болеро равеля история танца

История постановок «Болеро» Мориса Равеля

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Болеро — национальные испанские танцы, введенные в балет. Наиболее любимые и известные болеро: качуча, аррагонская хота, мадрилена, оле, халео дехерес. Эти танцы исполняются двумя или несколькими танцующими, некоторые же (оле) исполняются одной балериной. Танцующие болеро одеваются в андалузские костюмы. Шумная музыка к большинству танцев болеро исполняется оркестром и имеет быстрый темп. Во время пляски танцоры бьют в такт кастаньетами. При исполнении болеро в народе поют как танцоры, так и зрители, танцы сопровождаются игрой на гитаре и тамбуринах (старинных барабанах).

По некоторым данным, болеро был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. С начала XIX века танец стал исполняться и на сцене и был включен в оперы Карла Вебера, Франсуа Обера, Гектора Берлиоза, балеты «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Коппелия» Лео Делиба.

Наибольшую известность получило «Болеро» французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Произведения было написано в 1928 году по заказу известной танцовщицы, солистки русского балета Иды Рубинштейн, которая задумала исполнить на сцене Гранд-Опера в Париже хореографическую композицию на музыку уже тогда написанного «Вальса» Равеля. Одной этой оркестровой пьесы для того, чтобы представить ее в театральном спектакле, было недостаточно. И тогда Ида обратилась к Равелю с просьбой, чтобы он написал еще одно произведение для этой постановки.

По построению «Болеро» Равеля представляет собой цепь вариаций, в основе которых — небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.

Равель представлял себе действие балета на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Ему также хотелось, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе оперы «Кармен» Жоржа Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором, должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам.

Завод, рисовавшийся Равелю в «Болеро», существовал в действительности и находился неподалеку от того места, где композитор приобрел небольшой дом под Парижем, названный им Бельведером.

Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890-1972), сестра знаменитого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского, и режиссер, балетмейстер и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий, автор которого остался неизвестным.

22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом.

Действие было перенесено в одну из таверн Барселоны 1920-х годов, где в темноте за столиками вдоль стен угощаются гуляки. Посреди комнаты, на большом столе танцовщица начинает свой танец. Постепенно она завоевывает внимание гуляк, собирает их, потрясенных, вокруг стола и с триумфом завершает выступление.

На протяжении XX века балет ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и русского и американского хореографа Михаила Фокина, русского и французского балетмейстера Сержа Лифаря. В разное время произведение ставили хореографы Морис Бежар, Алексей Ратманский, Нина Юшкевич, Валентин Елизарьев и другие.

В 1938 году дирекция парижской Град-Опера, ставя «Болеро» уже после смерти Равеля, поручила художнику, скульптору и декоратору, близкому другу композитора Леону Лейритцу оформление спектакля. Макет декораций был продемонстрирован в Салоне художников-декораторов еще при жизни композитора и получил полное его одобрение. Серж Лифарь, балетмейстер «Русских сезонов» Дягилева, на момент этой постановки бывший главным балетмейстером театра, решительно протестовал против изображения завода на декорации. Но брат композитора Эдуард Равель, хорошо знавший художественные намерения автора, пригрозил, что, в противном случае, не даст разрешения на постановку.

Источник

Болеро равеля история танца

М. Равель «Болеро»

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танцаКлассическая симфоническая музыка XX века отличается яркостью, красочностью и богатством тембров. Не исключением является и «Болеро» Мориса Равеля . Эта музыка покорила мировые сцены, она известна и популярна. Но все ли загадки известны нам о столь чарующем произведении?

Историю создания «Болеро» Равеля и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

История создания

Соединенные Штаты Америки. Морис Равель находится в гастрольной поездке. Незадолго до отъезда композитор встречался с известнейшей солисткой в русском балете. Ее имя Ида Рубинштейн. Нельзя сказать, что техника вышеупомянутой балерины была лучше Анны Павловы или Натальи Трухановой, но ее артистические способности сводили с ума многих. Встреча была более чем деловой. Ида попросила Равеля написать танцевальное произведение, желательно балет, в котором она могла бы солировать. По задумке Иды произведение должно было максимально отражать ее индивидуальные танцевальные способности.

Первая постановка состоялась в Гранд-Опера и имела огромнейший успех среди публики. Кажется, Равелю удалось найти ключ к сердцу общества того времени. Музыка была понятна каждому слушателю вне зависимости от возраста или статуса. Возможно, это и сыграло собственную роль в возникновении популярности.

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Интересные факты

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Постановки на театральной сцене

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Впервые балет был поставлен на сцене известнейшего театра Франции и мира Гранд-Опера, в конце ноября в 28 году XX столетия. Дирижером назначили Страрама. Как и задумывалось изначально, главную женскую партию танцевала Ида Рубинштейн. Основная хореография была сконцентрирована именно на солистке, роль труппы была минимальна. Постановка закончилась фурором. Произведение стало настолько популярным, что стало являться самостоятельным. В первую очередь его включили концертный репертуар, но и постановки в ведущих театрах мира не прекратились.

В это же время балет стал постоянно исполняемой композицией в театре Русского балета в Монте-Карло.

В Соединенных Штатах Америки произведение стало по-настоящему замеченным, лишь к 1995 году, после постановки Юшкевич.

В настоящее время постановка периодически мелькает на мировых аренах мира, но чаще она все-таки исполняется, как отдельное концертное произведение.

Болеро в кинематографе

Музыка «Болеро» у всех на слуху, безусловно, такое популярное произведение может оживить и украсить сцены в известных кинофильмах. Наиболее известными кинофильмами, в которых используется музыка, являются:

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Музыка и драматургия

Считается, что в произведении композитор использовал две темы, которые попарно чередуются. Как уже говорилось, изменения достигаются путем оркестровки. Особое эмоциональное развитие достигается путем динамического нарастания, приводящего к оркестровой кульминации. Данная кульминация достигается в конце произведения и является кульминацией «горизонтом». Необходимо учитывать, что данный прием наиболее сильно воздействует на эмоциональное состояние человека, он ощущает чувство незавершенности, притом, что музыка имеет логичное завершение. В таком случае, человеку хочется слушать и слушать произведение. Необходимо отметить, что после премьеры весь Париж напевал мелодию. С профессиональной музыкальной точки зрения, данный эффект был достигнут именно благодаря постоянному повторению мелодической линии. Ведь согласитесь, сложно не запомнить мелодию, если за время произведения, она была многократно повторена.

«Болеро» Равеля заслуженно находится на почетном месте среди истинных шедевров классической музыки. Оно исполняется в лучших театрах мира, используется в кино и рекламе. Можно с уверенностью сказать, что ритм Болеро – это ритм вечного двигателя времени, и пока звучит эта музыка, движется прогресс.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Морис Равель «Болеро»

Источник

Морис Равель История создания » Болеро «

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Равель сочинил “Болеро” летом 1928 года в своем уединенном доме под названием “Бельведер” в пятидесяти километрах от Парижа, в маленькой деревушке Монфор-л’Амори. Равелю 53 года. Многие испытания его жизни позади – решающие и опустошающие. Ведь, как известно, Равель провел по меньшей мере два года на фронте Первой мировой войны.
Первое исполнение “Болеро” состоялось 22 ноября 1928 года в “Гранд-Опера”. Единственную сольную партию танцевала Ида Рубинштейн, а художником спектакля был Александр Николаевич Бенуа. Таким образом, можно сказать, что русское веяние не могло не ощущаться в спектакле на сцене “Гранд-Опера”.

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Болеро (исп. Bolero) Мориса Равеля — произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки. Было написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера», в ходе вечера балерины Иды Рубинштейн; оркестром дирижировал Вальтер Страрам. Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной, множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты»
Длительность звучания «Болеро» составляет около 15 минут, хотя при исполнении в постоянном темпе, без ускорения, как этого требовал
композитор, может достигать и 18 минут.

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Есть несколько мудреное слово – суггестия, то есть способность внушать. Слушая равелевское “Болеро”, вы находитесь в состоянии поистине гипнотическом. Дело в том, что музыка здесь показала свою власть над земным временем. Я бы сказал, что “Болеро” построено математически точно. Иными словами, проблема творческая, духовная, разрешена с математической непреложностью. Это-то и является источником гипноза.

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Есть в “Болеро” еще нечто – не только от прасознания человека, но от его прародины. Вот этот библейский Восток, эта восточная чувственность мелодического языка необыкновенна в “Болеро”. Она ошеломляюще воздействует на нас. Она проникает в наши души.
Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо – поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда. (Леонид Гаккель,доктор искусствоведения)

Источник

Морис Равель «Болеро»: история создания

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Жозеф Морис Равель (1875-1937) – это один из французских композиторов, который вместе с Дебюсси являлся ведущим представителем такого музыкального направления, как импрессионизм. Он окончил консерваторию в Париже по классу фортепиано. Несмотря на то что в багаже этого композитора есть и сюиты, и оперы, самое известное произведение Равеля – «Болеро», история которого и будет представлена сегодня.

Гипнотическое воздействие

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

«Болеро» Мориса Равеля является оркестровым произведением, которое изначально было задумано как музыка для балета. Оно было навеяно народным испанским танцем с одноименным названием. Эта музыка была написана и впервые исполнена в 1928 году. Произошло это в театре «Гранд-Опера» в Париже. 22 ноября там состоялся антрепризный вечер балерины Иды Рубинштейн. Тогда дирижировал оркестром В. Страрам.

Как писал музыковед А. Майкапар, «Болеро» Равеля приобрело необычайную популярность по причине того, что оно оказывало на публику гипнотическое воздействие. А происходило это из-за того, что в произведении имеется неизменная ритмическая фигура, повторяющаяся множество раз. На ее фоне также проводятся не единожды две темы, при помощи которых демонстрируется нарастающее эмоциональное напряжение, и при этом вводится звучание все новых и новых инструментов.

Всего музыка «Болеро» Равеля звучит в продолжение примерно 15 минут. Хотя, если исполнять ее так, как требовал сам композитор (без ускорения, в одинаковом темпе), она может длиться до 18 минут.

Заказ партитуры

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Как уже было сказано выше, рассматриваемое нами музыкальное произведение было написано в 1928 году. Тогда композитор возвратился из североамериканского турне. Партитуру, предназначавшуюся для воплощения в хореографии, заказала ему Ида Рубинштейн.

М. Равель дружил с композитором Х. Нином, которому первому рассказал о том, что танцовщица предложила сделать для нее инструментовку нескольких пьес, автором которых был И. Альбенис. Он был композитором, принадлежавшим к основоположникам национальной испанской музыкальной школы.

Новая идея

Однако Нин располагал сведениями о том, что этой работой занят дирижер Э. Арбос, который даже уже получил разрешение от издателей. Узнав это, Равель отправился в Париж для обсуждения этого вопроса с Идой, в процессе которого и появилась совместная идея, создать совершенно новое произведение для балета.

Через несколько недель Равель рассказал Нину о работе над партитурой, заметив, что в ней в собственном смысле этого слова нет формы, а также отсутствует развитие и почти нет модуляций.

Название балету дал популярный испанский танец, имевший умеренно быстрый темп и трехдольный размер. Как правило, он исполнялся под аккомпанемент кастаньет.

О своем «Болеро» Равель писал следующее. Он говорил, что сочинил его для оркестра по просьбе г-жи Рубинштейн. Это танец, исполняемый в умеренном темпе, являющийся совершенно неизменным и в мелодическом, и гармоническом, и ритмическом плане. При этом барабан в обязательном порядке непрерывно отбивает ритм. Оркестровое крещендо – вот единственный элемент, которым вносится разнообразие.

Первое исполнение

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Все ее движения были с характерным испанским колоритом, имитировали народный танец и стиль фламенко. А танец, который исполнялся на столе, а также с кинжалами вступали в своеобразную перекличку с балетом «Дон Кихот» в постановке М. Петипа. Хореография в целом склонялась к минималистичности. Декорации к спектаклю были выполнены А. Бенуа.

Другие версии

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

В последующие годы «Болеро» Равеля звучало и в других постановках балета. Вот некоторые из них:

Оркестровое произведение

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

«Болеро» очень быстро стало составляющей репертуара самых крупных мировых дирижеров как развернутая оркестровая пьеса. Нужно отметить, что автор настаивал на том, чтобы она исполнялась как без ускорений, так и без замедлений.

Ученик и исследователь творчества М. Равеля Ролан-Манюэль вспоминал, что композитор дирижировал произведение сухими жестами, в строго выдержанном, очень умеренном темпе.

Одно из первых исполнений «Болеро» посетил выдающийся русский и советский композитор С. Прокофьев, который также отмечал медленный темп дирижирования, назвав его невозмутимым. В 1930 году это произведение в первый раз прозвучало в СССР. В свой репертуар «Болеро» Равеля включила А. Павлова, знаменитая русская балерина.

Источник

Болеро равеля история танца

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Хореографическая поэма на музыку Мориса Равеля в одной картине. Балетмейстер Б. Нижинская, художник А. Бенуа, дирижер М. Равель.

Премьера состоялась 22 ноября 1928 года в труппе «Балет Иды Рубинштейн», Париж.

Действие происходит в одном из кабачков Барселоны в 20-е годы XX века.

Ида Рубинштейн (1983—1960) не получила полноценного хореографического образования. Природная одаренность и частные уроки у Михаила Фокина позволили ей с успехом участвовать в парижских «Русских сезонах» в ролях Клеопатры («Клеопатра», 1909) и Зобеиды («Шехеразада», 1910). Позже выступала как драматическая актриса на французской сцене. В 1928 году решила создать свою труппу «Балет Иды Рубинштейн», в которой выступала как балерина. Состав труппы был неровен, мадам была по балетным меркам немолода и малотехнична, но благодаря высоким гонорарам новые балеты сочинили для труппы Игорь Стравинский («Поцелуй феи» и мелодрама «Персефона»), Морис Равель («Болеро»), Анри Соге («Давид»), Жорж Орик («Чары феи Альцины»), Артур Онеггер («Амфион» и «Семирамида»), Жак Ибер («Диана де Пуатье»). Декорации рисовал Александр Бенуа, балеты ставили Бронислава Нижинская, Леонид Мясин, Михаил Фокин. Орден Почетного легиона был вручен Рубинштейн «за вклад в культуру Франции», но этот весомый вклад скорее относится не к хореографии, а к музыке. Все балетные постановки труппы (за одним исключением) не имели художественного успеха, в то время как партитуры пополнили не только французское, но и мировое музыкальное искусство.

Единственным исключением было «Болеро». Рубинштейн обратилась к Равелю с просьбой аранжировать для задуманной ей испанской сценки какую-либо пьесу испанского композитора (например, «Иберию» Исаака Альбениса). Равель, хорошо знакомый с самобытным искусством Испании, решил написать оригинальное сочинение. В своей автобиографии композитор писал: «В 1928 году я по просьбе Иды Рубинштейн сочинил „Болеро» для оркестра. Это танец в умеренном движении, постоянно одинаковый как в мелодии и гармонии, так и в ритме, который непрерывно отбивает барабан. Единственный элемент изменения привносится сюда лишь оркестровым нарастанием». В основу сочинения положена мелодия из двух частей: одна часть строга и сурова, другая — по-восточному прихотлива. Первая часть мелодии носит баскский колорит, вторая — мавританско-андалузский. Мелодия эта необычайно длинна (34 такта) и обладает неистощимым разнообразием оттенков. Эта мелодия проводится поочередно различными инструментами оркестра (включая саксофон), достигая в кульминации огромной выразительной силы и яркости звучания. Существует легенда, что на написание «Болеро» Равеля вдохновило посещение им литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую раскаленную сталь. Не склонный к похвалам чужих сочинений Сергей Прокофьев назвал «Болеро» «чудом композиторского мастерства».

Сама «испанская сценка», задуманная Брониславой Нижинской и видимо самой Рубинштейн, была несложной. Действие происходило в мрачном кабачке с темными стенами и сводами. Почти всю сцену занимал огромный стол-платформа, над которым свисала яркая лампа с абажуром. Александр Бенуа одел танцоров в одежду, «подсмотренную» им на офортах Франциско Гойи. На столе танцевала Ида Рубинштейн, изображавшая экзотическую испанскую плясунью. За ее страстными движениями жадными глазами наблюдали окружившие стол мужчины. Музыка нарастала, чувственная атмосфера танца сгущалась. В финале на стол вспрыгивал молодой испанец (превосходный танцовщик еще «петербургского закала» Анатолий Вильтзак), и впечатляющий дуэт завершал этот пятнадцатиминутный спектакль.

«Болеро» имел большой успех, балет показывали в Париже и на гастролях. В 1932 году Нижинская в своей труппе «Театр танца Нижинской» показывала то же «Болеро» в декорациях Натальи Гончаровой. Здесь все действие происходило на фоне звездного неба. Среди мужчин выделялась девушка в розовом платье, поверх которого белела кружевная мантилья. В 1934 году для тех же исполнителей в труппе Рубинштейн новую постановку «Болеро» сделал Фокин. В начале XXI века в американском Окленде с помощью Нины Юшкевич, работавшей некогда с Брониславой Нижинской, реконструировали оригинальное «Болеро». В 2007 году на основе этой постановки балет был реконструирован в Москве Андрисом Лиепой в рамках проекта «Русские сезоны XXI век». Главную партию исполняла известная танцовщица Большого театра Илзе Лиепа.

Из наиболее известных хореографических трактовок «Болеро» Равеля по популярности выделяется постановка Мориса Бежара (1961, «Балет XX века»). В ней, так же как у Нижинской, в центре на столе танцевала женщина. Стол окружала нервная толпа, от которой практически были видны только руки поклонников своего идола. Премьеру танцевала Душанка Сифниос. На гастролях труппы Бежара в Москве в 1978 году с блеском солировала Майя Плисецкая. Практически без перемен в хореографии Бежара солистом-кумиром толпы мог быть и мужчина — прежде всего несравненный Хорхе Донн.

Остроумным «фокусом» на ту же тему кумира и толпы предстало «Болеро», сочиненное в 1962 году Вахтангом Чабукиани. На гастролях грузинской труппы в Ленинграде зал заполнили бывшие поклонники выдающего танцовщика, желавшие увидеть новую роль своего кумира. Открылся занавес, всю сцену занимала лестница, по которой вверх и вниз ходили разодетые дамы и кавалеры, слегка пританцовывая на ходу. Музыка нарастала, зал кипел от нетерпения. И лишь с последними аккордами музыки на верхней площадке появился Чабукиани, успевший сделать лишь пару испанских движений. Занавес упал, и зал взвыл от возмущения и восторга.

В большинстве постановок «Болеро» все-таки решающую роль играла завораживающая танцоров и зрителей музыка Равеля. Видимо, истинное место «Болеро» — на концертной эстраде, где оно исполняется часто и с неизменным успехом. Ленинградцы старшего поколения вряд ли забудут своеобразные «спектакли» Евгения Мравинского, когда именно «Болеро» Равеля заканчивало его концерты со своим знаменитым оркестром.

А. Деген, И. Ступников

История создания

болеро равеля история танца. Смотреть фото болеро равеля история танца. Смотреть картинку болеро равеля история танца. Картинка про болеро равеля история танца. Фото болеро равеля история танца

Начало 1928 года Равель, уже всемирно известный композитор, провел в гастрольной поездке по США. Еще до отъезда он получил заказ от Иды Рубинштейн (1885—1960), богатой, талантливой и очень своеобразной танцовщицы-любительницы, иногда выступавшей в Русском балете Дягилева. Не обладавшая классической техникой, она отличалась артистизмом и изумительной внешностью, позволявшей ей блистать в таких ролях, как Шехеразада или Клеопатра. По словам художника В. Серова, написавшего ее портрет, «сам Египет и Ассирия каким-то чудом воскресли в этой необычайной женщине». Ида Рубинштейн захотела, чтобы композитор написал балет специально для ее уникальных данных.

Возвратившись из Америки в конце апреля, Равель принялся за работу, и довольно быстро партитура балета, названного «Болеро», была закончена. Равель представлял себе действие на открытом воздухе, у завода, где выходящие с работы рабочие и работницы присоединялись бы к танцу. Хотелось ему также, чтобы там был какой-то намек на бой быков и любовная трагедия в духе «Кармен» Бизе: героиню балета Марилену, увлекшуюся тореадором должен был заколоть кинжалом ревнивец. В этом замысле сказалось пристрастие композитора как к любимой Испании, так и к индустриальным пейзажам. Завод, который он имел в виду, существовал на самом деле. Он не раз показывал его, гуляя со знакомыми по дороге в Везине. Однако Ида Рубинштейн, а также приглашенная ею в качестве хореографа Бронислава Нижинская (1890—1972), сестра знаменитого Вацлава Нижинского, известная как танцовщица, режиссер и балетмейстер, и художник спектакля Александр Бенуа избрали другой сценарий (имя автора неизвестно). 22 ноября 1928 года в театре Grand Opera состоялась премьера, прошедшая с огромным успехом. Впоследствии балет шел со сценарием Равеля, ставился и с другими сценариями. На протяжении XX века его ставили неоднократно как в варианте Нижинской, так и М. Фокина, С. Лифаря, М. Бежара.

Сюжет

«Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец. Гуляки не обращают на нее внимания, но понемногу начинают прислушиваться, оживляются. Подымаются, приближаются к столу; потрясенные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление» (воспоминания современника).

Музыка

«Болеро» отличается уникальным единством. Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо». «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *