бунд это в истории
Бунд это в истории
Черта оседлости (до Февральской революции)
Европейская часть Российской республики
Государственные образования периода Гражданской войны
БУНД (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) (идиш בונד Бунд — «союз», полное название — אַלגעמיינער ייִדישער אַרבעטערסבונד אין ליטע, פּוילן און רוסלאַנד (Алгемэйнэр Йидишэр Арбэтэр Бунд ин Литэ, Пойлн ун Русланд) — еврейская социалистическая партия, действовавшая в России, Польше и Литве от 90-х годов XIX века до 40-х годов XX века. В настоящее время группы бундистов существуют в США, Канаде, Австралии, Израиле и Великобритании.
Содержание
Идеология
Бунд был лево-социалистической партией, выступавшей за далеко идущую демократию и обобществление средств производства, и следовал традициям демократического марксизма. Бунд выступал за национально-культурную автономию для восточноевропейского еврейства, создание светской системы просвещения, поддерживал развитие культуры на языке идиш. Члены Бунда верили, что благодаря этому евреи не ассимилируются и сохранят свою обособленность. Бунд был антирелигиозной партией и выступал против репатриации евреев в Палестину.
История
С момента основания до Революции 1905 года
Партия еврейских ремесленников и промышленных рабочих, сформировалась на базе просветительских кружков и стачечных касс еврейских ремесленников и рабочих, возникших в начале 1890-х гг. в западных областях Российской империи. Лидеры еврейских марксистов (Т. М. Копельзон, А. И. Кремер, И. Миль (Джон), П. Берман, И. Л. Айзенштадт и др.) активно проводили агитационно-пропагандистскую работу, добиваясь пополнения своих кружков представителями радикальной интеллигенции, ремесленников и рабочих. Марксизм трактовался применительно к традиционным представлениям об особой миссии еврейского народа, была выдвинута идея о специфике еврейского пролетариата, крайне бесправного и гонимого, и о создании в связи с этим специальной еврейской рабочей организации. Политическое обоснование этим воззрениям дал Ю. О. Мартов в речи, произнесённой на первомайском собрании в Вильно в 1895 г. под названием «Поворотный пункт в истории еврейского рабочего движения» (опубликовано в 1900 г. в Женеве).
IV съезд Бунда (май 1901 г.) вновь приступил к рассмотрению национального вопроса. Участники съезда были единодушны в оценке требования I съезда РСДРП о праве наций на самоопределение как слишком «туманного» и признали предпочтительность национальной программы социал-демократии Австрии (придерживались лозунга национально-культурной автономии). Разногласия на съезде возникли в связи с обсуждением вопроса о месте и роли национальной проблемы в пропаганде и агитации Бунда. После споров съезд принял компромиссную резолюцию, предложенную П. И. Розенталем. В ней признавалось, что будущим государственным устройством России должна стать федерация национальностей с полной национальной автономией каждой из них, независимо от занимаемой территории. В резолюции говорилось, что в нынешних условиях требование национальной автономии является преждевременным, целесообразно бороться за отмену всех исключительных законов, принятых в отношении евреев (с конца XVIII по начало ХХ вв.).
V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г.) выдвинул в качестве ультимативного пункта требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата». II съезд РСДРП отклонил это требование, и делегация Бунда покинула его, заявив о выходе Бунда из РСДРП. В дальнейшем национальная программа Бунда неоднократно обсуждалась и уточнялась на его съездах и конференциях (резолюция по национальному вопросу принятая на VI съезде Бунда в октябре 1905 г., решения X конференции (апрель 1917 г.)).
VI съезд Бунда в программе по национальному вопросу зафиксировал основные положение: полное гражданское и политическое, равноправие евреев; для еврейского населения употребления родного языка в сношениях с судом, государственные учреждениями и органами местного и областного самоуправления; национально-культурная автономия (изъятие из ведения государства и органов местного и областного самоуправления функций, связанных с вопросами культуры).
Х Всероссийская конференция Бунда приняла резолюции «К национальному вопросу в России», «О национально-культурной автономии», «Об осуществлении национально-культурной автономии», «Об отмене национальных ограничений», «О правах еврейского языка» завершила выработку национальной программы Бунда, подтвердив её преемственность в основных положениях (культурно-национальная автономия и пр.) призвала последовательно обсудить их на общееврейском съезде, еврейском Учредительном собрании и Всероссийском Учредительном собрании.
Межреволюционный период
В период Революции 1905-07 гг. Бунд имел 274 организации, объединявшие около 34 тысячи членов. В тактических установках до ноября 1906 г. Бунд приближался к позиции большевиков (поддержал бойкот «Булыгинской думы» и 1-й Государственной Думы, тактику союза пролетариата с крестьянством, выступив против лозунга создания кадетского министерства. VII конференция Бунда (март 1906 г., Берн) высказалась за объединение с РСДРП и сняла требование признания Бунда «единственным представителем еврейского пролетариата».
На IV съезде РСДРП Бунд вошёл в общероссийскую социал-демократическую партию. Спад революционной волны вызвал поворот Бунда на меньшевистские позиции. Меньшевики считали, что бундовская концепция «культурно-национальной автономии» не противоречит национальной программе российской социал-демократии). Численность Бунда к октябрю 1910 г. составляла около 2 тысяч человек.
IX конференция Бунда (июль 1912 г., Вена) выдвинула лозунги образования «ответственного министерства», свободы коалиций, отмены «черты оседлости», права празднования Субботы. Бунд вновь поставил вопрос о сочетании классовых и национальных интересов, развернул пропаганду австро-марксизма, добивался от меньшевиков-ликвидаторов на Августовской конференции 1912 г. признания, что национально-культурная автономия не противоречит программе РСДРП.
Первая мировая война вызвала раскол Бунда на организации франкофильского и германофильского толка. Бундовское руководство заняло правоцентристскую позицию. Еврейская общественность твёрдо придерживалась российской ориентации. Конференции Бунда (июнь 1915 г., Киев; май 1916 г., Харьков) призывали еврейских рабочих выступать в защиту своего отечества. Бунд принял также участие в Циммервальдской конференции (5-8 сентября 1915 г., Швейцария) с оговорками признав её решения.
Деятельность в легальных обществах, организациях (комитеты обороны, бюро труда, рабочие столовые, культурно-просветительские общества, филантропические организации и пр.) помогла Бунду изжить внутренний кризис, укрепить связи с массами. Февральская революция расширила влияние Бунда; его численность выросла до 34 тысяч человек, представители партии были широко представлены в Петрограде, Москве и провинциальных Советах рабочих и солдатских депутатов, бундовские лидеры выдвинулись на руководящие роли в общероссийском меньшевистском движении (Р. А. Абрамович, М. Либер, В. Канторович, Д. Заславский, Г. Эрлих и др.), поддерживали Временное правительство (последнее в марте 1917 г. отменило все 140 законов и распоряжений, ограничивающих евреев во всех сферах обществ, жизни).
Бундовцы призывали к поддержке Временного правительства, к защите интересов угнетённых наций, к борьбе с экономическими притязаниями имущих классов (эти цели, по их мнению, могли быть достигнуты посредством созыва Учредительного собрания). Бунд вёл политический диалог с кадетами, но от сотрудничества с большевиками отказывался, так как отрицал возможность немедленного перехода к социализму и считал более предпочтительной для страны буржуазно-демократическую альтернативу.
Октябрьская революция
Октябрьскую Революцию бундовцы встретили отрицательно, считая приход к власти большевиков «узурпацией народной воли». Стратегия Бунда была направлена на непризнание и свержение власти большевиков. «Активистское» крыло партии (М. Либер и др.) считало допустимым военные действия против большевиков. Часть бундовцев (Р. Абрамович и др.) высказались за переговоры с коммунистами. VIII съезд Бунда (декабрь 1917 г.) принял установку на парламентский, демократический путь борьбы с большевиками, полагая, что Учредительное собрание отстранит их от власти.
После разгона Учредительного собрания, подписания Брестского мира (март 1918 г.), Бунд сделал ставку на свержение Советской власти (в мае 1918 г. в партии возобладала более умеренная линия — «борьба с большевизмом в Советах и путём Советов»).
К концу 1918 г. в Бунде определились три течения: левое — сторонники участия в работе Советов для борьбы за созыв Учредительного собрания; правое — сторонники активной борьбы с большевиками и непризнания власти Советов; и центральное — сторонники «парламентской оппозиции» в Советах.
Гражданская война и еврейские погромы привели к крушению надежд лидеров Бунда на буржуазно-реформистский путь развития России. XI конференция Бунда (март 1919 г.) провозгласила признание Советской власти, оговорив, однако, что бундовцы «не берут целиком ответственности за её политику и остаются на платформе тактической оппозиции». В апреле 1919 г. ЦК Бунда объявил о мобилизации членов партии в Красную армию, призвал еврейский пролетариат выступить на защиту революции и Советской власти. Была организована еврейская военная секция (занималась отправкой бундовцев на фронт и изданием газеты «Красная армия»).
В целях контроля за деятельностью бундовцев, большевики пошли на финансирование деятельности левого крыла партии, выделили дотации на издание и распространение их печатных органов, не препятствовали стремлению бундовцев сохранить некоторую самостоятельность организации.
В Белоруссии левым бундовцам был предоставлен статус автономной организации и создана Еврейская коммунистическая партия. На Украине левые бундовцы объединились в Коммунистический Бунд (Комфарбанд). Раскол Бунда завершился на его XII конференции (март-апрель 1920 г., Москва), где было принято решение о выходе Бунда из меньшевистской партии, признании программы РКП(б) и присоединении к Коминтерну.
Отвергая нажим большевиков, бундовцы пытались сохранить свою организационную автономию и настаивали на передаче Бунду функций еврейской секции при Агитпропе ЦК РКП(б). Комиссии Политбюро ЦК РКП(б) и Коминтерна отвергли предложенный Бундом организационный проект и XII (Чрезвычайная) конференция Бунда вынуждена была заявить о присоединении Бунда к РКП(б) на условиях, предложенных Коминтерном. Не признавшие этого решения правые бундовцы объединились на своей конференции в Витебске (апрель 1920 г.) в Социал-демократический Бунд и разделили общую судьбу меньшевиков. Часть их руководителей (Р. Абрамович, Косовский, Г. Аронштейн, Мутник и др.) эмигрировала, создав за границей «представительство ЦК Бунда». В 20-е-30-е гг. многие другие члены и руководители были репрессированы. В марте 1921 г. на территории России Бунд самоликвидировался, часть членов была принята в РКП(б).
Бунд в Восточной Европе в межвоенный период
В Европе (в частности, в Польше и в Латвии, где в национальных парламентах на протяжении всего периода существования парламентов была представлена фракция «Бунда») Бунд продолжал существовать до Второй мировой войны. Он организовал и поддерживал молодёжную организацию «Цукунфт» (идиш צוקונפֿט — будущее), в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15 тыс. членов, а также детскую, женскую и спортивную организации. Бундисты создали сеть еврейского начального и среднего образования, больничные кассы, социальные службы, кассы взаимопомощи, профсоюзы.
В начале Второй мировой войны часть бундистов эвакуировалась в СССР. Лидеры Бунда Виктор Альтер и Хенрих Эрлих были арестованы НКВД и погибли.
Во время Холокоста бо́льшая часть членов Бунда, остававшихся в Польше и Прибалтике, была уничтожена нацистами.
Бунд в Израиле и Америке
Бунд это в истории
Бунд входил в состав социал-демократической рабочей партии (РСДРП); на 1-м (учредительном) съезде РСДРП в Минске в 1898 г. трое из девяти делегатов были бундовцы. Однако представители Бунда неоднократно полемизировали с руководством РСДРП по вопросу о еврейской культурно-национальной автономии (см. автономизм). Бунд требовал, чтобы РСДРП признала его единственным представителем еврейских трудящихся по национальному (в противоположность территориальному) признаку, так как, в отличие от других народов Российской империи, евреи не были сконцентрированы на особой территории, где бы они являлись национальным большинством. Организации РСДРП были построены по территориальному признаку и объединяли всех членов партии, проживавших в данном районе, независимо от национальной принадлежности; Бунд же указывал на необходимость создания отдельных местных организаций для членов партии — евреев. В начале 20 в. эти разногласия настолько обострились, что Бунд покинул РСДРП в 1903 г. (вернулся в 1906 г.); Ленин и другие вожди РСДРП вели идеологическую борьбу против позиции Бунда.
Еврейское рабочее движение в Российской империи возникло и оформилось в Бунд в «еврейской Литве», то есть в шести северо-западных губерниях еврейской черты оседлости (Виленская, Витебская, Гродненская, Ковенская, Минская, Могилевская) с городом Вильна (Вильнюс) в качестве центра, и в Варшаве, то есть в районах с абсолютно и относительно многочисленным еврейским пролетариатом. Бунд, наряду с марксистской идеологией РСДРП, усвоил также некоторые особые принципы, связанные с еврейскими проблемами, как, например, приоритет идиш как языка еврейских трудящихся масс и культурно-национальной автономии. В полном согласии со взглядами РСДРП Бунд рассматривал сионизм как «реакционное буржуазное или мелкобуржуазное националистическое» движение, отвлекающее еврейские массы от политической борьбы в России.
В противоположность сионизму и территориализму, видевшим разрешение еврейского вопроса в переселении евреев на свою историческую родину или в приобретении ими какой-либо другой территории для колонизации, Бунд выдвигал принцип доикайт то есть разрешения еврейского вопроса на местах, в странах, где жили евреи. Бунд не рассматривал всех евреев в мире как единый еврейский народ и поэтому отвергал глобальную еврейскую политику, ограничивая свои цели достижением гражданских прав и культурной автономии для российского еврейства. В условиях царской России Бунд действовал как подпольная организация, и лишь после революции 1905 г. партия добилась некоторой легализации. Верховным органом Бунда были периодически созываемые съезды, которые избирали Центральный комитет, являвшийся политическим и административным руководством. «Заграничный комитет», образованный в декабре 1898 г. студентами и рабочими, эмигрировавшими из России, служил представителем Бунда в международном социалистическом рабочем движении. Среди членов этого комитета в разные периоды были наиболее видные руководители партии. Он мобилизовал необходимые денежные средства, издавал литературу и организовывал ее распространение. Значительную помощь Бунду оказывали его различные землячества ( ландсманшафтен) и ячейки сочувствующих в США во главе с Центральным союзом («Централфарбанд»), который в 1906 г. состоял из 58 организаций, насчитывавших три тысячи членов.
С началом 20 в. деятельность Бунда сосредоточилась главным образом на политической работе, и Бунд стал одним из важнейших факторов еврейской общественной жизни. Его влияние возросло в средних слоях в провинциальных городах Польши и юга России. Бунд был одним из инициаторов, а в некоторых местах и главным организатором самообороны во время погромов в России. Число политзаключенных-бундовцев в 1904 г. возросло до 4500 человек. В период революции 1905 г. Бунд играл видную роль в политической жизни страны и начал издавать ежедневную газету, выходившую в разное время под различными названиями («Векер», «Фолксцайтунг»). Бунд положительно относился к национальной программе Австрийской социал-демократической партии, принявшей как основу для конституции многонационального государства принцип федеративно-национальной структуры, приближавшийся к концепции автономизма.
Ряды Бунда значительно поредели в результате массовой эмиграции евреев из России. С ограничением политической и профсоюзной активности в период реакции после революции 1905 г. полулегальная деятельность Бунда сосредоточилась на культурных мероприятиях: организации литературных и музыкально-драматических кружков, вечерних курсов и т. п. После некоторого перерыва стали вновь выходить газеты Бунда на идиш («Лебенсфраген», «Цайт»). Бунд стал поборником крайнего идишизма и начал принимать активное участие в мероприятиях, связанных с проблемами повседневной жизни евреев в России и Польше, включая борьбу с польским антиеврейским бойкотом и кампанию против увольнения еврейских рабочих. В забастовке протеста против дела Бейлиса (см. М. М. Бейлис), организованной Бундом в 1913 г., приняли участие 20 тыс. еврейских рабочих. После окончательного раскола между меньшевиками и большевиками в 1912 г. Бунд остался в меньшевистской фракции РСДРП, которая признала право евреев на национально-культурную автономию, в то время как большевики продолжали яростно бороться против нее.
К концу 1917 г. Бунд насчитывал около 40 тыс. членов в 400 организациях. На общей политической арене лидеры Бунда защищали платформы правых и левых меньшевиков. Одновременно Бунд выдвинул требование образования еврейской национально-культурной автономии, участвовал в общинных выборах и был представлен в организационном комитете Общееврейской конвенции, которая должна была состояться в декабре 1917 г. На Украине Бунд был сторонником образования автономной Украины как части федеративной России. На выборах в Общееврейское национальное собрание Украины (ноябрь 1918) Бунд получил 18 % общего числа голосов. В мае 1919 г. он присоединился к Объединенной еврейской социалистической рабочей партии («Фарейникте»), после чего был образован Коммунистический союз («Комфарбанд»), который в августе объединился с коммунистической партией Украины. После установления советской власти руководство Бунда в России раскололось на «правых» и «левых» (1920). Значительная часть представителей правого крыла эмигрировала, а «левые» ликвидировали Бунд (1921) и частично вступили в коммунистическую партию — РКП (б). Впоследствии, при Сталине, большинство их подвергалось репрессиям.
В ноябре 1914 г., когда стала очевидной угроза вторжения германских войск в Польшу, Центральный комитет Бунда (включая И. Портного и В. Шульмана) организовал в Варшаве Комитет бундовских организаций Польши. Режим германских оккупационных властей дал возможность польскому Бунду выставить свои требования и организовать еврейские профсоюзы, рабочие кухни, кооперативные магазины и сеть культурно-просветительных организаций. Бунд принял также участие в выборах в муниципальные органы. В 1920 г. Еврейская социал-демократическая рабочая партия в Галиции присоединилась к польскому Бунду. В 1921–39 гг. польский Бунд выпускал на идиш ежедневную газету «Найе фолксцайтунг». Бунд в независимой Польше действовал как легальная политическая партия. Он организовал и поддерживал молодежную организацию «Цукунфт», в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15 тыс. членов, детскую, женскую и спортивную организации. В 1930 г. Бунд присоединился к Социалистическому Интернационалу.
С первого дня своего существования Бунд в Польше упорно и неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями. Иногда он блокировался даже с левым флангом сионистской рабочей партии По‘алей Цион на муниципальных выборах. Представители Бунда составляли подавляющее большинство в Национальном совете еврейских профсоюзов, в котором в 1939 г. было представлено 14 профсоюзов с 498 отделениями и приблизительно 99 тыс. членов. Наибольшего политического влияния польский Бунд достиг между 1936 и 1939 гг., в период, предшествовавший нацистской оккупации Польши. Ему принадлежали важные заслуги в борьбе с оголтелым антисемитизмом в польском правительстве и польском обществе после прихода к власти Гитлера в Германии. Бунд проявил много инициативы и энергии в организаций групп самообороны. Популярность Бунда возросла, и он добился значительных успехов на муниципальных выборах.
Бунд входит в состав Социалистического Интернационала. Приняв отвергнутую прежде доктрину существования единой еврейской нации во всем мире, Бунд в целом (исключая меньшинство) и после создания Государства Израиль отрицает ведущую роль Израиля в жизни евреев в рассеянии. В этом отличие Бунда почти от всех других еврейских рабочих партий в диаспоре, кроме коммунистической. В настоящее время Бунд продолжает функционировать почти во всех странах Запада, где имеется еврейское население, но нигде не занимает существенных позиций в еврейской общественной жизни. Несмотря на свою последовательную антисионистскую позицию, Бунд существует также в Израиле, но не играет никакой существенной роли в духовной и общественной жизни государства.
О внутрипартийных дискуссиях в Бунде: об отношении к тактике индивидуального террора см. Х. Леккерт; о программных требованиях национальных прав для евреев Российской империи и о «нейтрализме», то есть невмешательстве партии в процесс добровольной ассимиляции евреев, см. В. Коссовский, А. Кремер, М. Либер, В. Медем. Об этапах ликвидации политической самостоятельности левого крыла Бунда в период гражданской войны в России и на Украине см. М. Рафес.
aveterra
10:18 am : ИСТОРИЯ БУНДА.
СОЗДАНИЕ РСДРП
В 1898 году был созван первый съезд партии из кружков «Боевого союза за освобождение рабочего класса» от городов Петербург, Киев, Москва, Одесса.
В деле организации первого съезда российской социал-демократической рабочей партии проявили живое участие пионеры Бунда:
Аркадий Кремер, член ЦК
Женя Гурвич (и подготовили конспиративную квартиру в Минске)
Съезд происходил 13 – 15 марта. Присутствовало 9 делегатов, среди них 3 представителя Бунда. Русскими делегатами были:
Степан Радченко из Петербурга
Борис Эйдельман
Натан Вигдорчик из «Рабочей газеты» (Киев)
Павел Тучапский от киевского кружка с\д
Казимеж Петрусевич из Екатеринослава
Александр Вановский из Москвы
Бунд представляли:
Аркадий Кремер, член ЦК
Авраам Мутник, член ЦК
рабочий Шмуэль Кац (Смуглый Шмуэль).
Был выбран первый ЦК РСДРП :
С.Радченко
Б.Эйдельман
А.Кремер.
Принято было наименование партии – РСДРП. Бунд был признан автономным в вопросах еврейского пролетариата.
К несчастью, русские делегаты не были достаточно конспиративны, московские и киевские делегаты завезли на хвосте в Минск целую сеть шпиков охранки Зубатова. После съезда начались аресты. Всего арестовали до 500 человек. Только в Киеве арестовали 176 чел. Среди арестованных оказались Б.Эйдельман (член ЦК). В Москве арестованы были больше 50 чел. Член ЦК Радченко скрылся. Практически ЦК в течении нескольких месяцев состоял только из Аркадия Кремера.
БУНД. КАТАСТРОФА 1898 года
Интенсивный рост революционного движения среди еврейских рабочих привлек пристальное внимание департамента полиции (охранки). Начался шпионаж за участниками движения. Бунд заметил слежку и ЦК призвал к усилению конспирации.
Зубатов усовершенствовал работу своего аппарата, увеличил агентуру, систематизировал сведения, создал дневник слежки, сделал географическую карту нелегальной деятельности. Следя за нелегалами он не арестовывал их а оставлял на свободе, все время следя за каждым их шагом. Он выяснил все личности, связи по многим городам: Минск, Бобруйск, Свенцян, Баранович, Лодж, Варшава, Белосток, Двинск, Ковно, Вильно, Киев, Одесса, Москва, Петербург, Гродно, Брянск.
В мае 1897 охранка обнаружила людей занимавшиеся транспортировкой нелегальных изданий; в июне нашли следы к нелегальной типографии, доставку к ней бумаги для печати, нелегальные кружки. Летом 1898 у С.Зубатова уже были сведения об участниках основных кружков, их связей с различными городами. Он был убежден что этих сведений достаточно чтоб одним ударом рассчитаться с Бундом и в ночь 26.07.1898 года были сделаны одновременно обыски и аресты сразу в целом ряде выше названных городов…Были арестованы (в типографии Бунда в Бобруйске) Израиль Каплинский и его жена Мерл, Гриша Сорока с женой Мерл Сыркиной. Нашли типографию, кассы со шрифтами, нелегальную литературу на русском и идиш, шрифты, манускрипты, журналы, адреса. Арестованные держались мужественно и только Баневур не выдержал и поддался \ просил прощения у государя.
Всего было арестовано 55 человек: Минск-17, Бобруйск-5, Вильна-7, Варшава и Лодж-20, Барановичи-3, Одесса-1, Гродно-1, Брянск-1. Затем были дополнительные аресты и в итоге 67 человек. Вот список:
Зальцман Геня
Каплан Дан
Каплинский Израиль
Кайзер Шолом
Кригель Мере
Левин Элиягу
Левинсон Мендл ( Коссовский Владимир )
Поляк Моше
Сорока Гирш-Вольф
Чернихов Яков
Шапиро Иона
Шерман Иоэль-Давид
Бакст Моше
Баневур Борис
Вильтер Шифра-Голда (урожд. Иозефович)
Голландский Гирш
Гордон Яков и Сара-Ривка
Горфайн Шмуэль
Гурвич Елена (рожд. Кушелевская)
Гурвич Евгения
Димент Меир (Макс)
Жизлин Меир
Закс Луиза
Каировский Рафаил
Каплан Хаим
Качанович Нисан
Кремер Аарон (Аркадий, Ал-др)
Леви Роман
Миркин Авраам-Ицик
Мутник Авраам
Митлицкая Мириам
Пейсахзон Исаак
Перельман Иосиф
Регенветер Ицик
Рискинд Куне
Рогалер Лев
Румянцев Петр
Слуцка Берта
Слуцки Шмуэль
Сорока Мере (Вевьер)
Сульски Шмуэль
Теумин Ицик
Офланд Мендл Аарон-Михл
Фин Авраам
Фин Ривка (Лиас)
Френкин Элиягу
Фрумкин Фрума
Фрумкин Аарон-Борух-Ошер
Фрумкин Борух
Хавкин Зисл
Цепринская-Цековая Анна
Цитрон Блюма
Шварц Борух
Димент (Шостак) Геня
Гордон Перл
Чернявская Лея
Шмуэльзон Бер
Слушалковский Клементий
Каценельсон Яков
Качанович Вольф
Блюменфельд Шмуэль
Фридман Авраам
Бербер Мордехай
Сегаль Шейне
Хан Вольф
Трахтенберг Сара
Всех арестованных привезли в Москву…Зубатов думал, что этими массовыми арестами он полностью разгромит Бунд, но радость была преждевременной, только Израиль Каплинский стал провокатором.
Суд осудил на 4 года ссылки Баневура
Каплинскому – 4, девять чел. получили по 3 года, среди них
Абрам Мутник
Иоэль Давид Шерман
Ицхак Мордехай Пейсахзон
Гриша и Мере Сорока. На 2 года 9 человек, на год – 4 человека.
8.04.1900 были выпущены до заключения суда Аркадий Кремер и Владимир Косовский. Они прибыли в Вильну под полицейский надзор и уехали за границу как и некоторые другие деятели. Основная масса революционеров осталась нетронутой, движение уже было слишком разветвлено и имело преданных энтузиастов среди еврейского пролетариата и интеллигенции, что зубатовцам это было не по силам, а число участников рев.движения только росло.
Были города, где не взяли никого, среди них Ковно, Вильно. Шмуэль Кац и Мереле Гинзбург; весь ЦК был арестован, Джон Миль уехал за границу. Единственный писавший был Сендер Зельдов-Неманский и его жена Тейбечка, Тарас(Давид Кац)
Мария Жалудска
Цвия Гурвич.
В Ковне – Леон Бернштейн, Алтер дер Берштер и его жена Лиза, Абрам Александринский, Урчик(Герцов)
Бейниш Михалевич(Белосток)
Главную роль играл Тарас (Давид Кац) и Леон Бернштейн.
КОВНО. ВТОРОЙ СЪЕЗД БУНДА
Октябрь 1898 год ( в праздник Сукот.)
Присутствовало 11 делегатов:
Давид Кац («Тарас»)-Вильна
Сендер Зельдов («Неманский»)-Вильна
Цвия Гурвич (Варшава)
Мере Жалудски (Варшава)
Леон Бернштейн (Ковна)
Лиза Эпштейн (Ковна)
Авраам Вольф Александринский
Абрам Бернадик (Вильна)
Хаче Мунвез (Белосток)
Бейниш Михалевич
Шейне Рейзл Сегаль.
Подготовил съезд Леон Гольдман.
Избран новый ЦК в составе 3 человек:
Давид Кац
Цвия Гурвич
Сендер Зельдов-Неманский
КОВНО. ТРЕТИЙ СЪЕЗД. Декабрь 1899г.
Делегаты:
Давид Кац (Тарас)
Сендер Зельдов (Неманский)
Джон Миль (Заграничный Комитет Бунда)
Альберт Залкинд –Минск
Павел Розенталь – Белосток
Бенци Левин – Белосток
Шимон Клеванский –Ковна
Арон Вайнштейн («Рахмиэл») – Варшава, в 1938 – репрессирован.
Хаим Закон – Варшава
Шмая Вайсенблюм – Лодж
Цвия Гурвич- Варшава или Лодж
Синай Якоби (умер в 1905, в Женеве)
Борис Цейтлин – Витебск
Залман Зингер, профсоюзы
Матля (Пати) Средницкая-Кремер
На этом съезде впервые обсуждался национальный вопрос (докладчик Джон Миль). После дебатов в итоге приняли резолюцию с требованием гражданских прав, а не национальных прав, но приняли решение дискутировать по этому вопросу на страницах заграничного органа партии «Дер идишер арбайтер»
В новый ЦК вошли:
Давид Кац («Тарас»)
Сендер Зельдов –»Неманский»
Икутиэль Портной («Ноах»)