эффект фасада во время дискуссии означает
Когнитивные искажения
Люди часто ведут себя нелогично. Еще чаще замечают нелогичное поведение других людей.
Такое явление в психологии и в бихевиоральной экономике называют
когнитивное искажение.
Когнитивное искажение — систематическое отклонения от нормы и рациональности суждений.
Типов искажений очень много: поведенческие, искажения принятия решений, социальные, искажения связанные с памятью, убеждениями, восприятием. Мне очень приглянулся наивный реализм. Суть этого искажения в том, что люди убеждены, что видят реальность такой какая она есть, непредвзято и объективно; верят, что все факты ясны как день и очевидны для всех; верят, что разумные люди должны с нами соглашаться; а те, кто не соглашается, не обладают всеми фактами, ленивы, иррациональны и предвзяты.
Мы рассмотрим 4 вида искаженного восприятия реальности, и как они влияют на работу дизайнера.
№1 Эффект IKEA — когда труд приводит к любви
В 50х годах в США впервые была выпущена готовая смесь для выпечки пирогов. Цель— упростить жизнь домохозяйкам. Но фурора это не произвело, эффект был как раз обратный: женщины чувствовали что готовка стала слишком простой, а их навыки обесценены. Тогда производитель изменил рецепт и выпустил новую готовую смесь, в которую нужно было добавить яйцо. И дело пошло.
Одно из представлений о влиянии рабочей силы на оценку продукции предполагает, что просьба к клиенту принять производственные затраты на себя должна привести к снижению готовности платить. Но это не совсем так.
В 2011 в Гарварде Michael Norton, Daniel Mochon, Dan Ariely провели исследование. Они попросили группу людей собрать ящик (утилитарный предмет) и оригами (предмет художественный).
Вторая группа участников ничего не делала своими руками. Им были предоставлены уже готовые предметы сделаные экспертами. Вторая группа участвовала только в оценочной части эксперимента.
Результаты показали, что независимо от предназначения предмета и любви участников к проектам “сделай сам”, предметы сделанные своими руками получили более высокие оценки, чем готовые.
Принципиально важный фактор — успех. Успешно выполненное задание. Это связанно с фундаментальной потребностью человека в эффективности, чувстве контроля над предметами и объектами, чувстве собственной компетентности.
Проблема эффекта IKEA
Завышенная оценка работы имеет серьезные последствия для команды. Эффект IKEA проявляется следующим образом:
Важно осознавать, что в этом нет ничьей вины. Люди искренне верят в свою правоту и рациональность своих идей. Бросить их сейчас кажется “деньгами выброшенными на ветер”. А чужие или новые идеи кажутся совершенно неуместными.
Особенно такие сценарии вероятны в инновационных проектах, поскольку в них с самого начала вовлечены топ-менеджеры, HIPPOs. Смена курса воспринимается как вторжение/вмешательство/препятствие и не будет принята с энтузиазмом.
Как использовать эффект IKEA в свою пользу:
№2 Оправдание усилий
Люди склонны радоваться любому результату, если достигают его путем преодоления препятствий, сложностей, жертв и страданий.
Это частный случай эффекта IKEA, но тут ключевой момент именно преодоление боли в той или иной форме.
В такой ситуации очень сложно мыслить здраво, поскольку сознание затуманено:
Как использовать оправдание усилий в свою пользу
Поскольку оправдание усилий схоже с эффектом IKEA, то и риски с ним сопряжены такие же. А вот решения несколько отличаются:
Важно не малодушничать, будьте щедрым — это воздастся. Игнорирование усилий приведет к потере людей — и членов команды, и пользователей.
№3 Эффект обладания и №4 Неприятие потери
Эти два искажения — крайности одной и той же сущности.
Сила эффекта обладания в эмоциональной и символической значимости, которые люди придают тому, чем владеют или даже просто держат в руках.
Страховые компании десятилетиями обогащаются на неприятии потери. Страх перед расходами на восстановление дачи, сгоревшей от удара молнии, заставляет исправно делать страховые взносы и спать спокойно каждую ночь. Боль от потери объекта больше, чем радость от обладания им.
Проблема эффекта обладания и неприятия потери
Представьте ситуацию в которой вы создали продукт, а фидбек или данные показывают что вам нужно изменить стратегию. Проблема в том, что это работающий продукт и менять его не хочется, вам он даже нравится.
Оговорка: это нормальная человеческая реакция, не имеет отношения к уровню профессионализма.
Что делать?
Посмотрите на ситуацию в более широком ракурсе. Постарайтесь увидеть изменение как шаг в сторону большего успеха — бизнеса и пользователей. Отделите себя от продукта — это поможет увидеть рациональную сторону проблемы. И просто скажите Shit happens — это действительно так.
Вместо выводов
Все люди без исключения подвержены когнитивным искажениям. Ситуация усложняется тем, что искажения накладываются друг на друга. Например, оригинальную стратегию не смотря ни на что проталкивает человек, которым вы восхищаетесь (эффект IKEA + эффект нимба)
Что мы можем сделать:
1) Знать что искажения существуют. Распознать как правило проще в поведении другого человека
2) Важно не останавливаться на этом, попробовать экстраполировать на себя/команду/проект — Я тоже так делаю? Почему мы выбрали этот вариант? Что произошло непосредственно перед тем как мы выбрали этот курс? Что еще, другое, мы можем сделать?
Пример из фильма “Война миров Z”: если все 10 членов Совета по Безопасности согласны с каким-то решением, один из них обязан подготовить план действий на тот случай, если все ошиблись
3) Уменьшить вред, который наносят искажения
4) Не останавливаться на достигнутом, попробовать использовать искажения в свою пользу.
Когнитивные искажения: страшные слова или первый помощник в продуктовом дизайне — часть 2
В первой части перевода мы узнали о проблемах 1 и 2 (переизбыток информации и недостаток смысла). Сейчас расскажем подробнее о еще двух проблемах.
Проблема 3: Необходимость действовать быстро.
Мы ограничены временем и информацией, и все же мы не можем допустить, чтобы это нас парализовало. Без умения действовать быстро в условиях неопределенности, мы наверняка давно погибли бы как вид. С каждым фрагментом новой информации мы должны сделать все возможное, чтобы оценить нашу способность влиять на ситуацию, применить решение, смоделировать будущее, чтобы предсказать, что может произойти дальше, а в противном случае действовать на основе нашего нового мнения.
Проблема 4: Что мы должны помнить?
Во вселенной слишком много информации. Мы можем позволить себе сохранять те частицы, которые, скорее всего, окажутся полезными в будущем. Мы должны заключать постоянные пари и находить компромиссы вокруг того, что мы пытаемся помнить и что мы забываем. Например, мы предпочитаем обобщение по специфическим особенностям, потому что они занимают меньше места. Когда есть много неприводимых деталей, мы выбираем несколько пунктов, чтобы сохранить информацию и отказаться от остального. То, что мы сохраняем здесь, это то, что предпочтительнее иметь в наших фильтрах, связанных с проблемой №1 (информационной перегрузки), так же, как и то, что приходит в наш разум во время процессов, описанных в проблеме 2 о заполнении незавершенной информации. Это все самоукрепляется.
Замечательно, и как я должен запомнить все это?
Вам не придется. Но вы можете начать с того, чтобы вспомнить эти четыре гигантские проблемы, с которыми наш мозг вынужден справляться последние несколько миллионов лет (и, возможно, добавить в закладки эту страницу, если вы хотите время от времени обращаться к ней для нахождения точного искажения, которого вы ищете):
Для того чтобы не утонуть в информационной перегрузке, нашему мозгу необходимо просматривать и фильтровать безумные объемы информации и быстро, практически без усилий, решать, какие несколько вещей во всем этом на самом деле важны, и выдвинуть их на первый план. Чтобы построить значение из частиц и фрагментов информации, которые привлекают наше внимание, мы должны заполнить промежутки и сопоставить все это с нашими существующими ментальными моделями. Тем временем нам необходимо удостовериться, что все это остается относительно стабильным и максимально точным. Чтобы действовать быстро, наш мозг вынужден принимать решения за доли секунды, которые могли повлиять на наши возможности для выживания, безопасности или успеха, и вынужден быть уверен в том, что мы можем помочь вещам произойти.
И чтобы продолжать делать все это максимально эффективно, нашему мозгу необходимо помнить самые важные и полезные части новой информации и сообщать другим системам, так, чтобы они могли приспособиться и улучшиться со временем, но не более того.
Кажется довольно полезным! Какова же оборотная сторона?
В дополнение к этим четырем проблемам было бы полезно помнить то, что эти четыре истины о решении наших проблем имеют собственные проблемы:
Я оставлю Вас с первой частью этого небольшого стихотворения Эмили Дикинсон:
Эффекты психологии
Принципы, эффекты и феномены психологии
Лекция 2.
Основные принципы поведения:
1. Стремление к удовольствию, полезности [З. Фрейд, представители экономической психологии, и др.].
2. Стремление избежать неудовольствия, антиполезности, расходов [представители экономической психологии и др.].
Ограничивает эти два принципа принцип реальности.
В психологии эффект – это результат какого-либо действия. Ниже перечислены некоторые из них.
1. Эффект активации страха: если напугать человека негативными последствиями его поведения, то это подействует лучше, чем активация положительных эмоций.
2. Эффект аудитории: а) социальная фасилитация (облегчение деятельности) – повышение скорости, улучшение результатов и продуктивности в присутствии зрителей; б) социальная ингибиция (подавление деятельности) – ухудшение деятельности, мышления в присутствии наблюдателей. Вывод: работа будет идти лучше, если в коллективе существует хороший психологический климат и хорошие отношения между людьми.
3. Эффект Барнума: люди верят тем, кого они считают специалистами в данной области, в данном вопросе.
4. Эффект бумеранга: люди, получив информацию, советы, призывы, поступают наоборот. Он проявляется: а) когда подорвано доверие к источнику информации; б) нам не нравится человек, который является источником информации; в) когда информации устарела.
5. Эффект первичности:воздействие информации, полученной первой, т. е. по времени раньше другой, оказывается более сильным и продолжительным (для незнакомых объектов). Поэтому очень важно сразу произвести хорошее впечатление.
6. Эффект вторичности:воздействие информации, полученной последней, т. е. позже по времени, оказывается более сильным и продолжительным (для знакомых объектов).
7. Эффект ложного консенсуса: заключается в тенденции переоценивать распространенность каких-либо мнений, нежелательного и неэффективного поведения.
8. Эффект ложной информированности: заключается в тенденции считать, что все всё знают и без объяснений, объявлений, обучения и т.д., – как поступать в том или ином случае [А.Р.Трощий]. Поэтому нужно доводить до людей (в том числе исполнителей) ту информацию, которая нужна им для принятия решений о том, что можно и нужно делать, а что – нет.
9. Эффект ложной уникальности: заключается в тенденции недооценивать широкую распространенность, хороших качеств, правильного поведения.
10. Эффект однородности чужой группы: мы считаем, что члены чужой группы людей имеют более схожие потребности, характеристики и поведение, и они более сплочённые, чем мы.
11. Эффект плацебо: если человек убежден в том, что предлагаемое лекарство очень эффективно, он скорее будет выздоравливать.
12. Эффект простого нахождения поле зрения: это тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым людям после их неоднократного появления в поле зрения.
13. Эффект спящего: мы помним сообщения и другую информацию, но забываем источник. Так рождается бессознательный плагиат. Во избежание этого, все идеи нужно подавать начальству в письменном виде, а один экземпляр оставлять себе.
14. Эффект фасада: человек стремится представить себя и своё поведение таким, чтобы оно соответствовало нормам общества, получило одобрение окружающих.
15. Эффект хорошего настроения: когда человек в хорошем настроении, информация воспринимается и запоминается легче и лучше.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Психологические эффекты
Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики. Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.
В этой статье мы расскажем о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.
Итак, что же это за феномен – психологические эффекты?
Что такое психологические эффекты?
Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.
Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.
Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.
Эффект плацебо
Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.
Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.
Узнать подробнее об эффекте плацебо вы можете здесь.
Эффект Веблена
Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.
Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.
Больше информации об эффекте Веблена можно найти здесь.
Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, лучше, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончании экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.
Интересные данные об эффекте Зейгарник можно найти по этой ссылке.
Холодное чтение
Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать. Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных. В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние.
Яркий пример холодного чтения это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом». Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» лишь отточенный навык. Будьте бдительны.
Узнать подобнее о холодном чтении можно вот по этой ссылке.
Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.
Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.
Подобности эффекта Пигмалиона вы найдёте здесь.
Эффект Барнума/эффект Форера
Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.
В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д. Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя». Так что если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.
Узнать больше об эффекте Барнума можно здесь.
Эффект аудитории
Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни. С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.
Познакомиться с эффектом аудитории более подробно вы можете здесь.
Эффект последовательности
Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.
В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.
Более подробно прочитать об эффекте последовательности можно здесь.
Эффект Хоторна
Эффект Хоторна это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.
При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.
Больше интересных деталей об эффекте Хоторна вы найдёте здесь.
Эффект доктора Фокса
Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.
Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.
Узнать больше подробностей об эффекте доктора Фокса можно отсюда.
Эффект первого впечатления
Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.
При встрече с незнакомыми людьми обращайте внимание на то, как вы сами начинаете их оценивать: обращать внимание на особенности того, с кем общаетесь, эмоции, которые этот человек у вас вызывает. Наверняка вам знакома такая ситуация, когда при встречах с какими-то людьми, с которыми вы недавно познакомились, вы прокручиваете в памяти те «сведения», которые получили ещё при первой встрече. Если человек изначально вам понравился, то и относиться к нему впоследствии вы будете с симпатией. Если же он вам не понравился, то и ваше отношение к нему будет соответствующим. Появившееся ранее ощущение позитива или негатива будет сохраняться даже в случае противоположного поведения этого человека в дальнейшем. Кстати говоря, создавать первое впечатление человек может научиться специально: для этого нужно просто готовиться к встречам с незнакомыми людьми, а в процессе общения следить за собой: речью, поведением, внешним видом и т.д.
Больше интересных особенностей эффекта первого впечатления вы можете найти здесь.
Эффект очевидца
Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.
Проявление эффекта очевидца наглядно иллюстрируют различные сводки новостей о происшествиях, где сообщается, что люди, ставшие очевидцами трагических событий, не оказали никакой помощи пострадавшим. Возможно, и вы сами могли наблюдать ситуации, когда, например, человеку стало плохо в людном месте, и он упал, а толпа зевак, находившаяся рядом, просто продолжала наблюдать. Каждый мог помочь, но думал, что поможет кто-то другой. На самом деле, это проявление безразличия и бесчеловечности. Если вдруг вы станете очевидцем какого-то случая, не думайте, что помогут остальные, не оставайтесь безучастными, а поспешите на помощь пострадавшему. Быть может, вы спасёте чью-то жизнь. Не важно, как другие реагируют на ситуацию. Важно то, как отреагируете именно вы.
Интересная информация об эффекте очевидца находится по этой ссылке.
Эффект ореола
Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.
На деле эффект ореола может проявиться в работе или учёбе: если вы изначально зарекомендуете себя, как ответственного и добросовестного ученика, студента или работника, будете прилежно выполнять все задания, активно участвовать в учебном или рабочем процессе, вы, тем самым, создадите себе положительную репутацию, которая в будущем будет работать на вас. В дальнейшем вам могут простить небольшие погрешности в работе, невыполнение задания по каким-либо причинам, отсутствие на занятиях и т.п. Но стоит помнить о том, что злоупотреблять этим нельзя, иначе вы можете потерять свою репутацию. Старайтесь всегда и везде показывать себя только с лучшей стороны и проявлять только положительные качества. Именно это сослужит вам хорошую службу. Не нужно притворяться лучше, чем вы есть на самом деле, а стоит уделить внимание своим слабостям и постараться их искоренить, сделав себя более сильной личностью.
Узнать подробнее об эффекте ореола вы можете по этой ссылке.
Конечно же, рассмотренные нами психологические эффекты не являются единственными в своём роде. Подобных эффектов существует масса и все они уникальны и интересны. Психология, как известно, наука очень глубокая и обладает множеством особенностей и нюансов. Но эффектов, приведённых выше, должно быть достаточно, чтобы понять, что жизнь человека наполнена удивительными феноменами, а сама его личность – это предмет глубокого и тщательного изучения.
Желание разобраться в особенностях человеческой натуры – это повод не только к поиску и усвоению новых знаний, но и похвальное стремление стать лучше самим и сделать лучше свою жизнь. Развивайтесь, открывайте для себя новые грани человеческого бытия, аспекты своей личности и неповторимость природы человека!