брайан мерфи американская история ужасов
Лучшие сериалы автора «Американской истории ужасов» Райана Мерфи
Вот уже более двух десятилетий американский режиссер, продюсер и сценарист Райан Мерфи радует любителей сериалов своими детищами – великолепными шоу, процесс создания которых контролирует от рождения идеи до премьеры на ТВ.
Отличительные черты его проектов – стильные образы героев и роскошные интерьеры (костюмам и декорациям в сериалах Мерфи уделяет огромную роль), яркая картинка, всевозможные отсылки к культовым кинематографическим, литературным и музыкальным произведениям, легшие в основу сценария реальные исторические события, а также потрясающий саундтрек. Кроме того, Мерфи известен тем, что часто выбирает на роли в своих новых проектах «проверенных» актеров, с которыми неоднократно работал, так что в его сериалах всегда можно заметить множество знакомых лиц.
По случаю дня рождения Райана Мерфи (9 ноября ему исполнилось 56 лет) перечисляем его лучшие работы, которые ни в коем случае нельзя оставить без внимания.
«Американская история ужасов», 2011 – настоящее время
Сериал-антология «Американская история ужасов», вышедший на экраны в 2011 году, прославил Райана Мерфи. Он из года в год возглавляет рейтинги самых страшных шоу современности. Каждый его сезон представляет собой отдельную историю в жанре хоррор с элементами психоделики, а актеры раз за разом предстают в новых амплуа.
Этой осенью был выпущен юбилейный десятый сезон сериала, в котором были показаны сразу две истории – о жутких кровопийцах и о пришельцах. В предыдущих сезонах действия разворачивались в доме с привидениями, в психиатрической больнице, в загадочном отеле, в летнем лагере и других локациях в духе классических фильмов ужасов.
«Части тела», 2003 – 2010
Этот медицинский триллер про пластическую хирургию стал одним из первых работ Райана Мерфи на телевидении. Он рассказывает о двух друзьях – талантливых пластических хирургах, которые преображают пациенток в своей частной клинике. Шон (Дилан Уолш) – серьезный врач с семейными проблемами, клятва Гиппократа для него – не пустые слова; Кристиан же (Джулиан МакМэхон) – хитрец, работающий ради денег и интрижек с клиентками. На их взаимоотношениях и строится сюжет сериала.
«Американская история преступлений», 2016 – настоящее время
Сериал «Американская история преступлений» построен по принципу «Американской истории ужасов» – это тоже антология. Каждый его новый сезон рассказывает историю, основанную на реальных событиях, оставивших след в хронике преступлений США. В шоу уже были затронуты судебный процесс над футболистом О Джей Симпсоном, убийство модельера Джанни Версаче и скандал, связанный с отношениями между президентом США Биллом Клинтоном и Моникой Левински.
«Хор», 2009 – 2015
Культовый подростковый сериал стал один из немногих мюзиклов, которые успешно прижились на телевидении. Проект обрел целую армию фанатов.
В центре сюжета – хор под руководством учителя испанского Уилла Шустера (Мэттью Моррисон), объединивший лузеров и самых популярных учеников средней школы имени Уильяма Маккинли. Вместе они готовятся к региональным соревнованиям акапелла, поют и танцуют, враждуют и дружат, влюбляются и идут навстречу мечте.
«Голливуд», 2020
Сериал для истинных киноманов, показывающий все стадии кинопроизводства – от идеи сценария до награждения фильма на кинопремии.
40-е годы, Лос-Анджелес. Начинающий актер Джек Кастелло приехал сюда, чтобы покорить Голливуд. Он ослеплен мечтой о славе, которая рушится, едва становится ясно, что пробиться в артисты будет очень непросто. По воле случая герой знакомится с сутенером, который сводит его с супругой директора киностудии, падкой на молодых красавчиков. И Джеку открывается новая жизнь.
Другие персонажи истории – молодой режиссер и его чернокожая девушка-актриса, которых фабрика грез принимает неохотно из-за расовых и гендерных предрассудков; коварный продюсер, шантажирующий своих подопечных и склоняющий их к интиму; чернокожий сценарист-гей (для 40-х это комбо: ему, казалось бы, в кино закрыты все двери) и другие герои, карабкающиеся на вершину Голливуда.
«Королевы крика», 2015 – 2016
Шоу «Королевы крика» – это комедийный хоррор, насыщенный черным юмором и пародиями на фильмы ужасов. Он блестяще высмеивает жанровые штампы. Здесь вниманию зрителей, помимо подросткового сюжета, представлены кровавые убийства и бесконечный крик главных героинь из студенческого сестринства американского колледжа. Возглавляет его стервозная Шанель Оберлин ( Эмма Робертс ), напоминающая Реджину из «Дрянных девчонок». Своих гламурных приспешниц она назвала по своему подобию и пронумеровала – Шанель №2, Шанель №3, №4 и №5. Когда их университетский городок потрясает серия убийств, девушки не остаются в стороне…
«911 служба спасения», 2018 – настоящее время
Великолепный процедурал о важной и сложной работе пожарных, полицейских и врачей скорой помощи – настоящих героев из службы спасения. В центре сюжета – отделение службы спасателей в Лос-Анджелесе, обязанных выезжать на каждый вызов, поступающий на номер 911. Отдельно в шоу показывают работу операторской службы, оказывающей психологическую поддержку пострадавшим и координирующей работу спасателей: с разговора с оператором и начинается каждая серия.
Райан Мёрфи | Ryan Murphy | Сериалы
Маэстро Райан Мёрфи — один из самых влиятельных кинематографистов Голливуда. Его сериалы известны по всему миру и выступают в качестве примера для подражания многих юных сценаристов и режиссеров.
Показать полностью.
Грамотная проработка сценария, великолепная съемочная группа, талантливый актерский состав, кочующий из сериала в сериал, и чуткое наставничество Райана Мёрфи подарили нам проекты, которые в будущем достойны войти в историю кинематографического искусства.
Эта группа для тебя, дорогой подписчик, если ты любишь один из нижеприведенных проектов маэстро или же хочешь их посмотреть:
— «Части Тела» (2003-2010)
— «Хор» (2009-2015)
— «Американская История Ужасов» (2011-н.в.)
— «Королевы крика» (2015-2016)
— «Американская История Преступлений» (2016-н.в.)
— «Вражда» (2017)
— «9-1-1» (2018-н.в.)
— «Поза» (2018-2021)
— «Политик» (2019-н.в.)
— «9-1-1: Одинокая Звезда» (2020-н.в.)
— «Голливуд»(2020)
— «Рэтчед» (2020-н.в.)
Обращаем внимание, что это далеко не весь список фильмов и сериалов Райана Мерфи. Здесь отражены лишь основные и самые известные вехи его творчества.
Мы — первая и единственная группа Вконтакте, которая решилась на столь отчаянный эксперимент: освещать все проекты маэстро в одном месте.
Райан Мерфи
Биография
Детство и юность
Райан Патрик Мерфи родился 9 ноября 1965 года в Индианаполисе, штат Индиана, США. Его родители — уроженцы Ирландии, глубоко верующие католики. Свою мать режиссер описывал так:
«Королева красоты, которая оставила все, чтобы заботиться о сыновьях: обо мне и моем брате Даррене».
Она более 20 лет проработала в сфере коммуникаций. А отец 30 лет посвятил издательской отрасли.
Embed from Getty Images Райан Мерфи в молодости и Шон Райан
До 8-го класса Райан Мерфи учился в католической школе, затем — в Центральной средней школе Уоррена в Индианаполисе. Именно здесь он обнаружил талант к сочинительству. Поэтому поступил в Университет Индианы на факультет журналистики. Шоураннер стажировался в The Washington Post в 1986 году вместе с репортером Карой Свишер.
Копить журналистский опыт Райан Мерфи продолжил в газетах The Miami Herald, Los Angeles Times, New York Daily News, Knoxville News Sentinel и журнале Entertainment Weekly. В конце 1990-х годов он стал писать сценарии. Толчком к тому, чтобы заняться этим всерьез, послужило предложение от Стивена Спилберга экранизировать пьесу «Почему я не могу быть Одри Хепберн?», сочиненную Райаном Мерфи в 1998 году. По сей день идея так и не нашла своего воплощения.
Личная жизнь
Райан Мерфи — открытый гомосексуалист. Свою ориентацию он осознал еще в школе. Советоваться с семьей режиссер по понятным причинам не стал, зато рассказал о своем интересе к мужскому полу терапевту. Доктор не нашел в таком поведении ничего предосудительного.
Embed from Getty Images Райан Мерфи и Дэвид Миллер
В интервью 2012 года для Inside the Actors Studio Райан Мерфи утверждал, что в старшей школе перевстречался с большей частью футбольной команды. В студенческие годы сексуальный пыл утих сам собой — в США как раз свирепствовал СПИД. Режиссер панически боялся заразиться, поэтому регулярно сдавал тест на ВИЧ, а в конечном итоге даже отказался от половых актов.
В 2010-х годах в личной жизни Райана Мерфи настала гармония. Он встретил будущего мужа — фотографа Дэвида Миллера. Свадьба состоялась в июле 2012 года. А уже 24 декабря 2012 года суррогатная мать сделала гомосексуалистов счастливыми отцами — на свет появился их первенец Логан Финеас.
Сейчас у Райана Мерфи и Дэвида Миллера трое детей. 6 октября 2014 года на свет появился 2-й сын Форд, а 18 августа 2020 года — 3-й сын Гриффин Салливан.
Фильмы
Первая работа Райана Мерфи — сериал «Лучшие» (1999–2001) — осталась без особого внимания. А вот за драматическое телешоу «Части тела» (2003–2010) режиссера номинировали на «Эмми». Проект повествует о пластических хирургах, чьи взгляды кардинально расходятся. Для одного клятва Гиппократа — не пустой звук, а другому важны только деньги и возможность закрутить интрижку с клиентками.
Широко известным Мерфи сделал музыкальный комедийно-драматический сериал «Лузеры», или «Хор» (2009–2015). Он рассказывает о школьных изгоях, которые обладают уникальным талантом — петь. Проект принес шоураннеру «Эмми», «Золотой глобус», People’s Choice Awards, «Спутник», Teen Choice Awards и другие значимые награды.
«Лузеры» — это пример успешного взаимодействия творческих людей. Его идею Райан Мерфи реализовал совместно с бессменным коллегой Брэдом Фэлчаком. На их общем счету уже больше десятка проектов, в том числе антология «Американская история ужасов».
Embed from Getty Images Иэн Бреннан, Брэд Фэлчак и Райан Мерфи
«Американская история ужасов» оказалась так популярна, что Райан Мерфи запустил похожий проект — «Королевы крика» (2015–2016). Это тоже антология, но главные роли остались за женщинами: Эммой Робертс, Джейми Ли Кертис, Лией Мишель, Эбигейл Бреслин и другими.
Формат антологии в принципе близок Райану Мерфи. Аналогично снята и «Американская история преступлений» (с 2016 года по настоящее время). На этот раз режиссер не стал маскировать реальные события. Первый сезон рассказывает о деле футболиста О. Джея Симпсона, который якобы зарезал свою бывшую жену и ее любовника. Второй — об убийстве дизайнера Джанни Версаче, совершенного серийным убийцей Эндрю Кьюнененом.
Сериал «Поза» (с 2018 года по настоящее время) открыл в биографии Райана Мерфи этап, посвященный пропаганде и защите ЛГБТ. Только в первом сезоне снялись более 50 трансгендеров. А в центре сюжета оказался гей-афроамериканец, из-за своей сексуальной ориентации оставшийся без крова.
Стоит отметить, что в фильмографии режиссера нашлось место не только сериалам, но и полнометражным фильмам. «Ешь, молись, любви» (2010) с Джулией Робертс — его самая известная работа. А в сентябре 2020 года на Netflix состоялась премьера фильма «Парни в группе» о безобидной вечеринке гомосексуалистов. Все актеры каста — на самом деле геи: Джим Парсонс, Закари Куинто, Мэтт Бомер и другие.
Райан Мерфи сейчас
На достигнутом шоураннер не останавливается. Осенью 2020 года состоялась премьера 3-го сезона «Американской истории преступлений». Он посвящен сексуальному скандалу, который разгорелся в США в конце 1990-х годов из-за романа Билла Клинтона с Моникой Левински. Прежде же сообщалось, что в центре сюжета окажутся последствия урагана Катрина, который обрушился на Америку в 2005 году. От этой истории и вовсе отказались.
Продолжает сниматься процедурная драма «9-1-1» (с 2018 года по настоящее время), а в январе 2020 года состоялась премьера спин-оффа «9-1-1: Одинокая звезда». Этот проект тоже не завершен.
По ЛГБТ-сериалу «Поза» и документальной драме «Вражда» конкретной информации пока нет, но на всех киносайтах дата выхода остается незакрытой. Да и проекты имели такой успех, что их завершение станет крупной ошибкой телевидения.
Трейлер сериала Райана Мерфи «Сестра Рэтчед»В июне 2020 года состоялась премьера 2-го сезона сериала «Политик». В этом телепроекте Райан Мерфи развивает идею выборов — от школьного до регионального уровня.
Один из последующих сериалов шоураннера — «Сестра Рэтчед». Его премьера состоялась в сентябре 2020 года, тогда же появились сообщения о продлении на 2-й сезон. В центре сюжета медсестра, которая эволюционирует в социопатического монстра. Главную роль исполнила Сара Полсон, также в кадре появляются Синтия Никсон и Шэрон Стоун.
Американская история зла: как Райан Мерфи снял историю медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки»
Послевоенные США. В калифорнийское заведение для лечения душевнобольных пациентов приходит устраиваться на работу очаровательная Милдред Рэтчед — прошедшая войну молодая женщина, мечтающая работать медсестрой. Благодаря напористости это ей удается, хоть она и вызывает некоторое недовольство директора клиники, вынужденного принять ее из-за давления местного губернатора, и старшей медсестры, которая сразу затачивает зуб на новенькую выскочку. Одновременно с этим в заведение привозят Эдмунда Толлесона, молодого преступника, жестоко убившего четырех католических священников. Довольно скоро выясняется, что задержанный — брат героини. Правда, кроме нее и зрителя, об этом больше никто не знает. Рэтчед ставит целью вызволить родственника из объятий психольницы и спасти от смертной казни.
Сама идея спин-оффа о Милдред Рэтчед выглядит как попытка нового мифотворчества: персонаж эпохального романа Кена Кизи, певца эпохи битничества, свободы и высоких скоростей, она представала в качестве весьма необычного архетипа: перфекционистка-социопатка, которая искренне верит, что ее драконовские методы «воспитания» пациентов работают и делают их лучше. Развивая мысль о том, как Милдред пришла к такой жизни, Мерфи раскручивает клубок сюжетных ниток в обратном направлении, пытаясь придумать свое объяснение странному психотипу человека, который, кажется, искренне пытается сопереживать, но в итоге делает всем только хуже. И если в «Пролетая над гнездом кукушки» Рэтчед была «стервой», то здесь она, скорее, расчетливая антигероиня. За которой, разумеется, весьма интересно наблюдать.
«Сестра Рэтчед» — сериал о власти в первую очередь. В иерархической структуре психбольницы на первый план выходят карьерные амбиции, а значит, чтобы достичь своего, девушке придется шагать по головам. Это не так-то просто, когда на дворе 1940-е, расовая сегрегация работает на полную мощность, гендерные стандарты живы и процветают. Притом что большую часть персонала больницы составляют женщины, неудивительно, что в таком обществе как нечто естественное возникают однополые союзы и которые, конечно же, «лечатся» репаративной терапией с применением ванн из кипятка — цисгендерными белыми мужчинами или их прислужницами. Попавшая в клинику Рэтчед — женщина, на первый взгляд более чем сформировавшаяся (эта роль совершенно точно принесет номинацию, а то и сам «Золотой глобус» Саре Полсон), но на деле ее пробуждение только начинается. Борьба за власть и раскрывает ее «тайные» таланты к манипулированию окружающими. На наших глазах нагловатая выскочка превращается в гения обмана.
Человеческие чудовища Райана Мерфи — отдельная статья, за которую многие так любят его творчество, и сестра Рэтчед в этом бестиарии более чем любопытное дополнение. Она хитра, коварна, но в то же время мы прекрасно понимаем: ее (как и других «монстров» в Murphy’s Universe) таковой сделало токсичное общество, в котором она живет. Аккуратное, расчетливое противостояние всему персоналу больницы (и не только) выливается в интеллектуальный поединок, в котором, правда, довольно много удачных совпадений. Ну что ж, нельзя винить Мерфи за это, при всей мрачности любая из его историй — сказка с хотя бы намеком на то, что хороший конец истории (был) возможен. Так и с Рэтчед: наблюдая за ее попытками освободить брата, мы узнаем, какие именно события сформировали из нее социопатку, но в этом мире торжествует справедливость, а значит, те, кто виновен в ее психологической деформации, будут наказаны. И наказаны весьма сурово: несмотря на фирменные утонченные кэмп-интерьеры, будто шагнувшие на экран с ретрооткрыток, «Сестра Рэтчед» временами чрезвычайно жестокий сериал.
Если «Американская история ужасов» казалась вам чересчур кровавой, то новое творение Мерфи может показаться еще более радикальным. Чего только стоит весьма натуралистичная фиксация процесса лоботомии, которую директор клиники показательно проводит для своих сотрудниц (без крупных планов, зато с очень сочным звуковым сопровождением). Иногда кровь становится, как и положено барочному почерку Мерфи, очень буквальным маркером — цветокоррекция выкручивает красный и зеленый цвет на максимум, доводя картинку до эффекта итальянских джалло-хорроров, чтобы подчеркнуть экспрессию момента. Немного примитивно, зато очень эффектно, особенно в сочетании с интерьерами а-ля Уэс Андерсон, которые так красиво заливаются внутренностями виновных. Правосудие в мире чрезмерно богатых и чрезвычайно охмуренных властью людей (вроде губернатора в лице традиционно прекрасного в своей омерзительности Винсента Д’Онофрио из «Сорвиголовы»), показательно отстаивающих несуществующие права во имя престижа, достигается без компромиссов. Таким ангелом мрачного суда и предстает сестра Рэтчед. Впереди у нее абьюзивные отношения, разочарование, предательство, поиск идентичности — красивый, но жестокий мир учит скалить зубы и дергать за ниточки других людей, чтоб управлять ими, как марионетками (недаром этот образ обязательно появится в фильме).
Единственное, что можно поставить в упрек сериалу, это некоторая манипулятивность (в целом, Мерфи более чем свойственная). В шестой серии нам раскроют тайну специфической личности главной героини, а заодно и ее брата — и поверьте, для того, чтобы шокировать вас, сценаристы пойдут на самые отчаянные меры: ждите жести, трэша и легенды об Эдипе задом наперед, с инцестом, выкалыванием глаз и прочими крайностями. Если в сюжете присутствует токсичный белый мужчина (в лице киллера в исполнении Кори Столла), то он будет максимально картинным, неприятным, грубым хамлом, что любит унижать без особой мотивации. Да и в целом пока что связка между сериалом и книгой (или фильмом, где Рэтчед сыграла Луиза Флетчер) ощущается не слишком: версия Мерфи колеблется между lawful evil и chaotic good, постепенно скатываясь в последнее. Амбивалентная прелесть киношной Милдред как раз и заключалась в том, что понять до конца, что у нее на уме, не удавалось, а значит, она справедливо представала абсолютным злом. Можно понадеяться, что окончательные сцепки Мерфи проведет во втором сезоне, который уже запущен в производство.
Феномен «Американской истории ужасов»: как Райан Мерфи изобрел рецепт идеального телехоррора
15 июля выходит спин-офф сериала «Американские истории ужасов», а 25 августа стартует десятый сезон шоу. Time Out разобрался, почему самый долгоиграющий проект Райана Мерфи стал и до сих пор остается успешным.
Родителям «Американской истории ужасов» Райану Мерфи и Брэду Фэлчаку удалось создать отличный тандем еще задолго до начала работы над антологией. Вместе они трудились над ироничными «Частями тела» и культовым «Хором» и задумывались создать что-то принципиально отличное от уже существующих проектов и непременно связанное с их любимым жанром ужасов.
«Мы хотели, чтобы люди были немного вне равновесия после просмотра», — сказал Райан Мерфи, а после они с Фэлчаком выпустили пилотный эпизод о семье Хармонов, переезжающих в недорогой дом в Лос-Анджелесе.
Как положено в хоррорах, дом не является крепостью для новых хозяев: раньше под его крышей творились жуткие вещи, а сейчас здание населяют призраки и другие пугающие существа. Пилот приглянулся руководителям телеканала FX, поэтому Мерфи и Фэлчак спокойно досняли сезон и решили снять новый, уже с совершенной другой историей.
Новый сезон — новая история
Другое время, новые герои, свежая история — не столь популярный до «Американской истории» формат сериала-антологии в руках Мерфи и Фэлчака заиграл новыми красками. В каждом сезоне шоураннеры позволяли себе заигрывать с клишированными образами из фильмов ужасов — дом-убийца, психбольница, ковен, цирк, отель, детский лагерь, секты — и наполняли сериал отсылками и аллюзиями к известным представителям жанра.
За девять сезонов шоу успело процитировать такие работы американской хоррор-классики, как «Хэллоуин», «Пятница 13», «Ребенок Розмари», «Сияние», «Техасская резня бензопилой», «Уродцы» и многое другое.
Зрители быстро поняли, что сериал можно добавить в свой личный топ не только за увлекательные сюжетные повороты, но и за возможность предаться ностальгии, а также загрузили его в свой плейлист для поездки на работу. Ведь, чтобы понять, о чем идет речь, не обязательно начинать смотреть «Американскую историю» с самого начала — у каждого сезона есть своя законченная линия.
Новая история — те же актеры
Если истории Мерфи и Фэлчак предпочитают менять, то актеров из сезона в сезон стараются задействовать одних и тех же. Джессика Лэнг, Лили Рэйб, Фрэнсис Конрой, Дилан Макдермотт, Эмма Робертс, Денис Э’Хэр, Таисса Фармига, Кэти Бэйтс, Финн Уиттрок, Билли Лурд появляются во многих частях шоу. Однако его настоящими долгожителями являются Сара Полсон и Эван Питерс, снявшиеся в восьми из девяти существующих сезонов. К радости поклонников, Питерс и Полсон появятся в «Двойном сеансе» и спин-оффе «Американские истории ужасов». Мерфи вообще любит давать дорогу молодым, но еще больше — возрождать забытых звезд из пепла.
Это, например, позволило Джессике Лэнг и Кэти Бейтс вновь отметиться на престижных премиях, а Маколею Калкину — вновь показать себя, ведь актер появится в десятом сезоне сериала.