брамс биография личная жизнь
Иоганнес Брамс
Фото Все
Видео Все
ИОГАННЕС БРАМС. «Любовь». Библейский сюжет
Иоганнес Брамс. Краткая биография
Иоганнес Брамс — биография
Иоганнес Брамс — знаменитый немецкий композитор, дирижёр, пианист. Его можно поставить в один ряд с такими великими чародеями музыки как Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах.
Детство
Иоганнес Брамс родился в Гамбурге, в семье музыканта и домохозяйки, 7 мая 1833 года. Они жили в небольшой квартире, из комнаты и кухни. Его отец Иоганн Жакоба играл на струнных и духовых музыкальных инструментах. Его мать Джоанна Ниссен была домохозяйкой, и подрабатывала пошивом одежды. Конечно первые уроки музыки ещё маленькому ребёнку преподал его отец. Вскоре заметив стремление Иоганнеса к занятию музыкой, они стали изучать нотную грамоту и игру на скрипке и виолончели.
В 1842 году юного Брамса определяют к педагогу Отто Косеелю. У своего попечителя мальчик осваивает основы композиции и игру на фортепиано. Занятия не проходят даром, юное дарование начинает выступать на концертах, а уже в 1845 году Иоганнс сочиняет своё первое музыкальное произведение — сонату fis-moll.
Иоганнес Брамс в молодости
Отто Косеель видя способность мальчика к написанию музыкальных произведений предлагает родителям перевести Иоганнса на специальность композиции. Отец был категорически против, но педагогу удалось его убедить, и Брамса переводят в класс композитора Эдуарда Маркессена. Воспитанный на музыке Шуберта и Моцарта Маркессен понимает, что перед ним ребёнок с необыкновенным дарованием. Позднее после смерти великого Мендельсона он скажет, что один мастер ушёл, но другой пришёл ему на смену и это Брамс.
В 1849 году Иоганнес, который к тому времени уже написал много произведений успешно гастролировал. Фирма Cranz получает права на издание его сочинений. Они начинают выпускать нотные партии юного композитора. Брамс подписывается псевдонимом G. W. Marks, который он начинает использовать с 1851 года. Этим именем Иоганнес подписал свои композиции «Скерцо ор.4» и песни «Возвращение на родину», которое впоследствии он уничтожил.
В музыкальной среде говорили, что Брамс ликвидировал свои ранние творения из-за того, что их якобы исполняли в борделях. Но конечно это были только домыслы злопыхателей. Но факт остаётся фактом, композитор действительно расправился с многими своими музыкальными произведениями.
Музыка
В 1853 году Иоганнес знакомится с Робертом Шуманом и его женой пианисткой Кларой Шуман-Вик. Шуман восхищён творчеством молодого композитора. Он радушно принимает Иоганнеса у себя в доме. Немного позднее Роберт Шуман печатает в газете статью «Дорогу молодым», в которой пишет о молодом даровании Брамсе только в восхитительной степени.
Иоганнес Брамс у пианино
Такая неприкрытая похвала пугает молодого Брамса, у него появляются опасения, что он не соответствует той высокой оценки, которую дал ему столь знаменитый музыкант. На время он прекращает исполнять свои произведения. Теперь он выступает только как исполнитель. К 1852 году и на этом поприще он завоёвывает любовь и уважение почитателей музыки. И только тогда Иоганнес снова осмеливается на публикацию своих произведений. С фирмой Breitkopf & Härtel он заключает контракт на выпуск двух фортепианных сонат и песен.
В 1859 году его постигает неудача, его концерт терпит провал. А на втором представлении, публика была настолько враждебно настроена, что его пришлось практически уговаривать завершить концерт. Но всё же он не удержался от полемики с оппонентами, и стал критиковать музыкальную «Новую школу» Вагнера и Листа.
Позднее Брамс переезжает в Баден-Баден, и там он пишет своё знаменитое произведение «Немецкий реквием», к которому он позднее допишет финальное соло «Ihr habt nun Traurigkeit», и это его творение будет иметь оглушительный успех.
Композитор Иоганнес Брамс
В этот период свой жизни он создаст много произведений, которые впоследствии принесут ему всемирную славу. Он завершит серию «Венгерских танцев», и представит их на суд зрителей, сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Благодаря вновь вернувшемуся успеху, на гребне славы он продолжает работать над незаконченными произведениями. Выходит партитура кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.
Иоганнес организовывает концерт в Веском музыкальном обществе. На нём исполняются его произведения «Вариации на тему Гайдна» и «Семь песен для смешанного хора», которые он сочинил в 1874 году. После громкого успеха в Вене, имя композитора Брамса, пересекает границы Европы. Брас удостаивается почётными наградами и премиями. Ему присваивается звание почётного гражданина Гамбурга.
В 1882 году вместе со всемирно известным придворным оркестром Майнингена, он исполняет второй фортепианный концерт и «Венгерский танец», который был записан на фонографе, который специально для этого случая привёз Томас Эдисон.
Иоганнес Брамс и Иоганн Штраус-младший
В 1890-х годах великий композитор находился на пике славы. Его произведения стали популярны. Но знакомство С Иоганном Штраусом рождает в нём неуверенность и у него возникает желание прекратить сочинять музыку, он начинает опять выступать как пианист и дирижёр. Но вероятно талант к сочинительству доминирует над его желаниями. Брамс снова пишет музыку, сочиняет трио и сонаты для кларнета и ещё много фортепианных пьес.
Иоганнес Брамс так и не сочинил ни одной оперы, но зато он был гением практически во все других жанрах. За свою жизнь он напишет около 80 произведений. Но особенное признание ему принесёт его симфония. Его музыку можно назвать самобытной и самостоятельной. У Брамса был свой собственный стиль, оригинальность его произведений не даёт её спутать ни с одним композитором.
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитого музыкального гения не сложилась. Брамс не обрёл семейного счастья ни с одной женщиной. Он никогда не состоял в браке, хотя нежные чувства испытывал не один раз. Его многолетняя привязанность к Кларе Шуман, которая была старше него на 13 лет, так и окончилась ничем. Во время болезни Роберта Шумана, он писал его жене любовные послания, но даже после смерти композитора не осмелился ей сделать предложение.
Иоганнес Брамс и Клара Шуман
В 1859 году он обручился с певицей Агатой фон Зибольт, которая была дочерью профессора из университета. У молодой аристократки был чудный голос и прелестная внешность. Но недовольство Клары Шуман, и сплетни, которые разрастались вокруг них, спровоцировали разрыв помолвки. Брамс был раздавлен, и он пишет своё знаменитое произведение «Струнный секстет “соль минор”». Все остальные его увлечения прекрасным полом были мимолётны, ничего не значащие для Иоганнеса.
Брамс замкнулся в себе, стал раздражительным, иногда очень резкий в общении. Он стал нелюдим и злобен. Сейчас, когда он уже известный композитор, ему часто приносили молодые дарования свои произведения, чтобы услышать его оценку. И единожды молодой автор просил его оценить музыку, написанную к песни, на стихи Шиллера. Брамс послушал и изрёк, что «Шиллер бессмертен».
Иоганнес Брамс с семьей
Собираясь домой после лечения на курорте, врач спросил знаменитого композитора всем ли он доволен, на что Брамс ответил, что всё хорошо, все свои болезни он увозит обратно.
Смерть
В 1896 году Брамс заболевает желтухой. Эта болезнь спровоцировала опухоль, которая образовалась на печени. А вскоре был поражен и весь организм. Больной Иоганнес продолжал писать музыку и выступать на концертах. Он исполняет свои фортепианные произведения, и дирижирует оркестром, практически до самой смерти. На своё последние выступление, которое состоялось марте 1897 года он приехал уже будучи очень больным. Но концерт окончился нескончаемыми овациями. Иоганнеса много раз вызывали на сцену. Он был очень тронут таким тёплым приёмом публики, и поблагодарил преданных поклонников.
Памятник Иоганнесу Брамсу
И всего через месяц после этого выступления, его состояние здоровья резко ухудшилось. Он отказывается от посещения так долгожданной им премьеры оперетты Штрауса «Богиня разума». Свои последние дни жизни он проводит у себя дома в Вене. 3 апреля 1897 году Иоганнес Брамс в возрасте 63 лет, умер от рака печени.
Похоронили великого композитора на австрийском кладбище Wiener Zentralfriedhof.
Произведения
Ссылки
Иоганнес Брамс
Биография
Имя знаменитого деятеля немецкого и австрийского искусства Иоганнеса Брамса заняло почетное место в тройке великих композиторов, куда ранее входили Людвиг Ван Бетховен и Иоганн Себастьян Бах. Талантливый пианист, дирижер и сочинитель продолжил традиции предшественников и написал десятки произведений для фортепиано, органа, голоса, камерного ансамбля и симфонического оркестра.
Детство и юность
Иоганнесу Брамсу, родившемуся 7 мая 1833 года, повезло, потому что он стал сыном творчески одаренного немца Иоганна Жакоба, владевшего струнными и духовыми музыкальными инструментами. При молчаливом согласии жены Джоанны Ниссен, трудившейся домашней швеей, Иоганн начал обучать среднего сына нотной грамоте и азам игры на скрипке и виолончели.
Иоганнес Брамс в молодости / Wikipedia
В 1842 году мальчика отдали на попечение педагога Отто Косееля, чтобы овладеть основами композиции и фортепиано. Благодаря руководству опытного наставника в 10-летнем возрасте Брамс начал давать концерты, а в 1845 году мальчик сочинил первую самостоятельную сонату.
Родители были против специализации на композиции, но наставник смог их переубедить, и Иоганнес перешел в класс композитора Эдуарда Маркессена, воспитанного на произведениях Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна.
В 1849 году, когда начинающий композитор и пианист стал усердно концертировать, гамбургская фирма Cranz получила права на его сочинения и выпустила нотные партии, подписанные псевдонимом G. W. Marks. Оригинальное имя Брамс начал использовать с 1851-го, после публикации «Скерцо ор.4» и песни «Возвращение на родину» («Heimkehr»), позже уничтоженных из-за неудовлетворенности и склонности к перфекционизму.
Из-за подобной причуды в обществе начали распространять интересные факты о том, что Иоганнес ликвидировал ранние произведения, потому что они звучали в барах и борделях, но это не соответствовало действительности, и слухи быстро сошли на нет.
Музыка
В 1853 году Брамс нанес личный визит Роберту Шуману и получил восторженный отзыв, напечатанный в статье «Дорогу молодым». Эта похвала усугубила самокритические стандарты и вызвала опасения не соответствовать столь высокой оценке. Поэтому, отказавшись на время от демонстрации собственных сочинений, Брамс дал серию концертов. В 1852 году, получив известность исполнителя, Иоганнес решился на публикацию и передал ноты двух фортепианных сонат и песен лейпцигской фирме Breitkopf & Härtel.
Композитор Иоганнес Брамс / Quintessential Ruminations
Однако Брамса преследовали и неудачи начавшиеся с провала премьеры концерта зимой 1859 года. А на втором представлении реакция публики оказалась настолько враждебной, что автора и исполнителя пришлось силой удерживать от преждевременного ухода со сцены. В результате Иоганнес, обозлившийся на поклонников и критиков, вмешался в полемику о состоянии немецкой музыки и предпринял атаку на «новую школу», возглавляемую Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.
Такой оценки хватило для того, чтобы забыть о ситуации, сложившейся на родине, и обосноваться в певческой академии, заняв пост руководителя и дирижера. Затем композитор обосновался в Баден-Бадене, и начал работу над самыми знаменитыми произведениями, включая «Немецкий реквием», который после добавления финального соло «Ihr habt nun Traurigkeit» имел невероятный успех.
В тот же период композитор представил публике завершенную серию «Венгерских танцев» и сборник вальсов для вокального квартета и фортепиано. Под благотворным влиянием успеха Брамсу удалось завершить давно начатые крупные произведения и выпустить партитуру кантаты «Ринальдо», «Первой симфонии», частью которой была знаменитая «Колыбельная», и «Рапсодии» для контральто, мужского хора и оркестра.
Руководя музыкантами Венского музыкального общества, Иоганнес организовал премьеру новых творений, на которой среди прочих работ прозвучали «Вариации на тему Гайдна», вокальные квартеты и «Семь песен для смешанного хора», написанные в 1874 году.
Иоганнес Брамс и Иоганн Штраус-младший / Web-archive
После этого слава композитора вышла за пределы государств Центральной Европы, и Брамс был удостоен престижных премий, почестей и наград, а также признан почетным гражданином Гамбурга. В 1882 году его пригласили исполнить второй фортепианный концерт в сопровождении всемирно известного придворного оркестра Майнингена и сделать экспериментальную запись «Венгерского танца» на фонографе, привезенном Томасом Эдисоном.
В 1890-х годах, когда произведения находились на пике популярности, Брамс после знакомства с Иоганном Штраусом II неожиданно решил оставить сочинительство и выступать только как дирижер и пианист. Но идеи, оставшиеся невоплощенными, вернули его к творчеству и оформились в трио и сонаты для кларнета и длинный список интермеццо и других фортепианных пьес.
Личная жизнь
Несмотря на творческое признание и популярность, Брамс не сумел найти счастья в личной жизни и, согласно архивным документам, никогда не имел ни жену, ни детей. Он испытывал страстную привязанность к Кларе Шуман, но даже после трагической смерти ее супруга, великого музыканта и композитора, оставался с ней в нежных отношениях и удерживался от открытого проявления чувств.
Иоганнес Брамс и Клара Шуман / Wikipedia
В 1859 году жажда семейного уюта заставила Иоганнеса обручиться с молодой девушкой Агатой фон Зибольт, обладавшей изяществом аристократки и чувственным голосом, ласкавшим слух. Но обида Клары и разговоры, возникшие вокруг этого союза, привели к разрыву помолвки, оставившему след в «Струнном секстете “соль минор”».
После расставания Брамс стал замкнутым человеком, выражавшим эмоции только в произведениях, и лишь позволил себе ничего не значивший роман с певицей Аличей Барби и дружескую связь с поклонницей Элизабет фон Герцогенберг.
Смерть
В 1896 году у Брамса обнаружили желтуху, которая вызвала опухоль на печени, вскоре поразившую весь организм. Но слабеющий композитор продолжал сочинять музыку и появлялся на публике, дирижируя оркестром. Последнее выступление, состоявшееся в марте 1897-го, вызвало овации, и Иоганнес несколько раз выходил на сцену в благодарность публике за теплый прием.
Через месяц состояние ухудшилось, и ему пришлось отказаться от посещения премьеры оперетты Штрауса «Богиня разума» и провести остаток дней в венском доме, прикованным к постели. В итоге рак печени забрал остаток сил композитора и стал причиной его смерти 3 апреля 1897 года.
Тело 63-летнего гения похоронили в могиле, расположенной на австрийском кладбище Wiener Zentralfriedhof, под памятником по проекту бельгийского архитектора Виктора Орта и монументом австрийского скульптора Илзе фон Твардовски.
ИОГАННЕС БРАМС
7 МАЯ 1833 — 3 АПРЕЛЯ 1897
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ТЕЛЕЦ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ
ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ) (1868)
ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: «КОЛЫБЕЛЬНУЮ» ВЫЗВАНИВАЮТ БЕСЧИСЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО ДЕТСКИХ МОБИЛЬНИКОВ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКАТУЛОК
МУДРЫЕ СЛОВА: «ЕСЛИ ЗДЕСЬ ЕСТЬ КТО-НИБУДЬ, КОГО Я ЕЩЕ НЕ ОСКОРБИЛ, Я ПРОШУ У НЕГО ПРОЩЕНИЯ».
К середине девятнадцатого века композиторы-романтики Берлиоз, Лист и Вагнер сумели внушить публике, что все, написанное до них, безнадежно устарело. Если музыка не льется чувственным потоком, не уносит слушателей в волшебную даль, то ее и за музыку считать не стоит.
Но постойте-ка, сказал Иоганнес Брамс. Музыка не обязательно должна быть предельно эмоциональной и радикальной по структуре. Сонаты, каноны и фуги обладают своими неоспоримыми достоинствами. Вроде бы здравое утверждение, но не забывайте, мы имеем дело с людьми, редко опиравшимися на здравый смысл. Стоило Брамсу объявить себя альтернативой Листу и Вагнеру, как противники яростно набросились на него, — так началась, сколь бы странно это ни звучало, «война романтиков». И в этой войне задиристый Брамс был только рад сразиться.
Иоганнес Брамс вырос в музыкальной семье, но музыка, которую исполнял его отец, Иоганн Якоб, сильно отличалась от изысканных произведений, звучавших в концертных залах и домах знати. Иоганн Якоб был тем, что у немцев называется bierfiedler («пивной скрипач»), то есть трактирным музыкантом — в составе маленького оркестрика он играл по большей части в пивнушках. Позднее Иоганн Якоб получил место в гамбургском Филармоническом оркестре, но семье это не помогло: он тратил кучу денег на разведение голубей, и Брамсы прозябали в бедности. С женой Иоганной Христианой трактирный музыкант нажил четверых детей, Иоганнес был их старшим сыном[19]. К его шести годам родителям стало ясно, что мальчик обладает врожденным музыкальным талантом, и Иоганн Якоб возрадовался: сын пойдет по его стопам.
Однако у юного Иоганнеса были другие представления о музыке. Сначала он потребовал, чтобы его обучили игре на фортепиано, а потом захотел изучать композицию. Иоганн Якоб ушам своим не верил: зачем овладевать ненадежным ремеслом композитора, когда можно легко зарабатывать, будучи трактирным музыкантом?
Сколько бы Иоганнес ни уклонялся от пути, проторенного отцом, в конце концов он таки очутился там, где Иоганн Якоб чувствовал себя в своей тарелке, — в увеселительном заведении. Решив, что сыну-подростку пора слезать с родительской шеи, отец пристроил Иоганнеса играть на пианино в портовых барах. В заведениях такого сорта клиентам предлагались выпивка, танцы с хорошенькими девушками и комнатки наверху для более приватных развлечений. Брамс до рассвета играл на пианино вальсы, польки, мазурки, попутно читая романы, — пальцы сами отбарабанивали расхожие мелодии.
ПРАВИЛО НОМЕР ОДИН: НЕ СПАТЬ
Со временем Брамс начал давать уроки игры на фортепиано, покинув мир «трактирной музыки» навсегда. Он также увлеченно занимался композицией. Энтузиазм начинающего композитора был столь огромен, что в 1850 году, узнав о визите Роберта и Клары Шуман в Гамбург, Брамс отправил им в гостиницу свои первые опыты. Чрезвычайно занятый Роберт Шуман вернул посылку не вскрытой, чем глубоко опечалил Брамса.
Вскоре, однако, появились другие возможности — благодаря венгерскому скрипачу-виртуозу Эдуарду Ременьи, с которым в 1853 году двадцатилетний Брамс отправился в гастрольную поездку. Ременьи познакомил Брамса с музыкантом Йозефом Иоахимом, который с детства блистал игрой на скрипке; эти двое мгновенно опознали друг в друге родственные души.
Кроме того, Ременьи представил Брамса великому Ференцу Листу. Лист попросил Брамса сыграть что-нибудь из своих сочинений, но Брамс, скованный нервозностью, отказался. «Ну, что ж, — сказал Лист, — тогда я сыграю». Он взял ноты «Скерцо для фортепиано ми-бемоль минор», написанные от руки Брамсом, и безупречно сыграл их с листа. Затем Ференц исполнил собственное произведение, и тут в Брамсе заговорил строгий критик: музыку Листа он счел слишком драматичной, эмоционально перегруженной и в целом вычурной.
Но более всего на встрече с Листом Брамса одолевала усталость. С Ременьи они уже много дней колесили по Германии, по вечерам давали концерты, а днем тряслись в повозках по ухабистым дорогам. В какой-то момент Лист, взглянув на Брамса, увидел, что тот дремлет в кресле. Если у Брамса и был шанс попасть в число протеже Листа, он его упустил.
Йозеф Иоахим настойчиво убеждал Брамса возобновить попытки познакомиться с Шуманом. Брамс отнекивался, памятуя о невскрытой посылке, но верный друг Иоахим постарался развеять его опасения.
Осенью 1853 года Брамс постучался в дверь дома Шумана в Дюссельдорфе. Роберт, одетый в халат и шлепанцы, гостеприимства не источал, однако предложил Брамсу что-нибудь исполнить. Брамс заиграл «Сонату для фортепиано до минор». Вдруг Шуман прервал его посередине аккорда и выскочил из комнаты. От стыда Брамс готов был провалиться сквозь землю, но Роберт вернулся, и не один, а с Кларой. «Сейчас, дорогая Клара, — произнес Шуман, — ты услышишь музыку, какой никогда прежде не слыхивала».
Шуман настолько уверовал в блестящее будущее Брамса, что немедленно настрочил статью для своего «Нового музыкального журнала», в которой провозгласил молодого композитора гением, пророком и мессией в музыке — словом, тем, кто повергнет в прах ложных богов, Листа и Вагнера, а заодно и всю новую немецкую школу.
Результат превзошел всякие ожидания: никому доселе неведомого Брамса назначили «вожаком» целого музыкального направления. Разумеется, Лист, Вагнер и компания не собирались спускать такое дело на тормозах. Они объявили Брамсу войну.
Несколько месяцев спустя, возвращаясь с гастролей, Брамс услыхал ужасную новость: Роберт Шуман сошел с ума. Брамс помчался в Дюссельдорф и пообещал Кларе, что не покинет ее, пока кризис не минует. (Все вокруг были уверены, что безумие Роберта временное.) Брамс поселился в доме Шуманов. Детям он стал любимым дядюшкой, Кларе — бесценным другом и опорой. Но сам Брамс видел в Кларе идеал женщины; он безоглядно влюбился в жену своего старшего и глубоко уважаемого друга.
Неизвестно, догадывалась ли Клара о его чувствах и что испытывала она сама. О романе между ними и речи быть не могло, на столь беззастенчивое предательство по отношению к мужу Клара никогда не пошла бы, тем более что она твердо верила в выздоровление Роберта. Кларе было тридцать четыре года, Брамсу двадцать один, и наверняка до нее доходили сплетни об особом внимании, которое оказывает ей симпатичный голубоглазый и молодой Брамс, — однако сплетням Клара никогда не придавала значения.
Болезнь Роберта неумолимо прогрессировала. Брамс сопровождал Клару, когда она в последний раз навещала мужа в лечебнице, а потом провожал Шумана в последний путь.
Что было дальше? Возможно, Брамс сделал предложение, и Клара его отвергла. А возможно, Брамс и мысли не допускал о женитьбе на женщине, окутанной в его глазах ореолом недоступности. Как бы то ни было, Клара осталась в Дюссельдорфе, а Брамс попытался наладить свою собственную жизнь.
В ЮНОСТИ БРАМС НЕХОТЯ ПРОДОЛЖАЛ ДЕЛО ОТЦА, АККОМПАНИРУЯ РАЗГУЛЬНОМУ ПЕНИЮ И ТАНЦАМ В НИЗКОПРОБНЫХ ЗАБЕГАЛОВКАХ
ПОД ЗВУК ОДНОРУКОГО АПЛОДИСМЕНТА
Следующие несколько лет в жизни Брамса резко контрастировали с тем временем, что он провел в бдениях над несчастным Робертом Шуманом. Известность Брамса набирала силу; он много сочинял, выступал в качестве дирижера с различными немецкими оркестрами — и флиртовал с хорошенькими девушками. Летом 1858 года он гостил у друзей в Гёттингене, где познакомился с другой гостьей — очаровательной Агатой фон Зибольд. Очень скоро Брамс уже играл с Агатой в четыре руки и подолгу гулял с ней в окрестных лесах. Молодые люди обручились.
Затем Брамс направился в Лейпциг, где должен был солировать в Концерте для фортепиано ре минор собственного сочинения. Знаменитый Лейпцигский оркестр Гевандхауса принял сторону Листа в войне романтиков и был заранее предубежден против того, кого Шуман объявил «мессией». В те времена было принято аплодировать после каждой части исполняемого произведения, но, когда Брамс закончил первую часть, ответом ему была полная тишина. После второй части то же самое. Финальную часть Брамс исполнял трясущимися руками. Отзвучала последняя нота, и — ничего. Наконец раздались редкие, робкие хлопки, который были тут же зашиканы остальной публикой. Брамс встал из-за рояля, поклонился и покинул сцену.
Брамс страшно переживал эту катастрофу. Пребывая в растерзанных чувствах, он отправил Агате короткое послание с такими строчками: «Я люблю тебя! Я должен тебя увидеть! Но любые узы — это не для меня!» Для добропорядочной девушки вроде Агаты смысл фразы был очевиден: я хочу спать с тобой, но не женюсь на тебе. Она вернула Брамсу кольцо и больше никогда с ним не виделась.
В 1862 году Брамс узнал, что гамбургскому Филармоническому оркестру требуется дирижер, и уже готовился занять это место — да и кому занимать, как не ему, прославленному уроженцу Гамбурга! Однако Брамса неприятно удивили, подыскав кого-то другого[20]на должность, о которой он так давно мечтал. Уязвленный Брамс уехал в Вену, тамошняя публика воспринимала его традиционализм с большей благосклонностью. В Вене он и осел. Последующие три десятилетия композитор вел размеренную жизнь, то сочиняя, то дирижируя. Он часто гастротировал по Европе, исполняя свои собственные произведения, а возвращаясь в Вену, писал музыку и общался с избранным кругом друзей. Со временем он сделался завсегдатаем таверны под названием «Красный ёж» и частым посетителем Вурстельпратера, парка развлечений, где кишмя кишели кукольники, акробаты и клоуны. Иногда сильно раздавшийся вширь композитор катался на карусели.
«Война романтиков» закончилась вничью. Обе стороны объявили себя победителями, причем Ганс фон Бюлов провозгласил Брамса третьим «Б» в одном ряду с Бахом и Бетховеном. В 1894 году Гамбургская филармония наконец обратилась к композитору с просьбой занять пост дирижера. Он отклонил предложение, сказав, что теперь уже слишком поздно. Ему исполнился только шестьдесят один год, и, казалось, Брамс пребывал в добром здравии, но говорил он о себе как о дряхлом старике. Друзья с удивлением отмечали, что он выглядит не по возрасту старым.
Любовь всей его жизни — Клара Шуман — тоже начала сдавать. Осенью 1895 года они провели целый день вместе и расстались, смеясь над тем, как Брамс азартно набивает карманы своим любимым табаком, чтобы контрабандой провезти его в Вену. Больше они не увиделись: Клара умерла в мае 1896 года.
Брамс так и не оправился от этой потери; он вдруг пожелтел, возможно, от рака печени. 7 марта 1897 года композитор присутствовал на исполнении своей Четвертой симфонии в Венской филармонии. В конце бурные овации не смолкали, пока Брамс стоял на сцене лицом к залу; по его щекам текли слезы. Ему оставалось жить меньше месяца.
СЧИТАЙТЕ, ЧТО МЕНЯ ЗДЕСЬ НЕ БЫЛО
Когда Брамс разболелся, врач велел ему немедленно перейти на строгую диету.
— Прямо сейчас? Но это невозможно! — воскликнул композитор. — Штраус пригласил меня на ужин, в меню цыпленок с паприкой.
— Исключено, — отрезал доктор.
Но Брамс быстро нашел выход из положения:
— Ладно, тогда будьте любезны, считайте, что я приходил к вам на консультацию завтра.
ТЫ ПОЁШЬ, КАК ДЕВЧОНКА
Судя по воспоминаниям современников, в молодости Брамс был необыкновенно красив: голубые, цвета незабудок, глаза, светло-каштановые волосы, квадратная челюсть. И лишь одна черта портила эту божественную картину — голос композитора, остававшийся высоким, как у мальчишки. Подростком и совсем молодым человеком Брамс страшно стеснялся своего голоса и в конце концов решил, что с этим надо что-то делать. Он разработал комплекс «упражнений» с целью понизить регистр голосовых связок и принялся тренироваться, стараясь перекричать хор на репетициях. В итоге его голос напрочь утратил приятную напевность, Брамс заговорил хрипло, отрывисто — и по-прежнему пискляво. На протяжении всей жизни в моменты сильного напряжения голос Брамса вдруг словно ломался, как у тринадцатилетнего мальчика.
ИЗБАВЬТЕ МЕНЯ ОТ ЛЬСТЕЦОВ!
Задиристость Брамса часто давала о себе знать в отношениях с поклонницами. Когда некая молодая женщина спросила у него, какую из его песен ей следует приобрести, Брамс порекомендовал даме что-нибудь из его посмертных сочинений.
Другая поклонница спросила композитора:
— Как вам удается сочинять столь божественные адажио?
— Ну, видите ли, — ответил он, — я следую указаниям моего издателя.
Брамс терпеть не мог, когда его хвалили в глаза. Однажды за ужином приятель Брамса встал и произнес:
— Давайте не будем упускать возможности выпить за здоровье величайшего композитора на свете.
Брамс вскочил и выкрикнул:
— Именно! Выпьем же за здоровье Моцарта!
Читайте также
Иоганнес фон Гюнтер <67>Под восточным ветром
Иоганнес фон Гюнтер <67>Под восточным ветром …И вот я третий раз в Петербурге. Меблированные комнаты «Рига», где я прожил многие месяцы, были в самом лучшем месте Невского проспекта, наискосок от Гостиного двора. Около двенадцати пошел к Кузмину, он жил теперь у Вячеслава
Глава двадцать шестая В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ: ИОГАННЕС КРЕЙСЛЕР
Глава двадцать шестая В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ: ИОГАННЕС КРЕЙСЛЕР В 1818 году в «Необычных страданиях директора театра» Гофман предостерегал своего друга Девриента от того, чтобы в погоне за сиюминутным успехом слишком часто довольствоваться дешевыми ролями: «Постоянно двигаясь