большой дворец петергоф история
Большой дворец петергоф история
1 этап постройки: 1715-1725 гг.
Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.
2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.
Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.
Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.
Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.
В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.
Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.
Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.
Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.
Большой дворец Петергофа
Осень, зима и ранняя весна — самое удобное время для посещения известных дворцов нашего города и области, нет огромного потока туристов. Но дворцово-парковый ансамбль Петергофа — это исключение, поездка в мае — сентябре позволит увидеть в работе уникальный Большой каскад фонтанов и полюбоваться прекрасным, ухоженным парком. Сама я неоднократно была в большом дворце Петергофа и вот, в кои веки, решила написать о нем и его внутреннем убранстве, которое всегда производит неизгладимое впечатление! Поездка была в конце марта 2021г.
Краткая история
Величественный Большой Петергофский дворец возводился, реконструировался и перестраивался в течение почти полутора веков. Начало строительства по приказу Петра I было положено в 1714 г., к работе приступил немецкий архитектор И. Ф. Браунштейн, которого в 1716 году сменяет французский архитектор Ж.Б. Леблон. В 1719 году француз умирает и его место занимает архитектор из Италии Н.Микетти. В Петровские времена будущий дворец представлял из себя небольшое здание в два этажа. Оно носило название Верхние или Нагорные палаты и служило для приемов и праздников. Перед зданием был построен каскад фонтанов в виде террасы, украшенный золочеными аллегорическими скульптурами — символами воинских достижений и побед России.
Затем, в период 1745-1752 гг. (при Елизавете Петровне) здание было перестроено архитектором Ф.Б. Растрелли. Во дворце появился ещё один этаж, увеличилось центральное пространство, были пристроены Церковный корпус и Корпус под гербом (ныне музей «Особая кладовая»). Интерьеры дворца засверкали позолотой, зеркалами, стены и потолки украшены живописью.
Екатерина II ограничилась небольшой переделкой нескольких интерьеров дворца. Реконструкцию фонтанного комплекса начал её сын, Павел I. Ремонт длился более двадцати лет и был полностью завершён уже при Александре I — в начале XIX века. Последние крупные работы производились в 40-х годах XIX века. Для свадебной церемонии дочери Николая I, Ольги, архитектор А. И. Штакеншнейдер надстроил третий этаж над восточным (садовым) флигелем дворца и эта часть стала называться «половина княгини Ольги Николаевны».
На протяжении XVIII — XIX веков Большой дворец был главным дворцом летней резиденции русских императоров. В его гостиных и залах происходили приемы, устраивались торжественные празднества.
Большой петергофский дворец протяженностью почти 300 метров насчитывает около 30 различных залов.
Аудиенц-зал (Статс-Дамская)
Этот зал — один из шедевров Ф.-Б. Растрелли. Зеркальные окна, обилие позолоты, сверкающей на белом фоне стен, множество свечей – все это создает впечатление поистине царственной пышности и богатства.
Зал выполнен в стиле барокко
Когда во дворце устраивались званые приемы с концертами, танцами, игрой в карты, зал превращался в гостиную.
Плафон «Встреча Ринальдо и Армиды». Художник П. Балларини. 1754
У стен стоят изящные ломберные столики для игры в карты работы венских и немецких мастеров середины XVIII века. В зале представлена коллекция фарфора — шедевры Мейсенской мануфактуры.
Ломберный столик
Белая столовая
В Белой столовой отсутствует живопись, зал оформлен настенными барельефами — амурами с плодами и цветами, охотничьими трофеями, музыкальными инструментами. Стол сервирован сервизом на 30 персон, изготовленным на мануфактуре «Этрурия» выдающимся английским керамистом Дж. Веджвудом. Этот сервиз из фаянса «цвета сливок» Екатерина II заказала в 1768 году, а в 1779 году он был получен полностью (около 1500 предметов).
Веджвудский сервиз
В углах столовой расположены две высокие круглые печи, облицованные белыми изразцами с рельефами.
Изразцовая печь
Большая (Голубая) гостиная
Ранее комната носила название Столовой. Отделка ее состояла из золоченой деревянной резьбы, наборного паркета, стены были обиты шелком, живопись украшала зал. Название гостиной дала голубая брокатель — лёгкая шёлковая ткань, вытканная золотыми или серебряными орнаментами.
Сервиз, украшающий Голубую гостиную, изготовлен специально для Большого дворца в Петергофе. Он предназначался для банкетов и поэтому получил название «банкетный». Сервиз рассчитан на 250 персон, а всего насчитывалось более 5000 предметов. Процесс изготовления начался в 1848 году и закончился в 1853 году.
Банкетный сервиз
Голубую гостиную украшает живопись — парадный портрет Екатерины II и портрет Марии Федоровны, жены Павла I.
Парадный портрет Екатерины II — копия с портрета работы Д. Г. Левицкого (1783 г)
Десертная часть Банкетного сервиза, Императорский фарфоровый завод
Дубовый кабинет
Кабинет почти полностью сохранил оформление Петровской эпохи. В нем хранятся вещи, принадлежавшие Петру I: часы, дорожная чернильница. Копии русских и шведских знамен напоминают о победе России в Северной войне. Походные часы-будильник, работы немецкого мастера Иоганнеса Беннера, имеют только одну стрелку — часовую, а механизм помещен в прочный четырехугольный медный корпус. На полках стоят книги из петровской библиотеки.
Стены кабинета от пола до потолка покрыты деревянными щитами, панно с необычайно изящной резьбой покрывают двери, филенки над зеркалами и камином.
Дубовый кабинет
Тематика панно различна. Два панно — с символикой военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, трезубцами Нептуна. На двух других — различные духовые, струнные и ударные инструменты — волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т.д. В раскрытых нотных тетрадях — мелодии начала XVIII века.
Дубовое панно
Запасная комната
Кабинет
Дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века отличаются от деловой обстановки кабинета Петра I. Комнату украшают картины, декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла и только письменный стол или бюро говорили о том, что это условно рабочая часть здания.
Комната для деловых занятий
В Кабинете висят портреты Елизаветы Петровны, Павла I и портрет вдовы Павла I Марии Федоровны в трауре, Екатерины II, портрет двоюродного брата Екатерины II шведского короля Густава III
Кавалерская
Перед личными покоями императрицы, караул кавалергардов нес охрану. Отсюда произошло и название комнаты. Иногда в Кавалерской производились «представления» и приемы высших офицеров гвардейских полков. На стене — картина соответствующей тематики — «Кавалерийское сражение», Жака Куртуа (Бургиньон).
Комнату украшает гарнитур красного дерева, выполненный по рисункам знаменитого английского мебельщика Томаса Чиппендейла (1718-1779).
В Кавалерской находится одна из изразцовых печей Большого дворца
Картинный зал
В этом зале разместилось собрание работ П. Ротари — 368 полотен украшают почти всю площадь стен в шпалерной развеске. Такое огромное количество картин написано самим художником всего за несколько лет его пребывания в России. Многие персонажи картин Ротари заняты повседневными делами — «Молодая женщина, кормящая младенца», «Старуха, разговаривающая с двумя молодыми девушками» «Девочка с шитьем», «Женщина, несущая воду», «Девушка, пишущая письмо» и «Девушка, читающая письмо».
Портреты современников Елизаветы Петровны украшают зал
Первоначально зал именовался Итальянским салоном, стены были украшены шпалерами и картинами фламандских и голландских мастеров.
В зале размещены картины только одного художника — Пьетро Ротари
В Картинном зале часто устраивали концерты, здесь выступали многие известные в те времена музыканты.
Фортепьяно в Картинном зале, мастер Иоганн Штюмпф,1794 г
Китайский кабинет
К Картинному залу с запада и востока примыкают небольшие помещения — Китайские кабинеты. Мода на декорацию интерьеров в «китайском» вкусе характерна для XVIII века. Комнаты украшены вызолоченной резьбой и лаковыми панно, здесь разместились коллекции китайского и японского фарфора, изделия из слоновой кости, камня, лака и эмали.
Фигурные печи украшены полихромными изразцами
Для драпировок окон и обивки стен кабинетов были использованы малиновый и желтый штофы (раньше так называли обои)…не путать с водочным штофом 🙂 Порхающие птицы и бабочки, драконы, и другие фантастические существа украшают стены. Паркет кабинетов выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород дерева.
Часть обстановки Китайского кабинета
Куропаточная гостиная
Куропаточная гостиная (Будуар) — одна из комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц. Великолепный шелк, которым обиты стены, дал название комнате — на голубом фоне, среди золотых колосьев пшеницы прогуливаются три куропатки.
Рисунок шелка и дал название комнате — Куропаточная гостиная
В центре комнаты находится характерный для дворцов XVIII — начала XIX века музыкальный инструмент — арфа с изящной художественной отделкой. Она изготовлена в Лондоне крупнейшим мастером музыкальных инструментов Себастьяном Эраром.
Диванная
Центральное место в апартаментах женской половины занимает парадная Опочивальня. В ней размещается широкий и низкий «турецкий» диван «с приступом». По преданию его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны. С этого времени комната именовалась Диванной.
Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны ребенком — портрет работы Луи Каравака. Она изображена обнаженной, лежащей на подбитой соболями порфире. В правой руке она держит медальон с портретом отца — Петра I
Великолепие Диванной дополнял китайский шелк с искусной вышивкой гладью, из которого были сделаны покрывало на диване, наволочки пышных пуховых подушек, портьеры.
Гарнитур мебели французской работы второй половине XVIII века
На столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. Он был выполнен на Венском фарфоровом заводе для внуков Екатерины II Александра и Константина.
Малая Проходная
Стены этой маленькой комнаты также затянуты великолепным шелком, вытканным в 40-х годах XIX века для Петергофа на мануфактуре Г. Сапожникова. На стене висит «Портрет Виттории Коромбоны» работы итальянского художника второй половины XVI века Ш. Пульцоне, картина «Нимфы у источника» (Германия, XVIII в.).
Часы в стиле «буль». Франция, XVIII век
Танцевальный зал
Это самый нарядный и торжественный зал дворца! Огромное обилие позолоты создает впечатление особой парадности и блеска. Украшением потолка является плафон «Парнас», исполненный венецианским живописцем Б.Тарсиа. На нем в образе Юноны представлена императрица Елизавета Петровна.
Площадь Танцевального зала 270 кв. м.
Основное пространство стен в Танцевальном зале занимают фальшивые зеркальные окна. На противоположных им стенах настоящие большие, в два яруса окна. Простенки между ними, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала.
Зеркальные окна. Вход в Чесменский зал
В простенках между окнами, над зеркалами, расположены 16 живописных тондо (от итал. tondo — круглый) по сюжетам «Метаморфозы» Овидия и «Энеиды» Вергилия, исполненные Дж. Валериани.
Четыре тондо являются подлинными, остальные двенадцать — копии, воссозданные взамен утраченных во время Великой отечественной войны
Тронный зал
В этом торжественном зале проводились официальные церемонии и мероприятия, также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды. Основной элемент декорирования зала — картины, на которых изображены эпизоды Чесменского сражения, выполненные английским живописцем Р. Петеном.
Тронный зал — самый большой во дворце — 330 кв.м.
Конный портрет Екатерины II — самое крупное живописное полотно зала. На нем Екатерина изображена в мундире полковника Преображенского полка верхом на любимом коне Бриллианте.
Возле портрета императрицы установлен тронное кресло, выполненное русскими мастерами в первой четверти XVIII века. Дубовый трон вызолочен, обит красным бархатом, на спинке — вышитый двуглавый орёл. Подножная скамейка — аутентичный предмет из обстановки Петергофского дворца, изготовлена в середине XVIII века.
Конный портрет Екатерины II. Художник В.Эриксен, 1762
Туалетная
Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них — портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 — 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе. На противоположной стене находятся портреты Павла I в детстве и Екатерины II.
Портрет Елизаветы Петровны
Находящийся в этой комнате туалетный прибор состоит из зеркала, канделябров, фарфоровых сосудов и коробочек различного назначения. Зеркало в серебряной раме — один из ценнейших экспонатов Большого дворца. Зеркало Туалетной создано в середине XVIII века и, вероятно, является частью туалетного прибора, подаренного Людовиком XV императрице Елизавете Петровне.
Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке
Чесменский зал
Свое название зал получил в честь победы русского флота во главе с графом А.Г. Орловым в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в Эгейском море в русско-турецкую войну (1768-1774 гг). Алексей Орлов получил орден Святого Георгия и стал именоваться графом Орловым-Чесменским.
Картины, посвященные Чесменскому сражению 1770 года
Плафон работы Августина Тервестена Старшего «Жертвоприношение Ифигении»
Проходная (Штандартная)
Свое название получила благодаря тому, что в ней хранились штандарты гвардейских полков, находившихся летом в Петергофе. Комната была декорирована по проекту Ф.-Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях, окнах, а стены затянуты шелком.
В центре Штандартной находится великолепный стол для карточной игры. Вся поверхность его покрыта искусно выполненным набором в технике маркетри — изображениями пейзажей с фигурками людей и животных, деревьев, архитектурных пейзажей.
Ломберный стол. Мастер Н. Васильев. 1770 г
Белый зал
Белый зал расположен в Восточном флигеле Большого дворца. В 1845-1846 годах ко дню бракосочетания дочери Николая I, Ольги, архитектором А.И.Штакеншнейдером покои были оформлены в стиле второго рококо. Затем, после отъезда молодоженов флигель получил название «Половина Великой Княжны Ольги Николаевны».
Белый зал
После Великой Отечественной войны зал не был восстановлен, он оформлен по проектам советских архитекторов В.М. Савкова и Е.В.Казанской. В Белом зале проводились концерты классической музыки. Интерьер украшен картиной И.К.Айвазовского «Парусная лодка в море».
В моей статье описаны не все залы, которые я увидела на экскурсии, но они не менее интересны. Поэтому предлагаю вам, когда будете в Петергофе, обязательно пройти по залам музея и увидеть его великолепные интерьеры своими глазами!
Большой Петергофский дворец
Большой дворец в Петергофе по праву считают архитектурной доминантой. Он органично связывает между собой два живописных парка – Верхний и Нижний, собирая воедино аллеи и фонтаны, дворцы и павильоны, окружающие его.
История дворца
Современный внешний облик ансамбля складывался больше полутора столетий. Первоначально идеи основателя Петергофа, Петра I, воплощали И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон и Н.Микетти. При жизни первого российского императора здесь было только невысокое двухэтажное здание под названием Нагорных палат, которое использовалось для проведения праздников и приёмов.
Расширение дворца началось с 1732 года, когда к нему, по проекту М.Земцова пристроили две галереи. Но менялись времена, а ними менялись вкусы и стили, и уже дочь Петра I, Елизавета Петровна, поклонница роскоши, поставила перед итальянским зодчим Ф.Б.Расстрелли непростую задачу – сохранив отцовское наследие, создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.
В результате дворец «вырос» на один этаж, заметно расширилась центральная зона, к ней были пристроены одноэтажные галереи с Церковным и Гербовым корпусами по краям. Внутреннее убранство восхищало роскошью: золочёная резьба, многочисленные зеркала, изысканные светильники, оригинальные окна, роскошная меблировка. Всё это великолепие стало своеобразным обрамлением кабинета Петра I, который был оставлен почти без изменений и по-прежнему располагался в центре строения.
Конец XVIII века был ознаменован пришествием более сдержанного, классицистического, стиля. В екатерининскую эпоху интерьеры дворца не раз перестраивался Ю.М.Фельтеном и Ж.Б.Валлен – Деламотом, приобретая черты простоты и изысканности.
В середине XIX века Большой Дворец становится выше ещё на один этаж – архитектор А.И.Штакеншнейдер, выполняя приказ императора Николая I, реконструирует восточную часть здания по случаю венчания дочери его Ольги, поэтому эта часть здания стала называться Ольгинской половиной.
Большой петергофский дворец, 1944г.
XX век стал роковым для дворца: после революции 1917 года представители дома Романовых здесь не появлялись. Сюда начали свозить ценности из других царских резиденций, вскоре была создана специальная Художественно-историческая комиссия, а еще через десять лет Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров Советского Союза.
Великая Отечественная война превратила многие помещения в руины, однако, ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов с 1964 года один за другим начали открываться восстановленные залы.
Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.
Парадная лестница
Парадная лестница – достойная прелюдия к интерьерам дворца. Её расположение в западной части позволяет развернуть анфилады гостиных и залов по всей протяжённости фасада. Нижний ярус «привязан» к назначению первого этажа как подсобного. Верхний соединяет сразу два этажа – второй и третий.
Дневной свет, проникающий из многочисленных окон, позволяет рассмотреть лестницу во всём её великолепии. Вечером, по замыслу Растрелли, мерцание свечей, установленных в пристенных светильниках, должно было ещё зрительно увеличивать размеры лестничного пространства.
В отделке лестницы использована золочёная резьба, перила декорированы коваными решётками. Особенно нарядна многоцветная роспись стен, выполненная в 1751 году итальянцем А. Перезинотти.
Привлекают внимание плафоны, расписанные венецианским художником Б. Тариса. Верхняя площадка украшена позолоченными фигурами из дерева, которые олицетворяют времена года. Восхитительны резные парадные золоченые двери, ведущие в Танцевальный зал.
Танцевальный (купеческий) зал
Танцевальный зал – самое большое помещение во дворце, занимающее всё западное крыло. Обилие позолоты на бело-голубых стенах создает впечатление торжественности и великолепия. Посетителя, вступающего в него по великолепному наборному паркету, ошеломляет огромное пространство, и дело здесь не только в его размерах – 270 кв. м. Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.
В простенках над зеркалами находятся круглые изображении – тондо, по мотивам произведений Овидия и Вергилия, выполненные Т. Валериани. Плавные переходы от потока к стенам декорированы живописными медальонами. Почти весь потолок занимает плафон, расписанный Б.Тарисия.
Интерьер этого зала создавался Растрелли в начале 1750-х годов. Во время Великой Отечественной войны он серьёзно пострадал – сегодня не все изображения являются подлинными, но они искусно восстановлены художниками-реставраторами В.Никифоровым и В.Корбаном в 1995 году.
Голубая приёмная
К Танцевальному залу примыкает помещение, которое получило свое название по отделке стен – они обиты голубой тканью. Первоначально в нём располагалась канцелярия. Сегодня здесь устроена музейная экспозиция: стены украшают картины кисти И. Айвазовского, в витринах располагаются экземпляры в стиле «ампир»: бронзовые изделия и вазы. Удачно вписывается в интерьер мебель середины XIX века.
Чесменский зал (аванзал)
В отличие от Голубой приёмной, в которой сохранилась исходная отделка, интерьер Чесменского зала, первоначально именовавшийся аванзалом, неоднократно претерпевал изменения. От Растрелли здесь остались паркет, зеркала, лепные орнаменты, плафон, барельефы и бело-жёлтая гамма в оформлении стен. Русский архитектор Ю. М. Фельтен перестроил его в 1770-х годах.
Причиной реконструкции послужило желание императрицы Екатерины II увековечить победу русского флота в Чесменском сражении в Русско-Турецкой войне, которая была одержана в июне 1770 года. Для этого немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту была заказана серия живописных полотен. Огромные картины требовали помещения, которое могло бы соответствовать их размерам. Для этого был избран аванзал, оформленный в классицистическом стиле с минимальным декоративным оформлением.
Новый интерьер не повлиял на функциональное назначение помещения – перед началом дворцовых церемоний сюда стекались посланники, придворные, и высшая знать Российской империи. Великая Отечественная война полностью разрушила интерьер Чесменского зала, хотя картины удалось вывести. Сегодня, с некоторыми изменениями, обстановка помещения воссоздана.
Тронный зал
Роскошный зал площадью 330 кв. м, предназначенный для балов, концертов, торжественных приемов, разделил судьбу аванзала – его тоже реконструировал Ю. М. Фельтен, оставив лишь не имеющий аналогов паркет. Правда, в отличие от Ческменского зала, Тронный должен был прославлять императрицу Екатерину II.
Центральное место в нём занимает позолоченный и обитый красным бархатом трон – кресло работы начала XVIII века, предположительно сделанный по заказу А. Д. Меншикова для приёма в его дворце Петра I.
Над троном разместился парадный портрет царицы на лошади, созданный датчанином В. Эриксеном. Изображения родственников Петра I – Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные художником Г. Бухгольцем – по замыслу Екатерины, были призваны напомнить о преемственности власти.
В этом зале всё символизирует могущество Российского государства: гигантская высота потолков, стены, декорированные лепниной из дубовых и лавровых гирлянд, массивные люстры на медных цепях с мириадами подвесок, отражающими свет из окон, расположенных в два яруса. На стенах развешены живописные полотна внушительных размеров.
Война не пощадила и это великолепное помещение – здесь не только были уничтожены интерьеры, но и разрушена северная стена, однако к 1969 году зал был полностью восстановлен.
Аудиенц-зал
В аудиенц-зале, примыкающем к Тронному, проводились государственные приёмы, а во время торжественных обедов, когда столы накрывались во всех помещениях дворца, здесь отводились места для придворных кавалерственных дам. Именно поэтому он получил второе название – «стас-дамская».
В отличие от Тронного зала, это помещение сохраняло аутентичный барочный интерьер, созданный Растрелли, до 1941 года. Узкое пространство зрительно расширяли множественные отражения зеркал на противоположных стенах, покрытых золочёной резьбой в виде девичьих головок, листвы, раковин, плодов и цветов.
Изящный плафон «Освобождённый Иерусалим», созданный итальянцем П. Балларии, был утрачен, как и всё убранство зала. Однако огромная реставрационная работа, выполненная художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым в послевоенные годы, позволяет сегодня любоваться изысканными интерьерами Аудиенц-зала.
Белая столовая
Интерьер Белой столовой, созданный Растрелли, почти полностью переделал Ю. М. Фельтен, оставив нетронутым лишь паркет на полу. От золочёной барочной пышности не осталось ничего – светлые стены декорированы рельефными изображениями амуров, гирляндами из листьев и цветов.
«Изюминка» Белой столовой – печи, отделанные изысканными изразцами, а также люстра – самая большая из всех, которые были в русских дворцах. Как и другие светильники в столовой, она сделана из бронзы и декорирована хрустальными подвесками.
Сегодня в экспозиции этого зала представлен фаянсовый сервиз на тридцать персон, созданный в 1770 году англичанином Дж. Ведвутом, дополненный русским и богемским стеклом. Сервировка стола воспроизводит обстановку одного из многочисленных парадных обедов, которые устраивались в Белой столовой.
Китайские кабинеты
Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.
Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.
Картинный зал
Этот зал, расположенный между двумя китайскими кабинетами, считают своеобразной композиционной осью дворцового ансамбля. Его интерьер неоднократно перестраивался и менял свое назначение.
В начале XVIII века это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, отделанное по проекту Ж.-Б.Леблона. По замыслу Петра I, зал должен был олицетворять могущество Российской империи. Позже, в 1750-х годах, интерьер был переделан по эскизам Растрелли в стиле барокко.
В 1764 г. Ж. Б. Валлен-Деламот предложил новое решение – стены сплошь покрыли картины с женскими портретами работы живописца П. Ротари, из-за чего зал получил название «Галерея Ротари». Здесь проходили карточные вечера и организовывали концерты для узкого круга придворных.
Куропаточная гостиная
Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.
Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.
Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.
Диванная
До 1770-х годов это помещение, оформленное Растрелли, было парадной опочивальней, в которой стояла огромная кровать. По заказу Екатерины II оно было оформлено заново в турецком стиле. Поводом послужил подарок, полученный императрицей от своего фаворита Г. А. Потёмкина – софы внушительных размеров. С этого времени комната стала называться Диванной.
Стены Диванной обиты шелками с изображением человеческих фигурок и сценок «из китайской жизни», над софой висит копия портрета Елизаветы Петровны в юном возрасте. Кроме того, в комнате находятся ваза XVIII века, золочёный столик в стиле барокко, небольшая скульптура из фарфора, изображающая любимую собачку Екатерины II.
Туалетная
Непосредственно к Диванной примыкает Туалетная комната. Здесь стены также задрапированы изысканным шёлком. Ткань была соткана на мануфактуре Сапожниковых в середине XIX века – на серебристом фоне изображены переливающиеся разными цветами листья, букеты сирени и цветы.
Тот же шёлк использован и для обивки золочёных стульев. Эта комната тоже украшена портретом Елизаветы Петровны, а также изящным фарфоровом туалетным набором в стиле рококо, сделанном в Петербурге в 1838 году.
Кабинет императрицы
Интерьер кабинета, находящегося за Туалетной, напоминает две предыдущие комнаты: яркий атлас с корзинами и букетами, использованный для обивки стен и мягких элементов мебели, золочёная деревянная резьба на панелях и дверях.
Штандартная
Первоначально интерьер комнаты создал Растрелли – золочёная резьба по дереву и стены, обитые шёлком. С середины XIX века панели и стены украшает ткань, изготовленная на московской мануфактуре И. Кондрашова (ныне воссоздана в мастерской под руководством А. Фейгиной).
Цветовая гамма шёлка – жёлтый фон с фиолетовыми разводами, гармонировала с цветом императорских штандартов, которые хранились здесь – отсюда произошло название комнаты.
В Штандартной находились замёна гвардейских полков, которые охраняли летнюю резиденцию императоров. Особое место в ней занимает ломберный стол, изготовленный мастером Н. Васильевым из двадцати пород дерева, а также портрет Петра I, на котором итальянский художник Я. Амигони изобразил его с богиней мудрости и ремесел Минервой.
Кавалерская
Помещение предназначалось для караула кавалергардов, охранявших покои императрицы, кроме того, здесь устраивались приёмы для офицеров высших чинов. Комната богато декорирована золочёной резьбой, стены задрапированы малиновым штофом.
Основная часть экспозиции Кавалерской комнаты была утрачена во время Великой Отечественной войны, и сегодня здесь представлены образцы мебели, изготовленной в Германии и Голландии, часы и фарфор XVIII века. Особое место занимает картина П. Рубенса «Апофеоз войны».
Большая голубая гостиная
До середины XIX века это помещение было семейной столовой. Голубая ткань, которой обиты стены, дала ей современное название. Её стены и потолки декорированы композицией из воинских атрибутов и вензелей Елизаветы Петровны, цветочных гирлянд и раковин.
Центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того, здесь находятся огромные вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, изысканно декорированные бронзой.
Секретарская
Интерьер этой комнаты был создан Растрелли, однако, полностью утрачен в войну, и воссоздан мастерской под руководством В.Жигунова. Сегодня белые двери и панели украшены золочёными вставками, стены обиты зелёным штофом. Здесь поражает огромная люстра, сделанная на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанная на сорок восемь свечей.
На стенах висят картины итальянских и голландских живописцев. Комната имеет второе название – Предхорная, поскольку дверь из неё выходит на террасу, из которой можно попасть в домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.
Коронная
Свое название комната получила в годы правления Павла I – здесь находилась подставка для императорской короны (стоянец), на которую её водружали во время пребывания императора в Петергофе.
Обстановка этого помещения очень похожа на убранство Диванной: стены обиты тонким китайской материей, рисунок которого изображает процесс производства шёлка. Интересна судьба этой ткани – она была спасена в 1941 году, в отличие от всего остального убранства Коронной.
Реставрация интерьера, созданного Ю. М. Фельтеном, была проведена в 1964 году по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Сегодня здесь можно увидеть также изысканный плафон «Венера и Адонис» (автор неизвестен).
Дубовый кабинет и дубовая лестница
Дубовый кабинет Петра I – это комната квадратной формы с невысоким потолком, отделанная дубовыми панелями, восемь из которых аутентичны. Интерьер оформлен по проекту французского архитектора Ж-Б Леблона в 1720-х годах. Особый колорит помещению придают двери, украшенными изысканной резьбой, а также личные вещи Петра I: книги из его библиотеки, походный будильник и др.
Со времен основателя Петербурга существовала и лестница, декорированная дубовыми балясинами и другими резными элементами. Почти двести лет она бережно сохранялась, но в 1941 году выгорела почти полностью. В послевоенные годы была воссоздана по моделям скульптора Н. Оде.
Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая
Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в барочном стиле по проекту Растрелли и освящена в 1751 году. Во времена Елизаветы Петровны она была доступна для каждого жителя Петергофа, однако Николай I решил сделать её домовым храмом Романовых, и здесь проходили венчания и крещения членов царской семьи. Интересно, что ни одного отпевания в Петропавловском храме не было.
В 2011 году, после длительного перерыва, церковь была открыта. Сегодня здесь, наряду с пространством, используемым для богослужений, устроена небольшая экспозиция, посвящённая её истории.
«Корпус под гербом» Растрелли пристроил к главному зданию Большого Дворца в середине XVIII века. Как большинство его произведений, он выполнен в стиле барокко. В Гербовом корпусе проводились семейные торжества Романовых, встречи с и размещение высокопоставленных иностранных гостей и послов.
До начала Великой Отечественной войны в корпусе находилась библиотека, которая впоследствии была полностью уничтожена, но в 2003 году завершилась реставрация помещений, и здесь открылась экспозиция «Особая кладовая Петергофа». В ней воссозданы интерьеры и представлены экспонаты XVII – XX веков. На выставке можно увидеть одежду и предметы туалета, канцелярские приборы, посуду и личные вещи Романовых, а также изделия фирмы Фаберже.
Как добраться
Из Санкт-Петербурга добраться до Петергофа можно несколькими способами. Самый популярный вид транспорта – маршрутное такси:
Также добраться можно на электричке с Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф», далее – 3 км пешком (или на автобусах № 344, 348, 350, 351, 352, 355, 356) до Нижнего Парка.
Самый быстрый и комфортный способ добраться – метеор. Он отходит от причала на Адмиралтейской набережной, 2. Поездка на быстром теплоходе – это дополнительная экскурсия.
Виртуальное посещение дворца
С помощью интерактивной панорамы Вы можете не выходя из дома посетить Большой дворец в Петергофе.