бпк решительный история и судьба
Sevastopol.info
Часовой пояс: UTC+03:00
БПК=РЕШИТЕЛЬНЫЙ=
Не в сети |
Случайный посетитель |
Зарегистрирован: 13 июн, 2015, 14:15
Сообщения: 1 Репутация: 0
Не в сети |
* |
Зарегистрирован: 14 янв, 2017, 0:19
Сообщения: 144 Репутация: 70
БПК «Решительный» 25.06.1965 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 30.06.1966 г. и 24.01.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй 30.12.1967 г. и 11.01.1968 г. включен в состав Черноморского Флота. 07-31.06.1967 г. и 01.04-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. «Решительный» выполнял боевую задачу до того, как вступил в строй? | |
Часовой пояс: UTC+03:00
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: calengil и 37 гостей
От «Николаева» до «Керчи». Как строились, служили и уходили БПК проекта 1134-Б
В феврале на большом противолодочном корабле «Керчь» Черноморского флота спустили военно-морской флаг. Несколько дней назад корабль отвели в бухту Инкерман, где вскоре начнется его утилизация. Эти события ставят точку в длинной и интересной истории кораблей проекта 1134-Б «Беркут-Б». БПК этого типа несли службу с начала семидесятых годов и демонстрировали флаг в самых удаленных районах, но их время прошло.
Крейсер, ПВО и ПЛО
История пр. 1134-Б восходит к осени 1964 г., когда было принято решение о разработке нового корабля ПВО-ПЛО океанской зоны. Будущий БПК пр. 1134-А решили строить на основе ракетного крейсера пр. 1134 с сохранением корпуса и ряда систем. В дальнейшем проект 1134-А успешно довели до строительства.
В апреле 1966 г., еще до завершения работ по пр. 1134-А, ВМФ и Минсудпром запустили разработку нового корабля ПВО-ПЛО (в дальнейшем переведен в класс БПК) с иным вооружением и газотурбинной двигательной установкой. Разработку такого корабля поручили Северному ПКБ.
В ноябре 1967-го технический проект 1134-Б «Беркут-Б» был утвержден. К этому времени проектная организация успела передать на Завод им. 61 Коммунара (г. Николаев, УССР) основную часть рабочей документации, и там полным ходом вели подготовку к строительству. Также к строительству готовился николаевский Южный турбинный завод, которому предстояло поставлять двигатели.
Семь единиц
25 июня 1968 г. состоялась церемония закладки головного БПК, получившего имя «Николаев». В декабре следующего года корабль спустили на воду и отправили на достройку. В 1970-м начались заводские испытания. Государственные испытания провели в декабре 1971 г., и в последний день года флот принял корабль. Вскоре его ввели в состав одного из соединений.
Первым серийным БПК нового проекта стал «Очаков», заложенный в декабре 1969 г. и строившийся до весны 1972-го. В ноябре 1973 г. его принял заказчик. Третий корабль проекта, «Керчь», заложили весной 1971 г. и сдали в конце 1974-го. В 1972-75 гг. прошли церемонии закладки «Азова», «Петропавловска», «Ташкента» и «Таллина». Эти корабли сдали в конце 1975, 1976, 1977 и 1979 г. соответственно.
Таким образом, с 1968 по 1979 г. николаевские кораблестроители передали военно-морскому флоту семь новых боевых единиц. БПК нового типа разделили между двумя флотами. Первые четыре корабля остались на Черном море – «Николаев», «Очаков», «Керчь» и «Азов». Три других отправили служить в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота. Позже, в 1984 г., было принято решение об усилении противолодочных сил КТОФ за счет передачи им корабля «Николаев» из состава КЧФ.
Корабли на службе
Характерной особенностью БПК пр. 1134-Б являлись высокие мореходность и ходовые характеристики. Все это позволяло уверенно решать задачи слежения за подлодками вероятного противника, а также работать на большом удалении от баз, в т.ч. в океанской зоне.
«Беркуты-Б» из состава КЧФ были распределены между несколькими бригадами противолодочных кораблей. В дальнейшем их принадлежность неоднократно менялась. Планы флота предусматривали использование таких БПК в составе корабельных поисково-ударных групп, действующих в Черном и Средиземном морях, а также в Атлантическом океане. Корабли неоднократно работали в составе 5-й оперативной эскадры.
Корабли для КТОФ изначально были распределены по разным соединениям, но в 1979 г. попали в состав 175-й бригады ракетных кораблей 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. В середине восьмидесятых начались новые преобразования, в результате которых «Беркуты-Б» меняли место службы. Так, в 1985 г. их вывели в состав 183-й бригады противолодочных кораблей. В 1991-м они стали частью 48-й дивизии противолодочных кораблей.
Задачей БПК пр. 1134-Б из состава КТОФ являлось патрулирование важных акваторий Тихого океана с целью поиска стратегических ракетоносцев вероятного противника. Советские корабельные группы регулярно выходили в море и организовывали дежурство в вероятных районах запуска ракет, в т.ч. и весьма удаленных – вплоть до Филиппинского моря. Подобная служба продолжалась до первой половины восьмидесятых годов.
К этому времени вероятный противник получил новые ПЛАРБ, вооруженные межконтинентальными БРПЛ, пуск которых мог осуществляться едва ли не на собственных базах. Маршруты патрулирования серьезно изменились, что затем сказалось на особенностях службы советских БПК. В 1980-85 гг. «Беркуты-Б» КТОФ начали использовать свои противолодочные возможности иначе.
Теперь БПК должны были сопровождать свои РПКСН к районам боевого дежурства, а также искать и вытеснять многоцелевые лодки-охотники вероятного противника. Кроме того, рассматривалась возможность проведения глубокой модернизации кораблей, после которой они могли бы сопровождать и защищать надводные корабельные группы при работе на большом удалении от баз.
Корабли в политике
Стоит отметить, что в истории службы БПК пр. 1134-Б присутствовали не только длительные походы с поиском подлодок, но и более интересные эпизоды. Так, в ноябре 1981 г. БПК «Таллин» совершал переход через Индийский океан, где встретился со сторожевиком «Летучий». 26-27 ноября в Республике Сейшельские Острова произошла попытка государственного переворота, после чего советские корабли получили приказ прибыть в п. Виктория, эвакуировать работников посольства и, при необходимости, оказать поддержку законному правительству. Уже 28 ноября два корабля прибыли в указанный порт.
Местные власти сумели отразить атаку и арестовать нескольких наемников. В декабре «Таллин» и «Летучий» на несколько дней покинули Сейшелы, но затем вернулись и оставались в Виктории до середины января 1982-го. Непосредственное участие ВМФ СССР в боях не потребовалось, однако приход двух кораблей наглядно продемонстрировал интересы Москвы в регионе – и, вероятно, существенно повлиял на дальнейшие события.
Трудный период
В конце восьмидесятых ситуация стала меняться. ВМФ строил серьезные планы по модернизации БПК пр. 1134-Б, но их выполнение оказалось под вопросом. Кроме того, из-за политических и экономических проблем вскоре прекратились выходы на боевую службу. Будущее «Беркутов-Б» стало туманным.
В 1987 г. головной БПК пришел в Николаев для проведения капитального ремонта, на который отводилось несколько лет. В 1988-м начался ремонт «Ташкента». В связи с развалом СССР ремонт двух кораблей не завершили, а осенью 1992 г. их и вовсе исключили из списков ВМФ. В 1994-м два БПК продали Индии для разделки на металл.
С иными проблемами столкнулся «Очаков», в 1991 г. пришедший на Севастопольский морской завод для капремонта. Двумя годами позже на корабле произошел пожар, из-за чего потребовались дополнительные восстановительные работы. График ремонта пересмотрели, и возвращение корабля в строй перенесли на начало двухтысячных. Однако этого не произошло. В 2008 г. БПК вывели из дока и отправили в отстой; в 2011-м спустили военно-морской флаг.
В марте 2014 г. «Очаков» в последний раз поучаствовал в реальной операции. «Вежливые люди» затопили отстаивавшийся корабль на входе в о. Донузлав. Что внесло свой вклад в возвращение Крыма. Позже БПК подняли и отправили на утилизацию.
Осенью 1992 г. БПК «Таллин» переименовали во «Владивосток». Летом 1994-го «Владивосток» и «Петропавловск» исключили из боевого состава КТОФ. В 1996-97 гг. два корабля продали индийским предприятиям для разделки.
В 2000 г. из состава ВМФ вывели предпоследний «Беркут-Б» – «Азов». Свой путь этот корабль завершил в Инкермане, где выполнили разборку. После этого в составе ВМФ России оставался только один БПК пр. 1134-Б, «Керчь».
Последний корабль
В 2005-2006 гг. «Керчь» прошла очередной ремонт с заменой части агрегатов и обслуживанием ряда систем. После этого БПК вернулся к службе и возобновил выходы в море. Составлялись планы по модернизации, позволяющей продлить сроки службы.
Летом 2014 г. корабль вновь поставили на ремонт. После его завершения «Керчь» должна была стать флагманом КЧФ, заменив убывающий на ремонт ракетный крейсер «Москва». Однако 4 ноября на борту БПК произошел крупный пожар, серьезно повредивший несколько кормовых отсеков. Обследование конструкций показало нецелесообразность восстановления; корабль предложили списать. В дальнейшем предлагалось переоборудование БПК в учебное или штабное судно, но затем к планам по утилизации вернулись.
Летом 2019 г. было объявлено, что в 2020-м БПК «Керчь» все же отправится на утилизацию. 15 февраля 2020 г. на корабле спустили флаг. 24 апреля под «Прощание славянки» и длинные гудки других кораблей «Керчь» в последний раз вывели из Севастополя. Теперь в Инкермане будут проведены работы по разделке корабля на металл.
Следует отметить, что «Керчь» еще послужит флоту, хотя и необычным образом. В 2016 г. стало известно, что с корабля снимут газотурбинные двигатели и используют их при ремонте сторожевика «Ладный» пр. 1135. Этот корабль вновь выйдет в море уже в мае.
Конец эпохи
Однако к началу девяностых ситуация резко поменялась, и всего за несколько лет почти все противолодочные корабли были списаны ввиду невозможности ремонта и полноценной эксплуатации. Лишь один «Беркут-Б» дожил до нашего времени – однако пожар предопределил его дальнейшую судьбу. Эпоха больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б подошла к концу. Последний из них вскоре порежут на металл.
Бпк решительный история и судьба
ПОПЫТКА «СРЕЗАТЬ НОС» «РОСТИСЛАВУ»
В мае 1908 года подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» были перевезены в разобранном виде по железной дороге из Либавы в Севастополь, а затем собраны. Так и образовался отряд подводных сил Черного моря (вместе с уже находившимися там подлодками «Судак» и «Лосось»). На флоте подводные лодки по тем временам были новыми боевыми кораблями, поэтому морякам самим приходилось разрабатывать тактические приемы по выходу в атаку.
Весной 1909 года начались тренировки по отработке дневных атак на входящие на Севастопольский рейд военные корабли. Затем начальник отряда стал посылать лодки и в ночные «атаки». Командиры отрабатывали их, оставаясь на палубе полупогруженной лодки. Все просьбы проводить ночные атаки под перископом не приносили успеха, командиры считали невозможным идти под перископом ночью и не желали рисковать своими лодками и людьми. Поэтому командир отряда капитан 2 ранга Николай Михайлович Белкин пожелал лично проверить все на практике, потому и пошел ночью 29 мая 1909 года на «Камбале» для проведения учебной атаки возвращающейся в Севастополь эскадры.
В нужный час «Камбала» погрузилась по палубу, командир ее, Михаил Аквилонов, остался наверху, прижавшись к рубке, чтобы по переговорной трубе отдавать приказы по маневрированию лодкой. Командир отряда Белкин, стоя у перископа (внутри лодки), давал указания рулевому. Ночь стояла темная, на море была сильная зыбь. Наконец показались крупные громады силуэтов кораблей. С помощью командира лодки лейтенанта Аквилонова кавторангу Белкину удалось удачно атаковать головной корабль, линкор «Пантелеймон», затем, пройдя очень близко от его борта, он почему-то резко бросился влево наперерез курсу двигавшихся следом за «Пантелеймоном» кораблей.
«Камбала» разломилась на две части и ушла на глубину 29 саженей (62,5 метра), унося на дно всех, кто был внутри лодки! Спущенная на воду шлюпка спасла лишь лейтенанта Аквилонова, находившегося в полубессознательном состоянии. Два офицера и восемнадцать нижних чинов были взяты морем! Я знакомился со списком погибших: курян среди членов экипажа не было, а из соседней Орловской области погибли два человека.
9 сентября 1909 года носовую часть лодки подняли, извлекли тела четырнадцати погибших и захоронили в братской могиле, поставив над ней как памятник рубку несчастной «Камбалы». А кормовая часть лодки все еще покоится где-то на дне.
МИЧМАН БПК «РЕШИТЕЛЬНЫЙ»
Кажется, в сентябре 1990 года я и отправился в город русской морской славы Севастополь! Высокий стройный офицер встретил меня на перроне вокзала и помог найти временное жилье. За два-три дня я посетил Музей Черноморского флота, Панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», Малахов курган, книжные магазины и даже БПК «Решительный», который находился тогда в Северной бухте «на консервации».
Помню, что рядом с БПК стояли плавучая казарма, эсминец 56-го проекта, подлежащий разборке на металл, и величественный артиллерийский крейсер проекта 68А «Михаил Кутузов» (тоже на консервации), который позже перегнали в город Новороссийск, где он и стал кораблем-музеем. К счастью, этот крейсер-красавец не постигла бесславная судьба многих кораблей родного ВМФ, которые в те годы в большом количестве (причем за бесценок) продавались за границу на металлолом.
А еще Юра посоветовал мне посмотреть выставку местного художника Андрея Лубянова, на полотнах которого были мастерски изображены корабли, в том числе и печально известный линкор «Новороссийск». Я бродил по городу и берегам Южной и Северной бухт, а в один из дней поехал на троллейбусе на старое городское кладбище.
ПАМЯТНИК-РУБКА
Увы, я перепутал одну из входных калиток на кладбище, поэтому в дальнейшем все получилось совсем не так, как предполагал мой товарищ, рисуя мне схему и кратчайшую дорогу к памятнику подводникам. Оказавшись на территории городского кладбища, я пошел, как мне думалось, в нужном направлении. Вдоль тенистых аллей живой изгородью росли громадные кустарники, достигавшие в высоту метров четырех-пяти! Я «бороздил» в полном одиночестве эти бесконечно длинные аллеи и никак не мог выйти к намеченной цели.
Увиденное вконец испортило мое настроение, и я, ориентируясь по солнцу и рисунку-схеме, стал пробираться к выходу. И уже у главных ворот увидел домик сторожа, а рядом на костерке его жена готовила обед. Для очистки совести я спросил сторожа о рубке подлодки, и он, к моей радости, сказал, что памятник находится не так уж и далеко. Затем он любезно проводил меня на то место.
Лишь недавно я узнал, что когда-то над рубкой возвышался скорбящий ангел, обнимающий православный крест, а в самой рубке даже горела лампада и была укреплена икона. В годы войны ангел исчез! Версии: спрятали свои, но позже эти люди погибли или же увезли с собой оккупанты. Но отрадно, что сама рубка все же пережила революцию, Гражданскую войну, интервенцию, тяжелейшие 250 дней обороны Севастополя и гитлеровскую оккупацию. И ныне она хранит память о своем экипаже и о самой подлодке «Камбала».
В. ЖИДКИХ, поселок Тим Курской области.
Большие противолодочные корабли проекта 61
1959-1960 гг. Годы постройки |
1962-1991 гг. Годы службы |
Судостроительный завод им. 61 коммунара, Николаев, СССР Место строительства |
3505 т / 4460 т т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
144 м / 15,8 м / 4,57 м м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
Всережимная двухвальная ГТУ Энергетическая установка |
39 узлов (72,2 км/ч) узл. Скорость хода |
Содержание
История создания
Проектирование
Первоначально корабли проекта 61 относились к классу сторожевых (СКР), однако 19.05.1966 г. все находящиеся в строю и строящиеся корабли были переквалифицированы в большие противолодочные (БПК). 6 кораблей, переоборудованные по проекту 61-М/61-МП («Сдержанный», «Огневой», «Славный», «Смелый», «Смышленый» и «Стройный»), 28.06.1977 г. отнесены к классу больших ракетных кораблей (БРК), но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. В январе 1992 г. все оставшиеся в строю корабли вновь классифицированы как СКР. [8]
Описание конструкции
Корпус
Энергетическая установка
Вооружение
Новаторским было вооружение нового корабля. Впервые в советском кораблестроении он был оснащён двумя зенитными ракетными комплексами (М-1 «Волна»). Каждый комплекс представлял собой двух балочную пусковую установку ЗИФ-101, систему управления «Ятаган» и магазин с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый. [9] Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных 76-мм башенных установок АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин, дальность 13 км, досягаемость по высоте 9 км, боекомплект 2400 унитарных выстрелов) и двух систем управления огнём «Турель». Корабль имел пяти трубный торпедный аппарат ПТА-53-61 для торпед СЭТ-53 или 53-57 с системой управления торпедной стрельбой «Зуммер», по два реактивных бомбомёта РБУ-6000 и РБУ-1000 (боекомплект 192 РГБ-60 и 48 РГБ-10 соответственно) с системой управления «Буря».
На корабле предусматривалось хранилище на 5 т авиатоплива и боезапас для противолодочного вертолёта Ка-25 (противолодочные торпеды, глубинные бомбы, гидроакустические буи), однако из-за отсутствия ангара возможно было только временное базирование. Сохранились традиционные для советских эсминцев минные рельсы со скатами в кормовой части. Предусматривались две пусковые установки Ф-82-Т для стрельбы пассивными радиолокационными отражателями. Защиту от торпед обеспечивал буксируемый охранитель БОКА-ДУ и размагничивающее устройство. Гидроакустические средства включали станцию кругового обзора «Титан» и станцию управления стрельбой «Вычегда», расположенные в подкильном обтекателе. Дальность обнаружения подводной лодки составляла 3.5 км.
Модернизации
Состав серии
№ | Название | Верфь | Заложен | Спущен | В строю | Списан | Флот |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Комсомолец Украины | Николаев | 15.09.1959 | 31.12.1960 | 31.12.1962 | 24.06.1991 | ЧФ |
2 | Сообразительный | Николаев | 20.07.1960 | 04.11.1961 | 26.12.1963 | 03.07.1992 | ЧФ, СФ |
3 | Проворный | Николаев | 10.02.1961 | 21.04.1962 | 25.12.1964 | 21.08.1990 | ЧФ |
4 | Огневой | Ленинград | 05.05.1962 | 31.05.1963 | 31.12.1964 | 25.04.1989 | БФ, СФ |
5 | Образцовый | Ленинград | 29.07.1963 | 23.02.1964 | 29.09.1965 | 30.06.1993 | БФ |
6 | Одарённый | Ленинград | 22.01.1963 | 11.09.1964 | 30.12.1965 | 19.04.1990 | СФ, ТОФ |
7 | Отважный | Николаев | 10.08.1963 | 17.10.1964 | 31.12.1965 | 12.11.1974† | ЧФ |
8 | Славный | Ленинград | 26.07.1964 | 24.04.1965 | 30.09.1966 | 24.06.1991 | БФ |
9 | Стройный | Николаев | 20.03.1964 | 28.07.1965 | 15.12.1966 | 12.04.1990 | СФ |
10 | Стерегущий | Ленинград | 26.07.1964 | 20.02.1966 | 21.12.1966 | 30.06.1993 | ТОФ |
11 | Красный Кавказ | Николаев | 25.11.1964 | 09.02.1966 | 25.09.1967 | 01.05.1998 | ЧФ |
12 | Решительный | Николаев | 25.06.1965 | 30.06.1966 | 30.12.1967 | 08.07.1996 | ЧФ |
13 | Смышлёный | Николаев | 15.08.1965 | 22.10.1966 | 27.09.1968 | 22.02.1993 | СФ |
14 | Строгий | Николаев | 22.02.1966 | 29.04.1967 | 24.12.1968 | 30.06.1993 | ТОФ |
15 | Сметливый | Николаев | 15.07.1966 | 26.08.1967 | 25.09.1969 | — | ЧФ |
16 | Смелый | Николаев | 15.11.1966 | 06.02.1968 | 27.12.1969 | 05.03.1988 | ЧФ, БФ |
17 | Красный Крым | Николаев | 23.02.1968 | 28.02.1969 | 15.10.1970 | 24.06.1993 | ЧФ |
18 | Способный | Николаев | 10.03.1969 | 11.04.1970 | 25.09.1971 | 20.11.1993 | ТОФ |
19 | Скорый | Николаев | 20.04.1970 | 26.02.1971 | 23.09.1972 | 22.11.1997 | ЧФ |
20 | Сдержанный | Николаев | 10.03.1971 | 25.02.1972 | 30.12.1973 | 27.10.2001 | ЧФ |
Сравнение с ближайшими аналогами
Параметр | Проект 61 | Тип «Чарльз Ф. Адамс» |
---|---|---|
Водоизмещение стандартное/полное | 3400/4300 т. | 3277/4256 т. |
Силовая установка | ГТУ, 72000 л.с. | ПТУ, 70000 л.с. (4 котла) |
Скорость | 34 узла | 33 узла |
Зенитное ракетное вооружение | 2×2-х балочные ПУ М-1 «Волна». Боезапас 32 ракеты. | 1×2-х балочная ПУ Mk-11 или 1×1-балочная ПУ Mk-13 для ракет RIM-24 Tartar(позднее SM-1MR). Боезапас до 40 ракет. |
Противолодочное ракетное вооружение | Отсутствует | 8-зарядная ПУ RUR-5 ASROC |
Противолодочное торпедное вооружение | 1×5-и трубный ТА калибром 533 | мм 2×3-х трубных ТА калибром 324 мм |
Противолодочные бомбометы | 2 бомбомета РБУ-6000 и 2 бомбомета РБУ-1000 | Отсутствует |
Артиллерийское вооружение | 2×2 76-мм АУ | 2×1 127-мм АУ |
Авиационное вооружение | Площадка для 1 вертолета | Отсутствует |
Примечания
1. На кораблях проектов 61М и 61МП
2. Sims P., Bosworth M., Cable C., Fireman H. Historical Review of Cruiser Characteristics, Roles and Missions. — Washington D.C.: SFAC Report Nо. 9030-04-C1, March 2005.
3. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — СПб: «Галерея Принт», 2005. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0094-5.
4. Заболоцкий В., Костриченко В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61. — М.: Военная книга, 2005. — 192 с.
5. Никольский В. И. Большие противолодочные корабли проекта 61. // Судостроение. — 1995. — № 8–9.
6. История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946–1991 гг.). — СПб.: Судостроение, 1996. — Т. 5. — 544 с. — ISBN 5–7355–0540–8.
7. Каржавин Б. А. Гибель «Отважного». — СПб.: Корвет, 1994. — 368 с. — ISBN 5-88100-005-6.
8. Бережной С. С. Советский ВМФ 1945–1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. — Серия «Морская коллекция», 1995, №1. — 32 с.
9. Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.
11. Хотя формально 533-мм торпеды проекта 61 тоже доставали на дистанцию 15-20 километров, на практике из-за большого времени хода торпеды, на таком расстоянии они были малоэффективны против быстроходных субмарин.
Литература
Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5.
Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — С. 3. — ISBN 5-903152-01-5.
Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
Галерея изображений
- мята перечная против мышей на даче навсегда
- актер венсан кассель биография фото