брюллов биография и творчество
БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ
Родился 12 декабря 1799 в Санкт-Петербурге. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло.
Из учеников Брюллова получили известность: жанрист П.А. Федотов, Ф.А. Моллер, Я.Ф. Капков и Т.Г. Шевченко; способствовал освобождению последнего от крепостной зависимости.
Скончался 11 июня 1852 года в местечке Манциана, близ Рима.
Творчество
Жанровая, историческая, портретная живопись
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ) |
Картина «Итальянское утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. В картине «Итальянский полдень» (1827, ГТГ; Кат. ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 85) художник в несложном бытовом сюжете сумел воплотить свои взгляды на задачи искусства. Содержание прекрасного он видит в полноте жизненных, ощущений, в непосредственности человеческих эмоций, в радостном приятии мира. Брюллов отважился нарушить границы старых эстетических законов и стал искать изящное в простом и повседневном. [1]
Для исторических картин Брюллова характерен поиск «большой темы», которую он видел в подлинных исторических событиях.
Полотно «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), принесшее мастеру европейскую известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью.
К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ) |
Н.В. Гоголь написал о «Последнем дне Помпеи» обширную статью, в которой признавал эту картину «полным, всемирным созданием», где все «так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего» [2].
Незаконченной осталась начатая в 1839 году монументальная картина на сюжет из русской истории «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (ГТГ).
В отличие от парадного портрета XVIII века Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине «Всадница» (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой.
Идеально возвышен образ Самойловой в работе «Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи «Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830, ГРМ).
В творчестве Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, «Портрет Н. В. Кукольника» (1836, ГТГ).
В 30-х гг. XIX в. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И.П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И.А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются «Автопортрет» (1848) и портрет итальянского археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ).
Религиозная живопись
К.П. Брюллов. Взятие Божией Матери на небо. Не позднее 1842 г. (ГРМ) |
В религиозной живописи Брюллов стремился внести черты реальных переживаний. Таково «Распятие», написанное для лютеранской церкви св. Петра в Санкт-Петербурге (1838, ГРМ, эскиз в ГТГ).
В Троицком соборе Троице-Сергиевой пустыни на горнем месте до 1917 года стоял образ Пресвятой Троицы, написанный академиком в 1840 году.
Для Казанского собора он написал «Взятие Божией Матери на небо» (не позднее 1842, ГРМ).
Славянофил Ф.В. Чижов замечал:
Богослов и иконописец Л.А. Успенский оценивал опыты Брюллова в иконописи как произведения «художника-римокатолика» [4].
К.П. Брюллов. Распятие. 1838 г. (ГРМ) |
Нелицеприятной была оценка подобного исполнения иконописных сюжетов и свт. Игнатием (Брянчаниновым) :
Святитель писал художнику в 1848 году:
Литература
Использованные материалы
[2] Гоголь Н.В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.]. Т.8. Статьи. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1952, с. 109, 110: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-107-.htm
Карл Брюллов, искусство бунтарского романтизма
В данной статье мы поговорим о жизни и творчестве живописца, художника и представителя классицизма и романтизма — Карле Павловиче Брюллове.
Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.
Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в городе Санкт-Петербург, в семье академика и творческого человека Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер.
До семи лет — Карл проводил свою жизнь практически прикованным к постели, из за проявления ранних признаков острого аневризма. Но по воле отца Карла, желавшего обучить сына живописи — его оторвали от кровати, и он начал осваивать навыки, необходимые для своей будущей профессии в роли художника и творца.
В 16 лет его без экзаменов и прочих тестов зачислили в петербургскую Академию художеств. Подготовка со стороны Отца очень сильно помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей по курсу, преподаватели всегда принимали это во внимание и подшучивали над студентами: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?».
Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии.
Преподаватели рано позволяли Карлу самостоятельно писать собственные полотна, когда его сверстники ещё «жалостно» копировали картины учителей.
Карл Брюллов с большим успехом прошел обучение в петербургской Академии художеств, получив все возможные награды со стороны преподавателей и высшего сословия академии. В качестве своей выпускной работы — он написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для совершенствования в искусстве.
Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно. Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь.
Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.
Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим советом образцом для копирования.
На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.
В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров, было выполнено в полном соответствии с классическими канонами. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.
В те годы Брюллов также создал ещё одно неимоверно красивое полотно, картину «Нарцисс».
Картина наполнена грустным назиданием. «Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс». Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот (купидон) только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение в воде.
Карл изобразил юношу полным сил и с отлично сложенным характером. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.
Улетающий купидон бросает печальный взгляд на героя, одновременно сочувствуя ему и осуждая его.
Как и писалось ранее, Брюллов после окончания Академии художеств получил возможность выезда за границу, но этой возможностью по началу он так и не смог воспользоваться, из-за конфликтов с президентом Академии.
Тогда же на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое после написания двух картин Брюлловым и обязательством ежегодно отчитываться об успехах в творческом плане — отправило его таки за границу.
А написанными картинами являются «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», первая находится по настоящее время в тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй так и осталось неизвестным.
Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. Но после окончания Великой Отечественной войны её нашли в Ленинграде, на чердаке одного почти развалившегося дома, свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.
Картина отображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».
В 1822 году, Карл со своим братом Александром отправились в путешествие, и путь их держал через Германию и Австрию.
В Германии, а именно в Баварии — Карл написал несколько портретов, ему пришлось писать членов правительства и представителей местной знати, которые имели представление о русском портретисте, недавно приехавшим к ним в город. После Баварии — Брюллов наконец приехал в Рим, где на него с неба сразу же посыпались крупные заказы от итальянского общества. Именно в Италии он и написал одни из лучших своих работ.
Итальянское утро — первая удачная работа Карла по прибытию в Италию. После написания данного полотна, слава ему была обеспечена, похвала была даже со стороны правительства Российской империи.
Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна.
На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца.
После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I поручил написать парную к ней работу, и ею стала работа «Итальянский полдень».
На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.
Картина по итогу не оправдала ожиданий. Она не понравилась ни императору, ни ОПХ из за неподобающего, по общему мнению, сюжета, который не соответствует общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и можно сказать начал выступать в роли «свободного художника».
Вот что говорит критика и как на неё реагирует Брюллов.
Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.
Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.
Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь героев было очень сильным, — иногда через обилие «бытовухи» на картинах, для того чтобы раскрыть мир в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей.
В 1830 году Карл получил заказ от Анатолия Демидова, русского и французского мецената, на большую и самую известную его картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Замысел сюжета картины был связан с тогдашней модой на археологию, а событие — извержение вулкана Везувий (Действующий вулкан на юге Италии).
Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов плотно уселся за изучением разных литературных источников о древней катастрофе, посещал раскопки в Помпеях (Древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате трагического извержения Везувия в 79 году н. э.) и Геркулануме, сделав ряд эскизов руин и тогдашних архитектурных решений.
Перед тем как детально рассматривать полотно — прочтите сюжет в вырезке ниже!
Картина примечательна своим расположением между неоклассицизмом, преобладающим в России, и романтизм который все чаще практикуется во Франции.
Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это рассматривалось как доказательство того, что русское искусство ничуть не хуже искусства остальной Европы.
Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности
Карл Павлович Брюллов
Фото Все
Видео Все
Карл Брюллов: «Последний день Помпеи» [Как читать искусство]
Карл Брюллов. Всадница / История одного шедевра
Последняя тайна Карла Брюллова | Телеканал «История»
Карл Брюллов — биография
Карл Павлович Брюллов — русский художник живописец, яркий представитель классицизма и романтизма. Писал жанровые и исторические полотна.
Карлу Брюллову повезло стать единственным русским художником, который при жизни был награждён лавровым венком, и получил бриллиантовый перстень от императора. Современники Брюллова называли его Великим Карлом, полотно «Последний день Помпеи» принесло ему звание «первой кисти государства», его сравнивали с Рубенсом и Рембрандтом. За свою недолгую жизнь, художник написал около 200 портретов, он принимал участие в росписи купола Исаакиевского собора, площадь работы составила 800 квадратных метров.
Детство и юность
Карл Павлович уроженец города на Неве, Петербурга. Он родился в 1799 году, 23 декабря. Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец — все принадлежали к художническому цеху. Прадед, Георг Брюлло, был орнаментным скульптором французского происхождения. Он приехал в Санкт-Петербург в 1773 году, со своими двумя сыновьями. Одного из них звали Иван, который в свою очередь имел сына Павла Ивановича Брюлло — отца будущего знаменитого художника Карла Павловича Брюллова.
Первым учителем и наставником Карла конечно стал его отец. С самых ранних лет мальчику приходилось много упражняться. Несмотря на слабое здоровье отец не делал ему никаких поблажек. Заданные им упражнения должны были быть выполнены, а иначе мог лишиться обеда. Ребёнок часами рисовал животных и людей. Все рисунки должны были быть аккуратные, за оплошности отец наказывал его строго. Много позже Карл Павлович вспоминал, что «рисовать опрятно» он научился в детстве, выполняя заданные отцом упражнения.
Карл Брюллов
В десятилетнем возрасте, не сдавая экзаменов, его зачисляют в Академию художеств. Обучение Карла родителем оказалось очень эффективным, ребёнок был лучшим учением, и намного превосходил умением своих сверстников. Молодой человек, часто правил работы своих однокурсников.
Когда товарищам по обучению преподаватели позволяли только копировать рисунки, Карлу уже делал самостоятельные работы. Первой такой работой был акварельный рисунок «Гений искусства». Позднее его стали использовать как образец для натуры, который копировали ученики художественной академии. На этом рисунке изображён юноша, который держит жезл и голова жреца Лаокоона. А в 1819 году Карл пишет первое живописное полотно «Нарцисс, смотрящийся в воду». За эту работу его удостоили Малой Золотой медалью.
«Нарцисс, смотрящийся в воду»
В 1821 году Карл Павлович заканчивает обучение, и его выпускная работа называется «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Полотно по достоинству оценили, его наградили Большой золотой медалью, а Общество, которое состояло из меценатов, и занималось поощрением молодых талантов, выделили ему средства для поездки в Италию.
Поездка в Италию
На следующий год, Карл вместе со своим братом Александром совершат путешествие в Рим. Дорога до столицы Италии заняла у молодых людей год. Во время путешествия они посещают различные города, изучают живопись в Европе.
Прибывают в Рим они весной 1823 года. И Брюллов начинает работать, он пишет парадные и камерные портреты. Он делает простой рисунок, пишет маслом и акварелью. Там же он начинает пробовать и жанровые картины.
«Итальянское утро»
В 1923 году он создаст «Итальянское утро», и отправит это полотно на родину. Его работа восхитит Общество меценатов, которые впоследствии подарят эту картину императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. За эту работу Брюллов был вознаграждён бриллиантовым перстнем, который ему жаловал лично император. Вместе с наградой он получит требование написать парную картину. И Брюллов создаст ещё один свой шедевр «Итальянский полдень».
В Италии состоялось судьбоносное знакомство с Юлией Самойловой, которая была наследница рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти — богатейших домов Российской империи и Италии. Это семейство оказывало помощь и давало своё покровительство молодым талантам. Получил поддержку и Брюллов. Продолжительное время он находился в романтических отношениях с Юлией. Она знакомит его с высшим обществом в Риме, и там Карл находит своих заказчиков. Он пишет в основном парадные портреты, и это бала самая дорогостоящая работа, тем самым он получил финансовую независимость. Полученных средств ему вполне хватало на жизнь.
«Всадница»
Самойлова заказывает ему картину, и Карл напишет одно из самых известных полотен «Всадница». Ему позировали приёмные дочери Юлии — Джованина и Амацилия Пачини.
«Последний день Помпеи»
В 1827 году Карл Павлович начинает работать над самым большим своим произведением. Им было задумано написать по истине монументальную работу «Последний день Помпеи». Для этого он посещает развалины Помпеи, который был разрушен вследствие извержения вулкана Везувий, он осматривает сделанные археологами раскопки, и делает множество набросков. Шесть лет жизни понадобилось художнику, чтобы создать этот шедевр.
«Последний день Помпеи»
Впервые его увидели в 1833 году, жители Рима, в Италии. Картину выставили в мастерской Брюллова. Эта работа привлекла большое внимание, каждый человек из высшего общества, которому было не чуждо искусство приходил чтобы посмотреть на эту картину. Приходили писатели и композиторы, одним из известных посетителей стал Вальтер Скотт.
Интересно отметить, что на картине он несколько раз нарисовал свою любимую женщину, Юлию Самойлову. Первый раз, это образ двух женщин с ребёнком на первом плане, а также девушку в розовом платье, а вот сразу за ней — себя.
Флорентийской Академией было присвоено звание Брюллову профессора первой степени. Далее картина отправилась во Францию, и была выставлена В Париже, в одном из салонов Лувра. И там «Последний день Помпеи» высоко оценили французские критики. А после этого её отправляют в Санкт-Петербург. Оценка работы Брюллова императором Николаем I было высока. Он желает лично вручить Карлу Павловичу лавровый венок, и желает его возвращения на родину. В России полотно выставили в Императорском Эрмитаже, позднее многие желающие смогли её увидеть в Академии художеств. Доступ к этому шедевру имели практически все, от купцов и знати, до ремесленников и мастеровых.
Живопись
Этот ошеломляющий успех вдохновляет художника на новую работу. Он выбирает историческую тему, картина получила название «Смерть Инессы де Кастро». Полотно имело большие размеры, два на три метра, и стало одним из самых масштабных работ художника. Как не парадоксально, но работу над ней Карл Павлович закончил за 17 дней. Однако изображённая фаворитка, португальского короля, Инесса де Кастро, была встречена достаточно холодно. Брюллов в свой адрес выслушал немало критики, ему сказали, что он мастер «исторического анекдота».
«Смерть Инессы де Кастро»
Италия приютила знаменитого художника на целых 12 лет. Это было очень плодотворное время для Брюллова. Он напишет более 120 портретов итальянской знати, творческой интеллигенции, приезжающих на отдых в Италию русскую знать. Там же он содпст и несколько автопортретов.
Карл Павлович не спешит выполнить волю Николая I вернуться в Россию. В 1835 году он совершает путешествие в Грецию и знакомится с Малой Азией, посещает Турцию. В эту экспедицию его приглашает меценат Владимир Орлов-Давыдов. Его рисунки в это время в основном акварель и сепия. Он пишет целую серию портретов повстанцев, а затем и их вдохновителя Теодора Колокотрони. «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка» — это немногие работы, написанные им в то время.
Но путешествие с Орловым-Давыдовым приходится прервать из-за болезни. И в 1835 году Брюллов возвращается в Россию. Первым делом он отправляется в Москву. Столица встречает его приёмами и вечерами, которые устраивались в его честь. Там он знакомится в Александром Пушкиным, который напишет своей жене, что мечтает, чтобы Брюллов посетил их в Петербурге, также он говорит, что Карл Павлович великий художник, и очень добрый малый, готовый на всё.
А в 1836 году Брюллов становится младшим профессором Академии художеств, его назначают руководить классом исторической живописи. Его учениками станут Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко. Стиль, который приобретут его подопечные станет называться «брюлловской школой».
Конец 1830 и начало 1840 годов для Брюллова становится периодом работы над портретами русской интеллигенции. Иван Крылов, Алексей Толстой, Василий Жуковской, портреты этих великих людей напишет великий живописец. Портрет последнего будет создан в 1937 году, по просьбе самого Жуковского, который будет разыгран в придворной лотереи.
Вырученные деньги, 2500 рублей, будут уплачены для выкупа Тараса Григорьевича Шевченко из крепостничества. А позднее, когда Шевченко получит свободу, то станет любимым учеником самого Карла Павловича, поступив в Академию художеств.
Брюллов начнёт создавать образы и для лютеранской и православной церкви. В это же время в Петербург прибудет Юлия Самойлова, и художник напишет ещё одну работу которая добавит ему любовь и признание публики. Картина будет иметь название «Маскарад», на ней Карл Павлович изобразит саму графиню и её воспитанницу Амацилицею Пачини.
Император Николай I в 1840 году предложит ему создать картину «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Для этого ему будет выделена целая группа историков, целая экспедиция будет направлена к месту где разворачивались эти исторические события. Император часто справляется о ходе написания картины. Но ей не суждено будет увидеть свет. Брюллов под давлением и надсмотром не может работать, его подавляет опека. Он быстро потеряет к написанию картины интерес, и незаконченный холст отвернёт к стене и больше к нему не будет возвращаться.
«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
Один из учеников Брюллова, художник Михаил Железняков напишет:
«Как жаль, что государь вытребовал Брюллова в Петербург! Заняв место в нашей Академии художеств, Брюллов попал в придворно-чиновнический круг, то есть именно в ту среду, в которой он по своему характеру, по своему воспитанию и привычке не умел и не мог жить… Он чувствовал себя несчастным, когда ему приходилось работать в присутствии царской фамилии».
Не оказываемые почести художнику, не похвала императора, не заставили Брюллова написать хотя бы один портрет монаршей семьи. Свои работы он только дарил великим князьям. Александре Николаевне он передавал рисунок Казанского собора, а картину «Бахчисарайский фонтан» подарил Марии Николаевне.
Исаакиевской собор
Брюллова в числе немногих художников привлекают для росписи только, что выстроенного Исаакиевского собора. Карл Павлович начинает роспись в 1843 году. Сферический плафон, который должен был расписать живописец составлял чуть более 800 квадратных метров.
Работая на лесах, Брюллов пошутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!».
Работа осложнялась ещё не высохшей как следует штукатуркой. Положить как нужно грунт получалось не с первого раза, нанесённая краска зачастую отслаивалась, и приходилось всё начинать сначала. По недостроенному собору гуляли сквозняки, и так же было достаточно холодно и сыро. Вдобавок ко всему там же проводились работы с мрамором, и помещение было наполнено мелкой пылью. Карл Павлович простудился и серьёзно заболел.
«Процессия слепых в Барселоне»
По написанным им эскизам работу над росписью купола заканчивал Пётр Басин. Врачи порекомендовали ему отправится на лечение на остров Мадейру, куда Брюллов и уезжает в 1849 году. Затем он переезжает в Италию, где и проведёт свои последние годы жизни. Его покровителем стал революционер Анджело Титтони. Карл Павлович поживает у него дома, и под его влиянием он напишет свои первые реалистичные картины, на которых он изобразит современные сюжеты. Это полотна «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря».
Личная жизнь
Личная жизнь великого художника неотрывно связанна на протяжении долгого времени, с его покровительницей графиней Юлией Самойловой. Она стала его верным другом и возлюбленной, она была его муза и натурщица. Они часто расставались, и тогда Самойлова покидала Россию и уезжала в Италию, где не отказывала себе в удовольствии, но потом влюблённые мирились и всё начиналось сначала.
Портрет графини Юлии Самойловой
Но Карл Павлович влюбляется, в совсем юную девушку Эмили Тим, которая являлась дочерью рижского бургомистра. Эмили на момент знакомство было 18 лет. 27 января 1839 года состоялась их свадьба. Но счастье оказалось совсем недолгим. Спустя месяц пара расстанется навсегда. Молодая супруга уедет в Ригу, со своими родными, а Брюллов подаст на развод, процесс продлится два года, и только в 1841 году художник станет официально свободен. Эмили обвинила во всем Карла Павловича, и петербургское общество стало на её сторону. Клевета родственников его жены сделала из художника изгоя.
Портрет Эмилии Тимм
Но историки уверенны, что причиной развода стала связь Эмили с её близким родственником, которая кстати продлилась и после развода. Скорее всего Брюллову стали известны эти нелицеприятные факты об измене жены, исследователи предполагают, что он узнал об этом ещё до свадьбы, но под напором родителей будущей супруги он заключил этот брак. Спасть разбитое сердце художника приехала его давняя подруга Юлия Самойлова. У величайшего художника так и не родилось не одного ребёнка.
Смерть
Проживание на Мадейре, смогло продлить жизнь живописцу только на три года, морской воздух облегчил его состояние. Но восстановить здоровье ему уже не удалось. 23 июня 1852 года великий мастер, на 52-м году жизни скончался под Римом, в Манциане, где на тот момент он проходил лечение минеральными водами.
Памятник Карлу Брюллову
Он оставил после себя огромное наследие: картины и множество незаконченных эскизов и набросков, которые находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Его похоронили по лютеранскому обряду, на протестантском кладбище Монте Тестаччо.