брокарь и ко история

«Брокар и Ко» — производство парфюмерии в Москве

Сегодня имя Генриха Брокара известно в первую очередь парфюмерным экспертам и людям, интересующимся историей ароматов, однако так было не всегда. В середине XIX – начале XX века его имя гремело по всей России. И слава его была абсолютно заслуженна и закономерна, ведь именно благодаря этому человеку парфюмерная промышленность Российской империи вышла на качественно новый уровень и смогла составить конкуренцию прославленным французским одеколонам.

Генрих Брокар родился в 1836 году в семье потомственного парфюмера. Его детство и юность прошли во Франции, затем его отец Атанас решил построить бизнес в не избалованной качественной парфюмерией Америке, куда и перевез всю семью. Дела шли на удивление прекрасно, но ни Брокар старший, ни Брокар младший не прижились в США – Атанас вернулся на родину, во Францию, а Генрих решил попытать удачу в далекой России.

Полученных средств хватило для организации в 1864 году своего дела, его целью было создание ароматов, и средств личной гигиены, которые будут доступны не только представителям элиты, но и обычным людям.

Начал Брокар с мыловаренного предприятия. Его первая «лаборатория» располагалась в бывшей конюшне, и из всего оборудования в ней были три кастрюли и ступка. Однако даже в таких условиях три его сотрудника изготавливали от 60 до 120 кусков мыла, которые Генрих Афанасьевич лично развозил на повозке по мелким лавочкам.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко историяброкарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Предприятие имело огромный успех – во многом благодаря гениальному маркетингу. Дело в том, что Брокар решил варить не обычные квадратные брусочки, он делал мыло необычной формы. Так, для детей было создано специальное мыло «три в одном»: на каждом кусочке была вытиснена буква алфавита, что превращало его из обычного средства гигиены еще и в игрушку, и в азбуку, для взрослых – мыло в форме огурца или в форме шара. Такой ход произвел на покупателей неизгладимое впечатление – продажи шли полным ходом.
Также настоящую сенсацию на рынке произвело «Народное мыло», стоившее всего 1 копейку и рассчитанное на массового потребителя – крестьян, которые до этого момента мылись исключительно щелоком из печной золы. Вторым по популярности продуктом стали дешевые сорта помад. Спрос на эти продукты был настолько велик, что магазинам и лавочкам подолгу приходилось ждать новых поставок.
Это был успех, о котором так мечтал Брокар. Впрочем, он вряд ли был бы возможен без его жены, Шарлотты Андреевны Реве. Урожденная бельгийка, она воспитывалась в московском пансионе и, в отличие от своего супруга, отлично говорила по-русски и полностью ассимилировалась в России. Именно по этой причине она взяла на себя переговоры с партнерами и помощь в разработке дизайна фирменных упаковок. Кроме того, у Шарлотты в Москве было множество подруг и приятельниц, поэтому она прекрасно знала, какие товары будут пользоваться успехом у потенциальных покупательниц.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

После того как задача приучить пользоваться мылом массового потребителя в России была выполнена, Брокар решил подарить ему и доступную парфюмерию. В 1869 году он основательно расширил свое дело, организовав «Товарищество парфюмерного производства в России Брокар и компания».

После того как задача приучить пользоваться мылом массового потребителя в России была выполнена, Брокар решил подарить ему и доступную парфюмерию. В 1869 году он основательно расширил свое дело, организовав «Товарищество парфюмерного производства в России Брокар и компания».

Стоит отметить, что Генрих Афанасьевич всегда считал парфюмерию высоким искусством и к ее созданию подходил очень серьезно, не щадя на ее производство ни сил, ни денег, но при этом он был уверен, что наряду с элитной дорогой парфюмерией, которую может себе позволить исключительно элита, должны быть и ароматы доступные всем.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Однако несмотря на растущую популярность массовой продукции Брокар не мог и не хотел ограничивать ассортимент только ей. Он производил и элитные сорта мыла, и занимался разработкой конкурентоспособной нишевой парфюмерии. Он изучал, как играют на коже те или иные сочетания аккордов и как они влияют на эмоции человека. Такие эксперименты не противоречили политике компании, но требовали других способов продажи – в мелких лавочках дорогие товары продать бы не удалось. Назрела необходимость открытия собственных фирменных магазинов. Что он и сделал, открыв шикарные бутики на Никольской и Биржевой улицах. Публика, грамотно подогретая яркой рекламной кампанией, валила в них толпами.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Товары Брокара становились популярнее день ото дня, их с удовольствием покупали уже не только в России, но и в Персии, Японии и Китае, производство тоже росло, но при этом Брокар никогда не перепоручал разработку ароматов помощникам. Все рецепты парфюмерии он составлял лично. Лично внедрял он и новейшие технологические разработки, о которых узнавал из постоянных поездок в Европу. Результатом такой упорной и кропотливой работы стали духи, которые могли составить достойную конкуренцию лучшим французским ароматам. Таким, в частности, стал парфюм «Персидская сирень».

Кстати, парфюмерия была не единственной страстью Генриха Афанасьевича. На протяжении многих лет он увлеченно собирал произведения искусства, посещая для этого блошиные рынки, европейские аукционы и антикварные лавки. В 1981 году он выставил свою коллекцию для всеобщего обозрения в Торговых рядах (нынешний ГУМ). Целых 10 лет, вплоть до смерти Брокара в декабре 1900 года, там можно было не только купить отменные товары, но и полюбоваться произведениями искусства.
Умер Брокар в Каннах, куда поехал по настоянию врачей для поправки здоровья. После его смерти дело продолжили его сыновья. В 1914 году фирма Брокара с размахом отметила свое 50-летие, к тому моменту ее оборот составлял 8,3 млн рублей в год, ежегодно выпускалось 34,7 млн кусков мыла, 4,3 млн флаконов духов, 2,3 млн флаконов одеколона, а также миллионы коробок иной косметической продукции. После революции здание парфюмерной фабрики было передано монетному двору, а производство духов было восстановлено в другом месте и под иным названием – «Новая заря».

Источник

Брокарь и ко история

Потомственным парфюмер из Франции Генрих Анри Брокар приехал в Россию в 1861 году. Работящий и оборотистый, умевший быстро решать нужные дела, Анри Брокар 15 мая 1864 года основал в Москве предприятия по производству парфюмированного мыла (в России до того времени не выпускалось). Первоначально выпускалось 60 кусков мыла в день.

Знаменитые сорта “Детское” с выдавленным на нём русским алфавитом — на каждом кусочке по буковке! — “Янтарное”, “Медовое”, “Греческое” пользовались ошеломляющим успехом, производство расширялось.

В 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции.

В 1873 году к визиту в Москву Великой Княгини Марии Александровны, Брокар заказал и отдушил натуральными ароматами букет восковых цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок, нарциссов и преподнес их Княгине. Мария Александровна была в восторге, и товарищество «Брокар и Ко» в 1874 году удостоилось звания придворного поставщика Государыни. Обороты Товарищества росли не по дням, а по часам. За 15 лет существования обороты, составляющие в начале 12 тысяч рублей в год, увеличились более чем в 40 раз и к концу жизни Брокара достигали 2,5 миллионов рублей.

К началу ХХ века фабрику стали называть «Империей Брокара». К 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на Всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах.

Уже в 1913 году у Товарищества «Брокар и Ко»было два государственных Герба: полученный в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде и Малый Государственный Герб, пожалованный ему в 1913 году вместе со званием Поставщика Его Императорского Величества.

В 1914 году в Москве открываются четыре магазина Брокара, расположенные в самом центре Москвы: на улицах Никольской, Тверской, Арбате и на Кузнецком мосту.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в Государственный мыловаренный завод №5. Но это было не самое худшее. В 1920 году исторические здания, оборудование и часть рабочих были отобраны под фабрику «Гознак». Фабрике №5 предоставили соседние помещения разрушенной обойной фабрики (в них фабрика и поныне).

Новый директор, молодой и энергичный коммунист А. Звездов смог найти общий язык с инженером немцем Бенгсеном и химиком-парфюмером французом Августом Мишелем. 1 ноября 1922 года фабрика под названием «Государственный мыльно-парфюмерный завод №5 «Новая Заря» заработала на новом месте. Название «Новая Заря», предложенное молодым Звездовым, было одобрено одним из руководителей Совнаркома М.И. Калининым. С этого времени, кроме мыла, стали выпускать парфюмерию.

Последнее десятилетие многие любимые российские ароматы «Новой Зари» разрабатывались в парфюмерных лабораториях Франции с участием таких известных парфюмеров, как Мишель Альмарак и Франсис Камай. Дизайн флаконов и упаковки придумывал знаменитый французский дизайнер Тьерри де Башмакофф, но именно с сентября 2004 г. совместная российско-французская деятельность стала официальной и зарегистрирована под торговой маркой «Nouvelle Etoile».

Источник

Генрих Брокар и «Красная Москва»

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Наверное, не найдется в нашей стране человека, кто не слышал о духах «Красная Москва». Это название стало нарицательным.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

В 1836 году в Париже на свет появился Анри Брокар, который сам себя называл Генрихом. Ему уготована была судьба великого парфюмера и предпринимателя. Невероятный дар обнаружился у Генриха еще в детстве. Как-то его отец играл с ним и подбрасывал вверх. Малыш заливался смехом, а потом вдруг неожиданно спросил:

— Папа, чем от тебя так вкусно пахнет?

— Наверное, это аромат духов мамы! — ответил отец. — Дорогая, у нашего сына прекрасное обоняние! Наверняка он будет парфюмером!

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Тетя Жанель рассказала Генриху, что можно загадать желание в Сочельник и увидеть вещий сон. Наутро за завтраком, когда собралась вся семья, тетушка спросила у Генриха, видел ли он что-нибудь во сне. Мальчик рассказал, что ему приснился большой далекий снежный город и букет цветов с чудесным ароматом, от которого даже кружилась голова. Впоследствии все забыли об этом, но сон оказался вещим.

Генрих рос смышленым и умным юношей. Родители дали ему отменное образование, он изучал химию, экономику, парфюмерное дело. Первые попытки пробиться среди рядов парфюмеров успеха не принесли.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Брокар заметил, что в России люди не пользуются мылом по причине его дороговизны, его ввозили из-за границы. Генрих впервые предоставил возможность всем людям пользоваться недорогим мылом. В 1864 году он открыл мыловаренную фабрику. Они с Шарлоттой выдумывали одну идею за другой.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Это семья обладала недюжинной фантазией. Чтобы привлечь внимание к старту продаж одеколона «Цветочный», они установили в фойе магазина фонтан с ним, и каждый посетитель мог бесплатно надушить свой платок или пиджак.О брокаровском чуде пресса шумела не один день.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Фабрика получила много наград на выставках в Европе. В Париже в 1889 году духи «Персидская Сирень» получили Гран-При, французы впервые проиграли и оказались лишь на втором месте.

Несмотря на два герба, красующихся на этикетках, парфюмер сожалел о том, что его империя не имела звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Генрих часто вспоминал родину, родственников и свой волшебный сон.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

По слухам, Брокару приснился не только прекрасный восковой букет, пахнущий настоящими цветами, но и непонятное судьбоносное событие, о котором он не стал упоминать. В 1917 году к власти пришли большевики, и фабрику национализировали: всемирно известная Империя Брокара превратилась в «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5». Фабрику спасла большевичка Евдокия Уварова. Она добилась приема у Ленина, и оборудование для выпуска духов было сохранено.

Cчастье, что у новой власти хватило ума уговорить Августа Мишеля остаться работать на предприятии. Ему предложили обучать советских парфюмеров, он был женат на русской, обнаружились проблемы с паспортом, ему не удалось эмигрировать.

Мишель не смог терпеть жуткого переименования фабрики и предложил назвать фабрику «Новая заря». Большевики не стали возражать : название вполне соответствовало концепции эпохи и было приятно на слух. Так с лёгкой руки Августа «Империя Брокара» обрела новое имя.

Август постоянно вспоминал духи, которые они с Генрихом сделали для императрицы. Он понимал: новая власть не согласится оставить старое название, не смогут они и соблюсти технологию производства. Тогда парфюмер решается оживить легенду. Он воссоздает знаменитый аромат и вносит предложение о переименовании духов в «Красную Москву». Как и планировалось, все согласились.

брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история

Так чудесный аромат императрицы получил вторую жизнь и завоевал миллионы поклонников уже после революции. Приобретая этот аромат, вспоминайте, что в красивом фигурном флаконе в форме башни Кремля скрыты грезы Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и мечты русских красавиц, уже давно покинувших этот мир. Может быть, и поэтому тоже, этот колдовской аромат имеет легкую неуловимую горчинку.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Метки

Рубрики

Музыка

Мыльный череп

Подписка по e-mail

Статистика

Парфюмерная империя Брокар и история вышивки крестом в России

Парфюмерная империя Брокар и история вышивки крестом в России

Вы спросите меня, какое отношение имеет парфюмерия к вышивке крестом?

Вот тут-то и пересекаются парфюмерия и вышивка.

Среди людей интересующихся историей вышивки идут нешутошные словесные баталии на тему брокаровских схем.

А дело вот в чем.
Во-первых, вышивка крестом в народном творчестве изначально использовалась мало. Вышивали используя другие швы.
Во-вторых, большая часть брокаровских схем была в «русском стиле». Т.е. как основа для создания схем использовались образцы народного творчества.
В этой статье о схемах в «русском стиле» сказано так:
Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества.

Существует даже такое мнение, что брокаровские листовки убили народное творчество: побудили мастеров перейти на вышивку крестиком и подменили настоящие аутентичные узоры чуждыми стилизациями.

Чтобы было понятнее, то представьте себе рушники богато украшенные цветами, вышиванки с красно-черными розами. Представили? Ага, ну, вот почти всё это,по части узоров, не из глубокой древности идет, а появилось ближе к концу 19-го века благодаря Брокару.

Давайте разберемся, ну, или я выскажу свое мнение. 🙂

Что касается собственно вышивки крестом.
Она универсальна: легко зарисовать, можно передать любые узоры и освоить ее не составит большого труда. С этим не поспоришь.
Я бы не стала приписывать заслуги по внедрению вышивки крестом исключительно Брокару.
Схемы для вышивки от Брокара не были единственными в своем роде: рукодельных журналов и альбомов для вышивания выпускалось немало.

Парфюмерный конкурент Брокара, «Товарищество «Ралле и Ко»», успешное и появившееся задолго до него предприятие, правда ориенированное только на высшие слои общества, также выпускал рекламу с приятными дополнениями.
По материалам этой статьи:
Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии.
брокарь и ко история. Смотреть фото брокарь и ко история. Смотреть картинку брокарь и ко история. Картинка про брокарь и ко история. Фото брокарь и ко история
Т.е. крестик и без Брокара шел в народ, наличие интересных и доступных схем, как мне кажется, лишь ускорило процесс.

И еще цитата:
Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Ее широкое бытование на всей территории России было связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К».

Схемы для вышивки от «Брокар и Ко»:
Перенаборы некоторых схем Брокара в блоге Схемы для вышивания.
Несколько сканов схем есть на сайте Modistka.net в библиотеке узоров.

Источник

Не дорезали: Как лучшие бренды Российской империи стали советскими

Когда после революции к власти в России пришли большевики и всё стало общим, заводы и фабрики продолжили работать. Многие из них выпускали примерно то же самое — только худшего качества. А самые живучие бренды продержались до Перестройки и сейчас вовсю эксплуатируют традиции, которые им худо-бедно удалось сохранить. «Секрет» приводит несколько самых ярких примеров.

«Новая заря» / «Брокаръ и Ко»

Советский производитель парфюмерии №1 ведёт историю с 1864 года. А духи «Красная Москва» («тонкий, тёплый, благородный аромат с оттенком флёрдоранжа») не что иное, как изобретённый не позднее начала 1880-х «Любимый букет Императрицы».

До революции «Новая Заря» носила имя основателя предприятия — французского предпринимателя Анри Брокара. Ему не было и 30, когда он приехал в Москву открывать мыловаренное производство. Стартовый капитал составило вознаграждение, полученное за оригинальную технологию производства концентрированных духов.

Сделав имя на мыле (самым популярным было дешёвое «Народное» — по копейке за кусок ), в 1869-м Брокар построил за Серпуховской заставой парфюмерную фабрику. К концу XIX века продукция торгового дома «Брокаръ и Ко» пользовалась спросом даже в Западной Европе. В 1913-м предприятие было удостоено почётного звания — «Поставщик двора его Императорского величества». Брокара, правда, тогда уже не было в живых.

В 1917 году бизнес национализировали. Компания Брокара стала называться Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом № 5 и вошла в Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость). Название «Новая заря» появилось в 1922-м, в 1925-м возобновился выпуск «Букета императрицы» — под новым брендом.

«Новая Заря» работает до сих пор (теперь это ЗАО) и всё так же выпускает «Красную Москву».

«Советское шампанское» / «Абрау-Дюрсо»

Крупнейший российский завод шампанских и игристых вин, расположенный в Краснодарском крае. Именно тут появилось «Советское шампанское», без которого в Союзе не обходился ни один новогодний стол. Но началось всё гораздо раньше.

В 1870 году в 14 км к западу от Новороссийска, в районе впадения реки Абрау в горное озеро Дюрсо, началось строительство удельного имения императорской семьи. Практически сразу там стали возделывать виноградники, но крупное производство возникло уже в 1890-х.

В 1894-м в Абрау-Дюрсо появился подвал на 10 000 л вина, через три года таких подвалов было уже пять. В 1896-м под руководством французских виноделов была выпущена первая партия из 13 000 бутылок игристых вин. Спустя ещё два года было выпущено уже 25 000 бутылок русского шампанского под маркой «Абрау».

В 1920-м на месте бывшего императорского имения открылся винодельческий совхоз. Название «Абрау-Дюрсо» сохранилось. Руководителем назначили Антона Фролова-Багреева, который работал на заводе химиком ещё в начале 1900-х. Под его руководством была выпущена первая партия «Советского шампанского». Затем напиток с этим названием стали выпускать и другие предприятия.

После Перестройки совхоз «Абрау-Дюрсо» накрыл кризис. Возрождение началось уже в 2000-х, когда основным владельцем стал нынешний бизнес-омбудсмен и кандидат в президенты России Борис Титов (с 2012-го хозяйством заведует его сын Павел). В 2016-м компания продала более 29 млн бутылок — на 6,93 млрд рублей. Основной бренд — «Абрау-Дюрсо». Его маркетинг эксплуатирует дореволюционность и имперскость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *