большаков история культуры повседневности

большаков история культуры повседневности. Смотреть фото большаков история культуры повседневности. Смотреть картинку большаков история культуры повседневности. Картинка про большаков история культуры повседневности. Фото большаков история культуры повседневности

История культуры повседневности

Под редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Большакова, доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой

большаков история культуры повседневности. Смотреть фото большаков история культуры повседневности. Смотреть картинку большаков история культуры повседневности. Картинка про большаков история культуры повседневности. Фото большаков история культуры повседневности

Информация о книге

Коллектив авторов:

В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – предисловие, главы 1, 2, разделы 6.1, 6.2 главы 6, глава 8 (в соавторстве с Е. Б. Гладких), главы 11–13, раздел 14.1 главы 14, раздел 14.2 главы 14 (в соавторстве с Т. Ф. Ляпкиной), главы, 16–19, заключение, словарь, общая библиография, примерные вопросы для контроля знаний;

Е. Б. Гладких, старший преподаватель – глава 8 (в соавторстве с В. П. Большаковым);

Т. Ф. Ляпкина, доктор культурологии, профессор – главы 3, 5, раздел 14.2 главы 14 (в соавторстве с В. П. Большаковым);

С. Т. Махлина, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – раздел 6.3 главы 6;

И. К. Москвина, кандидат философских наук, доцент – разделы 15.2, 15.3 главы 15;

Л. Ф. Новицкая, кандидат философских наук, доцент – глава 4;

О. В. Прокуденкова, кандидат культурологии, доцент – раздел 6.5 главы 6, глава 9, раздел 15.1 главы 15;

Л. О. Свиридова, кандидат культурологии, доцент – раздел 15.4 главы 15;

А. Ю. Cиницын, кандидат исторических наук, доцент – глава 7;

Г. В. Скотникова, доктор культурологии, профессор – глава 10 (в соавторстве со студенткой 5 курса факультета мировой культуры А. М. Яковлевой);

С. Х. Шомахмадов, кандидат исторических наук, доцент – раздел 6.4 главы 6;

А. М. Яковлева, студентка 5 курса факультета мировой культуры – глава 10 (в соавторстве с Г. В. Скотниковой).

Под редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Большакова, доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой.

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т. д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.

Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

© Коллектив авторов, 2015

В данном учебном пособии авторы освещают почти всю историю культуры повседневности, некоторые разделы более, некоторые менее подробны. В первых главах книги уточнены современные представления о повседневности, о культуре вообще и культуре повседневности в частности. Рассмотрены также особенности изучения повседневности в историческом краеведении и микроистории.

В книге показано, что в каждый исторический период в каждом из регионов культура своеобразно реализуется в человеческой повседневности. И своеобразие определяется рядом факторов, воздействующих на вроде бы обыденную жизнедеятельность. Географические, климатические условия пребывания людей, цивилизационные достижения, продвинутость хозяйства, социально-политические процессы – все это заметно влияет на характер повседневного существования.

При характеристике собственно культуры повседневности уделяется внимание ценности телесного и духовного в разных сообществах, состоянию обыденных верований и нравов, гигиены, особенностям семейной жизни, отношениям мужчин и женщин, культуре детства. Описываются особенности быта и досуга в развивающихся пространствах повседневности, своеобразие поселений, жилищ, интерьеров, вещей обихода, развлечений.

Отмечается также развитие культуры еды, застолья и изменения в отношении к внешности, касающиеся одежды, причесок, макияжа. Более чем в других аналогичных пособиях, уделено внимания эстетической и художественной составляющей культуры повседневности.

Авторы сознают, что охват реалий повседневности в истории человечества в данном случае не полон. Так, особенности временных явлений (суточные ритмы, календарь, возраст жизни, значение света, цвета, ароматов) в культуре повседневности затрагиваются в текстах некоторых глав вскользь и специально не рассмотрены. Но то что получило отражение в этой книге, создает основу, стержень для более полного изучения всей, чрезвычайно обширной проблематики исторического развития повседневности, становления и развития культуры повседневной жизни, повседневного общения людей.

Повседневность как объект и предмет изучения

Прежде чем излагать историю повседневности, следует уточнить содержание, смыслы понятий «повседневность» и «культура повседневности». Достаточно четкое представление о том, что такое повседневность, дал, например, В. Д. Лелеко. Он отметил, что человек живет повседневной жизнью с момента своего появления на Земле. Но осознал это, заинтересовался и сделал предметом наблюдения, размышления и изучения не так давно, около полутораста лет тому назад1.

Источник

большаков история культуры повседневности. Смотреть фото большаков история культуры повседневности. Смотреть картинку большаков история культуры повседневности. Картинка про большаков история культуры повседневности. Фото большаков история культуры повседневности

Описание книги «История культуры повседневности. Учебное пособие»

Описание и краткое содержание «История культуры повседневности. Учебное пособие» читать бесплатно онлайн.

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

История культуры повседневности

Под редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Большакова, доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой

Информация о книге

Коллектив авторов:

В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – предисловие, главы 1, 2, разделы 6.1, 6.2 главы 6, глава 8 (в соавторстве с Е. Б. Гладких), главы 11–13, раздел 14.1 главы 14, раздел 14.2 главы 14 (в соавторстве с Т. Ф. Ляпкиной), главы, 16–19, заключение, словарь, общая библиография, примерные вопросы для контроля знаний;

Е. Б. Гладких, старший преподаватель – глава 8 (в соавторстве с В. П. Большаковым);

Т. Ф. Ляпкина, доктор культурологии, профессор – главы 3, 5, раздел 14.2 главы 14 (в соавторстве с В. П. Большаковым);

С. Т. Махлина, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – раздел 6.3 главы 6;

И. К. Москвина, кандидат философских наук, доцент – разделы 15.2, 15.3 главы 15;

Л. Ф. Новицкая, кандидат философских наук, доцент – глава 4;

О. В. Прокуденкова, кандидат культурологии, доцент – раздел 6.5 главы 6, глава 9, раздел 15.1 главы 15;

Л. О. Свиридова, кандидат культурологии, доцент – раздел 15.4 главы 15;

А. Ю. Cиницын, кандидат исторических наук, доцент – глава 7;

Г. В. Скотникова, доктор культурологии, профессор – глава 10 (в соавторстве со студенткой 5 курса факультета мировой культуры А. М. Яковлевой);

С. Х. Шомахмадов, кандидат исторических наук, доцент – раздел 6.4 главы 6;

А. М. Яковлева, студентка 5 курса факультета мировой культуры – глава 10 (в соавторстве с Г. В. Скотниковой).

Под редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Большакова, доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой.

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т. д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.

Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

© Коллектив авторов, 2015

В данном учебном пособии авторы освещают почти всю историю культуры повседневности, некоторые разделы более, некоторые менее подробны. В первых главах книги уточнены современные представления о повседневности, о культуре вообще и культуре повседневности в частности. Рассмотрены также особенности изучения повседневности в историческом краеведении и микроистории.

В книге показано, что в каждый исторический период в каждом из регионов культура своеобразно реализуется в человеческой повседневности. И своеобразие определяется рядом факторов, воздействующих на вроде бы обыденную жизнедеятельность. Географические, климатические условия пребывания людей, цивилизационные достижения, продвинутость хозяйства, социально-политические процессы – все это заметно влияет на характер повседневного существования.

При характеристике собственно культуры повседневности уделяется внимание ценности телесного и духовного в разных сообществах, состоянию обыденных верований и нравов, гигиены, особенностям семейной жизни, отношениям мужчин и женщин, культуре детства. Описываются особенности быта и досуга в развивающихся пространствах повседневности, своеобразие поселений, жилищ, интерьеров, вещей обихода, развлечений.

Отмечается также развитие культуры еды, застолья и изменения в отношении к внешности, касающиеся одежды, причесок, макияжа. Более чем в других аналогичных пособиях, уделено внимания эстетической и художественной составляющей культуры повседневности.

Авторы сознают, что охват реалий повседневности в истории человечества в данном случае не полон. Так, особенности временных явлений (суточные ритмы, календарь, возраст жизни, значение света, цвета, ароматов) в культуре повседневности затрагиваются в текстах некоторых глав вскользь и специально не рассмотрены. Но то что получило отражение в этой книге, создает основу, стержень для более полного изучения всей, чрезвычайно обширной проблематики исторического развития повседневности, становления и развития культуры повседневной жизни, повседневного общения людей.

Повседневность как объект и предмет изучения

Прежде чем излагать историю повседневности, следует уточнить содержание, смыслы понятий «повседневность» и «культура повседневности». Достаточно четкое представление о том, что такое повседневность, дал, например, В. Д. Лелеко. Он отметил, что человек живет повседневной жизнью с момента своего появления на Земле. Но осознал это, заинтересовался и сделал предметом наблюдения, размышления и изучения не так давно, около полутораста лет тому назад1.

С 1920-х гг. в науке не без влияния относительно новых, появившихся в XIX столетии, человековедческих наук, таких как социология и социальная психология, начинается второй этап научного изучения повседневной жизни. Он отмечен поворотом от внешних форм проявления повседневности к ее внутренним интеллектуально-духовным регуляторам (исследование голландского историка Й. Хёйзинги «Осень средневековья» (1919; пер. на рус. М., 1988), работы представителей французской школы «Анналов» (М. Блок «Короли-чудотворцы», 1924; пер. на рус. М., 1993), Л. Февра «Бои за историю», рус. пер. М., 1991). Появляется новый научный термин – ментальность. Он обозначает внутренний, духовный план жизни, прежде всего – универсальные, присущие всем людям определенной культуры и исторической эпохи бессознательные установки и механизмы психики, привычные автоматизмы, стереотипы сознания и поведения. В рамках Новой исторической науки формируется история повседневности как одно из исследовательских направлений. Оно получает широкое распространение в Европе и России со второй половины ХХ в. и продолжает быть в числе приоритетных научных направлений до настоящего времени.

Традиционно история была макроисторией, историей эпохальных событий, большой политики, выдающихся государственных и культурных деятелей. Рядовой человек с его частной жизнью и повседневными заботами просто проваливался сквозь крупные ячейки сети макроистории, не существовал для нее. Он возникал лишь как участник массовых народных движений: бунтов, восстаний, революций, войн и т. п. История повседневности обратилась к «маленькому» человеку, его заботам и проблемам, к быту, частной жизни; семье как первичной ячейке общества. Так рождаются микроистория, история частной жизни, история семьи – комплекс востребованных до настоящего времени научных направлений. При этом в орбиту научного интереса начинает включаться и частная жизнь, повседневность не только «простых людей», но и представителей средних социальных слоев, и элиты.

Источник

История культуры повседневности. Учебное пособие

Скачать книгу

О книге «История культуры повседневности. Учебное пособие»

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

На нашем сайте можно скачать книгу «История культуры повседневности. Учебное пособие» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Источник

Текст книги «История культуры повседневности. Учебное пособие»

большаков история культуры повседневности. Смотреть фото большаков история культуры повседневности. Смотреть картинку большаков история культуры повседневности. Картинка про большаков история культуры повседневности. Фото большаков история культуры повседневности

Автор книги: Коллектив авторов

Жанр: Культурология, Наука и Образование

Текущая страница: 1 (всего у книги 43 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

История культуры повседневности
Учебное пособие
Под редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Большакова, доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой

большаков история культуры повседневности. Смотреть фото большаков история культуры повседневности. Смотреть картинку большаков история культуры повседневности. Картинка про большаков история культуры повседневности. Фото большаков история культуры повседневности

Информация о книге

В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – предисловие, главы 1, 2, разделы 6.1, 6.2 главы 6, глава 8 (в соавторстве с Е. Б. Гладких), главы 11–13, раздел 14.1 главы 14, раздел 14.2 главы 14 (в соавторстве с Т. Ф. Ляпкиной), главы, 16–19, заключение, словарь, общая библиография, примерные вопросы для контроля знаний;

Е. Б. Гладких, старший преподаватель – глава 8 (в соавторстве с В. П. Большаковым);

Т. Ф. Ляпкина, доктор культурологии, профессор – главы 3, 5, раздел 14.2 главы 14 (в соавторстве с В. П. Большаковым);

С. Т. Махлина, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ – раздел 6.3 главы 6;

И. К. Москвина, кандидат философских наук, доцент – разделы 15.2, 15.3 главы 15;

Л. Ф. Новицкая, кандидат философских наук, доцент – глава 4;

О. В. Прокуденкова, кандидат культурологии, доцент – раздел 6.5 главы 6, глава 9, раздел 15.1 главы 15;

Л. О. Свиридова, кандидат культурологии, доцент – раздел 15.4 главы 15;

А. Ю. Cиницын, кандидат исторических наук, доцент – глава 7;

Г. В. Скотникова, доктор культурологии, профессор – глава 10 (в соавторстве со студенткой 5 курса факультета мировой культуры А. М. Яковлевой);

С. Х. Шомахмадов, кандидат исторических наук, доцент – раздел 6.4 главы 6;

А. М. Яковлева, студентка 5 курса факультета мировой культуры – глава 10 (в соавторстве с Г. В. Скотниковой).

Под редакцией доктора философских наук, профессора В. П. Большакова, доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой.

В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т. д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды.

Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.

© Коллектив авторов, 2015

Предисловие

В данном учебном пособии авторы освещают почти всю историю культуры повседневности, некоторые разделы более, некоторые менее подробны. В первых главах книги уточнены современные представления о повседневности, о культуре вообще и культуре повседневности в частности. Рассмотрены также особенности изучения повседневности в историческом краеведении и микроистории.

В книге показано, что в каждый исторический период в каждом из регионов культура своеобразно реализуется в человеческой повседневности. И своеобразие определяется рядом факторов, воздействующих на вроде бы обыденную жизнедеятельность. Географические, климатические условия пребывания людей, цивилизационные достижения, продвинутость хозяйства, социально-политические процессы – все это заметно влияет на характер повседневного существования.

При характеристике собственно культуры повседневности уделяется внимание ценности телесного и духовного в разных сообществах, состоянию обыденных верований и нравов, гигиены, особенностям семейной жизни, отношениям мужчин и женщин, культуре детства. Описываются особенности быта и досуга в развивающихся пространствах повседневности, своеобразие поселений, жилищ, интерьеров, вещей обихода, развлечений.

Отмечается также развитие культуры еды, застолья и изменения в отношении к внешности, касающиеся одежды, причесок, макияжа. Более чем в других аналогичных пособиях, уделено внимания эстетической и художественной составляющей культуры повседневности.

Авторы сознают, что охват реалий повседневности в истории человечества в данном случае не полон. Так, особенности временных явлений (суточные ритмы, календарь, возраст жизни, значение света, цвета, ароматов) в культуре повседневности затрагиваются в текстах некоторых глав вскользь и специально не рассмотрены. Но то что получило отражение в этой книге, создает основу, стержень для более полного изучения всей, чрезвычайно обширной проблематики исторического развития повседневности, становления и развития культуры повседневной жизни, повседневного общения людей.

Глава 1
Повседневность как объект и предмет изучения

С 1920-х гг. в науке не без влияния относительно новых, появившихся в XIX столетии, человековедческих наук, таких как социология и социальная психология, начинается второй этап научного изучения повседневной жизни. Он отмечен поворотом от внешних форм проявления повседневности к ее внутренним интеллектуально-духовным регуляторам (исследование голландского историка Й. Хёйзинги «Осень средневековья» (1919; пер. на рус. М., 1988), работы представителей французской школы «Анналов» (М. Блок «Короли-чудотворцы», 1924; пер. на рус. М., 1993), Л. Февра «Бои за историю», рус. пер. М., 1991). Появляется новый научный термин – ментальность. Он обозначает внутренний, духовный план жизни, прежде всего – универсальные, присущие всем людям определенной культуры и исторической эпохи бессознательные установки и механизмы психики, привычные автоматизмы, стереотипы сознания и поведения. В рамках Новой исторической науки формируется история повседневности как одно из исследовательских направлений. Оно получает широкое распространение в Европе и России со второй половины ХХ в. и продолжает быть в числе приоритетных научных направлений до настоящего времени.

Традиционно история была макроисторией, историей эпохальных событий, большой политики, выдающихся государственных и культурных деятелей. Рядовой человек с его частной жизнью и повседневными заботами просто проваливался сквозь крупные ячейки сети макроистории, не существовал для нее. Он возникал лишь как участник массовых народных движений: бунтов, восстаний, революций, войн и т. п. История повседневности обратилась к «маленькому» человеку, его заботам и проблемам, к быту, частной жизни; семье как первичной ячейке общества. Так рождаются микроистория, история частной жизни, история семьи – комплекс востребованных до настоящего времени научных направлений. При этом в орбиту научного интереса начинает включаться и частная жизнь, повседневность не только «простых людей», но и представителей средних социальных слоев, и элиты.

Современные ученые показывают связь повседневности как микроисторического уровня жизни с макроисторией, их взаимодействие; описывают и анализируют не только реалии быта, но и ментальные структуры, идеалы, стереотипы сознания, ценностные ориентации; раскрывают культурные смыслы бытовых вещей, одежды, форм и формул поведения.

Эти и другие ракурсы повседневности исследуются в социологии повседневности, семиотике повседневности, эстетике повседневности. Обобщает и подытоживает весь комплекс сведений о повседневности, ракурсов ее видения и методов ее исследования культурология повседневности. По мнению В. Д. Лелеко, повседневность – это то, что регулярно повторяется в жизни человека и человеческих сообществ изо дня в день. Но при этом часто смешиваются повседневность и культура повседневности. Говоря о культуре повседневности, нередко описывают повседневную жизнь. Это так, если под культурой понимается «все, что создано человеком и человечеством». Но ни вся человеческая жизнь, ни вся повседневность не являются культурой. Для того чтобы определиться с понятием «культура повседневности», следует определиться со смыслом понятия «культура». В современных научных представлениях при нарастающем количестве дефиниций укрепились несколько основных вариантов ответов на вопрос, что такое культура. Особенность того или иного ответа определяется каждый раз тем, какая из сторон сложного, многогранного явления, называемого культурой, представляется важнейшей.

При антропологическом (от «антропос» – человек) понимании, культура – все то, что не природа, все человеческое, искусственное; все, что создано и создается человеком и человечеством. При деятельностном подходе (разновидность антропологического) обращают внимание на то, что культура – это способы и результаты человеческой деятельности. Социологи нередко трактуют культуру как совокупность идей, норм, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей.

При аксиологическом (ценностном) понимании культура – это совокупность ценностей, ценностных смыслов. Естественно, в ХХ в. развивалось и понимание выраженности смысла культуры, ее сущности прежде всего в ее духовности. Это характерно, например, для немецких (А. Швейцер, П. Тиллих) и русских (Н. К Рерих, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев) мыслителей. В каждом из этих и некоторых других пониманий культуры отражена какая-то из ее граней.

Учитывая разные понимания культуры, развитые зарубежными и отечественными мыслителями в качестве дополняющих друг друга, возможно подойти к ее целостной современной трактовке. При этом надо отметить следующее. Культура не природна. Она сущностно духовна и представляет собой духовный опыт человека, человеческих сообществ, человечества. Содержание такого опыта составляют ценностные смыслы вещей, явлений, процессов.

В то же время, любые ценностные смыслы опредмечены, овеществлены, выражены в знаках и знаковых системах, носителях смыслов. И, будучи выражены в них, передаются, транслируются от одних поколений, одних культурных систем к другим. Основываясь на этом, можно сформулировать примерное определение культуры, синтезирующее современные научные представления о ней.

Культура – это особый позитивный духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого являются ценностные смыслы вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выраженные в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры). Тогда культура повседневности – это духовный опыт, сохраняемый и реализуемый в повседневной жизни. Культурный человек – это человек, в значительной мере освоивший духовное богатство родной и мировой культуры, реализующий в жизни, в том числе и повседневной, ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, характерные для культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры.

Такую трактовку культуры, культурности и культуры повседневности стоит уточнить еще в одном существенном отношении. В этой трактовке снято представление о позитивном значении культуры. Гуманистическое содержание в понимании культуры, развитое мыслителями XVIII–XIX вв. и отстаиваемое в XX в. А. Швейцером, Н. Рерихом, Н. Бердяевым, И. Ильиным, Д. Лихачевым, в наше время, к сожалению, стало утрачиваться. Как-то в тени остается сознание того, что культура, по выражению Н. Бердяева, «благородного происхождения»; что ценности культуры позитивны в плане очеловечивания человека и его жизнедеятельности; что, по мнению Э. Тайлора, культура одновременно содействует «развитию нравственности, силы и счастья человека».

Наши предки не называли культурой все что угодно, все подряд, что думает, чувствует, творит человек, включая подлое, пакостное, безобразное, непристойное. Просветители XVIII в. и ряд мыслителей XIX–XX вв. развивали гуманистическое понимание культуры, возрождение и утверждение которого актуально в наши дни.

Цивилизация в любых ее трактовках теснейшим образом связана с культурой. В том числе и с культурой повседневности. Она создает возможности для бытия, развития, обогащения, сохранения, передачи духовного опыта. Достаточно напомнить о значении для всего этого изобретения бумаги, появления печатного станка, грамзаписи, кино, телевидения, компьютеров, транспортных средств, водопровода, канализации. Но, в отличие от культуры, цивилизация со всеми ее достижениями – ценностно нейтральна. И ее достижения могут использоваться как во благо, так и во вред человеку и человечеству, в том числе и для уничтожения ценностей культуры, распространения бескультурья. Это касается и средств массового уничтожения и возможностей повседневного оболванивания людей с помощью современных средств массовой коммуникации.

В XX в. развернулась научно-техническая революция, произошло резкое ускорение существенных изменений в производстве, быте и досуге людей, вообще во всех сферах жизни. И на первый взгляд казалось, что все это – изменения к лучшему. Во всяком случае, созидательные возможности человечества действительно выросли необычайно. Но довольно быстро люди стали замечать, что растут не только созидательные возможности человека и человечества, но и разрушительные, проявившие себя в мировых и локальных войнах XX столетия. Смягчение нравов обнаружило свою иллюзорность в этих войнах, в лагерях смерти диктаторских режимов. Жизнь многих людей, вовлеченных в пространства технизации и бюрократизации, стала комфортнее, но не счастливее. Достигнутые свободы (весьма ограниченные) привели к феномену одиночества в толпе.

Поэтому оценки реальностей общественного прогресса как поступательного движения человечества к лучшему состоянию сменились иными. Появилось мнение о враждебности прогресса человеку или о противоречивости следствий прогрессивных изменений. Причем речь шла не об общем прогрессе человечества, а о прогрессе в какой-то из сфер жизнедеятельности. Скажем, о научно-техническом, промышленном прогрессе.

Заметим далее, что, если цивилизацию трактуют как высшую стадию развития культуры или отождествляют с культурой, все вышесказанное относится к культуре. Если культура представляет собой все, что сделано и делается человеком и обществом, то прогрессивные изменения – это изменения культуры, которая тогда может быть и становится, если не в целом, то в каких-то моментах, враждебной человеку и человечеству.

Однако, как было показано ранее, вряд ли культура и вся жизнь общества – это одно и то же. Цивилизация и цивилизованность не тождественны культуре и культурности. А ускоренное прогрессивное движение в экономике, науке и технике, воздействующее на всю человеческую жизнь, в том числе и на культуру – это движение цивилизационное. Ускоренно прогрессирует то, что является цивилизацией, а не культурой. И степень цивилизованности жизни растет очень быстро. И прогресс цивилизации действительно противоречив по своим последствиям.

Прогрессивность же культуры вообще и отдельных культур далеко не очевидна. Что касается отдельных культур, то Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев давно показали, что их вряд ли возможно сравнивать по признакам большей или меньшей прогрессивности. В самом деле, в каком смысле культура современной Греции более прогрессивна, чем культура Древней Греции?

Говоря о воздействии прогресса на культуру, надо понимать, что люди не становятся культурнее, когда условия их жизни оказываются более комфортными. Люди и их сообщества не становятся автоматически высоко культурными просто потому, что культура обогащается, растут возможности культурного развития.

Во все времена и сейчас острой и насущной является проблема воспитания культуры, которое осуществляется во многом в повседневности и значимо для нее, проблема передачи от поколения к поколению культуры как можно более высокого уровня. Но может ли быть культура выше или ниже? По-видимому, да. Все-таки, не отказывая ни одному человеку и ни одному сообществу в культурности, мы отличаем малокультурных людей от «аристократов духа», знаем о наличии малокультурных социальных групп. В современной культурологии есть представление о разных уровнях культуры и культурности и о цивилизованности людей в разной степени.

Высокая и не высокая культура (последняя, в общем-то, граничит с бескультурьем) проявляются очень ярко как раз в повседневной жизни, повседневном общении людей. Итак, культура повседневности – это реализация (воплощение) культуры, ее ценностей, ценностных смыслов в каждодневном бытии человека или сообщества людей.

Те или иные ценностные смыслы в каждую историческую эпоху, в каждой из культур воплощаются в определенных формах, способах деятельности, повседневных занятий и досуга. В истории повседневности основное внимание уделяется особенностям окультуривания и нарастания цивилизованности в обычной жизни людей разных исторических периодов, разных этносов и наций, разных социальных слоев. Поэтому история повседневности – это история культуры повседневности, прежде всего включающей и развитие цивилизованных форм человеческой жизнедеятельности.

В. Д. Лелеко пишет, что повседневная жизнь сфокусирована на удовлетворении жизненно необходимых телесных и духовных потребностей человека. И в первую очередь тех из них, которые являются универсальными, присущими всем людям во все времена. Они имеют императивный характер, их невозможно игнорировать без ущерба для полноценного существования, здоровья, да и самой жизни. Жизнь тела невозможна без еды и питья, воздуха и света, физической активности и отдыха, отправления естественных надобностей и удовлетворения сексуальных потребностей. Очевидно, что телесное и духовное в человеке нерасторжимо связано. Один из аспектов такой связи – то, что удовлетворение тех или иных физиологических потребностей погружено и в значительной степени до сих пор погружается в религиозно-мистический контекст и ситуацию группового общения. Скажем, еда и питье чаще всего – это не еда в одиночку, а коллективная трапеза, которая сопровождается обращениями к богу (богам) и угощением высших сил, дарующим людям хлеб насущный. Праздничная трапеза усиливает феномен группового общения, единения людей за столом, предполагает тосты, общий разговор и др.

Культура питания предполагает обработку, оформление добывания продуктов, способов их заготовки, хранения приготовления; развитие различных вариантов потребления пищи и напитков. Пища – высочайшая жизненная ценность, и, будучи таковой, она почти всегда выступает и как ценность культурная, освященная, одухотворенная.

По тому, как обеспечивают люди потребность в пище и питье можно судить о своеобразии их культуры. Прежде всего это набор, ассортимент продуктов. Каждая национальная кухня имеет свои продовольственные традиции и предпочтения. К тому же ежедневный и праздничный рацион питания богатых, бедных и средних слоев населения имели и в прошлом и в настоящем значительные различия.

Культура еды – это не только обеспечение продуктами питания, их приготовление, но и ритуал застолья. По тому, что происходит за столом, что и как едят участники трапезы, какими приборами пользуются, можно судить об особенностях культуры. Усложнение техники еды, постепенный распад «коллективного тела» средневековой культуры, телесное обособление едоков составляли важную, но не единственную сторону процесса цивилизации. Не менее значимым и показательным было ужесточение дисциплины поведения за столом. Европейские руководства по этикету XVI в., а также составленный в 1717 г. по повелению Петра Великого их российский аналог («Юности честное зерцало»), вводят ограничения и запреты на публичное обнаружение всяких телесных выделений и действий, выявляющих животную сторону человеческой природы (естественные отправления, плевание, чавканье, чихание, кашляние, сморкание, отрыгивание, зевота и т. д.). В норму поведения вводится также пользование салфеткой, носовым платком.

Процесс «оцивилизовывания» тела по новым стандартам продолжается и поныне. В последнее время в связи с изменением культурных норм запахов в практику повседневной жизни вошли запреты на запах изо рта от съеденного лука или чеснока, запах пота; широкое распространение получило использование дезодорантов и гигиенических прокладок. «Задраивание отверстий», табу на публичную демонстрацию «естественной жизни» тела – общая линия развития европейской культуры от эпохи Возрождения до современности. Как и прежде, некоторые исключения делаются для маленьких детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *