crusader kings 3 история династии
Династии и дома в Crusader Kings 3. Гайд и советы по прохождению
Династии и дома в Crusader Kings 3. Гайд
Получение славы
В Crusader Kings 3 слава зарабатывается всей династией следующими способами:
Количество ныне живущих участников.
Количество членов династии, являющихся супругами правителей.
Количество правителей, не являющихся вассалами члена династии.
Химены получают 5,8 известности в месяц, потому что независимые короли Кастилии, Леона, Галисии, Наварры и Арагона являются членами одной династии. Фактически, если вы проверите панель решений, вы увидите, что вы выполнили подсчет правителей 5/10 для цели «Династия многих корон».
Кстати, я решил сменить персонажей, чтобы они играли за Инфанту Урраку, чтобы она могла обрести независимость против своего брата и возлюбленного, короля Леона Альфонсо VI. Думаю, ей перестали нравиться эти ланнистеры.
В любом случае, поменяв местами персонажей, чтобы выиграть войну, вы могли увидеть, что Химены теперь получают 6,1 известности. Это связано с тем, что Уррака стала самостоятельной правительницей (графиней).
Действия главы династии
Как глава династии, король Гарсия имеет несколько уникальных династических действий, доступных только ему. Это позволяет вам нацеливаться на других членов всей династии:
Примечание: само руководство может передаваться между членами династии, даже руководителями кадетских ветвей. К сожалению, временами это может быть немного сомнительно, особенно когда у вас есть новый правитель (независимо от их ранга).
Кадетские ветви и генеалогическое древо
Правители могут попытаться отделиться, чтобы сформировать собственную кадетскую ветвь династии, по сути, дом, который они основали. Вы можете сделать это через панель решений, и требования следующие:
Тип правительства должен разрешать кадетские ветви (феодальные или клановые).
Вы не должны занимать третье место в очереди или быть ближе к какому-либо титулу главы дома.
Ваши предки не должны принадлежать к текущему дому (что по какой-то причине работает для некоторых химена, даже если все их предки происходят из одного генеалогического древа).
Для женщин вы должны состоять в браке по материнской линии.
Создание кадетского отделения совершенно бесплатно и дает вам 350 престижа. Хорошим примером того, кто может это сделать, является Инфанте Рамиро из Наджеры, вассал Королевства Наварра, и вышеупомянутая Инфанта Уррака из Саморы, если она выходит замуж по матрилине.
Не забудьте проверить свое генеалогическое древо, у которого есть собственный экран. Это должно помочь вам определить ваших оставшихся кровных родственников в Crusader Kings 3.
Наследие династии
И последнее, но не менее важное: у нас есть Наследие Династии. Это баффы для всех членов династии, которые действуют на протяжении всей кампании Crusader Kings III. Однако выбирать может только глава династии.
У Наследия Династии есть несколько уровней (каждое наследие стоит от 1000 до 5000 известности в зависимости от уровня). Каждый уровень подряд требует, чтобы сначала был разблокирован предыдущий.
Я обнаружил, что Архитектурное наследие, вероятно, является одним из лучших Наследий династии, которые вы можете выбрать. Это позволяет вам выбрать любую врожденную черту, которая присутствует в семье, и сделать ее более распространенной по мере вашего развития. Представьте, что в Crusader Kings III есть много гениальных, быстрых или красивых персонажей.
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашими советами для новичков в Crusader Kings 3 и другими гайдами по игре:
Обзор Crusader Kings III. Всё могут короли
Но бесконечно так продолжаться не могло. Порог входа в Crusader Kings II стал непомерно высок, поэтому Paradox решила… Выпустить конкурента собственной игре.
Равных — нет
Тогда как Europa Universalis предлагает классическую стратегию про перекраску карты в свой цвет, а Total War делает упор на тактические битвы, Crusader Kings — нечто большее, чем глобальная стратегия. Это ролевая песочница и увлекательный симулятор евгеники, The Sims на интерактивной контурной карте.
Основные принципы геймплея в третьей части не изменились. Игрок управляет не государством, а династией: завоёвывает и наследует многочисленные титулы, пытается вырастить достойных наследников и не разругаться с вассалами и церковью. Каждый клочок земли удержать не получится — набрав свыше 5–7 провинций, будьте готовы к бесконечным восстаниям и покушениям. Приходится раздавать земли придворным, выбирая между полезными засранцами и тупыми лизоблюдами. Какой-то чёткой цели в игре нет. Хотите — захватывайте территории, хотите — отыгрывайте жутких девиантов, лунатиков и каннибалов, хотите — обращайте африканцев в культ Перуна.
Привыкнуть к базовым механикам позволяет энциклопедия, удачно встроенная в игру. Наведя курсор на любой значок, можно увидеть подробную информацию о нём и пару-тройку ссылок на игровые термины. Crusader Kings III вообще стала гораздо более открытой в сравнении с предыдущей частью. Механика динамических событий из Crusader Kings II не давала игрокам никакой информации: скажем, отправляя маршала успокаивать буйных крестьян, вы понятия не имели, когда он справится с заданием. А Crusader Kings III честно показывает индикаторы прогресса — каждый месяц с некоторым шансом (зависящим от навыков и прочих параметров) вы можете приблизиться к цели замысла.
Новичкам, правда, сильно легче от этого не станет. Несмотря на доступность информации, игра не стала проще, и учиться придётся многому. Как добывать золото? Как получать претензии на соседние земли? Как перейти в другую веру и завести новых друзей? Короткое обучение на эти вопросы не отвечает, оставляя игрока наедине с множеством менюшек. Если вам уже доводилось объединять Русь и завоёвывать Рим за монголов, то вы быстро разберётесь, а если нет — зависнете, изучая вкладки. Потому что, помимо старых механик, в третьей части хватает и новых.
Бочка мёда
Все персонажи, от византийского базилевса до индийского тхакура, могут выбрать жизненный путь, связанный с одним из пяти навыков — похожую схему предлагало DLC Way of Life к Crusader Kings II. Путей целых пятнадцать, и кроме случайных событий и небольших плюсов к характеристикам они открывают длинные деревья развития. Потратив несколько лет на обучение (подходящее образование ускоряет процесс), ваш правитель получит полезный перк.
Черты характера теперь не просто дают характеристики — они определяют предпочтительный стиль игры. Не диктуют его, но заметно влияют на ваши действия. Воспитали сына отважным? Не удивляйтесь, если тот не доживёт до короны — отвага удваивает его шанс погибнуть в битве. В игре мало однозначно положительных и отрицательных свойств, при желании пользу можно выжать почти из каждого. Например, похотливость осуждают почти все религии, но она позволяет быстро получить наследников.
Каждое ваше решение, затрагивающее характер героя, накапливает или, наоборот, снимает очки стресса. Избавиться от них можно несколькими способами… Чаще всего, заработав при этом новые проблемы. Так, мой махараджа с зудом в штанах решился развеяться в борделе и подхватил там сифилис. Безграмотный врач только усугубил ситуацию — от микстуры у правителя выпал глаз, и завоеватель Ориссы бесславно скончался от ран за считанные дни.
Механика технологий изменилась до неузнаваемости. Научные достижения теперь объединены в крупные блоки и привязаны к вашей культуре. Лидер самого большого государства ирландцев, например, определяет, к чему стремится весь остров: к умению строить крепкие катапульты или использовать новые поводы для войны. Стартовые условия у всех разные, и некоторые технологии (вроде разведения боевых слонов) тесно связаны с географией.
Похожим образом устроены и религии: в каждой есть три догмата, открывающих уникальные фишки. Язычники получают набег за пленниками в качестве уникального повода для войны, а католики могут отправлять нерадивых детей в монастырь. Слишком тесно в рамках конфессии? Наберите очки благочестия и придумайте собственную ересь! Несколько кликов — и придворные перестанут косо смотреть на брак с родной сестрой и занятия колдовством. Правда, за такое соседи могут собрать крестовый поход по вашу душу.
Каждый чих вашего героя влияет на его престиж и благочестие. Заработав круглую сумму очков, персонаж переходит на следующий уровень известности. Высокие уровни характеристик значительно упрощают жизнь, и именно к ним привязаны многие игровые решения. Живая легенда сможет откусывать от соседей не графства, но целые герцогства, и вдобавок получает большой бонус к отношениям. Причём растёт в уровне не только персонаж, но и вся ваша династия: скорость развития зависит от количества независимых правителей и удачных браков. Хорошее нововведение, у серии всегда были проблемы с контентом в затянувшихся партиях.
Прямолинейные решения вообще работают куда хуже, чем в предыдущей части. В военном конфликте задавить противника числом стало труднее. Регулярные войска и элита — персонажи-рыцари — просят денег, но значительно увеличивают шансы на победу. Опытный полководец на удачном поле боя может обратить в бегство заметно превосходящую числом армию неприятеля. ИИ, традиционно для серии, глуповат, но куда более хитёр и осторожен. Под крупный отряд он подставляться не будет и постарается под шумок осадить вашу столицу. Ну и ладно, подумаете вы… Пока тибетский горец не выкрадет из замка вашу жену, сделав её наложницей. Суровые времена, суровые нравы.
Ложка дёгтя
Но не всё так радужно, как может показаться. Кроме крутой кривой сложности Crusader Kings III припасла ещё несколько неприятных сюрпризов. Один из самых заметных — это неудобный интерфейс. Вместо аккуратных списков — выпадающие меню с ограниченным набором опций. Вы будете долго ругаться, раскрывая их до конца, потому что нужные функции часто открываются после нажатия на кнопку «ещё 4». Что мешало поместить в список все варианты? Они всё равно занимают в высоту не больше трети экрана.
Как будто этого было мало, в игре ещё и неудачно подобраны шрифты и иконки. О маленькие серые буквы можно сломать глаза, особенно в локализации. Значки свойств похожи друг на друга как две капли воды, особенно издалека — приходится подолгу наводить на них мышку и читать описание. Особенно это раздражает при поиске выгодной партии. Хорошо хоть наследуемые свойства выделены отдельно.
Также плохо выполнена сама карта. Если её отдалить — всё в порядке, красивый разноцветный пергамент годится для сочных скриншотов. Но стоит развязать войну, как сразу вылезает куча проблем. Во-первых, разработчики зачем-то сделали физическую карту основным режимом: солдаты сливаются с ёлками, границ провинций не видно, храмы и города — неразборчивые пятна на карте. Во-вторых, по механике игры каждое графство разделено на несколько баронств, и, чтобы захватить его целиком, вы должны привести армию к ключевой точке, — как правило, к замку. Который ещё нужно найти. Переключаться между армией и осаждённой провинцией тоже неудобно, вы будете постоянно промахиваться. Ну и, наконец, в-третьих, мини-карту из игры убрали, поэтому быстро найти нужное место бывает непросто.
Критических багов лично я не заметил, но есть вопросы к инновациям: потратив честные 20 лет жизни своего раджи на изучение casus belli, я так и не увидел нового повода для войны в списке. При том, что Рюрик, обладающий им со старта, применяет его без вопросов.
Часть или целое?
К играм Paradox Interactive на релизе многие относятся скептически: дескать, обрезанная база никому не нужна, весь контент будет в DLC. Я с этой позицией не согласен — времена изменились. Издатель уже давно перестал быть маленькой студией, рук у разработчиков хватает; к тому же обновлённый движок Clausewitz–Jomini, опробованный на Imperator: Rome, упростил им работу. В релизной версии Crusader Kings III в четыре раза больше контента, чем в релизной версии второй части.
Уже сейчас игроку доступны все народы и религии, тогда как в Crusader Kings II поначалу мы играли только за христиан. Каждая культура обладает уникальными фишками и игровыми решениями: получается, в третьей части есть контент из Sword of Islam, Legacy of Rome, Old Gods и Rajas of India. Реформированные религии и ереси, священные ордена из Sons of Abraham? Тоже есть. Жизненные пути из Way of Life? На месте. Линии крови из Holy Fury превратились в наследия династий.
Значимые улучшения, добавленные в старую игру лишь с поздними патчами (большая подробная карта, точки сбора войск, детальная настройка игры) присутствуют сразу. Появилась, наконец, возможность бесконечной игры, которая была и раньше, но только если залезть в системные файлы. Две стартовые даты, конечно, не так круто, как одиннадцать, но за счёт возросшей роли культур и религий игра всё равно воспринимается свежее. Выросла и карта, в основном за счёт территорий в центральной Африке. Земли от Гвинеи до Монголии — в вашем распоряжении.
А самое удивительное — Crusader Kings III прекрасно оптимизирована. Она работает на ноутбуке 2012 года шустрее предшественницы.
Crusader Kings III — больше, чем перезагрузка серии. Уже на релизе она радует количеством и качеством контента, пускай огрехи локализации и неудобный интерфейс несколько портят картину. Не каждый сможет разобраться в сложных отношениях средневековых феодалов, но тех, кто приложит усилия, игра щедро вознаградит увлекательными историями.
Династия
Пространства имён
Действия на странице
Династия представляет собой непрерывную родословную, происходящую от одного знатного персонажа, основавшего династию. Каждая династия состоит из одного или нескольких домов, работающих над тем, чтобы прославить династию. Династия может быть переименована главой династии в любой момент.
У каждой династии имеется дом-основатель, обычно с тем же названием, что и у династии. Дом-основатель является первым домом династии. Члены правящей династии с феодальным или клановым правительством могут создать побочную ветвь династии, основав новый дом (при племенном правительстве новые дома не создаются). У каждого дома имеется свое собственное название и девиз, обычно вдохновленные местоположением, в котором они основаны, и характером основателя. Название и девиз дома могут быть изменены главой дома. Также каждый дом имеет свой уникальный герб, состоящий из четвертей, составленных из герба династии и герба владения.
К созданию побочной ветви предъявляются следующие требования:
Каждый персонаж, рожденный от брака, будет принадлежать к дому отца, если только брак не является матрилинейным.
Глава дома
Глава дома имеет право узаконивать бастардов, призывать членов дома к войне бесплатно и требовать, чтобы они обратились в его веру. Кроме того, глава дома получает слабое влияние на всех новорожденных членов дома и ежемесячный престиж от живых и имеющих титулы членов дома. Если у веры есть доктрина «Должно быть одобрено» для разводов, но нет главы конфессии, развод одобряет глава дома.
Когда персонаж создает побочную ветвь, он становится главой дома и освобождается от прямого влияния своего старого главы дома, если только он не был главой династии.
Когда глава дома умирает, следующим главой дома становится его наследник. Примечание: глава дома в начале игры определяется по-другому. Если основатель дома все еще жив, основатель всегда будет главой дома. Если основателя нет в живых, то главой дома в начале игры будет член дома с наибольшим размером царства. Вот почему Людвиг II является главой дома Каролингов в 867 году, хотя он и не самый старший ребенок мужского пола.
Глава династии
Главой династии становится самый могущественный глава одного из домов династии (в соответствии с военной мощью). Если другой глава дома станет на 10% сильнее нынешнего главы династии, он станет новым главой династии. Глава династии ежемесячно получает престиж от живых и имеющих титулы членов династии. Глава династии имеет доступ к следующим взаимодействиям с членами династии той же конфессии:
Crusader Kings III Дневник разработчико Династии и дома
Поскольку это первый дневник, мы хотели сделать его особенно сочным и показать классную с нашей точки зрения штуку, а именно, что мы собираемся сделать с династиями! Династии — это нематериальная, и в то же время фундаментальная составляющая, делающая серию Crusader Kings тем, чем она является. Вы должны играть непрерывной чередой членов собственной династии. Со смертью династии заканчивается игра.
В CK2 династии были представлены довольно ограниченно. Персонажи просто принадлежали к династии и всё. Вы получали небольшой бонус к отношениям с персонажами своей династии, не более. В CK3 мы хотели подчеркнуть власть, которой обладали династии, и их влияние на мир Средневековья! Мы хотели, чтобы вы как игрок испытывали привязанность к своей династии, заботились о ней. И мы многое сделали для этого!
Во-первых (и мы знаем, что игроки в CK2 особенно оценят это), мы изменили само определение династии. Больше это не монолит, а собрание домов. Династии больше не будут обладать одним именем, гербом, не будут одной семьёй. Вместо этого несколько домов (наподобие младших ветвей) соберутся под общим зонтиком династии, работая сообща (теоретически. ) с целью наращивания признания этой династии!
Итак, что же такое дом?
В каждой династии есть дом-основатель (зачастую с тем же именем, что и сама династия), являющийся первым из домов династии. По ходу игры члены правящей династии, состоящие в дальнем родстве с нынешним главой дома (подробнее об этом ниже), могут создать младшую ветвь, фактически, новый дом династии. Создание младшей ветви превращает создавшего её персонажа в главу дома (а наиболее влиятельный глава дома станет династом) и тем самым освобождает от прямого влияния прежнего главы дома.
Для создания собственной младшей ветви требуется престиж, невозможность унаследовать титулы главы дома, и кроме того, все ваши династические предки должны быть мертвы (скажем, нельзя делать это при живом отце). Младшие ветви, или дома, приносят множество атмосферных элементов: собственное имя, герб и девиз. Зачастую источником вдохновения служит место, в котором основан дом, и персонаж-основатель. Скажем, если правитель из династии Химена создаст младшую ветвь в южной Франции, то вполне может получить фамилию Тулуза-Химена, и тому подобное.
А теперь, кто такой глава дома или династ?
В пределах дома всегда есть лидер, глава дома, обладающий властью над прочими членами дома. Глава дома может признавать бастардов, призывать членов дома на войну и требовать приверженности конфессии (отказ от религиозного обращения приведёт к появлению новой младшей ветви). Глава дома также обладает влиянием на всех членов дома, родившихся после того, как он занял это место (подробнее о влиянии мы поговорим в другом дневнике). Они также получают пассивный прирост престижа в зависимости от количества членов дома. Главенство в доме зависит от типа наследования титулов главы дома, так что если вы глава дома, то, скорее всего, сохраните этот титул при наследовании.
С другой стороны, династ обладает куда большей властью, чем глава дома, ведь в его власти все члены всех домов династии! Династ — это всегда глава самого влиятельного дома в династии, и лидерство меняется после смерти предыдущего династа. Помимо действий, доступных главе дома, династ может лишать наследства и восстанавливать право на наследство, отвергать и прощать членов династии (что сильно влияет на мнение), налагать претензии на титулы членов династии и заставлять их прекращать междоусобные войны. Всё это работает против любого члена династии, не только члена дома. Кроме того, династ получает престиж за каждого живого члена династии. Да, статус династа даёт значительную власть, но вам нужно осторожно обращаться с ней, ведь эти возможности расходуют признание.
Тогда что такое признание?
Признание — это ресурс, накапливаемый династией, и его можно использовать различными способами. Перво-наперво, всё полученное признание династии прибавляется к её уровню величия. Уровень величия — это то, как воспринимают вашу династию, как она выглядит в глазах мира, и он влияет на получаемый при рождении престиж, престиж от браков с членами династии и на максимальный бонус за долгое правление. Высокий уровень упрощает организацию браков, особенно с нижестоящими династиями. Тратите вы признание или нет, уровень величия снижаться не будет. Чем выше уровень, тем красивее будет выглядеть рамка вашего герба. Крестьянские династии начнут с отрицательным уровнем величия, и это значит, что за брак с их представителями вы будете терять престиж.
Само по себе признание является расходной валютой, отражающей контроль внутри самой династии. Её можно использовать для двух целей. Во-первых, для наиболее мощных действий династа (получение претензий, лишение наследства и т.д.), а во-вторых, для открытия наследий (подробнее об этом ниже).
Способы получения признания поощряют вам изображать «стиль игры», распространённый в реальной истории, но не особо практичный в рамках CK2 — распространять свою династию! Вы будете получать признание за каждого правителя вашей династии, не подчиняющегося другому члену династии. Это зависит от уровня, то есть король будет приносить больше признания, чем герцог, и т.д. Таким образом, браки, при которых ваша династия наследует престол другой страны, становятся полезны не только с целью убивать всех родственников, пока вы сами не унаследуете их земли. Распространение династии даст вам больше признания и увеличит могущество династии в целом. Например, если вы играете королём Англии, то не получите признания от своего брата-вассала, но получите его от кузена, являющегося герцогом в Священной Римской империи. Вы также будете получать признание, заключая браки между членами династии и влиятельными правителями, что символизирует ваше вновь обретённое влияние в их державах. Это даёт вам причину тщательно планировать браки своих родственников, даже если вам не нужен союз!
Итак, что же это за наследия династий?
Мы все знаем, что положение дел в игре Crusader Kings очень переменчиво: сейчас вы играете за императора целого мира, а вот его наследник уже скатился до уровня графства Норфолк. Наследие династии является чем-то постоянным в этом, в некотором роде, диком мире, и оно представлено в виде модификаторов и открытий, которые затрагивают каждого члена вашей династии. Если говорить по существу, то за использование признания вы получаете выбор чего-либо, чем славится ваша династия. На выбор представлено множество наследий, каждое из которых разделено на традиции, имеющие соответствующие тематические названия, например, «Родня», «Коварство» или «Кровь». Они нацелены на формирование/отражение имевшихся (или имеющихся) представлений о некоторых династиях, т.е. о том, что Сельджуки, например, являлись воинами, Аббасиды — завоевателями, а Габсбурги — дипломатами (склонными вступать в брак со своими родственниками), и так далее. Каждая традиция наследия разделена на пять заблокированных частей, открытие каждой из которых стоит всё больше и больше очков признания.
В этом дневнике разработчиков мы подробно расскажем об одной из традиций — «Кровь» (которая также является моей любимой). Эта традиция предназначена для тех из вас, кто любит проводить селекцию внутри своей династии, причём первые несколько открытий направлены на повышение вероятности наследования, появления и укрепления генетических признаков (подробнее о генетических признаках в другом дневнике). Несколько последних открытий уменьшат вероятность появления отрицательных признаков (по сути, позволяя заключать больше «рискованных» браков) и дадут вам возможность выбрать генетическую черту, которая будет более распространена среди ваших родичей (то есть красивые, умные и сильные… но при этом являющиеся гигантами или карликами. Но сколько бы я ни молил об этом, я не смог заполучить черту «Габсбургский подбородок»!). И, наконец, увеличение продолжительности жизни членов вашей династии (которая увеличивает как их средний возраст, так и среднюю фертильность — т.е. это даже означает, что женщины вашей династии смогут дольше рожать детей!).
Для разблокировки наследия потребуется много времени, и вам придётся приложить немало усилий для полного открытия хотя бы одной традиции, но их эффекты сторицей компенсируют затраченное время. Наследие выбирается и разблокируется династией, поэтому убедитесь, что именно вы контролируете свою династию.