болгары в крыму история
Крымские болгары
Булгары —древний народ, живший когда-то на обширных территориях от Средней до Передней Азии, дал свое имя болгарам. Этим народом, по легенде, правил Кубрат (Коврат), у которого было пять сыновей. Перед смертью правитель завещал своим сыновьям жить всем вместе. Но сыновья нарушили отцовский наказ и отделились друг от друга. Один из братьев, Аспарух, увел часть своих соплеменников к берегам Дуная и по соседству с могущественной Византией основал Болгарское царство. Объединившись с местными племенами фракийцев и славян, булгары со временем сформировали единый болгарский народ.
Первые свои три колонии болгары основали в Старом Крыму, в Кишлаве (ныне село Курское Белогорского района) и Бала-Чокраке (ныне село Алёшино Бахчисарайского района). Старокрымская западная окраина, где поселились переселенцы из Балканского полуострова, получила название Болгарщина. Это название бытует и сейчас, особенно среди старожилов города. За время первой волны болгарской колонизации, длившейся до 1816 года, в Крым переселилось около тысячи человек. Переселившиеся болгары давали клятву-присягу на верноподданство России.
Клятвенное обещание приводимых к присяге болгар на верноподданство России:
«Я. бывший турецкоподданный, обещаю и клянусь Всемогущему Богу, Всесветлейшему Державнейшему Великому Государю Императору и его родным быть верным, добрым, послушным и вечно подданным и никуда без высочайшего Его императорского величества соизволения и Указа за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать, с неприятелями Его Величества вредительной откровенности не иметь и никаким образом против должности верного подданного Его Императорского Величества не поступать и все к высокому Его Императорскому Величеству сие и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению сие и возможности предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего в потребном случае не щадить, и при том по крайней мере стараться сделать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же интереса его Величества, вреде и убытке, как скоро о том ведаю, не только благо-временно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать. Если же будет когда же к службе и пользе Его Величества какое тайное дело или какое бы оно ни было, которое приказано мне буде тайно содержать в совершаемой тайне и никому не объявлять, кому о том ведать не надлежит и не будет повелено объявлять Сие, должен и хочу я верно содержать данное мне Всемогущим Господом Богом душевно и телесно. В заключение же сего слова целую крест Спасителя моего. Аминь».
Вторая волна болгарской эмиграции была вызвана русско-турецкой войной 1828-1829 гг.. Значительно увеличилось количество жителей болгарских общин в Старом Крыму и Кишлаве, несколько семей поселились в Феодосии, Керчи, Евпатории и Карасубазаре.
Последняя, третья, волна переселения болгар в Крым, проходившая в 1860-1862 гг., была вызвана притеснениями со стороны турецких властей и размещением на землях болгарских крестьян мусульман, приехавших в Турцию из России после Крымской войны. Этот третий период переселения завершился крайне неудачно: большинство эмигрантов вскоре покинули Россию и вернулись обратно на родину. Причин, которые вынудили болгар это сделать, было несколько: царское правительство не сумело создать для переселенцев нормальные условия жизни, неурожай 1862-1863 г.г. и эпидемия тифа.
Болгарское население полуострова существенно увеличилось во второй половине XIX — начале XX в., на этот раз за счет внутренней миграции из северных уездов Таврической губернии. Особый правовой статус освобождал болгарских и других колонистов от уплаты налогов и целого ряда повинностей. Такие льготы переселенцам давал «Устав о колониях иностранцев в Империи». Но 4 июня 1871 года правительство вводит в действие «Правила об общественном и поземельном устройстве водворенных на казённые земли поселян-собственников бывших иностранных колонистов», которые все эти льготы отменяют. Эта реформа приравнивала всех колонистов к остальному крестьянству. Положительным моментом реформы была отмена колонистских округов, которые теперь территориально объединились. Так, в Феодосийском уезде возникла новая Кишлавская волость, вобравшая в себя 2/3 болгарских колоний Крыма.
Крымские переселенцы оказали значительное влияние на сельской хозяйство Крыма, особенно на развитие виноградарства, шелководства, табаководства, огородничества. Благодаря им на полуострове начинают выращивать новые сорта злаков, фруктов, овощей и ягод; появляются новые породы овец. Важную роль в ходе болгарской колонизации сыграл религиозный фактор. Основным духовным мотивом переселения была защита православной веры от ислама. Власти поощряли и строительство храмов в болгарских поселениях, а храм Вознесения Господня в селе Кишлав был сооружен за счет государственного финансирования.
В 1884 году старокрымские болгары на свои средства построили каменную часовню и освятили ее во имя Александра Невского. В 1912 году рядом с ней была возведена большая каменная церковь, которую во имя Александра Невского освятил сам епископ Таврический и Симферопольский Феофан. Крымские болгары сумели сохранить свою культуру, обычаи, диалект. Особенно бережно к своему наследию отнеслись жители Кишлава. В сфере народного образования болгары Крыма смогли достичь заметных успехов: к 1916 году почти в каждом болгарском селе была своя начальная школа, а по уровню грамотности болгары на полуострове занимали 4-е место, уступая лишь немцам, чехам и эстонцам.
Перед Великой Отечественной войной в Крыму проживало уже более 15 тысяч болгар. В годы войны многие представители этого крымского народа геройски сражались против немецких фашистов в рядах регулярной Красной Армии, в партизанских отрядах и в подполье. Среди старо-крымских партизан и подпольщиков было немало болгар, отличившихся своей отвагой и героизмом. Болгарин И. Г. Генов возглавлял в 1941-1942 годах соединение партизанских отрядов в старокрымских лесах, затем руководил подпольной борьбой. Вскоре после освобождения Крыма от гитлеровцев, вслед за крымскими татарами, в ночь на 24 июня 1944 года, были депортированы болгары, армяне и греки. Более 12 тысяч болгар по злой воле тирана Сталина вынуждены были покинуть обжитые крымские земли. Разбросанный по всему Советскому Союзу, болгарский народ смог сохранить тою культуру, язык.
Лишь совсем недавно болгары смогли вернуться на свою вторую родину — в Крым. Для возрождения национальной культуры, поддержания связей с исторической Родиной в 1995 году было создано Крымское республиканское общество болгар им. Паисия Хилендарского. Болгарские общины сейчас существуют во многих городах и селах полуострова, возрождая и развивая давние традиции своего народа. Крымская история двух последних веков обогатилась вкладом, который внесли болгарские переселенцы в экономическую, религиозную, культурно-бытовую жизнь полуострова. А в историю Старого Крыма, кроме Карджиева, свои имена вписали болгары — один из первых председателей райисполкома Г. Д. Стамов, его внучка, скульптор Т. В. Гагарина, юные патриоты — братья-партизаны Стояновы.
Болгары в крыму история
Предки нынешних крымских болгар пришли в Крым с Балкан 220 лет назад. Тогда российское правительство было заинтересовано в заселении пустующих земель и оказывало всем иностранным поселенцам значительную помощь.
По легенде, традиция утвердительно кивать головой, чтобы сказать «нет», появилась во времена турецкого ига. Болгар под страхом смерти заставляли принимать ислам. Чтобы не предавать родную веру и сохранить голову на плечах, они договорились кивать головой в знак несогласия. Так и стало всё наоборот.
С 1802 по 1806 год в Крыму появились три болгарские колонии: в Кишлаве (ныне с. Курское Белогорского района) и Старом Крыму (до сих пор часть города называют Болгарщиной) жили только болгары; в Балта-Чокрак (с. Алешино Бахчисарайского района) они мирно соседствовали с греками. К 1821 году только в этих селениях жили более 2,5 тысячи человек.
Храм как правило
На новом месте болгары, православные христиане, обязательно возводили храм. Почти в каждом болгарском селе были молельный дом или церковь, куда приходили и греки, и русские. В 1811 году в селе Кишлав появился небольшой деревянный молитвенный дом, освящённый в честь Александра Невского. Через некоторое время на его месте построили храм Вознесения Господня. Болгарская церковь была и в Старом Крыму.
8 ноября – Архангелов день,
6 декабря – день Св. Николая,
20 декабря – Игнатов день,
25 декабря – Коляда.
Многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному, устраивая курбаны: закалывали жертвенных баранов, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед.
Живя в Крыму, болгары сумели сохранить особенности языка и черты традиционной культуры. Они славились как прекрасные земледельцы, овчары, виноградари. В их поселениях процветали резьба по дереву, ткачество, вышивка, аппликация по коже, изготовление медной посуды, деревянной мебели и домашней утвари.
В 1897 году болгарское население составляло уже более семи тысяч человек. К началу ХХ века болгарами были основаны 10 колоний в Феодосийском уезде, пять – в Симферопольском, одна – в Перекопском.
Отправились в ссылку
В 1939 году в Крыму было уже более 15 тысяч болгар. Во время Великой Отечественной войны крымские болгары, как и другие крымчане, сражались за Родину на фронтах, в тылу, в партизанских отрядах. В Старом Крыму действовало соединение партизанских отрядов под руководством уроженца с. Садового Нижнегорского района Ивана Генова. Эти события описаны им в книге «Четыре времени года. Дневник партизана». Одним из организаторов марфовского подполья был Андрей Наголов, в Старом Крыму руководили подпольем братья Стояновы.
Несмотря на это, в 1944 году болгары вместе с армянами, греками и татарами были депортированы из Крыма.
Возрождение культуры крымских болгар началось с создания в 1995 году Крымского республиканского общества болгар имени Паисия Хилендарского. Во многих городах и селах полуострова существуют болгарские общины. В 2014 году болгары Крыма объединились в Региональную национально-культурную автономию.
День народного единства в составе России мы празднуем уже третий раз. Для нас этот праздник восстанавливает понимание того, что мы являемся частью Русского мира. Мне удалось быть на двух мероприятиях, которые проводятся в этот день в Москве. Я видел, до чего это величественный праздник… Болгары, живущие в Крыму, хорошо помнят и чтят то, что Российская империя 220 лет назад открыла для нас свои двери. Это дало возможность сохраниться нашим обычаям, традициям и культуре.
Член Общественной палаты РФ,
председатель Крымского республиканского общества болгар имени Паисия Хилендарского
Иван Абажер.
Тесто: 1 кг муки, 400 мл воды, соль по вкусу, 1 ст. л. растительного масла. Начинка: 300 г брынзы.
Замешиваем слоёное тесто и раскатываем 5-6 очень тонких листов, 2 из них оставляем сырыми (для низа и верха баницы), а остальные слегка подсушиваем в духовке. На пергамент для запекания выкладываем сырой лист теста и равномерно посыпаем его натёртой на тёрке брынзой, отступая пару сантиметров от краёв. Аналогично выкладываем другие слои баницы. Верхний лист теста – сырой. Затем аккуратно закручиваем края. Делать это надо снизу вверх, чтобы начинка не вытекала. Смазываем пирог яичным желтком. При желании посыпаем его кунжутом. И отправляем в духовку, разогретую до 180°C, на 20-30 минут.
Болгары в крыму история
Правилами 1804 г. для переселенцев установлено, что болгары будут при активной помощи губернской администрации заниматься теми видами сельского хозяйства, которыми они занимались на родине, но особенно виноградарством, садоводством, табаководством, шелководством, разведением улучшенных пород овец.
Переселенцы на полуостров с Украины и России, местные жители завидовали иностранным колонистам, в том числе и болгарам: каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин государственной земли.
Выходцы из Турции также получили право свободно торговать и заниматься промыслами, заводить фабрики и мануфактуры. Особенно ценили они освобождение от рекрутчины и гражданской службы.
Каждому болгарскому переселенцу были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере 15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении с татарами, переселенцами с Украины и России.
Прибывшие в Крым болгарские семьи были не очень многочисленными: в среднем они состояли из 4-5 человек. Неплохие условия жизни на новом месте способствовали тому, что ежегодно в каждой второй семье рождался ребенок.
Болгары: Из истории народа
В 1773-1774 годах русская армия разбила турецкие войска в Болгарии. Полководец Румянцев-Задунайский вынудил турок после заключения Кючук- Кайнарджийского мира покинуть маленькую свободолюбивую страну, Но раздосадованные янычары, отступая, бросились убивать и грабить болгарское мирное население. Отчаявшиеся люди обратились за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России и селиться на ее южных окраинах.
Крымские болгары получили в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет их освободили от службы в армии и от налогов. Первые колонии болгар и греков появились под Симферополем, в Балта- Чокраке (нынешний район Заводское), в Старом Крыму, в Евпатории.
Численность и места компактного проживания
По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2186 болгар. В настоящее время болгарское население рассматривается как диаспора, которая пополняется людьми, прибывающими из различных стран СНГ.
История переселения в Крым
Переселение болгар в Крым из Турции стимулировалось из Петербурга многочисленными материальными, финансовыми, земельными льготами, о которых не могло даже мечтать местное население.
Правилами 1804 г. для переселенцев установлено, что болгары будут при активной помощи губернской администрации заниматься теми видами сельского хозяйства, которыми они занимались на родине, но особенно виноградарством, садоводством, табаководством, шелководством, разведением улучшенных пород овец.
Переселенцы на полуостров с Украины и России, местные жители завидовали иностранным колонистам, в том числе и болгарам: каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин государственной земли.
Выходцы из Турции также получили право свободно торговать и заниматься промыслами, заводить фабрики и мануфактуры. Особенно ценили они освобождение от рекрутчины и гражданской службы.
Каждому болгарскому переселенцу были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере 15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении с татарами, переселенцами с Украины и России.
Прибывшие в Крым болгарские семьи были не очень многочисленными: в среднем они состояли из 4-5 человек. Неплохие условия жизни на новом месте способствовали тому, что ежегодно в каждой второй семье рождался ребенок.
Первые поселения
В конце XVIII и в XIX в. правители России приложили немало усилий к эмиграции татар из Крыма в Турцию и организации в широких масштабах переселения на полуостров всех, кого к этому можно было привлечь. Это происходило за счет переселения сюда с Украины и России, а также переселения в Крым выходцев из стран Европы и православного населения с территории Турции. Среди последних немалый удельный вес занимали болгары. Это бывшие подданные турецкого султана, которые в пределах Российской империи искали свободы вероисповедания.
Летом 1802 г. на полуострове появились 63 болгарские семьи. Они создали Старокрымское болгарское поселение.
Основатели другого болгарского поселения попали на крымскую землю случайно. В августе 1804 г. в Севастопольском порту бросила якорь купеческая шхуна «Дидона», на борту которой находились 220 болгар, покинувших Андрианопольский вилает. По распоряжению русского посланника в Стамбуле шхуна направлялась в Таганрог, чтобы высадить там болгар для поселения в Приазовье. Шкипер шхуны объяснил портовым властям, что довезти болгар до Таганрога не может из-за непогоды и окончания запасов продовольствия.
Пассажиры шхуны были высажены в Севастополе и вскоре поселены в покинутом отправившимися в Турцию татарами ауле в Феодосийском уезде.
В 1806 г. в Евпаторийский порт прибыло из Турции судно, на котором находилось 13 болгарских семей из Анатолии. Они были поселены в бывшем татарском ауле Балта-Чокрак, обитатели которого ранее отправились в Турцию.
Вторая и третья волна переселения
М. С. Воронцов хотел разместить их только на казенных землях, но по ходатайству местных помещиков предгорной и горной части полуострова, стремившихся к развитию на своих землях садоводства и виноградарства, Николай I распорядился селить их и на помещичьих землях.
После Крымской войны увеличилась эмиграция татар на территорию Турции. Одновременно представители русского правительства агитировали в Османском государстве болгар к переселению в пределы Российской империи, обещая им «златые горы».
В результате началась третья волна переселения на полуостров болгар. Переселенцы из Турции получали по 50 десятин надела на семью и по 125 руб. пособия на обзаведение. Несмотря на это, они оказались в нелегком положении. Выделенная им земля была нередко малоплодородной, а вода в колодцах солоноватой.
Недовольство болгар привело к тому, что некоторые из них вернулись в Турцию. Оставшиеся же в Крыму были поселены в более благоприятных местах (Андреевка, Сарабуз, Царицыно).
Имело место и переселение болгар внутри полуострова. Болгары из Старого Крыма и Кишлава поселились в Коктебеле, Кочеке, Седжеуте, Марфовке, Кабурчаке, Османчике, Аппаке Феодосийского уезда.
Материалы переписи 1897 г. свидетельствуют, что в это время на полуострове проживало 7528 болгар.
Быт и образ жизни: Жилище
Дома болгар, побеленные снаружи и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из глины с хворостом или из кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом.
Предметы быта производили в основном сами. Меблировка болгарских жилищ состояла из дивана, обитого ярким ситцем, нескольких крашеных столов со стульями. На стенах висели ковры, рушники и тарелки, увитые сухими цветами.
Но болгары постоянно не жили в комнатах дома, а обычно размещались в тесноте в небольшом помещении, устроенном между домом и сараем или в какой-либо другой хозяйственной пристройке. Здесь печь не имела трубы, так что дым выходил в отверстие в потолке.
В тех местах, где болгары по местным условиям соприкасались с немцами, греками, украинцами, русскими, старинные предания и обычаи начинали постепенно исчезать из их жизни. Болгары же Феодосийского уезда, окруженные бедным татарским населением, более всего сохраняли религиозно- языческие обряды и национально-бытовые черты.
Образ жизни
У крымских болгар преобладало мужское население. Это приводило к тому, что болгарские девушки не испытывали особых проблем с выходом замуж.
По своему физическому типу крымские болгары не отличались от тех, которые проживали на Балканском полуострове. Они были в основном среднего роста, не очень крупного сложения. Цвет лица имели смуглый, волосы черные и курчавые, глаза живые и выразительные, нос с горбинкой.
Женщины, красивые в молодости, быстро старели и к тридцати годам часто казались уже старухами.
Вероисповедание
Болгары были религиозны. В каждом их селении действовала православная каменная церковь. Служители культа пользовались среди переселенцев значительным влиянием. Низкий уровень образования и религиозность накладывали свой отпечаток на быт болгар.
Календарные праздники крымских болгар
Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.
Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека.
Хозяйственная деятельность: Формы землепользования
Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было продать, завещать, подарить, сдать в аренду.
Всякое хозяйственное распоряжение общей землей, т.е. обращение пашни в пастбище, ограничение прав отдельных совладельцев на пользование общим выгоном, разрешение или запрещение выпаса скота на общем выгоне, сдача в аренду мельницы или общего сада осуществлялись только по согласию большинства совладельцев.
При обсуждении хозяйственных вопросов все совладельцы пользовались равными правами, хотя как собственники они не всегда были равны. Для принятия решения требовалось простое, а не квалифицированное большинство.
Распределение сенокосов между отдельными домохозяевами также осуществлялось на основе пропорциональности путем отвода каждому совладельцу полосок. Для соблюдения справедливости раздел покосов производился ежегодно и только перед сенокосом.
Пользование лесными участками в болгарских поселениях также осуществлялось на основе пропорциональности ежегодно.
Уровень жизни в болгарских колониях не был одинаков. В этом отношении в положительную сторону выделялись жители Кишлава и Старого Крыма.
Имущественное положение крестьян различных национальностей в крымском селе было неодинаковым. Объяснялось это тем, что уровень их хозяйствования был неодинаков. Наибольших успехов добивались хозяйства немецких, эстонских и чешских колонистов.
За ними шли болгары, которые добивались тоже больших хозяйственных успехов, чем татары, украинцы и русские. Болгары отличались трудолюбием, бережливостью и расчетливостью Зажиточные болгары применяли наемный труд, в том числе своих односельчан, все больше втягивались в рыночные отношения.
Рабочих из крымских болгар на промышленных предприятиях Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялты, Севастополя почти не было Болгары внесли свой вклад в развитие сельскохозяйственного производства на полуострове.
Занятия колонистов
Благоприятные условия, в которые русскими властями были поставлены переселявшиеся в Крым болгары, положительно отразились на их хозяйственной жизни.
Урожайность зерновых и огородных культур в болгарских хозяйствах была выше, чем в хозяйствах местных жителей. Основной отраслью было хлебопашество. Развитие хлебопашества на первых порах испытывало значительные трудности из-за непривычных климатических условий, низкой плодородности земель, недостаточной обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, недостаточности земельного надела.
Разведение лошадей, крупного рогатого скота, грубошерстное овцеводство тоже были постоянным занятием болгар на крымской земле. Высокая оплата труда, связанная с недостатком рабочих рук, побуждала все большую часть болгар к разведению рогатого скота и овец. Дело в том, что уход за скотом требовал меньше трудовых усилий, чем занятие хлебопашеством.
Особенностью развития скотоводства в хозяйствах болгарских колонистов было преобладание овцеводства над коневодством и разведением крупного рогатого скота.
Среди болгар получили распространение занятие шелководством и табаководством.
Были достигнуты болгарами успехи и в развитии виноградарства. Особенно славилось вино, производимое в колонии Балта-Чокрак.