быт руси 16 век
Культура и быт России в 16 веке — основные вехи развития
На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.
Быт, одежда, еда, развлечения
В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.
Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.
Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.
Появление книгопечатания
В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.
Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.
Памятники общественно-политической мысли
16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.
Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.
Живопись и зодчество 16 века
Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.
В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.
В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.
К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.
Расцвет науки и техники
16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.
Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.
Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.
Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Жизнь горожан и крестьян
2. Быт крестьян
Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома. Село имело церковь, в деревне ее не было.
Так как крестьяне жили в стесненных условиях, им обязательно нужно было поддерживать чистоту в избе и соблюдать личную гигиену, чтобы избежать различных заболеваний. Поэтому они еженедельно ходили в баню, а также закалялись, купаясь в холодной реке или обтираясь снегом.
3. Одежда людей XV-XVI векво
Одевались русские мужчины обычно в рубаху и порты, верхней одеждой служил кафтан – у крестьян из домашнего серого сукна, у людей побогаче – из тонкого цветного. Обувью крестьян были лапти, а зажиточные люди имели кожаные башмаки и сапоги, которые, впрочем, были редкостью. Зимой мужчины всех сословий носили овчинные шубы. Их подпоясывали кушаками, а сверху надевали кафтаны и рукавицы.
Основным элементом женской одежды была льняная или полотняная рубашка, поверх которой надевали длинный сарафан с пуговицами и душегрею – короткую кофту с рукавами или без них. На ногах были лапти. Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные шубы. Особое значение имел головной убор: незамужние девушки удерживали свои косы повязкой, а замужние женщины прятали волосы под особую шапочку – волосник, а поверх надевали платок.
Одежда богатых людей отличалась не столько покроем, сколько качеством ткани, также она была пышно украшена жемчугом, мехами, золотым и серебряным шитьем. Кафтаны знати назывались ферязь, охабень, однорядка – в зависимости от фасона. Сапоги были из мягкой кожи. Зажиточные женщины носили яркие шелковые рубахи, а поверх надевали богато вышитый сарафан или летник – одежда, похожая на мужской кафтан, расшитая золотом и жемчугом. В холодную погоду они носили не тулупы, а опашень – длинный кафтан из тяжелой материи. Обувь у богатых женщин обычно делалась из тонкой кожи и расшивалась камнями или золотым шитьем.
4. Пища людей XV-XVI веков
Население побогаче питалось более разнообразно и обильно. Помимо каш и овощей в их повседневный рацион добавлялась дичь, рыба во всяких видах – жареная, вареная, уха, разнообразные пироги и так далее. Блины и оладьи считались лакомством даже у богачей: их пекли только по праздникам. Пили зажиточные крестьяне вино, квас и медовуху; в XVI веке голландские купцы завезли на Русь кофе, который прижился в богатых домах.
Несмотря на достаток, все русские люди обязательно молились перед приемом пищи и после этого, а также очень строго соблюдали церковные посты. В это время были различные ограничения в пище; всем, не исключая князей и бояр, не дозволялось есть мясо.
5.Краткие итоги урока
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в XV-XVI веках у большинства русских людей, вне зависимости от сословий, еще сохранялись общие устои жизни. Несмотря на различия в материальном положении, они носили похожую одежду, ели сходные блюда и имели общие обычаи. Но, тем не менее, именно в XV-XVI веках стало резче, чем прежде, проявляться имущественное различие населения.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
§ 28. Быт XV—XVI веков
Города
По мере расширения Русского государства возводились новые города. Они служили прежде всего опорными военными пунктами. И в них селились сначала казаки и стрельцы, а уж затем пришедшее за ними земледельческое население основывало свои поселения. Города располагались в тех местностях, где была естественная водная защита. Каменные или кирпичные укрепления были в XVI веке большой редкостью. Города возводились с деревянными либо земляными укреплениями. Городские стены или валы окаймлялись рвами разной глубины и ширины, в которые проводили воду либо забивали сваи, утыканные железными спицами.
За городскими стенами в деревянной избе, врытой в землю и огороженной тыном (оградой), располагалась тюрьма. Недалеко от городских укреплений находились жилища стрельцов. Наконец, в городе были дворы землевладельцев, имевших поместья в городских окрестностях. Они строились на случай нередких тогда военных действий. В мирное время помещики в городе не жили, оставляя дома на попечение особых людей — дворников. Были ещё казённые (т. е. принадлежавшие государству) осадные избы, построенные для окрестного простого люда на случай военного времени. В больших городах размещались торговые дворы. В таком случае город становился не только административным, но и торговым центром.
Торгово-ремесленное население проживало в посаде. Улицы посада носили названия по именам церквей, построенных на них (Дмитровская, Воскресенская, Успенская), или же по занятиям проживающих людей (Калачная, Ямская). Обыкновенно все улицы посада с разных сторон сходились к площади, которая была центром торговой и общественной жизни. Здесь располагалась земская изба — место выборного управления. Стояли торговые ряды и лавки, мастерские ремесленников. Никогда не пустовали харчевни, предлагавшие дешёвую еду. В предместьях посадов, а также в слободах жили служилые люди — стрельцы, пушкари, пищальники.
Русская изба
Земледельческое население проживало в сёлах и деревнях. Деревнями называли поселения без церквей. Сёла и деревни состояли из одной улицы, по обе стороны которой стояли крестьянские дома.
Самым распространённым видом жилища на северо-востоке Руси были избы — бревенчатые рубленые жилые дома. Их возводили как крестьяне, так и горожане. Изба строилась из крупных круглых брёвен сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырёхугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Воздвигая венец на венец, делали сруб дома. С двух противоположных сторон венцы постепенно уменьшались в длине и сводились на нет, образуя основу для двускатной крыши. Потолка в избе не было. Поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На брёвна накладывали широкие полосы вываренной бересты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы. Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Иногда крестьянский дом имел холодную горницу, отделяемую от тёплой избы сенями. К сеням пристраивалось крыльцо, которое нередко украшали деревянной резьбой.
Много места в жилом помещении занимала печь. Обычно она ставилась в правом от входа углу. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка — спальное место для детей и стариков. Печь топилась по-чёрному. Окна в избе представляли собой вырубленные в стене продолговатые отверстия, высота которых достигала толщины бревна. Вместо стёкол по-прежнему использовались бычьи пузыри. Но в домах горожан появились слюдяные окна. И только богатые люди вставляли в окна стекло.
Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. К стенам крепились широкие доски — лавки или ставились скамьи на ножках. К ним придвигался длинный стол. В углу на стене помещались иконы с изображениями Христа, Богоматери и православных святых. Перед иконами зажигали лампаду — небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом. На полках стояли деревянные блюда, чашки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды и другая посуда.
В избе в страшной тесноте жили, как правило, 8—10 человек. На ночь укладывались либо на лавках, либо на специальных деревянных настилах — полатях, которые сооружались под потолком возле печи. Вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой — грубой тканью из толстой льняной пряжи. Из дерюги делалось одеяло, но чаще укрывались верхней одеждой. У зажиточных людей были кровати с занавесками, пуховые перины и одеяла.
Стеснённые условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать болезней. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. А чтобы устранить неприятные запахи, зажигала в избе веточку можжевельника. Летом пол усыпали соломой либо берёзовыми листьями, свежей травой, полевыми цветами, а зимой — сухим песком и ельником.
Для всей семьи обязательной была еженедельная баня. В некоторых краях в бане натирались редькой или диким перцем, излечиваясь от простуды. Повсеместно на Руси существовал обычай: распарившись в бане, бросаться в холодную воду реки или озера либо в снежный сугроб. Это закаляло людей.
Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
1. Жизнь горожан и крестьян
2. Быт крестьян
Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома. Село имело церковь, в деревне ее не было.
Так как крестьяне жили в стесненных условиях, им обязательно нужно было поддерживать чистоту в избе и соблюдать личную гигиену, чтобы избежать различных заболеваний. Поэтому они еженедельно ходили в баню, а также закалялись, купаясь в холодной реке или обтираясь снегом.
3. Одежда людей XV-XVI векво
Одевались русские мужчины обычно в рубаху и порты, верхней одеждой служил кафтан – у крестьян из домашнего серого сукна, у людей побогаче – из тонкого цветного. Обувью крестьян были лапти, а зажиточные люди имели кожаные башмаки и сапоги, которые, впрочем, были редкостью. Зимой мужчины всех сословий носили овчинные шубы. Их подпоясывали кушаками, а сверху надевали кафтаны и рукавицы.
Основным элементом женской одежды была льняная или полотняная рубашка, поверх которой надевали длинный сарафан с пуговицами и душегрею – короткую кофту с рукавами или без них. На ногах были лапти. Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные шубы. Особое значение имел головной убор: незамужние девушки удерживали свои косы повязкой, а замужние женщины прятали волосы под особую шапочку – волосник, а поверх надевали платок.
Одежда богатых людей отличалась не столько покроем, сколько качеством ткани, также она была пышно украшена жемчугом, мехами, золотым и серебряным шитьем. Кафтаны знати назывались ферязь, охабень, однорядка – в зависимости от фасона. Сапоги были из мягкой кожи. Зажиточные женщины носили яркие шелковые рубахи, а поверх надевали богато вышитый сарафан или летник – одежда, похожая на мужской кафтан, расшитая золотом и жемчугом. В холодную погоду они носили не тулупы, а опашень – длинный кафтан из тяжелой материи. Обувь у богатых женщин обычно делалась из тонкой кожи и расшивалась камнями или золотым шитьем.
4. Пища людей XV-XVI веков
Население побогаче питалось более разнообразно и обильно. Помимо каш и овощей в их повседневный рацион добавлялась дичь, рыба во всяких видах – жареная, вареная, уха, разнообразные пироги и так далее. Блины и оладьи считались лакомством даже у богачей: их пекли только по праздникам. Пили зажиточные крестьяне вино, квас и медовуху; в XVI веке голландские купцы завезли на Русь кофе, который прижился в богатых домах.
Несмотря на достаток, все русские люди обязательно молились перед приемом пищи и после этого, а также очень строго соблюдали церковные посты. В это время были различные ограничения в пище; всем, не исключая князей и бояр, не дозволялось есть мясо.
5.Краткие итоги урока
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в XV-XVI веках у большинства русских людей, вне зависимости от сословий, еще сохранялись общие устои жизни. Несмотря на различия в материальном положении, они носили похожую одежду, ели сходные блюда и имели общие обычаи. Но, тем не менее, именно в XV-XVI веках стало резче, чем прежде, проявляться имущественное различие населения.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Материальная культура и быт Руси конца 16 века
С развитием товарно-денежных отношений, с укреплением централизованного государства развивались экономические и культурные связи, что способствовало консолидации русской народности. Но одновременно в связи с процессом общественного разделения труда, ростом имущественного неравенства и усилением крепостничества, культура социальных верхов и культура народных масс все более и более обособлялись.
Об одежде широких народных масс можно судить по данным одного судебного дела 1547 г. От помещика Приклонского бежал его кабальный холоп Анисим Аникеев. Он был пойман и приведен на суд «скован». На нем были надеты: «сермяга бела ржевская, да кофтан есской, червлен, пущен крашениною сверху». Его брат Кузьма, также бежавший, но не пойманный, носил «однорядку синю да кофтан крашенин» Обувью служили лапти, изготовлявшиеся из лыка. До нашего времени не дошло крестьянской одежды XV—XVI вв. Представить ее более или менее наглядно нам помотают изображения «простолюдинов» на миниатюрах того времепи, имеющихся, например, в прекрасно иллюстрированном «Житии Сергия Радонежского», на которых крестьяне, в отличие от представителей социальных верхов, всегда показываются в коротком платье и в лаптях.
Посуда, употреблявшаяся в крестьянском быту в XV—XVI вв.,попрежнему была почти исключительно деревянной и глиняной. Для еды служили деревянные блюда и тарелки, для питья — такие же ковши, ковшики, чаши, чарки и братины. Ели деревянными же ложками. Пища приготовлялась в глиняных горшках. Как редкость, встречаются железные и медные котлы и сковороды.
Основой питания, как и ранее, являлись злаки. Зерно и моловшаяся из него мука шли на изготовление хлеба, пирогов, киселя, а также пива и кваса. Другим существенным элементом питания были овощи: капуста свежая и квашеная, морковь, свекла, редька, огурцы, репа, хрен. Мясо было в крестьянском быту крайне редким продуктом, употреблявшимся преимущественно по праздникам. Доступнее была рыба, которой изобиловали реки и озера.