бронепоезд козьма минин история

Козьма Минин (бронепоезд)

Из Википедии — свободной энциклопедии

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронепоезд № 1 «Козьма Минин» (с 5 декабря 1942 г. бронепоезд № 659 «Козьма Минин») — изделие (бронепоезд, БП), построенный в октябре 1941-го — феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо станции Горький-Московский на собственные средства в свободное от работы время, и формирование (подразделение, броневой поезд, бп, бепо) которое входило в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов (31-й ооднбп). [1]

«Козьма Минин» — один из самых известных бронепоездов Великой Отечественной войны — был построен зимой 1941—1942 годов в локомотивном депо станции Горький — Московский под руководством инженера Леонида Дмитриевича Рыбенкова. [2]

Также встречаются его следующие наименования: бронепоезд «Козьма Минин» 31-го однбп; бронепоезд № 1 31-го однбп; бронепоезд № 659 31-го однбп. [3] [4]

О боевых заслугах экипажей бронепоездов в Великой Отечественной войне напоминают установленные на вечную стоянку бронепаровозы Ок-139 в Нижнем Новгороде, Ов-3345 в Муроме, водившие бронепоезда № 659 «Козьма Минин» и № 702 «Илья Муромец» в составе 31-го отдельного особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов.

В первые месяцы войны, еще до появления директивы Народного комиссара обороны СССР за № 22сс о строительстве броневых поездов, 24 октября 1941 года на пленуме Горьковского областного комитета (обком) ВКП(б) было принято решение о строительстве «двух мощных броневых поездов», предназначенных для защиты Москвы от немецко-фашистских захватчиков. [6]

Начальник Горьковской железной дороги В. А. Ухтомский возложил руководство сооружением бронепоезда на в тот момент заместителя начальника паровозной службы дороги Л. Д. Рыбенкова. Поскольку работники паровозных и вагонных депо не имели чертежей и опыта строительства броневых поездов, Горьковский обком партии обратился за помощью к командованию Ремонтной базы № 6 НКО СССР (РБ № 6), дислоцированной в городе Богородск после передислокации из Брянска (РБ № 6, ранее Мастерские военного склада № 60, с 1930 года занималась проектированием броневого железнодорожного вооружения). [1]

После согласования с ГАБТУ РККА ремонтная база № 6 передала руководству горьковского депо чертежи на броневой паровоз и бронеплощадку ПЛ-42, разработанную с учётом предыдущего опыта по изготовлению особого бронепоезда № 1 «За Сталина!». Помимо этого, в помощь для изготовления бронепоезда направили бригаду опытных работников РБ № 6. «Козьма Минин», так наименовали бронепоезд, был готов к 21 февраля 1942 года. 5 декабря 1942 года на основании распоряжения Начальника ГБТУ РККА № 1109420 бронепоезд № 1 31-го ооднбп получил новый № 659. [6]

Источник

Новое в блогах

31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов.

31-й Особый

В годы Великой Отечественной войны активное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками принимали бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец».

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронепоезд № 659 «Козьма Минин» перед отправкой на фронт.

Бронированные крепости были построены рабочими Горьковского и Муромского паровозных депо. 21 февраля 1942 года из них был сформирован 31-й Особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который вошли также минометно-десантная рота, взвод разведки, взвод связи и вспомогательные подразделения.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Начальник главного автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я. Федоренко (справа) осматривает бепо № 1 «Козьма Минин» из состава 31-го особого дивизиона бронепоездов. Москва, март 1942 года.

Командиром дивизиона назначили майора Я. Грушелевского, заместителем по политической части — секретаря парткома Горьковского железнодорожного узла А. С. Потехина. Бронепоезд «Козьма Минин» возглавил капитан Т. П. Белов, а «Илья Муромец» — капитан И. А. Меньшов.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Командный состав бронепоезда «Козьма Минин». Снимок сделан в г.Горьком в 1941 году. В центре второго ряда командир Т.П. Белов и комисар А.С.Потехин.

4 марта 1942 года дивизион отправился на Брянский фронт, где прямо с ходу в районе Скуратово вступил в бой с фашистами. Метким огнем из орудий бронепоезда уничтожали живую силу врага, отбивали налеты гитлеровской авиации. В первых же боях, в мае 1942 года, погиб смертью храбрых командир дивизиона майор Грушелевский. Его заменил майор В. М. Морозов, отважный, хорошо знающий дело офицер. Фашисты усиленно охотились за бронированными крепостями, причинявшими им столько вреда. Однако уничтожить их им не удалось.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Грушелевский Яков Саввич

Особенно храбро сражался дивизион под Белевом и Сухиничами.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Зенитно-минометная бронеплощадка бепо «Козьма Минин» с двумя 25-мм автоматическими пушками образца 1940 года и реактивной установкой М-8 в центральной рубке.

Самые различные задачи выполнял дивизион. В боях под Ковелем наши войска сильно беспокоил фашистский бронепоезд. Решено было уничтожить его. Эту задачу поручили «Илье Муромцу». 4 июня 1944 года он двинулся навстречу врагу. Бронепоезд вел опытный и смелый машинист А. Г. Шмелев.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бепо № 702 «Илья Муромец» из состава 31-го особого дивизиона бронепоездов на огневом рубеже. Лето 1944 года.

Гитлеровцы, ничего не подозревая, готовились обрушить огонь на наши подразделения. «Илья Муромец» подошел к врагу на 500 м. Советские артиллеристы, опередив фашистов, открыли стрельбу и меткими выстрелами разбили вражеский бронепоезд. В тот же день «Илья Муромец» уничтожил гитлеровский склад с боеприпасами.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Уничтоженный немецкий бронепоезд.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронеплощадка бронепоезда 31-го ОДБП.

И вот однажды ночью «Козьма Минин» и «Илья Муромец» двинулись к оборонительным позициям врага. Когда до них осталось не более 200 м, бронепоезда открыли ураганный огонь, длившийся 15 минут. После этого бронекрепости быстро отошли назад. Ошеломленные фашисты долго не могли прийти в себя. Они понесли большие потери.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронеплощадка реактивных установок 31-го особого дивизиона бронепоездов.

В течение 18 суток, совершая по 3 — 4 налета, бронепоезда сокрушали оборонительные сооружения противника, громили его живую силу, расчищали нашим войскам путь на Варшаву.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Г. Е. Шагун, командир взвода реактивных установок бронепоезда «Илья Муромец» (слева) и Н. М. Гаврилов, заместитель командира бронепоезда «Козьма Минин» (справа).

За успешное выполнение заданий командования на этом направлении, за доблесть и мужество, проявленные личным составом, Президиум Верховного Совета СССР наградил дивизион орденом Александра Невского. А за участие в освобождении польской столицы ему было присвоено наименование «Горьковско-Варшавский». Многие воины подразделения получили ордена и медали.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Командир бронепоезда «Козьма Минин» П. К. Хмель на наблюдательном пункте под Варшавой. 1944 год.

В знак благодарности за изгнание фашистских захватчиков жители польского города Волымина на многолюдном митинге вручили дивизиону дар — «Бронзового Льва» с надписью: «Панцирным Львам на память». К подарку была приложена грамота.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Паровозная бригада «Ильи Муромца». Лето 1944 года.

Большой и трудный путь прошли бронепоезда по дорогам войны. Много славных боевых дел на их счету. Они уничтожили бронепоезд, автомашины, мотоциклы противника, сбили 15 самолетов, разрушили 14 дотов и 94 пулеметные точки, подавили 42 артиллерийские и минометные батареи, взорвали склад и эшелон с боеприпасами, истребили сотни вражеских солдат и офицеров.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Боевой путь 31-го Особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов.

День Победы дивизион встретил во Франкфурте-на-Одере. Здесь и были зачехлены орудия бронепоездов.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Ветераны 31-го отдельного особого Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона бронепоездов на встрече в Ковеле. Июль 1989 года.

Источник

Бронепоезда. БП-43, «Козьма Минин» и «Илья Муромец»

Продолжая цикл статей о бронепоездах СССР, мы признаемся в двух вещах.

Во-первых, мы буквально влюбились в эти железнодорожные комплексы. Наверное, это обусловлено первоначальным недостаточным знанием вопроса.

И во-вторых, создатели бронепоездов, инженеры, конструкторы, мастера, рабочие, впрочем, как и экипажи БП, сегодня кажутся гениальными авантюристами, людьми, для которых действительно не было ничего невозможного.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

По крайней мере, именно такие выводы приходят в голову при близком знакомстве с историей бронепоездов. В целом – как строили, так и воевали. От души.

Сегодня же речь пойдет о конкретных, известных многим бронепоездах. Учитывая, что читатели «подготовлены технически», сегодня больше о подвигах, о ежедневной работе, о людях.

Несмотря ни на что, главное в любом бронепоезде — именно люди. Бойцы (железнодорожники на БП тоже бойцы!) и командиры. Артиллеристы, пулеметчики, зенитчики, рабочие ремонтных бригад, экипажи паровозов, поездные бригады, пекари, санитары. Короче, экипаж!

Начнем с обещанного самого массового бронепоезда Красной Армии, разработанного в 1942 году — БП-43.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2-4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы либо десант.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Обычно в состав бронепоезда входили 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Такое же количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

«Тяжелые» бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронеавтомобили применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Большинство самых известных БП были именно БП-43. Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд «Козьма Минин», построенный в феврале 1942 года в вагонном депо Горький-Московский под руководством инженера Леонида Дмитриевича Рыбенкова.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета «Максим» в шаровых опорах в бортах.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм.

Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью.

Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.

Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника, работая по площадям.

За время войны бронепоезд сбил 14 (по воспоминаниям комиссара Алексея Потехина) или 15 (официальные данные) самолетов. Участвовал в обороне Тулы, освобождении Орла, Брянска, Гомеля.

Далее — путь в Европу. Освобождение Воломина, Праги Варшавской, Варшавы. Кстати, жители Воломина 23 февраля вручили экипажу бронепоезда бронзового льва в благодарность за спасение и героизм.

Когда-то ополчение, собранное Козьмой Мининым освободило от поляков Москву. А через триста тридцать три года, «Козьма Минин» уже освобождал поляков от фашистов. Вот такая историческая коллизия.

Войну «Козьма Минин» окончил, как и полагается герою, в логове врага. Правда в Берлин он войти не смог. Немцы подорвали мост через Одер. Так что, остановился бронепоезд в 50 километрах от Берлина.

Но зато, после капитуляции гитлеровцев в составе дивизиона обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Потсдамскую конференцию глав правительств.

Не менее известен «родной брат-близнец» «Минина» — БП «Илья Муромец».

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Бронепоезд «Илья Муромец» был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Кроме этого, богатырь «Муромец» уничтожил бронепоезд вермахта.

В нашей истории принято считать, что бронепоезд носил имя фюрера, потому его уничтожение несет дополнительный сакральный смысл. Советский бронепоезд, названный именем русского былинного богатыря, уничтожает бронепоезд противника, названного в честь Гитлера.

Насчет Leibstandarte тоже не все так однозначно, название дивизии можно перевести и как «Телохранители Адольфа Гитлера». Собственно, дивизия и была сформирована на базе личной охраны фюрера. Больше имя Гитлера не носил никто: ни части, ни корабли, ни каналы, ни города или поселки. Не нашли мы и упоминания о бронепоезде.

Но и не в этом суть, если что, не так ли? Суть в том, что экипаж советского бронепоезда «Илья Муромец» уничтожил немецкий бронепоезд. И это факт, который ничуть не становится менее значимым, от того, что уничтоженный бронепоезд не носил имени фюрера.

Ну а красивый миф, который был придуман… А и ладно! Война – это всегда и информационная война. И что важнее всего? Правильно, победа. Реальная, а не придуманная. Ведь реальность всегда ярче и интереснее мифа.

А в нашей реальности 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского. За выдающиеся боевые заслуги.

О бое «Ильи Муромца» с немецким бронепоездом вообще насочиняли с три короба, если честно. Очень много времени ушло на то, чтобы детально разобраться в том, что там произошло.

До сегодняшних дней дошла и до сих пор переписывается история о том, что «Илья Муромец» и немецкий БП чуть ли не лоб в лоб сошлись. На самом деле вся эта история с одним залпом, развалившим БП врага в щепки достаточно фантастична.

И сейчас мы хотим представить на суд свою версию. Отличную от общепринятой в Сети.

Итак, немецкий бронепоезд (Не «Адольф Гитлер», как выяснилось, а № 11 или №76, мы пока уточняем) в июне 1944 года начал систематически и регулярно обстреливать объекты наших войск в районе станции Ковель Волынской области Украины.

Некоторые источники дают такую картину:

«Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки».

Оставим на совести писавших все это, поскольку данное литературное творчество совершенно не соответствует действительности. Далее по тексту были данные по расходу снарядов (10 на орудие). Что картинку делает вообще фантастической.

Напомним, у «Ильи» было 4 пушки Ф-34 калибром 76-мм. Итого – 40 снарядов на уничтожение путей и бронепоезда противника. Без пристрелки.

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Конечно, пристрелка была. И была просто великолепная работа артиллерийских разведчиков нашего бронепоезда. Пока немцы развлекались, была составлена карта их перемещения и вычислена точка, с которой открывался огонь. И естественно, была проведена пристрелка. С той позиции, с которой должен был открывать огонь «Илья». В этом была своя суть.

Во время исследования по данной теме натолкнулись на воспоминания капитана (в то время) Александра Васильченко, артиллерийского разведчика гаубичного полка. Васильченко рассказывал о том, что в том случае, когда было нежелательно привлекать внимание к факту проведения пристрелки, пристрелку производили учебными снарядами. То есть, совершенными болванками, которые не взрывались.

Возможно, очень даже возможно, что по путям подхода немецкого бронепоезда пристреливались именно так. Как вариант – бронебойные снаряды.

Но тем не менее, адова задача для разведчиков и корректировщиков. Но ведь справились же по итогам.

Далее. Действительно, пунктуальность немцев – это вещь, которая позволяла использовать ее в своих целях. Доподлинно было известно время выхода немецкого бронепоезда на точку открытия огня и довольно точно была вычислена эта точка.

Далее предлагаем такой хронометраж.

1. «Илья Муромец» заранее, в темное время, аккуратно, не демаскируя себя, выходит на заранее определенную позицию. С первыми лучами солнца происходит предварительная наводка на то место, куда должен выйти немец. Дальше все жгут пачками нервы, а разведка и корректировщики еще и глаза.

3. Попив кофе и позавтракав, немцы начинают выдвижение. Экипаж «Ильи Муромца» ждет окончания процесса. Как только разведка дает отмашку, что немец на позиции, следует первый залп.

Стреляет первая установка реактивных снарядов. Просто пристрелка, несколько ракет, далее корректировка и огонь двух установок. Точка прицеливания – позади бронепоезда с целью разрушения железнодорожного полотна.

Орудия «Ильи» дают первый, пристрелочный залп. Корректировка и дальше действительно беглый огонь, все туда же, по полотну, либо по паровозу, но это сложнее.

4. Немцы, естественно, попав в такой переплет, начинают срочно разворачивать свои башни в сторону «Ильи». Но, в отличие от наших бойцов, им нужно время на разворот, прицеливание, корректировку. Время, которого у них просто нет.

Отсюда дистанция боя была меньше 5 км. Не в упор, но…

5. Немцы дают первый пристрелочный залп. С начала боя прошло максимум 5-6 минут. Снаряды мягко говоря, ложатся не рядом с нашим бронепоездом. Сказывается отсутствие координат, суета, вызванная неожиданным боем и так далее.

Ну не любили немцы суеты, что поделать.

Зато наши могли, умели, практиковали. Мы не знаем, сколько времени понадобилось бойцам «Ильи Муромца», чтобы перезарядить установки РС. Но думаем, что меньше стандартных 10 минут.

6. Второй залп «Ильи Муромца». В смысле, реактивными снарядами. Пушки должны были не замолкая ковырять немца. Прицел уже не в рельсы, а в сам бронепоезд.

Собственно, все. Попали. Бой окончен.

В рапорте было отмечено, что «бронепоезд противника окутался белыми клубами дыма или пара». Очевидно, что попали в котел.

А через месяц, в июле 1944 года, Ковель был освобожден. И советскими бойцами был обнаружен раздолбанный бронепоезд немцев. Лучшее подтверждение успеха экипажа «Ильи Муромца».

бронепоезд козьма минин история. Смотреть фото бронепоезд козьма минин история. Смотреть картинку бронепоезд козьма минин история. Картинка про бронепоезд козьма минин история. Фото бронепоезд козьма минин история

Вот такая история. Понятно, что «лоб в лоб» бронепоезда не сходились, иначе не пришлось бы ждать, чтобы сфотографировать разбитый бронепоезд врага. Но — и так просто прекрасно.

Единственный за всю Вторую мировую войну бой двух бронепоездов закончился победой нашего «за явным преимуществом».

В следующей части мы расскажем о бронепоезде, с которого вообще началось наше близкое знакомство с поездами. Это будет бронепоезд № 13 «Тульский рабочий» и его дважды своеобразная история. В подробностях и с видеорассказами создателей его второй ипостаси.

Источник

Как «Козьма Минин» Польшу освобождал

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне «Российская газета» завершила основную часть проекта, посвященного кавалерам ордена Александра Невского.

21 февраля 1942 года был сформирован 31-й Особый Горьковский дивизион, который и состоял из двух бронепоездов. Весной 1942 года они прошли испытания и отправились на фронт. И практически сразу начались сражения с вражеской авиацией. Как вспоминает в своей книге комиссар поезда Алексей Потехин, и дня не проходило без сражения. За годы войны было сбито 14 немецких самолетов. Одной из задач эшелона была поддержка наступления нашей пехоты. При поддержке дивизиона были освобождены Тула, Орел, Брянск, Гомель. Появление бронепоезда не сталось незамеченным немецким командованием. После одного из сражений германские газеты писали, что американцы построили для Советского союза мощную бронемашину.

Это чуть ли не единственный подобный случай в военной истории. Исход сражения решали считанные секунды. Горьковчане сумели выследить немецкий бронепоезд и первыми открыть огонь. Фашистский состав превратился в груду искореженного металла.

Бронепоезд также участвовал в освобождении приграничного польского города Воломин. В память об этом событии 23 февраля 1945 года жители города вручили дивизиону бронзового льва с надписью «Панцирным львам на память» и благодарственное письмо.

Затем, 14 сентября 1944 года Войско Польское вместе с советскими солдатами освободили крепость Прагу Варшавскую. В октябре 1944 года за овладение крепостью Прага дивизион бронепоезда был награжден орденом Александра Невского.

В январе 1945 года советские и польские войска освободили Варшаву. Значительная часть экипажа бронепоезда получила правительственные награды. Командир Владимир Морозов также был награжден орденом Александра Невского.

Исторические курьезы иногда случаются. В далеком 1612 году народное ополчение под предводительством нижегородца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от войск польского гетмана Александра-Корвина Гонсевского.

В XX веке бронепоезд «Козьма Минин» помогал освобождать Польшу от немцев.

Боевой путь бронепоезда окончился в Берлине в мае 1945 года. Взорванный мост через Одер не позволил дивизиону продвигаться дальше и участвовать в боях за Берлин. После капитуляции гитлеровцев дивизион обеспечивал безопасность проезда правительственного поезда с делегацией Советского союза на Постдамскую конференцию глав правительств.

После войны локомотив «Козьмы Минина» был найден на Урале. Его восстановили по старым чертежам и установили на постаменте напротив Дома культуры железнодорожников в Нижнем Новгороде. И еще долгие годы после этого ветераны бронепоезда собирались у постамента на годовщину Победы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *