что творилось в общих банях на руси
Что творилось в общих банях на руси
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
С легким кошмаром! Самые жуткие и отвратительные банные обычаи Руси
Старинное русское пожелание «С легким паром», которое используют завсегдатаи бань, немного теряет свою привлекательность после изучения ряда специфических банных обычаев, испокон веку практикующихся на Руси. Если вы думаете, что русские парные кроме мытья использовались только для гаданий и любовных утех, то глубоко заблуждаетесь. Существует множество жутких обрядов, вязанных с этим сакральным для русского человека местом.
Банные похоронные обряды
Многим известно, что на Руси в банях принимали роды и там же готовили в последний путь умерших. Но мало кто знает, что там же парили души мертвых на сороковой день. Родственники покойного брали новый кусок мыла и лучший веник, чтобы «парить» пустую лавку, на которой якобы расположилась душа.
Существовали особые пожелания для умершего, чтобы банька приносила ему больше удовольствия. В некоторых районах России парили не только на «сороковины», но и на Радуницу – день поминовения усопших. В особый день, посвященный памяти умерших, парили как преставившихся недавно, но и давно умерших родственников, чтобы заручиться их поддержкой.
Стоит ли говорить, что этот языческий обычай не приветствовался православной церковью. Но еще менее христианским считался другой обряд – умерщвления стариков в бане. Этот обычай был распространен в деревнях Ингермандандии (Ижорской земли), вплоть до позднего Средневековья.
Если морозы были особенно сильными, а почва глубоко промерзала, умершего и хоронили прямо в бане – выкопав могилу в земляном полу парной. Весной гроб с останками извлекали и переносили на погост. Вялецкая пишет, что такие обряды практиковали жители деревни Карстала (ныне Коростель, в Кингисеппском районе Ленинградской области).
Пыточный застенок
Хорошо известно, что многие иностранные гости воспринимали русскую парную баню как особое место для самобичевания и несмертельных пыток. Они никак не могли понять, что русские бабы и мужики хлещут друг друга вениками не из-за мазохизма, и не принося жертву своим странным бородатым святым, а просто для очищения души и тела.
Банные мазурики
Русский писатель и краевед Владимир Гиляровский был одним из лучших экспертов в области московского уголовного мира. По его словам, больше всего хлопот столичным любителям пара доставляли банды банных воров. Злоумышленники внешне ничем не отличались от обычных посетителей, также мылись и парились, но в это время зорко поглядывали вокруг, выбирая удобный момент.
Неожиданно один из мазуриков поддавал воды на каменку так, что все оказывались в густых клубах пара и на некоторое время оказывались дезориентированы и ошпарены. Они вскакивали из парной в мыльню, а воры в этот момент срывали с шестов одежду и ретировались. Иногда они прятали одежду и другие личные вещи тут же, в бане, чтобы не попасться с ними на выходе и забрать позднее.
В Москве многие владельцы бань и даже отдельные работники, платили преступникам «отступные». Это позволяло сохранить не только деньги, но и репутацию заведения. Воры, получавшие стабильную мзду от бань, следили за тем, чтобы там не орудовали чужаки. С нарушителями расправлялись быстро и жестоко – их беспощадно калечили или даже убивали.
Вообще, парные бани считались опасным местом промысла и воры боялись попасться там сильнее, чем в лавке или на рынке. Боязнь быть пойманными была не напрасной, ведь баня для русского человека – святое, а обокравший беспомощного, намыленного посетителя не заслуживал никакого снисхождения.
Поэтому полицию, от которой воришка легко мог откупиться, вызывали далеко не всегда, а со злоумышленником расправлялись своими силами. Пойманного с поличным вора нагим привязывали к одной из колонн парной или мыльни и каждый имел возможность выместить на нем свою злобу. Преступников пинали, щипали и били в лицо кулаком, выкручивали им носы и уши, хлестали арапниками и колотили тростями.
Иногда наказуемый не выдерживал экзекуции и отдавал Богу душу – в таком случае искать виновного было бесполезно. Но чаще всего милосердный русский народ вовремя прекращал расправу и избитого до полусмерти жулика выбрасывали в чем мать родила на улицу. При этом скидки ему не делали, даже если на дворе стоял трескучий мороз.
Бани и гомосексуализм
В конце 19 – начале 20 столетия бани в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург стали использоваться гомосексуалистами как места свиданий. Особенно славились своим «голубым» контингентом питерские парные. Журналист Руадзе, специализировавшийся на криминальных новостях, писал в 1905 году, что Знаменские бани в Санкт-Петербурге превратились в настоящий мужской бордель.
В этих банях можно было не только уединиться с любовником в отдельном номере, но и попросить банщика о «дополнительных услугах», оплачиваемых отдельно. Доходило до того, что постоянные посетители бань покупали абонементы на стандартные и нестандартные услуги персонала. На свой вкус банщика или массажиста выбирали в специальных альбомах, похожих на те, что предлагали клиентам в дорогих публичных домах.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства
Маркеев Андрей. Русская баня
Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?
Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.
Владимир Чумков-Орлеанский. Русская баня
Иванов Александр. Баня
В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар.
Сергей Сочивко. Банный день
Евгений Шибанов. Жить на Руси
В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.
Баня по-черному
Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.
Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).
Апполинарий Михайлович Васнецов. Обшественные бани в Москве в XVII веке
По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки.
Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.
Е.М. Корнеев. Русская баня, 1812 год.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства
Русские бани. Место омовения или разврата?
Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.
Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»
Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.
Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
«Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. …
В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи… В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет… В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. »
Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.
Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»
Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял… Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились…
С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.
Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»
P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.
Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?
Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.
В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.
В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.
Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.
Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).
По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.
Что происходило в русской бане: Что делали банник с обдерихой, как защищались от нечисти и др малоизвестные факты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто такая обдериха, как она выглядит и что делает
Нечистая сила по народным преданиям могла водиться в лесу, в реке, в горах. Была она и в бане. Например, обдериха, которую еще называли байниха, появлялась в виде женщины любого возраста. Обычно это была обнаженная баба, во рту у которой блестели огромные некрасивые зубы, а волосы были длинными и спутанными. Жила обдериха под полком бани, за каменкой или же под лавкой. Она могла прикинуться черной кошкой или даже берестяной трубкой, которую использовали в качестве мочалки. Это был страшный дух, способный могла поступить с человеком очень жестоко, например содрать с него кожу. Чтобы обезопасить себя, следовало соблюдать банные правила.
Банник, участвующий в святочных гаданиях и как его можно было разозлить
Дальше нужно было дождаться, дотронется ли банник до девушки или нет. Если потенциальная невеста чувствовала прикосновения когтей, то ждать ей тяжелой жизни в замужестве и злой свекрови. Если же лапа была мохнатая и мягкая, то, скорее всего, можно надеяться, что брак будет хорошим, а муж богатым и любящим.
Откуда взялись истории про хозяев бани
Как же возникали истории про банную нечисть? Можно рассмотреть это на примере обдерихи. Если почитать исследование этнографов, то можно заметить, чтобы ее относили к разряду домовых. А почему именно обдериха? Скорее всего, имя произошло от глагола «обдирать», ведь в жарко натопленной бане часто случались ожоги, А после них, как известно, кожа слезает. По мнению ученых, банный дух олицетворял собой банную печь и являлся своеобразным культом огня.
В русских деревнях существовали определенные правила принятия банных процедур. Мужчинам запрещалось подглядывать за моющимся женщинами, даже если это их близкая родственница. Но этого не всегда удавалось избежать, горячие юноши все равно посматривали. Потому, возможно, и возникло предание об обдерихе, которая должна была предотвратить ненужные связи и инцесты. В народе утверждали, что она может притвориться родственницей или знакомой, позвать мужчину в баньку, мол, попарься со мной. И если тот пойдет на поводу, то его просто запарят до смерти. Байниха, таким образом, следила за нравственностью.
Как защититься от банной нечисти, чтобы не упариться насмерть
Итак, народ верил в банную нечисть, и от нее нужно было защищаться. Для этого были определенные способы. Чтобы задобрить банника, следовало сначала попросить разрешения помыться, рекомендовалось также во время мытья не выливать всю горячую и холодную воду, оставить ее для духа, а также кусочек мыла, чтобы банник помылся всласть. Последний посетитель не должен был осенять себя крестным знамением, а наоборот сказать духу: «Мойся на здоровье, хозяин». Тогда, подойдя к бане ночью, крестьяне слышали, что там вовсю парится банник, хлопает веником, стучит шайками, плещет водой. Можно было также подарить духу кусочек хлеба, чтобы он поел и стал добрым.
При постройке новой бани душили черную курицу и закапывали под порогом, после чего нужно была отойти от бани, причем задом, одновременно кланяясь. Некоторым крестьянам даже удавалось стать колдунами, то есть получить силу этого духа. Для этого нужно было украсть у него невидимую шапку, которую он клал на каменку для просушивания. На Пасху следовало пойти в баню, сорвать с головы нечисти шапку и стремительно бежать в ближайшую церковь. Если нечисть не догоняла и шапка оставалась у смелого человека, он получал колдовскую силу. У обдерихи также следовало просить разрешения помыться. А выходя из помещения, обязательно нужно было благодарить ее за хорошую помывку. Говорили, что если вежливо общаться с хозяевами бани, проситься помыться, ублажать их различными подарками, то они не смогут навредить, даже если человек вел себя неправильно.
Как васе сегодня знают, регулярное посещение бани может укреплять здоровье, улучшать самочувствие. Вместе с баней на Руси так лечили зелейники, почему болезнь считали грехом и другие малоизвестные факты о лекарстве в то время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: