борть это в истории
Бортничество у славян на Руси
Пчеловод — профессия, существующая в мире уже множество веков. По началу пчеловоды обладали крайне скудной информацией о жизни пчелиных семей, а сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.
Пчеловоды-бортники умели не только обходиться с пчелами, понимая их поведение, но и стремились к сохранению и развитию семей, расширению хозяйства. Например, они не вынимали мед у молодых семей, так как знали, что это может привести к их смерти от голода, а во время роения заранее создавали дупла, куда сможет переселиться семья.
Помимо этого бортникам приходилось оберегать хозяйство от естественных врагов: дятлов, куниц, медведей.
Бортничество было весьма распространенным занятием у славян. Руднев Яков Иванович в своей книге «Русская земля. Природа страны, население и его промыслы» изданной в 1898 г. в Санкт-Петербурге писал «По всему Полесью на высоких деревьях вы встретите ульи. Нередко улей или два вместе укреплены между двумя близко стоящими деревьями. Это — борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян — обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: «Пчела — Божья тварь, вольная, грех принуждать ее» — говорит он. Пчеловодство издревле составляло здесь значительный промысел: воск вывозился через Днепр в Грецию. Местом кормления пчел служат здесь многочисленные поляны, покрытые вереском. Вереск цветет с 1 августа по 15 сентября. В это время миллионы пчел издают гул, кружась над вереском и собирая пыльцу его.»
Постепенно история бортничества приблизилась к нынешнему времени, когда в работе на пасеке стали использовать разборные ульи. Благодаря использованию разборных ульев пчеловодство, как отрасль, смогло достичь промышленных объемов получения меда. К тому же использование разборных ульев и современной техники позволило более детально исследовать жизнь пчелиной семьи и глубже понять поведение пчел, что дало возможность пчеловоду влиять на него, корректировать нежелательные события.
Но это не значит, что бортничество в своем первоначальном виде совершенно исчезло, и в наше время можно найти любительские пасеки, где пчеловоды используют борти для содержания пчел.
Бортничество
Бортев́ое пчеловодство, бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева), старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественные или по несколько дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Внутри дупел для укрепления сотов создавались т.н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи.
Бортничество было известно на Руси до XIX века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством. Бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились в Бурзянском заповеднике Башкирии.
Источники
Смотреть что такое «Бортничество» в других словарях:
бортничество — пчеловодство, бортничанье Словарь русских синонимов. бортничество см. пчеловодство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
БОРТНИЧЕСТВО — (от борть дупло дерева), бортевое пчеловодство. Первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах … Современная энциклопедия
БОРТНИЧЕСТВО — (от борть дупло дерева) бортевое пчеловодство. Первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах … Большой Энциклопедический словарь
БОРТНИЧЕСТВО — БОРТНИЧЕСТВО, бортничества, мн. нет, ср. (с. х.). Лесное пчеловодство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БОРТНИЧЕСТВО — БОРТНИЧЕСТВО, а, ср. Добывание мёда лесных пчёл и их разведение, бортевое пчеловодство. | прил. бортнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
бортничество — а; ср. Лесное пчеловодство добывание мёда и воска диких пчёл из бортей; разведение пчёл в бортях (в современных условиях распространено в заповедниках Урала и Полесья). * * * бортничество (от борть дупло дерева), бортевое пчеловодство.… … Энциклопедический словарь
Бортничество — см. Бортевое пчеловодство … Большая советская энциклопедия
Бортничество — ср. 1. Добывание меда и воска диких пчел из бортей; лесное пчеловодство. 2. Разведение пчел в бортях (в заповедниках Урала и Полесья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
бортничество — бортничество, бортничества, бортничества, бортничеств, бортничеству, бортничествам, бортничество, бортничества, бортничеством, бортничествами, бортничестве, бортничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
бортничество — б ортничество, а … Русский орфографический словарь
Значение слова «борть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БОРТЬ, и, мн. и, е́й, ж. (устар.). Улей простейшего устройства — дупло или выдолбленный чурбан.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
борть
1. улей в естественном или выдолбленном дупле дерева ◆ Бортевая пчела, прироившаяся в борти ― долбленом дереве, нарочно для пчёл в лесу приготовленном. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах. Книга вторая», 1871—1874 г. ◆ Эти же лесные люди занимались и дикой пчелой, имея иногда свыше сотни бортей в разных концах леса. П. П. Бажов, «Очерки. Уральские были», 1923—1924 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сидор (существительное):
Синонимы к слову «борть»
Предложения со словом «борть»
Цитаты из русской классики со словом «борть»
Понятия, связанные со словом «борть»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «борть»
На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестности поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища.
Было там всего три дерева борти, но зато одно из них маточное, то есть на нём жило сразу три пчелосемьи.
Бортничество :: Общие сведения
Бортничество, или бортевое пчеловодство – исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев (в отличие от содержания пчёл в колодах или ульях). Термин «бортничество» происходит от слова борть, означающего «дупло в дереве, жилище пчелиной семьи».
На Руси бортничество являлось наиболее важной отраслью хозяйства как минимум с XIII века. В самых различных письменных источниках встречаются термины, связанные с этим промыслом: «борть», «земля бортная», «бортные ухожаи», «леса бортные», «пни дубовые бортные», «борти дубовые», «бортища», вотчина «бортная», «стан бортной», деревня и сёла «бортные», – «бортники», «старосты бортные», глагол «бортничать»; упоминаются мёд, пчёлы, «медовары». Все эти и другие подобные свидетельства существования бортничества указывают на большую распространённость этого промысла во второй половине XIII-XV в. на Руси (включая Новгородскую и Псковскую земли). Разумеется, речь идёт о тех районах, где природные условия позволяли заниматься бортничеством. Например, пока не обнаружено никаких известий о занятиях бортничеством в Белозёрском и Вологодском уездах. Правда, в Белозёрской таможенной грамоте мёд упомянут, но лишь в числе товаров, которые «купит», а не «привезёт» на торг, «белозерець городской человек».
Бортничество давало мёд, который заменял в те времена сахар. В «Троицком обиходнике» мёд упоминается в качестве сладкой приправы к блинам и каше. Впрочем, в то время сахар был уже известен на Руси. Из мёда приготовляли напитки. Источники упоминают «мёд» различных видов: «белый», «обарный», «пресный», «сыченый», а также «сыту».
Другой продукт бортничества – воск употребляли главным образом для изготовления свечей, которые неоднократно упоминаются в источниках. Древнерусская толстая и длинная свеча с витым узором впервые найдена при раскопках в Новгороде. Воск, по-видимому, так же, как и в более позднее время, использовали для вощения ниток, приготовления пластырей и мазей; воск со смолой служил в качестве замазки для посуды и лодок и т.д. Воск в виде жёлтых кругов изображён на миниатюрах, «круги воску» упоминаются в письменных источниках. «Катание» свечей из воска изображено на одной из миниатюр «жития» Сергия Радонежского, иллюстрирующей текст о том, что Сергий кутью «варяше и свечи скаше». Об обработке воска на, Руси того времени в источниках мало данных.
О значительном месте бортничества в хозяйстве Руси свидетельствует развитая терминология, связанная с этим промыслом. Кроме названных терминов, в источниках встречаются: пчелиная «матка» («яко пчелы к матце»), «рой» («аки рою пчелину», «рои с медом»), «вощина» – восковая ячейка в улье («пчелы. сот сплетая», «обидоша мя, яко пчелы сот»). Известен был и термин «трутень» («троут»). В одном памятнике XIV века говорится: «. яко же троут троуд бъчелин яст». Термин «трутень» употреблялся и в более ранние времена. В одном акте конца XV века встречено прозвище «Трутень». Время сбора мёда обозначалось словом «медолаз». Трудолюбивая пчела издавна была одним из любимых и традиционных художественных образов древнерусских книжников.
Общеизвестно то большое значение, которое имели мёд и особенно воск в торговле Руси с Западом, главным образом через Новгород и Псков. Есть сведения о торговле мёдом и на внутреннем рынке.
Объектом эксплуатации при бортном промысле были бортные деревья: дуб, сосна, липа. Обычно в источниках упоминаются дубовые борти, но в одном акте (около 1503-1504 гг.) говорится о бортных соснах. Бортные сосны упоминаются и в более поздних источниках. Для устройства искусственных бортей могли также употребляться вязы, тополи, ветлы.
В источниках очень мало сведений, чтобы с достаточной полнотой осветить уровень и технику бортного промысла на Руси во второй половине XIII-XV в. Но кое-какие данные всё же есть. В древнерусской «Повести» о введении в Муроме христианства упоминаются «ременная плетения древолазная», применявшиеся, очевидно, при бортном промысле. О том, что борти могли находиться высоко и за мёдом приходилось «лести на древо в высоту», говорится в «Повести о Петре и Февронии». «Аще ли кто урвется, сеи живота гонзнет», – подчёркивает эта повесть опасность бортного промысла. Случаи, когда кто-нибудь «з древа убьется» предусматриваются в ряде документов того времени. По-видимому, в них речь идёт также и о падении с бортного дерева.
В XIV-XV вв. производилась и какая-то особая обработка естественных бортей и даже изготовлялись искусственные борти. Так, в одной псковской купчей грамоте первой половины XIV века упоминается «борть стародетъ и новодетъ» («борть детая значит дерево выдолбленное; борть недетая – дерево, к которому прикреплен улей»). Жалованная грамота звенигородского князя Юрия Дмитриевича, выданная им в 1404 г. Савво-Сторожевскому монастырю, сообщает о бортнике А. Телицыне, который «борти манастырскии делаеть». О какой-то обработке деревьев в Суздальском уезде говорится и в правой грамоте 1453-1462 гг.: «. бортники старые боръти ходят, а новые боръти делают». О том же сказано в записи 1462-1505 гг. относительно бортного леса Троице-Сергиева монастыря: «. а дерев выделано бортей и старых и новых полторы тысячи». В писцовой книге Шелонской пятины говорится также: «39 бортей со пчелами, а дели 351 древо». Может быть, и здесь речь идёт о деревьях, приготовляемых под бортный промысел.
В духовной грамоте 1392-1427 гг. П. Строева вместо «бортей» или бортных деревьев упомянуты «трое пчел» (три улья пчел?). «Да в том же ухожае борти ему собе и иные делать и кузовы ставити», – читаем в писцовой книге Водской пятины. По определению В.И. Даля, «кузов» – это «плетёный либо гнутый, лубочный улей, вешаемый вместо борта на деревья». Впрочем, новгородские писцовые книги конца XV века знают и термин «улей» (пчёлы «улейные», мёд «улейный»). «Множество. пчел во улии» упоминается в «житии» Андрея Юродивого.
По-видимому, техника бортного промысла на Руси зависела от местных условий (например, от наличия достаточного числа естественных бортей). Не исключено, что кое-где уже существовало пасечное пчеловодство. А. Кампензе в начале XVI веке писал, что в «Московии» «поселяне. держат домашних пчел близ своих жилищ и передают в виде наследства из рода в род». О пасеках неоднократно (с 1400 г.) говорится в актах, относящихся к южной и западной России. В этих актах упоминаются «колоды меду», поэтому возможно, что указания на «колоды», «колодья» в других источниках также следует рассматривать как связанные с бортным делом. Так же, вероятно, надо трактовать и специальные упоминания в этих актах «пней» и «дубья» (ср.: «што на тех землях. дубье, и чашник мой и староста бортной в то ся дубье.. не вступают»).
На значительные масштабы бортного дела в отдельных феодальных вотчинах указывает запись 1462-1505 гг. о наличии в одном из владений Троице-Сергиева монастыря 1500 бортных деревьев. Об этом же свидетельствует существование в феодальных хозяйствах особых «бортников» (специалистов или организаторов этого промысла), целых «бортных» деревень, сёл и «вотчин», даже «станов», а также должностей «сытников», «медоваров», «подвозников медовых», «подлазников» (от «подлазить» – вырезывать мёд из борти, улья), «чашника» и особого «чашничего пути» (у великих князей).
По данным источников, бортники по социальной принадлежности могли быть и вольными слугами, и холопами, и крестьянами. Эти данные позволяют также предположить, что бортничество выделялось в специальную отрасль хозяйств. Но процесс этот остался незавершённым, так как и население не «бортных» поселений феодалы достаточно широко привлекали к несению повинностей, связанных с бортничеством.
По источникам известно об «оброке медовом», «меде оброчном», издольном оброке медом, о «медоварах» (очевидно, сборщиках оброка медом), каких-то платежах – «медовом» и «поддубном», о привлечении княжескими бортниками крестьян к бортному «делу», об обязанности населения давать бортникам «кормы» и «подводы».
Бортничество восточных славян
Почему сбор мёда называется бортничеством. Какова этимология слова «бортничество», происхождение термина.
Как по-другому называется бортничество, которым занимались древние славяне?
Когда на Руси появилось бортничество и как широко оно было развито в России?
Где больше всего было распространено бортничество? Бесплатная презентация для детей 6-10 классов.
Борть это в истории
Пчелиный промысел был, по существу, охотой за мёдом. Человек занимался ею на протяжении многих столетий. Он находил дупло диких пчёл и забирал весь мёд, отнюдь не задумываясь о том, что будет с разоренной пчелиной семьей.
Позднее охотники за мёдом стали метить найденные деревья с пчелами (как метят до сих пор охотничьи угодья промысловики в Сибири) и считать эти дупла (борти) своей собственностью. Чтобы пчёлы не погибли, они оставляли им на зиму часть мёда. Затем бортники научились сами делать дупла в деревьях, куда заселялись пчёлы. Так на смену системе дикого пчеловодства пришло бортничество, когда люди изготовляли уже жилье для пчёл, выдалбливая в деревьях дупла и отмечая их личным знаком. Дерево с бортью называлось бортевым.
Участок же земли с большим или меньшим количеством бортей назывался бортной землей, бортным угодьем или бортным ухожаем. Бортью называлась иногда и часть леса, где имелись бортные деревья.
О наличии бортничества на Руси рассказывает также археологический материал. При раскопках поселений и курганных могильников встречаются медорезки — специальные орудия для вынимания меда и железные древолазные шины.
Собирательное бортничество
Самое примитивное бортничество состояло в том, что человек отыскивал в лесу по разным признакам дуплистые деревья, населенные пчелами. Большей частью это были старые деревья с грибными наростами на коре, что указывало на затронутую гниением сердцевину. В таких деревьях чаще всего находились дупла с пчелами. Человек, нашедший такое дерево, ставил на нем свой знак собственности — знамя, и дерево отныне считалось уже его собственностью. Это право охранялось «Русской Правдой» : «Аще кто борть разнаменаеть, то 12 гривне продажи».
Приспособительное бортничество
Следующим этапом в развитии бортничества было приспособление естественных дупел для бортей, а затем и устройство искусственных бортей. Для этого выбирали деревья, диаметром около 60 см и более. Из деревьев предпочитали сосны, липы, дубы, вязы, тополи и ветлы, так как в них охотнее селились пчелы, особенно в первых трех породах деревьев. Дупло выдалбливалось на высоте 6 метров и более от поверхности. На одном дереве могли делать две и три борти, расположенные одна над другой. Сначала продалбливали отверстие прямоугольной формы длиною около 60 см, а затем уже углубляли и расширяли борть внутри. Для влета и вылета пчел в борта делались небольшие сквозные отверстия. Вход в дупло-борт закрывался деревянным бруском, а поверх накладывалась еще деревянная доска для лучшего прикрытия отверстия. Размеры бортей и способы прикрытия отверстия, летки несколько различались в отдельных районах. Возможно, что и в Х—ХIII вв. на Руси в каждой области борти имели свои особенности. У нас нет никаких указаний относительно того, делались ли в то время какие-либо приспособления для пчел внутри выдолбленной борти. До недавнего времени в верхней части дупла или искусственно сделанной борти вдоль стен вертикально устанавливались прутики, прижатые обручем, а затем укреплялись поперечные планки или прутики, или же укреплялись одни только поперечные планки.
Устройство ульев-колод
Дальнейшее развитие бортевого пчеловодства выразилось в устройстве ульев-колод, устанавливаемых в лесу на деревьях. В Новгородской земле вместо колод изготовлялись специальные лубяные кузовы, которые подвешивали на деревьях. «Да в том ухожае борти ему себе и иные делати и кузовы ставить в тот же оброк», записано в Новгородской писцовой книге под 1500 г.
Затем колоды стали ставить недалеко от жилья, чтобы легче было присматривать и ухаживать за пчелами, чтобы они находились под лучшей защитой от медведей и других вредителей пчел. Установка колод вблизи жилья являлась, в известной мере, переходом к пасечному пчеловодству, о котором в письменных источниках говорится лишь со второй половины ХIV в. Так, из духовной грамоты 1391— 1428 гг. Патрикея известно, что он передал Троице-Сергиеву монастырю «село Игнатьевское да трои пчелы». Под пчелами здесь несомненно подразумевались ульи. Пчелы и пасеки от этого времени начинают упоминаться в документах, относящихся к южной и западной Руси. В грамоте 1361 г. король Казимир подтверждает права Ходка Быбельского на владение в Червоной Руси имениями с разнообразными угодьями, в том числе «и с дубровами, и с лесом, и с бортми, и с пчелами. » В купчей 1400 г. на проданное имение в Червоной Руси упоминаются пасеки. В Новгородских землях приручение пчел и переход к искусственным ульям известны с ХV в. В источниках этого времени упоминаются уже и ульи: «а у пчел улей и их бортей из меду половъе. » «из меду улейного и из бортей половье».
Сбор мёда
Мед вынимали из бортей с помощью специальных орудий, так называемых медорезок (Рис. 1-7), известных по находкам в курганах и городищах. Медорезки — это маленькие трапециевидной формы железные лопаточки с коленчатой рукояткой, вставляемой в деревянную рукоятку. По форме и величине медорезки были очень близки к современным пчеловодным ножам. Кроме медорезок, могли пользоваться и обыкновенными ножами.
Вырезанные соты с медом, вероятно, складывали в деревянное или плетеное ведерко, привязанное к поясу бортника. Собранный мед хранился в деревянных ведрах, колодах, лукнах (кадочках), глиняных кувшинах и горшках, а большие запасы — в бочках. Размеры ведерок, судя по обручам, были небольшие, в среднем диаметр обруча равнялся 18 см, при ширине около одного сантиметра. В. В. Завитневич при раскопках кургана в Минской области нашел остатки ведра, края которого были отделаны серебряными вызолоченными бляхами и одна из таких же блях находилась на дне.
Употребление меда
Вначале мед в качестве напитка употребляли на различных языческих торжествах и праздниках, а затем и на христианских. Еще княгиня Ольга, задумав устроить тризну по убитом Игоре, приказала древлянам «да пристроите меды многи в граде ид же убисте мужа моего да плачуся над гробом его и створю трызну мужу своему. Они же то слышавше съвезоша меды многие зело и възвариша». Князь Владимир в 996 г., поставив церковь Преображения в г. Васильеве в память избавления от печенегов, приказал варить мед; «постави церковь и створи праздник велик варя 300 провар меду и съзываше боляры своя и посадники старейшины по всем градом и люди многы и раздая убогым 300 гривен». По возвращении в Киев Владимир «повеле пристроити кола и въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь различвыи, мед в бчелках, а в других квас, возити по городу въпращающим, где болнии и нищь не могы ходити тем раздваху на потребу». Известно, что иноки Киево-Печерского монастыря употребляли иногда мед на подаяние нищим.
Мед как продукт питания, содержащий большое количество сахара, несомненно имел в то время большое значение. Его могли сохранять как в очищенном от воска виде, так и вместе с вощиной. По этнографическим данным, мед очищали путем процеживания через решето, в котором оставалась ценная вощина и другие примеси. Чистый воск получали посредством перетапливания. Древнейшей формой очищенного и перетопленного воска был круг. По определению А. В. Арциховского, на одной из миниатюр Радзивилловской летописи в сцене приема князем Игорем греческих послов изображены три круга воска, лежащие на столе.
Торговля мёдом и воском
Известно, что в Новгороде воск продавался кругами на вес («пуд вощаный»). Продавался воск и неочищенный, так называемый воск-сырец. Новгород вел крупную внешнюю торговлю воском, поступавшим из Смоленской, Полоцкой и других земель. В уставной грамоте 1134—1135 гг. новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной церкви Ивана на Опоках, определены размеры пошлин, взимаемых с каждого берковца воска (берковец равен 10 пудам), взвешиваемого в притворе церкви. Из собираемой суммы часть назначалась князю, служителям церкви и другим лицам. На основании этой грамоты Н. Аристовым сделаны подсчеты, что для получения 95 гривен серебра, шедших различным лицам и на содержание церкви, требовалось взвесить не менее 23 750 пудов воска. Огромный вывоз воска свидетельствует о значительном развитии бортного промысла.
Следует принять во внимание, что много воска оставалось на Руси и для внутреннего употребления. Мед и воск были предметами и внутренней торговли. Известно, что в 1170 г. в Новгороде пуд меда стоил 10 кун. Огромные запасы меда и воска сосредоточивались в руках князей, монастырей и бояр. Так, в погребах князя Святослава в 1146 г. хранилось 500 берковцев, то есть 5000 пудов меда. Несомненно, что такие огромные запасы меда были получены не столько со своих бортных угодий, сколько в качестве дани. По грамоте Смоленского князя Ростислава известно, что с Торопца взимался один берковец меда, то есть 10 пудов, входивших в состав урока. В 1289 г. князь Мстислав установил в Берестье собирать дань с сельских жителей: «со ста по две лукне меда». Даже в ХV—ХVI веках мед в ряде местностей составлял значительную часть дани, поступавшей князьям. Дань медом взималась не только с деревенского населения, занимавшегося бортничеством в качестве побочного занятия, но и с лиц, исключительно промышлявших этим занятием. Из повести о Муромском князе Петре и супруге его Февронии узнаем, что отец и брат Февронии, крестьяне из села Лыскова Рязанской земли, были бортники: «яко отец мой и брат древолазцы суть, в лесах мед емлют от древия; брат же мой и ныне на таковое дело иде, и яко же лезти на древо в высоту через ноги зрети к земли, мыслит аже бы не урватися с высоты, еще кто урветца — сей живота гонзнет». Как видно из этого рассказа, занятие бортным промыслом было не легким и не безопасным для жизни.
Доходность Медового промысла заставляла владельцев дорожить бортями, которые наравне с другими угодьями (пашнями, лугами и т. п.) являлись предметом стяжательства со стороны феодалов. В их руках все больше сосредоточивались огромные земельные владения с различными угодьями, в том числе и бортными. Митрополит Климент Смолятич в ХII в. пишет: «да скажут тебе о желающих славы, которые присоединяют дом к дому и села к селам, изгоев и сяблов, борти и пожни, ляда и старые пашни».