боже царя возьми нам он не нужен в лоб он контужен японцами
Деревенька Норвегино
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Вы здесь » Деревенька Норвегино » Изба читальня » Боже царя храни, он нам не нужен.
Боже царя храни, он нам не нужен.
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться115-02-2011 19:22:25
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ, ОН НАМ НЕ НУЖЕН
Боже, царя храни,
Он нам не нужен.
Он в лоб контужен
Японцами.
Песенка времен Русско-японской войны 1904-1905, пародия на имперский гимн «Боже, царя храни» (сл. В. Жуковского, с 1833 муз. А. Львова). Возможно, куплетов было много.
Боже, коль благ еси,
Всех царей в грязь меси!
Кинь под престол!
Кинь под престол
Сашеньку, Машеньку,
Мишеньку, Костеньку
И Николашеньку
на кол!
Первая половина 1820-х годов
О ПРАВОСУДНЫЙ БОГ
О правосудный бог!
Сотри гордыни рог
И от пустых тревог
Нас сохрани!
Царей-мучителей,
Фронта любителей,
Правды гонителей
Искорени!
Воинство бранное,
Силой набранное,
От клятвы данныя
Освободи!
Нашей державою,
Сам полный славою,
В битвах за волю
Руководи!
И, как орел вольна,
Сил молодых полна,
Пускай цветет она
На радость нам.
Пускай могучею,
Вечно гремучею,
Гибельной тучею
Будет царям.
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Неизвестный автор
На голос: «Ах, тошно мне на чужой стороне»
Господи, царя спаси!
Он ввел правду на Руси;
Он злых губит,
Добрых любит
И всем правый суд творит.
Любит русский он народ
И честит честных господ;
Награждает,
Понуждает,
Хочет взятки истребить.
А от взяток вся беда,
В правом деле нет суда,
Ни законы,
Ни поклоны
От подьячих не спасут.
А что было у нас встарь,
Тянет душу секретарь —
В волчьей коже
Судьи тоже,
Как овец, мирян дерут.
Уж давно было пора
Вынуть палочку Петра;
От дубины
Судей спины
Не ломались ведь при нем.
А теперь хоть то же зло,
Да разнежились зело;
Чуть их тронут,
Кричат, стонут,
Будто жгут живых огнем.
Гонят, грабят всех они,
Их же с места не гони!
Красть не стыдно,
А обидно,
Когда с места сгонят прочь.
Тронут лишь приказных род,
Вопиют во весь народ
Об обидах
В разных видах,
Заставляют баб кричать.
Славно было бы, когда б
Розгами посекли баб,
Чтоб молчали
Не кричали,
Перестали всех смущать.
Да уж хоть кричи, хоть пой,
Хоть пляши, хоть волком вой,
А за взятку
Дадут катку,
Что костей не соберешь.
Где злым катанье, мытье,
Православным там житье,
И раздолье,
И приволье:
Хлеб-соль ешь, а правду режь!
Господи, царя спаси!
Он ввел правду на Руси;
Он злых губит,
Добрых любит
И всем правый суд творит!
ГИМН («Боже! вина, вина. »)
Н. Языков
Боже! вина, вина!
Трезвому жизнь скучна,
Пьяному рай!
Жизнь мне прелестную
И неизвестную,
Чашу ж не тесную,
Боже, подай!
Пьянства любителей,
Мира презрителей,
Боже, храни!
Души свободные,
С Вакховой сходные,
Вина безводные
Ты помяни!
Чаши высокие
И преширокие,
Боже, храни!
Вина им цельные
И неподдельные!
Вина ж не хмельные
Прочь отжени!
Пиры полуночные,
Зато непорочные,
Боже, спасай!
Студентам гуляющим,
Вино обожающим,
Тебе не мешающим,
Ты не мешай!
ЮНКЕРСКАЯ МОЛИТВА
М. Лермонтов
Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алёхин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять –
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.
ПЕСНЬ РУССКОМУ ЦАРЮ
Неизвестный автор
Бахус! Царя храни!
Сильным вином
Ты его напои!
Гордых хранителю,
Слабых смирителю,
Хорошеньких любителю
Вина ниспошли!
Перволюбовнику,
Девиц поклоннику,
Амур, помоги!
Девицу стройную,
Лицом достойную;
Жену ты законную
Прочь отжени!
Бранные науки,
Занимают от скуки
Нашего царя.
Жизнь его примерную,
Нелицемерную,
Вину только верную,
Бахус, поддержи!
Нашего Гермеса,
Винного Геркулеса,
Вакх, храни!
К любви стремление
В любви смирение,
В неудаче терпение —
Амур, ему дай!
Будь его заступником,
Верным сопутником,
В любви помоги!
Бутылку поднебесную,
Глазу прелестную,
Желудку известную,
Вакх, ниспошли!
БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ! ДЕСПОТУ ДОЛГИЕ ДНИ…
Боже, царя храни!
Деспоту долгие дни
Ты ниспошли.
Сильный жандармами,
Гордый казармами,
Царствуй на страх сынам
Руси бесправной,
Царь православный,
Царствуй на страх глупцам!
Враг просвещения,
В царстве хищения
Мирно живи!
Всех, кто свободу
Ищет народу,
Бей и дави!
Твой голодающий,
Вечно страдающий
Бедный народ
В храмах моления,
Благословения
Всё тебе шлет.
Время настанет,
Солнце проглянет –
Разбудит борцов…
Пользуйся временем!
Царствуй над племенем
Жалких рабов!
ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ.
Неизвестный автор
и т. д. еще 13 строк. Четыре последние:
И других сволочей,
Воздай им, господи,
И бедную Россию не покинь.
Аминь.
Поделиться215-02-2011 19:32:12
Пародия на гимн БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!. Первоначально он пелся на мелодию английского королевского гимна «God, save the Queen» и впервые был исполнен как русский национальный гимн в 1816 году с на параде в Варшаве по поводу встречи Александра I (слова Жуковского, 1814). Официального статуса он тогда не имел и оставался гимном неофициальным, пока его не утвердил Николай I 31 декабря 1833 года с новой, специально написанной осенью 1833 мелодией А. Львова и заново отредактированным текстом Жуковского. Вскоре за свою пародию на гимн, написанную десятилетие назад, поплатился художник Уткин.
Песню «Боже, коль благ еси. » непредусмотрительно спели на вечеринке у провокатора И. П. Скаретко в Москве в ночь с 8 на 9 июля 1834 года; на следующий день автор был арестован и посажен «на бессрочное время» в Шлиссельбург, где и умер в 1838. Приговор разделили поэт Соколовский, автор песни «Русский император в вечность отошел. «
РУССКИЙ ИМПЕРАТОР.
В. И. Соколовский
Русский император
В вечность отошел,
Ему оператор
Брюхо распорол.
Плачет государство,
Плачет весь народ,
Едет к нам на царство
Константин-урод.
Но царю вселенной,
Богу вышних сил,
Царь Благословенный
Грамотку вручил.
Начало 1830-х годов
Из крамольных песен эпохи декабристов: «Ах, тошно мне» К. Рылеева и А. Бестужева и анонимной «Народной песни» (1821-1823). Видимо, именно по этой причине в 1825 году романс был запрещен.
АХ, ТОШНО МНЕ
Кондратий Рылеев и Александр Бестужев
На голос: «Ах, тошно мне на чужой стороне»
Ах, тошно мне
И в родной стороне;
Всё в неволе,
В тяжелой доле,
Видно, век вековать.
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?
А что силой отнято,
Силой выручим мы то.
И в привольи,
На раздольи
Стариною заживем.
А теперь господа
Грабят нас без стыда,
И обманом
Их карманом
Стала наша мошна.
Бара с земским судом
И с приходским попом
Нас морочат
И волочат
По дорогам да судам.
А уж правды нигде
Не ищи, мужик, в суде,
Без синюхи
Судьи глухи,
Без вины ты виноват.
Там же каждая душа
Покривится из гроша:
Заседатель,
Председатель
Заодно с секретарем.
Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь:
То дороги,
То налоги
Разорили нас вконец.
А под царским орлом
Ядом потчуют с вином.
И народу
Лишь за воду
Велят вчетверо платить.
Уж так худо на Руси,
Что и боже упаси!
Всех затеев
Аракчеев
И всему тому виной.
Он царя подстрекнет,
Царь указ подмахнет.
Ему шутка,
А нам жутко,
Тошно так, что ой, ой, ой!
А до бога высоко,
До царя далеко.
Да мы сами
Ведь с усами,
Так мотай себе на ус.
Почти 200 лет прошло. ничего не изменилось
Отредактировано Kulema (15-02-2011 19:34:58)
Боже царя возьми нам он не нужен в лоб он контужен японцами
заблестел Восток зарею
гул разнесся по горам
и в Манчжурию средь боя
прибыл сам Самсонов к нам
вы скачите в бой орлами
удалые казаки
генерал Самсонов с нами
сам ведет свои полки
казаки перекрестились
кровь забилася в сердцах
в бой с героем устремились
за Царя врагам на страх
ваши храбры командиры
закаленные бойцы
не боятся и мортиры
в перестрелках удальцы
так говаривал нередко
нам Самсонов генерал
вы стреляете все метко
я за вами наблюдал
вы сибирские казаки
удальцы и храбрецы
вы искусные рубаки
в перестрелках молодцы
генерал Самсонов с нами
дай Бог здравия ему
сам командовал полками
рады мы всегда ему
славу Скобелева помнят
и поныне казаки
и Самсонова запомнят
все Сибирские полки
о жене и матери забыл
маузер прикладистый добыл
и тугие плечи оголя
вышел за околицу в поля
было много пищи и добра
были добрые маузера
но под осень кочки оголя
сняли косы пышный гаолян
далеко до сопок и тайги
наседали сильные враги
и горнист с серебряной трубой
правильно развертывает бой
и хунхуза сдавшегося в плен
чьи-то руки подняли с колен
связанного бросили в тюрьму
отрубили голову ему
и на длинной жерди голова
не жива была и не мертва
и над ней кружилось воронье
птицы ссорились из-за нее
Красота!
А гуляла тогда и переделка гимна «Боже, царя храни».
Боже, царя возьми!
Нам он не нужен,
В лоб он контужен
Японцами!
//А гуляла тогда и переделка гимна «Боже, царя храни».//
Кстати оригинальный текст написан В.Григоровым который в 1900 эмигрировал во Францию. Там много куплетов 🙂
Холодные волны, чужие рассветы,
Враждебные воды и ночи без снов.
На смертную битву раздала билеты
Война экипажам стальных островов
Уже за кормой бури трех океанов,
Блеснул первый лучик последней зари,
Расходятся волны от мощных таранов,
Эскадра на курсе Норд-Ост 23.
Пусть громким, пасхальным и радостным звоном
Гудит от прямых попаданий броня
За то, чтобы зло нам не стало законом
Отдам даже жизнь, не жалея ни дня!
Снился ты нам с наших первых веков
Где-то за высью чужих плоскогорий,
В свете и в пенье полдневных валов,
Южное море.
Топкая тундра, тугая тайга
Страны шаманов и призраков бледных
Гордым грозили закрыв берега
Вод заповедных.
Но нам вожатым был голос мечты!
Зовом звучали в веках ее клики!
Шли мы, слепые, и вскрылся нам ты.
Тихий Великий!
Чаша безмерная вод! Дай припасть
К блещущей влаге устами и взором,
Дай утолить нашу старую страсть
Полным простором!
Вот чего ждали мы, дети степей!
Вот она, сродная сердцу стихия!
Чудо свершилось; на грани своей
Стала Россия.
Агапкин, автор «Прощания славянки», созданной во время славянского воодушевления Балканской войны, использовал жалостливый мотив солдатской песни, сложенной под Мукденом.
Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?
Оторвет мне иль ноги, иль руки,
На носилках меня унесут.
И за все эти страшные муки
Крест Георгия мне поднесут…
Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за это, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои.
Стихи: Городницкий А.М.
Цусимы погребальные дымы
Из памяти изгладились едва ли.
Почти что век всё бередит умы
Легенда о бездарном адмирале,
Отдавшем наш Балтийский грозный флот
На истребленье азиату Того.
Что знали мы до этого? — Немного.
Архив японский новый свет прольёт
На давний полюбившийся нам миф
О глупости. Вводя эскадру в дело,
В кильватер флагман выстроил умело
Свои суда, врага опередив.
И правые борта окутал дым,
И грянули басы наводки дальней,
Но не было заметных попаданий, —
Ответ же оказался роковым.
Напрасны обвинения молвы
В стрельбе неточной. Дело было вот как:
Без промаха сработала наводка,
Снаряды же не взорвались, увы.
Из побеждённых кто об этом знал,
Когда, лишённый флота и охраны,
Рожественский, злосчастный адмирал,
Сдавался в плен? — Хлестала кровь из раны.
Кто клевету бы после опроверг,
Припомнив запоздалый этот довод?
Империя, как взорванный дредноут,
Пошла крениться ржавым брюхом вверх.
И двинулся беды девятый вал,
Сметая государства и народы.
Рожественский, конфузный адмирал,
Не ты виновник нынешней свободы.
Не флагманы, разбитые поврозь,
И не раскосый желтолицый ворог, —
Виной пироксилин — бездымный порох
И русское извечное «авось».
Давно уж нет на карте Порт-Артура
Прошло сто лет потоком разных дат
Лишь временем размытые фигуры
Из пожелтевших книг на нас глядят
Борьба не тихнет.
В каждом доме
Стоит кровавая мечта,
И ждём мы в тягостной истоме
Столбцов газетного листа.
В глухих степях, под небом хмурым,
Тревожный дух наш опочил,
Где над Мукденом, над Артуром
Парит бессменно Азраил.
Теперь не время буйным спорам,
Как и веселым звонам струн.
Вы, ликторы, закройте форум!
Молчи, неистовый трибун!
Когда падут крутые Веи
И встанет Рим как властелин,
Пускай опять идут плебеи
На свой священный Авентин!
Но в час сражений, в ратном строе,
Все — с грудью грудь! и тот не прав,
Кто назначенье мировое
Продать способен, как Исав!
Пусть помнят все, что ряд столетий
России ведать суждено,
Что мы пред ними — только дети,
Что наше время — лишь звено!
***
Азраил — ангел смерти у мусульман.
Ликторы — почетный караул в Римской республике.
Форум — площадь в Древнем Риме, центр общественной жизни города.
Веи — город на скале в Этрурии, который римляне сумели взять лишь после десятилетней осады (V в. до н. э.).
Авентин — холм, на котором в 449 г. до н. э. собрались плебеи Рима, требуя политических прав и отказываясь участвовать в войнах.
Исав — старший сын библейского патриарха Исаака, продавший право первородства брату Иакову за чечевичную похлебку.
«И вот в железной колыбели,
В громах, родится новый год.»
Ф. Тютчев (1856)
Весь год прошел как сон кровавый,
Как глухо душащий кошмар,
На облаках, как отблеск лавы,
Грядущих дней горит пожар.
Как исполин в ночном тумане
Встал новый год, суров и слеп,
Он держит в беспощадной длани
Весы таинственных судеб.
Качнулись роковые чаши,
При свете молний взнесены:
Там жребии врага и наши,
Знамена тяжкие войны.
Молчи и никни, ум надменный!
Се — высшей истины пора!
Пред миром на доске вселенной
Веков азартная игра.
И в упоении и в страхе
Мы, современники, следим,
Как вьется кость, в крови и прахе,
Чтоб выпасть знаком роковым.
От павших твердынь Порт-Артура,
С кровавых манчжурских полей
Калека-солдат истомленный
К семье возвращался своей.
Спешил он жену молодую
И милого сына обнять,
Увидеть любимого брата,
Утешить родимую мать.
Пришел он. В убогом жилище
Ему не узнать ничего:
Другая семья там ютится,
Чужие встречают его.
И стиснула сердце тревога:
Вернулся я, видно, не в срок.
«Скажите, не знаете ль, братья,
Где мать. где жена. где сынок. »
— «Жена твоя. Сядь. Отдохни-ка.
Небось твои раны болят. »
— «Скажите скорее мне правду.
Всю правду!» — «Мужайся, солдат.
Толпа изнуренных рабочих
Решила пойти ко дворцу
Защиты искать. с челобитной
К царю, как к родному отцу.
Надевши воскресное платье,
С толпою пошла и она
И. насмерть зарублена шашкой
Твоя молодая жена. »
«Но где же остался мой мальчик?
Сынок мой. » — «Мужайся, солдат.
Твой сын в Александровском парке
Был пулею с дерева снят. »
— «Не все еще взято судьбою!
Остался единственный брат,
Моряк, молодец и красавец.
Где брат мой. » — «Мужайся, солдат. »
— «Неужто и брата не стало?
Погиб, знать, в Цусимском бою?»
— «О нет. Не сложил у Цусимы
Он жизнь молодую свою.
Убит он у Черного моря,
Где их броненосец стоит.
За то, что вступился за правду,
Своим офицером убит. »
Ни слова солдат не промолвил,
Лишь к небу он поднял глаза.
Была в них великая клятва
И будущей мести гроза.
Плач по Верещагину
Какой великолепный порыв –
Изобразить своею кистью ужасы войны,
Чтобы распространить по свету,
Среди всех людей желание мира!
О, высокое влечение –
Посвятить искусство идеалам человечности.
Ты приехал на поля кровавых битв издалека
И смело встал под пушки,
Чтобы встретить смертную беду.
В заливе у Порт-Артура, кишащем
Морскими хищниками, ты свои краски
Разбавлял морской водой, и под светом прожекторов
Вдохновенно отдавался свободе живописца.
И когда рассеялся пороховой дым,
Там уже не реял над волнами контур корабля.
Неисчерпаема скорбь – как неисчерпаемы
Вечно плещущие глубины тех морей.
Не будучи богом, едва ли ты мог предугадать,
Что именно войне, которую ты всецело ненавидел,
Будет принесено в жертву
Тело твоё.
Я не столько скорблю о гибели Макарова,
Который, быть может, и великий воитель –
Но тебя, Верещагин, о мастер холста,
Не оплакать никак не могу.
Однако вот оно – и адмирал,
Выдающийся своим ратным искусством,
И художник, любяще преданный делу мира –
Оба они, связанные благородной дружбой,
Погребены в пучине морских вод.
Запечатлей же, история, эти время и место –
Запечатлей, что 13 апреля 1904 года
Вдали от горных берегов под Цусимой
Погибли душа мира и душа войны.
Увы, наделённый от евангелия мира
Миссией любви, ты спустился с небес,
Но наказа не совершив до конца,
Ты уже возвращаешься на небеса.
И этим ты доказал всему свету,
Своей собственной жизнью доказал, что война,
С помощью которой люди губят людей –
Это безмерный грех.
В самом деле, люди, охваченные жаждой воевать,
Поголовно преображаются в бесов.
Пламя пылает, льётся кровь,
Свет выглядит как подлинный ад.
О, ты понял своё призвание
И пожертвовал телом неповторимым своим –
А почему не гибнет, не предаётся позору и смерти тот,
Кто хвалит бойню и обольщает ею людей?
Сколько бы ни терпели поражений отечества,
Слава искусства – его человечность.
Так гляди же – вот плывёт по волнам Бог моря, Дракон,
И увенчивает тебя лавровым венком.
Стихи «Плач по Верещагину” были напечатаны в периодическом издании «Синсэй” («Новый голос”) в 1906 г. (№ 1 за 1 января 1906 г.).
Перевод с японского Масанори Готоу, Михо Сибукура, Сергея Небольсина и Муцуми Кога
Боже царя возьми нам он не нужен в лоб он контужен японцами
Общество ЦАРЬГРАД запись закреплена
ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ | ПЕНЗА
О новом памятнике Сталину в Пензе.
Он был установлен в Октябрьском районе города в преддверии 75-летия Великой Победы. Бюст Сталину был установлен на улице Кирпичной, на частной территории офиса Московского механического завода специального оборудования, чей филиал работает в Пензе. На постаменте изображён герб Советского Союза, нанесены надписи «СССР» и «И.В. Сталин».
Открытие памятника состоялось в начале мая, перед празднованием 75-летия Великой Победы. Установка памятника Сталину – это инициатива руководства ЗАО «ММЗСО». Каких либо торжественных мероприятий по случаю открытия памятника не проводили. Привезли – установили, покрасили, облагородили территорию вокруг. Напомним, что это уже второй памятник Сталину в Пензе. Первый был установлен 15 июля 2011 года по инициативе коммунистов рядом с офисом КПРФ на проезде Дарвина. Бюст вождю был изготовлен в Южной Осетии.
В 2015 году, коммунисты приобрели новое здание на улице Кирова, и памятник Сталину был перенесён в центр Пензы. Торжественное открытие состоялось 9 сентября 2015 года. Бюст т. Сталину, который установлен рядом с офисом ЗАО «ММЗСО» практически идентичен тому, что стоит у здания Пензенского обкома КПРФ.
Почему в преддверии Дня Великой Победы поставили бюст именно ему? Почему не Г. Жукову, не нашему земляку — маршалу Крылову, ни Кижеватову, ни Клочкову-Диеву, которые совершили реальные подвиги не жалея живота своего. Ни, в конце концов, как говорил Леонид Быков в фильме «В бой идут одни старики»: «рядовому пехотному Ване»? Есть настоящие простые герои, не запятнаные кровью и неблаговидными поступками, которые не были в юности ни уголовниками, ни бандитами, не сидели в тюрьме и на каторге, а верой и правдой служили своему народу несмотря ни на что.
Особенно странно смотрится эта установка на фоне уничтожения памятника адмиралу А.В. Колчаку в Стерлитамаке несколько дней назад.
Думаю, ответ простой. КПРФ активно спонсирует создание памятников Сталину по всей стране, и средства осваиваются. И таким образом нам навязываются чуждые Пензе образцы этого террориста и революционера-интернационалиста абсолютно чуждого русскому народу.
Сегодня нам удалось заснять это место. Руководства не было на месте, для того, чтобы дать внятный комментарий. Пришлось пообщаться с начальником охраны, который не смог объяснить причину установки бюста именно 9 мая.
Интеллектуальный пигмей на троне
Мудрых советников он не слушал, ввязался в войну, дождался революции и погубил не только себя…
Известно, что события «Кровавого воскресенья» произошли 22 января (9 января по старому стилю) и положили начало Первой русской революции. Менее известно, что за три дня до этого было совершено покушение на императора, которое случайно или нет, но в некоторых деталях напоминало о подавлении восстания декабристов. Тогда из пушек стреляли картечью не только и не столько по восставшим, сколько по многотысячной толпе сочувствующих штатских. В итоге их погибло втрое больше, чем военных. Так вот, спустя 80 лет к Николаю II, который был правнуком Николая I, жестоко подавившего восстание декабристов, прилетела «обратка» в виде картечи, выпущенной из пушки.
Весьма примечательно, что произошло все это на льду Невы, где в декабре 1825-го добивали восставших декабристов из пушек. Официально январское происшествие было признано «несчастным случаем», хотя понятно, что заряд картечи не мог «случайно» оказаться в орудии и так же «случайно» полететь прямо в сторону царской палатки. Возможно, кто-то из военных был сильно обижен на царя за сдачу японцам Порт-Артура. Ведь капитуляция произошла как раз за полмесяца до Крещенского водосвятия. Главным автором позора Порт-Артура и последующей Цусимы был сам император. Народ это понимал и на мотив царского гимна распевал: «Боже, царя возьми! Нам он не нужен, в лоб японцами контужен!».
За десять лет до этого начальник Главного штаба генерал-адъютант Обручев на Особом совещании по Дальнему Востоку заявлял: «Для нас в высшей степени важно ни под каким видом не впутываться в войну». Гениальный министр финансов Сергей Юльевич Витте в 1898 году выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где был сооружён Порт-Артур.
Япония не хотела войны и пыталась договориться с Россией. В 1901 году японский спецпредставитель маркиз Ито привез в Петербург конфиденциальное предложение о разделе сфер влияния: России Маньчжурию, Японии Корею. Николаю II этого показалось мало. Помимо Витте, против игры с огнем в Корее выступали министр иностранных дел Ламсдорф и военный министр Куропаткин. Но император мудрых министров не слушал. Как вспоминал потом Витте, царь мечтал, как минимум, о создании «Желтороссии» в Маньчжурии, как максимум — о принятии титулов богдыхана китайского и микадо японского.
К началу XX века Япония располагала первоклассными армией и флотом с хорошим боевым опытом. Японию поддерживала Британия, с которой она в 1902 году заключила союз, а также Америка. Россию же не поддерживал никто. В такой ситуации царь рассчитывал на «маленькую победоносную войну», все затраты на которую компенсирует побежденная Япония.
Но получилось все иначе. Государственный бюджет Российской империи в предвоенном 1903 году составлял 1,9 миллиарда рублей золотом. Расходы на ведение войны составили 2,6 миллиарда рублей, Ущерб от войны — ещё 4 миллиарда рублей золотом. Итого: более трех годовых бюджетов империи. Страна находилась на грани финансового краха. Спаслись только благодаря умопомрачительным зарубежным займам.
Русский контр-адмирал Александр Бубнов писал о Николае II: «Обладая средними умственными способностями, затемненными большим религиозным мистицизмом и устарелыми политическими взглядами, он просто не в состоянии был разумом «объять» грандиозную задачу управления Российской Империей, которая легла на него тяжелым бременем и к которой он не готовился. А готовился он лишь к военной карьере, которую очень любил, и уровень его знаний соответствовал образованию гвардейского офицера, что, само собой разумеется, было недостаточно для управления государством…»
Лучше всего об интеллектуальном уровне императора говорят его дневники. Короткие записи, где рассказывается в основном о погоде, о прогулках, о том где и с кем завтракали и обедали. Там не найдете каких-либо размышлений о судьбе России и не узнаете о причинах важных решений. Кажется, что этот дневник писал не император огромной державы, а какой-то недалекий гимназист. Вот, к примеру, запись в царском дневнике, сделанная в понедельник 27 декабря 1904 года:
«Утром было 8° мороза с сильным ветром, днем уже таяло. Гулять не успел. Были обычные доклады. Дядя Алексей завтракал, принял еще Танеева и Витте. Аликс, катаясь с детьми с горы на катке, опрокинулась и ушибла себя пониже спины. Читал и занимался долго».
Обратите внимание, о чем шла речь на встрече с гениальным министром Витте в дневнике ничего не говорится. О событиях в стране тоже ни слова. Зато упомянута попочка царицы, ушибленная при катании с горки. Для царя это было важнее всего! Так что, выражение «ума палата» точно не про последнего русского императора…