боголюбская икона божией матери история образа
Боголюбская икона Божией Матери
День памяти 1 июля
Приблизительное время чтения: 3 мин.
История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.
В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.
Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.
После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.
Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).
Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.
Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой.
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com
В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом.
В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853).
История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах.
С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года.
В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.
Боголюбская икона Божией Матери
К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.
Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.
Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).
Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой — Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Иконография
Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.
Стиль
В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.
Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение[1].
Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.
Чтимые чудотворные списки с иконы
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.
Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.
Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).
Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.
Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
[1] См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.
Эпидемии и стихийные бедствия: когда нужно молиться Боголюбской иконе Божией Матери
Произошло это чудо благодаря Боголюбской иконе Богоматери, находившейся в этом монастыре уже около 500 лет.
История иконы
Боголюбская икона Божией матери — один из наиболее древних святых образов домонгольского периода. Её обретение датируется 1157 годом. Согласно преданию, во время переезда из Вышгорода в Суздаль князя Андрея Долгорукова произошло событие, положившее начало истории этого святого образа. Тогда князь вёз с собой икону, которая впоследствии стала называться Владимирской. Не доезжая нескольких вёрст до Владимира, кони, вёзшие киот с образом Богородицы, вдруг перестали повиноваться и остановились. Заставить их двигаться дальше не удавалось никакими усилиями.
После этой непонятной и таинственной остановки князь со своей дружиной разбили лагерь и остановились на ночлег. Сам князь Андрей уединился в походном шатре и стал горячо молиться.
В это время и произошло чудо явления Богородицы. Перед изумлённым князем появилась Пречистая Дева и велела ему доставить во Владимир икону, которую он вёз с собой. А на месте, где случилось явление, ему было велено основать монашескую обитель и построить храм.
Князь Андрей исполнил повеление Богоматери. В этом месте был заложен каменный храм, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была произведена греческими мастерами, которые были приглашены князем из Салоник. Позже здесь же был основан монастырь, ставший именоваться Боголюбским. А выросший вокруг городок князь нарёк Боголюбовом. С тех же пор по учреждению князя Андрея на Руси стал отмечаться праздник Покрова Божией Матери.
Спустя некоторое время князь собрал лучших иконописцев и повелел им написать икону с образом Божией Матери. Иконописцы изобразили Богоматерь такой, как он её увидел в своём видении — стоящую со свитком в руке. С тех пор эта икона стала называться Боголюбивой или Боголюбской. Когда строительство храма было окончено, князь Андрей с молитвой внёс в него икону Пречистой Девы.
На протяжении последующих лет этот святой образ прославил храм в Боголюбово многочисленными чудесными случаями исцеления тяжелобольных.
Почти через 100 лет после этих событий случилось татаро-монгольское нашествие. Во время нашествия татары совершали набеги на земли Владимира. Они постоянно разрушали и сжигали храм Рождества Богородицы. Но каждый раз свершалось чудо — Боголюбская икона оставалась невредимой, а храм восстанавливался. Монастырь тоже неоднократно разрушался во время татаро-монгольского нашествия, но каждый раз восставал из пепла и обретал ещё большую славу.
Видео «Акафист Пресвятой Богородице перед Боголюбской иконой»
В этом видео вы можете прослушать полную аудиозапись акафиста Пресвятой Богородице перед Боголюбской иконой.
Значение образа
Основное значение этого святого образа — заступничество Богоматери, её небесное ходатайство за грешных людей. Иконографический тип этой иконы — образ Богоматери без младенца, запечатлённый в молитвенном обращении к Создателю, является символом моления за людей. Живопись этой иконы носит отпечаток высокого иконописного мастерства. Сам образ Божьей Матери на иконе является очень вдохновенным и возвышенным.
Иконография
Существуют следующие иконографические типы изображения Богоматери:
Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса. Он символизирует моление Богоматери за людей. Однако в ней содержатся и элементы других иконографических типов — Одигитрии и Оранты.
Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса
Где находится святой образ
С самого момента своего обретения Боголюбская икона находилась в церкви Рождества Богородицы, которая была заложена князем Андреем Боголюбским в 10 верстах от Владимира – на месте, где ему явилась Богоматерь. Возле этого храма позже был построен Боголюбский монастырь. В нём святой образ Богородицы оставался до начала XX века.
После того, как монастырь был закрыт, икону перевезли во Владимир, где она пребывала в церкви Иоакима и Анны до окончания Великой Отечественной войны. После войны местом пребывания иконы был определён краеведческий музей города Владимира. Там она находилась до 1992 года, после чего была перемещена в Успенский собор, где находилась в течении 17 лет. После этого в связи с плохим состоянием иконы её было решено передать на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей. Там этот чудотворный образ находится и сегодня.
В чем помогает Боголюбская икона
Пресвятая Дева Мария всегда являлась посредницей между приносящими молитву православными христианами и Господом Богом. Боголюбская икона признана чудотворной. Она помогает людям прежде всего при стихийных бедствиях и эпидемиях. Самая известная история, связанная с этим чудотворным образом — это избавление от эпидемии чумы, которая случилась на Руси в конце XVIII. Эта страшная эпидемия не коснулась охраняемого чудесной силой иконы Боголюбского монастыря, а также обошла стороной находившееся поблизости село Боголюбово. Прекратилась чума и во Владимире, когда чудотворный образ Богоматери перенесли туда.
Известны документально подтверждённые случаи спасения по молитвам перед этим образом от пожаров, внутренних распрей и внешних врагов. Икона помогает путешествующим, которые молятся о благополучии в своих путях. Перед этим образом матери просят о сохранении детей, которые живут в чужих краях.
Чтимые чудотворные списки с иконы
Список — это копия, выполненная с иконы-оригинала. Русский народ за тысячу лет, прошедшие с момента обретения Боголюбской иконы, создал десятки списков этого образа, которые восприняли её чудотворную силу. Перед этими списками совершали молитвы во время эпидемий, внутренних распрей и при вторжении внешних врагов.
Наиболее старым списком является Московская икона Боголюбской Богородицы. Список прославлен тем, что во время страшной чумы 1771 года спас жителей Москвы от эпидемии. С начала ХХ века этот чудотворный список пребывает в Москве, в храме Петра и Павла.
Храмы России имени Боголюбской иконы
Наиболее известна церковь Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино Московской области. Это каменный храм постройки 1912 года. В селе Галкинское Свердловской области находится ещё один храм, носящий имя Боголюбской иконы Богоматери.
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино
Сохранность иконы в наши дни
Во время многочисленных попыток реставрации иконы ее поверхность заливали горячим воском. Это привело к тому, что ухудшилось сцепление краски с грунтовым слоем. На протяжении 20-ти лет реставраторы снимали слой парафина с поверхности, однако это не привело к улучшению состояния иконы. Во время пребывания в Успенском соборе Владимира её состояние стало ещё более плачевным. Сегодня Боголюбская икона сохраняется в краеведческом музее города Владимира с соблюдением всех необходимых температурных и влажностных режимов.
Современные возможности реставраторов, мощные микроскопы и инновационные методы реставрации позволили выполнить расчистку иконы, не нанеся никакого дополнительного вреда святыне.
Молитвы чудотворному образу
Молитва Боголюбской Божьей Матери
Молятся перед образом, когда хотят узнать волю Божию. Ее просят указать верный путь, защитить от бед, искушений и скорбей.
Перед ней испрашивают справедливости, если человек несправедливо обижен или оклеветан. Она – защитница дома от пожара, попадания молнии, а живущих в нем – от голода.
Молитва Боголюбской Божией Матери
О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!
Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Молитва Боголюбская
О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и поклоняющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.
О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте.
О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1 июля-иконы Богоматери Боголюбская и У источника
БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Вот как это произошло. В 1155 году князь Андрей Боголюбский, повинуясь откровению свыше (икона Божией Матери, написанной еще самим евангелистом Лукой, трижды сходила со своего места в храме, благословляя князя на отъезд), выехал из Киева на северо-восток Руси.
Проехав через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена, город Владимир, князь вскоре был вынужден остановиться. В семи верстах от города на крутом берегу реки Клязьмы лошади, которые везли возок с чудотворной иконой Божией Матери, внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела Свою чудотворную икону поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь.
Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство монастыря. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирскою и с того времени до сего дня является главной святыней и символом Святой Руси.
Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской, которая находилась в главном храме монастыря. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери чудесно сохранился в огне невредимым.
Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Икона изображает Богоматерь, стоящую во весь рост, с воздетыми к небу руками, в одной из них Она держит свиток с молитвой ко Господу о благословении места сего и земли Русской. Господь изображен в правом верхнем углу, а сверху иконы нарисованы клейма пяти икон, которые сопровождали князя Андрея в пути: Спасителя, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, святого Иоанна Предтечи.
Первое время обе иконы – и Владимирская, и Боголюбская стояли в Боголюбовском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1164 году Владимирскую икону перенесли во Владимирский Успенский собор.
Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая (древнее название Боголюбской иконы) икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ.
В день встречи икон у стен Москвы, Божия Матерь явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали. Москва и вся земля Русская были спасены – враг отступил. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбивую, по настоянию владимирских жителей, вернули во Владимир во утешение верующих и поставили вновь в Боголюбской обители, но прежде сделали с нее точный список, который и оставили в кремлевском соборе.
От копии также происходили чудеса, и эта икона считалась охранной иконой русских царевичей. Сохранилось свидетельство, что в 1432 году великий князь Московский Василий II Темный поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца. А благочестивый царь Федор Алексеевич Романов часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года.
Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится.
И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!»
Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Высочайшее разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция. Крестный ход совершался следующим образом.
Накануне 20 мая ст.ст. (2 июня н.ст.) в Боголюбском монастыре совершал всенощное богослужение викарный архиерей, наутро он же служил там литургию и молебен и около четырех часов дня Боголюбскую икону вместе с древней иконой Покрова Пресвятой Богородицы торжественным шествием уносили в село Доброе, расположенное на пути ко Владимиру в Константино-Еленинский храм. Там также совершалось всенощное бдение, служилась ранняя литургия, и после молебна крестный ход продолжал торжественное шествие во Владимир.
К двум иконам Божией Матери присоединялась еще храмовая икона святых Константина и Елены. Тем временем из Успенского собора выходил другой крестный ход, шедший навстречу первому. Сретение (встреча) происходила возле Сергиевской церкви, там совершался молебен с акафистом, и шествие направлялось в Успенский собор. На соборной площади, окаймленной шпалерами войск, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров крестный ход встречал епархиальный архиерей. После совершения краткой литии и окропления молящихся святой водой икону вносили в собор, где и совершалась поздняя литургия.
Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе. Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними шли священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее безчисленной толпой следовал простой народ.
В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.
Кроме того, в XVIII и XIX вв. было сделано несколько списков с Боголюбской иконы, и с ними совершались крестные ходы по всей Владимирской губернии. Один из списков стоял в Боголюбском соборе во время отсутствия древней иконы (стоит и сейчас).
«Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше».
1 июля по древней традиции на крестный ход, совершаемый ежегодно в настоящее время с одной из копий Боголюбской иконы, собираются тысячи паломников со всей России. Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек. Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию со дня явления Пресвятой Богородицы святому князю Андрею. Проект собора был составлен на основе архитектурных разработок К.А. Тона, а освящал храм святитель Феофан Затворник, будучи тогда еще Владимирским архиереем.
Тропарь, глас 1:
Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
Ин тропарь, глас тойже
Всепетая и Всеславная Царице Богородице, Мати всея твари Содетеля, христианская надеждо и заступнице, печальних утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние, молим Тя: милостива буди нам, грешным, и не остави раб Своих, и не отрини моления верных, в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих. О Владычице, благая помощнице! Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша, яко милосерд.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу и всем верным во спасение.
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения!
Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас.
О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.
Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни,
спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы:
подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.
О Всемилостивая, Боголюбивая Мати!
Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.
ПЮХТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «У ИСТОЧНИКА»
Предание гласит, что более четырехсот лет тому назад в местечке Куремяэ (с эстонского «Журавлиная гора») простым эстонским пастухам явилась Светозарная Жена, стоящая в сиянии невечернего света. Божия Матерь простертыми руками указывала на источник, испокон веков протекавший под горой. Когда пастыри устремились на гору, чтобы подойти поближе, видение исчезло, но вскоре появилось вновь.
Пастухи позвали селян, желая, чтобы и те увидели Дивную Госпожу. Пресвятая Богородица почтила Своим явлением и этих скромных людей. Поднявшись на место, где стояла Благодатная Жена, крестьяне обрели в расщелине древнего дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Так Божия Матерь освятила Своим пришествием и всю местность, получившую после Ее явления название «Пюхтица» («P;hitsetud»), что значит «Святое место», и источник у подножия Журавлиной горы, прославившийся многими чудотворениями и исцелениями.
Местные жители построили на Пюхтицкой горе у древнего дуба часовню для явленного образа и ежегодно на праздник Успения приглашали в нее для служения священника из русской части г. Нарвы. Успенские торжества собирали такое множество паломников, что во время всенощной вся гора была усеяна огоньками свечей, которые держали в руках молящиеся. Всю ночь рядом с часовней и освященным дубом слышалось молитвенное пение, читались акафисты.
В начале XIX в. Пюхтицкая гора стала собственностью немецких баронов, и икону на время перенесли в с. Сыренец, где был православный приход. По перенесении иконы было установлено ежегодно в день Успения совершать Крестный ход с чудотворным образом от Сыренца к часовне на Святой Богородицкой Горе. Этот ход был сопряжен с немалыми трудностями: люди шли по колена в болоте и поочередно несли икону, прижимая ее к груди.
Были и другие сложности: владельцы местности, враждебно относившиеся к православным, попытались построить большую кирху с тем, чтобы часовня казалась по сравнению с ней убогой, но их начинание не увенчалось успехом. Когда правительственным постановлением вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность православных, кирха была перестроена в Успенский храм.
Сохранилась проникновенная дневниковая запись, сделанная о. Иоанном на праздник Успения во время его пребывания в Пюхтицах, которую принято связывать с образом «У источника»:
«На 15-е, в день Успения Богоматери, 1898 года я имел счастье в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас»: «Милейшая есте, чада Отца Небесного», тогда как я сознавал свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Аминь».
Перед кончиной о. Иоанн завещал образ одной благочестивой петербургской чете. В свою очередь незадолго до смерти престарелые супруги передали икону монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Матушка бережно хранила икону до времени, когда Сама Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, открыла Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель.
Богородица сказала, утешая монахиню: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» в день празднования иконе Боголюбской (18 июня/1 июля) вернулся в обитель. Престарелая настоятельница Алексия II (схиигумения Сергия Голубева), встречавшая с сестрами монастыря у священного дуба батюшкину икону, именно в этот день получила от епархиального управления долгожданное извещение об освобождении ее от игуменского послушания, а новая настоятельница еще не была назначена. Так Царица Небесная невидимо приняла игуменский жезл в Своей обители.
«Радуйся, Любвеобильная, слезы сердец наших милостивно осушающая».
Тропарь, глас 1
Утешение всех скорбящих, Скорая Помощнице в туге сердечней к Тебе прибегающим, услыши нас, Владычице, и даждь нам на пути к жизни вечней душ и сердец от скверн очищение и яко елень на источники водныя к Царству Небесному неустанное стремление.
Величание
Величаем Тя, Светозарная Дево, и почитаем осиявшее гору Пюхтицкую благодатное явление Твое.
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!
Припадаем и покланяемся Тебе пред светозарным образом Твоим и смиренно молим:
прости, Всемилостивая, вся заблуждения наша и вся оскорбления, в ведении или в неведении Сыну Твоему и Спасителю нашему от юности обильно нанесенная неисполнением заповедей Его святых, небрежением к святыне, нерадением в молитве и нетерпением в несении креста нашего.
Призри на жажду спасения и посильныя труды и пребуди с многогрешным, но оставшимся верным Сыну Твоему малым Его стадом по неложному слову Его, во Святем Евангелии реченному: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дата вам Царство».
О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матернего Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго.
Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемыя, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя.
Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердная Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполнити сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное.
Невзирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претихаго в Небесный Чертог Его,
дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.