большеохтинский мост история создания
Мост Петра Великого (Большеохтинский)
Впервые идея о строительстве моста через Неву в районе Охты была сформулирована в 1829. На Охте ещё до основания Санкт-Петербурга существовали многочисленные поселения, а после появления новой российской столицы район стал превращаться в промышленный центр. Здесь работали пороховые заводы, существовала Охтинская верфь. Однако в XIX веке эти земли не входили в состав Санкт-Петербурга, носили статус окраины. Для охтинских промышленных предприятий мост был необходим. При составлении перспективного плана развития города Николай I утвердил переправу между Калашниковской набережной и Малой Охтой. Но средств на его создание в первой половине XIX века не нашли, ведь постоянного моста тогда не было даже в центре города.
В следующий раз вопрос о создании моста возник в 1860-х годах, когда даже было создано «Общество Охтинского, через реку Неву, моста». Разрешился он только после того как император утвердил принятое 5 июня 1884 года Государственным Советом решение присоединить Охту к Санкт-Петербургу административно и при помощи новой постоянной переправы.
Выбор места для строительства стал предметов долгих обсуждений. Каждое предприятие хотело чтобы оно состоялась как можно ближе к нему. К тому же стройка мешала интересам многочисленных лодочников и паромщиков. 5 июня 1887 года Городская Дума приняла решение строить мост от Смольного монастыря до верфи Крейтона. А 22 января 1900 года было принято окончательное решение о строительстве моста на Малую Охту.
Принятию проекта способствовал трагический случай. Весной 1907 года пароход «Архангельск», перевозивший пассажиров с левого берега Невы на правый, опрокинулся и затонул. Начало работ также ускорила резолюция императора «Не затягивать строительства моста».
7 июля 1908 года был принят договор с варшавским заводом «Рудзский и К» на постройку моста к за три года. Механизм разводного пролёта выполнил Петербургский Металлический завод. Строительством руководил Г. Г. Кривошеин. Его помощниками по технической части были инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов и Г. П. Передерий.
Торжественная закладка его произошла за день до празднования двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1909 года. Поэтому мост назвали в честь триумфатора этой битвы, именем императора Петра Великого.
К стенам башен моста Петра Великого укреплены шесть бронзовых досок, на которых запечатлены имена участников его постройки.
В 1956 году мосту дали официальное название «Большеохтинский». Его первый ремонт производили в 1971 году.
В 1982-1985 годах берег Невы возле моста коренным образом реконструирован [1]. Здесь соорудили каменную набережную с путепроводом, обеспечившим транспорту возможность движения в двух уровнях. Часть новой автомобильной магистрали была проложена по бывшему двору Петрозавода. Её строительство оказалось делом не простым. Бригаде, возглавляемой Д. А. Красильниковым, пришлось забивать в землю 30-метровые сваи, что было для неё делом абсолютно новым. Но строители справились с этой задачей. Кроме этого ими было разобрано 2 000 кубометров крепчайшей бутовой кладки берегового устоя, уложено 30 000 квадратных метров дорожного покрытия. Во время установки опор путепровода оказалось, что здесь расположены слабые грунты. Для придания опорам устойчивости в срочном порядке пришлось сооружать железобетонную плиту объёмом 160 кубических метров.
Кроме того, был построен новый трёхпролётный Малоохтинский мост в устье Большой Охты, который связал Свердловскую и Малоохтинскую набережные.
В 1990-х годах возникла необходимость капитальной реконструкции переправы. Несмотря на сложное финансирование, ремонт всё же был произведён. В течении нескольких лет были заменены подъёмные механизмы и разводной пролёт. Большеохтинский мост вновь был открыт в 1997 году.
28 ноября 2000 года состоялось открытие художественной подсветки переправы. Её включили в 18 часов в присутствии губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева.
«Лондон в Петербурге»: история Большеохтинского моста
© Фото: Instagram / @lakatalinka
Строительство переправы через Неву откладывалось десятилетиями, пока не случилась трагедия. А затем мост стал одной из визитных карточек Петербурга.
Большеохтинский мост совсем не похож на другие в Петербурге. Переправу построили в начале прошлого века, когда в моде были массивные конструкции с обилием металла. Поэтому мост соответствовал всем трендам первой четверти XX века.
Мост соединяет центральную часть города с районом, где река Охта впадает в Неву. Его возвели в 1911 году, но планы появились почти за век до этого.
Строительство утвердил еще император Николай I. Необходимые документы он подписал в 1829 году, но проект в то время не реализовали. Вместо моста люди могли перемещаться на лодках.
Затем к вопросу вернулись спустя три десятилетия. Для этой задачи создали «Общество Охтинского, через Неву, моста». Но снова не получилось – по финансовым причинам.
Через четверть века власти приняли решение, что Охтинский пригород необходимо полностью присоединить к городу. В связи с этим строительство моста было неизбежным. В 1887 году начались бюрократические работы в этом плане, но утвердили работы только в самом начале 1900 года.
Фото: nlr.ru
Конкурс наконец объявили осенью 1901 года. Участвовать могли архитекторы со всего света. Жюри, в числе которых был Леонтий Бенуа, автор десятков зданий Петербурга, получило 16 заявок из России, США и других стран. Но все они, том числе проект Гюстава Эйфеля, не устроили экспертов.
Читайте также:
Тем не менее один вариант был утвержден. Проект профессора Григория Кривошеина и военного инженера Владимира Апышкова «Свобода судоходству» не участвовал в конкурсе, но жюри посчитало его лучшим.
По замыслу Кривошеина и Апышкова, разводная часть моста должна была находиться посередине русла Невы. Предполагалось, что устройство будет подниматься за полминуты.
Работы всё никак не начинались, проект нужно было доработать. В 1907 году пароход «Архангельск», который перевозил петербуржцев от Смольного на Охту, затонул с 39 людьми на борту. После этого император Николай II потребовал не затягивать строительство моста.
Строительство моста. Фото: citywalls.ru
В 1907 году был принят окончательный вариант проекта. К тому времени было утверждено, что мост будет проходить от Охтинской прорезки (нынешней Тульской улицы) до Малой Охты, а не от Смольного до Большой Охты.
Первый камень заложили 26 июня 1909 года, за день до 200-летия Полтавской битвы. В честь праздника мост решили назвать именем Петра Великого.
Строительство, которым занимался завод «Рудзский и Ко.», продлилось два года. Переправу торжественно открыли в октябре 1911 года. Полностью все работы на мосту завершились в 1913 году.
Боковые пролеты моста были самыми длинными в Петербурге на тот момент. Высокие башни, выполненные в виде своеобразных маяков, было видно из многих частей города.
Внешне Большеохтинский мост частично напоминает Тауэрский мост в Лондоне, построенный в конце XIX века. Петербургская переправа «играла» своего британского собрата в советском сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Открытие моста. Фото: Карл Булла / citywalls.ru
Появление моста создало новые возможности для жизни города. Постоянная связь с Охтой превратила полупригородный район в быстроразвивающуюся часть Петербурга.
Через шесть лет после открытия переправа сменила названия. Большевики не могли сохранить ей имя Петра Первого, поэтому прозвали мост Большеохтенским. Буква «и» в названии в соответствии с новыми правилами русского языка появилась через 40 лет.
Мост построили «на совесть», поэтому его не ремонтировали до 1970-х годов. Первую реконструкцию провели в следующем десятилетии, когда на набережных переделали транспортные развязки.
Разводной пролет и остальные механизмы восстанавливали в середине 90-х. Тогда же вернули надпись «Мостъ императора Петра Великаго». Но название переправы решили не менять.
Фото: citywalls.ru
В новом тысячелетии произошло несколько событий, изменивших жизнь моста. В 2000 году на переправе появилась новая художественная подсветка. В середине того же десятилетия трамваи перестали ходить через мост. Рельсы убрали спустя пять лет.
В 2015 году был проведен эксперимент – центральная из пяти полос моста стала реверсивной. В определенное время она позволяет ехать в центр или в Красногвардейский район. Идея оказалась удачной и позволила разгрузить дороги Петербурга. На постоянной основе реверсивную полосу запустили в конце 2017 года.
Кстати, существует легенда, что одна из заклепок на арках моста сделана из золота. Никто так её и не нашел, но любители городских мифов объясняют это тем, что деталь специально покрыли обычным металлом, чтобы скрыть её от лишних глаз.
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге – украшение Невы и важнейшая переправа
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге
Большеохтинский мост считается одним из красивейших в Санкт-Петербурге. Это масштабное инженерное сооружение соединяет центр города и район Малая Охта, который считается самым густонаселенным. Большеохтинский мост через Неву разводят – благодаря современной подсветке это зрелище кажется особенно красивым.
История
Еще в девятнадцатом веке появилась необходимость соединить исторический центр Санкт-Петербурга с быстро развивающимся Охтинским районом. Из-за перевозчиков, которые не хотели потерять свой доход, проектирование долго срывалось. Но в 1900 году работы по проектированию все же начались. Толчком к ускорению строительства переправы на Охту стал несчастный случай – затонуло судно “Архангельск”, осуществлявшее перевозку людей.
Проект моста, выполненный Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером В. П. Апышковым, был утвержден в 1907 году, а в 1911 он был торжественно открыт. Отличительная черта Большеохтинского моста – гигантские размеры и средний разводной пролет длиной 48 метров.
Благодаря высокому качеству использованных при сооружении моста материалов и процесса строительства ремонтные работы потребовались только в 1971 году. Плановые ремонтные работы проводились неоднократно и в конце XX – начале XXI века.
Особенности
Большеохтинский мост – трехпролетный металлический. Боковые пролеты сквозные клепаные арочной формы, выполнены из металла, проезжая часть расположена по нижнему поясу, длина – 136 метров. Центральный пролет поворотный двукрылый. Крылья вращаются вокруг горизонтальных осей и раскрываются наверх.
Левобережный устой опирается на свайное основание, другие опоры имеют кессонные основания и облицованы гранитом. С левой стороны предусмотрены спуски к воде, с правой стороны они тоже были, но были снесены при строительстве автомобильной трассы по Малоохтинской набережной.
Въезды на мосты имеют вид металлических порталов, ригели выполнены по кривой. На стойках-пилонах заметны вертикальные прорези и улиткообразные держатели. К ним подвешены удлиненные плоские фонари, благодаря которым ночью мост выглядит феерично и волшебно.
Общая длина Большеохтинского моста – 335 метров, ширина – 23,5 метра. Мост открыт для автомобильного движения и сегодня является одной из главных достопримечательностей города.
Башни Большеохтинского моста
С обоих концов разводного пролета расположены башни Большеохтинского моста, облицованные гранитом. Они выполнены в виде маяков, а стены возведены выше крайних ферм и увенчаны четырехгранными фонарями кубической формы. К одной из сторон башен пристроены низкие полубашенки с остроконечными полукуполами, сочетающие в себе романский стиль и модерн.
На стенах башен можно видеть шесть бронзовых досок, на которых читаются имена строителей моста. В башнях находятся механизмы, отвечающие за разводку Большеохтинского моста.
Длительное время башни моста, которые являются его главным украшением, были закрыты. Но после продолжительных ремонтных работ и в честь столетнего юбилея моста одну из них открыли для посещений. Внутри нее крутая винтовая лестница и небольшая смотровая площадка.
Транспорт
По мосту ходят троллейбусы и автобусы, до 2005 года существовало также трамвайное движение.
Подсветка
Торжественное открытие художественной подсветки Большеохтинского моста состоялось в ноябре 2000 года, спустя 10 лет она была обновлена. Для организации освещения использовано более 1300 светильников.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге
Мосты
Краткое описание
Большеохтинский – первый из мостов северной столицы, на котором соорудили одновременно пешеходную и проезжую зоны. Санкт-Петербург – город больших рек и малых речушек, протоков и каналов, через которые перекинуты мосты. Даже те, кто никогда не бывал в Питере, узнают его на открытках или картинах с изображением мостов. Они являются неотъемлемой частью достопримечательностей города на Неве и настоящими произведениями архитектуры.
В историческом центре города расположено 342 моста, один из которых – Большеохтинский.
Название
Связано оно с обозначением местности, которую мост соединяет с центром Санкт-Петербурга. Малая Охта – часть Красногвардейского района, расположенного на правом берегу Невы. Здесь в нее впадает река Охта, по названию которой и именуется район, бывший до начала XX века пригородом Санкт-Петербурга.
При разработке проекта было присвоено название Охтенский. После возведения, с 1911 года, его именовали мостом Петра Великого. После революции в употреблении стали приняты такие названия, как Большеохтенский и Большой Охтенский.
Наименование Большеохтинский было закреплено за ним в 1956 году, по новым орфографическим требованиям.
При реконструкции, произведенной в 1997 году, на мосту закрепили табличку с историческим названием «Мост Императора Петра Великого», хотя официальное обозначение осталось прежним – Большеохтинский.
Особенности конструкции
Для времени строительства моста его конструкция являлась уникальной и современной:
По обеим сторонам разводного пролета установлены башни, которые являются образцом архитектуры в романском стиле. Их предназначение в том, что внутри располагаются разводные механизмы моста. Одновременно с этим башни служат маяками: они увенчаны фонарями, освещающими Неву в ночное время. Высота каждой из них составляет 36 м от уровня воды. К башням выполнены пристройки — небольшие башенки с остроконечными куполами, похожие на средневековые крепостные сооружения.
На стенах башен установлены памятные доски с именами создателей моста, сведениями о размерах моста, датами его возведения и схемами разводного пролета
Конструкция сооружения в цифрах:
История создания
Необходимость соединения берегов Большой Невы в центре города при помощи постоянного моста начала обсуждаться еще при императоре Николае I — в 1829 году. Но технологии того времени долго не позволяли приступить к его сооружению. В месте желаемой установки в тот период находилась лодочно-паромная переправа. И паромные перевозчики, опасаясь за потерю своего дохода, протестовали против возведения монументальной переправы.
В 1860 году район Охты, который ранее являлся пригородом, вошел в состав столицы. Вопрос о соединении отдаленного района с центром столицы снова дал о себе знать.
Разработка проекта
В 1901 году начался конкурс проектов будущего моста. Ни один из них не прошел проверку и не был принят к исполнению. Утвердили внеконкурсную разработку русских военных инженеров Григория Кривошеина и Владимира Апышкова. Их совместный проект носил название «Свобода судоходству» и отличался тем, что предполагал наличие разводного пролета.
Трасса будущего моста обсуждалась, подвергалась изменениям на протяжении четверти века и была окончательно утверждена Николаем II в 1906 году.
Окончательным аргументом в пользу скорейшего строительства послужила катастрофа в апреле 1907 года с пароходом «Архангельск», который осуществлял перевозку из Охты до набережной вблизи Смольного. Он затонул с 39 пассажирами на борту. Эта трагедия утвердила мнение о необходимости постройки постоянного моста в этом районе Невы.
Возведение моста
Местный Петербургский металлический завод изготовил разводной пролет и механизм. Возведением занималась польская строительная компания. Заранее изготовленные пролетные конструкции доставляли к месту окончательной установки при помощи старых броненосных кораблей. Для передвижения мост открыли в 1911 году, но некоторые строительные и отделочные работы продолжались еще на протяжении двух лет.
Легенды и интересные факты
График разводки моста в 2019 году
Мосты есть во всех городах, построенных вблизи рек. Но в Санкт-Петербурге они соединяют между собой районы города, расположенные на разных берегах Невы, и требуют разводки. Необходимо это для того, чтобы они не препятствовали проходу судов по реке во время всего периода навигации, который продолжается с апреля по ноябрь.
Для постоянного жителя северной столицы опоздание к началу разводки моста может стать досадной неприятностью, вынуждающей искать альтернативный способ переправы или провести несколько часов ожидания на соседнем берегу. Но для туристов и гостей города развод мостов – невероятно красивое и захватывающее зрелище. Освещенные подсветкой, поднимающиеся в ночное небо пролеты впечатляют тех, кто видит этот процесс впервые.
В Санкт-Петербурге 13 мостов, за которыми закреплено время разводки, среди них и Большеохтинский мост.
Подъем центрального пролета производится ежедневно на время с 02:00 до 05:00 часов утра.
Где находится
Адрес
Большеохтинсий мост расположен между двумя другими: выше по течению реки установлен мост Александра Невского, ниже по течению – Литейный. Один конец Большеохтинского моста закреплен на Малоохтинской набережной, второй – на Синопской, которая перетекает в центр города, на Тульскую улицу.
Метро
Новочеркасская — на правом берегу Невы
Чернышевска — в Центральном районе города
Как добраться
В зависимости от того, на каком берегу Невы вы находитесь, добраться до Большеохтинского моста можно:
Достопримечательности в окрестностях
Прогуливаясь по Санкт-Петербургу вблизи Большеохтинского моста, можно изучить другие объекты культуры и архитектуры:
Большеохтинский мост стал строением с уникальной для своего времени конструкцией, удовлетворяющим нуждам судоходства. Сейчас он признан памятником истории и культуры.
Особенно прекрасен этот мост в темное время суток, предлагаем посмотреть на его красоту в следующем видео.
Большеохтинский мост
Большеохтинский мост соединяет левый берег Невы, исторический центр Санкт-Петербурга (по Тульской улице) и старинный район Охту. Он перекинут от Смольной и Синопской набережных к Свердловской набережной на Малой Охте. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
История Охты
На правом берегу Большой Невы, напротив Смольного собора расположен старейший район Петербурга — Охта. Протекающая здесь река Большая Охта, впадающая в Неву, делит местность на 2 части — Большую Охту — на правом берегу реки и Малую Охту — на левом берегу. Поселения на Охте появились задолго до основания Петербурга, о чем упоминается в летописи 1300 года. Новгородцы построили здесь свой сторожевой пост, а позже эта местность 2 раза переходила шведам. 1 мая 1703 года русские войска под руководством фельдмаршала Шереметева приступом взяли крепость Ниеншанц и это было началом завоевания устья Невы. И хотя район Охты был удобным для обозрения и не затоплялся при наводнениях, Петр Великий начал возводить город на Заячьем острове, а на Охте стали строиться промышленные предприятия, в том числе корабельная верфь, пороховой завод и пильная мельница, развивался и молочный промысел. Существует легенда, что Петр приказал наделить жителей Охты выгонными землями и выписал холмогорских и голландских породистых коров для снабжения столицы молоком. О тяжелой жизни охтинских рабочих в этом промышленном районе поется в народной песне:
Кто на Охте не живал,
Тот и горя не знает,
А мы жили-поживали,
Все горе узнали.
Народная любовь к Малой Охте выразилась в пословице: «Малая Охта — Большая любовь».
Связь с Охтой осуществлялась путем самоходных паромов, так называемых самолетов, переправляться на которых было дорогим удовольствием и не всем было доступно, о чем народ сочинил песню:
Из-под Смольного на Охту
Очень дорог перевоз.
Уж как я свою милую
На ручонках перенес.
История строительства
В 1829 году при разработке перспективного плана развития Петербурга Николай I обозначил необходимость строительства переправы из центра Санкт-Петербурга в рабочую Охту. Из-за недостатка денежных средств решение этой проблемы было отложено и повторно вопрос был поднят лишь в 1860-х годах. Охту решили соединить с Петербургом не только переправой, но и административно. Возникли споры по поводу расположения моста, поскольку каждому хотелось, чтобы он строился рядом с его предприятием, а лодочники и паромщики не хотели терять свою работу и всячески препятствовали началу строительства. И только 5 июня 1884 года Городской Совет принял решение о строительстве Большеохтинского моста от Смольного собора до верфи Крейтона, в районе бывшего Петрозавода, о чем было сказано «Признать Охтинский пригород, подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу».
1 сентября 1901 года был объявлен международный конкурс на проект переправы. 16 представленных проектов были отклонены из-за их несоответствия техническим условиям и строительство моста откладывалось. Только после трагического случая, когда весной 1907 года при переправе на Охту затонуло судно «Архангельск» и погибли люди, государь отдал приказ не затягивать строительство переправы. Тогда из 4-х представленных внеконкурсных работ был выбран проект «Свобода судоходству», выполненный профессором Николаевской инженерной Академии полковником Г.Г. Кривошеиным и военным инженером подполковником В.П. Апышковым. Закладка переправы состоялась 26 июня 1909 года накануне 200-летия Полтавской битвы, триумфатором которой был Петр Первый и поэтому мост назвали именем императора Петра Великого. Переправа строилась быстро и была открыта 26 октября 1911 года. Руководил строительством сам автор проекта Г.Г. Кривошеин, разводной пролет и механизм развода выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком выступила варшавская строительная фирма.
Мост имеет 3 пролета и оригинальность ему придают два боковых пролета длиной по 136 метра с гигантскими металлическими арками в виде крыш. Эти пролеты были уникальными для России и Европы. Центральный пролет имеет длину 48 метров, его крылья разводятся вертикально и двигаются вокруг неподвижных горизонтальных осей. Хотя идею раскрывающегося вверх пролета впервые высказал и обосновал академик А.И. Дмитриев, воплотил ее в жизнь автор проекта Г.Г. Кривошеин. Механизмы подъема могли всего за 30 секунд поднять крылья.
Построенный мост резко отличался от Литейного и Троицкого. Он имел всего 3 пролета и средний из них был украшен высокими гранитными башнями — маяками, увенчанными фонарями в виде кубов, к которым примыкали небольшие башенки, напоминающие средневековые крепостные башни. Опоры и спуск к воде у левобережной опоры покрыты гранитом. На гранитных башнях установлены мраморные доски с именами строителей, создавших этот шедевр.
После революции мост был переименован в «Большеохтенский», а в 1954 году по правилам орфографии его стали называть «Большеохтинским». В 1990-е годы выполнена реконструкция, в ходе которой среди прочих работ были заменены разводной пролет и подъемные механизмы. В 1997 году мост был открыт, а после выполнения художественной подсветки в 2000 году, когда было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 ватт, он стал выглядеть сказочным.
Мост и Эйфелева башня
Как не удивительно, но между этими совершенно разными гигантскими сооружениями есть сходства:
Золотая заклепка
Сразу после возведения переправы по городу пошли слухи, что одна из более, чем миллиона заклепок моста золотая. Строители поставили золотую заклепку на счастье, покрыв ее сверху металлической пленкой, что значительно усложнило поиски.
Как не старались любопытные петербуржцы, так и не нашили золотую заклепку. Поскольку проверить эту легенду невозможно, будем считать, что это правда.
Вот уже более 100 лет Большеохтинский мост является транспортной магистралью Санкт-Петербурга и одной из достопримечательностей Северной столицы, неотделимой от ее облика.