богоявленская церковь верея история появления
Богоявленский храм (Верея)
Богоявленский храм построен в 1777 году на средства купца М.Е. Седельникова в архитектурном стиле барокко, на месте разобранной деревянной церкви. В 1782 году к храму была пристроена кирпичная колокольня.
Содержание
История [ править ]
В июле 2004 года Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви и в государственных органах была зарегистрирована местная православная религиозная организация прихода Богоявленской церкви.
В период 2004-2007 годов в храме были осуществлены значительные реставрационные работы. Храм был оштукатурен внутри и побелен снаружи, полностью была заменена кровля, изготовлены и установлены новые главки и кресты. Проведены дренажные работы, облагорожена территория вокруг храма, удалены старые деревья, которые закрывали храм. Начаты работы по установке металлической церковной ограды общая протяженность которой 350 м.
Полностью заменены оконные рамы, установлены новые дубовые и метал-лические двери. В трапезной выложен плиткой новый пол, который после закрытия храма был уничтожен. Придел свв. Косьмы и Дамиана обрел иконостас. Начато оборудование иконостаса центрального Богоявленского Алтаря. Приобретено и установлено на колокольне 7 колоколов.
Архитектура [ править ]
Храм является образцом церковного зодчества последней четверти XVIII века. Он представляет собой бесстолпный храм типа» восьмерик на четверике» с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной.
Небольшая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром.
Жизнь прихода [ править ]
Святые [ править ]
Алексий (Алексей Николаевич Серебренников) родился 1 октября 1882 года в селе Васильевском Калужской губернии. Окончил уездное училище. С 1 января 1926 года он был псаломщиком Христорождественской соборной церкви в Верее. В январе 1930 года собор был закрыт, и Алексей Николаевич стал служить в церкви Богоявления в том же городе.
9 сентября 1937 года, во время усилившихся гонений на Русскую Православную Церковь, власти арестовали его и заключили в тюрьму в городе Можайске. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Псаломщик Алексий Серебренников был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. 19 января, д. 2. Богоявленский храм.
Богоявленская церковь на реке Протве
Богоявленскую церковь можно часто увидеть на фотографиях с видами подмосковной Вереи. Этот храм неизбежно попадает в поле зрения туристов благодаря своему удачному расположению в Заречье. С высокого холма Верейского кремля, где расположены главные достопримечательности – древнейший в городе собор Рождества Христова и памятник герою Отечественной войны 1812 года И.С. Дорохову, открывается живописный вид на низкий противоположный берег реки Протвы. Именно там издавна располагалась Заречная слобода с церковью Богоявления Господня. Об этой церкви, ставшей узнаваемым символом Вереи, пойдет речь в этой статье.
В 1862 году С. Яковлев записал актуальные и по сей день слова о Верее и заречной части этого города в своих «Подмосковных дорожных заметках»: «Местоположение Вереи живописно; город раскинулся на вершинах крутой горы, внизу которой журчит река; по ту сторону реки тянутся сады и среди их веселенькие домики; куда ни взглянешь, везде встречаешь веселый, приветливый пейзаж…»
Каменная церковь Богоявления Господня с приделом бессребреников Космы и Дамиана была построена в 1777-1786 годы на средства местного купца Михаила Егоровича Седельникова. В архитектурном отношении церковь относится к стилю провинциального барокко, о котором свидетельствуют композиция «восьмерик на четверике» и общий, как сказано в справочнике «Памятники архитектуры Московской области», «вертикализм сооружения». При этом колокольня, соединенная с храмом трапезной частью, отражает архаичные для конца XVIII века черты русского зодчества допетровской эпохи.
Важные перемены произошли в жизни города Вереи именно в XVIII веке. Петровские преобразования, победа в войне со Швецией и строительство новой столицы открыли стране западные рынки. Это дало новый импульс к развитию тех подмосковных городов, которые находились на больших торговых путях, связывавших центральную Россию и европейские страны. Верея в этом смысле располагалась очень удачно: с одной стороны, через нее шел водный путь через Протву и Оку. С другой стороны, неподалеку пролегал Смоленский тракт, связанный с Гжатской пристанью (современный город Гагарин), откуда товары отправлялись непосредственно в Санкт-Петербург и Ригу. Уже в 1720-е годы число купцов в Верее достигло небывалой для небольшого города цифры – 1500 человек.
Из статистических описаний 1811 года мы узнаем, что Верея в экономическом отношении входила тогда в тройку лучших городов Московской губернии: «Местоположение оных городов [Московской губернии] не столь выгодно, исключая Коломны и Серпухова… и потому сии два и третий к ним должно присоединить Верею, суть лучшие города в губернии; прочие же… могут почесться маловажными». Верейские купцы торговали хлебом, пенькой, маслом не только с Москвой и Петербургом, но и с немецкими городами: Лейпцигом, Кенигсбергом и Данцигом.
Экономический подъем Вереи неизбежно повлиял на облик города: именно в XVIII веке богатые купцы построили почти все ныне существующие в городе каменные храмы. Вот что писал об этом известный верейский краевед и педагог С.А. Поспелов: «С первых десятилетий XVIII века богатое верейское купечество приступило к сооружению в городе крупных зданий и в первую очередь церквей. Были завершены работы по перестройке на городище Рождественской соборной церкви. К западной ее стороне была пристроена высокая многоярусная колокольня с колоннами, в северо-западной части города выросла пятиглавая Ильинская церковь, в Заречье – Космодемьянская церковь».
Церковь Богоявления Заречной слободы называлась Космодемьянской по приделу, устроенному в память о первом деревянном храме, который стоял на этом месте в древности. В XVI столетии в Верее насчитывалось17 церквей и только одна Космодемьянская располагалась на противоположном от кремлевского вала берегу реки Протвы. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа встречается первое упоминание тогда еще деревянной «церкви Козмы и Дамиана на посаде», которая была построена в 1673 году на месте разрушенного в Смутное время одноименного храма.
Собиратель материалов для летописей церквей Московской епархии В.И. Холмогоров приводил примечательный случай, отразившийся в документах начала XVIII века и связанный с приходом верейской церкви Космы и Дамиана «на нижнем посаде». В 1717 году молодой диакон Евфим Кириллов, рукоположенный знаменитым церковным деятелем петровской эпохи Стефаном Яворским, жаловался на притеснения со стороны двух местных священников Василия Харитонова и Никиты Иванова, которые лишали служителя денежного и хлебного дохода. Этот диакон, согласно документу, поданному в патриарший Казенный приказ, в 1710 году занял место священнослужителя в Космодемьянской церкви вместо рано скончавшегося тестя. На попечении Евфима Кириллова были не только его собственные дети, но также теща и малолетние сироты – сестры жены. Духовное ведомство встало на сторону обиженного собратьями по служению дьякона и велело священникам церкви Космы и Дамиана впредь выделять ему третью часть дохода.
Храм Богоявления Господня стоит недалеко от реки Протвы, символизирующей, быть может, по замыслу основателей этой церкви, библейский Иордан. Для западной части Подмосковья и ближайших окрестностей Протва имела большое религиозное значение. В ее водах, по преданию была обретена почитавшаяся в Верее чудотворная икона Владимирской Божией Матери с ликом Николая Чудотворца на обратной стороне. Также в Протве у села Вышгород (нынешнего Наро-Фоминского городского округа) был чудесно обретен резной образ Параскевы Пятницы, хранящийся сегодня в каменной часовне в центре Вереи. На Протве великий русский святой преподобный Пафнутий основал знаменитый Богородице-Рождественский монастырь в Боровске. Отсюда же вышел не менее знаменитый ученик святого Пафнутия – основатель собственной обители под Волоколамском преподобный Иосиф Волоцкий.
galik_123
Наводы
Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.
1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.
2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.
3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.
4. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II.
5. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.
6. Обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери.
7. Выполнены эти иконы в 2011 году в мастерской церковного искусства «Благовещение».
9. В 2012 году при входе на территорию храма была открыта церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили дмитровские иконописцы.
10. Надвратная икона Иверской Божией Матери.
13. Территория храма ухоженная, много цветов, есть даже детская площадка.
14. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.
15. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.
16. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда «русском стиле», взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.
18. Вокруг церкви растут вековые деревья.
19. И такой покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется.
22. За храмом покоятся старинные надгробия.
24. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.
25. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.
26. С площадки открывается чудесный вид на Верею и собор Рождества Христова.
27. Другие ворота расположены точно напротив храма.
28. В настоящее время Входо-Иерусалимская церковь тоже является памятником федерального значения. Этот храм считается наиболее ценным в художественном отношении архитектурным памятником Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени, и о нём расскажу отдельно.
Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году.
Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа» восьмерик на четверике» с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой.
В июле 2004 года Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви и в государственных органах была зарегистрирована местная православная религиозная организация прихода Богоявленской церкви. В октябре 2004 года настоятелем Богоявленской церкви Указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен иеромонах Дионисий (Партин).
В период 2004-2007 годов в Богоявленском храме были осуществлены значительные реставрационные работы. Храм был оштукатурен внутри и побелен снаружи, полностью была заменена кровля, изготовлены и установлены новые главки и кресты. Проведены дренажные работы, облагорожена территория вокруг храма, удалены старые деревья, которые закрывали храм. Начаты работы по установке металлической церковной ограды общая протяженность которой 350 м.
Полностью заменены оконные рамы, установлены новые дубовые и металлические двери. В храме оборудовано водяное отопление, которое может функционировать как от газа, так и от электричества. В трапезной выложен плиткой новый пол, который после закрытия храма был уничтожен. Заново проведено электричество, приобретены два паникадила и боковые светильники. Придел свв. Косьмы и Дамиана обрел иконостас. Начато оборудование иконостаса центрального Богоявленского Алтаря. Приобретено и установлено на колокольне 7 колоколов.
Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Автор не указан.
Богоявленская церковь (свв. Косьмы и Дамиана), г. Верея
Богоявленская церковь (свв. Косьмы и Дамиана), г. Верея
История
Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа» восьмерик на четверике» с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой.
В июле 2004 года Богоявленский храм был передан Русской Православной Церкви и в государственных органах была зарегистрирована местная православная религиозная организация прихода Богоявленской церкви. В октябре 2004 года настоятелем Богоявленской церкви Указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен иеромонах Дионисий (Партин).
В период 2004-2007 годов в Богоявленском храме были осуществлены значительные реставрационные работы. Храм был оштукатурен внутри и побелен снаружи, полностью была заменена кровля, изготовлены и установлены новые главки и кресты. Проведены дренажные работы, облагорожена территория вокруг храма, удалены старые деревья, которые закрывали храм. Начаты работы по установке металлической церковной ограды /общая протяженность которой 350 м/.
Полностью заменены оконные рамы, установлены новые дубовые и металлические двери. В храме оборудовано водяное отопление, которое может функционировать как от газа, так и от электричества. В трапезной выложен плиткой новый пол, который после закрытия храма был уничтожен. Заново проведено электричество, приобретены два паникадила и боковые светильники. Придел свв. Косьмы и Дамиана обрел иконостас. Начато оборудование иконостаса центрального Богоявленского Алтаря. Приобретено и установлено на колокольне 7 колоколов.