним из первых называет Денницу Сатаной. Описывается он, как несущий обесценивающие обвинения замыслу Творца, протестующий против воли Его.

Воплощением и источником всех грехов стал падший ангел на земле.

Ангел с самой привлекательной внешностью Люцифер стал воплощением ужаса и греха. Его история от несущего свет и познания, которую можно сравнить с историей Прометея, закончилась так страшно. Находясь возле самого Бога, он стал от Него дальше всех. Всеобъятная Любовь к своему Творцу сменилась ненавистью и злобой ко всем делам Божьим и к Его творениям. Имя Люцифера до падения, означало “светоносный”, впоследствии же стало означать врага Бога.

Современный интерес

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы история

Сейчас образ Люцифера сохраняет яркую окраску и вызывает интерес. В Википедии можно найти целую главу, посвященную мифическому персонажу, в сети есть множество изображений, картин разных художников, имеющих своеобразное красочное описание. При желании, можно отыскать даже фото, сделанные поклонниками и исследователями данной темы.

Эзотерика, с позиции твердой уверенности в существовании сверхъестественного, имеет бесчисленные ритуалы, исследования, обращения к падшему ангелу для достижения разных целей.

бог и ангелы история. Смотреть фото бог и ангелы история. Смотреть картинку бог и ангелы история. Картинка про бог и ангелы история. Фото бог и ангелы историяАвтор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: nkostyuk@taynoeznanie.com

Источник

Тема XX. Ангелология

§47 Бытие ангелов

§48 Определение наименования «ангел»

§49 Природа ангелов

§50 Свобода воли / свобода выбора у ангелов

§51 Время творения ангелов

§52 Количество ангелов

О числе ангелов в Священном Писании прямо не сказано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы (напр., свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский) в евангельской притче об одной заблудшей овце ( Мф. 18:12 ), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая таким образом, что количество ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

§53 Ангельская иерархия

У некоторых авторов 336 встречается вопрос о том, мыслить ли иерархию ангелов как производную их духовного состояния или изначально установленную Богом. Тем не менее, конечного ответа на этот вопрос святоотеческое богословие не дало.

В Corpus Areopagiticum архангелами именуется предпоследний чин ангельской иерархии. Однако упомянутые в канонических и неканонических книгах Священного Писания 337 и христианской литературе Архангелы 338 представляются как особые вестники воли Божьей, как наиболее приближенные к Престолу Божьему, что явно не соответствует выделенному для архангельского чина скромному месту в иерархии, описанной Ареопагитиками. Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии по Ареопагиту. В любом случае в данном памятнике церковной письменности этот вопрос не рассмотрен.

§54 Учение об Ангелах Хранителях

В Священном Писании нет выражения «Ангел Хранитель», но есть близкие по смыслу выражения, например, «Ангел–наставник» ( Иов. 33:23 ) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям приставлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» ( Деян. 12:15 ). В чинопоследовании таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть можно говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов перерастало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» ( Кол. 2:18 ).

Где в Священном Писании говорится о бытии ангелов (прямые и косвенные свидетельства)?

Что значит слово «ангел»? На что оно указывает?

Как еще принято в православной традиции называть ангелов?

Какие есть определения того, что такое ангелы по своей при роде?

Единосущны ли ангелы друг другу? Какие есть мнения по этому поводу?

Обладают ли ангелы тонкой телесностью? Какие есть мнения по этому поводу? Приведите аргументы сторон.

Что говорится в постановлениях VII Вселенского Собора о возможности изображения ангелов, и как это связано с учением о тонкой телесности ангелов?

Обладают ли ангелы свободой? Почему выбор ангелов и падших ангелов, сделанный когда–то, теперь остается неизменным?

В чём заключается служение ангелов? Приведите примеры из Священного Писания.

Когда были сотворены ангелы? Какие есть мнения по этому вопросу? Приведите аргументацию представителей разных мнений на этот счет.

Какое существует количество ангелов?

На основании Писания обоснуйте существование ангельской иерархии.

Все ли наименования чинов ангельских нам известны?

Раскройте учение об ангельской иерархии, содержащееся в Corpus Areopagiticum.

Какие недостатки видят в схеме Corpus Areopagiticum некоторые исследователи?

Кто такие архангелы?

Относятся ли упомянутые в Писании Архангелы к восьмому чину ангельской иерархии Ареопагитик?

Встречается ли в Писании выражение «Ангел Хранитель»? На основании Писания докажите, что у людей есть Ангелы Хранители.

Раскройте учение об Ангелах Хранителях народов.

Как правильно почитать ангелов? Что об этом говорят Писание, святые отцы и каноны?

Обязательно к прочтению:

Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 8–9.

Алексий (Ржаницын), архиеп. Об Ангелах Хранителях. Прибавления к творениям свв. отцов, 4. № 8 (1849).

Ангел // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 73–75.

Ангелология // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 300–306.

Архангел // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 473.

Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. 229 с.

Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.

Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900. 705 с.

Малков П. Небо и земля. Ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. М., 1996. №4 (11). С. 27–43.

Ларионов A.B. Ангелология Михаила Пселла // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/366256.html

Малков П. Ю. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. 1996. № 11.

Матвеевский П., свящ. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.

Муретов Митрофан Дмитриевич. К толкованию текста: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103:4 и Евр. 1:7 ) // Богословский вестник. 1902. Т. 3. № 10. С. 184–199.

Несмелов В.И., проф. Учение св. Григория Нисского о мире духовном // Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887. С. 309–325.

Парвов А., свящ. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.

Серафим (Звездинский), сщмч. Ангелы // Благовещение. Библиотека православного христианина [Электронный ресурс] / URL: http://www.wco.ru/biblio/books/angeles/Hl–T.htm

Сильвестр (Малеванский), eп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3.

Феодорит Кирский, блж. Об ангелах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 74–80.

Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух. М., 1999. 205 с.

Лосский В. Н. Толкование на Символ веры. См. также: «»Небо и земля» первого дня означают всю вселенную, мир видимый и невидимый, умозрительный и вещественный. Небо – это вся беспредельность духовных миров, объемлющих наше земное бытие, это бесчисленные ангельские сферы» (Лосский В. Н. Творение: космический порядок //Догматическое богословие. М., 1991. С. 234).

Григорий Богослов, свт. Слово 28, о богословии второе // Творения. М., 2010. Т. 2. С. 350.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.

Булгаков С., прот. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. С. 106.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.

Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3. С. 177.

Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 3. С. 178.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 138.

Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887.

Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887.

Подробнее см.: Уильямс Р. Богословие Владимира Николаевича Лосского: изложение и критика. К.: «Дух i Літера», 2009. 335 с.

Подробнее см.: Несмелое В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Учение св. Григория Нисского о мире духовном. Казань, 1887. С. 309–325; Ангелы // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 289–290.

Подробнее об иконографии ангелов см.: Архангел // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 300–306.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3 // Источник знания. СПб., 2006. С. 139.

Лосский В.Н. Первородный грех // Догматическое богословие. М., 1991. С. 251–252.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С. 137.

Анастасий Синаит, прп. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божьему. Слово № 1.

«Он бессмертен не по природе, но по благодати; ибо всё, что имело начало по естеству, имеет и конец»; «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 138).

«Ибо всё, что сотворено, и изменчиво; одно только то, что не сотворено, неизменяемо. Итак, ангельская природа. как сотворенная – изменяема, имея власть и пребывать, и преуспевать в добре, и уклоняться к злу» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч.

Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами; отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести ко греху, с другой, преодолевают ся при помощи благодати. Именно поэтому у прп. Иоанна Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассма тривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 138).

Русскоязычный перевод данного текста не так точен в передаче конкретного события и времени (творение звезд): «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости».

См.: Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 9.

«Некоторые, конечно, говорят, что они получили бытие прежде всякой твари. Другие же говорят, что они произошли после сотворения первого неба. Все же согласны, что они сотворены прежде создания человека» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 140).

«Ибо надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека» (Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 140).

Феодорит, Кирский, блж. Об ангелах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 80.

См.: Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 17. Виктор Несмелов пишет по поводу этой идеи святителя: «Это мнение св. отца не находит се бе нигде достаточного оправдания – ни в Библии, ни в творениях отеческих, так что весьма трудно определить, каким образом дошел до него св. Григорий» (Несмелое В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. С. 321).

Свт. Иоанн Златоуст об этом пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам. Откуда же известно, что, кроме этих сил, есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем ( Еф. 1:21 )» (Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев // Творения. Т. 1. Успенская Почаевская Лавра, 2005.

Мейендорф И., прот. Псевдо – Дионисий Ареопагит // Введение в святоотеческое богословие. Нью–Йорк, 1985. С. 286–296.

Ориген. Об ангелах // О началах. Рига, 1936. Кн. 1. С. 98–103.

Михаил, Гавриил, Рафаил, Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Уриил, Иеремиил.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах // Источник знания. СПб., 2006. С. 139.

Цит. по: Иларион (Алфеев), иером. Догматическое богословие. Творение. Тварное бытие // Жизнь и учение святого Григория Богослова. М., 1998. С. 301.

«Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас» (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов

I–VIII веков. Т. 2. С. 534). Блж. Феодорит: «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон» (Библейские ком ментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54).

Перевод этого правила: «Не подобает христианам оставлять Церковь Божию, и отходить, и служить ангелам, и устраивать собрания. Это осуждается. Ради этого, если окажется, что кто–либо практикуется в таком тайном идолослужении, пусть будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *