буха нойон баабай история

Буха нойон баабай история

• Отдых, природа, путешествия, туризм, походы
• Курорты, базы отдыха, санатории, отзывы и цены
• Смотреть фильмы онлайн о достопримечательностях
• Интересные факты, красивые и памятные места
• С координатами на карте гугл или яндекс карте

Бычья гора Буха-Нойон. Белый камень

буха нойон баабай история. Смотреть фото буха нойон баабай история. Смотреть картинку буха нойон баабай история. Картинка про буха нойон баабай история. Фото буха нойон баабай история

Место нахождения

Страна: Россия
Регион: Бурятия
Координаты точки: 51.862394, 102.978716

Сакральное место Буха-Нойон

Упомянутая уже Бычья гора получила свое название от мифологического предка бурятских племен булагатов и эхиритов Буха-нойона (бур. «Буха-нойон баабай» «бык господин батюшка»).

По представлению торских бурят, Бычья гора есть не что иное, как окаменевшее туловище Буха-нойона. Сей бык, родоначальник и покровитель бурятского народа, шел некогда из Монголии навстречу русскому Буха-нойону, шедшему со стороны Иркутска (со стороны реки Китоя). Быки имели намерение сразиться между собой, чтобы решить, кому владеть всей страной. Монгольский Буха-нойон, пройдя до култукских гор и не встретив своего противника, повернул обратно, но на пути, около Гужир, окаменел, причем голова его на правой стороне Саяна в 10 верстах от Бычьей горы образовала двухвершинную скалу, названную по ее белому цвету Сагаугун-Сырдэк (Белая гора, скала).

Цикл мифов, связанных с Буха-нойоном, распространен у бурят Прибайкалья и Забайкалья, встречается также у монголов Северной Монголии. «Со словом Буха-ноин, писалось в XIX веке, буряты соединяют понятие о земном боге, который покровительствует скотоводству, хлебному урожаю, произрастанию травы, рождению и здоровью детей»

буха нойон баабай история. Смотреть фото буха нойон баабай история. Смотреть картинку буха нойон баабай история. Картинка про буха нойон баабай история. Фото буха нойон баабай история

Стык религий на Буха-Нойон

Буха-нойон сегодня

В настоящее время культ Буха-нойона, являющегося одним из пяти главных божеств-хатов в пантеоне тункинских бурят, «обретает новые силы и значение». Обрядовые действия, посвященные Буха-нойону, не распространяясь на всю Тунку, ограничиваются Торской котловиной, на территории которой находится несколько близко расположенных друг к другу населенных пунктов Гужиры, Саган-Угун, Далахай, Хонгодоры, Шулуты, Торы, Зун-Мурино. Ежегодно на Белом камне торскими бурятами устраиваются общественные тайлганы, посвященные Буха-нойону как «хозяину» данной местности. Основой тайлгана традиционно является жертвенно-умилостивительный обряд, сопровождающийся празднеством, а раньше и спортивными состязаниями. Цель обряда умилостивить «хозяина», чтобы он покровительствовал жителям данной местности, способствовал их благосостоянию. Считалось и считается, что от Буха-нойона зависят умножение и благополучие скота основы жизни бурят-скотоводов

Обряд почитания Буха-нойона (Ринчин-хана)

Как обычно, непосредственное участие в тайлгане Буха-нойону принимают только мужчины. На территории, прилегающей к священному месту, издавна существуют определенные запреты и нормы поведения. К их числу относятся запрет на всякую производственную деятельность вблизи сакрального места и половое ограничение участников обрядовых действий. Еще в конце XIX века писалось, что женский пол «не мог и до сих пор не может восходить на утес Буха-ноин, а поклонялся и поклоняется своему покровителю издали, стоя у подошвы горы или на так называемой Буха-ноине тала. Самый лес у горы Буха-ноин тункинские буряты и гужирские казаки не смеют рубить для домашнего употребления.
Сегодня, как и прежде, считается, что девушкам и женщинам, приблизившимся к Белому камню, грозит бесплодие. Женщины пожилого возраста допускаются к участию в тайлгане, но подниматься на вершину Белого камня, к бумхану, и им не положено.

Обряд почитания Буха-нойона (Ринчин-хана) проводитсяу подножия горы на небольшой поляне возле протекающего здесь ключика. На сбитом из досок столе выставляется жертвенная еда: бутылки с водкой и молоком, масло в полиэтиленовых пакетах, банках и баночках, коробки развесных конфет и печенья.
На земле рядом со столом установлена вырезанная из дерева скульптура Буха-нойона длиной 60 сантиметров и высотой около 30 сантиметров. В сухой траве перед скульптурой лежат монеты, под разноцветные ленты, которыми повязана шея Буха-нойона, подоткнуты денежные купюры. Вокруг на деревьях повязаны хадаки и ленточки.
Вот как описывал обряд почитания Буха-нойона (Ринчин-хана) кандидат исторических наук Юрий Петрович Лыхин, которому посчастливилось присутствовать на нем 13 мая 2008 года:

По материалам статьи «Белый камень» Юрия Петровича Лыхина, кандидата исторических наук, ученого секретаря Архитектурно-этнографического музея «Тальцы», г. Иркутск

буха нойон баабай история. Смотреть фото буха нойон баабай история. Смотреть картинку буха нойон баабай история. Картинка про буха нойон баабай история. Фото буха нойон баабай история

Еще много красивых и познавательных видео на Youtube канале Flash-Soft Studio Подпишись!

Источник

Буха-нойон — тысячник монгольской армии и зять рода Чингисхана

буха нойон баабай история. Смотреть фото буха нойон баабай история. Смотреть картинку буха нойон баабай история. Картинка про буха нойон баабай история. Фото буха нойон баабай история

Автор: Доржи Цыбикдоржиев

По всей Бурятии, а также в Хубсугульском и Булганском аймаках Монголии известно имя Буха-нойона, который считается небесным божеством, принимавшим облик быка. В этом и только в этом качестве имя Буха-нойона ежегодно произносят шаманы обширного региона.

Между тем, сравнительно недавно Буха-нойон упоминался другими служителями культа в другом районе. Выдающийся бурятский ученый Цэвэн Жамцарано, посетив Восемь белых юрт, центр культа Чингисхана в Ордосе, записал для науки строки произносившихся там гимнов в честь соратников монгольского правителя. Он отметил, что в них фигурируют и буряты. Вслед за Жамцарано обратил внимание на этот факт монгольский ученый Б.Ринчен, однозначно высказавшийся за то, что образ бурятского божества-быка в основе своей содержит реальное историческое лицо — одноименного полководца, тысячника. В гимне, исполнявшемся при обряде раздачи жертвенных долей сподвижникам Чингисхана, в частности говорится:

Долю выделяем потомкам
Буха-нойона бурятского,
Что ведал тумэном монголджинов.
Муж несгибаемой воли,
И подвиги его неувядаемы,
Отдавал он силы свои
И в походах не знал
Страха и смятения,
И буря, и ливень
не задерживали его никогда!

В бурятском шаманизме и язычестве общепринято, что центром культа Буха-нойона является скала в Тунке, в сознании верующих выступающая окаменевшим быком, в образе которого герой мифов совершил большую часть запомнившихся шаманам подвигов. Однако те же мифы не утверждают, что Буха-нойон родился в Тунке. В мифологии он — небесное божество антропоморфного облика, превратившееся в быка после схождения на землю. Т. е., родился он на небе, но местом, где он ступил в мир людей, была не Тунка. В мифах говорится, что Буха-нойон прибыл в Тунку по тропе, именуемой Бухатай (бур. Бычья), что ведет из Закамны в Тунку через горы Хонгор-улы и Хамар-Дабана. На этом заканчиваются географические ориентиры, найденные в бурятском фольклоре. Дополняют его сведения из письменных источников.

В «Сборнике летописей» сказано, что Буха был представителем племени джидинских баяутов, а в «Сокровенном сказании монголов» говорится, что Буха был проводником в походе Джучи к лесным народам Хубсугула и Енисея. Ареал обитания баяутов неплохо очерчен в источниках — джидинская их ветвь населяла современные Джидинский и Закаменский районы Бурятии и, возможно, небольшие северные пределы Хубсугульского и Булганского аймаков Монголии. Буха в 1207 году не случайно был выбран проводником, он сам происходил из народа, близкого к местам, в которые Чингисхан направил своего сына. В сопоставлении данные фольклора и летописей сходятся на верховьях р. Джида, где, очевидно, и родился, либо провел детство, будущий полководец.

Основатель Монгольской империи понимал важность опоры среди северных племен, поэтому обещал джидинским баяутам вечное право на жен из своего рода. Первым из баяутов таким правом воспользовался Буха. Он же стал и первым тысячником из джидинцев, получив утверждение в 1206 г. на Ононском сейме. В 1207 он шел проводником у Джучи. Следующее упоминание Буха относится к 1218 году.

Предысторией очередного похода с участием Буха-нойона стала цепочка трагических событий, вызвавших многолетнее кровопролитное восстание хори-туматов. Только по завершении первой кампании против чжурчженьской империи Цзинь монголы смогли найти войска для подавления мятежа на севере. В 1217 г. монголы предприняли два похода против мятежников, во втором добились крупных успехов, но полностью подавить сопротивление в горной тайге не могли. Империя потребовала военной помощи от енисейских кыргызов, те не просто отказали, но и присоединились к мятежу. 1218 год привел даже к эскалации конфликта. Вновь на Енисей был отправлен Джучи, но именно Буха возглавил авангард, обратил кыргызов в бегство и вернулся на соединение с главными силами.

Спустя два года Буха-нойон участвует в хорезмийской кампании. В 1220 году Чингисхан, дойдя по пограничного Отрара, убедился, что противник рассредоточил свои силы по крепостям, и в свою очередь разделил армию вторжения на несколько групп. Одно из таких тактических соединений в пять тысяч сабель из минганов Буха и нескольких других нойонов было отправлено на г. Бенакент. На четвертый день осады город сдался, а освободившаяся группа монголов двинулась на Ходжент, у которого к ней присоединились части из-под Отрара.

В 1251 году по вступлении на престол хана Мункэ Буха в последний раз отмечен в летописях. В дни подавления офицерского заговора, Мункэ отправляет Буха-нойона «с двумя туманами войска» к границам кыргызов и Кэм-Кэмджиута (совр. Тува) для предотвращения любых неожиданностей с той стороны. Как видим, к интронизации Мункэ Буха существенно поднялся по карьерной лестнице, получив под команду значительное соединение, причем в тревожное время «охоты на ведьм», когда впавший в подозрительность хан всюду видел сети, раскинутые сторонниками идеи реставрации дома Угэдэя. Дальнейшая биография Буха-нойона в письменных источниках пока не прослеживается.

Очевидно, что мифологический образ бурятского шаманизма и язычества формировался под влиянием переосмысления имени Буха, которое в переводе означает «бык», а также интерпретации названия существующей горной тропы Бухатай. Это место известно как тропа диких яков («красных быков»), которая была расширена монгольской армией в 1217 году, отсюда сразу два совпадения: «монгольские воины — бычья тропа» и «тропа из верховий Джиды — родины Буха-нойона». В сознании верующих совпадения приобретали мистический оттенок и соответственно перерабатывались в фольклоре. Такого рода обстоятельства, а также смешение с более древними культами зверей-тотемов, привели к тому, что историческая основа образа постепенно забывалась, а мифологическая — возрастала.

Источник

/ Легенда о Буха-Нойоне

буха нойон баабай история. Смотреть фото буха нойон баабай история. Смотреть картинку буха нойон баабай история. Картинка про буха нойон баабай история. Фото буха нойон баабай история

В давние времена жил Хон тайжа хан. Он имел пестрого пороза (тарилэреэн буха). Когда ему исполнилось пять лет, то он стал мычать и говорить:

Я, пороз Хон тайжи хана, силен и ловок. Кто может со мной пободаться и испробовать свои силы, тот пусть придет ко мне.

Этот призыв и хвастовство услышал молоденький бычок добрых западных хатов, пробрался через высокие горы и быст­рые реки, пришел к пестрому порозу Хон тайжи хана и ска­зал:

Я, сегодня родившийся теленок, слаб еще телом, пото­му бодаться и пробовать свои силы сейчас не могу.

Пестрый пороз Хон тайжи хана согласился и стал ждать. Прошло три года. Молодой пороз за это время вырос, нако­пил силы. Наконец он пришел к пестрому порозу. Они выбра­ли ровное место и стали бодаться. Бодались долго, упорно. Упираясь задними ногами, образовали в степи горы, упираясь передними ногами, образовали бугорки в степи. Наконец силы пестрого пороза стали покидать его, он пятился назад и поджи­мал свой хвост.

Любителей боя быков собралось много, они образовали по­лукруг и наблюдали за отчаянным боем двух порозов. В чис­ле любителей была дочь Хон тайжи хана. Увидев поражение своего пороза, она заступилась за него: взяла палку и ударила сивого пороза по голове. По­розы отошли от людей и снова стали бодаться. Но на этот раз пестрый пороз победил сивого. Тот силой своего волшебства сделал свое изваяние и ушел на седые гривы Саянов (Хухэйнмундаргада). Когда он шел к Саянам, то сгибал спину, на этом месте выросли сосны и пихты, а где он качался из стороны в сторону, там выросли березы и тальники. Каменное изваяние сивого пороза (шулуундyрэ) до сего времени стоит в Торах, в долине реки Иркута, и местные буряты и сейчас устраивают жертвоприношения около него своему предку Буха ноену.

Сивый небесный пороз был зол на дочь Хон тайжи хана. Чтобы подняться на небо к тэнгэринам, он должен был подвер­гнуть себя очищению (арюулаха), по обычаю, иначе привратник тэнгэринов, Добедой старик, не пустит его на небесную территорию. Чтобы отомстить ей за причиненное зло, сивый пороз силой своего волшебства (жилб—р) познал ее три раза в три года, и она родила трех сыновей.

В скором времени дочь хана забеременела. Она страшно удивилась и не могла понять, как это могло случиться, когда она не знала ни одного мужчины. Мать тоже заметила положе­ние дочери и стала отправлять ее на прогулки, но всегда в сопровождении верной старушки. Она остановилась на том, что это наваждение злых духов, которым дочь ее не понравилась. Сказать о случившемся мужу она боялась.

Когда стало нельзя скрывать, то узнал сам хан. Он напал на жену и чуть не избил ее. А она клялась, что дочь их никуда одна не выходила и что ее всегда сопровождала верная няня. Погоревали старик и старуха, но делать было нечего. Хан ве­лел поставить стражу у дверей дочери.

Когда пришло время, дочь Хана тайжи родила прекрасного мальчика. Ханша была довольна, так как у них не было сына. Она не отходила от внука, все внимание свое она отдала ему. У нее было сильное желание усыновить внука, а дочь выдать замуж. Когда она сказала хану об этом, то хан и слышать не захотел.

Надо было решить, как быть с ребенком. Решено было так: положить мальчика в железную_люльку, заковать ее железным обручем, вместо обычных перевязочных ремней привязать к стреле и выстрелить на северный берег Байкала. Как решили, так и сделали.

Стрела перелетела Байкал и упала в яму, выкопанную по­розом (бухайнмалтаари) в степи. Кругом ничего не было. Вдали, горы, лепились убогие бурятские десять юрт атаганова и двадцать юрт хотогонова родов (арбанурхэатаган, хоринурхэхотогон).

Находясь на Саянах, сивый пороз своей догадкой догадал­ся, своим разумом уразумел, что его первенец в железной люльке лежит в степи, в яме. Своим волшебством он в один миг пришел туда.

В атагановом роде была большая шаманка, звали_ее_Асуйхан, в хотогоновом роде тоже была шаманка, звали ее Хусуйхэн. Обе шаманки были вдовами, мужья их умерли, не оставив себе наследников. Таких вдов по обычаю умерщвляли, а иму­щество родственники делили между собой.

Шаманок давно хотели умертвить, но они предсказывали, что по откровению тэнгэринов у них должно быть по одному сыну, что домашние очаги их мужей (галгуламта) не развеются и что будут продолжатели рода их. Так как обе они были извест­ными шаманками, то родственники верили им и откладывали приведение в исполнение жестокого обычая предков.

Обе шаманки постоянно приносили жертвы тэнгэринам, призывали своих предков, предсказывали, что и у них будет по одному сыну. Один раз шаманки принесли жертву Заян_сагантэнгэри и узнали от него, что Асуйхан найдет сына в яме пороза (бухайнмалтаари), что Хусуйхэн найдет сына в щели берега реки. Созвали родственников и I торжественно объявили им об этом.

На другое утро шаманки нашли в степи железную люльку, в которой лежал прекрасный мальчик. Люлька лежала в яме. Недалеко от люльки пасся сивый пороз. Когда шаманки хотели взять мальчика с люлькой, то пороз бросился на них. Ша­манки ушли ни с чем.

Шаманки пришли домой и устроили жертву Эсэгэмалантэнгэри. Жертва была угодной. Когда они снова пошли к ребенку, то пороза уже не было. Шаманки взяли люльку с ребенком домой и никак не могли снять с нее обручи. Шаманки опять устроили жертвоприношение Эсэгэмалантэнгэри. Они получили от него указание выполнить обряд укладывания ребенка в люльку (улгээдэоруулха). Для этого надо было соз- вать родственников, заколоть большого барана, сварить для пира именное мясо (нэрэтэймяхан): бедренную, кость, грудинку, тазовую кость, лопатку, сердце, осердие, печенку, селезенку и брюшину, приготовить колыбель и молоток, бабке взять ребенка на руки, поставить малышей у колыбели, а роженице лечь в постель. Повивальная бабка должна взять ребенка и молоток, спросить у малышей: «Кого укладывать в колыбель: ребенка или же молоток?» Вопрос повторить три раза.

Асуйхан легла в постель роженицы, Хусуйхэн стала пови­вальной бабкой и ухаживала за Асуйхан. Собрались родственники, закололи большого барана, сварили именное мясо и сде­лали так, как было велено. Мальчика назвали Булагатом (бу­хайнмалтаариhааолдоhонБулгат «в яме пороза найденный Булагат»).

Шаманка Асуйхан души не чаяла в ребенке. Все свое время она отдавала ему: ласкала, целовала, носила постоянно на ру­ках, кормила пенками. Ребенок рос здоровым и крепким. Он бегал и играл. Приемная мать радовалась, смотря на него, и не могла нарадоваться. Так прошли незаметно годы, Булагату уже исполнилось пять лет.

Один раз мальчик ушел играть и целый день не приходил домой. Мать испугалась, искала его везде и не могла найти, мальчик вернулся вечером в потемках.

Сын мой, где ты был до сего времени? спросила его мать.

Я играл на берегу моря. Когда я пришел туда и стал играть, из моря вышли мальчик и девочка, такие же, как я, мы стали играть и не заметили, как наступили потемки, от­ветил сын.

Айсухан сообщила об этом Хусуйхэн. Последняя очень об­радовалась. Они решили поймать мальчика и девочку, потом усыновить. Напекли вкусных пресных лепешек, нагнали водки, решили дать их Булагату, чтобы он угостил своих друзей.

На другое утро, когда мальчик собирался пойти на берег, ему дали лепешки и водку, а сами взяли белый войлок, и все пошли на берег. Придя туда, шаманки разостлали войлок, по­ложили на него лепешки и водку, попросили мальчика угос­тить своих друзей, а потом лечь спать на войлок.

Мальчик сел на войлок и стал играть, а шаманки спрята­лись за кустами и стали наблюдать за мальчиком. Вскоре из моря вышли мальчик и девочка. Они подсели к Булагату и стали играть. Булагат предложил им угощение. Они с удоволь­ствием стали есть лепешки и пить водку. Вскоре они опьянели и легли спать.

Шаманки подбежали и схватили с войлоком обоих мальчи­ков и девочку. Не успели они отбежать от берега, как мальчик проснулся и закричал человеческим голосом:

Высокое небо отец, широкая земля мать, спасите меня!

В это время заволновался Байкал и чуть не захлестнул обеих шаманок. Девочка выскользнула из рук и ушла в море. Шаманки донесли мальчиков до дома. Хусуйхэн постлала ши­рокую постель роженицы и легла, вновь найденного мальчика положили с нею. Потом созвали родственников, закололи боль­шого барана и совершили обряд улгээдэоруулха. Мальчика назвали Эхиритом (эргиингабаhааолдоhонЭхирит «в ще­ли берега найденный Эхирит»).

От Булагата произошли буряты племени булагат, а от Эхирита буряты племени эхирит, которые являются ос­новными племенами бурятского народа.

Записано со слов 83-летнего МадасаХантханова I холтубаевского рода из улуса Гуртуйский (бывшего Бильчирского инородческого ведомства) Ир­кутской области в мае 1911 года.

Источник

Выживший Буха-нойон

буха нойон баабай история. Смотреть фото буха нойон баабай история. Смотреть картинку буха нойон баабай история. Картинка про буха нойон баабай история. Фото буха нойон баабай история

О том, как чиновник из царства мертвых залез в тушу быка и получил способность превращаться в оного. Но не смог из-за этого вернуться на место службы.

Те, кто уже посмотрел фильм «Выживший», наверняка были впечатлены натурализмом сцены, в которой герой Леонардо Ди Каприо, чтобы спастись от холода, вспорол брюхо упавшего с горы коня и залез вовнутрь. Разумеется, конь был декорацией, а кишки – реквизитом из латекса, но не в этом суть. Понятно, что авторы не сами придумали такой ход. В действительности, такой способ спасения имел место быть, и не только в месте событий фильма и книги о выжившем.

Соответственно – легкие к легким, печень – к печени, почки – к почкам, заворачивают в шкуру барана и оставляют на несколько часов в хорошо натопленном помещении.

Писал ученый-этнограф Матвей Хангалов, собиравший легенды бурят:

Предание балаганских бурят о происхождении племени булагатов, эхиритов и о Буха-нойон-бабае во многих местах совершенно расходится с кудинским; некоторые балаганские буряты говорят, что Буха-нойон-бабайпрежде был самый приближенный чиновник при Эрлэн-хане; его тогда звали Эльбитэ-Хара-нойон, а кудинские буряты говорят, что Буха-нойон-бабай был сынам западного тэнгэри заян Саган-Бохо-Муя; есть также балаганские буряты, которые говорят, что Буха-нойон-бабай был сыном Будургу-Саган-тэнгэри.

Тот, кто не хотел умирать

В глубокой древности жил некто Молонтой, который остался от своих родителей круглым сиротою; он вырос и получил воспитание у трех больших лам, которые выучили его тайнам ламской мудрости. Средний лама, не любя его и не желая, чтобы он знал все тайны их мудрости, выругал, т. е. проклял Молонтоя, а также и старшего ламу, который выучил его ламской мудрости. Старший лама, узнав об этом, велел Молонтою немедленно идти к морю, на берегу которого растут три березы, из них среднюю березу сломать и принести ему. Эти три березы означали душу этих трех лам. Молонтой исполнил в точности приказание старшего ламы, принес и отдал ему сломанную среднюю березу. В это время старший лама начал читать священные книги, посредством которых проклял среднего ламу до смерти.

Впоследствии Молонтой женился и имел много детей, от которых было множество внуков и правнуков. Сам Молонтой жил до глубокой старости и не умирал, как другие. Эрлэн-хан неоднократно посылал посланников немедленно привести и представить ему Молонтоя, который по закону Эрлэн-хана давно должен бы умереть и явиться к нему; но посланные по ошибке всегда приводили кого-нибудь из потомков Молонтоя, а не его самого. Наконец, Эрлэн-хан послал за Молонтоем самого большого и приближенного своего чиновника Эльбитэ-Хара-нойона, которого Молонтой не мог обмануть, потому что он обладал большими таинственными силами и знанием; посредством этих знаний он безошибочно поймает самого Молонтоя и представит его самому Эрлэн-хану.

Когда Молонтой узнал, что Эрлэн-хан послал за ним Эльбитэ-Хара-нойона, которого прежними способами невозможно обмануть, он придумал новый. Он сел на темно-синего пороза и поехал с книгою в руках навстречу с Эльбитэ-Хара-нойону; кроме книги, в одной руке он держал железный молот, которым понужал своего темно-синего пороза. Когда Молонтой встретился с Эльбитэ-Хара-нойоном, последний узнал его и говорит ему: «Добрый человек! Приехал по желанию!» Потом спросил: «Куда ты едешь?» «Еду к Эрлэн-хану, – отвечает Молонтой. «Когда ты доедешь на этом порозе до Эрлэн-хана?» – спросил Эльбитэ-Хара-нойон. «Не догонишь моего пороза на своем коне», – сказал Молонтой.

Древний GPS

Тогда они оба заспорили, кто кого выбежит; после долгого спора они согласились бежать в бег вокруг земли; Молонтой на своем порозе, а Эльбитэ-Хара-нойон на своем коне, на котором приехал от Эрлэн-хана; кто из них наперед прибежит на это место, где они теперь стоят, за тем останется победа. Потом они встали рядом и Эльбитэ-Хара-нойон убежал вперед на своем коне, а Молонтой остался на месте на своем порозе. Как только Эльбитэ-Хара-нойон убежал вперед, Молонтой соскочил со своего пороза и три раза провел пороза по солнцу вокруг себя; потом сел на пороза и смотрит в книгу, где находится Эльбитэ-Хара-нойон и наблюдает за ним, как он бежит, с кем встречается по дороге. Молонтой видит в книге, как Эльбитэ-Хара-нойон встретил на пути одного человека, утопающего в воде; утопающий, видя его, кричит: «Спаси меня из воды!» «Некогда мне спасать тебя, бегу в бег с Молонтоем»,– ответил Эльбитэ-Хара-нойон; сказавши это, он бежит далее. На том же пути одна лошадь лежит в грязи и не может выйти из нее, эта лошадь, увидав Эльбитэ-Хара-нойона, кричит ему: «Вытащи меня из грязи!» Эльбитэ-Хара-нойон говорит лошади: «Не время мне! Я бегу в бег с Молонтоем!» – сказавши это, он бежит далее.

Когда Эльбитэ-Хара-нойон возвратился на место, объехав вокруг земли, Молонтой стоит на прежнем месте и говорит ему, что он давно уже приехал и ждет его, так как он вперед объехал вокруг земли. Но Эльбитэ-Хара-нойон не поверил ему и сказал: «Ты вовсе не бежал, а простоял на одном месте». Тогда Молонтой сказал ему: «Я ехал впереди тебя по таким-то местам», – и рассказал, по каким местам ехал Эльбитэ-Хара-нойон и как он встретил одного человека, который утопал в воде и также лошадь в грязи; и как, когда они обратились к нему за помощью, он сказал им: некогда, бегу в бег с Молонтоем. Тогда только Эльбитэ-Хара-нойон поверил Молонтою и предложил ему перемениться бегунцами; Молонтой согласился и отдал Эльбитэ-Хара-нойону своего темно-синего пороза, а взял от него лошадь. Потом Молонтой сказал Эльбитэ-Хара-нойону: «Я поеду, а твой пороз отстанет от меня; тогда ты слезь с него и ударь его этим молотом между рогами; он упадет на землю; в это время скорее распори ему брюхо и влезь туда, потому что он побежит так скоро, что ты иначе не в состоянии будешь удержаться на нем».

Стал оборотнем-быком

После этого Молонтой уехал на коне Эльбитэ-Хара-нойона, а тот остался от Молонтоя на своем порозе, он соскочил с него и ударил его железным молотом между рогами; пороз упал мертвым; Эльбитэ-Хара-нойон как можно поскорее распорол брюхо пороза и влез туда, как ему говорил Молонтой. И когда влез в пороза, то каким-то таинственным образом сам обратился в темно-синего пороза, сделавшись порозом, он уже не мог возвратиться обратно к Эрлэн-хану; поэтому он ходил по берегу моря. В это время на южной стороне моря мычит пестрый пороз Тайжи-хана и говорит: «Кто может со мною бодаться на этом свете, тот пусть придет попробовать мои силы». Эльбитэ-Хара-нойон, который теперь обратился в темно-синего пороза и ходил по берегу моря на северной стороне его, услышал слова пестрого пороза и мычит ему в ответ: «Теперь мне только второй год! Когда будет третий год, тогда буду с тобою бодаться»! После этого Эльбитэ-Хара-нойон, т. е. темно-синий пороз, удалился на Тункинские горы, откуда поднялся на небо к Эсэгэ-Малан-тэнгэри, где он соединился с рогатым скотом Эсэгэ-Малан-тэнгэри, у которого все коровы были белого цвета шерсти; перед тем все коровы не телились в продолжении трех лет. Когда темно-синий пороз присоединился к коровам Эсэгэ-Малан-тэнгэри, все коровы отелились, но только теленки были темно-синего цвета шерсти.

Видя все это, Эсэгэ-Малан-тэнгэри приказал своему пастуху немедленно прогнать неизвестного пороза. Пастух, сев на черную кобылу, прогнал неизвестного темно-синего пороза, который спустился на землю в царство Тайжи-хана и вызвал на борьбу пестрого пороза, а на место себя поставил свое изображение из камня; сам, сделавшись красивым молодым человеком, ухаживал за дочерью Тайжи-хана.

Хитрый план Буха-нойона

Пестрый пороз, не узнав, что перед ним стоит каменное изображение темно-синего пороза, боднул его изо всей силы, но от сильного напора испортил свои рога, после этого пестрый пороз удалился прочь, считая себя побежденным. В это время Эльбитэ-Хара-нойон ухаживал за дочерью Тайжи-хана, она впоследствии сделалась от него беременною. Отец её, Тайжи-хан, узнав, что его дочь сделалась беременною от неизвестного человека, начал притеснять её, она обратилась к Эльбитэ-Хара-нойону за советом, что делать теперь, он сказал ей: «Когда родится сын, то передай его мне»! Скоро родился сын от дочери Тайжи-хана, она тайно завязала ребенка в железную люльку и отдала Эльбитэ-Хара-нойону, который снова возвратился на северную сторону моря, где и кормил своего сына.

В это время на северной стороне моря, т. е. Байкала, жили 10 домов атагатов и 20 домов хотоготов (арбан өрхө атагат, хорин өрхө хотогот); в том числе были две большие шаманки Асухан и Хусыхэн; родственники и соседи хотели умертвить их и разделить их имущество между собою по обычаю того времени, но шаманки отговорили родных и соседей, сказав им, что у них еще будут сыновья, которые скоро должны родиться. Однажды старшая шаманка шаманила и во время действия сказала, что на северной стороне моря, на горе лежит темно-синий пороз с ребенком в железной люльке, этим Асухан кончила шаманское действие; после этого младшая шаманка начала шаманить и во время действия сказала, что темно-синий пороз есть Буха-нойон-бабай, которому нужно принести в жертву большого белого барана с большими рогами; тогда, если Буха-нойон-бабай примет жертву, то уступит им ребенка в железной люльке. С этими словами младшая шаманка окончила свое действие.

Эти две шаманки не имели детей, а потому сильно обрадовались, что у них будет сын, которого так давно они ждали, они немедленно принесли в жертву Буха-нойон-бабаю большого белого барана с рогами, курунгу и тарасун. Тогда Буха-нойон-бабай, т. е. Эльбитэ-Хара-нойон, принял жертву от этих шаманок и уступил им своего сына в железной люльке, а сам удалился на тункинские горы, которые он выбрал для своего местопребывания, на пути он выделял жидкость, как обыкновенно делают порозы на ходу, на этих местах впоследствии выросли пихта и вереск, которые буряты считают священными и чистыми растениями.

Как Булагат Эхирита нашел

Когда Булагат немного вырос, тогда он ходил на берег моря играть с неизвестным мальчиком, который выходил из воды, а потом опять уходил в воду. Однажды Булагат пришел домой и сказал обеим шаманкам: «Когда я прихожу на берег моря, то из воды выходит неизвестный мальчик, с которым я играю на берегу моря, когда возвращаюсь домой, то он уходит обратно в воду; там он остается до моего прихода, я несколько раз просил его придти к нам, но он отказывается».

Тогда обе шаманки из своего молока приготовили кушанье бөн (бөн приготовляется ныне следующим образом: зерновой хлеб жарят в котле, потом толкут в ступке, когда немного истолкут, то толченый хлеб смешивают со сметаною или с маслом; это называют «бөн»), дали его Булагату и сказали: «Ешьте этот бөн оба вместе». Булагат, взявши бөн, отправляется на берег моря играть с неизвестным мальчиком.

Из воды вышел его товарищ и оба мальчика начали играть вместе; во время игры Булагат предложил своему товарищу бөн, который дали ему шаманки, чтобы поймать этого неизвестного водяного мальчика; оба они пополам съели бөн, после чего неизвестный мальчик лег спать на берегу моря, в это время Булагат прибежал домой и сказал обеим шаманкам, что его товарищ уже спит; тогда шаманки пришли и взяли неизвестного мальчика; его усыновила младшая шаманка Хусыхэн, впоследствии дали ему имя Эхирит.

От этих двух мальчиков произошли нынешние буряты, живущие в Иркутской губернии. Вот почему Буха-нойон-бабай считается покровителем бурят булагатов, а Ухан-хат – покровителем бурят эхиритов.

Впоследствии Буха-нойон-баабай перешел в западный хат, следовательно, Эльбитэ-Хара-нойон более не возвращался к Эрлэн-хану.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *