богуслаев мотор сич биография
Богуслаев Вячеслав
Экс-народный депутат Украины, совладелец ОАО Мотор Сич
Место рождения. Образование. Родился в Уральске (Казахстан). В 1966 году окончил Запорожский машиностроительный институт им.Чубаря по специальности авиационные двигатели.
На досрочных парламентских выборах 2019 года баллотировался по 94 мажоритарному округу ( Киевская область ). По итогам голосования проиграл на округе с результатом 12,01%, уступив кандидату от партии Слуга народа и журналисту телеканала 1+1 Александру Дубинскому (40,94%).
На досрочных парламентских выборах 2019 года баллотировался по 77 мажоритарному округу ( Запорожская область ). По итогам голосования проиграл на округе, уступив кандидату от партии Слуга народа свадебному фотографу Сергею Штепе.
В декабре 2019 года владельцы акций АО «Мотор Сич заявили», что продали свои акции китайским инвесторам.
Регалии. Доктор технических наук, профессор, академик Академии инженерных наук Украины.
Награжден медалью «За доблестный труд» (1970), орденом трудового Красного Знамени (1982), орденом «За заслуги» трех степеней (1996, 1998, 1999). В 2000 году указом президента Леонида Кучмы удостоен звания Героя Украины (с вручением ордена Державы) «за выдающиеся заслуги перед украинским государством в развитии отечественного машиностроения». Лауреат государственной премии в области науки и техники (2001).
Член нацсовета по вопросам благотворительности «Согрей любовью ребенка», созданного в 2007 году по инициативе президента Виктора Ющенко и возглавленного его дочерью Виталиной.
Семья. Жена Елена Богуслаева (1946 г.р., на пенсии, бывший учитель). Сын Александр (1978 г.р., ведущий инженер ОАО Мотор Сич).
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Вячеслав Богуслаев. Полное досье и компромат. Часть 1
О незаконной приватизации Богуслаевым стратегического предприятия «Моторостроитель» (переименованного в ОАО «Мотор-Сич») с помощью президента Леонида Кучмы, попытках захвата ГП «Ивченко-Прогресс» и завода «Углекомпозит». Борьбе за власть внутри «Партии Регионов» и конфликте с Борисом Петровым и братьями Кальцевыми
Вячеслав Богуслаев уроженец Казахстана, где работал помощником машиниста завода им. К. Ворошилова и слесарем авторемонтных мастерских в Уральске.В Запорожье переехал в 1961 году, получил образование на факультете «авиадвигатели» и устроился в Запорожское производственное объединение «Моторостроитель»: до 1969 — инженер-конструктор, в 1969−1973 — начальник отдела, 1973−1988 — директор Волочиского машиностроительного завода. В 1988−1991 — генеральный директор объединения «Моторостроитель». Вячеслав Богуслаев технически подкованный специалист, проявивший себя эффективным управленцем в рамках советской плановой экономики. Но, с распадом СССР, начался переход к рыночной.
Приватизация по-богуслаевски
Объединение внесли в список приватизируемых объектов 14 декабря 1991 года, но законодательного порядка изменения формы собственности объектов группы Г (крупнейшие объекты) не существовало.
Леонид Данилович занимал этот пост с 92 по 93 год, не забыв о тех, кто его поддерживал. Правительство предложило ПО «Моторостроитель» при участии фонда госимущества первым разработать экспериментальный план приватизации, которым планировали воспользоваться остальные крупные заводы Запорожья.
Среди них были Леховицер Виктор Александрович (его сын Александр сейчас возглавляет ООО «Мотор НТП» — одну из аффилированных фирм), Маслов Геннадий Евгеньевич (ныне директор авиакомпании «Мотор Сич»), Владимир Аверин и др.
Но Вячеслав Богуслаев пытался все подмять под себя. Камнем преткновения оказался народный депутат Федор Судницин, также сотрудник «Моторостроителя», раскритиковавший как план приватизации, составленный под интересы руководства завода, так и явно заниженную стоимость. Судницыну удалось организовать 73 депутатов разных фракций, которые составили депутатский запрос и отправили специальную комиссию ВР в уже ОАО «Мотор Сич».
Работа по получению контроля над заводом была проведена столь топорно, что результаты проверки, проведенные прокуратурой области, вскрыли более 7 тысяч фиктивных заявлений на приватизацию и массу других нарушений. 27% акций вернули в собственность государства. Пытаясь оправдаться и выставить себя стороной конфликта, Богуслаев пытался обвинить группу депутатов. и свободный рынок: «Почему разрушается наш план приватизации? Почему против нас восстали мелкие жулики во главе с Пинзеником? Потому что мы отлучили от биржи, где торгуют акциями. Но мелкая банда, отстаивающая рынок, частную собственность пока побеждает.»
В итоге ему пришлось просить прощения в прессе. Поскольку Кучма на тот момент не обладал всей полнотой власти, полученной им впоследствии, то все, что ему удалось сделать, это прекратить продажу 17% акций на рынке, оставить в силе договор объединения с фондом госимущества и остановить уголовное преследование Богуслаева и его подельников. Постепенно власть Леонида Даниловича крепла, как рос и процент акций, которыми владеет Вячеслав Александрович.
В 2000 году за акции пришлось знатно раскошелится, когда в гости пожаловал Вадим Гриб, скупивший 10% акций и имеющий репутацию «рейдера №1» в стране. В 2004 году «красный директор» заявлял, что 94% акций якобы на руках у сотрудников предприятия, а ещё 6% у банка «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Впоследствии выкупив там ещё 5%.
«Кинутые» сослуживцы впоследствии получали должности, входили в совет директоров, но акций не имели. Акции утекли в оффшоры, что ничуть не мешало Богуслаеву критиковать последние при каждом удобном случае.
Под контролем «Мотор-Сичи» находятся многочисленные подразделения предприятия, выделенные в отдельные фирмы (например, «Мотор-Гарант»), а также компании «Тера» и «Bartence Alliance Ltd». Компания «Bartence Alliance Ltd.» зарегистрирована в США и владела 35,96% акций «Мотор-Сичи». Согласно данным НКЦБФР по состоянию на третий квартал 2015 года известными акционерами «Мотор Сич» выступали: «АО Business House Helena», AG (Панама) — 17,31%; Вячеслав Богуслаев – 15,7588%; «The Bank of New York Mellon» (США) – 1,23%. Данные о других держателях акций не разглашают.
Путь в олигархи: завод под управлением Богуслаева
В «топ-20» богатейших людей Украины Богуслаев попал через традиционный способ для стран бывшего соцлагеря: приватизация народного добра за копейки и использование связей в высоких кабинетах.
В начале 2000-х вскрылась пропажа авиадвигателей вместе с тремя ж/д вагонами, но скандал локализовали на местном уровне. А сколько было случаев, когда все прошло тихо, остается только догадываться.
Коснулась жажда наживы и сотрудников предприятия: заработная плата с момента приватизации была и остается самой низкой среди всех заводов города. Сколько бы Богуслаев не вещал о наукоемком производстве (читай высокомаржинальном). О том, что ценнейший ресурс завода это кадры, но обычный сталевар Запорожстали получает в 2-3 раза больше, чем моторовский инженер, и больший соц.пакет. К тому же владельцы металлургического комбината умудрялись ещё и дважды назначать своего мэра. Парадокс?
Удачным ходом в интервью на вопрос о низких зарплатах на его предприятии Богуслаев посчитал такой тезис: «Я спрашиваю людей, что им нужно — работа или зарплата? Они говорят — работа». Ещё одним аргументом было: «Я могу платить тысячу долларов, только тогда не смогу направлять деньги на техническое перевооружение. Мне нужно каждые пять лет заменить семь тысяч станков». Но почему же в цехах до сих пор есть станки 1913-17 годов, вывезенные из Германии после «Первой мировой войны», вопрос риторический.
Воровство и пьянство традиционные проблемы для любого производства. Богуслаев заявлял, что победил воровство установив когда-то на проходных ящики с болтами, гайками и молотками, сообщив: «Кому не стыдно воровать у родного предприятия – берите». Но заголовки СМИ о разоблачении очередной группы сотрудников-расхителей, говорят об обратном. Та же ситуация сложилась и с «наливайками», расплодившимся возле проходной завода. Борьба с ними завершилась тем, что Богуслаев скупил большую их часть и теперь наживается на пороках своих сотрудников.
И сколько бы не заявлял Богуслаев о текучке кадров: «в 0,01%». Лукавство в том, что среди 30 тыс. сотрудников объединения «Мотор-Сич», многие из которых заняты в производстве товаров народного потребления, их сложнее заметить, но цифра все равно далека от реальности. Специалисты по ремонту и производству авиадвигателей завод покидают: выходят на пенсию и перекупаются другими странами. Производственники уезжают в РФ, ремонтники в другие страны. Причиной тому все те же низкие зарплаты. Выбирая между низкой ставкой на заводе, при 25-40 долларах суточных на выезде и 3-5 тысячами долларов в месяц с соц. пакетом, далеко не все выбирают родной завод.
А заменить их некем. Что сказывается на количестве аварий и поломок. Да, в Запорожском национальном техническом университете есть соответствующая специальность и оплачиваемая заводом группа контрактников. Но устаревшей программой обучения не занимались, в результате чего дипломированные специалисты понятия не имеют ни о сути своей работы, ни о нюансах производства и ремонта. В итоге четырех из пяти выпускников с красным дипломом выгоняют довольно быстро. Наиболее смышленых обучают заново.
Вожделенное, но не приватизированное
—Федор Михайлович, ходили слухи, что более половины предприятия «Мотор Сич» принадлежит России? Это правда и если да, то как вы относитесь к сотрудничеству с Россией. В зависимость не боитесь попасть?
— Да прекрасно я отношусь! Не могу сказать про «Мотор», а я – за концерн с Россией! Авиадвигатель – это только интернациональный продукт. Полностью своими силами Украина никогда ни одного не выпустит. Его просто невозможно создать в одной стране. Меня абсолютно не пугает, что 85% предприятия «Мотор Сич» у россиян, у меня у самого связи с 450 российскими предприятиями. Любой украинский авиадвигатель на 48% состоит из деталей, купленных в России. На Украине многого нет. Нет титана, жаростойкой стали, хороших исследовательских институтов, наконец!»
Углекомпозит
В 1994 году одна часть «Цеха №6 Днепровского электродного завода» (еще одно название «спецпроизводство №2») приватизировал Борис Петров, преобразовав в открытое акционерное общество «Укрграфит», а вторая часть стала не подлежащим приватизации госпредприятием «Углекомпозит».
Богуслаев заинтересовался этим предприятием в 2002 году, планируя наладить на ОАО «Мотор-Сич» выпуск вертолетов. «Углекомпозит», мог изготавливать для них кабины. В 2004 году Минпромполитики приняло решение провести на предприятии досудебную санацию. Финансирование планировалось из трех источников: хозяйственной деятельности самого предприятия, инвестиций «Мотор Сичи» и продажи части имущества «Укрграфиту».
Тут-то и произошел конфликт между Петровым и Богуслаевым, поскольку проданный «Укрграфиту» производственный корпус являлся ключевым звеном в технологической цепочке. В результате чего корпус принадлежал одному предприятию, а находящееся в нем оборудование — другому. Петров настаивал на правомерности сделки. Богуслаев заявлял о рейдерском захвате. Причина конфликта лежала в политической плоскости – шла борьба за лидерство в Запорожской организации «Партии Регионов». Богуслаев, как один из основных спонсоров партии, требовал для себя довольно много и был весьма несговорчив. Его решили проучить при помощи Бориса Петрова. С тех пор конфликт с Петровым и его ближайшими союзниками братьями Кальцевыми не затухал.
Вячеслав Богуслаев
Богуслаев Вячеслав Александрович: простой инженер, ставший мультимиллионером
Богуслаев Вячеслав Александрович – один из самых влиятельных политиков страны, 26 лет бессменный глава правления и президент ОАО «Мотор-Сич», нардеп четырех созывов не прошел в новый парламент Украины. О нем сообщает Политека.
Биография
Богуслаев Вячеслав Александрович появился на свет 28 октября 1938 года. Его малой родиной является город Уральск, расположенный в Казахстане.
О семье Богуслаева прессе практически ничего не известно. Родителями теперешнего миллиардера являются Александр и Анастасия. В зрелые годы они были рабочими. Чем конкретно жили родители Богуслаева и где работали – журналистам не сообщается. О своем детстве и юности Вячеслав Богуслаев также предпочитает не распространяться.
Образование
В 1961 году Вячеслав Богуслаев поступил в Запорожский машиностроительный институт. Там парень обучался на факультете авиадвигателей. Окончив ВУЗ, Вячеслав Богуслаев приобрел профессию инженера-механика.
Карьера
Еще в школьные годы Вячеслав Богуслаев начал трудовую деятельность. Он работал помощником машиниста на заводе им. К. Ворошилова. Также парень подрабатывал слесарем в авторемонтных мастерских.
В 1961 году, после армейской службы, Вячеслав Богуслаев переехал в Запорожье. Довольно быстро ему удалось устроиться на работу слесарем.
В 1966- году Вячеслав Богуслаев получил должность на Запорожском моторостроительном заводе. Там он вырос от инженера-конструктора до начальника отдела.
В 1973 году Вячеслав Богуслаев стал директором Волочиского машиностроительного завода.
В 1988 году он получил пост генерального директора объединения, а спустя 3 года стал гендиректором предприятия «Мотор Сич». В 1994 году Вячеслав Богуслаев совместил директорские обязанности с должностью главы правления этого предприятия. В 1998 году Вячеслав Богуслаев покинул должность, чтобы вплотную заняться депутатскими обязанностями.
В 2012 году промышленник был назначен главным конструктором по созданию и модификации вертолетной техники.
В 2013 году Вячеслав Богуслаев стал почетным президентом «Мотор Сич».
Ему принадлежит множество научных работ и изобретений.
Вячеслав Богуслаев имеет степень профессора технических наук.
Политика
Еще в начале 90-ых Вячеслав Богуслаев возглавлял профсоюзы, представляя интересы промышленников в политических кругах. Разумеется, все было не так просто и невинно.
В 1992 году Вячеслав Богуслаев вместе с Леонидом Кучмой создали Межрегиональную ассоциацию промышленников Украины. Несмотря на то, что ее возглавил Богуслаев, она стала большим политическим подъемом для Кучмы. С помощью деятельности ассоциации, Леонид Кучма приобрел известность, которая позже привела его на президентский пост.
Возможно, у Вячеслава Богуслаева были похожие амбиции, но реализовать их он не смог. Все же, дружба с первым человеком страны очень сильно помогла ему присвоить активы и нарастить твердый капитал.
Возглавив страну, Леонид Кучма не позабыл о своем соратнике. В 1995 году он подарил Вячеславу Богуслаеву должность своего внештатного советника.
В том же году Вячеслав Богуслаев участвовал в разработке налогового кодекса Украины.
В 1998 году промышленник решился примкнуть к законодательной власти. Он принял участие в парламентских выборах. Вячеслав Богуслаев баллотировался от блока «Партия труда и Либеральная партия – вместе!». Но пройти в Верховную Раду предпринимателю не удалось.
В 1999 году в ходе президентских выборов он стал доверенным лицом кандидата Леонида Кучмы. Стоит отметить, что программу кандидата в президенты Вячеслав Богуслаев представлял в Запорожье по 78-му округу. Кстати, именно там располагается завод «Мотор Сич». Чудным образом именно в тех краях видеть Кучму снова в президентах захотело абсолютное большинство избирателей.
В 2004 году Вячеслав Богуслаев вновь стал доверенным лицом одного из кандидатов на президентских выборах. На этот раз промышленник представлял Виктора Януковича. Тогда 70% запорожских избирателей проголосовало за лидера «Партии Регионов». Все же к власти пришел Виктор Ющенко.
Вячеслав Богуслаев категорично заявил, что Запорожье против этого политика. В отместку новые власти начали разбирательства о легальности приватизации завода «Мотор Сич». Против руководства завода было возбуждено множество уголовных дел. Сложившиеся обстоятельства вынудили Богуслаева временно расстаться с политическими амбициями.
В 2006 году промышленник решился снова попытать свое счастье на парламентских выборах. Ему удалось войти в состав Верховной Рады вместе с «Партией Регионов». В последующем он смог продержаться в Парламенте V-VIII созывов.
В 2010 году Вячеслав Богуслаев поддержал Юлию Тимошенко на президентских выборах. Компания «Мотор Сич» пообещала выпустить новую модель самолета «Юля». Правда, в дальнейшем эта идея не осуществилась. Юля не появилась ни в небе, ни в президентском кресле.
Сотрудничество с Тимошенко вызвало гнев «регионалов», но конфликт был улажен деньгами. Поскольку ранее Вячеслав Богуслаев был одним из ключевых инвесторов бело-голубых, он не выбыл из рядов партии.
В 2012 году промышленник стал нардепом от «Партии регионов».
В 2014 году он вновь получил мандат, но уже в качестве самовыдвиженца.
В 2015 году Вячеслав Богуслаев поддерживал партию «Новая сила». Этот факт шокировал общественность, поскольку ее лидером был Владимир Семиноженко, один из основателей «Партии Регионов».
Семья
Вячеслав женат на женщине по имени Елена. В 1978 году у пары родился сын Александр.
Компромат и скандалы
В 1994 году Вячеслав Богуслаев приватизировал завод «Моторстроитель», позже переименованный в «Мотор Сич». Чтобы получить контроль над предприятием, Вячеслав создал ряд фиктивных документов. В результате 27% акций было возвращено государству.
Поговаривают, что в присвоении завода промышленнику помогли влиятельные политические связи. Некоторые источники утверждают, что в этом был замешан Леонид Кучма. Впоследствии акции «Мотор Сич» спрятались в офшорах.
В 2013 году Вячеслава Богуслаева застукали с девушкой. Журналисты засняли 74-летнего политика в компании с 21-летней Еленой Неборачко. Престарелый промышленник обнимал свою спутницу за талию, она же в ответ ощупывала его ширинку. Очевидно, она что-то там нашла.
По выражению лица на фото складывается впечатление, что происходящее не доставляет Лене особого удовольствия. Пара проводила время в одном из ресторанов Москвы. Как стало известно, Елена является уроженкой Запорожья. В своем городе она слывет заядлой тусовщицей.
В 2014 году, когда начались боевые действия на Донбассе, острым скандалом стали торговые отношения компании «Мотор Сич» с Россией. Украинский производитель не прекратил продажи авиамоторов для военных самолетов заказчикам из РФ. Чтобы делать это не слишком открыто и обойти санкции, сделки осуществляются через Беларусь под видом техобслуживания.
В 2017 году Шевченковский суд Киева постановил арестовать 41% акций завода «Мотор Сич». Весной 2018 года в компанию нагрянули представители Службы безопасности Украины. Действия со стороны властей прессе пока не понятны, поэтому в обществе продолжают множиться слухи.
Некоторые источники утверждают, что арест акций потребовался для предотвращения поглощения завода китайскими предпринимателями.
Поскольку «Мотор Сич» производит моторы для военных самолетов, присутствие иностранных партнеров в компании грозит раскрытием государственной тайны. По слухам, ранее некий бизнесмен из Китая приобрел 56% акций завода. Таким образом он стал владельцем контрольного пакета. В тот же период уровень прибыли Вячеслава Богуслаева от «Мотор Сичи» сократился с 15% от общего годового дохода до 1%. Это зафиксировано в его декларации.
Согласно другой версии, контрольный пакет «Мотор Сичи» государство передало самостоятельно в руки китайцев. Таким образом был заглажен зерновой скандал. Международный конфликт напрашивался после того, как предприниматели из Китая выделили инвестиции в украинскую экономику взамен на поставки зерновых культур в «Поднебесную». Переданные деньги куда-то пропали, а обещанный товар остался лишь обещанным.
Некоторые эксперты сообщают, что причина кроется совсем в другом. Поговаривают, что некто из близкого окружения президента решил присвоить себе завод. Другие источники называют произошедшее публичной поркой за сотрудничество с РФ. Таким образом государство пытается взять под свой контроль дела «Мотор Сичи».
В мае того же года стало известно, что активы Вячеслава Богуслаева продолжают сокращаться. Как пишут в СМИ, правительство Беларуси начало национализацию Оршанского авиастроительного завода. 60% его акций принадлежит Вячеславу Богуслаеву. Украинский предприниматель пообещал передать белорусам свои акции. В качестве залога пришлось оставить личный самолет.
Журналистам Вячеслав Богуслаев объяснил, что в бизнесе невозможно отнять акции, их покупают. Олигарх также напомнил, что в 2012 году он приобрел долю предприятия. С того момента в него было вложено 20 млн USD.
Причиной негодования белорусских властей стало невыполнение обязательств со стороны основных акционеров. По этому факту Генпрокуратура Беларуси проводит разбирательства.
Вячеслав Богуслаев заявил, что кроме «Мотор Сичи» крупной долей Оршанского завода обладала белорусская компания «Системы инвестиций и инноваций». По словам Богуслаева, именно белорусские предприниматели пренебрегли условиями контракта.
Порядок передачи акций предприятия устанавливается в Администрации президента Беларуси.
Состояние
Согласно декларации о доходах, в 2016 году Вячеслав Богуслаев заработал 500 млн грн.
Вячеслав Богуслаев. Полное досье и компромат
Публикация в группе : Компромат
О незаконной приватизации Богуслаевым стратегического предприятия «Моторостроитель» (переименованного в ОАО «Мотор-Сич») с помощью президента Леонида Кучмы, попытках захвата ГП «Ивченко-Прогресс» и завода «Углекомпозит». Борьбе за власть внутри «Партии Регионов» и конфликте с Борисом Петровым и братьями Кальцевыми
Вячеслав Богуслаев уроженец Казахстана, где работал помощником машиниста завода им. К. Ворошилова и слесарем авторемонтных мастерских в Уральске.В Запорожье переехал в 1961 году, получил образование на факультете «авиадвигатели» и устроился в Запорожское производственное объединение «Моторостроитель»: до 1969 — инженер-конструктор, в 1969−1973 — начальник отдела, 1973−1988 — директор Волочиского машиностроительного завода. В 1988−1991 — генеральный директор объединения «Моторостроитель». Вячеслав Богуслаев технически подкованный специалист, проявивший себя эффективным управленцем в рамках советской плановой экономики. Но, с распадом СССР, начался переход к рыночной.
Приватизация по-богуслаевски
Объединение внесли в список приватизируемых объектов 14 декабря 1991 года, но законодательного порядка изменения формы собственности объектов группы Г (крупнейшие объекты) не существовало.
Тут весьма кстати пришлись дружеские отношения с Леонидом Кучмой, на тот момент возглавлявшего завод «Южмаш» — оба были заядлые преферансисты, часто игравшие друг с другом. В 1992 году «красные директора» создали межрегиональную ассоциацию промышленников Украины, которую возглавил Богуслаев. Заявив о том, что правительство должен возглавить промышленник, на пост премьер-министра рекомендовали Леонида Кучму.
Леонид Данилович занимал этот пост с 92 по 93 год, не забыв о тех, кто его поддерживал. Правительство предложило ПО «Моторостроитель» при участии фонда госимущества первым разработать экспериментальный план приватизации, которым планировали воспользоваться остальные крупные заводы Запорожья.
Он был утвержден в конце марта 1994-го и состоял в следующем: 33,5% могли выкупить сотрудники объединения, 7,5% — бывшие сотрудники, вышедшие на пенсию, 15% — в свободной продаже. Это был контрольный пакет,оставались ещё 44%: 17% из них должны были быть проданы на конкурсной основе, а 27%, в виде неделимого пакета, переданы АО «Мотор Сич», как стратегическому инвестору, обязанному в течение двух лет использовать дивиденды на разработку и изготовление двух новых образцов авиационных двигателей.
В случае невыполнения — 27% пакет должен был быть возвращен государству. В итоге 10 июля 1994 Кучма стал президентом и спустя всего 5 дней 27% акций якобы получили 25 тыс. сотрудников. В подготовке приватизации со стороны завода участвовали многие управляющие завода, которым были обещаны акции и места в совете директоров.
Среди них были Леховицер Виктор Александрович (его сын Александр сейчас возглавляет ООО «Мотор НТП» — одну из аффилированных фирм), Маслов Геннадий Евгеньевич (ныне директор авиакомпании «Мотор Сич»), Владимир Аверин и др.
Но Вячеслав Богуслаев пытался все подмять под себя. Камнем преткновения оказался народный депутат Федор Судницин, также сотрудник «Моторостроителя», раскритиковавший как план приватизации, составленный под интересы руководства завода, так и явно заниженную стоимость. Судницыну удалось организовать 73 депутатов разных фракций, которые составили депутатский запрос и отправили специальную комиссию ВР в уже ОАО «Мотор Сич».
Работа по получению контроля над заводом была проведена столь топорно, что результаты проверки, проведенные прокуратурой области, вскрыли более 7 тысяч фиктивных заявлений на приватизацию и массу других нарушений. 27% акций вернули в собственность государства. Пытаясь оправдаться и выставить себя стороной конфликта, Богуслаев пытался обвинить группу депутатов…и свободный рынок: «Почему разрушается наш план приватизации? Почему против нас восстали мелкие жулики во главе с Пинзеником? Потому что мы отлучили от биржи, где торгуют акциями. Но мелкая банда, отстаивающая рынок, частную собственность пока побеждает.»
В итоге ему пришлось просить прощения в прессе. Поскольку Кучма на тот момент не обладал всей полнотой власти, полученной им впоследствии, то все, что ему удалось сделать, это прекратить продажу 17% акций на рынке, оставить в силе договор объединения с фондом госимущества и остановить уголовное преследование Богуслаева и его подельников. Постепенно власть Леонида Даниловича крепла, как рос и процент акций, которыми владеет Вячеслав Александрович.
В 2000 году за акции пришлось знатно раскошелится, когда в гости пожаловал Вадим Гриб, скупивший 10% акций и имеющий репутацию «рейдера №1» в стране. В 2004 году «красный директор» заявлял, что 94% акций якобы на руках у сотрудников предприятия, а ещё 6% у банка «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Впоследствии выкупив там ещё 5%.
«Кинутые» сослуживцы впоследствии получали должности, входили в совет директоров, но акций не имели. Акции утекли в оффшоры, что ничуть не мешало Богуслаеву критиковать последние при каждом удобном случае.
Под контролем «Мотор-Сичи» находятся многочисленные подразделения предприятия, выделенные в отдельные фирмы (например, «Мотор-Гарант»), а также компании «Тера» и «Bartence Alliance Ltd». Компания «Bartence Alliance Ltd.» зарегистрирована в США и владела 35,96% акций «Мотор-Сичи». Согласно данным НКЦБФР по состоянию на третий квартал 2015 года известными акционерами «Мотор Сич» выступали: «АО Business House Helena», AG (Панама) — 17,31%; Вячеслав Богуслаев – 15,7588%; «The Bank of New York Mellon» (США) – 1,23%. Данные о других держателях акций не разглашают.
Путь в олигархи: завод под управлением Богуслаева
В «топ-20» богатейших людей Украины Богуслаев попал через традиционный способ для стран бывшего соцлагеря: приватизация народного добра за копейки и использование связей в высоких кабинетах.
Облегчало этот путь и монопольное положение на рынке авиационных двигателей и газотурбинных установок. И оно не был ограничено странами бывшего СССР – советская авиация, как военная, так и гражданская, были разбросаны по многим странах и требовали обслуживания и замены запчастей. Но денег хотелось больше, что толкало к ещё одному традиционному способу обогащения «красных директоров» — хищению готовой продукции, с целью последующей перепродажи. Так, в 1999 году шила в мешке утаить не удалось и разразился международный скандал, поскольку с территории завода «Мотор-Сич» пропали 6 авиационных двигателей стоимостью 9 млн долларов, прошли транзитом через территорию России и оказались в Иране, находившегося под санкциями.
В начале 2000-х вскрылась пропажа авиадвигателей вместе с тремя ж/д вагонами, но скандал локализовали на местном уровне. А сколько было случаев, когда все прошло тихо, остается только догадываться.
Коснулась жажда наживы и сотрудников предприятия: заработная плата с момента приватизации была и остается самой низкой среди всех заводов города. Сколько бы Богуслаев не вещал о наукоемком производстве (читай высокомаржинальном). О том, что ценнейший ресурс завода это кадры, но обычный сталевар Запорожстали получает в 2-3 раза больше, чем моторовский инженер, и больший соц.пакет. К тому же владельцы металлургического комбината умудрялись ещё и дважды назначать своего мэра. Парадокс?
Удачным ходом в интервью на вопрос о низких зарплатах на его предприятии Богуслаев посчитал такой тезис: «Я спрашиваю людей, что им нужно — работа или зарплата? Они говорят — работа». Ещё одним аргументом было: «Я могу платить тысячу долларов, только тогда не смогу направлять деньги на техническое перевооружение. Мне нужно каждые пять лет заменить семь тысяч станков». Но почему же в цехах до сих пор есть станки 1913-17 годов, вывезенные из Германии после «Первой мировой войны», вопрос риторический.
Воровство и пьянство традиционные проблемы для любого производства. Богуслаев заявлял, что победил воровство установив когда-то на проходных ящики с болтами, гайками и молотками, сообщив: «Кому не стыдно воровать у родного предприятия – берите». Но заголовки СМИ о разоблачении очередной группы сотрудников-расхителей, говорят об обратном. Та же ситуация сложилась и с «наливайками», расплодившимся возле проходной завода. Борьба с ними завершилась тем, что Богуслаев скупил большую их часть и теперь наживается на пороках своих сотрудников.
И сколько бы не заявлял Богуслаев о текучке кадров: «в 0,01%». Лукавство в том, что среди 30 тыс. сотрудников объединения «Мотор-Сич», многие из которых заняты в производстве товаров народного потребления, их сложнее заметить, но цифра все равно далека от реальности. Специалисты по ремонту и производству авиадвигателей завод покидают: выходят на пенсию и перекупаются другими странами. Производственники уезжают в РФ, ремонтники в другие страны. Причиной тому все те же низкие зарплаты. Выбирая между низкой ставкой на заводе, при 25-40 долларах суточных на выезде и 3-5 тысячами долларов в месяц с соц. пакетом, далеко не все выбирают родной завод.
А заменить их некем. Что сказывается на количестве аварий и поломок. Да, в Запорожском национальном техническом университете есть соответствующая специальность и оплачиваемая заводом группа контрактников. Но устаревшей программой обучения не занимались, в результате чего дипломированные специалисты понятия не имеют ни о сути своей работы, ни о нюансах производства и ремонта. В итоге четырех из пяти выпускников с красным дипломом выгоняют довольно быстро. Наиболее смышленых обучают заново.
Вожделенное, но не приватизированное
—Федор Михайлович, ходили слухи, что более половины предприятия «Мотор Сич» принадлежит России? Это правда и если да, то как вы относитесь к сотрудничеству с Россией. В зависимость не боитесь попасть?
— Да прекрасно я отношусь! Не могу сказать про «Мотор», а я – за концерн с Россией! Авиадвигатель – это только интернациональный продукт. Полностью своими силами Украина никогда ни одного не выпустит. Его просто невозможно создать в одной стране. Меня абсолютно не пугает, что 85% предприятия «Мотор Сич» у россиян, у меня у самого связи с 450 российскими предприятиями. Любой украинский авиадвигатель на 48% состоит из деталей, купленных в России. На Украине многого нет. Нет титана, жаростойкой стали, хороших исследовательских институтов, наконец!»
Углекомпозит
В 1994 году одна часть «Цеха №6 Днепровского электродного завода» (еще одно название «спецпроизводство №2») приватизировал Борис Петров, преобразовав в открытое акционерное общество «Укрграфит», а вторая часть стала не подлежащим приватизации госпредприятием «Углекомпозит».
Богуслаев заинтересовался этим предприятием в 2002 году, планируя наладить на ОАО «Мотор-Сич» выпуск вертолетов. «Углекомпозит», мог изготавливать для них кабины. В 2004 году Минпромполитики приняло решение провести на предприятии досудебную санацию. Финансирование планировалось из трех источников: хозяйственной деятельности самого предприятия, инвестиций «Мотор Сичи» и продажи части имущества «Укрграфиту».
Тут-то и произошел конфликт между Петровым и Богуслаевым, поскольку проданный «Укрграфиту» производственный корпус являлся ключевым звеном в технологической цепочке. В результате чего корпус принадлежал одному предприятию, а находящееся в нем оборудование — другому. Петров настаивал на правомерности сделки. Богуслаев заявлял о рейдерском захвате. Причина конфликта лежала в политической плоскости – шла борьба за лидерство в Запорожской организации «Партии Регионов». Богуслаев, как один из основных спонсоров партии, требовал для себя довольно много и был весьма несговорчив. Его решили проучить при помощи Бориса Петрова. С тех пор конфликт с Петровым и его ближайшими союзниками братьями Кальцевыми не затухал.