большая никитская улица история домов
Большая Никитская улица. История и происхождение названия
Часть Большой Никитской улицы в Москве от нынешних Никитских ворот до Манежной площади сформировалась на месте древнего тракта, идущего к Москве из Великого Новгорода через город Волоколамск. Дорога называлась Волоцкой или Новгородской и проходила здесь еще в XIV-XVI веках.
С учреждением в 1565 году особого удела, по велению царя Иоанна Грозного нечетная сторона улицы перешла к опричнине, а четная – земщине.
Именно на опричной стороне размещалась Кисловская слобода, жители которой занимались заготовкой различных солений для Опричного двора.
Отсюда и пошло название и расположенных рядом Кисловских переулков.
В 1565-1575 гг. на участке, где сегодня разместилось здание подстанции московского метро, была построена церковь Никиты.
К концу века на этом месте возник уже Никитский женский монастырь, присоединивший себе земли двора боярина Захарьев-Юрьева, дедушки царя Михаила Федоровича.
По названию церкви улица и стала Никитской. Появившаяся Малая Никитская внесла коррективы – улице дали имя Большой Никитской.
Интересно знать, что нынешняя улица раньше была разделена надвое.
Как говорилось выше, от Манежки и до Никитских ворот она называлась Никитской, а от Никитских ворот и до пересечения с Садовым кольцом ее именовали то Царицынской (по расположению двора матери императора Петра I – царицы Натальи Кирилловны, проживавшей в Столовом переулке), то Вознесенской (по названию церкви у Никитских ворот).
Дома знати появились на Большой Никитской улице лишь в конце XVI века.
Достопримечательности улицы Большая Никитская и дома:
Улица как выставка. Ищем на Большой Никитской летучих мышей и гиппокампусов
От Манежной до Кудринской площади протянулась одна из старейших улиц Москвы — Большая Никитская. Ее древнейшая часть (от Манежной площади до Никитских Ворот) сформировалась в XV веке по трассе Волоцкой (Новгородской) дороги. При Иване III здесь располагался первый центральный орган управления столицей — Ямской двор. При Иване Грозном на левой стороне улицы была устроена Кисловская слобода (территория современных Кисловских переулков), жители которой заготавливали соленья для царского двора.
В конце XVI века здесь начинают возникать дворы знати. В 1582 году боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, дед царя Михаила Федоровича, основал Никитский монастырь у церкви Никиты Мученика. В честь него и получила свое название улица.
Особняк Лопатиной: узорчатый терем
Большая Никитская улица, дом 54, строение 1
Похожий на боярский терем особняк купчихи Анны Лопатиной — один из самых ярких образцов русского стиля в Москве. Его фасад покрыт орнаментом, напоминающим народную вышивку крестом или вязанный на спицах жаккардовый узор — похожий можно встретить на свитере, варежках или носках.
Между полуциркульными окнами первого этажа расположены керамические изразцы с цветочными узорами. Они были выполнены в мастерской керамиста-технолога Семена Масленикова. Окна второго этажа венчают трехчастные кокошники. Здание облицовано керамикой, что было необычным решением для второй половины XIX века. Примечательна и кованая ограда, увитая орнаментом из цветов и завитушек.
Этот дом был построен в 1876 году по проекту Александра Каминского. Поскольку его владелица занималась поставками морепродуктов в московские рестораны, она изначально планировала возвести комплекс зданий — жилой дом, конторы, склады и постройку для холодильника. Однако Каминский предложил объединить все в одном здании: цокольный этаж отвели под хранилище, на первом этаже расположили конторы, а второй был поделен на помещения для сдачи в аренду. Там же располагались личные покои Лопатиной.
После революции 1917 года здесь были коммунальные квартиры. Мансардный третий этаж был надстроен в 1928 году — в нем расположили общежитие для большевиков-ветеранов. С 1963-го в здании располагается посольство Бразилии.
Бывшее здание театра «Парадиз»: фасад Шехтеля, интерьеры Врубеля, Васнецова и Поленова
Большая Никитская улица, дом 19/13
Еще один яркий образец русского стиля — дом, в котором сегодня расположен Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Здание возникло здесь еще в XVIII веке и принадлежало роду Стрешневых. Театральная история дома началась в конце XIX века, когда в нем открылся «Парадиз».
Немецкий актер и владелец антрепризы Георг Парадиз арендовал здание в 1885 году и перестроил его под театр. Реконструкцию сделали по проекту Константина Терского, а над фасадом поработал молодой Федор Шехтель. В создании интерьеров принимали участие художники Михаил Врубель, Виктор Васнецов и Василий Поленов. Здание из красного кирпича, похожее на резной терем, привлекало внимание горожан. В то время его венчала высокая шатровая крыша с узорчатым коньком и шпилями. Две боковые башенки имели навершия, которые сегодня, как и крыша, утрачены.
В 1893 году здание арендовал для своего театра антрепренер Яков Щукин, также известный как основатель сада «Эрмитаж». На сцене театра Я.В. Щукина выступали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Элеонора Дузе и многие другие зарубежные звезды. А 1 мая 1899 года здесь сыграли «Чайку» всего для одного зрителя — автора пьесы Антона Чехова.
В 1922 году здание было передано Театру Революции, руководил которым Всеволод Мейерхольд. Имя Маяковского было присвоено театру в 1954 году.
Дом Колычевых — здание Синодального училища: лучший концертный зал
Большая Никитская улица, дом 11/4, строение 1
Усадьба, построенная на Большой Никитской в начале XVIII века, почти 100 лет принадлежала дворянскому роду Колычевых. На рубеже XVIII и XIX веков деревянный дом на каменном фундаменте реконструировали по проекту неизвестного архитектора в духе классицизма. Трехэтажный дом соединили с боковыми флигелями арками: слева — ложной, справа — проходной. Входы в арки обрамляют ионические колонны (с капителью в виде завитка — волюты).
Центр фасадной композиции занимает увенчанный фронтоном портик с шестью колоннами коринфского ордера (с капителями в виде корзин с листьями аканта). Строгий фасад украшают медальоны с лепными женскими головками.
С 1809 года усадьба принадлежала Петру Бордакову, сподвижнику Александра Суворова, позже перешла племяннику великого полководца — генералу Андрею Горчакову. В 1856 году усадьба отошла к Московской синодальной конторе Святейшего правительствующего синода. Здесь расположились Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения.
В конце XIX — начале XX века к зданию пристроили четырехэтажный дом по проекту Владимира Шера и концертный зал. Последний считался одним из лучших в Москве. После Октябрьской революции Синодальное училище преобразовали в Государственную народную хоровую академию. А с 1963 года здание занимает Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского.
Зоологический музей МГУ: лепные животные
Большая Никитская улица, дом 2 (бывший дом 6)
Одним из первых в Москве зданий, возведенных специально для музея, стало творение главного архитектора Московского университета Константина Быковского. Здание Зоологического музея было достроено в 1902 году.
Дом расположен на пересечении Большой Никитской с Никитским переулком. Архитектор уравновесил оба фасада, разместив полукруглый вход с двумя колоннами на срезанном углу здания. Стиль постройки можно определить как классицизм с элементами эклектики. Первый этаж декорирован рустом, обработанным в виде горизонтально вытянутых пирамидок.
Вдоль всего фасада, выходящего на Большую Никитскую, и части фасада со стороны Никитского переулка тянется лепной фриз в виде растительных гирлянд с головами баранов, зайцев, медведей, а также птицами и белками. Капители пилястр (плоские выступы стены, напоминающие колонны) над главным входом в здание украшают летучие мыши.
Со стороны Большой Никитской фасад украшен портиком из восьми колонн, капители которых стилизованы под коринфские. На капителях также можно рассмотреть головы животных. А полукруглые окна, расположенные между колоннами, украшает лепнина в виде тонконогих птиц — цапель или журавлей.
До 1953 года часть помещений музея была отдана под квартиры профессоров биологического факультета Московского университета. Частым гостем здесь был писатель и драматург Михаил Булгаков. Позже один из профессоров, Алексей Северцов, стал прототипом профессора Персикова, героя его повести «Роковые яйца». Также здесь гостили художники Василий Кандинский, Роберт Фальк и многие другие деятели искусства. Именно здесь Осип Мандельштам написал свое известное стихотворение, начинающееся строками:
Я скажу тебе с последней
Все лишь бредни — шерри-бренди,
Дом Орловых — Мещерских: античные сюжеты
Большая Никитская улица, дом 5
Напротив Зоологического музея расположился еще один образец классицизма, более ранний. Дом Орловых — Мещерских был включен архитектором Матвеем Казаковым в альбом лучших частных зданий города.
С 1765 года он принадлежал младшему из братьев Орловых — графу Владимиру Григорьевичу. Здание дважды перестраивали: в 1792 году оно стало двухэтажным, а в 1799 году пригласили Матвея Казакова для капитальной перестройки. Во дворе между двумя ризалитами (выступающими частями здания) построили каменные двухэтажные «сени» — вестибюль с балконом. На него могли выходить разгоряченные танцами гости балов — такого на тот момент не было ни в одном доме в Москве.
Во время пожара 1812 года дом пострадал. В 1830-е годы его восстановлением и отделкой занимались Осип Бове и Сантино Кампиони, которые надстроили третий этаж. До революции домом владели князья Мещерские.
Со стороны Большой Никитской фасад дома симметричен. Он украшен портиком из четырех пилястр коринфского ордера. Между пилястрами расположены барельефы, изображающие античные сюжеты. По бокам от портика над окнами второго этажа красуются лепные гиппокампусы — морские лошади с рыбьим хвостом.
Особняк Я.А. Рекка — С.Д. Красильщиковой: гепарды и цветы
Большая Никитская улица, дом 56
Есть на Большой Никитской и образец модерна. Дом был построен в 1903 году для потомственной почетной гражданки Серафимы Красильщиковой.
Его возводили на участке, который в 1902 году выкупил банкир и предприниматель Яков Рекк. Он пригласил архитектора Густава Гельриха спроектировать двухэтажный особняк с жилым подвалом. Первый этаж дома должен был быть парадным, а второй — жилым. Красильщикова купила недостроенный дом и попросила переделать проект.
Фасад здания украшен лепниной в виде растений, цветов, листьев, лент и ниспадающих драпировок. Под карнизом можно разглядеть головы гепардов и мужские маски. В левой части фасада расположена арка входа, над которой красуется кованый орнамент. На втором этаже над входом расположился полукруглый эркер, который венчает небольшой купол, как бы покрытый чешуей. В правой части здания раньше располагался балкончик, который сегодня утрачен.
После революции 1917 года владелица здания эмигрировала, а в доме устроили коммунальные квартиры. В середине XX века его отдали посольству Египта. Сегодня там расположено посольство Мьянмы.
Большая Никитская
Новая Посольская
Большую Никитскую можно смело назвать посольской улицей, так как на ней находятся Консульство Египта в особняке Я.А. Рекка, посольство Бразилии в особняке А.В. Лопатиной, посольство Испании, посольство Мьянмы, Консульство королевства Марокко. В целом, улица сохранила немало дворянских особняков.
Большую Никитскую улицу назвали по Никитскому женскому монастырю. В 1920 году ее переименовали в улицу Герцена.
Но для народа Большая Никитская так слилась с монастырем, что даже спрашивали, будут ли по этому случаю переименовывать монастырь. Но обитель в 1930 снесли.
Древнейшая часть улицы — от Манежной площади до площади Никитских ворот — сформировалась на рубеже XV-XVI веков вдоль древней Волоцкой (Новгородской) дороги. Сначала большая часть владений по правой стороне принадлежала Новгородской черной сотне — одному из посадских объединений тяглых жителей Москвы. Они и составляли приходы древних местных церквей Малое Вознесение» и Николая Чудотворца в Хлынове. На левой стороне улицы в 1536 году был Ямской двор.
После появления Опричнины Ивана IV на левой стороне Большой Никитской разместился Опричный двор, а правая сторона стала частью земщины. На опричной стороне появилась Кисловская слобода, где изготавливали соленья для царского Опричного двора. За ней лежала обширная Поварская слобода, где жили царские повара, хлебники, калашники, блинники.
С конца XVI века Большую Никитскую улицу начали занимать дворы и особняки знати. А в 1582 году дед царя Михаила Федоровича боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев основал при церкви великомученика Никиты Никитский женский монастырь.
За прошедшее время Никитская мало изменилась. Исчез монастырь, появилась Консерватория, некоторые дома были перестроены. Но в целом это все тот же кусочек старой Москвы.
Большая Никитская улица, 31 в Москве. История дома
Комплекс однотипных доходных домов, который включает в себя здания по улице Большая Никитская, 31, а также Столового переулка №4 и №6 и Мерзляковского переулка, 15 в Москве, возвели в период с 1901 по 1903 годы по-соседству с храмом Большое Вознесение и церковью Феодора Студита, которая являлась приходской для семьи генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
Архитектурный проект был выполнен известным московским зодчим Николаем Дмитриевичем Струковым.
Доходные дома Элькинда на Большой Никитской
Заказчиком доходных домов стал Давид Данилович Элькинд, окончивший Санкт-Петербургский университет. Его отец – Дон Ицкович (Даниил Исаакович) – перебрался в Россию из Польши, разбогатев здесь на государственных строительных подрядах и став, в конечном итоге, купцом I гильдии.
Участок под строительство Давид Даниилович выкупил в 1901-м. Стоявшие там строения XVIII-XIX столетий были снесены, а на их месте появились однотипные доходные здания с дворами-колодцами.
В базовом варианте, на большей части этажей, были устроены по 2 квартиры с 5 жилыми комнатами и одна с 6-ю или 7-ю комнатами (в советское время, после реконструкции внутренних помещений в 1970-х годах, за счет устройства перегородок здесь появилось по 8 квартир на этаже: четыре четырёхкомнатные, три «трёшки» и одна «двушка»).
Изначально в домах имелось центральное отопление, а печи разместили лишь в кухонных помещениях, в которых имелась дверь на лестницу черного входа. Из удобств, также, – туалетные и ванные комнаты во всех квартирах.
Большая Никитская улица, 31
Мерзляковский переулок, 15
Столовый переулок, 4
В 1913 году, после смерти Элькинда, доходные дома выкупило страховое общество «Россия», её Санкт-Петербургский филиал.
Именно в тот год дом 31 по Большой Никитской получил новый дизайн фасадов. Реконструкция была выполнена по проекту петербургского зодчего и академика архитектуры Владимира Петровича Цейдлера.
Здание надстроили огромным полым стеклянным куполом. Над карнизом, по центральной оси дома, устроили фигурный аттик с богатой лепниной и коваными элементами.
На фасадах появились трехгранные и полукруглые эркеры, два из которых венчали граненые купола с круглыми оконными слуховыми проёмами и декоративными шпилями поверху.
Над входом в угловой части дома, а также на 3 и 4 уровнях главного фасада, установили балконы с кованым ажурным ограждением.
В 1917 году, во время октябрьских боёв на улицах Москвы, дом сильно пострадал от артиллерийских снарядов. Его кое-как восстановили, но где-то в 1940-е стеклянный купол пришлось демонтировать.
В начале 2010-х по инвестиционному проекту был восстановлен в прежнем виде стеклянный купол, но уже не полый, как было изначально. Внутреннее пространство разделили на два уровня, в которых обустроили офисные помещения. Попасть туда можно на лифте, шахту которого пристроили со двора.
Кроме этого, инвестор получил право устроить мансарду с жилыми помещениям.
К сожалению, фасады здания так и не дождались реставрации. По состоянию на конец 2020 года дом находится в неудовлетворительном состоянии, с осыпающейся штукатуркой и разрушающимися лепными украшениями.
История доходных домов Элькинда связана с именами известных людей и важными событиями.
Большая Никитская ул., 31. Доходный дом Д. Элькинда.
.
История современного владения связана с именем Давида Даниловича Элькинда, сына петербургского купца 1 гильдии Д.И. Элькинда. Дон Ицкович (Даниил Исаакович) Элькинд, родом из Польши, занимался казенными подрядами на строительство. Его сын Давид был выпускником Санкт-Петербургского университета.
В 1901 году Давид Элькинд снес всю существующую застройку XVIII-XIX веков. Разделив территорию на 4 равных участка, в каждом из них он выстроил 4-х этажные однотипные доходные дома по проекту архитектора Н.Д. Струкова.
Часть окон этого роскошного доходного дома выходит на один из старейших храмов в столице – Церковь Феодора Студита. Он был построен вместе с колокольней в 1626-1627 гг. как соборный храм Фёдоровского «больничного» монастыря, основанного родоначальником дома Романовых патриархом Филаретом. В приходе церкви Феодора Студита жил А. В. Суворов.
Храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот (Большая Никитская улица, дом 29)
В истории Москвы церковь прославилась тем, что была приходским храмом А.В. Суворова, жившего в своём доме № 42 на Большой Никитской, отчего ближайший Никитский бульвар ещё недавно носил имя Александра Васильевича Суворова.
В отличие от остальных зданий комплекса, спроектированных Струковым, автором фасада дома по Б. Никитской улице был академик архитектуры В. Цейдлер. Симметричную композицию фасада со скругленным углом украшали эркеры и высокий, насыщенный лепным декором аттик.
Боковые трехгранные эркеры завершались гранеными полукуполами со шпилями и круглыми слуховыми окнами.
Над угловым входом в магазин, а также на 3 и 4 этажах главного фасада расположены балконы с коваными ограждениями.
Другая часть окон выходит на Храм Вознесения Господня в Сторожах («Большое Вознесение», арх. И. Е. Стасов, Ф. М. Шестаков, О. И. Бове), заложенный в 1798 году по завещанию князя Г. А. Потёмкина-Таврического на территории его бывшей усадьбы. В 1831 году здесь состоялось бракосочетание А. Пушкина с Н. Гончаровой.
В доме было устроено центральное отопление, поэтому печи предусматривались только на кухне. Кухни имели выход на черную лестницу. В квартирах были туалеты и ванные.
В период с примерно 1940 года до начала ХХI века здание простояло без купола. В 2010 году в доме были произведены реставрационные работы, в процессе которых восстановлен стеклянный купол на крыше, а также декоративные элементы фасада. В настоящее время здесь располагаются офисные помещения и магазины.
Фонтан-ротонда «Наталья и Александр» или «Пушкин и Натали»
Церковь на площади Никитских ворот. Всем известна тем, что в ней венчались Пушкин с Гончаровой.
.
18 февраля 1831 года. Храм Вознесения Господня на Большой Никитской. С утра у дверей церкви дежурит полиция. Еще бы: ведь сегодня здесь будет торжество, о котором шумят Москва и Петербург. Законным браком сочетаются первый поэт России Александр Пушкин с первой столичной красавицей Натальей Гончаровой. Но мало кто знает, что торжество — на грани срыва. И причиной всему — мать невесты!
Из воспоминаний княгини Екатерины Долгоруковой, близкой подруги Натальи Гончаровой: «В день свадьбы Наталья Ивановна послала сказать Пушкину, что надо отложить, что у нее нет денег на карету. Свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тещей… Пушкин ей не уступал и, когда она говорила ему, что он должен помнить, что вступает в ее семейство, отвечал: „это дело вашей дочери, я на ней хочу жениться. Не на вас“.
Пушкин трижды сватался к Гончаровой, умоляя belle-mère отпустить дочь под венец. Откладывать назначенную свадьбу из-за какой-то кареты поэт не собирался. Пришлось отсчитать нужную сумму и отправить с посыльным. Венчание состоялось. Из храма Натали Гончарова и Александр Пушкин вышли мужем и женой. Но поэт рано радовался. Ему еще долго предстоит доказывать Наталье Ивановне, что он достоин ее дочери…