бойся бога и царя и с мятежниками не сообщайся
Глава 24
1–2. Предостережение от подражания людям нечестивым. 3–6. Похвала мудрости и ее благотворным следствиям. 7–10. Против глупости, коварства и под. 11–12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13–14. Увещание стремиться к мудрости. 15–18. Против коварства и злорадства. 19–22. Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками. 23–29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды. 30–34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.
В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей ее соединяется с разного рода вещественными благами – в быту домашнем (ст. 3–4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5–6).
Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае, когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности; вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).
Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и пределов будущего (ст. 14, сн. Притч 23.18 ).
Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий (ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17–18, сн. Притч 18.5 ).
Повторяется (ср. ст. 1) наставление – не завидовать нечестивым (см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн. Притч 13.9 ). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21–23, сн. 1Пет 2.17 ; Рим 13.2 ).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Притчи 24 глава
Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии
Прит. 24:1-2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17-18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19-20), он «имеет будущность».
Прит. 24:3-4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.
Прит. 24:5-6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.
Прит. 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.
Прит. 24:8-9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.
Прит. 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).
Прит. 24:11-12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.
Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.
Прит. 24:13-14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).
Прит. 24:15-16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания — предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15-16, 17-18, 19-20.
Мысль, содержащаяся в стихах 15-16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).
Прит. 24:17-18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.
Прит. 24:19-20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.
Прит. 24:21-22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим. 13:1-7; 1Пет. 2:13-17).
Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.
1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23-25)
Прит. 24:23-25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор. 1:17; 16:19; Прит. 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.
2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)
Прит. 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).
3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)
Прит. 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.
4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)
Прит. 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх. 20:16).
5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)
Прит. 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор. 32:35; Пс. 93:1; Прит. 20:22; Рим. 12:19; Евр. 10:30).
6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30-34)
Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6-11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.
Прит. 24:30-31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.
Прит. 24:32-34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.
Бойся бога и царя и с мятежниками не сообщайся
17. Поведение богобоязненного человека
17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он подробно описывает настроение человека, ищущего счастья, в добром труде и чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его благочестие должно выражаться не столько в механических жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании и исполнении слова Божия.
Ибо они не думают, что худо делают. Екклезиаст говорит о своих современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были «мерзостью пред Господом» (ср. Притч. 21:27[87]).
Глава 5
С богослужением неразрывны молитва и обеты. Екклезиаст дает наставления и по этим предметам.
1. О молитве и обетах
1. Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
Он предостерегает читателя от торопливой и многоречивой молитвы. Сознание величия Бога, живущего на небе, и ничтожности человека, живущего на земле, должно побуждать последнего взвешивать каждое свое слово, говорить от глубины сердца, с смирением и благоговением. И в Новом Завете Спаситель предостерегает от многословной и неблагоговейной молитвы (Матф. 6:7-8[88]).
2. Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
Как излишняя беспокойная озабоченность вызывает множество сновидений, нарушающих покой спящего, так глупая суетливость во время молитвы рождает бессмысленное и бесцельное многословие.
3. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. 4. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. «Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха«. (Втор. 23:22).
5. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред ангелом (Божиим): «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
5. Вводить в грех плоть значит или — возбуждать к греху чувственность (ср. Иак. 3: 6 и д.) или подвергать тело испытанию, наказанию. Вернее последнее понимание, так как выражение «вводить в грех тело» не вполне соответствует библейскому словоупотреблению, по которому грешит не тело и даже не плоть, но воля человеческая. Ангел или посланник означает здесь священника, которому поручено было надзирать за обетами. В таком же смысле употреблено это слово и у Мал. 2:7[89].
6. Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов — много суеты; но ты бойся Бога.
Греческий и сирийский перевод вместо «перед ангелом» читают: «перед Богом» (слав. «пред лицем Божиим»). Они или имели в данном месте другое еврейское чтение или понимали выражение «ангел» в смысле самооткровения Божия. Екклезиаст предостерегает, в случае неисполнения обета, говорить священнику: «это — ошибка», т.е. грех слабости, так как такое лицемерное самооправдание навлечет на виновного гнев Божий и наказание.
7. Особенности деспотического управления
7. Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому, потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
Чтобы понять связь 7 стиха с предшествующими, следует припомнить, что в кодексе обычной еврейской мудрости рядом с заповедью о страхе к Богу стояли заповедь о почтении к царю (ср. Притч. 24:21[90]). Екклезиаст хочет сказать здесь, что несправедливости и притеснения не должны уменьшать почтения к царю, так как они вполне естественны там, где много правителей. Слово «область» (medinah) встречается лишь в книгах позднейшего времени (2 и 3 Цар., кн. Плач, кн. Иез., Дан., Ездры и Неем.) и обозначает провинции азиатских царств, в частности царства персидского. В кн. Ездры (5:8[91]) и Неемии (1:2[92]; 7:6[93]; 11:3[94]) так называется Палестина, как персидская провинция. В этом смысле вероятно употреблено слово «область» и в книге Екклезиаста. А над ними еще высший, буквально с еврейского «высшие» (םיתבג). Под последним словом многие комментаторы разумеют Бога, видя во множественном числе указание на величие Божие. Смысл стиха такой: не удивляйся несправедливости, так как над высшими надзирает сам Бог, Который восстановит правду (ср. 3:16-17[95]).
Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся.
Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их.
И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.
вот жители страны, которые отправились из пленников, переселенных Навуходоносором, царем Вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город…
Вот главы страны, которые жили в Иерусалиме, — а в городах Иудеи жили, всякий в своем владении, по городам своим: Израильтяне, священники, левиты и нефинеи и сыновья рабов Соломоновых…
Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».
Притчи 24 глава
Притчи Соломона
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии
> Не ревнуй к злым людям. Не теряй на них время.
> Добрые дома построены на мудрости и понимании.
> Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает силу его.
> Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать.
> Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя, как приносящего беды, и не будут слушать тебя.
> Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб.
> Сын мой, ешь мёд. Он хорош, мёд из сот сладок.
> Не будь словно вор, который хочет украсть у доброго человека, или хочет забрать его дом.
> Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт.
> Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им.
> Сын мой, почитай Господа и царя, и не присоединяйся к тем, кто против них.
Прит. 24:1-2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17-18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19-20), он «имеет будущность».
Прит. 24:3-4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.
Прит. 24:5-6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.
Прит. 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.
Прит. 24:8-9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.
Прит. 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).
Прит. 24:11-12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.
Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.
Прит. 24:13-14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).
Прит. 24:15-16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания — предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15-16, 17-18, 19-20.
Мысль, содержащаяся в стихах 15-16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).
Прит. 24:17-18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.
Прит. 24:19-20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.
Прит. 24:21-22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим. 13:1-7; 1Пет. 2:13-17).
Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23-34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.
1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23-25)
Прит. 24:23-25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор. 1:17; 16:19; Прит. 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.
2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)
Прит. 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).
3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)
Прит. 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.
4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)
Прит. 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх. 20:16).
5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)
Прит. 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор. 32:35; Пс. 93:1; Прит. 20:22; Рим. 12:19; Евр. 10:30).
6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30-34)
Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6-11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.
Прит. 24:30-31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.
Прит. 24:32-34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.
Толкование на Исход 20:12
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Исход 20:12 / Исх 20:12
Иоанн Златоуст (
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
Источник: Восемь слов на книгу Бытия. Слово четвертое.
Григорий Палама (
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
(Втор. 5:16; Мф. 19:19). Ибо чрез них Бог даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если они будут действовать ко вреду истинной и спасительной Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех друзей и близких, все твои члены со всеми их похотениями, самое тело твое с его расположением к страстям, памятуя слова Христовы: «аще кто… не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, еще же и душу свою,… и не приимет… креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Лк. 14:26, 27; Мф. 10:37; Втор. 13:6; Втор. 33:9).
Так сказано об отцах, друзьях и братьях по плоти. Но присных в вере, не препятствующих спасению, почитай и люби. Если же ты обязан почтением и любовию плотским отцам, то тем более — отцам, родившим тебя духовно. Из бытия они пересоздали тебя в благобытие, озарили светом ведения, возвестили откровение истины, возродили банею пакибытия, окрылили тебя надеждой воскресения, бессмертия, нескончаемого царствия и наследия и соделали тебя из недостойного достойным вечных благ, из земного — небесным, из временного — вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения и рекшего: «отца не зовите себе на земли,… ни наставника,… един бо есть Отец ваш»… и наставник Христос (Мф. 23:8−9).
Итак ты обязан духовным отцам (Евр. 13:17; Евр. 7:24) всякою любовию и честию, так как почтение к ним относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от «Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется» (Еф. 3:15). Потщись же во всю жизнь иметь духовного отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам духовным дана власть вязать и разрешать души, и все, «что свяжут… они… на земле, будет связано… и на небе, а… что разрешат… они… на земле, будет разрешено на небесах» (Ин. 20:23; Мф. 16:19; Мф. 18:18; Иак. 5:16).
Такую благодать и власть они прияли от Христа. Посему беспрекословно покоряйся им, чтобы не сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо если прекословящий родителям по плоти в тех предметах, которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по закону (Исх. 21:16; Мф. 15:4), то прекословящий духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа Божия и не губит ли собственной души? Посему следуй внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы спасти свою душу и соделаться наследником вечных и неистленных благ.
Источник: Изъяснение десяти заповедей.
Амвросий Медиоланский (
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Для того даровал отцам Бог такую благодать, чтобы у сыновей благочестие провозглашалось как нечто первостепенное. Стало быть, учение отцов есть учение детей. Итак, чти отца, да благословит он тебя. Пусть чтит отца благочестивый — из благодарности, неблагодарный — страха ради. Пускай беден отец и не имеет изобилия богатства, чтобы оставить сыновьям — однако он может оставить наследие последнего благословения, которое призовет на потомков щедрые дары освящения. А быть блаженным куда как больше, нежели быть богатым.
Источник: О патриархах.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Как Священное Писание учит относиться к родителям?
Насколько тяжек грех непочтения к родителям?
Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (см. Исх. 21:16).
Почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия?
Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни.
Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия?
Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном.
Почему в заповедях о любви к ближним прежде всего упоминаются родители?
В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.
Кого, кроме родителей, следует нам почитать?
В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.
Кто для нас может быть вместо родителей?
Вместо родителей для нас являются: отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях.
Как Священное Писание говорит о почтении к государю?
Священное Писание так говорит о почтении к Государю: Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13:1−2). Потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13:5). Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч. 24:21). Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21). Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2:17).
Как далеко должна простираться наша любовь к государю и отечеству?
Наша любовь к Государю и Отечеству должна простираться до готовности отдать за них свою жизнь (см. Ин. 15:13).
Как Священное Писание говорит о почтении к пастырям и учителям духовным?
Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр. 13:17).
Как Священное Писание говорит о почтении к старшим по возрасту?
В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер (1 Тим. 5:1−2). Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего (Лев. 19:32).
Как Священное Писание говорит о почтении к благодетелям?
Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).
Кого ещё следует почитать подобно родителям?
Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. Учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. Начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. Судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. Начальники военные.
Как Священное Писание говорит о почтении к начальствующим?
В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7).
Священное Писание говорит так о подчиненности служителей и рабов господам:
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Еф. 6:5−6). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:8).
Какие обязанности предписываются в отношениях с детьми?
Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).
Как Священное Писание предписывает относиться духовным пастырям к своей пастве?
Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2−3).
Как Священное Писание говорит об обязанности начальствующих и владеющих?
Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1).
Как следует поступать, когда требуют от нас противного Священному Писанию?
Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало.
Как называется добродетель, которую требует от нас пятая заповедь?
Добродетель, которую требует пятая заповедь, называется послушанием.
Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О пятой заповеди
«Если же в столь трудных обстоятельствах столь совершенное почтение Матери Своей оказал Господь наш, то, без сомнения, должно заключить, что и в других случаях, хотя Он, по-видимому, чуждался Ее, чуждался отнюдь не в предосуждение духовному величию, которое сотворил Он Ей Своим от Нее рождением, а только по уважению других высоких обязанностей Своего земного служения. Вспомним Его учение: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10:37). Так поучая, так должен Он был и творить, и примером дать силу поучению, по собственному Его правилу, что велий в Царствии Небесном должен сотворить и научить (Мф. 5: 19). Посему надлежало Господу Иисусу когда-нибудь в земной жизни Своей делом показать, как совершенно любит Он земную Матерь Свою, только не паче Отца Своего Небесного, и как сыновнюю по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому». Так «Матерь Иисуса требует, чтобы Он чудесно произвел вино на браке. Но чудеса назначены не для угождения Матери, а для явления славы Божией. Итак, здесь угождение Матери надлежало принести в жертву, и для совершенства этого жертвоприношения пожертвовано и самой мыслью о Матери и самым наименованием Матери: что (есть) Мне и Тебе, Жено? не у прииде час Мой (Ин. 2:4). Впрочем, час явить славу Божию, который не пришел прежде этой жертвы, наступил вслед за ней, и потому чудо, в котором, по-видимому, отказано Матери, через минуту совершается.
Источник: Учение о семейной жизни.
Николай Сербский (1880−1956)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Прежде чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился и воздал хвалу и уважение. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете.
Почитай отца твоего и матерь твою, ибо твой путь от рождения и до сего дня полит материнскими слезами и отцовским потом. Они любили тебя и тогда, когда всем прочим ты, немощный и грязный, внушал отвращение. Они будут любить тебя и тогда, когда все тебя возненавидят. И когда все будут бросать в тебя камни, мать бросит тебе бессмертник и базилик — символы святости.
Отец твой любит тебя, хотя знает все твои недостатки. А другие возненавидели тебя, хотя узнали лишь добродетели твои.
Твои родители любят тебя с благоговением, ибо предчувствуют, что ты — дар Божий, доверенный им на сохранение и воспитание. Никто кроме родителей твоих не в состоянии увидеть тайну Божию в тебе. Их любовь к тебе имеет святой корень в вечности.
Через нежность свою к тебе твои родители постигают нежность Господа ко всем чадам Его.
Как шпоры напоминают коню о хорошей рыси, так и твоя резкость по отношению к родителям побуждает их еще больше заботиться о тебе.
Сын, не гордись своими знаниями перед своим необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоих знаний.
Дочь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, ибо ее сердце прекраснее твоего лица. Вспомни, что и ты, и твоя красота вышли из ее истощенного тела.
Научись, дочь, почитать своего отца, ибо только так ты научишься почитать и всех других отцов на земле.
День и ночь развивай в себе, сын, почитание матери своей, ибо только так ты научишься почитанию всех других матерей на земле.
Поистине, дети, вы делаете не много, если почитаете своих отца и мать, а других отцов и матерей презираете. Уважение своих родителей должно стать для вас школой уважения всех мужчин и всех женщин, которые в муках рождают, в поте лица своего растят и в страданиях любят своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Господь Бог вас благословил на земле.
Источник: Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.
Никодим Святогорец (1749−1809)
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. Как и дети должны получать от них следующее: питание, добрый словесный совет, добрый жизненный пример на деле, охрану от злого общения, обучение грамоте или какому-нибудь искусству у добрых учителей и мастеров, а также телесное наказание для вразумления. Кто не почитает своих духовных отцов, архиереев, иереев, учителей и своих старцев в ангельском образе. Рабы, не почитающие своих хозяев. Подчиненные, не почитающие царей и своих владык. И просто те, кто не почитает своих благодетелей.
Источник: Руководство к исповеди.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
В родителях утверждено бытие детей и после их рождения во всю жизнь. Чти отца твоего и матерь… да долголетен будеши на земли. Какого же почтения они достойны! И собственное благо каждого обязывает почитать родителей — да благо ти будет. Родители, некоторым образом, — боги наши.
Источник: Дневник. Том III. 1859−1860.
Августин (354−430)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Если ты боишься, что твой сын не будет служить тебе, не получив богатства, то почтение зависит не от любви, а от цены. Насколько лучше сын бедняка, сын обремененного бедностью и нуждающегося человека, который, ничего не ожидая от своего отца, ибо у него ничего нет, что он мог бы ему оставить, изо всех сил, в поте лица ухаживает за ним! Иногда и сыновья богачей, испытывая страх Божий, не ожидая ничего от своих родителей, но так как они — родители и родили их, и воспитали, и Бог заповедовал, говоря: Почитай отца твоего и мать твою, — также оказывают им уважение. Но там, где предложено вознаграждение, чувства скрыты.
…Человек видит своих родителей, и его жизнь начинается с их дружеского отношения. Кого же может пощадить тот, кто не чтит своих родителей?
Иероним Стридонский (
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
И в Евангелии Господь рассуждает о предписании Закона, в котором говорится: Почитай отца своего и мать свою, — надо понимать, не на словах, звук которых может обмануть родительскую бедность пустой лестью, но необходимой помощью в жизненных средствах. Ибо Бог приказывает, чтобы дети кормили родителей-бедняков и воздавали старцам благодарность за то, что получили в детстве.
Ориген (
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Разве нельзя сказать, что заповедь, гласящая: Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо, полезна сама по себе без всякого истолкования и что ее следует соблюдать, да и апостол Павел пользовался этими же словами?
Источник: О началах.
Бог сказал: Почитай отца твоего и мать твою, поучая отдавать родителям, от которых родился, подобающую честь. Составляющей этой чести было и то, чтобы уделять им необходимую для жизни пищу и одежду, и другое, чем может угодить своим родителям.
Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц (Притч. 20:20), целых поколений (Иер. 35:18−19; Притч. 1; Сир. 3:6−9) и всего народа.
Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами (ср. Еккл. 4:9−12) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи — признак близкой гибели целого народа (Мих. 7:6 и д.). Ввиду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья — залог прочного общества.
Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении ст. 12, но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии (5:16), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX.