большая ордынка 24 история здания

ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ ОРДЫНКИ

ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ ОРДЫНКИ

«С южной стороны по течению Москвы-реки дубовый город оканчивал свою межу над рвом или трубою XVII ст., против которых направлялась из Замоскворечья также некогда большая дорога Ордынская, превратившаяся в улицу Большую Ордынку. Эта дорога подходила к берегу реки прямо против низменной подольной части Кремля, где стоит церковь Константина и Елены и где существовало древнейшее торговое пристанище Москвы, передвинувшееся впоследствии к теперешнему Москворецкому мосту»[21], говорит москвовед И.Е. Забелин.

Появление Ордынки – части Большой Ордынской дороги, ведущей в Золотую Орду, – датируется XIV веком. Через нее с севера на юг проходил торговый путь. Немаловажным фактором в формировании Ордынки был «живой» мост – первый мост через Москву-реку, – с помощью которого осуществлялась связь с Кремлем и Великим посадом. В старину Ордынка тянулась дальше современных ее границ. Первое поселение на Ордынке – это Кадашевская слобода, жители которой занимались изготовлением бочек, а позднее – торговлей и ткацким производством. В конце XV века рядом с Кадашевской возникает Толмачевская слобода, где жили толмачи – переводчики, служившие при царском дворе. Большинство толмачей были татарами, выучившими русский язык и участвовавшими в переговорах между Русью и Ордой. Толмачи помогали налаживать торговые связи между русскими и татарскими купцами.

Историк-архивист М.Н. Тихомиров в книге «Древняя Москва XII – XV вв.» предполагает, что на Большой Ордынке издавна селились татары: «На старое заселение татарами района Замоскворечья указывают и некоторые другие признаки. Улица, выходившая из Замоскворечья к Кремлю, до сих пор носит татарское название Балчуг. В Замоскворечье же находим улицу Ордынку, выходившую ранее к воротам Кремля. Через Замоскворечье шла прямо на юг Ордынская дорога. Здесь-то и удобнее всего было селиться «бесерменам», в первую очередь татарам»[22]. В XVI веке на самой окраине Замоскворечья и Большой Ордынки появляется Екатерининская белильная слобода, жители которой изготовляли беленую пряжу для двора.

Как пишет в своей книге «Из истории московских улиц» П.В. Сытин: «Дворы в слободах были небольшие, узкие по улице и несколько длиннее вглубь, почему кварталы были изрезаны множеством переулков. Избы деревянные, большей частью курные; стояли они по улице рядами и занимали по ней небольшой участок. За избой – сарай или амбар, а за ним обязательно огород.

Слободы отделялись одна от другой рощами, полями. Посреди слободы обычно стояла церковь, рядом с нею – «братский двор», на котором сосредоточивалось самоуправление». В Кадашевской слободе такой церковью была церковь Воскресения в Кадашах, в Казачьей – церковь Успения, что в Казачьей, в Толмачевской – храм Николы в Толмачах, а в Екатерининской – Святой Великомученицы Екатерины, что на Всполье.

В 1572 году по желанию Ивана Грозного в Москву были перевезены мощи святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Процессия двигалась по Большой Ордынке. Посмотреть на мощи святых пришла вся Москва. На месте встречи мощей теперь расположена церковь Михаила и Феодора Черниговских. В XVII веке на улице поселились стрельцы полка Пыжова, давшего название Пыжевскому переулку и церкви Николы в Пыжах. Московские стрельцы охраняли Кремль и участвовали в походах. В мирное время стрельцы не брезговали ремеслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. Южнее появилось поселение казаков (Казачья слобода). Казаки несли военную службу, а их семьи занимались сельским хозяйством.

Орды крымских татар во время набегов на Москву, естественно, двигались по Большой Ордынке. Татары не так часто добирались до защищенного Кремля, а вот Замоскворечье регулярно «предавали мечам и пожарам». На Большой Ордынке русские ратники встречали врага, оказывали сопротивление, а порой и вовсе громили. В Смутное время через Серпуховские ворота прошли по Большой Ордынке в Москву отряды поляков под предводительством Самозванца. В сентябре 1612 года во время московской битвы возле Большой Ордынки стоял Климентовский острог, оборона которого стала одним из главных событий битвы. В ней участвовали и стрельцы, и казаки. Историк С.М. Соловьев сообщает: «24 числа, в понедельник, опять на рассвете, начался бой и продолжался до шестого часа по восхождении солнца; поляки смяли русских и втоптали их в реку, так что сам Пожарский с своим полком едва устоял и принужден был переправиться на левый берег; Трубецкой с своими козаками ушел в таборы за реку; козаки покинули и Клементьевский острожек, который тотчас же был занят поляками, вышедшими из Китая-города»[23].

К концу XVII века Большая Ордынка занимала центральное положение в Замоскворечье, но Якиманка и Пятницкая имели большее значение. Даже сейчас граница двух районов Москвы – Якиманки и Замоскворечья проходит по Большой Ордынке. В XVIII веке здесь все больше селятся богатые купцы и даже дворяне. Их привлекает спокойствие, малолюдье Большой Ордынки, ведь именно тогда движение полностью перешло на Пятницкую улицу. «Купецкие люди, которые вышли из слобод, покинув свои прежние жилища, и доныне налицо живут явно в Москве на господских дворах слободами, например за Москвою-рекою на Пятницкой и Ордынке»[24], – замечает Соловьев.

В конце XVIII века въезд и выезд с Большой Ордынки были оформлены домами с портиками и скругленными углами. Купцы вкладывали огромные средства в строительство домов и переделку церквей.

Например, в 1783 – 1791 годах по заказу купца А.И. Долгова к Скорбященской церкви 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, а также трехъярусная колокольня. Проект был выполнен архитектором В.И. Баженовым. А в 1834 – 1836 годах другой великий архитектор О.И. Бове частично перепроектировал храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. По словам П.В. Сытина: «В XIX в. деревянные одноэтажные дома на улице были заменены каменными двухэтажными, редко трехэтажными»[25].

В XIX веке крупные по архитектуре здания церквей, дворянских и некоторых купеческих домов контрастировали с невысокими малоэтажными зданиями. Во второй половине XIX века на Большой Ордынке появляются высокие доходные дома. В 1899 году вдоль улицы посадили голландские липы, что сделало ее еще более уютной. Позже Б.Л. Пастернак, живший недалеко от Большой Ордынки в Лаврушинском переулке, напишет:

Смотрят хмуро по случаю

Любопытно описывается Большая Ордынка в знаменитом путеводителе братьев Сабашниковых «По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям» 1917 года: «Свернем на Б. Ордынку. До недавнего времени местность эта была довольно грязной: здесь помещались мелкие лавки, трактиры, постоялые и извозчичьи дворы. Завернув в первый переулок направо, заглянем в ворота № 8 и увидим типичный двор, вроде постоялого»[26].

Важнейшим событием начала XX века для Большой Ордынки стало строительство в 1909 году на средства великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинской обители милосердия – монастыря с сочетанием благотворительной и медицинской работы. Главный храм обители, Покровский собор, был спроектирован А.В. Щусевым, а росписи сделал М.Н. Нестеров. В 1926 году обитель закрыли. После строительства инженером В.С. Кирилловым и все тем же Щусевым в 1938 году Москворецкого моста, который стал выходить на Большую Ордынку, последняя вновь сделалась главной артерией Замоскворечья. В советские годы на Большой Ордынке обитала знаменитая замоскворецкая шпана. В 1950-х годах облик улицы несколько изменился: например, появилось тринадцатиэтажное министерское здание на углу с Пыжевским переулком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ

Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно небольшой (1,73 км) улице целых пять древних храмов и множество других достопримечательных зданий – особняков, доходных домов, усадеб и др. Здесь расположены филиал старейшего в России Малого театра, Московское педагогическое училище (Александро-Мариинское Замоскворецкое училище), дом писателя и драматурга В.Е. Ардова, Институт Латинской Америки РАН и пр. Это дает возможность называть Большую Ордынку одним из культурных и образовательных центров столицы.

Большая Ордынка – живописнейшая улица Замоскворечья. Наверное, ее колорит немного портят многоэтажные здания и деловые комплексы, но в условиях современного мира с этим ничего не поделаешь. Посольства Бахрейна, Израиля, Кении, Аргентины и Кубы, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» плохо сочетаются с издавна присущим Большой Ордынке патриархальным купеческим укладом. Но в том, что улица приобретает репутацию делового средоточия столицы, есть свои плюсы, например вложение средств в реконструкцию ветхих зданий. Можно сказать, что Большая Ордынка – связующее звено между прошлым и будущим Москвы.

Территория Марфо-Мариинской обители милосердия, двор церкви Воскресения Христова в Кадашах – поистине уникальные местечки столицы. Нужно лишь свернуть с оживленной улицы, и вы окажетесь в старой Москве, где витает дух древности. Прогулка по Большой Ордынке обещает каждому волнующую встречу с чем-нибудь диковинным и прекрасным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17)

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21)

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24)

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

ПЕРВАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ МОСКВЫ (Большая Ордынка, № 25)

ПЕРВАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ МОСКВЫ (Большая Ордынка, № 25) Прямо напротив Большого Толмачевского переулка стоит здание первой московской АТС. Она была открыта 6 ноября 1927 года – как раз в канун десятилетнего юбилея Великой Октябрьской революции. Тогда в

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а)

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41)

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43)

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45)

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47)

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60)

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60) Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69)

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74)

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

Источник

В ПОГОРЕЛЬСКОМ, ЩЕТИНИНСКОМ И КАЗАЧЬИХ ПЕРЕУЛКАХ

В ПОГОРЕЛЬСКОМ, ЩЕТИНИНСКОМ И КАЗАЧЬИХ ПЕРЕУЛКАХ

Казачья слобода существовала в Замоскворечье с конца XVI века. Я уже упоминал, что замоскворецкие казаки сыграли немаловажную роль в победе народного ополчения князя Д.М. Пожарского и Кузьмы Минина над польскими интервентами.

В XVI веке в этой местности была Коломенская ямская слобода, которую в 1583 году перевели в район современной улицы Зацепы. Быть может, именно тогда здесь стали селиться казаки. В слободе были сибирские, донские и украинские казаки. Центром слободы стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Казачьей слободе, расположенная на углу с Большой Полянкой. В конце XVII века Петр I упразднил стрелецкие поселения в Замоскворечье. Возможно, подобная участь постигла и казачью слободу.

Москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» сообщает: «Еще в 1830 г. в приходе церкви Успения числилось «Козачье подворье», где жили несколько казаков во главе с «урядником Войска Донского». Казачье подворье находилось через двор от церкви на углу со Старомонетным переулком. Церковь выстроил в конце 1690-х гг. стольник Василий Полтев, а через сто лет – в 1798 г. – построили трапезную с двумя приделами и колокольню, которая видна издалека по Большой Полянке, так как она поставлена на одном из изгибов улицы. До 1890-х гг. оба Казачьих переулка называли Успенскими. Более раннее название 1-го Казачьего – Жуков переулок, а 2-го – Фаминцын, по фамилиям домовладельцев».

Погорельский и Щетининский переулки назывались в XIX веке Большим и Малым Екатерининскими по церкви Екатерины Великомученицы, что на Всполье. К этому храму мы подойдем совсем скоро. В 1920-х годах Екатерининские переулки были переименованы. При переименовании произошла ошибка.

Согласно планам Москвы XVIII века Погорельским называли Малый Екатерининский переулок. Москвоведы не первый год твердят о том, что названия нужно поменять местами, но ведь это такая морока: нужно переделывать таблички с номерами домов, вносить поправки во все документы и выполнять массу ненужной, по мнению чиновников, работы. Так и остаются переулки с не своими именами.

На Большой Ордынке борьба с незаконными застройщиками идет относительно успешно. Потери, конечно, есть, но привлечь внимание общественности к главной улице Замоскворечья гораздо проще, нежели к прилегающим переулкам. Многочисленные офисы, торгово-промышленные центры, гостиницы и жилые комплексы в Казачьих и Екатерининских переулках давно стали нормой жизни. Так, во 2-м Казачьем не сохранилось практически ни одного исторически подлинного здания. А ведь еще в конце XIX века писатель А.М. Пазухин говорил об этой местности: «Между Полянкой и Ордынкой расположены очень уютные и весьма тихие переулки, похожие на безлюдные улицы наших провинций и населенные преимущественно средним купечеством, которое имеет там свои дома, переходящие из рода в род и большею частию похожие один на другой если не наружным видом, то расположением комнат, двором и характером обстановки. Чистый двор с сарайчиками и амбарами, с резной решеткой, отделяющей двор от сада, с конурой цепного пса, всегда сытого и всегда сердитого, с колодцем под узорным навесом, с путешествующими по двору курами под предводительством важного петуха»[186].

В 1912 году в доме на углу Щетининского и 1-го Казачьего переулков сразу после свадьбы поселяются М.И. Цветаева и С.Я. Эфрон. Дом, который они купили, был очень похож на дом в Трехпрудном переулке, где прошло детство поэтессы. В сентябре родилась дочь Цветаевой Ариадна. Марина Ивановна была «рожденным пешеходом» и любила прогулки по Замоскворечью. Весной, в ледоход, она спешила по Большой Ордынке к Москве-реке:

Смотреть, как лед идет.

По адресу Щетининский переулок, дом № 10, строение 1 находится музей Василия Андреевича Тропинина и московских художников его времени. Тропинин провел в Замоскворечье только последний год своей долгой жизни. В 1855 году он купил окруженный фруктовым садом маленький домик на углу Большой Полянки и 2-го Спасоналивковского переулка. Тропинин – художник с поистине сложной судьбой. Долгое время у него не было даже фамилии. Василий Андреевич родился «крещеной собственностью» в семье отпущенного на волю крепостного, но сам свободы не имел и переходил, как товар, из одних барских рук в другие. Его называли просто Васюткой, Васей или Василием. Но даже в таком положении молодой талантливый художник был замечен и благодаря счастливому случаю поступил «вольноприходящим учеником» в Академию художеств в возрасте двадцати трех лет. Наставник Тропинина советник академии С.С. Щукин – ученик и преемник самого Д.Г. Левицкого – очень ценил подневольного художника и присуждал ему медали за «отличное и противу иных превосходное искусство». За картину «Мальчик, тоскующий по умершей птичке» Тропинин был удостоен золотой медали и похвалы императрицы Елизаветы Алексеевны.

Как известно, лучших учеников академии отправляли за границу, но вместо этого самовластным решением барина Василий Андреевич отправляется в малороссийскую деревню, где становится личным слугой графа Моркова. Но и вдали от художественной жизни талант Тропинина не угасает. Художник изучал характеры украинских крестьян и создавал прекрасные портреты и сцены из жизни селян. В Малороссии Тропинин расписывал церковь, а потом в ней же и обвенчался с крепостной Анной Ивановной Катиной. Они будут счастливы в браке почти пятьдесят лет.

Граф Морков имел в Москве дом, в котором Василий Андреевич иногда жил и писал картины. В пожаре 1812 года погибли многие из его ранних работ. После написания Тропининым портрета историка Н.М. Карамзина о нем заговорили в Москве как об одном из самых талантливых художников. Со всех сторон графу посыпались просьбы отпустить из неволи Тропинина, но тот только злился и отправил Василия Андреевича назад в Малороссию. Графа просили и генералы, и академики, и писатели. Наконец он вручил художнику вольную, но на таких условиях, что и врагу не пожелаешь. Отпустил Морков только Тропинина и Анну Ивановну, а сын их остался крепостным. Лишь после смерти графа семья воссоединилась. Василию Андреевичу было тогда уже за пятьдесят лет. В 1824 году Тропинин стал академиком живописи. И вот уже практически безымянного художника называют «господин академик Василий Андреевич Тропинин».

Василий Андреевич не любил Петербург и более тридцати лет прожил в Москве, на улице Ленивке.

После смерти жены Василий Андреевич переехал в тихое Замоскворечье, которое, к своей чести, до сих пор помнит великого художника. Дом, в котором разместился музей, принадлежал в начале XX века ученому-этнографу Николаю Григорьевичу Петухову, происходившему из старого купеческого рода. Приятелем Петухова был известный коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский. Обладая большой коллекцией произведений Тропинина и других художников и граверов, он не имел возможности где-нибудь разместить ее. Тогда Николай Григорьевич для столь нужной цели отдал Вишневскому свой дом. Эти люди искренне любили Тропинина, наверное, поэтому мы до сих пор можем видеть результаты их работы. Собрание музея насчитывает несколько тысяч произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Среди них картины И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина и др. Музей Тропинина и московских художников его времени – это не просто картинная галерея. Это место, сохранившее атмосферу старой Москвы, которую мы каждый год бесследно теряем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

БЛУЖДАЯ В КАДАШЕВСКИХ ПЕРЕУЛКАХ

БЛУЖДАЯ В КАДАШЕВСКИХ ПЕРЕУЛКАХ Вокруг церкви Воскресения в Кадашах сохранились некоторые здания государева Хамовного двора и жилые постройки. Еще в советское время был подготовлен проект создания на территории Кадашевской слободы специальной музейной зоны.

Источник

ДО СЕРПУХОВСКОЙ ПЛОЩАДИ

ДО СЕРПУХОВСКОЙ ПЛОЩАДИ

Посольство Израиля задало хороший темп остальным дипломатическим представительствам, которые будут попадаться нам на пути куда чаще обычного. В удобном кресле одного из кабинетов в доме № 64 по Большой Ордынке расположился Чиналиев Улукбек Кожомжарович – Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Российской Федерации. У киргизских дипломатов хороший вкус: здание, которое они выбрали для посольства, – один из самый красивых доходных домов в Замоскворечье.

В 1915 году Иван Николаевич Шибалин задумал построить на месте полуразрушенных строений пятиэтажный дом с цокольным этажом. Для реализации проекта он пригласил талантливого инженера-архитектора Н.И. Петрова. По самой современной технологии дом был оснащен лифтом. Первый в Москве пассажирский лифт с электрическим приводом установили в доме № 17 по Рождественскому бульвару, выстроенном архитектором П.А. Заруцким в 1901 году. За четырнадцать лет в московских домах успели установить около четырехсот пассажирских лифтов. Производились они в основном за границей. До революции 1917 года большинство лифтов в Российской империи были сделаны знаменитой фирмой «Отис». Шибалин непременно желал иметь в новом доме на Большой Ордынке иностранную «подъемную машину», чтобы все дивились.

Как обычно бывает в доходных домах, только уличный фасад был украшен различными архитектурными деталями с особым изяществом. Здесь Заруцкий проявил все свое умение. Правая и левая части фасада выделены небольшими полукруглыми эркерами на уровне второго и третьего этажей. Эркеры завершены ложными балконами с невысокой балюстрадой. А вот крайние окна последнего этажа имеют настоящие балконы с коваными перилами. Основу композиции парадного фасада составляет грандиозная аркада в три этажа. Арки опираются на стройные колонны коринфского ордера, которые венчают изящные капители. Двухчастные окна третьего этажа украшены медальонами. Строгие классические формы фасада, смягченные плавно очерченными линиями полукруглых эркеров, обилие тщательно продуманных архитектурных деталей придают доходному дому Заруцкого индивидуальность и выразительность.

Справа от киргизского посольства на углу Большой Ордынки и Погорельского переулка в доме № 62 расположен гостевой дом посольства Кыргызской Республики. Он размещает и обслуживает официальные правительственные, государственные делегации и граждан Киргизии, а также зарубежных гостей, направляющихся в республику. При гостевом доме имеется кафе «Байхан», в котором постояльцы и гости могут насладиться блюдами киргизской и восточной кухни.

Следующий дом (№ 66) опять-таки отдан дипломатическому представительству зарубежной страны – Республике Куба. На Большой Ордынке уместилась вся карта мира! Мы уже видели посольства африканской, среднеазиатской и ближневосточных стран. Теперь настал черед латиноамериканского государства. Деревянный дом с мезонином и антресолями был выстроен в первые годы после наполеоновского пожара. В 1896 году владельцем дома стал табачный фабрикант Александр Семенович Викторсон, который переоборудовал один из флигелей и часть собственного дома под небольшую фабрику, изготовляющую папиросные гильзы. Хозяин сам следил за производством и со всеми немногочисленными рабочими был на «ты».

Конечно, в конце XIX века Викторсон не мог тягаться с крупными производителями гильз, такими как фабрика в селе Толмино Московской губернии. Но продукция предприимчивого фабриканта была настолько качественной, что очень скоро табачные гильзы Викторсона стали самыми популярными в Москве.

В советское время фабрика была национализирована, а позже упразднена. Здание надстроили третьим этажом. В нем разместились квартиры работников Первой образцовой типографии. Несколько лет назад в доме располагалось посольство Исламской Республики Мавритания, которое перебралось в Большой Саввинский переулок. Его место заняло дипломатическое представительство Республики Куба.

На противоположной стороне Большой Ордынки интересны два строения дома № 61 – бывшая городская усадьба Д.Ф. Новикова – А.Н. Давыдова. Одним из первых владельцев усадьбы в 1820-х годах был коллежский асессор Новиков. При нем построили одноэтажный главный дом. Окна парадного фасада были декорированы сложными наличниками с растительным орнаментом, а три центральных окна выделены полукруглыми кокошниками.

В 1881 году при купцах Давыдовых по проекту архитектора П.А. Виноградова слева от дома на месте старого деревянного на высоком каменном основании возвели новый флигель с антресолями со стороны южного фасада. Дверь парадного входа была оформлена в духе эклектики с кронштейнами кованого зонта над входом. Уличный фасад был украшен наличниками окон в виде рамок с филенками, над которыми расположены лучковые фронтончики с декоративными розетками. Под окнами по всему фасаду проходит карниз, отделяющий нижнюю часть здания. Под карнизом помещена часть наличников, представляющая трехчастную композицию из цветка в круге и пальметок по бокам. Особенностью главного фасада является также широкий простенок от верхнего края окон до карниза, который скрывает помещения антресоли. После 1917 года до 1980-х годов здание было приспособлено под коммунальное жилье, все потолки и стены были обиты современными материалами, поэтому декоративное убранство парадных помещений не сохранилось. Однако уцелели объемы печей, зашитых в короба.

По соседству – в доме № 63 – еще одно старинное владение: городская усадьба Н.Н. Мальцевой – В.В. Петрова. Первые палаты появились здесь в конце XVIII века. В 1820 году возвели существующий дом, который дважды перестраивался: в 1879 году архитектором Н.С. Зубатовым и в начале XX века. Парадный фасад украшен с большим вкусом, главным образом оконными наличниками с богатой резьбой, полукруглыми кокошниками и фронтончиками. Композиционную законченность фасаду придают два карниза: промежуточный под окнами и более массивный венчающий карниз с резными украшениями.

Вернемся теперь на правую сторону Большой Ордынки. Дом № 70 в конце XIX века принадлежал купцу первой гильдии, потомственному почетному гражданину Константину Викторовичу Осипову. Особняк был построен архитектором Н.А. Мемноновым. В 1908 году основанный Константином Викторовичем торговый дом «К. Осипов и Ко» обанкротился и все имущество купца было продано за долги с аукциона. Новым владельцем участка на Большой Ордынке стал Николай Дмитриевич Ижболдин – представитель семьи купцов-миллионеров. Его отец Дмитрий Григорьевич Ижболдин родился в городе Сарапуле Вятской губернии, известном своим кожевенным производством, и разбогател на поставке сапог во время Крымской войны. Дмитрий Григорьевич всю жизнь занимался мануфактурной торговлей и стал купцом первой гильдии и почетным потомственным гражданином города Сарапула.

Николая Дмитриевича Ижболдина знали и принимали в лучших московских домах. Он активно участвовал в создании комиссии по строительству железной дороги. Занимаясь благотворительной деятельностью, он познакомился и подружился с великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1911 году Ижболдин задумал построить на участке на Большой Ордынке шестиэтажный доходный дом (теперь № 68). Здание, аналогов которому в Москве нет, было возведено по специальному проекту талантливого инженера и архитектора Н.Г. Лазарева. После революции 1917 года Ижболдин эмигрировал во Францию. В возрасте семидесяти лет был рукоположен в сан православного священника в Париже и богослужил под юрисдикцией константинопольского патриарха. Умер Николай Дмитриевич в 1958 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в документах которого есть такая запись: «Ижболдинъ, Протоирей отец Николай».

В 1962 году в бывшем особняке Ижболдина разместилось посольство Северной Кореи. Теперь здесь располагается посольство Республики Кения.

Следующий дом (№ 72) был построен в 1820-х годах. В середине XIX века им владели купцы-старообрядцы братья Алексей Иванович и Николай Иванович Пуговкины. Они владели домами в Москве и занимались продажей фуражек в лавках в Китай-городе. В начале XX века у особняка появился новый хозяин: купец Егор Никитич Кулешов, торговавший шелком. Дом дошел до нас с незначительными изменениями и является типичным для эпохи ампира. Центральная часть парадного фасада украшена дорической четырехколонной колоннадой, которая покоится на аркаде. Колоннада увенчана фронтоном с лепным медальоном. Маленькие фронтоны окон составляют с большим фронтоном портика композиционное единство. Раньше здесь находилось посольство африканской Республики Руанда.

Теперь в этом недавно отреставрированном особняке базируется дипломатическое представительство Аргентины.

Напротив посольства Аргентины дом № 67 – еще один «доходный великан». В Москве в начале XX века сорок процентов жилья составляли доходные дома. Парадный фасад дома № 67 украшен едва заметными эркерами на уровне третьего, четвертого и пятого этажей. Входы в здание выделены ризалитами с щипцовыми завершениями. Центральная часть фасада украшена ступенчатым аттиком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Смотр гвардейских частей на Дворцовой площади.

Смотр гвардейских частей на Дворцовой площади. Гравюра. 1810-е

ОТ ФОНТАНКИ ДО ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ

ОТ ФОНТАНКИ ДО ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ В первой половине XVIII века Фонтанка служила естественной границей города. На левом берегу реки в петровское время дислоцировался адмиралтейский работный батальон, которым командовал подполковник М.О. Аничков. Он руководил постройкой

НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ

НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ Театральная площадь по праву считается одним из старейших градообразующих объектов Петербурга. Возникновение ее относится к 30-м годам XVIII века. С постройки Большого театра, открытого в 1783 году, начал складываться классицистический облик

КВАРТИРА НА ПЛОЩАДИ АФИНЫ — АРИСТОФАН, РИМ — ПЕТРОНИЙ

КВАРТИРА НА ПЛОЩАДИ АФИНЫ — АРИСТОФАН, РИМ — ПЕТРОНИЙ ПУТЕШЕСТВИЕ В ОАЗИССегодняшние Афины требуют напряжения сил: здесь, как нигде, многое — почти все — воображаемо, предположительно, призрачно. О древнем великолепии знаешь умозрительно, а воочию — догадываешься,

Зимний дворец со стороны Дворцовой площади

Зимний дворец со стороны Дворцовой площади М. Н. Воробьев. Рис. Первая четв. XIX в.Изображена не сохранившаяся до нашего времени трибуна перед фасадом дворца и двухмаршевыми лестницами по бокам. Развевающийся над дворцом флаг поднимался на флагштоке в случае нахождения

Вид Адмиралтейского бульвара и Дворцовой площади в Петербурге

Вид Адмиралтейского бульвара и Дворцовой площади в Петербурге Ф. К. Неелов. Акв.

Как называется статуя на площади Пикадилли в Лондоне?

Как называется статуя на площади Пикадилли в Лондоне? а) Эрос.б) Ангел христианского милосердия.в) Купидон.г) Антэрос.Знаменитая статуя появилась на Пикадилли-Сёркус в 1892 году в память о благотворительной деятельности лорда Шефтсбери, известного филантропа

Жилой дом на Кудринской площади Москва

Жилой дом на Кудринской площади Москва Это высотное здание в Москве входит в число восьми сталинских высоток. Дом на Кудринской (с 1925 по 1992 годы эта площадь носила название Восстания) построен в 1948 – 1954 годах по проекту архитекторов М.В. Посохина, А.А. Мндоянца и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *