богадельня что это такое на руси
Значение слова «богадельня»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.
Некоторые из этих домов старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 году, в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах — в 1530.
Богадельни следует отличать от древнерусских убогих домов и скудельниц.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
богаде́льня
1. истор. приют для престарелых и инвалидов (в дореволюционной России) ◆ Купец суконным товаром Кофман когда-то воздвиг в память жены своей Изабеллы богадельню рядом с кладбищенской стеной. И. Бабель, «Одесские рассказы», 1931 г.
2. перен. разг. учреждение, заведение, в котором работает большое количество бездеятельных, неспособных людей
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: путаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Богадельня
Богаде́льня (от слов Бога дела, то есть ради Бога) — богоугодное заведение для содержания лиц, по какой-либо причине неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (однако не временно больных и умопомешанных, для которых существуют специальные учреждения).
Существенным признаком богадельни является полное содержание проживающих в ней.
Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством [источник не указан 982 дня] и первоначально устраивались при больницах и даже сливались с ними. Так, в Польше богадельни с давних времен существовали большей частью под названием «приходских госпиталей», и лишь в 1843 году, когда на основании указа 18 февраля (2 марта) 1842 г. проведено было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений соответственно преследуемым ими различным целям, они были переименованы в «домы приюта для престарелых и немощных».
Некоторые из этих домов старинного происхождения. Так, например, дом приюта в Люблине был открыт в 1342 г., в Варшаве дом Св. Духа и девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневицах в 1530. Во Франции и в настоящее время приюты для престарелых, немощных и увечных под названием hospices составляют вместе с больницами для исцелимых больных (hôpitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых имеются призреваемые обоих разрядов, называются hospices-hôpitaux.
Всех госпиталей во Франции в 1884 г. было 1654; в них к 1 января этого года призревалось 49 051 человек престарелых, немощных и увечных и 47978 больных: расход равнялся 113 600 462 франков, а доход 125 080 522 франков. Всякая община обязана принимать в свои богадельни своих членов, ставших неспособными к труду; для таких общин, которые не располагают особыми богадельнями, генеральный совет департамента назначает известное число богаделен, привлекая эти общины к участию в издержках по содержанию таких богаделен.
В последние годы в департаменте Indre сделан был замечательный опыт выдачи престарелым беднякам взамен содержания в богадельне ежегодного пенсиона в размере около 100 франков; такая замена допускалась лишь под тем условием, чтобы община или частные благотворители участвовали в 2 /5 расхода. В 1887 таким образом призревалось 100 человек. В 1888 г. директор ведомства общественного призрения предложил всем департаментам последовать этому примеру. В Англии после реформы 1834 г. богадельни являются отделениями работных домов, положенных в основу английской системы общественного призрения.
Богадельни следует отличать от древнерусских убогих домов, или скудельниц.
Содержание
В России
До XVIII века
В Россию Б. вместе с христианством перешли из Византии; уже церковный устав св. Владимира упоминает о них и заведование ими поручает церкви. Можно сказать, что в древней Руси при всякой приходской церкви имелась Б., а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих. Но церковь принимала под свое покровительство всякого без разбора, и уже на Стоглавом соборе царь говорил, что в богаделенных избах, на которых идет содержание как от царской казны, так и от многих благотворителей, содержатся не настоящие нищие, а те, которые платят за такое помещение приказчикам, управляющим этими избами. Собор признал необходимым выделить действительных нищих, состаревшихся и прокаженных, переписать их по всем городам и устроить для них Б. мужские и женские под ведением добрых священников и градских целовальников, а содержать такие Б. на счет частной милостыни. В связи с этими мерами стоит учреждение Приказа строения Б.; в то же время цари продолжали устраивать и поддерживать Б. в Москве и других городах на счет своей царской казны, именно на суммы Приказа Большого дворца. Во второй половине XVII века в Москве существовало до семи или до восьми более или менее обширных царских Б. Была известна Б. Моисеевская, устроенная на 100 чел., другая у Боровицкого моста на 38 чел., далее на Могильцах для 12, потом Покровская, Кулиженская, Петровская; далее у Боровицкого моста на 8 человек робят и в Сретенском монастыре род больницы «болящим и бродящим и лежащим нищим по улицам». Всех богадельников в царских Б. насчитывалось до 410 человек. Но заботы правительства о надлежащей организации Б. были до конца XVII ст. весьма слабы. Существенная перемена в этом деле должна была произойти вследствие указа 1682 г. царя Фёдора Алексеевича об устройстве в Москве двух шпиталень по новым еуропским обычаям, одной в Знаменском монастыре, в Китай-городе, а другой за Никитскими воротами, на Гранатном дворе. Для обеспечения этих шпиталень назначались вотчины, бывшие за Архангельским епископом и за Знаменским монастырем, чтобы «впредь, по улицам, бродящих и лежащих нищих не было»(этот замечательный указ не вошёл в Полное Собрание законов; в новейшее время напечатан в «Курсе государственного благоустройства», Киев, 1890 г., ч. I, стр. 105—111).
XVIII век
За этим проектом следует законодательство Петра Великого, который, преследуя нищенство и воспрещая частную благотворительность, повелел в 1712 г. завести по всем губерниям Б. для престарелых и увечных, неспособных к работе, и в такие монастырские и церковные Б. прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и увечных военных чинов, а для содержания их указал давать им хлебное и денежное жалованье; на построение при церквах Б. для нищенствующих больных повелено было обращать свечные сборы. Открывавшихся при ревизиях увечных и дряхлых, неспособных к труду, повелевалось (в 1723 г.) в оклад не писать, а отправлять в Б. — распоряжение замечательное, но оказавшееся невыполнимым по недостаточности Б. Средства церковные оказывались весьма недостаточными для заведения и содержания Б., а надежды, которые Пётр возлагал в этом деле на созданные им городовые магистраты, не оправдались. Вот почему при преемниках Петра I до Учреждения о губерниях беспрестанно повторяются указы как о преследовании нищенства, так и о заведении Б. В Учреждении о губерниях 1775 г. является попытка устроить это дело на совершенно новых началах, попытка, оказавшаяся малосостоятельною. Устроение и заведование Б. поручено было созданному в каждой губернии приказу общественного призрения бедных. Приказам поручалось учреждать в городах и селениях Б., особые для мужчин и особые для женщин. Кроме увечных и престарелых бедняков, в эти Б. указывалось помещать: бродяг и преступников, ссылаемых в Сибирь, если по дряхлости и болезням не могут туда следовать, увечных отставных нижних чинов, захваченных в прошении милостыни, исключаемых за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости неспособных трудом снискивать пропитание и т. п.
XIX век
При таком составе призреваемых да при плохой ещё администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земства (1864) и городов (1870) находилось в состоянии весьма неудовлетворительном. Для приведения их в лучшее состояние земские собрания прежде всего стали заботиться о помещении в Б. только беспомощных бедных, и многие из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного помещения в земские Б. бродяг. В то же время земства стали заботиться о призревавшихся в Б. сиротах, о расширении комплекта призреваемых, об устройстве новых Б., и многим из них (напр., Новгородскому) удалось привести Б. в совершенно иной вид. Значительные результаты достигнуты и г. С.-Петербургом. Первая забота по устройству в нём Б. принадлежит царевне Наталье Алексеевне, которая в 1713 г. близ нынешнего Таврического сада учредила Б. для убогих старух. Из др. Б., учрежденных в прошлом столетии, осталось три: Инвалидный дом императора Павла I и Б. Волковская и Лаврская. В настоящее время все Б. Петербурга разбиваются на 2 группы: несословные и сословные. Первая группа в свою очередь подразделяется: 1) на Б. для лиц всех сословий и всех исповеданий, 2) на Б. для лиц всех сословий православного исповедания и 3) на Б. для лиц всех сословий иноверческих исповеданий; в состав второй группы входят Б.: 1) для лиц привилегированных сословий, 2) для лиц духовного звания, 3) для купцов, мещан и ремесленников и 4) для лиц военного звания. Число всех Б. и приютов в С.-Петербурге, предназначенных для призрения престарелых и беспомощных, простиралось в 1884 г. до 80, не считая в том числе домов дешевых и бесплатных квартир, носящих иногда название Б.
Из них православным приходским попечительствам принадлежат 24, иноверческим приходам — 10, благотворительным обществам — 5, Импер. человеколюбивому обществу — 4, частным лицам — 10, а остальные разным ведомствам. Собственные капиталы имеют 24 богадельни, из них 16 кроме того владеют недвижимым имуществом (домами, где помещаются) и 5 имеют только недвижимое имущество; к 1 января 1885 все 29 Б. располагали капиталами, движимыми и недвижимыми, на сумму в 9542198 р. 76 к. Общее число призреваемых доходило до 8560 чел., в том числе женщин 6849; общая сумма расходов за 1884 г. составляла 150 с лишним тысяч рублей. Сравним эти цифры с цифрами, представляемыми другими столицами Европы. В Вене число призреваемых в 17 городских и 5 частных Б. простиралось в 1884 г. до 5088 с расходом в 969262 р.; в Берлине в том же году имелось 14 госпиталей и Б. на 1882 чел. с расходом в 250364 руб., кроме того, 14 частных Б с 937 призреваемыми и расходом в 268000 р. В Париж, где все дело общественного призрения сосредоточено в руках города, 11 городских Б. призревало в 1882 г. 15593 чел., и на содержание их израсходовано 2836158 руб. Оказывается, что Петербург, который на благотворительные дела тратит меньше других столиц (за исключением частной благотворительности, в СПб. на 1 жит. приходится 1,5 р., в Берлине — 2,9, в Париже — 5,7, в Вене — 6,2), имеет большее число Б., да и число призреваемых в них сравнительно больше. Обстоятельство это объясняется отсутствием других видов призрения, сравнительно слабым развитием частной благотворительности и недостатком цельного законодательства о бедных, которое не только возлагало бы на каждую общину обязанность призревать своих членов, впавших в бедность, но и дало бы этому делу надлежащую организацию. Общее число всех Б. с России не может быть установлено за недостатком точных статистических данных, в особенности по отношению к тем губерниям, где не введены земские учреждения и где дело призрения бедных осталось в ведении приказов.
Богадельня
Богадельня — в дореволюционное время — благотворительная (частная или общественная), обычно лечебное учреждение, приют для инвалидов, нищих, нетрудоспособных, престарелых. Иногда это слово употребляется в переносном, ироническом смысле для обозначения определенного заведения, организации, где много бездействующих и способных людей.
Название «богадельня» распространилась во времена вхождения украинских земель в состав Российской империи. В народе более распространенным названием был «госпиталь». Сущностным признаком богадельни является полное содержание людей, которые в ней проживают.
История развития
Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством и изначально создавались при больницах или даже сливались с ними. Первая богадельня была создана христианской церковью в 542 г.. В г.. Лионе. В Польше богадельни с давних времен существовали в основном под названием «приходских госпиталей», и только в 1843 году, когда на основании указа от 18 марта (2 марта) 1842 проведения было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений в соответствии с целями их функционирования, они были переименованы в «дома приюта для престарелых и немощных». Некоторые из этих домов были очень старинного происхождения. Так, например, Дом убежища в Люблине был открыт в 1342, в Варшаве дом Святого Духа и Девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневице в 1530
Во Франции в XIX в. приюты для престарелых, немощных и калек под названием фр. hospices составляли вместе с больницами для излечимых больных (фр. hôpitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых удерживаемые обоих разрядов, назывались фр. hospices-hôpitaux. Любая община должна была принимать в свои богаделен своих членов, стали неспособными к труду; для таких общин, не имели богаделен, генеральный совет департамента назначала определенное количество богаделен, привлекая эти общины к участию в расходах на содержание таких богаделен.
В Англии после реформы 1834 богадельни являются отделениями работных домов (англ. Workhouse), положенных в основу английской системы общественного призрения.
Появление богаделен на Руси.
На территорию Руси богадельни вместе с христианством перешли из Византии. Уже церковный устав Святого Владимира вспоминает о них и заведование ими поручает церкви. На содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц определялась десятину. В течение многих веков церковь и монастыри на Руси оставались центрами социальной помощи старым, убогим и больным.
По греческим образцам при монастырях и больших церквях, прежде всего в Киево-Печерском монастыре, устраиваются приюты для больных и инвалидов. Среди монахов выделяются лица, специально посвящают себя заботе о больных и лечению их. Можно сказать, что в древней Руси практически при каждой приходской церкви была богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих.
Князь Черниговский Николай Святоша, который был монахом Киево-Печерского монастыря, построил Троицкую надвратную церковь (1108) и больницу, на базе которой позже образовано Больничный Свято-Троицкий монастырь, где собирали «слепых, хромых …». В Переяславе на Днепре в том же XI в. была «строение банная и лечебная», где всем, кто приходил, подавали бесплатно медицинскую помощь. Монастыри целом не стали центрами предоставления такой помощи, хотя на эти цели уже в первых законодательных актах Руси после принятия христианства принадлежало выделять церкви часть из всех государственных доходов.
По татарского нашествия на Руси количество искалеченных, больных, вообще человек, требовавших опеки, значительно увеличилось. Но глубокий общий упадок экономической и культурной жизни народа тормозил развитие лечебного дела. Прекращаются также связи с Византией, южными и западными славянскими народами.
В середине IV в. русские земли оказываются под властью Великого княжества Литовского, а с середины XVI в. — В составе Речи Посполитой. Уже под 1377 в городских актах Львова находим сведения об учреждении в городе госпиталя для больных и бедных. В XVI в. в Остроге также функционировал большой госпиталь с годовым бюджетом 4 000 злотых — сумма по тем временам значительная.
Развитие госпиталей на украинских землях в XV-XVIII вв.
Братские госпитале
В истории богаделен-госпиталей Украины нельзя обойти братств — организации украинского мещанства, которые в XV-XVIII вв. имели играли огромную роль в жизни народа. Они занимались разнообразной религиозно-благотворительной и образовательной деятельностью, помогали обедневшим и больным членам своего прихода и тому подобное. В описании Павла Алеппского, из антиохийским патриархом путешествовал через Украину в Москву в 1654 p., Читаем: «Знай, что по всей земле казацкой, в каждом городе, в каждом селе для их убогих, немощных и сирот построен по краю или в середине населенного места дома, в которых они имеют убежище ». Братские приюты уже в XVI в. получают название госпиталей (от лат. hospitalis — гостеприимный).
Братские госпитале, школы содержались на средства прихожан. В городах крупные цеха удерживали свои госпитале. Меньшие цеха объединены и имели один госпиталь. В некоторых местах госпитале удерживались на таможенные средства, которые брали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу на пароме. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпитале, существование которых обеспечивалось заветам состоятельных лиц, отписывали для этого села, мельницы и даже ветчины.
Казацкие госпитале
Во времена казачества сеть богаделен-госпиталей еще больше развилась. С походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда инвалидами. По этим причинам казаки вынуждены были иметь свои госпитале.
Первый такой госпиталь был основан в дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там был построен дома и церковь, окруженные защитными рвами. По просьбе казаков из Киева в этот госпиталь был приглашен иеромонаха Паисия, на которого кроме духовных обязанностей полагался также обязанность лечить инвалидов и раненых. В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемировском монастыре на Днепре, ниже Канева.
Военные госпитали были в монастырях Лебединском у Чигирина, Левковской у Овруча, Межигирскому у Вышгорода. Монастыри охотно принимали на себя заботу о казаках, поскольку имели от этого материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили приют не только инвалиды, здесь также лечили раненых и искалеченных в боях запорожцев счет Сечи. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. Госпиталь в Межигорье при Межигирскому монастыре после 1755 предполагалось превратить в инвалидную общественный дом. Однако такой дом был устроен в Кирилловском монастыре в Киеве, а в Межигорье приказано открыть военный госпиталь, который в 1787 в день намеченного посещения Межигорья Екатериной II по неизвестным причинам сгорел.
О количестве госпиталей в Украине в XVII и XVIII вв. можно составить представление сведений ревизских книг Левобережной Украины архива Малороссийской коллегии. По этим книгам, в 1732 в Черниговском полку было 118 госпиталей, Лубенском — 107, Миргородском — 29 Нежинском — 138, Полтавском — 42, Переяславском — 52. Все эти госпитале имели опикувальну цель.
Развитие богаделен под властью Российской империи
После присоединения украинских земель к Российской империи вопросы функционирования богаделен решались на имперском уровне. Так, Петр I, который, преследуя попрошайничество и запрещая частную благотворительность, повелел в 1712 завести по всем губерниям богадельни для престарелых и увечных, способных к работе, и в такие монастырские и церковные богадельни прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и калек военных чинов, а для удержания их приказал давать им пожертвования и денежное жалованье; на построение при церквях богаделен для побираясь больных предписано направлять свечные сборы. Калек и немощных, неспособных к труду людей, которые выявлялись при составлении ревизий, было велено в 1723 г.. В оклад не писать, а отправлять в богадельне. Данное распоряжение при всей своей полезности оказалось невозможным из-за недостаточного количества богаделен. Церковные средства оказывались недостаточными для образования и содержания богаделен, а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городские магистраты, не оправдались.
Вот почему при преемниках Петра I с Постановлениями о губернии постоянно повторяются указы как о преследовании попрошайничества, так и о создании богаделен. В постановлении о губерниях 1775 содержалась попытка устроить это дело на совершенно новых началах, которая оказалась почти несбыточной. Устройство и заведование богадельни было поручено созданному в каждой губернии Приказа общественного попечительства. Приказам поручалось основывать в городах и поселках богадельни, отдельные для мужчин и для женщин. Кроме калек и престарелых до сих богаделен предписывалось помещать: бродяг и преступников, сосланных в Сибирь, если по старости и болезням они не могут туда следовать, калек отставных нижних чинов, захваченных при нищенстве, людей, которые исключаются за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости способны трудом зарабатывать на жизнь и тому подобное.
При таком «контингенте» и при плохой администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земств (1864) и городов (1870) находилась в весьма неудовлетворительном состоянии. Для улучшения положения дел земские собрания прежде всего стали заботиться об отправке в богаделен только беспомощных бедных, некоторые из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного отправки в земских богаделен бродяг. В то же время земства стали заботиться о сиротах в богадельнях, о расширении категорий людей, которые могли бы находиться там, об устройстве новых богаделен, и многим из них удалось привести эти учреждения в совершенно другой вид.
После Октябрьского переворота 1917 г.. Начался процесс исчезновения понятия «богадельня». Это связано, в первую очередь, с закрытием ликвидацией церквей, монастырей, при которых много таких заведений было. Также, были отменены земства, а учреждения, которые были в их ведении, в том числе и богадельни, перешли в ведение советских органов и или закрывались, или перепрофильовувалися в «Дома престарелых», «интернаты», «приюты» и др
Что такое богадельня: от истории становления до современности
Что такое богадельня
По назначению богадельня практически ничем не отличается от аналогичного государственного учреждения – сюда так же приходят престарелые люди, чтобы дожить земной век. Однако внутреннее устройство здесь совершенно другое.
Учреждение для недееспособных людей
Главное отличие божьего дома – акцент на духовной жизни согласно православной вере.Живущих в христианском приюте называют насельниками, палаты – кельями, а комнату приема пищи – трапезной.
Как правило, здания строят неподалеку от церкви или монастыря, чтобы старики могли посещать богослужения. Так как целью богадельни является воцерковление, это условие обязательно. Здесь точно так же обеспечивают круглосуточный уход, медицинское обслуживание и питание. Однако значимый акцент делается на сближение с Господом. Поэтому не следует отдавать своих престарелых родственников сюда без их согласия. Желание посвятить остаток жизни служению Всевышнему должно быть добровольным.
Значение слова «богадельня»
Почему же духовное учреждение для немощных называется именно так? В. И. Даль в своем толковом словаре трактует необычный архаизм, как приют для тяжелобольных, убогих, нищих, старых людей. Если разобрать существительное по частям, мы увидим два корня: «бог» и «дело», что значит «сделанное для Бога». Православная вера призывает творить добро, тем самым сближаясь с Господом. Отсюда и следует общепринятое значение этого слова.
Видео «Свято-Спиридоньевская богадельня»
В этом видеосюжете рассказывается об устройстве и жизни в специальном учреждении.
О жизни в богадельне
Стать насельником может любой желающий, обратившись к сотруднику божьего дома, который организовывает прием жильцов. Трудоспособные граждане, как правило, занимаются какой-нибудь несложной физической работой, помогая лежачим, а также поддерживая порядок в приюте. Большую часть времени они проводят за молитвами или чтением православной литературы. Обязательным является посещение богослужений с прохождением Таинства Исповеди и Причастия.
Престарелые насельники, живущие в богадельне, становятся одной семьей. Здесь можно встретить ветеранов войны, бывших атеистов, ученых или просто высокообразованных людей со своими удивительными историями. Персонал божьего дома очень деликатный, относится к своим подопечным с любовью и терпением, ведь большинство стариков склонны к унынию, частым жалобам или капризам.
История становления
Первые духовные приюты для престарелых появились в ранние христианские времена. Сначала их открывали при лазаретах, однако потом они стали строиться, как часть церковного прихода или обители.
В России
На Руси божьи дома появились практически сразу после Крещения с приходом христианской веры из Византии.
До XVIII века
Первое время богадельни открывались при каждом приходе, собирая всех желающих. Из-за отсутствия специальной проверки насельниками становились не только нищие, но также люди с достатком. Последние платили приюту, который удерживался за счет государства, из своего кармана, занимая места действительно нуждающихся. Чтобы исправить ситуацию, царь издал указ о переписи обнищавших, прокаженных, состарившихся. После было организовано два божьих дома: мужской и женский, к ним приставлены священнослужители, а денежное содержание стало зависеть от собранных пожертвований.
Несмотря на изданный указ, в Москве и других городах России некоторые богадельни продолжали финансировать из государственной казны.
Во второй половине XVII столетия царь Федор Алексеевич постановил создать два новых приюта, которые перешли бы под контроль Знаменской обители и Архангельского епископа. Таким образом правитель практически полностью очистил улицы Москвы от нищих.
XVIII век
Петр Великий продолжил искоренение нищенства, однако сделал упор на недееспособные воинские чины. На их содержание он не выделял средств из казны, а повелевал церкви обеспечивать божьи дома за счет милостыни, собранной у прихожан. Однако денег у храмов постоянно не хватало, а потому затея царя с треском провалилась.
К концу XVIII столетия была совершена попытка реформировать богадельни. Теперь, кроме военных чинов, туда следовало помещать тяжелобольных, стариков, нищих, нетрудоспособных ссыльных, преступников и попрошаек.
XIX век
Реформа, о которой речь шла выше, меньше чем через полстолетия привела все божьи дома России в упадок. Чтобы улучшить состояние дел, было постановлено принимать насельниками только беспомощных нищих. Выгнав ранее собираемый сброд, приюты значительно улучшили свое состояние. Больше всего преуспел Санкт-Петербург. К концу XIX столетия там осталось всего 80 заведений, которые подразделялись на сословные и несословные. Последние были устроены для верующих любых сословий, а первые предназначались для воинских чинов, знати, духовников, привилегированных лиц.
Современность
Сегодня богадельни России по-прежнему работают для престарелых граждан, которые не могут сами за собой ухаживать. Известным божьим домом является московский Свято-Спиридоньевский приют. Он размещен в двух четырехкомнатных квартирах и вмещает до 12 насельников.
Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества. Сестры, которым дано позволение проводить медицинские манипуляции, могут ухаживать даже за тяжелобольными лежачими стариками. Они помогают не только с повседневным уходом, а еще дают духовную поддержку, что очень важно для умирающих.
Присмотр за жильцами осуществляют члены Свято-Димитриевского сестричества
Атмосфера в богадельне не имеет схожести с больницей. За счет небольших размеров насельники чувствуют себя, как дома, будучи одной семьей. К ним регулярно приходит священник, чтобы дать возможность исповедаться и причаститься.
Еще один знаменитый божий дом находится в Екатеринбурге, при храме во имя княгини Елизаветы Федоровны. Кельи расположены на первом этаже жилого здания, где также действует домовой приход. Насельниками могут оформиться не только престарелые люди, но также молодежь, которая переживает тяжелый период своей жизни.
В отличие от столичной организации, здесь медицинские услуги не предоставляют, однако существует возможность вызвать врача из расположенной поблизости больницы. Вместе с работниками богадельни присмотр за жильцами осуществляют волонтеры, которые обеспечивают необходимый уход и духовную поддержку.
В странах Европы
Самые известные европейские божьи дома имеют древнюю историю. В Польше многие из них сохранились еще с XIV столетия:
Французские богадельни часто строились при госпиталях и финансировались за счет местных общин. При этом некоторые организации давали своим насельникам по 100 франков в качестве пенсии.
Улучшало заботу о престарелых и Британское Королевство. Так, к концу XIX столетия Великобритания передала приюты под ведомство дисциплинарных домов. Это стало началом реформы, вследствие которой образовалась английская система общественного содержания.
Учреждение аглийской системы общественного содержания
Сегодня богадельни существуют во всех христианских странах, выполняя одинаковую функцию – предоставляя уход и духовную поддержку бедным, немощным старикам. Последнее крайне важно, ведь престарелые люди, ставшие насельниками, хотят посвятить свои последние мирские дни Богу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.