боярский царь так называли
История России
§ 4. БОЯРСКИЙ ЦАРЬ
Василий Иванович Шуйский. 19 мая 1606 г. на Красной площади, по меткому выражению С. М. Соловьёва, «Шуйский был не скажем избран, а выкрикнут царём». Сам факт подобного избрания говорил о том, что в России нарушились важнейшие традиции и устои, складывавшиеся веками. 1 июня 1606 г. состоялось венчание Василия Шуйского на царство.
Позднее, в июле 1606 г., казанского митрополита Гермогена избрали патриархом. Главой Русской православной церкви стал человек с твёрдым характером, стойкий в вере и убеждениях.
Царь Василий Шуйский. Художник А. Зеленский
Новый царь был человеком образованным и умным, однако, как и Годунов, поощрял доносы и верил в чародейство. Обязанный своей властью боярам, он дал присягу никого из них не лишать жизни без приговора Боярской думы, не подвергать гонениям родственников осуждённых и проверять доносы на следствии. Эти обещания распространялись на бояр и знатных людей, купцов и посадское население.
Василий Шуйский устроил торжественное перенесение останков царевича Дмитрия из Углича в Москву.
В города разослали царскую грамоту с обличением самозванца как еретика, воцарившегося с «бесовской помощью» и обманувшего русский народ «колдовством». Грамота не достигла своих целей, напротив, рождались сомнения. Многие помнили, как В. И. Шуйский сначала уверял народ в том, что Лжедмитрий I является законным наследником престола, а позднее называл его самозванцем. В грамоте объявлялось, что Василий Шуйский избран на царство всеми русскими людьми. В действительности Земский собор не созывали.
Вновь поползли слухи о спасении Дмитрия, который будто бы бежал в Путивль или в польско-литовские земли.
При Василии Шуйском ужесточились крепостнические порядки. Срок розыска беглых крестьян увеличили с 5 до 15 лет. Теперь розыску подлежали и те крестьяне, которые ушли от своих хозяев в страшные годы голода. Землевладельцы, принявшие беглого крестьянина, платили штраф в царскую казну и вознаграждение прежнему владельцу.
Русские крестьяне. Гравюра XVII в.
Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Крестьянские восстания в правление Василия Шуйского охватили практически всю центральную часть России. Противниками властей были не только крестьяне и холопы, но и служилые люди, и дворяне южных областей. Все они выступали за «царя Дмитрия», но каждая из сторон преследовала свои интересы. Крестьяне и холопы мечтали о свободе, дворяне южных окраин добивались права оставлять за собой беглых из центральных районов России. Союз этих разных сил и интересов не мог быть ни длительным, ни прочным.
Воевода Путивля князь Григорий Шаховской продолжал действовать от имени «Дмитрия». Не признавал В. И. Шуйского и черниговский князь Андрей Телятевский. В Польше происходили внутренние усобицы, и она пока не вмешивалась в события в России.
Летом 1606 г. центром восстания стала Комарницкая волость. Повстанцев возглавил Иван Исаевич Болотников. В молодости он был холопом князя Телятевского, затем ушёл на Дон, побывал в плену у крымских татар и в рабстве на турецких галерах. Освобождённый из неволи венецианцами, захватившими корабль, Болотников вернулся на родину. Он много повидал, перенёс немало тяжёлых испытаний. Современники отмечали, что Болотников «был детина рослый и дюжий, удалец, отважен и храбр на войне».
В Путивле князь Г. Шаховской поручил ему командовать отрядом. Болотников действовал как воевода, назначенный «царём Дмитрием». Он призывал в свои ряды беглых крестьян, холопов, казаков, стрельцов, посадских и всех гулящих людей, обещая им от имени царя волю, богатство и почести. В воззваниях к народу содержались призывы силой отбирать и делить имущество богатых. Эти слова находили горячий отклик. Отряд Болотникова численно увеличивался и превращался в значительную военную силу. Под Кромами он разбил полки московских воевод. Преследуя отступающих, восставшие шли через Орёл, Волхов и Калугу на Москву.
Битва войск Болотникова с царской армией. Художник Э. Лисснер
В Туле против Василия Шуйского выступил боярский сын сотник Истома Пашков, в Рязани — воевода Григорий Сунбулов и два брата Прокопий и Захар из дворян Ляпуновых. Энергией, храбростью и организаторскими способностями в военном деле отличался Прокопий. Значительную часть войск Пашкова и Ляпуновых составили дворяне и служилые люди. В октябре 1606 г. они подошли к Москве. Позже к ним присоединились войска Болотникова. Боярский царь оказался в западне, осаждённый мятежниками в столице государства, почти половина населения которого восстала против его власти.
Различные цели восставших затрудняли организацию совместных военных действий. Пашков хотел вернуть престол царю Дмитрию. Болотников звал народ «побивать господ», что пугало дворян.
П. Ляпунов и Сунбулов со своими отрядами пришли с повинною в Москву. Царь простил их, он стремился устранить разногласия внутри дворянского лагеря.
Молодой воевода, князь М. В. Скопин-Шуйский, дождавшись подкреплений из Смоленска и Твери, 2 декабря 1606 г. у деревни Котлы разгромил войска Болотникова. Он отошёл к Калуге, а затем отступил к Туле. Здесь к восставшим присоединился некий «царевич Пётр», казацкий самозванец, выдававший себя за несуществующего сына царя Фёдора.
Подавление восстания. Отряды Болотникова представляли для царской власти большую опасность. Василий Шуйский мобилизовал все ресурсы: взял деньги у купечества и монастырей, распродал часть царского имущества и получил дополнительные средства для борьбы с повстанцами. За участие в сражениях с войском Болотникова царь награждал дворян поместьями и деньгами. За каждого убитого мужика платили отдельно. Царя поддерживала церковь, патриарх Гермоген обвинил восставших в ереси.
Тульский кремль. Реконструкция В. Клименко
30 июня 1607 г. 100-тысячная армия во главе с В. И. Шуйским подошла к городу. Ей противостояли 20 тыс. человек. Осада Тулы длилась четыре месяца и истощила силы её защитников, в городе кончилось продовольствие.
Царские войска перекрыли плотиной реку Упу и затопили город, что вынудило восставших пойти на переговоры. Василий Шуйский обещал Болотникову оставить на свободе руководителей и участников восстания. 10 октября 1607 г. царские войска вошли в Тулу.
Царь нарушил клятву: Болотникова и «царевича Петра» в оковах отправили в Москву. «Царевича Петра» повесили в столице. Болотникова увезли в Каргополь, где сначала ослепили, а затем утопили.
Гулящие люди — общее название людей без определённых занятий и места жительства, работавших по найму.
Май 1606 г. — июль 1610 г. — царствование Василия Шуйского. 1606—1612 гг. — патриаршество Гермогена.
1606-1607 гг. — восстание под предводительством Ивана Болотникова.
1. Какова была политика царя Василия Шуйского по отношению к боярству и крестьянам?
2. Какие слои населения участвовали в восстании Ивана Болотникова? Могли ли повстанцы добиться успеха? Для ответа используйте иллюстрацию «Битва войск Болотникова с царской армией» художника Э. Лисснера. Проследите по карте (с. 18) поход восставших под руководством Ивана Болотникова на Москву, их отход к Калуге и Туле.
3. Продолжите составление хронологической таблицы «Россия в период Смутного времени».
4*. Продолжите составление схемы «Этапы закрепощения крестьян».
Работаем с документами
Из «Лекций по русской истории» С. Ф. Платонова:
«Заговор, уничтоживший самозванца, равным образом имел характер олигархического (олигархия — власть немногих. — Авт.) замысла, а не народного движения. Но далее дело пошло иначе. Когда олигархия осуществилась, то олигархи с Шуйским во главе вдруг очутились лицом к лицу с народной массой. Они не раз для своих целей поднимали эту массу; теперь, как будто приучась к движению, эта масса заколыхалась, и уже не в качестве простого орудия, а как стихийная сила, преследуя какие-то свои цели. Олигархи почувствовали, что нити движений, которые они привыкли держать в своих руках, выскользнули из их рук и почва под их ногами заколебалась. В тот момент, когда они думали почить на лаврах в роли властей Русской земли, эта Русская земля начала против них подниматься. Таким образом, воцарение Шуйского может считаться поворотным пунктом в истории нашей Смуты: с этого момента из Смуты в высшем классе она окончательно принимает характер Смуты народной, которая побеждает и Шуйского, и олигархию».
Как вы понимаете слова С. Ф. Платонова, что «воцарение Шуйского может считаться поворотным пунктом в истории нашей Смуты»?
Василий IV Шуйский
Фото Все
Видео Все
История России | Смутное время | Василий Шуйский и Иван Болотников
Правители Руси 18 Василий Шуйский
Василий IV Шуйский — биография
Василий Иванович Шуйский — русский царь, Василий IV Иоанович, представитель княжеского рода Шуйских, из суздальской ветви Рюриковичей. Являлся последним представителем рода Рюриковичей на российском престоле.
Василий Иванович являлся представителем одного из самых влиятельных кланов в России того времени. При дворе знаменитое семейство представлял не только Василий, но и его братья Дмитрий, Андрей и Иван Пуговкин. Василий IV до воцарения являлся боярином и главой Московской судной палаты, начиная с 1584 года. Так же он был воеводой «Большого полка», который принимал участие в походах в разное время.
Детство
Василий IV Иванович Шуйский был рождён в княжеской семье, родителями мальчика были Иван Андреевич и Анна Фёдоровна Шуйские. В известной семье было четверо сыновей. Как проходило их детстве практически ничего не известно.
В юности Василия стала интересовать политика. Заняв должность в Московской судной палате, он неизменно стал получать повышения по службе. Воеводой принимал участие в боевых походах на Серпухов и Новгород.
Начало правления
В 1586 году он был отправлен в ссылку. Причину, по которой Борис Годунов начал преследование семье доподлинно неизвестно. Но с 1578 года Василий находился в ссылке в Галиче. В 1591 году Годунов возвратил опального боярина в Москву, он решил, что Шуйские уже не представляют опасность. И с тех пор семья, веля себя достаточно сдержанно, проявляя лояльность к царю.
Василию доверяют вести расследование дела царевича Дмитрия, которое проходило под надзором самого Бориса Годунова. Причиной смерти царевича Шуйский назвал самоубийство, несчастный случай. После этого расследования он вновь занимает место в Боярской думе. В это непростое время стали ходить слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии.
Смерть Бориса Годунова подталкивает его к перевороту, но попытка не увенчалась успехом, и он был арестован, и отправлен в ссылку вместе со своими братьями.
На престол входит Лжедмитрий. Он отчаянно нуждался в поддержке бояр, и в 1605 году он решает вернуть братьев в столицу.
Теперь поведение Шуйских совсем не лояльно к самодержцу, они являлись вдохновителями Московского восстания произошедшего в мае 1606 года. В ходе переворота Лжедмитрий I был убит, а всего через два дня соратники Шуйского объявили его новым царём. Летом, 11 июня 1606 года Василий Шуйский был коронован.
Его первой инициативой стало объявление Бориса Годунова виновным в убийстве царевича Дмитрия. Василий Иванович даёт обещание Боярской думе в передачи ей части полномочий.
Внутренняя политика
Василий Шуйский стал царём совсем в непростое время для государства Российского, в истории этот отрезок времени называют смутным временем. Против нового царя плелись интриги, европейские государства так же усилили натиск, и изрядно мешали правлению государя, налаживанию спокойной жизни.
Василий Иванович внедрил новые методы по укреплению власти. Царём была подписана крестоцеловальная запись, в которой он ограничивал себя во власти, такого было требование бояр. По воле дворянства и для лучшего расположения к нему, он вводит десятилетний сыск для крестьян.
Василий IV предпринял попытку укрепления войска, после поражения, которое нанесли царской армии сторонники Лжедмитрия. В России появляется «новый воинский устав», который был основан на немецком образце. Дисциплина в нём была на первом месте, так же прописались правила поведения рядовых солдат и их военачальников.
Василий Шуйский
В 1607 году Василем Ивановичем был установлен новый свод законов, его именовали «Соборным уложением». Но все нововведения не смогли успокоить народ. Недовольство простого народа постепенно стало набирать обороты. Усмирить своих подданных Василию не удавалось. Волнения переросли в восстание, которое в истории получило название как «восстание Болотникова». Царю его удалость подавить только в 1607 году.
Но на смену одним волнениям пришло другое, уже летом того же года, появляется новый претендент на его престол — Лжедмитрий II. Войска Василия Шуйского потерпели поражение в битве, которая происходила под Болховым в мае 1608 года. Василий IV и его окружение оказались запертыми в столице.
Внешняя политика
Положение царя Василий IV во власти стало шатким, он старался практически во всём угодить боярам, которые в свою очередь желали заключить союз с поляками. И главной задачей государя стало сближение с Речью Посполитой. Но переговоры закончились для царя неудачей, заключить союз ему не удалось.
Происходившие волнения среди народа, восстание Болотникова только усугубляли ситуацию. Особенно негативно сказалось пленение граждан Речи Посполитой пособниками Лжедмитрия II. Эти события практически поставили Россию и Польшу на грань войны, так как поляки требовали немедленного возвращения их граждан на родину.
К концу 1608 года Василий Иванович уже не мог контролировать ситуацию в стране. При этом Шведский король Карл IX усилил давление на Шуйского. Он слал государю грамоты, в которых призывал присоединиться к нему в борьбе с Польшей. А позднее, после размытых от писок Васили Ивановича, он прислал грамоту, в которой говорилось о его планах по свержению его самого, Василия IV.
Разворачивающиеся события внутри страны и внешняя политика европейских стран не давала Шуйскому передышки. Царь старался избежать открытого конфликта как с Шведами, так и с Польшей. Но иностранным правителям было такое положение с руки, они продолжали давить на царя. Шведам требовались земли, поляки хотели вернуть Мнишека и всех удерживаемых поляков, другим нужна возможность торговли на территории России на их условиях.
Но всё же Шуйскому удаётся заключить мирное соглашение с Речью Посполитой. И конечно, Василий Иванович понимал, что это шаткое перемирие в любой момент может быть нарушено. Его предположения оправдались немного позднее, когда сменилась власть в Польше. Историки пришли к заключению, что именно поляки разжигали междоусобные войны в России, и с их подачи появился Лжедмитрий II. Так же они имели большое влияние на казаков, которых собственно и считали будущими разрушителями правительственного устоя в России.
Поляки, нарушив подписанный договор выступают против Москвы, и занимают Тушино. Выстоять самостоятельно у русского царя уже не было возможности, и он обращается за помощью к Карлу IX. Обещание территориальных уступок Шведскому королю за вооружённую помощь царю, стало надеждой на удержание власти Василия Шуйского. По договору шведам должны быть отданы Кола, Ивангород, Корела. Возглавил русско-шведскую армию Михаил Скопин-Шуйский. Он виделся многим приемником уже немолодого и к тому же бездетному Василию Шуйскому.
Сохранилась грамота, написанная в это время Шведским королём Карлом IX: «Настал такой удобный случай воспользоваться смутами России для территориального обогащения шведской короны, что упускать его невозможно; это значило бы сделать политическую оплошность, от которой не оправдаться ни перед богом, ни перед людьми».
Но по-прежнему большая часть Российского государства была оккупирована. Царю было необходима ещё дополнительная военная поддержка, и он принимает решение обратиться за помощью к Татарской Орде. Заключив с ними договор о военной помощи Шуйский стал оплачивать их военные услуги. Они освободили Оскол и Ливен. Далее ордынцы предприняли атаку на войско Лжедмитрия II в Боровском уезде. Но всё же все эти действия реального результата не принесли. Татары решили, что оплата слишком мала, и начали грабить русское население.
Царь Василий Шуйский всеми силами пытался отстоять Москву и государство. Однако все его попытки видимых изменений не принесли. Обстановка только накалилась ещё больше: поляки совместно с Лжедмитрием продолжали подрывать российские устои и его царствование изнутри страны, татары грабили русское население, а Шведы и Поляки пытались урвать себе русские земли.
Свержение
В сентябре 1609 года отношения с Польшей окончательно испортились и в пределы страны вторгается войско польско-литовского короля Сигизмунда III и осаждает Смоленск. Часть русских земель всё же была освобождена силами царского войска Василия Шуйского, но основная беда была в том, что, царя не поддерживал народ. Многие его приход на престол не одобряли, и считали его незаконным правителем. По выражениям его современников, причин было как минимум две, некорректный путь к престолу, и зависимость от кучки бояр, которые манипулировали им как ребёнком.
Свержение Василия Шуйского и пострижение его в монахи
Личная жизнь
Василий Шуйский имел два брака. Первой женой была Елена Михайловна Репина. В браке с княжной у Шуйского детей не было. Неизвестно развелись ли они, или Елена Михайловна умерла, но потом долгие годы Василий Иванович был одинок. Борис Годунов дал ему запрет на заключение нового брака, так как боялся, что его дети смогут претендовать на престол. Во время своего царствования Дмитрий, хотел даже отменить этот, как ему казалось несправедливый запрет. Но он был свергнут, и бывший жених становится новым царём.
Второй женой уже царя, Василия IV, стала Мария Петровна Буйносова-Ростовская. Этот брак был династический. О любви там речи не шло. Царь вынужден был заключить этот брак для продолжения рода. У них родилось две дочери, которые умерли во младенчестве. Их звали Настасья и Анна. Наследником Василия Ивановича было принято считать его брата Дмитрия Шуйского.
Смерть
В Польше пленённого царя и его братьев представили польскому королю Сигизмунду III, который потребовал от них «торжественной присяги». У Шуйских не было выбора как присягнуть польскому правителю.
Памятник Василию Шуйскому
Уже бывший царь, и его братья были заключены в Гостынинском замке, который расположен в 130 вёрстах от Варшавы. 12 сентября 1612 года стало известно о смерти Василия Шуйского, а спустя несколько дней умирает и его брат Дмитрий. Иван Шуйский был отпущен на Родину только в 1620 году по решению Польской Рады.
Царь Михаил Фёдорович, в 1635 году просит вернуть останки Василия Шуйского. Поляки исполнили его просьбу, после возвращения останки были захоронены в Архангельском соборе Московского кремля.
Ссылки
I. Боярский царь
Но все-таки присяга царя является своего рода новизной; и неправдоподобно, чтобы летописи просто выдумали все это обязательство, торжественно принятое царем в пользу собора, как и протесты бояр против этого акта государя.
Существовало такое предположение: чтобы достичь власти, Шуйский заключил договор с боярами; потом, желая отделаться от данных им в их пользу обещаний, он надумал распространить действие последних на народное собрание, что на деле его ни к чему не обязывало ввиду неясности характера и деятельности этого зачаточного органа. Но бояре запротестовали, и царь в своих официальных документах вернулся если не к смыслу, то к букве первоначального договора.[269]
Более остроумное, чем прочно обоснованное, это объяснение все-таки содержит долю истины. Отправление верховной власти сообща царем и боярами было издавна в обычае. Но от основателя новой династии, от своего ставленника бояре могли потребовать поруки в пользу всего сословия или только маленькой группы Шуйских, В. Голицына, И. Куракина, которые возвели «шубника» на престол. С другой стороны, стремления к ограничению самодержавия проявлялись, как я указывал, и среди воскресавших претендентов; они зарождались в грозовом воздухе страны и развивались под влиянием Польши.
Итак, весьма возможно, что на пороге XVII века в истории старой Московии был составлен конституционный договор. Но обстоятельства не позволили этой первой национальной хартии достигнуть доли той, которую в 1215 г. король Иоанн дал английским баронам. Она была иного происхождения. В Англии бароны пожинали плоды нескольких веков напряженной борьбы при поддержке целой нации ради завоевания и сохраненья привилегий, возвращенных или вновь приобретенных. В Москве масса населения и в то время еще относилась безучастно к задаче, в которой она ничего не понимала или в которой не находила для себя никакой выгоды. Восстановление порядков, предшествовавших «опричнине», не могло соблазнять «мужиков», которые приветствовали кровавые расправы Грозного; государь, подобно ему, обходившийся без бояр или избивавший их, более подходил к нуждам убогой бедноты. Политический идеал невежественных кротких плебеев сливался с принципом самодержавия вполне личного и самовластного; если же уклонялся от него, то склонялся к мечтам о чистой анархии, вроде тех, в которых 300 лет спустя находили загадочное наслаждение гораздо более светлые умы, силою темного атавизма погружавшиеся в эту бездну умственной нищеты и нравственной бессознательности. В этой жалкой среде бедняков, перенесших много тяжелых испытаний, но неспособных уловить естественную связь между причиной и следствием, стремление к лучшему будущему, или революционные инстинкты, охотней всего обращались к задачам социального или экономического порядка; а в этой области резкий, непримиримый антагонизм отделял массу от аристократии с ее встречными притязаниями на возврат к старине.
Так, обособленные от прочего населения, бояре не могли сохранить того, чего добивались, и Василий Иванович на деле мог царствовать почти так же неограниченно, как его непосредственные предшественники.
Думали найти указание на явление противоположного характера в следующем происшествии: 7 марта 1607 г., действуя собственною властью, новый царь издал указ, воспрещавшей закрепощение без кабалы по давности, допускаемое с 1597 г. Через два года, 12 сентября 1609 г., в отсутствие государя, постановление думы восстановило старый закон. Я пытался объяснить в другом месте деятельность обеих властей, между которыми желали видеть столкновение по этому поводу, кончившееся торжеством «коллективного» начала, и показал, что ни в теории, ни в практике самодержавного правительства, ни при каких обстоятельствах нельзя представлять себе эти власти противоположными друг другу. Они являются всегда неразрывно связанными, слитыми; никакое разделение компетенции или работ, власти или ведомства не примешивается к их совместному действию. Действуют ли он вместе или врозь, они всегда почитаются действующими сообща, и в том, и в другом случае; это не государь и не дума, а «государь со своим советом», по освященной обычаем формуле, решает, приказывает и приводит в исполнение принятые меры.[270]
То, что на этот раз произошло, оказывается, по-видимому, победой бояр и их интересов на почве не конституционного права, а политического спора, который, повернувшись было против них, скоро позволил им взять верх в свою очередь. А в промежутке если кто и пострадал, то не принцип самодержавия, скоро вполне восстановленный, а личность его представителя; плавая по бурному морю по воле ветра и течений и нанося случайные удары по сторонам, боярский ставленник решился с 21 мая 1609 г., действуя помимо совета, на частичную отмену меры, которою надеялся два года тому назад приобрести расположение мужиков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Боярский вопрос
Боярский вопрос От эпохи феодальной раздробленности в объединенном Московском государстве остался класс могущественной родовой аристократии. Князья и княжата, Рюриковичи и Гедиминовичи, наследники суверенных удельных владетелей. Бояре, крупные земельные
Боярский заговор 1567 г
Боярский заговор 1567 г Сыскное дело по заговору 1567 г. пропало таинственным образом, также как и многие другие документы относящиеся к эпохе Ивана Грозного. Не афишировалось оно и самим царем, потому что показывало зарубежным недругам внутриполитическую нестабильность
§ 4. БОЯРСКИЙ ЦАРЬ
§ 4. БОЯРСКИЙ ЦАРЬ Василий Иванович Шуйский. Новым правителем стал глава боярского заговора князь В. И. Шуйский. 19 мая 1606 г. боярами и собравшейся на Красной площади толпой он был провозглашен царем. Сам факт подобного избрания говорил о том, что в России нарушились
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан
4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
2. Боярский заговор против царя Бориса
3.2. Боярский заговор против царя Бориса
Б. АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО: БОЯРСКИЙ СОВЕТ
Б. АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО: БОЯРСКИЙ СОВЕТ Существует установленная традиция в русских исторических писаниях называть совет бояр «боярской думой». Этот термин, конечно, вполне подходящий, и нет поводов к тому, чтобы его не употреблять, но в то же время следует прояснить
Боярский заговор против царя Бориса
I. Боярский царь
2.3. Боярский заговор против царя Бориса
23. БОЯРСКИЙ БУНТ
23. БОЯРСКИЙ БУНТ В семье Ивана Васильевича царили мир и любовь. Вскоре после брака родилась дочь Анна. Правда, она умерла во младенчестве, но появилась Мария. Личная жизнь русских царей, в отличие от монархов Запада, не была публичной. Было не принято, чтобы государыни
Глава 16 Боярский заговор
Глава 16 Боярский заговор Отрепьев не принадлежал к числу загадочных авантюристов, унесших в могилу тайну своего происхождения. Его истинное имя было названо почти сразу после того, как он принял имя Дмитрия. Минутная неуверенность властей, вызванная его фантастическими
Глава 16 Боярский заговор
Глава 16 Боярский заговор Отрепьев не принадлежал к числу загадочных авантюристов, унесших в могилу тайну своего происхождения. Его истинное имя было названо почти сразу после того, как он принял имя Дмитрия. Минутная неуверенность властей, вызванная его фантастическими
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН
4. ЦАРЬ СЛАВЫ = ЦАРЬ СЛАВЯН = ЦАРЬ ХРИСТИАН На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царем Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное
БОЯРСКИЙ СУД
БОЯРСКИЙ СУД Историки справедливо возмущаются тем, что Пожарский был возвышен и вознагражден значительно меньше Трубецкого и других бояр, да и само награждение было укорным. Так, прежде Пожарского в бояре из стольников попал князь Иван Борисович Черкасский — тот самый,