большой проспект васильевского острова 106 история дома
Троллейбусная станция «Гавань»
Троллейбусная станция «Гавань»
Троллейбусное кольцо «Гавань» появилось в сентябре 1954 г.
вот давольно известное фото! ничего подобного там не было! Обсуждалось уже тут http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=6435&goto=60272
Чего не было, ЛЁжик?
Если сделать круглый купол в центре, то получится отличный храм для рпц с четырьмя пределами. ябпомолился
лучше бпомочился без эр-пе-це
Можно в Большом Доме. И ближе и эффект один и тот же.
Идея, дизайн, разработка сайта
Марина Михайлова и Admin
Copyright © Citywalls.ru,
Санкт-Петербург, 2007-2021.
Использование материалов сайта в коммерческих целях без
письменного разрешения администрации сайта не допускается.
Некоммерческое использование материалов сайта возможно
при выполнении условий.
Большой проспект ВО
Андреевский собор (1780 года) построен на месте деревянного, сгоревшего от попадания молнии.
02
03
На другой стороне проспекта находится Андреевский рынок. Торговые ряды, из которых он вырос, были построены в конце XIX века.
Минуем несколько перекрёстков. Большой пропект пересекается здесь тихими и зелёными линиями. Здание 1914 года.
Администрация Василеостровского района расположилась в бывшей лютеранской школе. В советское время здесь так же находилось районное руководство.
Часовня Спиридона Тримифунтского была возведена в 1904 году к 100-летию Финляндского полка.
09
Пожарная каланча была построена в 1884 году. До сих пор служит по назначению. Часть её помещений отдано под музей.
Один из корпусов (старый) Покровской больницы.
Памятник первому мэру Санкт-Петербурга.
17
Новый бизнес-центр,соседствует с красивым старинным зданием 1905 года постройки. На 2 этаже действовал клуб рабочих Балтийского завода.
22
Церквь иконы Божьей Матери «Милующая» ( 1898 г )
23
Большой проспект Васильевского острова
Трасса Большого проспекта Васильевского острова появилась на карте города в 1710-х годах. Тогда на острове, называвшемся Преображенским, построил свой особняк князь А. Д. Меншиков. Князь приказал прорубить просеку, по которой он мог бы проехать к берегу Финского залива. Тогда здесь и возникла новая дорога.
В 1729-1732 годах на пересечении с 6-й линией было построено первое деревянное здание Андреевского собора.
К 1730-м годам застройка будущего проспекта была деревянной, доходила до 13-й линии. Далее дорога представляла из себя просеку через лес. Она была небезопасна. Известен случай разбойного нападения здесь на М. В. Ломоносова, которого спасли лишь собственные сила и храбрость. Уже в 1730-х годах здесь планировалось устроить бульвары, но от этой идей отказались.
В 1740-х годах участок дома №23/24 принадлежал сенатору В. Я. Новосильцеву.
К 1750-м годам застройка Большого проспекта дошла до 18-й линии, лес был вырублен. За 18-й линией справа от дороги образовалась низменная болотистая местность, названная Смоленским полем. Долгое время на этом поле жители Васильевского острова пасли скот.
В самом начале проспекта в первые годы жизни города расположилась лютеранская община. При ней на месте дома №1 работала приходская школа. В 1768-1771 годах для общины была построена церковь Святой Екатерины.
В 1764-1780 годах на месте старого деревянного было построено новое каменное здание Андреевского собора.
В 1767 году вышел указ Екатерины II о благоустройстве Большой першпективы. Этому указу велел замостить першпективу. В 1780-х годах магистраль стали называть Большим проспектом.
С 1769 года на участке дома №12 работала литейная мастерская Академии художеств. В 1789-1790 годах на Большой першпективе открыли торговые ряды, известные сейчас как Андреевский рынок (дом №18).
В конце XVIII века чётная сторона Большого проспекта Васильевского острова за Детской улицей, несмотря на планирование здесь продолжение бульваров, была застроена каменными домами. Позже такая застройка была узаконена, Большой проспект здесь стал более узким.
31 мая 1810 года появилось высочайшее повеление о устройстве на Большом проспекте Васильевского острова бульваров. С тех пор началось его озеленение. Пустыри перед домами были отданы в частное владение с условием, что на них будут устраиваться сад со сквозной оградой. Застраивать его запрещалось. В 1808-1811 годах по проекту архитектора Луиджи Руска на месте дренажных канав от 1-й до 6-й линии были сооружены кирпичные галереи. Над ними разбили аллеи.
В 1826 году бульвары, до того частные, были переданы в собственность города. Между 6-й и 7-й линиями был проложен бульвар (Андреевский), который доходит до Среднего проспекта. На нём в то время также существовали зелёные насаждения от 6-й линии до Малой Невы. В середине XIX века писатель И. И. Панаев писал:
В 1860-х годах в особняке на месте дома №53 жил зодчий и инженер Р. Б. Бернгардт. В 1875-1876 годах на месте деревянного особняка архитектором К. К. Андерсеном был построен доходный дом купца Ю. А. Ломача (дом №5). В 1878-1879 годах для крупного заводчика Л. Е. Кенига по проекту К. К. Рахау на мести двух отдельных участков был построен доходный дом №15/5.
В 1870-х годах по Большому проспекту Васильевского острова проложили трассу конной железной дороги.
В 1880-х годах между 25-й линией и Клубным переулком было отведено место для общественного сада. В 1886 году здесь на деньги василеостровских фабрикантов по проекту К. К. Андерсона построили деревянное здание Василеостровского театра для рабочих. На другой стороне Большого проспекта в 1880-1890-х годах была построена церковь Божией Матери Милующей (дом №100).
В 1891-1892 годах по проекту А. Р. Гешвенда для «Городского дома С. П. Боткина для начальных училищ» был построен дом №75. В 1892-1894 годах в доме №5 снимал квартиру А. И. Воейков, известный учёный, изучавший климат. В 1897-1899 годах по проекту К. К. Шмидта для Александринского женского приюта был построен дом №49-51.
В 1900-1901 годах по проекту М. А. Андреева построен доходный дом №25. В 1905-1906 годах в доме №15/5 жил художник Н. К. Рерих. Здесь у Рерихов родился второй сын Святослав, также ставший в будущем известным живописцем.
В 1907 году конку на Большом проспекте заменил трамвай, под трассой был проложен водопровод. Продолжилась застройка проспекта доходными домами от 21-й линии до Детской улицы.
В 1922 году магистраль переименовали в проспект Пролетарской Победы. По проекту архитектора И. А. Фомина от 1-й до 6-й линии объединили частные сады, на их месте устроили бульвары. В 1927-1932 годах проспект реконструировали по проекту Л. А. Ильина и В. В. Данилова. Планируя новые аллеи, архитекторы воспользовались данными зимней аэрофотосъёмки, которая показала протоптанные пешеходами по снегу дорожки. По этим направлениям до 24-й линии были проложены аллеи. В местах их пересечения устроили площадки для отдыха и детских игр. По предложению Фомина у бывших частных садов были убраны ограды. Вместо одного проезда здесь появилось три: два боковых и 19-метровый центральный для транзитного транспорта.
В 1927-1933 годах в доме №57/15 жил видный партийный деятель, один из организаторов комсомола П. И. Смородин.
В 1930-х годах построены Василеостровская фабрика-кухня (дом №68) и Дворец Культуры имени С. М. Кирова (дом №83). Дом №69/17 был надстроен вторым этажом, здесь разместился хлебозавод.
Во время блокады Ленинграда в доме №6 жила семья Савичевых. Написанный здесь блокадный дневник Тани Савичевой стал известен всему миру. В 1944 году проспекту вернули историческое название. За время блокады Ленинграда на проспекте от бомбёжек было разрушено много зданий. Все деревянные строения были разобраны на дрова.
В 1950 году Большой проспект Васильевского острова продлили до улицы Шевченко. В 1953 году с проспекта сняли трамвайные пути, булыжную мостовую заменили асфальтовой. В 1954 году здесь началось троллейбусное движение. Вдоль проспекта были установлены осветительные колонны, спроектированные архитектором В. С. Васильковским и скульптором В. В. Исаевой.
В 1991-1997 годах проезжую часть Большого проспекта от бульваров огородили металлической решёткой.
Старинная история Большого проспекта на Васильевском острове — факты и места
Большой проспект — одна из главных магистралей Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Начинается у 1-й линии и доходит до Наличной улицы и площади Морской Славы. История Большого проспекта также немаленькая, корнями уходит во временя строительства самого Санкт-Петербурга, имел несколько названий, при СССР не раз был переименован, снова обрёл историческое имя в 1944 году.
История проспекта в XVIII веке
Проспект возник в начале XVIII века незадолго после возведения дворца князю Меншикову. Чтобы обеспечить проезд от своей новой усадьбы к берегам Финского залива, граф отдал приказ прорубить просеку.
Именно этой просеке архитектор Доменико Трезини, при планировке застройки Васильевского острова, отводил роль будущей главной магистрали. Она именовалась Большим каналом, но запланированный канал так и не был прорыт. С 1730-х годов трассу называли Большой першпективной улицей, а затем — Большой першпективой.
К 1730 годам проспект застроили деревянными домами до 13-й линии, а далее проспект по-прежнему представлял собой просеку через лес. Через 20 лет застройка дошла до 18-й линии, лес был вырублен.
В 1767 году императрица Екатерина II издала указ о благоустройстве Большой першпективы, вследствие чего улицу замостили. В 1780-х годах магистраль стали называть Большим проспектом.
Большой проспект в XIX и начале ХХ вв.
В мае 1810 года Александр I распорядился устроить на Большом проспекте бульвары. Пустыри перед домами были отданы в частное владение с условием, что на них будут устраиваться сады со сквозной оградой. В 1808—1811 годах по проекту архитектора Луиджи Руска на месте дренажных канав от 1-й до 6-й линии были сооружены кирпичные галереи. Над ними разбили аллеи. В 1826 году бульвары были переданы в собственность города.
С середины XIX века по территории Смоленского поля начали прокладывать новые улицы. Чётная сторона Большого проспекта за Княгининской (будущей Детской) улицей была застроена каменными домами, несмотря на планировавшееся здесь продолжение бульваров, и в этой части проспект стал более узким.
В 1870-х годах по Большому проспекту проложили трассу конной железной дороги. В 1907 году конку заменил трамвай, под трассой был проложен водопровод. Продолжилась застройка проспекта доходными домами от 21-й линии до Детской улицы.
Проспект при СССР, во время блокады
В советское время Большой проспект с 1918 по 1922 годы носил имя Фридриха Адлера, с 1922 года — проспект Пролетарской Победы. В это время по проекту архитектора И. А. Фомина устроили бульвары вместо частных садов от 1-й до 6-й линии. По предложению Фомина у бывших частных садов были убраны ограды.
В 1927—1932 годах проспект реконструировали по проекту архитекторов Л. А. Ильина и В. В. Данилова. Планируя новые аллеи до 24-й линии. Архитекторы воспользовались данными зимней аэрофотосъёмки, которая показала протоптанные пешеходами по снегу дорожки. Вместо одного проезда на проспекте появилось 3: два боковых и 19-метровый центральный для транзитного транспорта.
За время блокады Ленинграда на Большом проспекте бомбёжками было разрушено много зданий, а все деревянные строения были разобраны на дрова. В январе 1944 года магистрали вернули историческое название Большой проспект. В 1950 году Большой проспект был продлён до улицы Шевченко.
В 1953 году сняли трамвайные пути, а булыжную мостовую заменили асфальтовой. В 1954 году по проспекту началось троллейбусное движение. Вдоль проспекта были установлены осветительные колонны, спроектированные архитектором В. С. Васильковским и скульптором В. В. Исаевой.
В 1968 году Большой проспект продлили до площади Морской Славы. Тогда для проведения международной выставки «Инрыбпром-68» был построен выставочный городок, получивший адрес Большой проспект, 103. Теперь это — выставочный комплекс «Ленэкспо».
Новая история Большого проспекта
В 1991—1997 годах проезжую часть огородили от бульваров металлической решёткой. 25 июля 2014 года распоряжением КГИОП № 10-417 бульвар Большого проспекта был включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Смоленское кладбище
В XVIII веке за 18-й линией справа от дороги образовалась болотистая местность, которая называлась Смоленским полем. Согласно преданию, в первые годы строительства Санкт-Петербурга на Васильевском острове, на южном берегу Чёрной речки (Смоленки) погребли рабочих артели плотников и землекопов из Смоленской губернии.
С того времени поле у этого берега и вглубь Васильевского острова стали называть Смоленским. Аналогичным образом получило название Смоленское православное кладбище. В 1880-е годы Смоленское поле использовалось как место казни, где 3 сентября 1866 года был повешен революционер-террорист Д. В. Каракозов. В 1878 году здесь же казнили народовольца А. К. Соловьёва.
Съёмки фильма «Брат» на кладбище
На Смоленском кладбище снимали кадры для «Брата». При желании можете пройти маршрут по фильму «Брат» в Петербурге. По сюжету торговец с Андреевского рынка Гофман оказывается бездомным Немцем, который обитает на Смоленском лютеранском кладбище. Здесь похоронены его предки. Для него это место — частица исторической родины. После знакомства Гофман ведёт Данилу к себе «в гости».
В фильме зритель видит, как оба идут по аллее кладбища и в тот момент Данила узнаёт, что он немец и его место жительства — склеп с беседкой. На вопрос Данилы «Ты куда меня привёл?» Гофман отвечает: «Родина». В склепе сидят и другие бездомные.
За все эти годы, с момента выхода «Брата», на кладбище практически ничего не изменилось. Только та самая беседка пришла в более запущенный вид. Второй раз показывают в фильме кладбище, когда Данила ехал на грузовом трамвае и, в итоге, он привёз его к Смоленскому кладбищу. Раненый, он выпрыгнул из трамвая и побрёл на кладбище — к Немцу, который его выхаживал.
Старинные могилы
На Смоленском кладбище можно увидеть старинные могилы и надгробия великих людей, поэтов, учёных, проч. Здесь есть Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (1790 года постройки); Троицкая церковь (1831—1932), теперь на её месте памятная часовня; Воскресенская церковь (1903) (храм перед входом на кладбище с Камской улицы); Часовня Ксении Блаженной (архитектор А. А. Всеславин, 1902 год).
Достопримечательности Большого проспекта
Также на Большом проспекте, откуда мы начали своё повествование, и простите, как говорят, «начали за здравие», но кончаем мы вовсе не «за упокой», предлагая вам проделать путешествие по главной магистрали Васильевского острова. Воспользуйтесь маршрутом по замечательных и значимых достопримечательностям Большого проспекта на Васильевском острове Санкт-Петербурга.