братья никитины цирк биография
Цель жизни Никитиных
В начале ноября прошлого года нам пришлось побывать в гостях у старейшего мастера манежа русского и советского цирка Николая Акимовича Никитина.
Николай Акимович Никитин (1887-1963)
Хозяина дома мы застали лежащим в постели, к которой его давно приковал тяжелый недуг. Уже первые слова Николая Акимовича были о цирке.
— Очень рад, что вы пришли, — сказал приветливо он и, положив на стоящий рядом с кроватью стол какие-то бумаги, добавил, — вот готовлюсь к юбилею. 7 января исполняется 90 лет со дня создания Никитиными первого русского цирка.
С большим любопытством мы стали рассматривать лежащие на столе альбомы с фотографиями семейства Никитиных и артистов их цирка. А Николай Акимович комментировал каждую карточку. Он заметно оживился, и постепенно его комментарии переросли в яркий рассказ об истории русского цирка.
Их было четверо — создателей первого русского цирка. Три брата Дмитрий, Аким и Петр Никитины и отец Александр Никитович. Крепостной саратовского помещика Кропотова, он получил в середине пятидесятых годов вольную и зарабатывал себе на жизнь игрой на шарманке. Вместе с ним ходили по дворам Саратова и его малолетние сыновья. Сначала братья просто кувыркались на коврике под звуки шарманки. Затем они стали исполнять акробатические трюки. К этому времени они успели побывать в балаганах, где пристрастились к цирковому искусству. Братья самостоятельно, без посторонней помощи овладевают несколькими номерами и выступают по праздникам в балаганах.
Аким Александрович Никитин (1849-1917)
Вскоре Никитины становятся компаньонами физика Краузе, в балагане которого, наряду с цирковыми номерами, демонстрировались туманные картины. Но это не было пределом их мечты. Поднакопив денег, Никитины решают создать свой цирк. В тот период в России все цирки и подавляющее большинство балаганов принадлежало иностранцам. Во избежание конкуренции с ними Никитины решают открыть свой цирк не в Саратове, где они жили, а в тогда маленьком провинциальном городишке Пензе. Но и в Пензе Никитиных ждали неприятности. По настоянию владельцев балаганов им не разрешили строить цирк на территории ярмарки. Поэтому Никитины вынуждены были разбить свое небольшое бязевое шапито с центральной опорной мачтой недалеко от лавок на льду реки.
25 декабря 1873 года (7 января 1874 года) состоялось первое представление. Этот день вошел в историю русской культуры как день создания первого отечественного цирка. Цирк Никитиных был подлинно семейный цирк. Мать — Арина Ивановна сидела в кассе, отец, заменяя оркестр, играл на шарманке, а три сына исполняли в программе десять номеров. Аким выступал то как жонглер, то как клишник. Он же заполнял паузы, работая в образе Иванушки-дурачка. Петр показывал гимнастические трюки на трапеции, выступал как шпагоглотатель и исполнял вольтиж на лошади. С тремя номерами выходил на манеж и Дмитрий Никитин. Он пел и плясал, играл на балалайке и показывал упражнения с гирями. В заключение братья демонстрировали групповой акробатический номер и устраивали петрушечье представление.
Программа имела большой успех у публики, и посетители ярмарки к великому неудовольствию владельцев балаганов повалили толпами к шатру Никитиных. Итак, первый шаг сделан. Цирк создан. Но этого мало. Надо было его сохранить в ожесточенной конкурентной борьбе. Этой борьбе сопутствовали неудачи и победы. Был момент, когда Никитины вынуждены были даже поступить артистами к директору цирка Беранеку. Но вскоре братья покупают у него шапито и снова становятся владельцами цирка. Несмотря на противодействие других директоров, дело Никитиных ширится и развивается. За первым шапито появляется второе. Вот уже построен их первый зимний деревянный стационар в Киеве, следом за ним серия деревянных зданий в приволжских городах — Саратове, Казани, Нижнем Новгороде. Наконец Никитины пытаются обосноваться в Москве.
Н. А. Никитин на репетиции Н. А. Никитин с сыном Николаем
В 1886 году они временно арендуют здание бывшей панорамы «Штурм Плевны», а в 1888 году цирк Гинне на Воздвиженке. В этот период все более заметную роль в руководстве цирка «Братьев Никитиных» начинает играть Аким Александрович. Его старший брат Дмитрий после получения «отступного» от Саламонского ликвидировал цирк на Цветном бульваре и уехал в Саратов. У младшего брата — Петра — артистическая жилка явно преобладала над административной. Выдающийся универсальный мастер, он предпочитал выступать на арене, а не сидеть со счетами за конторкой. Эти обязанности он перепоручил брату Акиму. Аким Александрович был чуткий и отзывчивый человек, беспредельно любящий цирк и превосходный администратор. И хотя он не получил систематического образования, его природный сметливый и острый ум и безграничная преданность делу позволили ему с начала девяностых годов успешно единолично вести сложное хозяйство фирмы. Подобно братьям Бахрушиным и И. Сытину Аким Александрович принадлежал к числу тех прогрессивных предпринимателей, которые были поборниками русской национальной культуры. Никитин увидел демократический характер циркового искусства. Он понял, что не в чиновничье-дворянской Москве, а в провинции, где живут истинно цирковые зрители, можно развивать начатое братьями дело. Целых двадцать лет посвящает Никитин расширению сети своих цирков, воздвигает деревянные и каменные здания.
Он покровительствует и помогает русским цирковым артистам. В программах его цирков в этот период почти не найдешь иностранных имен. Многие, ставшие впоследствии знаменитыми, артисты начинали или получили широкую известность, выступая у Никитиных. Среди них — братья Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Николай Пащенко, отец и сын Альперовы, Анатолий Анатольевич Дуров, сестры Гамсакурдия, Алекс Цхомелидзе. Большое внимание в этот период Аким Александрович уделяет воспитанию русских артистов. У него в цирке много учеников. Некоторые из них (Н. Сычев, П. Орлов, А. Козлов) становятся впоследствии первоклассными мастерами манежа. Патриотическая деятельность Никитина находит широкий отклик среди передовой русской интеллигенции. Не случайно, что его друзьями были Ф. Шаляпин, М. Горький, А. Куприн и В. Гиляровский.
— Вот, пожалуйста, посмотрите, — прерывает рассказ Николай Акимович, протягивая нам небольшой красный альбом.
Это книга почетных посетителей Нижегородского цирка. В ней мы находим теплые слова Алексея Максимовича Горького о мастерах манежа: «Люблю цирк и его артистов — людей, которые ежедневно и спокойно рискуют жизнью». Через несколько страниц отзыв Шаляпина: «Славный вы человек, Аким Александрович! Поистине сказать, Аким—простота!». Находим здесь и стихотворный экспромт Гиляровского:
«Во имя правды и добра,
Не признаю я взглядов узких,
Люблю Акима и Петра,
Люблю я самородков русских».
Аким Александрович интересовался всем новым и прогрессивным. Свои цирки он строил по последнему слову техники. В 1911 году Никитин открыл новый цирк на Большой Садовой в Москве. У него было три тысячи мест, опускающийся с помощью лебедок манеж и кокосовый ковер, заменивший традиционные цирковые опилки. В 1913 году в этом здании торжественно отмечалось сорокалетие цирка Никитиных. Бывший газировщик и балаганный артист Аким Александрович Никитин воочию убедился, что не пропали даром плоды его сорокалетнего труда и что он достиг цели своей жизни — его первый русский цирк завоевал славу одного из лучших цирков в стране и в Европе. В 1917 году вскоре после февральской революции Аким Александрович умер, главой фирмы становится его сын Николай Акимович, разносторонний артист и цирковой деятель. Уже в десять лет Николай Акимович выходил на манеж с дрессированным пони. В 13 лет он уже сальтоморталист на лошади, а с 1900 года становится конным жонглером. Молодой Никитин также участвует в номере «воздушный полет» и прыгает с трамплина. Руководить цирком Николаю Акимовичу пришлось всего несколько месяцев. Вскоре произошла Октябрьская революция, а в 1919 году национализация цирков.
— Государству передано было, — говорит Николай Акимович, — все имущество нашего цирка в Москве. Это несомненно позволило успешно начать работать советскому цирку. Я считаю весьма символичным, что первый советский цирк открылся именно в здании первого русского цирка. Что же касается меня, то я тогда не в состоянии был правильно понять происходящие в стране события. В 1919 году я уехал на гастроли в Италию.
Целых два года проработал на манежах итальянских цирков, как писали в афишах, «известный русский артист Никитин». Русский человек и патриот цирка, он понял, что не может долго находиться на чужбине и что только на родине он сумеет выполнить завет своего отца — беззаветно служить цирковому искусству. В 1921 году Николай Акимович возвращается в Советскую Россию, а в 1927 году становится артистом государственных цирков. В эти годы особенно ярко расцветает его талант. Работу конного жонглера Никитин доводит до виртуозности, исполняя до 45 трюков с различными предметами. В эти же годы он начинает выступать и как дрессировщик. Его конюшня, состоящая в разное время от 13 до 8 лошадей, имела шесть перемен программы. Выступления Никитина всегда были украшением любого циркового представления. В 1944 году, во время работы в Магнитогорском цирке, с Николаем Акимовичем произошло несчастье. Одна из лошадей схватила зубами его правую руку и, встав на дыбы, приподняла артиста от манежа. Руку пришлось ампутировать. Казалось, карьере артиста пришел конец. Ведь именно в правой руке дрессировщики держат шамберьер. Но несчастье не сломило Николая Акимовича. Выйдя из больницы, он учится владеть шамберьером левой рукой и вскоре снова выходит на манеж,
В 1947 году за выдающиеся успехи в цирковом искусстве ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Он продолжает успешно работать в цирках страны до 1958 года. Но, и уйдя на пенсию, Николай Акимович не порывает с родным ему манежем. По просьбе руководства Союзгосцирка, а еще чаще по собственной инициативе, он приезжал в цирки, чтобы посмотреть, как идет работа, и помочь молодым артистам. Нет, пожалуй, ни одного мастера манежа, которому бы ветеран цирка не помог своим советом. Мы просматриваем последний альбом, останавливаемся на фотографии молодого артиста, очень похожего на Николая Акимовича.
— Это мой сын Николай, — объясняет Никитин, — он был тоже конным жонглером. В годы Великой Отечественной войны стал танкистом и в одном из сражений пропал без вести. Выходит, что теперь из некогда многочисленной семьи Никитиных я остался один. Для писателя, задумавшего написать книгу о русском цирке, это обстоятельство несомнен но облегчит поиски концовки романа. Николай Акимович на минуту замолкает и продолжает уже более твердым голосом:
— Но я тем не менее не считаю, что на мне обрывается история русского цирка. Разве не наша молодежь является преемницей и продолжательницей традиций отечественного искусства.
Эти слова нам пришлось невольно вспомнить через двадцать дней после посещения Никитина, когда узнали о кончине Николая Акимовича. Среди бумаг покойного было найдено 32 письма. Вместе с памятным подарком он собирался послать их в день девяностолетия русского цирка Никитиных лучшим мастерам советского манежа, в которых Николай Акимович видел своих преемников.
В РАБОТЕ! ДОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ СВЕДЕНИЯМИ!
Никитины — семья цирковых предпринимателей и артистов, заложившая основы циркового дела в России.
Братья Дмитрий Александрович (1835 — 13.1. 1918), Аким Александрович (1843 — 21.IV. 1917) и Пётр Александрович (1846 — 20.VIII. 1921) — основатели первых русских стационарных цирков. Родились в семье крепостного крестьянина, работавшего по оброку шарманщиком; с детства «газировали» с отцом; в 60-е года 19 века начали выступать в балаганах, а затем в цирках.
У Никитиных было два управляющих: Р. С. Гамсакурдия [1] и Мисури. Они ездили с цирками по Волге и Кавказу. Коммерчески поездки были очень правильно рассчитаны. Зверинец был громадный. Конюшня — в сто двадцать лошадей. Возить всю эту громаду по железной дороге было немыслимо. Все деньги уходили бы на проезд. И вот Аким Никитин придумал такой маршрут: зимою — Тифлис и Баку, из Баку до Астрахани морем, потом из Астрахани на пароходе по всем городам Поволжья. Никитины снимали для цирка целый пароход. Животные помещались внизу, люди в каютах.
Программа гастролей нового цирка была чрезвычайно разнообразна, о чем свидетельствуют ежедневные объявления в газете.
Знаменитый клоун-дрессировщик Владимир Дуров был в числе цирковых артистов этого сезона также, как и богатыри Риппель и Бадер, жонглер Кюллс, конькобежцы труппы Ридер и др.
Ежевечерне представление заканчивалось новой пантомимой.
Реклама цирка бр.Никитиных в газете «Каспий»(март 1892г.)
Особый интерес вызвал у бакинцев доселе невиданный цирк под водой.
28апреля 1892г. цирк Никитиных закончил свои первые гастроли в Баку.
В 1895г. цирк бр. Никитиных вновь готовился к гастролям в Баку. Никитины вели переговоры с Вавильевым-Вятским, арендовавшим в тот период помещение цирка на Петровской площади (у владельца здания Алабова), о снятии этого здания для работы. В случае, если переговоры не дали бы результатов, то бр. Никитины были решительно настроены построить для своих представлений особое помещение.
Цирк-зверинец братьев Никитиных был большим предприятием. У него было несколько фундаментальных зданий, он играл в ряде городов и имел большую постоянную труппу. Кроме того, у него ежегодно работали гастролеры.
Первый стационарный цирк в Российской империи был создан братьями Никитиными, ведущими свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах.
Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К.О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 г. купили собственный, как тогда говорили, шапитон, установили его в Пензе и открыли «Русский цирк братьев Никитиных».
Цирк в Баку был построен после тифлисского.
“В Баку Никитины наезжали издавна. К их прибытию пароходом — после гастролей в Астрахани — управляющий уже успевал поставить шапито. Было это, впрочем, хлопотно и накладно. И Аким Александрович, поскольку интерес к цирку возрастал, решил строить здесь стационар. А возрастал интерес потому, что этот многонациональный город развивался с поражающей стремительностью. Лишь численность рабочих нефтепромыслов в то время составляла более тридцати шести тысяч человек. Революционно настроенный бакинский пролетариат тянулся к культуре — цирк был одним из любимых видов искусства. Пятого мая 1904 года А. А. Никитин подписал в конторе бакинского нотариуса С. В. Билинского контракт на аренду участка земли, принадлежащего Ага-беку Сафаралиеву, размером в 560 квадратных сажен, сроком на двенадцать лет, по цене три с половиной тысячи в год. Через несколько месяцев цирк Никитиных на углу Торговой и Морской начал давать представления. Вскоре, однако, здание сгорело, и на том же месте Никитин с удивляющей быстротой возвел каменный цирк-театр.
Никитинская труппа приезжала сюда дважды в год — зимой и весной — на рождественские и пасхальные праздники. Долго не задерживались: представления давались с 20 декабря по 20 января и «со страстного четверга», как сказано в контракте, «по 2-ое мая». На остальное время года помещение сдавалось под театральные постановки. (Просуществовал в Баку цирк Никитиных до осени 1916 года)”. [3]
Разносторонним артистическим дарованием отличался Пётр Александрович Никитин. В 80-е годы он был акробатом, наездником, исполнителем сальто-мортале на неосёдланной лошади и мимико-трансформационных сцен, гимнастом (турнист и вольтижёр в полёте).
В 1888 братья Никитины арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке (ныне проспект Калинина).
В начале 1890-х годов братья Никитины разделились:
Дмитрий Александрович держал музей-паноптикум, зверинец.
Пётр Александрович прекратил цирковую деятельность.
Аким Александрович построил в 1911 фундаментальное здание цирка в Москве на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского) и был директором до 1917. Он способствовал развитию русского циркового искусства и воспитанию цирковых артистов.
Юлия Михайловна Никитина.
11 марта 1902 года в Тифлисе скончалась Юлия Михайловна Никитина (жена Акима). Она была порядочным и отзывчивым к чужому горю человеком, и артисты искренно оплакивали ее. Да и в Тифлисе было много людей, которые знали ее с хорошей стороны. В делах же цирка Никитиных она играла большую роль как организатор.
Несколько дней цирк не играл, а после похорон переехал в Баку.
Попали мы в Баку уже весной. Пасха в тот год совпала с мусульманским праздником Мохарема.
Цирк в эти дни не играл. На ночь все ворота закрывались, после восьми часов вечера появляться на улицах воспрещалось. Цирк открылся на шестой день. Сборы были хорошие. Из Баку цирк перекочевал в Астрахань. Д.Альперов «На арене старого цирка» Глава.8-я
В цирках Никитиных в разное время прошли выучку или приобрели известность многие мастера русского цирка: Н. Сычев, П. Орлов, И. Козлов, М. Пащенко, сестры Гамсахурдиа, В. Л. и А. Л. Дуровы, Алъперовы, Лавровы, А. Цхомелидзе, В. Б. Лазаренко, И. Поддубный, И. Заикин и другие.
Источник:
ЗДЕСЬ
ЗДЕСЬ
газета «Каспий» за различные годы
Братья никитины цирк биография
Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.
В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек (чех по национальности), пожилой и не очень здоровый человек, уставший от затяжных неудач и убытков, а потому надолго застрявший в Саратове, предложил набирающим силу и предприимчивым братьям войти в дело в качестве компаньонов. Никитины согласились и, сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления по уездам Саратовской губернии.
Вскоре выяснилось, что командовать делом должен кто-то один, и, дабы избежать надоевших споров и унизительной делёжки выручки, Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей».
5 декабря 1873 года была составлена купчая, где компаньоны обговорили условия передачи циркового имущества и расчёта через Саратовский общественный банк. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.
В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по-настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».
В 1918 году при цирке было организовано товарищество артистов под названием «Первый кооперативный цирк», что дало возможность не останавливать работу и выжить в эти смутные времена. Выжил он и в 1921 году, когда катастрофический голод охватил всё Поволжье, огромных усилий стоило сохранить от голодной смерти артистов и животных.
26 августа 1919 года по декрету Совнаркома «Об объединении театрального дела» цирки были национализированы, у них появилась государственная поддержка.
В 1925 году в Саратове был создан Художественный трест, в который вошли все театры, кинотеатры и цирк.
Во время Великой отечественной войны Саратовский цирк, один из немногих, свою деятельность не прекратил, работал, несмотря на все тяготы и лишения военного времени. На его базе создавались цирковые бригады, которые выезжали с представлениями на фронт, госпиталя, эвакопункты и предприятия прифронтового города. В годы войны на арене Саратовского цирка сделали свои первые шаги к славе Вальтер и Мстислав Запашные, легендарные артисты и дрессировщики.
Народный артист СССР Олег Попов дебютировал в Саратове в 1951 году как клоун, теперь его знает весь мир как «солнечного клоуна».
С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие. Все работы были проведены в межсезонные перерывы, поэтапно не останавливая работы цирка в активный сезон. Одновременно на месте деревянного общежития стали строить цирковую гостиницу «Арена», которую ввели в с строй 1 января 1968 года.
В те времена директором цирка работал Иосиф Вениаминович Дубинский, человек беззаветно преданный цирковому искусству, при нём устраивались вечера-бенефисы мастеров арены, цирк стал постановочной базой, здесь создавались новые номера и аттракционы. Идея фонтана «Одуванчик» на цирковой площади принадлежит также ему, и в 1971 году эта идея воплотилась в жизнь.
В 1970 году коллегия Министерства культуры СССР в числе лучших цирков отметила и Саратовский цирк, а в 1973 году в честь столетнего юбилея цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На манеже Саратовского цирка в разное время показывали своё мастерство выдающиеся деятели цирка – дрессировщики Дуровы, В. Филатов и Б. Эдер, Герой Социалистического труда И. Бугримова, М. Назарова, иллюзионист Эмиль Кио со своими сыновьями, канатоходцы В. Волжанского, клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин и многие другие.
С 1999 по 2016 год Саратовский цирк возглавлял Заслуженный работник культуры России, академик Национальной академии циркового искусства Иван Георгиевич Кузьмин.
С 2016 года директором цирка стал Алексей Анатольевич Менкин.
В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.
Традиционно с 1999 года в Саратовском цирке проводятся фестивали циркового искусства, которые проходят при поддержке Правительства Саратовской области:
1999 год – II Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства;
2001 год – Всероссийский фестиваль-конкурс клоунады, эксцентрики и пародии;
2003 год – Международный фестиваль-конкурс циркового искусства в рамках празднования 130-летия Саратовского цирка.
В феврале 2005 года был проведён I Всероссийский Фестиваль-конкурс «Принцесса Российского цирка» и по традиции этот фестиваль-конкурс проводили в Саратове в 2007, 2009 и 2011 году, а в феврале 2014 года проведен V юбилейный фестиваль-конкурс. В апреле 2016 года прошел первый международный конкурс «Принцесса цирка».
Саратовский цирк ведёт большую работу по благотворительности, тесно сотрудничает с административными органами области, на его базе проводится много мероприятий для социально незащищённых слоёв населения: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и так далее.